Программы / Утренний разворот
04.10.2007 | 22:00
Воспоминания об учителях. Пермяки отвечают на вопросы ЕГЭ по истории
Воспоминания об учителях. Пермяки отвечают на вопросы ЕГЭ по истории
Здравствуй, Пермь! Мы сегодня посвящаем «Разворот» Дню учителя. Сейчас попытаемся вместе с вами сдать экзамен по истории, вернее, ЕГЭ по истории.
Роман Попов:
И вообще поговорить про ЕГЭ, про то, что должны делать учителя: воспитывать или просто читать предметы…
В.Д.:
Нет, вот все-таки давай попытаемся…
Р.П.:
Мы начнем с ЕГЭ.
В.Д.:
Зададим восемь вопросов, попробуем на них ответить.
Р.П.:
Давай.
В.Д.:
На самом деле ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения – провел очередной опрос, по которому выяснилось, что лишь 2% взрослых россиян сдали бы экзамен по истории на «отлично». Значит, изначально ВЦИОМ спрашивал вообще, какой интерес к истории проявляют жители России. Так вот, значит, 7% интересуются, читают книги по истории, смотрят исторические фильмы, посещают музеи. Треть опрошенных – это 32% - интересуются время от времени. Не проявляют интерес к этой теме 54% респондентов. Среди них 36% опрошенных отмечают, что в школе, институте интересовались отечественной историей, теперь у них просто на это нет времени и особого желания. 18% никогда не интересовались историей страны. Значит, респонденты, которые старше 60-ти, они, в общем, чаще интересуются этой тематикой – таких 12%. Молодые – всего 5-8% интересуются историей страны. Ну что ж, давайте попробуем поотвечать на те вопросы, которые задавал ВЦИОМ россиянам. Это вопросы, взятые, значит, из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007-го года по истории для 11-х классов школы. Телефон прямого эфира 261-88-67. Эфирное ICQ 404-582-017. Призы не раздаем, просто попытаемся ответить. Тебя будем экзаменовать?
Р.П.:
Давай.
В.Д.:
Значит, спрашивал ВЦИОМ, что в XVI - начале XVIII века называлось «приказами»? Это рассылаемые царём указы, это органы центрального управления или это решения Земского собора или распоряжения Боярской думы. Как ты считаешь? И заодно наших радиослушателей попробуем поэкзаменовать.
Р.П.:
Нам пишут по ICQ: «Решения Земского собора». Так же нам по ICQ отмечается… знаешь кто, наш старый друг с тобою, Олег Коневских. Он пишет нам: «Очень многие журналисты окончили педагогические вузы. Особенно много среди наших коллег историков. Теперь, кстати, большинство продолжает учительскую работу, лишь косвенно натаскивая молодых репортеров и публицистов во время практики». У нас есть телефонный звонок.
В.Д.:
Слушаем вас. Здравствуйте.
Слушатель:
Доброе утро. Ну, приказы – это, конечно, органы управления, аналог нынешних министерств.
В.Д.:
Отлично. Вы, в общем, попали в небольшинство, к сожалению, россиян. Так ответили 23%. 27% россиян посчитали, что это рассылаемые царем указы.
Р.П.:
Как вас зовут?
Слушатель:
Владимир.
Р.П.:
Владимир, и раз уж вы нам дозвонились, давайте узнаем у вас следующий момент. Для вас День учителя – это вообще считается каким-то знаковым днем, памятным, может быть? Вы вообще помните, что сегодня День учителя?
Слушатель:
Ну вот, к сожалению, только сейчас вспомнил. Ну, в принципе, да, конечно. Но я довольно давно школу окончил, в 73-м году. Учителя разные были. Некоторые – даже сейчас и не помнишь, как звали, а некоторые, особенно, кстати говоря, учительница истории, которая, ну, к сожалению, я тоже уже забыл, как ее зовут, но она учила нас где-то в 5-6 классе. Причем рассказывала настолько интересно, что когда звенел звонок, мы отказывались уходить из класса. Вот это я хорошо помню.
Р.П.:
Ясно, ясно, Владимир, спасибо вам большое…
Слушатель:
Можно еще небольшое замечание?
В.Д.:
Конечно.
Слушатель:
Вот знаете, меня всегда поражало, как наше общество не усваивает, что ли, уроки истории. Вот я помню, когда началась перестройка, сколько ведь писали в толстых журналах, выступали публицисты, то есть, казалось бы, всю эту нашу советскую историю осветили буквально до мельчайших деталей. И вот проходит с того времени лет 15, и сейчас, например, в откликах на какие-нибудь фильмы, там типа вот Солженицына поставили «В круге первом», люди поражаются: ах, как нам открыты глаза, и прочее. Так это же было все известно. Получается так, что у нашего народа в одно ухо влетает, а в другое вылетает. К сожалению, так.
В.Д.:
Ну, это совпадает, опять-таки, с данными ВЦИОМа. Там ведь, мы же сказали только что, что 54% россиян вообще не проявляют интереса к теме отечественной истории.
Слушатель:
Ну, тогда все пылали.
В.Д.:
Ну, видимо, не все. Может быть, нам это просто казалось. Спасибо, Владимир, за ваш звонок. Продолжаем некий урок истории, некий экзамен по ЕГЭ, опираясь на данные ВЦИОМа. И опять-таки задаю вопрос. В каком веке Россия была провозглашена империей? – спросил ВЦИОМ у россиян. Варианты ответа: 16-й, 17-й, 18-й, 19-й.
Р.П.:
Здравствуйте. Алло.
Слушатель:
Здравствуйте.
В.Д.:
Как вы считаете?
Слушатель:
В 18-м веке.
Р.П.:
В 18-м веке. Может быть, вспомните…
Слушатель:
1721 год.
Р.П.:
Отлично.
В.Д.:
Вот вы попали в большинство, на самом деле. Так ответили 28% россиян. 24% россиян посчитали, что это 17-й век.
Р.П.:
Как вас зовут?
Слушатель:
Михаил.
Р.П.:
Давайте, расскажите немножко. Вас что-то связывает с Днем учителя?
Слушатель:
Ну, я в школе учился.
Р.П.:
Ну, это понятно, как и всех. Может быть, вспомните своих учителей?
Слушатель:
Ну да, в принципе, я помню учителей нескольких. Вот первого учителя, конечно, потом учителей истории в основном, потому что я ей интересуюсь. Ну, и классных руководителей некоторых.
В.Д.:
Михаил, скажите, вот самое яркое впечатления о школе позитивное и самое яркое негативное?
Слушатель:
Так, ну… Их много как бы было. Вот самое яркое, значит, 1-ое сентября в первый раз…
В.Д.:
Это позитивное?
Слушатель:
И выпускной вечер.
В.Д.:
Это позитивное или негативное?
Слушатель:
Это позитивное.
В.Д.:
А негативные навскидку, прямо вот не думая?
Слушатель:
Нет, не скажу. Они были, конечно, но как бы не настолько яркие.
В.Д.:
То есть, не остались в памяти?
Слушатель:
Нет, они остались, но я предпочитаю не вспоминать.
В.Д.:
Хорошо. Спасибо, Михаил, за звонок. Продолжаем идти по опросу ВЦИОМа. Следующий вопрос, который задавали россиянам, вот по опросу ВЦИОМа. Освобождение крестьян от крепостной зависимости относится к царствованию: Николая I, Николая II, Александра II или Александра III? Вот такой вопрос задал ВЦИОМ россиянам. И соответственно, мы задаем его вам, уважаемые земляки, дорогие радиослушатели «Эха Москвы». Может, попытаемся тоже ответить.
Р.П.:
Вот тут меня удивляет знаешь что, я смотрю сейчас на статистику, я виду, что большинство опрошенных ответили все-таки правильно, и это, наверное, хорошо.
В.Д.:
Посмотри, сколько ответили правильно и сколько затруднились ответить.
Р.П.:
Вот это вот меня и пугает, что пункт «затруднились ответить» ровно такой же, как и количество правильных ответов. У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.
Слушатель:
Доброе утро. Меня зовут Ольга.
В.Д.:
Ольга, итак, освобождение крестьян от крепостной зависимости относится к царствованию ...
Слушатель:
Александра II.
В.Д.:
Александра II, это помните. С вами согласилось 34% россиян.
Р.П.:
Ну, а затруднились ответить 33% россиян, что, собственно говоря, примерно поровну получается. Ольга, расскажите немного о своих учителях.
Слушатель:
Наверное, я бы ничего хорошего о своих учителях не рассказала. Наверное, в силу того, что учительская профессия оплачивается плохо, но стабильно из государственной казны, в школы идут (нет, это только мое мнение) идет всякий сброд, который считает, что для работы с детьми ничего не нужно, кроме педагогического образования. И мои впечатления о моих учителях, которые учили меня, это были большей частью мерзкие, скучные тетки, по-другому не назовешь. Нет, на самом деле были вполне вменяемые учителя, которых я, допустим, сейчас вспоминаю с удовольствием. Но в основном ничего хорошего об учителях мне на ум не приходит. Я очень надеюсь, что когда будет учиться, допустим, мой сын, у меня будет больше, скажем так, рычагов давления, управления, чтобы обезопасить его от влияния такого вот учительского сброда.
Р.П.:
Ну скажите, ведь благодаря каким-то учителям вы помните про Александра II?
Слушатель:
А, да, у нас была замечательная преподавательница истории, Вера Вячеславовна, она сейчас учитель 133-й школы, если не ошибаюсь. Вот. Ей я передаю просто пламенный привет, ее поздравляю.
В.Д.:
Спасибо, Ольга, за ваш звонок. Все-таки не все негативное есть, оказывается, и в вашем школьном воспитании. Были и позитивные моменты. Следующий вопрос ВЦИОМа, я сразу к нему перехожу. В XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли, – спросил ВЦИОМ, – диссидентами, еретиками, раскольниками или нигилистами? Есть уже, видимо, ответ. Здравствуйте.
Слушатель:
Добрый день. Здравствуйте. Это Бессонов Алексей Борисович. Вы знаете, вот учителем Александра Македонского…
Р.П.:
Нет, Алексей Борисович, стоп. Мы вам задаем вопрос по истории. Слушайте внимательно. Слава, повтори.
В.Д.:
В XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли: диссидентами, еретиками, раскольниками или нигилистами?
Слушатель:
Нигилисты, конечно.
Р.П.:
Нигилисты.
В.Д.:
Таких, как вы, россиян оказалось 33%, которые так ответили. При этом опять-таки 32%...
Р.П.:
Затруднились ответить.
В.Д.:
Не вспомнили, как называли… Почему нигилистов называли нигилистами.
Р.П.:
А теперь, Алексей Борисович, собственно, вам слово.
В.Д.:
Видимо «Отцы и дети» им не знакомы.
Слушатель:
Так вот, учителем Александра Македонского был Аристотель, автор «Формальной логики». Карамзин, автор «Государства российского», воспитывал, так сказать, русскую императорскую семью и так сказать и так далее. Я к чему это хочу сказать? Что вот действительно, уверяю вас, что ну, к сожалению, вот то, что мы пережили в 90-ые годы, страшные годы, но на самом деле все, конечно, закладывается в человека в школе. Поэтому это очень важная профессия.
В.Д.:
Вот, хотелось бы у вас спросить: самое яркое позитивное впечатление от школы и негативное впечатление от вашей школы.
Слушатель:
Ну, я вырос в таком рабочем районе, очень так сказать… Нет, нормальная была школа, очень достаточно, надо сказать, приличная и так сказать возились с нами и так далее. Но вот мой процесс формирования он прошел в армии. То есть я вот, так сказать, полностью сформировался, может быть, и получили и положительные, и отрицательные качества именно в армии, вот поэтому я думаю, что это там.
В.Д.:
Ладно, спасибо огромное Алексей Борисович. Значит, продолжаем, и как раз к армии переходим. Следующий вопрос ВЦИОМа звучал так… Это не вопрос ВЦИОМа, конечно же, это варианты демонстрационного ЕГЭ за 2007-ой год по истории.
Р.П.:
Нет, ну задавали-то ведь люди из ВЦИОМа на улицах?
В.Д.:
Ну да, задавали люди из ВЦИОМа. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 18-го года, что случилось: Наполеон разбил русские войска…
Р.П.:
812-го года.
В.Д.:
Да, 812-го. Я так и сказал.
Р.П.:
Ты сказал 18-го.
В.Д.:
18-го? Извиняйте.
Р.П.:
1812-го года, конечно.
В.Д.:
Наполеон разбил русские армии по отдельности, французская армии захватила Киев - варианты ответа, - французская армия подошла к Санкт-Петербургу, русским армиям удалось соединиться под Смоленском. Более сложный такой вопросик.
Р.П.:
Да ничего сложного в этом вопросе нет. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812-го года.
В.Д.:
Что случилось: Наполеон разбил русские армии по отдельности, французская армия захватила Киев, французская армия подошла к Санкт-Петербургу, русским армиям удалось соединиться под Смоленском?
Р.П.:
У нас есть телефонный звонок.
В.Д.:
Да, слушаем вас, здравствуйте. Так что же случилось?
Слушатель:
Алло. Здравствуйте. Русским армиям удалось соединиться под Смоленском.
Р.П.:
Отлично, отлично.
В.Д.:
Как вас зовут?
Слушатель:
Ирина.
В.Д.:
Ирина, ну, таких как вы оказалось действительно очень много, 43% россиян.
Слушатель:
Я рада.
В.Д.:
Вот, а затруднились ответить 33%.
Р.П.:
А вообще очень хорошо, что наши слушатели, дозваниваясь, отвечают с первого раза, отвечают правильно. По крайне мере это говорит об интеллектуальном уровне наших слушателей. Потому что вот такие вопросы - это же базовые вопросы, они очень просты. На них должен ответить любой взрослый человек. Это такие основополагающие понятия. Ирин, давайте немножечко повспоминаем школу, вашу школу. Какие у вас есть впечатления от ваше школы, ощущения, каких учителей запомнили?
Слушатель:
Ну, на самом деле моё самое яркое воспоминание, наверное, как и у многих, это первое сентября. Правда оно случилось не в Перми, а на Рязанщине, где я пошла в первый класс. А вот что касается вообще моих воспоминаний об учителях, я, наверное, соглашусь с девушкой, которая звонила перед этим, о большинстве мерзких теток, к сожалению.
В.Д.:
Ну, ладно. Спасибо, конечно, за звонок. Р.П. Нет, почему же, почему же, почему же. Давайте так… Вот сейчас нам звонила Ольга, да, она, в принципе, обосновала свою точку зрения про большинство мерзких теток, она сказала. Давайте расскажите вы немножечко.
Слушатель:
Ну, я, в принципе, тоже могу это обосновать. Мне кажется просто, что к ученикам нужно относиться с большим уважением. И учитель должен быть заинтересован в детях, давать им больше, чем он знает. На самом деле, ведь важно не научить ребёнка, не дать ему какую-то информацию, а заинтересовать его, чтобы он сам дальше мог думать, искать то, что ему нужно. Вот мне кажется, по крайней мере, в моей школе больше были заинтересованы в том, чтобы дети не шалили и отвечали на вопросы, которые им задают.
Р.П.:
Ну и тем не менее, наверняка, у вас есть впечатления об учителях, которые выпадали из этого общего ряда? Или нет?
Слушатель:
Нет, к сожалению.
Р.П.:
То есть у вас все учителя вот были примерно такими же? Большинство мерзких теток?
Слушатель:
Да, к сожалению. К сожалению это так.
В.Д.:
Переходим к следующему вопросу…
Р.П.:
Подожди, можно я зачитаю несколько сообщений по ICQ, они всё равно приходят. «А моя классная руководительница танцевала в балете «Толстых» Панфилова. Её креативный подход к обучению дал свой результат. Класс был дружен и сплочен. Учились хорошо». Это сообщение по ICQ. Оппонируют с нашими телефонными, скажем так, слушателями, наши Интернет-слушатели. «В таком случае родители должны воспитывать уважение к учителю».
В.Д.:
Понятно.
Р.П.:
То есть для того, видимо, чтобы не было ощущения большинства мерзких теток. Я даже не буду сейчас спорить. Следующий вопрос.
В.Д.:
В общем, дальше, идём дальше по опросу, который проводил ВЦИОМ. Я задаю следующий вопрос нашим радиослушателям, попытаемся тоже на него ответить все вместе. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банка, транспорта и так далее, осуществленный в советской России в 1917-18-ом году называется: национализацией, приватизацией, социализацией или инвентаризацией.
Р.П.:
Но вот тут меня, конечно…
В.Д.:
Ну тут чем ближе мы подходим…
Р.П.:
Да, тут цифры меня уже начинают радовать.
В.Д.:
…подходим к нашей современной истории, тем лучше отвечают.
Р.П.:
Причем я даже могу пояснить почему. Все дело в том, что вот эти пункты, о которых сейчас идёт речь, вот эти исторические периоды, они изучались уже, естественно, в более старших классах.
В.Д.:
Да и лучше память просто.
Р.П.:
Поэтому крепче запоминались, внимательнее человек сидел на уроке. Д и в конце концов, вот я могу ручаться как минимум за себя, чем ближе исторический период к современности, тем мне было, например, интереснее учить историю. Мне было интереснее, все-таки история недавняя.
В.Д.:
Давай ещё раз телефон нашего прямого эфира напомню 261-88-67.
Р.П.:
Если вы не знаете, что такое национализация, приватизация, социализация или инвентаризация, в общем-то, это, собственно, ваш…
В.Д.:
Ну что, ты отвечай тогда, раз наши радиослушатели растерялись.
Р.П.:
Дело в том, что я не верю, что наши радиослушатели растерялись, потому как даже по данным ВЦИОМа, хотя в последнее время меньше всего я им верю, тут 53% людей…
В.Д.:
53%, да, ответили правильно. Ладно, проскочим этот вопрос.
Р.П.:
Хорошо.
В.Д.:
действительно, все это называлось, естественно, национализацией. Таковых россиян, которые знают это, было 53 %. И затруднились ответить почему-то 18. Странно.
Р.П.:
У нас тем не менее появился телефонный звонок. Усеем его сейчас принять. Здравствуйте. Алло.
В.Д.:
Нет телефонного звонка.
Р.П.:
Хорошо. Слав, давай не будем пока задавать следующий вопрос. Предлагаю подвести некие промежуточные итоги. У нас впереди еще несколько вопросов от демонстрационного курса ЕГЭ 2007-го года по истории, которые задавал ВЦИОМ. Пока подводим промежуточные итоги. Смотрите, вот такая у нас штука получается. У нас как минимум две слушательницы заявили, что об учителях у них впечатления, как такие… Большинство мерзких теток. Да? Это поставим в кавычки. Тем не менее, у нас были люди, которые звонили и поздравляли каких-то отдельных учителей, вспоминали отдельных учителей, вспоминали яркие моменты. Вот по этому поводу мне хочется сейчас задать вам вопрос на размышление. Смотрите, неужели у нас среди учителей действительно есть какая-то масса, которая оставляет негативное ощущение, да, негативные впечатления. И люди яркие, люди, личности, выделяющиеся из этой массы, запоминаются на всю жизнь. Только ли из-за этого? То есть у нас что, непрофессиональные учителя что ли? У нас они не умеют работать? Я в это, например, не совсем верю. Но тем не менее, вашей реакции ждем…
В.Д.:
А я пока зачитаю сообщения, которые нам приходят на эфирное ICQ. «У нас в 135-й школе был просто мировой дядька. Мог вести абсолютно любой предмет, хоть гуманитарный, хоть физику с химией. Очень интересный. До сих пор поминаю, какой огромный интеллект потерял наш колледж. Сейчас он, кажется, в Уральской академии наук. Поздравления Юрию Сергеевичу Егорову», - пишут нам радиослушатели. Так… Следующее сообщение: «Не всех учителей получается воспитывать – встречаются садисты». Вот такое сообщение пришло на эфирное ICQ. «Всегда так бывает и будет, - это, видимо, вот продолжение нашего разговора о том, что встречаются не всегда хорошие учителя. - Среди людей толпы середняков и единицы выдающихся. Моя теща работала учителем в 50-е годы – все так же было. Я сам школьник 70-х – 80-х годов прошлого века. Тоже единицы учителей запоминаются. Остальные – ремесленники. Сейчас у сына школа… - ну, видимо года учебы в школе – 95-й – 2005-й. Все то же самое. Учителей с большой буквы единицы. И все это называется человечество. Общая масса – среднесдельны, суперподонки и сверхчеловеки единичны», Вот такие сообщения. Есть уже телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.
Слушатель:
Алло.
В.Д.:
Здравствуйте. Можно я тоже сначала вам вопрос из ВЦИОМа задам, а затем уже продолжим с вами беседу? Как вас зовут?
Слушатель:
Меня зовут Лариса Николаевна.
В.Д.:
Лариса Николаевна, вот мы тут…
Слушатель:
Вы знаете, вот я попрошу прощения у вас. Я бы хотела по-другому сказать. Меня возмутили вот такие ответы людей, которые не помнили своих учителей, хотя они закончили школу совсем недавно. Это о чем-то говорит. И говорит о нехорошем…
В.Д.:
Лариса Николаевна, давайте немножечко по нашим правилам играть, так приходится делать.
Слушатель:
Вы знаете, я очень пожилой человек – не надо мне задавать вопросов. Я хочу поздравить учителей и сказать, что я закончила школу в 1949 году. Я помню по имени всех своих преподавателей. И больше того – во они мне дали такие знания, что когда учился мой внук и я ему помогала, он даже мне задал вопрос: «Бабушка, откуда ты это все знаешь?» Я сказала: «Ведь я училась в школе». А вот недавно смотрела передачу, какие сейчас нравы в школе. Девочки дерутся! Это же ужасно! Ну какими они станут преподавателями, если они когда-то закончат педагогический. Какими они станут матерями… Это кошмар. Вот на нравственность надо как-то обратить внимание.
Р.П.:
Да, Лариса Николаевна. К сожалению, вы правы. Но об этом говорил еще Сократ. Вы правы, но Сократ тоже был прав, понимаете. Это, по-моему, в каждом поколении кто-то может это сказать: с тоскою я гляжу… Или например: o tempora, о mores. Или: господи, какие же у нас дети пошли! Так на протяжении тысячелетий, понимаете?
В.Д.:
Продолжаем мы все-таки обсуждать вот эту тему, которую начали, это вопрос ВЦИОМа. Напоминаю, по опроснику ВЦИОМа получилось, что лишь 2% взрослых россиян сдали бы ЕГЭ по истории на «отлично». И там несколько вопросов задавали, во ВЦИОМе, вопросы были взяты из демонстрационного варианта ЕГЭ за 2007-й год по истории России для 11-х классов. Есть уже телефонный звонок. Алло. Здравствуйте.
Слушатель:
Здравствуйте.
В.Д.:
давайте я вам тоже попытаюсь вопрос задать из ВЦИОМа, а потом продолжим беседу. Как вас зовут?
Слушатель:
Меня зовут Николай Иосифович.
В.Д.:
Николай Иосифович, вот такой вопрос задавал ВЦИОМ. Коллективизация в СССР привела к: созданию системы крупных агрогородов, объединению индивидуальных крестьянских хозяйств, развитию фермерского хозяйства, возрождению крестьянской общины?
Слушатель:
Ну, по-моему, привела к созданию вот именно таких объединений крестьянских, типа колхозов.
В.Д.:
ну, вы, конечно, абсолютно правы. Таких, как вы, оказалось 57% россиян.
Р.П.:
И это не может не радовать, честное слово. Чем ближе к нашему времени – тем больше правильных ответов.
В.Д.:
Затруднились ответить 19.
Слушатель:
А я-то как раз далеко – я 50 лет скоро вот будет, как школу кончил.
В.Д.:
Николай Иосифович, ваши ощущения, впечатления от школы, хотя это было, конечно же, далеко. Понятно, 50 лет – это много.
Слушатель:
Вот у меня, значит, к сожалению, самые отрицательные впечатления о школе – самое начало. И, может быть, от первой учительнице у меня отрицательное. Дело в том, что это, значит, было под Сталинградом в послевоенные годы. Так оказалось, что мне никто не мог помочь, значит, в знаниях, никаких тогда детских садиков там тогда не было. И вот еще болезнь у меня была, значит, на стыке как раз, вот долго там, больше месяца первой и второй четверти. Я, в общем, с двойки на тройку перебивался. И вот первая учительница… У меня осталось о ней мнение отрицательное. А вот вторая была, слава богу, со второго класса пришла к нам, вот я ее сейчас помню – Валентина Александровна Воронкова. Она вот, так сказать, нашла ко мне и к другим двоечникам подход. И я в четвертом классе был уже отличник и школу кончил в конце концов с золотой медалью. Хорошее, приятное отношение у меня вот… А в старших классах была у нас классная руководительница – она еще жива, Фаина Филипповна. Я желаю ей здоровья, всего хорошего, доброго здоровья главное. Вот такие у меня впечатления.
Р.П.:
Ясно. Спасибо вам большое. Слав, если ты не против, несколько сообщений по ICQ. Можно?
В.Д.:
Я никогда не против.
Р.П.:
«Села решать с ребенком алгебру за 8-й класс – поняла, что ничего не понимаю, хотя в школе по алгебре была пятерка. Учителя помню хорошо – алгебру не помню совсем». «Всем учителям не возможно быть выдающимися, - так же пишут нам. – Даже (неразборчиво) из педа могут стать со временем профессионалами. За 5-10 лет трудно не выучить свой предмет. А то, что в школу идут такие – они просто не могут найти другую работу. Все же помимо низкой заработной платы эта работа очень нервная, и коллектив молодых плохо принимает. Я рад, что моя жена (красный диплом, умничка) ушла через год из Дягилевской гимназии, где она работала». Это все сообщения по ICQ.
В.Д.:
Последний вопрос ВЦИОМа у нас остался. Я его задаю…
Р.П.:
Подожди, еще одно сообщение: «У женщин-учительниц нет чувства юмора. Это немаловажно. Именно пожилые учителя так называемой сталинской закалки лучше и профессиональнее, нежели дамы среднего возраста. Моя первая учительница – тогда ей было около 30-ти – прямо на уроке ела сосиски перед классом, а нам делала замечания, если мы доставали из портфелей яблоки. Вот такое лицемерие». Это пишут нам по ICQ.
В.Д.:
Разные есть воспоминания о школе. У меня они тоже разные, но больше хороших, конечно. Новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977-м году. Это какое положение? – спрашивает ВЦИОМ. – Это осуждение культа личности Сталина, построение за двадцать лет коммунистического общества, введение принципа разделения властей и построение в СССР развитого социализма. Вот на этот вопрос просил ВЦИОМ ответить. Есть телефонный звонок. Здравствуйте.
Слушатель:
Алло. Людмила Терентьевна.
В.Д.:
Людмила Терентьевна, давайте попробуем ответить на вопрос ВЦИОМа, какое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году?
Слушатель:
Вы знаете, я бы хотела учителей поблагодарить.
В.Д.:
Давайте вначале на вопрос ответим, а дальше вот…
Слушатель:
ну, я, наверное, не смогу ответить, потому что у меня в голове поздравления к учителям.
В.Д.:
Ясно. Очень жаль. Вы отнеслись к 34% россиян, которые затруднились ответить на этот вопрос. Но я пока правильного ответа давать не буду. А давайте ваши поздравления учителям.
Слушатель:
Так, у нас выпуск 57-го года. Школа №21. Мы до сих пор собираемся классом…
В.Д.:
Мы с вами одну школу закончили – я тоже 21-ю.
Слушатель:
Вот видите! И до сих пор мы собираемся, и всегда вспоминаем наших прекрасных учителей. Учителя были замечательные. Но их уже многих нет, поэтому хочется поздравить даже теперь молодых, начинающих учителей, чтобы все им было гладко на их пути.
Р.П.:
Ясно. Спасибо вам большое. Слав, давай по быстрому правильный ответ, еще пара сообщений по ICQ и завершаем уже.
В.Д.:
Даю правильный ответ… Тут, кстати, очень интересно. Ты говорил, что чем ближе к нашему времени, тем больше правильно отвечают. Так вот тут сколько затруднилось ответить, столько же правильно ответило. То есть новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Вот, наверное, Алексей Борисович Бессонов хорошо бы ответил на этот вопрос…
Р.П.:
Естественно, он любит Конституцию 77-го.
В.Д.:
Это построение в СССР развитого социализма. Вот это был один из пунктиков, который включен в брежневскую Конституцию 77-го года.
Р.П.:
Воспоминание об учителе: «Наша учительница по черчению мыла голову в тазике в лаборантской, предварительно задав нам самостоятельную работу. Дверь в лаборантскую открылась случайно», - это сообщение по ICQ. И последнее сообщение, которым вот просто можно подводить итоги темы. Супер! Это про учителей вообще про всех, про все эти истории: «Кто же нас выучил-то!», а, понимаете… Так вот всех тех, кто нас выучил, всех тех мы поздравляем с праздником, с Днем учителя, с вашим профессиональным. Мы поздравляем тех, кто собирается работать на этой тяжелейшей ниве, ей богу. Мы поздравляем всех тех, кто остается в памяти, всех тех, кто может остаться в памяти, в перспективе, в памяти своих учеников. Понимаете, самое главное, чтобы через пять, десять, пятнадцать, двадцать лет про вас вспоминали с благодарностью, вас не относили к массе бездарных теток, а говорили: да, вот этого человека я буду помнить всю жизнь, потому что это учитель, учитель с большой буквы. Просто есть такая профессия…
В.Д.:
Всех с Днем учителя, кто имеет отношение к этой профессии. Всего доброго.
Р.П.:
Вячеслав Дегтярников, Роман Попов, это был «Утренний разворот» на «Эхе».
40508
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.