Верхний баннер
17:27 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:16, 03 августа 2021

Наиля Аллахвердиева о логотипе к 300-летию Перми

Директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева поделилась с читателями мыслями о создании логотипа к 300-летию Перми по мотивам письма к чиновникам, датированного 20 мая 2018 года, в котором указывались критерии разработки фирменного стиля города.

Наиля Аллахвердиева о логотипе к 300-летию Перми

Поскольку Никита Семенов написал пост о том, что логотип юбилея все еще не разработан, и теперь нам в помощь нейросеть от Гавра, хочу поделиться выдержками из письма от 20 мая 2018 года действующим тогда чиновникам о логотипе "295-летия", прошло 4! года, воз и ныне там...
 
Письмо написано человеческим языком и для кого-то может показаться слишком простым и наивным, на самом деле, там были подняты все вопросы, которые надо было проанализировать, чтобы двигаться дальше. Потому что главный вопрос фирменного стиля юбилея - не в дизайне логотипа вообще. Давайте скажем честно - у нас нет концепции и скорее всего не будет. Поэтому переживать о том, какой будет фирменный стиль наверное не стоит совсем....
 
"Сразу оговорюсь, что анализ эмблемы я делала совместно с Эркен Кагаров, возможно с какими-то вещами можно не согласиться, но т.к. я не была внутри проекта, смотрю на него снаружи и описываю внешнюю ситуацию.
 
1. Критерии оценки.
Какие бы полярные оценки сейчас не появлялись у разных общественных групп, авторов и заказчиков к ним невозможно относится серьезно, потому что нет критериев оценки.
Когда мы определим критерии, тогда можно будет формулировать что хорошо, а что плохо.
В отсутствии критериев - неважно какой результат, все хорошо.
Критерии невозможны без сформулированной стратегии празднования, концепции, целей и задач. И я имею ввиду не дизайн, а общие задачи юбилея.
Поэтому в ситуации когда никаких конкретных задач нет кроме визуализации слогана "Без пяти триста", то может быть что угодно. Если можно все что угодно, значит и говорить можно о чем угодно и каждое высказывание верное.
 
2. Цели
Совершенно не понятно, какая цель у празднования юбилея, что в результате должно произойти к городским сознанием, что люди должны понять о себе и о городе. Ощущение, что задачи обычного дизайна самодостаточны, иллюстративны и просто визуализируют слоган, цифру триста, часы и медведя. Куда мы все вместе движемся отмечая юбилей - непонятно. А это неправильно, т.к. любой праздник важно использовать для разговора о будущем и пробуждении социальных амбиций на проектирование этого будущего.
Поэтому если неважно куда идти, то все равно куда придем, но нужно согласится, что это очень рискованная стратегия.
"— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
— только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти."
 
3. Стейкхолдеры
Хорошо бы их сразу на старте определять базовых стейкхолдеров и понимать как с ними работать в случае конфликтов. Конфликтами хорошо бы управлять еще на старте проектирования
Дело не том, что "всегда есть недовольные", а в том какие "довольные" нам нужны и как они будут выражать свое удовлетворение, на кого мы ориентировались когда создавали этот стиль? Сейчас есть активная критика, но я пока не видела ни в одном месте активного восторга по поводу разработанной эмблемы. Ну т.е. есть ли подобные оценки? Кто-то хоть написать "круто!"?.
 
4. Идентификация
Важно чтобы стиль праздника влиял на идентификацию, прежде всего потому что на это идут бюджетные/народные деньги и важно, чтобы людям была какая-то польза от всего этого. Польза - подчеркивание идентичности или проявление уникальности.
Когда это праздник в Монголии, это не то же самое, что праздник в Финляндии.
Кроме медведя, никакой больше привязки нет. При этом это не совсем пермский медведь. Таких медведей много в стране и мире. И стоит задавать вопрос - чем пермский медведь должен отличаться от уральского, берлинского и т.д. Есть ли у него какое-то характерное отличие? И что кроме медведя может это быть? Образы, ощущения?
 
5. Пластический язык
Чаще всего у юбилеев городских много задач - одна из них - праздник, создание настроение, чтобы отвлекать жителей от рутинного хода событий, показывать что это что-то нестандартое.
Для этого естественно используется определенный пластический язык.
Почти всегда праздник происходит в городах и графика должна иметь развитие. И эта эмблема должна иметь возможность развития.
Цвета приятные, но почему именно эти тоже не очень понятно, хорошо когда цвет имеет какое-то символическое значение или смысловую привязку к чему-либо
К возможностям развития в стиль у эмблемы - кроме того, что все может быть отрисовано от руки и шрифта - ничего нет.
 
6. Нарратив
Безусловно без пяти триста это лучше чем 295. С другой стороны это все же не "пять шагов до столетия", поэтому в комментариях появляются шутки и про 300 грамм и про то, что пятерых потеряли.
Медведь в круге времени - вызывает ассоциации с "белкой в колесе" и открывает перспективы для критики пермских "замкнутых кругов" и рутины жизни. Конечно есть и образ более мифологичный, который можно представить, это зверь идущий сквозь время и в этом есть что-то тотемическое и прекрасное, но в сочетании с мультяшным фиолетовым медведем и солнцем апельсином это превращается в шутку, монументальность теряется.
Вообщем ироническая реакция на эмблему это неплохо наверное, в этом плюс, он живой. Но может тогда, если слоган так важен, может и не надо ничего рисовать, просто оформить слоган в виде текста.
Что касается предыдущего логотипа с шариками. Шарики были красивые, но вот черные силуэты людей в контрасте с шариками выглядели как злая шутка в целом.
 
7. Шрифт
Шрифт - довольно странный. Вроде бы есть обращение к революционному фарфору. Не понятно почему. Революционный фарфор - это отдельная история, почему это здесь - не понятно. Намек, что нужна революция, или что она уже прошла?
И выбор этого шрифта в эмблеме опять же говорит о том, что у проекта не было цели.
 
8. Городская среда
Ключевой минус: самое главное, что эмблема должна город украшать, яркое пятно, красивая форма. В Перми много хаоса, мусора, шума и эта эмблема только его добавит. И если говорит про коммуникацию - нет ни одной ровной линии, которые опять же в наших кривых пространствах очень важны.
Все шершавое, горизонтали нет, вертикаль еще не появилась, она только через 5 минут будет. Все наклонено.
 
9. Качество
Есть у рекламистов хорошая проверка, где определяется хорошая концепция или плохая. Если эта реклама может подойти конкуренту, значит это плохая реклама. Если нет - хорошая. Без пяти 300, без пяти 400 может быть у каждого города. Слоган должен раскрывать уникальность пермского праздника.
Лого не раскрывает тему города, он может быть и у библиотеки и у музея и у завода
Уникальности нет ни в слогане, ни в картинке.
Ну и непонятно для кого он, для консерваторов - слишком шабутной, а новатором кажется архаичным, старомодным, это было хорошо лет 10 назад, сейчас уже нет. Если ставить оценку, то получилось в районе 6. Лучше чем средне, но это плохо, т.к. нужно делать хорошо, на 8-9.
 
10. Свежий пример
В аттачменте примеры стиля 400-летия Новокузнецка, делали местные дизайнеры. Опыт коллег говорит о том, что необходима только формулировка задач - профессионалы сделают хорошо!
Из важных инструментов - сайт, можно посмотреть как он устроен. Его можно сделать чуть компактнее конечно, но все равно у Перми даже такого нет, хотя мы супер-крутой город с легендарной историей.
Ребята лого создали за 3 года до юбилея и начали с ним работать. Ну т.е. это можно начать делать хоть и за 5 лет и за это время хорошо все прокачать и включить весь город в процесс, чтобы город стал как одна команда. В аттачменте также есть трацицонная эмблема юбилея и можно почувствовать разницу.
 
11. Рабочая группа
Я понимаю что этот год мы уже ничего не поменяем, но надо тогда сразу готовиться к 300-летию.
Думаю нужно создать рабочую группу по проекту юбилея и пригласить в нее профессионалов, может быть как раз и ребят из Новокузнецка прочитать нам лекцию и Эркена Кагарова. Потому что главное разобраться в самом начале как надо сделать правильно, дизайн потому будет не сложно делать.
 
Обнимаю
Наиля."
 
Ниже примеры из Новокузнецка было/стало.
Можете сравнить и почувствовать разницу...
                                              Было                                                   Стало
                                               А это Пермь

 

 


Обсуждение
19636
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.