Верхний баннер
14:19 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:00, 04 апреля 2013

Исполнение бюджета Перми. "Чистка" от рекламы на фасадах.

Сегодняшняя тема – исполнение бюджета Перми за первый квартал. Прошло три месяца, и сейчас мы уже можем подводить некоторые итоги, какие были расходы, доходы, есть чем хвастать, какие проблемы. На эту тему, Виктор Геннадьевич, сегодня буду вас расспрашивать. Итак, есть чем похвастать, что называется?

 

Виктор Агеев: Как говорят, отсутствие плохих новостей само по себе уже хорошая новость. Похвастаться можно тем, что, несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию, бюджет Перми сбалансирован. Итоги исполнения за первый квартал показывают, что мы пока остаемся в этом сбалансированном бюджете, что мы гарантируем выполнение всех принятых на себя обязательств. Более того, усилия, которые предпринимаются администрацией города по выполнению бюджета, приносят свои плоды. План доходов по первому кварталу был исполнен на 102%. Это, конечно, не бог весть какой рост, но надо понимать, что это рост первого квартала. Первый квартал стабильно не растущий, это всегда начало года. То, что мы начинаем уверенное превышение по итогам первого квартала, позволяет ожидать, что если ничего не случится экстраординарного, мы выполним все показатели бюджета, принятые на себя обязательства. Если все так будет продолжаться, что-то сделаем дополнительно.

 

«Экстраординарное» – вы что имеете в виду? Экономический кризис?

 

Виктор Агеев: Коллапс в мировой экономике. Но, надеюсь, этого не произойдет.

 

В Кипре началось, Кипром и закончится, до Перми не дойдет. Хорошо, есть цифры. Давайте озвучим.

 

Виктор Агеев: Если говорить опять же об исполнении первого квартала, то план по доходам был установлен в размере 4 миллиарда 688 миллионов рублей. Поступило фактически 4 миллиарда 759 миллионов рублей. Как я и говорил, исполнение 102%, что обнадеживает. По ключевым видам доходов, в особенности по налоговым доходам, везде планы уверенно перевыполнены. Все-таки налоговые доходы – это основа бюджета, тот фундамент, на котором бюджет зиждется. Такое уверенное выполнение планов по налоговым доходам, собственным доходам позволяет нам со сдержанным оптимизмом смотреть в будущее.

 

Когда мы говорили о краевом бюджете, дефицит бюджета, называются крупные предприятия, тот же «Уралкалий», грозят пальцем, что-то там с налогами. В городском бюджете есть такие опорные предприятия, на которые вся надежда? Можете их перечислить?

 

Виктор Агеев: Безусловно, есть основные плательщики, тут никаких открытий я не сделаю. Это, конечно, предприятия группы «ЛУКОЙЛ», «Мотовилихинские заводы», «Протон», ряд других крупных предприятий, которые являются основными плательщиками и по налогу на доходы физических лиц, и по имущественному, и по земельному налогу. В то же время мы всегда говорим о том, что надо пытаться диверсифицировать источники доходной части бюджета, это начинает получаться. Доходы, которые формируют субъекты малого и среднего предпринимательства, растут и по суммам, и по удельному весу. Я не стану останавливаться на налоге на доходы физических лиц, потому что тут довольно трудно отделить малый и средний бизнес от тех, которые уплачивают наемные работники на крупных предприятий. Очень показателен единый налог на вмененный доход, который уплачивают исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. В прошлом году он существенно вырос по сумме, даже пришлось корректировать планы в сторону увеличения. Действительно происходит рост, эта сумма растет. Увеличился по удельному весу в структуре поступлений, доходов бюджета. В этом смысле можем говорить, что основа из сообщества субъектов малого и среднего предпринимательства, для доходов бюджета заложена.

 

4 миллиарда – это бюджет.

 

Виктор Агеев: Да, это доходы бюджета за первый квартал 2013 года, 4 миллиарда 759 миллионов. 759 миллионов – не такие маленькие деньги (смеется).

 

Действительно, что это я разбросалась копейками. Если сравнить с прошлым годом, много это или мало? Я не бухгалтер, гуманитарий, в том году как было, можно сравнить?

 

Виктор Агеев: Можно сравнить. За первый квартал 2012 года поступило доходов 3 миллиарда 971 миллион. Превышение на порядка 800 миллионов за счет увеличения налогооблагаемой базы.

 

Роста налогов.

 

Виктор Агеев: Нет роста налогов, если говорить о ставках налогообложения. Увеличения ставок по местным налогам не происходило, это ведь скрыть невозможно. Поэтому, думаю, здесь нет доводов в пользу увеличения налогов. Это происходило за счет увеличения налогооблагаемой базы и работы по увеличению доходов бюджета города.

 

Мы поговорили про доходы. Что касается расходов, какие есть цифры?

 

Виктор Агеев: По расходам бюджет также выполняется достаточно успешно. В прошлом году за первый квартал расходы составили 3 миллиарда 879 миллионов, то расходы первого квартала 2013 года – 4 миллиарда 274 миллиона. Расходы – это и есть исполнение обязательств города перед населением. Таким образом, фактических работ, услуг, обязательств перед населением было выполнено больше, нежели в прошлом году. динамика расходов отражает, разумеется, и динамику доходов – увеличение доходов влечет увеличение расходов.

 

Цифры цифрами, но хочется понять как жителю и слушателю про расходы. Какие-то пропорции, что куда ушло, какие сферы? Пусть не конкретные цифры.

 

Виктор Агеев: Основной расходной статьей бюджета являются расходы на образование. Они составляют 33,6%. Следующий по значимости – ЖКХ, 14,4%. Социальная политика – 8,1%. Понимаю, что проценты, наверное, не совсем показательный момент. Но приводить цифры в сотнях миллионов, наверное, еще менее показательно, вы задаете вопрос, чтобы понять…

 

Соотношение. И поняла, что у нас приоритет – образование.

 

Виктор Агеев: Это не столько приоритет, хотя, конечно, это приоритет. Такова структура обязательств органов местного самоуправления, такие функции возложены на местное самоуправление, что основной расходной статьей являются расходы на образование. И мы, выполняя эти функции, осуществляем эти расходы.

 

Эти расходы они же из года в год приоритет образования, согласитесь? Около 30% каждый год, ничего нового в этом году в этом смысле не…

 

Виктор Агеев: Ну, как сказать. Запущен ряд инвестиционных проектов в сфере образования. Буквально на последнем заседании Пермской городской думы обсуждался вопрос о выделении денег. Правда, там не выделение, а скорее замена городских денег на краевые на строительство корпуса гимназии №11 имени Дягилева. В то же время увеличиваются и текущие расходы. В этом году будет увеличена зарплата педагогическим работникам в детском дошкольном образовании. Мы увеличиваем как инвестиционные расходы в этой сфере, так и текущие.

 

Если брать сферу не образования, а следующую? ЖКХ – на что тут шли, крупные проекты вспомните.

 

Виктор Агеев: У нас достаточно большие обязательства по реконструкции магистральных сетей. Это реконструкция и строительство магистральных коллекторов. Имеется хозяйство такого огромного города, как Пермь, и по населению, и по площади требует серьезных вложений. Исходя из этого и формируются наши обязательства.

 

Но тут опять же ничего нового из года в год, да? И коллекторные сети, и все то, что вы перечислили.

 

Виктор Агеев: Вместе с тем работаем над обеспечением районов города коммунальными услугами, тех территорий, которые необходимы для освоения. В то же время должны обеспечивать стабильность обеспечения жилищно-коммунальными услугами и существующих районов города, и модернизация сетей. На это направлено, на то, чтобы в один прекрасный день мы не обнаружили невозможность предоставления тех или иных услуг. Поэтому это работа плановая, в каком-то смысле она стабильная. Пожалуй, это хорошо.

 

Пока, я так понимаю, есть чем гордиться, потому что принятие бездефицитного бюджета Перми – это повод для гордости. Да?

 

Виктор Агеев: Это скорее наша отличительная черта, сложившаяся традиция. Пожалуй, это повод для гордости, потому что у многих крупных городов России бюджеты дефицитные. То, что нам удалось сформировать бездефицитный бюджет, полагаю, это признак устойчивости бюджетной системы города Перми. Конечно, само по себе наличие дефицита, превышение расходов над доходами не является грехом. Надо понимать источники погашения этого дефицита. Если в семье у вас расходов больше, чем доходов, вы должны понимать – либо вы занимаете эти деньги, либо вы рассчитываете на какие-то дополнительные доходы. В этом смысле опять-таки кредитование как наиболее распространенный способ погашения дефицита само по себе не является грехом. Но у кредита есть крайне неприятное качество – его нужно отдавать за счет будущих доходов, неосуществленных расходов.

 

Получается, это вечный круг.

 

Виктор Агеев: Он не вечный, он ограничивается сроком действия кредита. Но зачастую приходится для того, чтобы отдавать кредиты, входить в новые долговые обязательства. Мы гордимся тем, что у нас нет такой необходимости, и мы выполняем свои обязательства без принятия на себя долговых обязательств.

 

Дефицитный краевой бюджет – это головная боль правительства, переживания. В этом смысле, может быть, такой вопрос от слушателя, который пытается разобраться в бюджете, но это все так сложно – почему они не научатся у вас, как нужно делать? Почему край не научится у города? В чем преимущество, почему у вас получается, у них нет?

 

Виктор Агеев: Я считаю, что слово «научатся» не совсем уместно. У каждого субъекта бюджетного планирования есть своя тактика осуществления доходов и финансирования расходов. Повторюсь, само по себе наличие дефицита не является грехом. У большинства субъектов Российской Федерации дефицитные бюджеты, это норма. При этом, еще раз повторюсь, надо понимать источники погашения дефицита. Я не готов оценивать бюджетную тактику края…

 

Не оценивайте, скажите, почему.

 

Виктор Агеев: …но при этом, поскольку бюджет сбалансирован, надеюсь, что понимаются источники погашения. Те расходные обязательства, которые отнесены на дефицит, будут профинансированы.

 

Что касается перспектив для людей, пермяков, что означает, переводя с финансового языка, бездефицитный бюджет? Нам от этого что будет?

 

Виктор Агеев: Поскольку источником погашения дефицита являются либо займы, отложенные расходы, либо расчетно некие дополнительные доходы, бездефицитный бюджет Перми означает, что мы не будем нести расходы по обслуживанию долга в будущие периоды, а значит, исполнение принятых на себя обязательств городом останется как минимум стабильным. Получение дополнительных доходов – я говорил в начале нашего разговора, что у нас есть осторожный оптимизм, показывают, что у нас есть основание рассчитывать на дополнительные доходы. В случае получения дополнительных доходов они будут не израсходованы на покрытие дефицита, а будут израсходованы на исполнение новых обязательств, новые блага для населения.

 

С бюджетом Перми за первый квартал все более-менее ясно. Когда мы анонсировали тему, мы заявили обсуждение проекта «Публичный бюджет». Тут еще больше вопросов – что за «Публичный бюджет», для кого, для чего?

 

Виктор Агеев: «Публичный бюджет» - это не второй бюджет (смеется).

 

Вот, есть городской бюджет, чем отличается от него публичный?

 

Виктор Агеев: Это способ отражения информации в процессе и представление этой информации населению. Задача формирования публичного бюджета была поставлена президентом России в послании о бюджетной политике на 2013-2015 годы. Президент ориентирует субъекты бюджетного планирования на то, чтобы население как потребитель услуг понимало, во-первых, как осуществляются расходы, а во-вторых, как формируются доходы, и могло бы оценивать эффективность расходования бюджетных средств. Для того, чтобы это было доступно для широких кругов населения, мы должны понимать, что сам по себе бюджет города – это достаточно сложный финансовый документ. Без специальных знаний в нем не так просто разобраться, хотя, конечно, возможно. Так вот, публичный бюджет – это тот способ подачи информации, которая доступна для большинства населения, позволяет большинству населения оценить, проконтролировать, сделать выводы об эффективности расходов бюджета и тех источников, за счет которых формируются бюджетные доходы.

 

То есть это делается для того, чтобы понимать информацию о бюджете. Вы не переживаете, что когда люди будут знать, куда что расходуется, опять же будет больше вопросов, головная боль где-то, может быть, чиновникам? «Не туда потрачено! Почему на здравоохранение меньше, чем образование?»

 

Виктор Агеев: Я не переживаю и очень на это надеюсь, потому что информированность населения о том, как расходуются средства бюджета, является залогом взаипомонимания населения с властью и залогом социальной стабильности. Как я иногда шучу, есть такой укоренившийся ментальный штамп в сознании обывателя: «Что такое бюджет? Это такое помещение в здании администрации, где лежат складированные деньги, причем в бесконечном количестве, и чиновники в силу своей ограниченности, некомпетентности не туда расходуют эти деньги. Надо бы туда, а расходуются не туда». Это ментальный штамп, но, тем не менее, поэтому информированность населения для нас крайне важна.

 

Такой вопрос. Когда бюджет представляют в самом начале, он выглядит совершенно по-другому, чем когда его принимают. Эта дорога от и до – почему совершенно разный документ?

 

Виктор Агеев: Потому что это бюджетный процесс, поиск истины. Главная функция местного самоуправления и любой власти – определить, на что израсходовать те деньги, которые поступили в виде доходов. Это ключевая функция…

 

Вызывает много споров.

 

Виктор Агеев: Поиск истины вызывает много споров. Конечно, проект бюджета, который изначально готовится как некие предложения исполнительной власти, проходит через многократные обсуждения и очень сильно редактируется на уровне подготовки к вынесению на Пермскую городскую думу. Серьезнейшим образом всегда депутаты относятся к формированию бюджета, потому что опять-таки это исполнение их обязательств перед избирателями. Это как раз тот случай, когда в споре рождается истина, рождаются взвешенные решения, которые в итоге находят отражение в итоговом бюджете города.

 

Если переходить от этой идеи к проекту «Публичный бюджет», как вы сказали, что это позволит жителю Перми получать актуальную информацию о бюджете, обеспечивать оперативный доступ ко всем данным. Где его можно посмотреть? Вы сказали, что он где-то выложен в Интернете. Заходим, смотрим, со всеми цифрами финансисты Перми разбираются.

 

Виктор Агеев: Информация о бюджете города есть в Интернете, но вместе с тем «Публичный бюджет» - это как раз тот продукт, над созданием которого мы сейчас работаем, чтобы информация была отражена в том виде, в каком она понятна населению. Для примера можно посмотреть, уже есть сформированные публичные бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Можно посмотреть, как это сделано в столицах, и примерно в этом же виде, мы предполагаем, это будет реализовано в Перми, понять использование каждого рубля бюджетных средств. Сколько на каждый проект израсходовано, много это или мало, какое-то суждение свое сформировать. Население не только вправе, но и должно иметь представление о том, куда расходуются его деньги. Это наши с вами деньги, которые мы относим в общую копилку, расходуются на наши с вами общие цели.

 

Почему для популяризации информации о бюджетном процессе будет разработан новый Интернет-ресурс? Наверняка ведь уже есть какие-то имеющиеся в распоряжении городской администрации ресурсы. Нет, создается новый. Какими возможностями он будет обладать?

 

Виктор Агеев: Возможностью простого понимания того, на что расходуются бюджетные средства. Вы сможете от отрасли пройти до любого конечного потребителя бюджетных средств, до любого муниципального учреждения, понять, сколько у кого зарплата, до любого строительного проекта, той же гимназии Дягилева, понять, как раскладывается это финансирование, как оно сформировано по годам. Каждый гражданин Перми вправе и должен понимать, куда расходуются его деньги, на это и направлено. Конечно, финансистам часто выгодно кивать и говорить: «Вот толстая пачка бумаги, вот он, бюджет, надо вам – разбирайтесь». Понятно, что профессионалы способны в этом разобраться. Но мы как раз заинтересованы в том, чтобы любой гражданин мог в этом разбираться.

 

Хорошо, разбирается. Зашел в Интернет, посмотрел, понимает: «Так, что-то тут мало на гимназию Дягилева». Дальше что? Его действия? Кто к нему прислушается? Как это технически, я пытаюсь понять.

 

Виктор Агеев: Технически мнение наших граждан выражается в том, как они относятся к власти в конце концов, как они голосуют, кого они выбирают, как они взаимоотносятся с местным самоуправлением.

 

То есть доверие выражают, не выражают. У нас есть звонок. Здравствуйте.

 

Слушатель: Алло, здравствуйте, Николай. Интересно, слушаю, хочу тоже как житель проконтролировать. Куда все это девается? Ремонтируют дорогу, забивают в бюджет, допустим, десятки миллионов на ремонт дороги, бюджет делается, сметы нет. Дальше, когда выиграли конкурс, тот, кто выиграл, начинает считать смету. То есть тот подрядчик, который исполняет – так где назначение конкурса, где ваши сметы, которые были раньше сосчитаны, где был ваш проект? О чем вы сейчас рассказываете, когда идет кругом такой дурман? Я вам могу на факте это показать, как происходило у вас на улице, 42 миллиона ухнуто неизвестно во что.

 

Вы в этом разбираетесь, вы понимаете, где 42 миллиона потрачено…

 

Слушатель: Я работал заказчиком, подрядчиком, я разбираюсь в этих делах как пять пальцев.

 

Спасибо за ваш эмоциональный звонок. Как можете прокомментировать?

 

Виктор Агеев: Николай, спасибо за ваш вопрос. Но вынужден констатировать, что вы все-таки ошибаетесь, потому что смета на любые ремонтные работы формируется на стадии размещения муниципального заказа, до проведения аукциона и является той точкой, от которой проводится аукцион в сторону уменьшения, тот, кто дешевле сделает то, что рассчитано на те или иные виды работ. Эти цифры выложены в общем доступе. Информация о муниципальном заказе размещена в Интернете, общедоступна не только для заказчиков.

 

Если у вас есть сомнения, можно проверить.

 

Виктор Агеев: Разумеется. Но, к слову сказать, этот вопрос как раз является подтверждением того, что не будет мало дополнительной информации о бюджете. Как раз мы видим, что население Перми испытывает потребность понимать и адекватно оценивать, как расходуются бюджетные средства.

 

Николаю нужно найти этот ресурс, «Публичный бюджет», стать финансистом и контролировать.

 

Виктор Агеев: Как раз финансистом не нужно быть. Мы его для того и делаем, чтобы любой мог в этом разобраться.

 

С публичным бюджетом все понятно. Напоследок хотелось бы обсудить такую тему, как наружная реклама в Перми. Также в ведении ваших дел, кроме экономических и промышленных дел, есть также наружная реклама. «Почему сняли всю рекламу по улице Сибирская?» - обращались к нам наши слушатели, недовольные, потому что реклама более-менее закрывала фасады. Открылось то, что рекламы нет, фасады не очень.

 

Виктор Агеев: Понятно. Во-первых, сняли не всю рекламу, а ту, которая была незаконно размещена. Это мне напоминает, знаете, мультик из фильма про Простоквашино. Говорит, зачем эта картина? А это очень нужная картина, она дырку закрывает. Незаконно размещенная реклама должна быть демонтирована. Улица Сибирская – это только часть работы, которая проводится администрацией. Просто в силу того, что это центральная улица, глава администрации акцентировал на ней внимание, ставил задачу, и она была реализована. А то, что обнажились не всегда приглядные фасады – а что, лучше эти фасады завешивать самовольной рекламой, этими баннерами убогими? Все-таки давайте понимать, что мы живем в прекрасном городе с историей, очень красивой исторической застройкой. Мягко говоря, не выход завешивать фасады незаконной рекламой.

 

Цель-то была снять рекламу, открыть всю закрытую историю?

 

Виктор Агеев: Цель была привести облик города, в частности, улицу Сибирская к тому виду, в котором она должна была быть. Что касается фасадов, то мы проводим работу по ремонту фасадов. Мы ведем достаточно активные переговоры с собственниками зданий. Там, где муниципалитет является собственником, мы сами проводим работу по реконструкции фасадов. В любом случае, прежде чем что-то с ними сделать, надо их увидеть.


Обсуждение
1510
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.