Верхний баннер
18:34 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

09.04.2015 | 14:00
«Архитектурный облик Перми сейчас у приезжего вызывает несколько натянутую улыбку», - Дмитрий Лапшин, главный архитектор Перми

«Архитектурный облик Перми сейчас у приезжего вызывает несколько натянутую улыбку», - Дмитрий Лапшин, главный архитектор Перми
«Архитектурный облик Перми сейчас у приезжего вызывает несколько натянутую улыбку», - Дмитрий Лапшин, главный архитектор Перми

Тема: должность главного архитектора, информирование граждан о деятельность департамента градостроительства, планы по развитию территорий Егошихи и реконструкции Перми-II

Гость: Дмитрий Лапшин, первый заместитель начальника департамента градостроительства и архитектуры, главный архитектор

Программа: «Районы-кварталы»

Дата выхода: 9 апреля 2015 года

Ведущий: Артем Жаворонков 

- Добрый день, уважаемые радиослушатели, программа «Районы-кварталы» на «Эхе Перми». Как всегда по четвергам, как всегда в 14:00 интереснейшие люди готовы рассказать о своих профессиональных планах, имеющие непосредственное отношение к градостроительству и архитектуре. И сегодня у нас в гостях, я бы сказал, уже, наверное, традиционный эксперт, потому что уже второй раз Дмитрий Юрьевич Лапшин у нас в гостях. Когда вы приходили к нам в первый раз, ваша должность называлась «начальник департамента градостроительства и архитектуры». Сейчас вы первый заместитель фактически начальника этого самого отдела.

Дмитрий Лапшин: Департамента.

- Но при этом вы сейчас получили приставку к своей должности, которой долгое время на карте чиновничьего табеля о рангах в Перми не было, вы вновь стали главным архитектором города Перми.

Дмитрий Лапшин: Точно так. Спасибо. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Теперь действительно в городе снова, можно сказать, появился главный архитектор. Это не номинально, теперь это и должность, и ответственность соответствующая. Но и, как я ожидаю, вслед за этим и соответствующие полномочия.

- То есть вы сейчас, грубо говоря, без портфеля чиновник, потому что ещё не набрали должностных инструкций.

Дмитрий Лапшин: Нет, всё есть. Всё есть, всё готово, и более того, реально происходят изменения, о которых можно поговорить сегодня.

- С этого мне бы и хотелось начать сегодня, всё-таки. Институт главного архитектора вновь возвращён. Его не было, если мне не изменяет память, чуть ли не десятилетие.

Дмитрий Лапшин: Почти так, вы правы, достаточно долго. И можно сказать, мы начинаем жизнь по новым правилам, потому что параллельно с этим наши коллеги из министерства культуры успели разработать уникальный замечательный проект зон охраны объектов культурного наследия», который разделил территорию города на несколько таких крупных мощных зон охраны, в которых впервые - тут уже действительно либо за десятилетие, может быть даже за более длительный срок, с момента выхода нового градостроительного кодекса - впервые появилась возможность и даже требование снова согласовывать внешний вид объектов, которые проектируются, которые реконструируются. То есть у архитекторов теперь появился защитник, так сказать, от где-то нерадивого, чуть диковатого, возможно, или спешащего жить инвестора или коммерсанта, так как появилось требование, что теперь любые, даже ремонтные работы и покраска (не то что возведение объекта) ведутся только в соответствии с утверждённым в органах местного самоуправления паспортом объекта…

- Это касается в первую очередь попадающих в зоны охраны памятников?

Дмитрий Лапшин: Да. Это достаточно широкие территории, которые касаются не только памятников. Более того, это именно территории окружения. Это, так скажем, любимые сердцу горожан места - Сталинский проспект, как он называется, это и Комсомольский проспект, улица Сибирская, улица Ленина, распространяющая своё влияние вверх и до Окулова, обширные территории и в Мотовилихе, которые охраняют и предъявляют требования ещё и к самим объектам. Можно констатировать, что как минимум на этих территориях наконец-то закончилась эпоха приставных стремяночек и лестниц, теперь запрещены даже по согласованию – то есть нельзя согласовать такое – запрещены приставные тамбуры именно этим постановлением правительства Пермского края, то есть это очень серьёзные документы. Приставные лестницы, тамбуры, замена остекления самовольная. И главное, что любые работы ведутся теперь в соответствии с этими паспортами. То есть спешу предупредить и оповестить, так как это новое для застройщиков, и для архитекторов новое, что даже когда у вас на этой территории есть в наличии государственная или негосударственная экспертиза, вы идёте за разрешением на строительство, вы получите вполне официальный отказ на основании постановления правительства, если вы не подготовите и не согласуете должным образом архитектурное решение, поэтому…

- Раньше упор делался на техническую составляющую. Теперь мы визуализируем эту техническую составляющую в соответствии с теми требованиями, которые предъявлены законом.

Дмитрий Лапшин: Да, это точно так, причём что еще нового предлагается… Так как эта часть действительно давно отсутствовала в работе архитектора, было даже редкостью появление не застройщика, а появление проектировщика в стенах администрации, то теперь я как раз вас приглашаю, именно проектировщиков, архитекторов, каждую первую и третью среду для консультаций как раз по поводу согласования ваших будущих архитектурных решений, дабы вы не потратили очень много усилий, ненужных иногда, до того, как вы попадёте в сложную систему проектирования, документации и прохождения экспертизы.

- То есть это фактически не междусобойчик будет. Вы – первоначальная ступень согласования внешнего облика объектов в зонах, попадающих в зоны охраны памятников.

Дмитрий Лапшин: Точно так, да.

- Ну я так понимаю, что ситуация не замирает на сегодняшнем моменте. Мы не говорим о том, что каким есть сейчас у нас Комсомольский проспект, таким он и должен оставаться. Мы каким-то образом всё равно будем смотреть на его развитие и приведение его в соответствие с теми представлениями о зоне охраны?

Дмитрий Лапшин: Конечно, казалось бы, давно нерушимая, незыблемая часть относительно главных конструкций. Теперь же нет, появилось строгое требование, что общая площадь всех вывесок, табличек, всевозможных рекламных элементов на фасаде здания не может составлять более 5% его. Это огромный инструмент, он позволяет измерить, во-первых, предъявить требования и уже добиться приведения в соответствие. Сейчас уже выросла в разы роль администрации районов, которые занимаются демонтажем незаконных элементов, и роль инспекции по охране объектов культурного наследия. Появился инструмент предъявления требований и оценки, то есть это уже не нужно доказывать какими-то сложными вещами, через судебные органы, то есть достаточно выписать соответствующие предписания, люди готовы устранить – они их устранят добровольно.

- Санкций нет?

Дмитрий Лапшин: Санкций не последует, да. А если же нет, то есть инструмент, и совершенно понятный конечный результат.

- Мы сегодня можем видеть, что достаточно много рекламных конструкций, пестрит ими город. Я был в Тюмени вот буквально несколько дней назад, так сказать, там нет такого разнообразия, всё чётко и информативно. Вот в этой связи такой вопрос. Это не раз обсуждалось и в части прямых эфиров, просто как пожелание. Очень часто можно было слышать о том, что городу давным-давно пора выработать несколько пусть и десятков стилистических типов для оформления рекламных конструкций, чтобы у нас не было там, кто в лес, кто по дрова, как лебедь, рак и щука, а чтобы были некоторые… Вплоть до того, чтобы предложить там какие-то шрифты для бизнесменов и продвижения их товаров, оформления вывесок. Нет работы по этому поводу?

Дмитрий Лапшин: Департамент разрабатывает требования по архитектурному облику. Мы сдвинулись тоже с мёртвой точки, то есть как бы там получается, такой маховик набирает обороты. Активные консультации с Пермской городской думой ведутся по поводу того, какие требования начать предъявлять по сути к эксплуататорам зданий, к владельцам, эксплуатирующим организациям и частным лицам. И будут выработаны подходы, есть определённые наработки, есть предложения. Осталось теперь это закрепить в нормативной литературе. Я надеюсь, что за этот год мы должны очень сильно сдвинуться. Причём не хотелось бы на этом останавливаться, прекрасно, что наши коллеги из министерства создали такие зоны охранных объектов культурного наследия. Но я считаю, что этого недостаточно, и буду работать в направлении появления в правилах землепользования и застройки специальных зон особого градостроительного урегулирования. То есть они везде будут разные, их будет немного, они должны быть с совершенно понятными правилами. Зоны эти должны касаться, например, трёх вещей: примыкающие территории к исторической – там есть, что регулировать, есть, что защищать. И даже будет несколько абсурдно, если строго охраняемая территория будет обнесена совершенно нерегулируемыми объектами, и это мы должны завести в правило. То есть не обычное прямое, которое до сегодняшнего времени существует, ограничение в 20 метров, ну понятно было, из-за чего.

- Высотность?

Дмитрий Лапшин: Да, высотность в 20 метров существовала правильно и нужна была тогда, когда было не разработано совершенно правило по охране памятников.

- Мы приведём примеры - ДК Офицеров и ДК Солдатова: выросшие высотки абсолютно видовыми точками перекрыли масштабность, массивность этих монументальных произведений искусства советского периода.

Дмитрий Лапшин: Естественно. Единственное, что этому поспособствовало, так это наличие границ предметов охраны, за которыми закончились полномочия соответствующих органов. И действительно, не им нужно контролировать  эту территорию, а муниципалитету. Если мы создадим эти правила, и именно в правила землепользования и застройки введем требования к магистральным улицам, где совершенно другая скорость, где восприятие важно для человека в виде силуэта, и там будем требования предъявлять к силуэту, а не к деталям архитектуры, а к территориям примыкающим – именно требования к деталям и к стилистике. Ну точно также, как может появиться третья зона. Это зона видовых точек, связанных либо с въездом в город, либо с набережной красивой.

- Вот сейчас какие существуют?

Дмитрий Лапшин: Никаких не существует, существуют обычные правила землепользования и застройки, у которых нет особого требования по архитектурному  согласованию. Это действительно землепользование в основном, и регламенты, которые определяют назначение объектов. Требования к самому объекту не могут быть предъявлены.

- Этажность разве что.

Дмитрий Лапшин: И всё. Честно говоря, даже двухэтажным зданием можно испортить любое окружение, то есть высота – это не панацея.

- Давайте вернёмся к полномочиям как раз института главного архитектора. Это, ещё раз повторюсь, не междусобойчик. Вы приглашаете архитекторов и тех лиц, которые отвечают за внешний облик зданий, потенциально построенных определённых зданий, но не просто посидеть и пообсуждать. А неспециалисты каким-то образом могут хотя бы быть информированы о вашей работе?

Дмитрий Лапшин: Безусловно, эта работа делится всё равно на две составляющие: почему первая и третья среда отдана для приёма именно для проектировщиков? Потому что вторая и четвёртая отдана для приёма граждан, которые могут также участвовать в этом процессе со своими вопросами и получать необходимые ответы. То, что предполагается делать у главного архитектора, это именно предварительное рассмотрение документации. То есть когда застройщик направляет тот объём, который он считает необходимым. Мы, конечно, определили то, что нам кажется минимальным набором, возможным для обсуждения, чтобы дать квалифицированные полноценные ответы, рекомендации, ответы. И застройщик, собственно, вместе с проектировщиком выбирают, что они направят, что они хотят обсудить, что бы они хотели утвердить, собирается в зависимости от вопросов группа специалистов, которые участвуют в обсуждении, и при необходимости может быть издан протокол об этом и выдан как гарант, что если проектировщик и застройщик собираются идти по этому пути, то они достигнут результата гораздо быстрее, чем если будут просто пытаться несколько раз сдавать и сдавать документацию и игнорировать окружающую среду.

- Оспорить ваше решение можно будет?

Дмитрий Лапшин: Безусловно. Это место, эта площадка, где можно представить свои доказательства.

- То есть вполне возможно, что придёт проектировщик, который сможет убедить вас, что эти канделябры здесь уместны.

Дмитрий Лапшин: Конечно. То есть чтобы здесь не было именно вкусовщины, каждому представляется возможность определить аргументировано свою точку зрения, точно так же, как и с нашей стороны. Естественно, мы будем прикладывать усилия к максимальной объективности. Мы всегда, так как архитектура всё-таки и искусство, и элемент субъективности всегда будет, всегда будет. Я надеюсь, у нас хватит профессионализма, чтобы находить решения,

- Компромиссы?

Дмитрий Лапшин: Компромиссы, да, которые будут устраивать все стороны. До этого можно отдать должное: был период, когда застройщику было можно всё. Наверно, пора ужесточить именно эти требования с точки зрения профессионального подхода к архитектуре, потому что именно от отсутствия её мы страдаем в Перми, то есть архитектурный облик Перми сейчас у приезжего вызывает несколько натянутую улыбку…

- Давайте будем называть вещи своими именами. Тут у нас всё безобразно с этим делом, и достаточно долго. Можно проехаться по улице Мира – сегодня это делал – посмотреть участок рядом с ДК Гагарина, «Олимпией», «Столица». И сейчас строится новый дом и «Макдональдс» ещё – лоскутное одеяло, производящее весьма удручающее впечатление.

Дмитрий Лапшин: Безусловно, пора наводить порядок, и придётся выстраивать жёсткую позицию, обоснованно жёсткую. Конечно, всегда можно отдаваться какой-то апелляции, но, тем не менее, если мы не будем предъявлять жёсткие требования, застройщик не подумает даже о том, что ему нужно нанимать профессионала в этой работе, потому что в этом и есть недостаток.

- А слушайте, правду говорят, что до недавнего времени у очень многих застройщиков, и наших, и иногородних, работающих в Перми, должность архитектора, должность, определяющая внешний облик, фактически была чуть ли не заштатной, и многие не заморачивались, концентрируясь на типовых проектах, скажем так?

Дмитрий Лапшин: Так и есть. Именно положение рынка было таково, что необходимости придумывать что-то особенное не было. Дискредитировалась, скажем так, необходимость использования, так скажем, дискредитировался труд архитектора. Он был неким звеном, тормозящим в процессе получения прибыли. Потому что зачем нужно что-то изобретать и делать штучный товар, когда у тебя и так покупают то, что есть. И если коммерсант видит, что его сосед сегодня построил посёлок загородный, и он его распродал, то он тоже захочет на следующий год его строить и точно так же продать, но теперь это никто не будет брать. А у латифундистов всё равно огромное количество земли осталось на руках, и они не будут с ней просто так сидеть и уже начнут… Просто я вижу, как возникает понимание, что необходимо изобрести что-то особенное, чтобы это продать, чтобы получить средства, нужно нанимать профессионалов, которые будут облекать его в оболочку, в функцию. И не нужны никому те простые метры как вкладывания для роста дальнейшего. И деньги стали более дорогими, и проценты большими, что нет гарантий, что можно что-то выстроить и потом это не останется пустым. На это тоже большая надежда, что те времена уже не вернутся.

- Будем надеется, что подход, когда панельки и стены можно просто покрасить в красный цвет и сойдёт, отойдет в прошлое. В гостях у нас Дмитрий Юрьевич Лапшин, главный архитектор города Перми, уже можно смело вас так называть. Я знаю, что есть некий формат публичного отражения деятельности института главного архитектора – он создаётся или создан уже? Геоортал я имею в виду, мы о нем с вами говорили до эфира. Давайте расскажем, что это и когда можно будет им пользоваться уже в полной мере.

Дмитрий Лапшин: Действительно, совсем недавно был открыт, насколько я уже могу судить по пользователям внешним. Гео-портал. Гео-портал работает, причём удалось собрать там уникальные вещи в одном месте. До этого почти всю эту информацию можно было получать либо разрозненно, достаточно разрозненно, в виде отдельно напечатанных карт, где любому застройщику для того, чтобы изучить условия использования земельного участка или территории, надо было прилагать немало усилий для попыток свести её, сделать какие-то общие выводы. Либо эта информация была доступна только узким специалистам, работающим внутри администрации. И именно от их тщательности работы, от возможности, от их отношения к этой работе зависела возможность получения полноценной правдивой информации. Сейчас же, нам удалось на этом сайте – даже назову название в прямом эфире, это pzz.gorodperm.ru – на этом сайте мы разместили не только правила землепользования и застройки, но мы сделали там интерактивную карту, которая позволит простым кликом мыши определить, какие ограничения существуют на этом участке, и мы смогли туда подгрузить – так как она создана в виде векторного файла, а не простых распечатанных карт – подгрузили туда объекты культурного наследия со своими списками ограничений, водоохранные и т.п. зоны ограничений. И дополнительно поадресно везде разместили все градостроительные планы земельного участка, выданные до сегодняшнего времени. И эту карту продолжаем обновлять и использовать. То есть теперь любой житель города, даже не застройщик, может определиться, зайдя туда, а нет ли случайно с ним рядом выданного градостроительного плана, который служит, по сути, маркером для него, сигналом о том, что здесь будет начинаться какое-то развитие и строительство. И хотя бы дать ему возможность вовремя поинтересоваться: не окажет ли влияние это на его на дальнейшую судьбу, его участка, его здания там, его жизни.

- Может быть даже состыковать там, какой-то стиль выработать там?

Дмитрий Лапшин: Ну об этом я уже не думал, что таким образом можно использовать. Всем рекомендую обращаться, потому что даже до того, как вы будете запрашивать какую-то платную информацию, получать безотносительные справки, вы можете качественно подготовиться к использованию даже перед покупкой земельного участка, можете увидеть все ограничения. Это важно, важно, когда застройщик, который вынашивает планы по развитию каких-то определённых своих бизнесов, не упирается потом в систему ограничений, а заранее её видит. До этого она всё-таки…

- Ну у нас сегодня это выглядит, как, вроде бы, берёшь с обременением, а потом пытаешься эти ограничения преодолеть…

Дмитрий Лапшин: Да ты обычно даже и не знаешь, в силу либо недостаточной опытности своих консультантов, которых тебе обеспечивает… А застройщиком далеко не всегда выступает именно какой-то крупный домостроительный комбинат, у которого это дело всей жизни. Бизнес заходит и собирается построить что-то производящее, необязательно жильё, и он не понимает списки ограничений, которые его могут преследовать. Естественно, все есть, но надо провести достаточно много времени за компьютером и запросов отправить, ходить по кабинетам, для того, чтобы собрать её. На этом же портале это уже сведено всё в одно. В дальнейшем у меня, конечно, мечта, - это, возможно, до конца этого года или в начале следующего, закончить работу с порталом таким образом, чтобы заявка на формирование земельного участка осуществлялась автоматически, прямо на этом портале. То есть человек, сидя дома, не рисует где-то на коленке в «ДубльГисе» границы участка, а потом просит департамент земельных отношений его предоставить, а получает отказ, потому что он сформировал его вместе с улицей или парком, соответственно ему возможен только отказ. А тут ему автоматически компьютер в том же сайте отрежет те части, которые невозможно предоставить, создаст координаты, и прямо присвоит номер этой заявке и отправит её самостоятельно в администрацию.

- Упрощение системы бюрократической.

Дмитрий Лапшин: И уже получится, что чиновник, принимающий решения, уже будет видеть координаты. Ему нужно только будет поставить подпись и завизировать, и уже начать общаться уже непосредственно с живым человеком по этой заявке.

- Или отказать в случае, если, допустим, там согласование невозможно.

Дмитрий Лапшин: Практически это будет невозможно направить. Люди не будут тратить время. Они видят пустырь, они просят его предоставить. Когда поступает в обработку информация, оказывается, что он в чьих-то правах уже. А тут будет всё сразу выведено и, так скажем, вот этот вот набор запрещающих элементов будет сразу отражаться и показывать: здесь нет, здесь нет, здесь есть. Всё. И человек спокойно закончит выборку, не только переезжая из микрорайона в микрорайон, а прямо на интерактивной карте получит всю эту информацию, а главное, сформирует правильно его. Очень много ошибок из-за того, что ошибаются где-то в сантиметрах, где-то в координатах, где-то что-то вставляет задом наперёд, хотя имели в виду другое. Но формальность эта, если ты получил заявку об одном, ты должен её обработать, а не домысливать, а то будет…

- Ну и процедура сейчас достаточно бюрократизирована. Получив отказ, там длительный срок проходит прежде, чем…

Дмитрий Лапшин: В том то и дело.

- Прежде, чем формировать новую заявку, там чуть ли не месяц нужно.

Дмитрий Лапшин: Не то что бы, ты можешь сразу сформировать и новую, просто 30 дней могут работать с твоим заявлением. Не всегда, тут скрывать нечего, не всегда в первый день получаешь ты ответ. Если бы больше не было никакой работы, то, естественно, отвечали бы сразу.

- А если провисание связано ещё, ведь у нас всё-таки не 365 дней в году, лето, и строительный сезон у нас достаточно ограничен, получаешь под конец строительного сезона, и всё считается объект, пустырь провисает, как минимум, на год чьей-то жизни.

Дмитрий Лапшин: Конечно, вот насчёт пустырей вы очень здорово спросили, потому что у нас появилась программа, которая призвана к тому, чтобы улучшить архитектурный облик города. Причём задача перед департаментом поставлена главой администрацией таким образом, чтобы мы проанализировали не только в ненадлежащем виде содержащиеся объекты, но и пустыри. И мы сейчас собираем очень активно информацию о принадлежности их, о собственниках, об их планах. То есть впервые у нас консолидируется не только какой-то фактаж, связанный с документами, но мы начинаем работать с собственниками по поводу того, что выясняем как минимум их намерения, их развитие, потому что пустырь – он бывает таким элементом, который портит архитектурный облик ужасно.

- Как вырванные зубы.

Дмитрий Лапшин: Да, а если ещё пустырь со старым забором, висящем там на одном честном слове, нависающим над гражданами, то это ещё и угроза безопасности.

- Напоминаю, в гостях у нас главный архитектор Перми Дмитрий Юрьевич Лапшин. Всё время чего-то очень хочется мне назвать вас именем вашего отца, известного пермского художника, кстати, ну вот не знаю, почему так, первого заместителя руководителя департамента градостроительства и архитектуры города. Ну мы поговорили уже о новом институте уже и о геопортале, о возможностях информационного освещения всей этой тематики. А сейчас хотелось бы о таких делах уже более насущных хоть и коротко, но всё равно по чему-то пробежаться. Знаю, что есть несколько идей, несколько планов по развитию определённых территорий города, которые сегодня находятся вне зоны доступа, вне эйкумены, вне зоны проживания и деятельности большинства пермяков, хотя являются в принципе историческими центрами и находятся вот в шаговой доступности. Тут активно обсуждали на градсовете реконструкцию Перми-I, Перми-II. Я знаю о планах, не знаю, насколько они реализуемы и насколько можно о них говорить сейчас, о развитии Егошихи, мне бы хотелось спросить и о дороге, которую предлагают общественники пустить по территории Мотовилихинских заводов. Давайте начнём с Егошихи.

Дмитрий Лапшин: Давайте. Действительно, просто пропадающая территория, огромный потенциал, который есть у города, совершенно никак не используется. Это территория Егошихи, территория первого города. Отчасти это было связано с жесточайшими требованиями по охране объектов культурного наследия, причём в основном, в отсутствии таких объектов, это требование касается только к формам кварталов и высоте. Но высота, в основном, была предложена, ограничивающая застройку, это 3 метра и 0, что не позволит привести хоть в какой-либо порядок.

- Ларёк можно поставить.

Дмитрий Лапшин: Ну да, это точно, при этом не украсит нисколько и не создаст эту территорию. Сейчас мы достигаем фактически согласия с нашими коллегами из края, в котором видится перспектива развития, что за сквером Татищева может появиться знаковый объект, знаковый объект серьёзного назначения.

- Социального?

Дмитрий Лапшин: Социального назначения.

- Не ресторан, не торговый центр.

Дмитрий Лапшин: Нет, нет конечно. Это не торговые центры. Тот, который позволит создать трафик и создать условия для того, чтобы там появились люди, которым будет интересно что-то там делать. Вот сейчас почему эта территория никому не нужна? Там некуда и незачем идти. Внизу фабрика, заброшенные постройки, гаражи. В ужасном состоянии находящийся рядом квартал жилых домов. На этом месте предполагается снести эти объекты и построить справа от знакового объекта, так я его буду пока называть, пока не готов раскрыть эту небольшую тайну, так как она в работе, и определяется это с многими людьми. На этой территории предлагается построить, можно сказать, пермскую Хохловку, то есть 1-2-х этажные старинные дома. Их можно свести в это место или восстановить, которые были бы заняты ремесленниками, создать некий музей. Внизу возможно открытие амфитеатра, то есть есть уже и проектные разработки. Там может быть и летний открытый амфитеатр, как есть летний открытый театр в Екатеринбурге, ничего не мешается открыться и в Перми. Мебельная фабрика, которая внизу находится, готова при определённых условиях восстановить старинную плотину, сделать пруд, если можно там открыть приличную точку общепита с красивыми крышами. Возможно, это будет ландшафтный ресторан. Есть планы…

- Ну и река Егошиха сама по себе открывается.

Дмитрий Лапшин: Река постоянно чистится, причём управлением по экологии, но этого никто не может оценить и увидеть, так как опять там некуда и незачем идти и не всегда безопасно, потому что там нет людей. Конечно, мечта о том, что старые цеха могут превратиться в продолжение краеведческого музея…

- А старые цеха вы имеете в виду Мотовилихинских заводов?

Дмитрий Лапшин: Да, внизу находятся, необходимо открывать эту территорию, но это уже более далёкая перспектива. А ближайшая перспектива, которая реально возможна за сквером Татищева и позволит появление объекта достаточно серьёзного – это строительство вот этой небольшой этнодеревушки, так скажем. И на самой центральной части города, въезда с дамбы, если удастся снять наконец-то ограничения по высоте, вместо разваливающегося 1-2-х этвжных и полусгоревших домов может появиться высотная доминанта, собственно гостиничный комплекс, в котором могут поселиться именно те, кто будет сюда направляться. Также большие планы у нас совместно с министерством спорта и туризма, которые, возможно, будут готовы нас поддержать, наш проект, именно в своей составляющей – мы можем сделать великолепно велотрассу, зимнее использование, может быть, для снегоходов, которым негде в городе этим заняться. Мы можем восстановить заброшенный горнолыжный склон, где организовать можно спортивную школу. На это есть средства, на то, чтобы там появился новый прокол, который позволит проезжать там.

- Под дамбой?

Дмитрий Лапшин: Да, под Северной дамбой вдоль реки организовать весь этот веломаршрут со стоянками, с остановочными пунктами такими современными, где готовы участвовать собственники наших велозаводов, проявив все свои наработки, которые они демонстрируют ежегодно в Европе на выставках, показать всё лучшее, что они могут сделать для жителей, как это может быть качественно и культурно выглядеть. И замкнуть через территорию города этот веломаршрут с реки Егошихи до реки Данилихи и снова прийти на Каму и, возможно, даже соединить – пусть это будет выглядеть прожектёрством каким-то – даже канатной дорогой, у которой бы появились смыслы, для чего она может существовать в городе, если она вдоль реки, вдоль набережной может соединить одно русло реки впадение с другим, и позволяющее замкнуть экологический маршрут, создать очень серьёзный комплекс, который бы действительно мог хотя бы соответствовать параметрам импортозамещения туризма в городе, о котором многие говорят.

- Ну помимо этого самого импортозамещения, и для жителей Перми это было бы важной точкой.

Дмитрий Лапшин: Им не нужно никуда уезжать тогда будет.

- А когда всё это возможно реализовать? Это планы, которые, как у нас принято говорить, начнут реализовываться после 2020 года?

Дмитрий Лапшин: Надеюсь, что нет, надеюсь, что нет, у нас в планах проектирование в этом и в следующем году. Возможно, будет выбираться проект на основе конкурса, мы отрабатываем сейчас возможности и требования именно к нему. Потому что необходимо, чтобы эта процедура была открыта и очень обширно обсуждалась, чтобы мы не выходили только в самый последний момент, как рассмотрение вокзала Перми-II. Ну раз уж к нему перешли, вы задавали такой вопрос. Я-то считаю, что две таких точки, о которых мы поговорили сегодня, это место первогорода Егошиха и территория товарного двора с вокзалом Пермь-II – это две точки роста для города. Это, безусловно, потенциал, который нельзя не использовать. Отлично, если бизнес готов вкладывать в строительство инфраструктуры. Это нужно только поощрять, потому что, естественно, что если запретить сейчас любое строительство там, то есть, например, использование товарного двора можно только как плоскостного объекта, то, конечно же к нему не нужно строить ни улиц, ни дорог.

- А товарный двор, вы имеете в виду, это у Перми-II?

Дмитрий Лапшин: Это который находится за Транссибирской магистралью, уже со стороны за тоннелем, там, где должен располагаться на противоположной стороне вокзал да, автовокзал. То есть та территория, она потенциально требует переосмысливания и совершенно не может…

- Реновации?

Дмитрий Лапшин: Это точно, да. Ну не может в существующем качестве оставаться, это совершенно неправильно, совершенно неправильно. И даже, наверное, городу придётся пересмотреть некоторые свои подходы по формированию отношения к территории. Например, когда-то, в 2010-11 году, когда проектировалась территория, ну проект так называемого ДКЖ. Планировались небольшие элитные кварталы жилья. Очевидно, при наличии автовокзала, новой улицы Строителей, развития бизнеса – тут нужно уже определяться просто в пропорции, сколько нужно появления бизнеса, чтобы это не привело к коллапсу определённому городскому. Хотя многие вещи я считаю надуманными, и нагрузить бизнес решением этих проблем, то это не будет не только появлением коллапса, но и расширением некоторых вопросов. Если в этом месте появится для жителей из области, приезжающих сюда, именно для них в основном территория создаётся с одной стороны, и уезжающих в дальние направления с другой стороны, когда можно из Чернушки приехать на автобусе, пересесть на поезд и поехать куда-то на юг или на север, то есть куда угодно, пользуясь автовокзалом… То ты можешь получить все необходимые услуги, в том числе даже и государственные. Ты можешь получить паспорт, тебе необходимо оформить какие-то документы, то есть всё, что угодно. Необходимо создать это место, чтобы не было необходимости отправляться в странствование по городу, и при этом если у них будет общественно-деловой центр, который предусматривает и торговлю, то возможно это правильно. Это вопрос в балансе, безусловно…

- Сейчас как раз обвиняют проект в разбалансировке именно в части не организации какой-то там транспортной, какой-то там пересадочной узловой инфраструктуры, а в части торговой инфраструктуры, простым языком говоря: «Ребята, не надо нам тут торгового центра под видом вокзала. А тут должен быть вокзал с, в то числе доступом к торговому центру».

Дмитрий Лапшин:  Вопрос достаточно своеобразный. Вот не буду там называть город в Нидерландах, но две автобусные станции, рядом театр, ж/д вокзал, и, естественно, торговый центр – позволяет провести там весь день, никуда не выходя, и не создаёт это никакой проблемы для окружающей территории исторического города. И здесь вопрос же именно в профессионализме. Думаю, ребята, которые проектируют ж/д вокзалы по всей стране и транспортно-пересадочные узлы, найдут обязательно то решение. То, что это нужно, на мой взгляд, безусловно. И мы пересмотрим свои элементы, естественно, там не место элитной застройке. Это не совсем верно. С одной стороны, возможно развитие зоопарка, с другой стороны, вокзал – это территория, где может появиться новая Пермь, и надо её рассматривать именно таким. Причём у нас есть уникальная возможность. Мы всегда жалуемся, что территория чем-то занята, ограничена, а здесь она пустая. Если она пустая, то здесь есть возможность это сделать. Конечно, тоже нельзя недооценивать значимость улицы Строителей, причём улица Строителей у нас уже запроектирована с точки зрения документации проекта планировки, но совершенно неожиданно. То есть мы, не синхронизируя эти вещи, видимо, что заставило нас мыслить примерно в одном направлении. Мы вместе проектировали эту улицу, разрабатывали документацию. У нас есть её створ, который от Красавинского моста, заканчивается Стахановским переходом, и она позволит перехватывать потоки, идущие на коммунальный мост. И возможно даже при гораздо меньших затратах создаст такую инфраструктуру, которая позволит отказаться от идеи третьего моста. И он будет не нужен.

- Будем надеяться, потому что Красавинский, по оценке специалистов, и наполовину не загружен.

Дмитрий Лапшин: Это точно.

- Большое спасибо, заканчивается наше время в эфире. В гостях у программы «Районы-кварталы» на нынешней неделе был главный архитектор города Перми, первый заместитель руководителя департамента градостроительства и архитектуры Дмитрий Юрьевич Лапшин. Спасибо большое, очень надеюсь, что мы с вами встретимся здесь вновь. Я полагаю, что через месяц-полтора будет, что обсудить.

Дмитрий Лапшин: Обязательно. Спасибо. Спасибо вам за приглашение!


Обсуждение
3415
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.