Верхний баннер
17:59 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:34, 27 мая 2021

Светлана Федотова о жизни и смерти пермского художника Михаила Павлюкевича

Писатель, журналист Светлана Федотова о жизни и заслугах пермского художника Михаила Павлюкевича, о его выдающимся вкладе в архитектуру Перми.

Светлана Федотова о жизни и смерти пермского художника Михаила Павлюкевича
Фото: фэйсбук Светланы Федотовой
 
Мы редко встречались с Михаилом Павлюкевичем. Но мне было приятно знать, что в Перми живет великий художник. Теперь его не стало.
 
По-настоящему мы с ним беседовали только один раз, для статьи в журнал, семь лет назад. Потом только здоровались в галерее «Марис-арт», которую он выбрал в качестве «придворной» и которой был верен до последнего вздоха жизни — теперь это очевидно. Прощайте, Михаил Георгиевич. Пусть небесные ангелы в чистой земле поют вам дивные песни и пусть там будет вдоволь холстов и красок.
Соболезнования родным и всем нам, осиротевшим.
 
Ниже — нарезка из нескольких статей о Михаиле Павлюкевиче, которые выходили в разных изданиях.
 
«Прогулка вдвоем», - так называлась выставка Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, которая прошла давным-давно в пермском Доме художников. С тех пор прошло много других выставок, с другими красивыми названиями, но их прогулка вдвоём продолжается - она давно их образ жизни, с момента встречи. - Сначала я полюбила его картины, - говорит Ольга, - а потом его. Михаил же, в большинстве своём молчит.
Как говорит Татьяна Пермякова, владелица галереи «Марис-арт», где много раз выставлялись работы художников: - Первое слово Михаил говорит лет через пять после знакомства. Да и к чему слова, когда у художников в руках есть такой мощный рупор, как работы. Ими они и говорят. Причем, тандем Павлюкевич-Субботина умеет заставить зазвучать пространство! Это вообще почти невозможное дело и редкий дар, поэтому их часто приглашают составлять выставки, то есть работать в качестве экспозиционеров. Одна из последних их работ - выставка современной графики Перми «Живая пустота», которая сейчас проходит в музее современного искусства ПерММ. Только вдумайтесь – нужно было составить множество работ разных авторов так, чтобы возникло ощущение живой пустоты! И всё получилось!
 
- Сейчас стало намного проще, - говорит Ольга, - появились рабочие, которым можно поручить что-то. А раньше сам везёшь, сам делаешь рамки, сам поднимаешь-спускаешь по лестнице… Керамисты Инна Рогова и Наталья Корчемкина рассказывают, как в 1990-е годы им дали под персональную выставку залы Дома художников. Приехали они туда со своими работами и беспомощно огляделись: абсолютно непонятно, что же делать, как же расставить работы! Но тут пришел Михаил Павлюкевич, подтянулись другие художники, и всё встало на свои места.
- Раньше с кем дружишь, тому и оформляешь выставку, - добавляет Михаил.
 
Фото: выставка в рамках биеналле УРАЛГРАФО/ВКонтакте (Михаил Павлюкевич)
 
Дело в том, что раньше пермские художники жили одной семьей. Одно время, Михаил и Ольга даже входили в объединение, которое так и называлось - СемьЯ: семь художников художников ходили вместе на сплавы, ездили на этюды, помогали друг другу. По сути, это и было семьей, товариществом. Теперь изменилось все: не только отношения между людьми, но даже направления в живописи - те, которые раньше были востребованы, теперь никому не нужны. Государство всех бросило, льгот никаких нет, заказов тоже. - Каждый стал жить так, как может, - говорит Ольга, имея в виду, что кто-то с головой ушел в коммерцию и пишет то, что продаётся. А что делать? Нужно кормить семью. Ольга и Михаил - одни из немногих пермских художников, которые имеют возможность и счастье писать то, что считают нужным, не думая о продажах - имя и положение им это позволяют. Начнем с того, что недавно они вернулись из Черногории, где жили и работали почти 3 месяца, а закончим тем, что выставки у них регулярно проходят везде, в том числе в Москве. У них свой, непохожий ни на кого язык и потому и коллекционеры и искусствоведы очень ценят их работы. Это тем более приятно, что оба они - самая что ни на есть «пермская косточка». (…)
 
Родители Михаила работали на «Мотовилихинских заводах». Папа был сначала небольшим начальником, потом большим - его перевели в Усть-Катав возглавлять большой завод. После его инфаркта семья вернулась в Пермь
 
– Михаил Павлюкевич заканчивал 112 мотовилихинскую школу. В те годы в Пермской галерее работал художественный кружок, который для многих детей, которые через него прошли, стал путёвкой в жизнь, а вернее, выбором Пути. Но чтобы вступить на него, Михаилу пришлось выполнить обязательную программу: он закончил строительный факультет ППИ, отработал положенные тогда три года и только тогда со своими друзьями из кружка махнул в Питер. И все они – четверо! - поступили в Мухинское училище. Обратно, по окончании, вернулся один Михаил. - В Перми очень хорошо готовят к поступлению в художественные ВУЗы, - говорит Михаил, - там целая колония пермяков есть. Но очень немногие возвращаются обратно - из 50 человек разве что 2-3. Он знает, о чем речь. Он сам преподавал в ДК Ленина - там была когда-то прекрасная художественная студия. В Перми Михаила Павлюкевича ждало множество работы, такой, о которой можно только мечтать - реконструкция ТЮЗа, интерьеры дворца пионеров, интерьеры кино-концертного зала «Родина», экспозиция выставки деревянных богов в ПГХГ - кажется, по-другому они сидеть не могут, но так их разместил именно Михаил…. А потом настали 1990-е годы, очень весёлые, очень свободные и совсем безденежные - заказов не было ни у кого.
Фото: выставка в рамках биеналле УРАЛГРАФО/ВКонтакте (Михаил Павлюкевич)
 
Михаил&Ольга
 
Но они уже тогда были вместе, началась их прогулка вдвоём и всё было нипочём. Тем более, что жизнь их прибила к ДК Гагарина и там они оформляли ёлки, интерьеры к корпоративным и общероссийским праздникам.
 
- Мы могли делать всё, что хотим, - говорит Ольга, - нам доверяли и у нас были все возможности осуществлять задуманное. Но время менялось и постепенно, шаг за шагом Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина вошли в свою реку - стали ведущими участниками художественного процесса страны. В их художественном тандеме Павлюкевич - Субботина, Ольга всегда идёт как бы вторым пилотом, штурманом, в то время, как командир корабля, безусловно, только Михаил. Но это только на первый взгляд. Они – команда, два Мастера на прогулке, пришедшие сюда чтобы сделать мир лучше. (…)
 
Художник Михаил Павлюкевич – из породы гениев. Ведь что такое гениальность? Создать то, чего до тебя не было, нечто такое, что не вытекает из имеющегося.
Никто и никогда так не смотрел на мир, как Михаил Павлюкевич и потому не мог так его изобразить. Ведь что главный предмет его живописи? Архетипы! Именно потому его картины так волнуют и берут за живое.
По сути, он уловил глубинную музыку, причем не только Перми. Он увидел душу мира и сумел ее изобразить. Вот поэтому у работ Михаила Павлюкевича такой неизменный успех в профессиональной среде. Оттого его картины столичные кураторы постоянно выдергивают на международные и общероссийские выставки - ему, вместе с женой, художником Ольгой Субботиной, чуть ли не единственным из Перми, удалось органично вписаться в художественный процесс страны. Локтями не пихались – сами пришли и все дали.
При этом, Михаил Павлюкевич – плоть от плоти Перми, «рабочая косточка» из Мотовилихи. (…)
Да, Павлюкевич и Субботина не пошли на баррикады культурной революции, которая несколько лет назад отгремела в Перми, хотя обе стороны тянули их в свой стан. Горячие пермские головы тогда даже называли их предателями, за участие во «враждебных» проектах. Но волна схлынула, пена тоже, а настоящее искусство - вечно.
 
О чем жалеет Михаил Павлюкевич? О том, что не удался проект «Киноконцертный зал «Родина», на месте которого теперь торговый центр «Колизей». Михаил год работал над его интерьерами. Еще было разочарование с новым дворцом пионеров – столько было для него всего сделано, а до осуществления дошло совсем немного. Но зато остальные проекты были удачны: и реконструкция ТЮЗа, и музей Славянова, но самый знаменитый – экспозиция деревянных богов в Пермской художественной галерее.
 
Фото: Михаил Павлюкевич «Коллекция 1. Пермские боги» (ВКонтакте)
 
Пермские боги – отдельная тема, по сути, красная нить в творчестве Михаила Павлюкевича. В детстве он ходил в изостудию при галерее - класс располагался как раз в этом зале. Затем довелось делать их экспозицию и вообще, много сотрудничать с галереей. А потом пермские боги прорвались, другого слова не скажешь, в картины художника.
 
Чего не хватает художнику? Тонких зрителей, компетентного разговора об искусстве. “Хочется найти отклик”, - говорит он. Отклик есть, конечно. Его ценят самые знаменитые российские искусствоведы, любят коллекционеры со всего мира, уважают в профессиональном мире. Настоящих ценителей мало, но тех, кто проникает в глубины, всегда немного.

Обсуждение
14711
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.