Верхний баннер
18:36 | СУББОТА | 07 ДЕКАБРЯ 2019

$ 63.72 € 70.76

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

13:40, 05 июня 2019

Историк Дарья Вершинина о сериале «Чернобыль»: «Качественный художественный продукт, который, несмотря на все неточности, не получится назвать «клюквой»

4 июня состоялся релиз заключительной серии мини-сериала «Чернобыль» телеканала HBO. За короткое время фильм стал одним из самых обсуждаемых в интернете и соцсетях — почти сразу сериал занял первое место в рейтинге лучших телевизионных шоу по версии IMDb с оценкой 9,6 звезд. Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и историки отмечают высокую точность и почти «документальность», показанного на экране. Мнением о сериале поделилась и.о. заведующей кафедры всеобщей истории ПГНИУ, кандидат исторических наук Дарья Вершинина.

Сразу оговорюсь, что не являюсь специалистом именно по позднесоветскому периоду, а занимаюсь все-таки всеобщей историей, и помнить именно 1986 год едва ли могу, так как тогда мне было 4 года. Но удивительное дело: начав смотреть сериал, я как будто окунулась в свое детство конца 1980-х годов, и вот это чувство ностальгии, которое вдруг пробудил у нас американско-британский сериал, когда вдруг очень узнаваемой оказывается картинка, — это то, что и сделало этот сериал таким интересным для российского (постсоветского) зрителя.

При этом все мы понимаем, что очень сложно снять сериал про жизнь в другой стране другого времени так, чтобы совсем избежать исторических неточностей, и в «Чернобыле» они, конечно, тоже есть. Из самых явных — это, пожалуй, постоянное обращение друг с другу со словом «товарищ», пластиковые окна в домах Припяти, сцена с шахтерами и министром угольной промышленности.

И все же, это не мешает сериалу быть очень точным с первых же кадров. Когда мы видим квартиру Легасова: телефон, кухонные принадлежности, оправа его очков – все это кажется пришедшим прямо из 80-х. Прически и одежда делают британских актеров и актрис удивительно похожими на советских людей эпохи перестройки. Чтобы убедиться, достаточно включить запись «Песни года» того же 1986 года. Последний раз такое же ощущение ностальгии по детству настигало меня в Ельцин-центре в Екатеринбурге, где реконструирован советский магазин с пустыми полками на исходе перестройки.

Эта точность деталей позволяет создать правильную атмосферу для раскрытия истории о страшнейшей технологической аварии, которая произошла в XX веке. Сложнее всего оценивать с точки зрения достоверности последнюю серию, потому что именно в ней сценарист и режиссер допустили максимальное количество отступлений от исторической действительности. Мы знаем, что ни Легасова, ни Щербины не было на суде, поэтому на нем не произносилась эта эмоциональная речь академика про истинные причины взрыва, по поводу которых, кстати, нет единого мнения. Что же касается других серий и других повествовательных сюжетов, то многие из них являются достоверными.

Самое большое впечатление на меня произвела экранизация реальной истории Людмилы Игнатенко, с которой все знающие люди знакомы по «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич. В то же время «Чернобыль» — это не документальный фильм, поэтому настоящие личные истории используются авторами сериала для того, чтобы на их основе снять качественный художественный продукт, который ни в коем случае, несмотря на все неточности, не получится назвать «клюквой». 

Фото: из личного архива Дарьи Вершининой


Обсуждение
10967
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.