Верхний баннер
20:18 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

14.01.2016 | 14:00
«Времена обманутых дольщиков остались далеко позади в истории», — Юлия Пивоварова, руководитель аналитического портала «Rezon Realty»

Тема: Обсуждение рейтинга пермских застройщиков

Программа: «Районы-кварталы»

Гость: Юлия Пивоварова, руководитель аналитического портала «Rezon Realty»

Дата выхода: 14 января 2016 года

Ведущий: Артем Жаворонков

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, как всегда по четвергам на «Эхе Перми» программа «Районы-кварталы». У микрофона Артем Жаворонков, за звукорежиссерским пультом Мария Зуева и мы в прямом эфире. Есть возможность задавать свои вопросы и делиться комментариями в режиме реального времени. Поговорим мы сегодня о том, что происходит на рынке недвижимости, о том, какие ключевые факторы могут повлиять на спрос, который сегодня у нас сократился. В гостях у нас традиционный эксперт Юлия Пивоварова, руководитель аналитического портала недвижимости «Rezon Realty». Юлия, здравствуйте.

Юлия Пивоварова: Привет, Артем. Добрый день, уважаемые радиослушатели.

- Очень рад видеть тебя вновь в нашей студии. И с очередным рейтингом ты к нам пришла. И чего касается этот рейтинг?

Юлия Пивоварова: Соблюдения сроков строительства, заявленных застройщиками.

- Что немаловажно в современных условиях.

Юлия Пивоварова: Очень важно.

- Я всегда полагал, что те далекие времена, когда через одну стройки закрывались, и куча обманутых дольщиков остались далеко позади в истории. Но оказалось, что ситуация далека от идеальной, и тем не менее, такого кризиса, с которым столкнулась отрасль в 2008, нет, и таких долгостроев …

Юлия Пивоварова: Долгостроев нет. И здесь преувеличено, мы не говорим сейчас о возникновении недостроенных объектов, мы говорим о том, что застройщики заявляют одни сроки, а сдают дома несколько позже. Никто не сомневается, что какой-то крупный застройщик достроит свой дом, все готовы терпеливо ждать, но при этом люди несут расходы на аренду жилья, они снимают квартиру, пока ждут, рассчитывают на один срок плюс три месяца после сдачи дома, на исправление недостатков, а потом приходится ждать, может быть, еще и год. И поэтому получается, что люди в большинстве случаев берут ипотеку, они вынуждены платить ипотечный кредит, вынуждены платить деньги за аренду квартиры, сидят и ждут, волнуются, думают, когда они въедут, что и как, недовольство, бурление…

- Пока мы не углубились в рейтинг, если посмотреть в целом на картину отношений, на застройщиков, которые в этот рейтинг попали, и которые по каким-то причинам не попали, какой процент застройщиков сдают вовремя или с опережением по отношению к проценту застройщиков…?

- Юлия Пивоварова: С опережением меньше, чем вовремя. Но картина такая, что в принципе 80% сдают так, как и обещали. Дело в том, что работа застройщика, сдача дома еще зависит от приемной комиссии, они отдали документы, дом принимается, нашему краю надо рапортовать, что вот столько-то мы сдали квадратных метров жилья, поэтому декабрь - самый богатый на сдачу домов месяц.

- На приемку получается.

Юлия Пивоварова: Да. Есть два этапа – сдача дома, другой этап - когда передали ключи, дом введен в эксплуатацию. И поэтому рейтинг сложно было составить из-за того, что есть вот эти две даты, и некоторые застройщики этим манипулируют, заявляя в рекламе, что дом будет построен тогда-то, а на самом деле оставляя себе временной лаг, который остается до передачи ключей, и покупатели, когда они купили квартиру и ждут, что вот-вот, вот-вот их должны заселить. И поэтому они очень бдят, какими темпами идет строительство, что там с отделкой, они тайком договариваются с охраной, подсматривают на какой там стадии отделка, делятся между собой комментариями, нагнетают. Интересно такие форумы читать.

- А сколько проходит времени на твоей практике по аналитическому взгляду на рынок, между сдачей дома застройщиком и приемкой его комиссией? Это ведь могут быть и месяцы?

Юлия Пивоварова: Это и есть месяцы в любом случае.

- Ну вот сдал дом какой-то застройщик, до того момента, когда будут переданы ключи, и комиссия примет этот дом к эксплуатации должно пройти какое-то время.

Юлия Пивоварова: Некоторые застройщики вообще не оставляют себе времени, они говорят, что мы вот в этот срок обязательно сделаем, мы сдадим. Есть застройщики, которые говорят, что сейчас мы сдачу дома сделаем, а потом мы планируем передачу ключей.

- А передача ключей возможно только тогда, когда дом приняла комиссия.

Юлия Пивоварова: Тут сложно потянуть застройщика за слова, потому что он сказал, что сдача дома тогда-то, и какой цифрой мы должны потом оперировать? У меня неприятный инцидент со «СтройПанельКомплектом» произошел. «Солдатская слободка» - это дом, по которому я анализировала темпы строительства. Там должно быть построено три дома. Сейчас там построен один дом, он уже обшит, во втором доме идет застекление, второй дом поднимается. Прошло 66% от заявленного времени, они говорят, что они сдадут всю очередь в четвертом квартале 2016 года. На сайте написано, что темпы строительства, техническая готовность объекта 33%. Как мне оперировать этой цифрой. Времени прошло 66%, объект готов на 33%, но здесь мы сталкиваемся с другой задачей – разные застройщики по-разному считают методику готовности. Когда мы разговаривали с Натальей Лисиной из «Орсо групп», она сказала, что у них техническая готовность объекта оценивается в освоенном бюджете. То есть, есть работы, которые стоят определенную сумму денег, и, если я сейчас пойду к директору по строительству, и он мне скажет, что запланировано столько денег н строительство, а освоено столько, значит готовность объекта вот такая. Есть застройщики, которые считают, если прошло 66% времени, значит и на 66% готов объект. Никто не оценивает, что работа на фундаменте – это столько процентов времени. Методики разные, разные методологии, единой нет, кто как придумывает.

- Я еще хочу уточнить как раз этот момент со сдачей дома, и с его приемкой, когда люди могут туда въезжать, не опасаясь за свою безопасность. На твоей практике бывало такое, что люди не могли по году въехать из-за того, что комиссия отказывала, или уже через неделю комиссия же принимала, ставила все необходимые штампы в документах.

Юлия Пивоварова: на счет года не знаю. Дело в том, что я с этим вопросом плотно столкнулась именно при подготовке рейтинга. Информация собиралась.

- Истории никакие застройщики не рассказывали?

Юлия Пивоварова: ну вот, например, «Петрострой» рассказал историю про дом. Когда я спрашивала, когда вы будете сдавать дом, они говорят, мы вот сдадим его во втором квартале 2016 года. А я говорю, когда будет заселение? А она говорит, что также во втором квартале 2016 года. Я говорю, а как же жильцы, она – мы в каком-нибудь апреле начали и в мае закончили, и никаких проблем. Есть застройщики, которые…, например, «ПИК-Регион», местные здесь не дали информацию, пришлось писать в пресс-службу Москвы для того, чтобы они точно сказали - на сайте этого не было, а пресс-служба сказала - что сдача очередного дома в «Грибоедовском» тогда-то, а передача ключей через квартал. Для людей, которые выбирают объект, это становится уже характеристикой, которая привлекает покупателя. Потому что если ты покупаешь квартиру, и ты точно знаешь, что через погода объект сдастся, ты туда въедешь, и ты не будешь тратить свои арендные деньги, то ты выбираешь этот объект и смотришь на него более лояльно. А если тебе честно застройщик скажет, что мы сдаемся тогда-то и плюс еще немножко…

- Мы призываем всех застройщиков к честности, называйте точную дату, когда человеку покажут ключи. В рамках программы вырабатываем уже новую методику оценки того, как можно ввязываться в долевое строительство, знайте какую цифру вам нужно просить, вам нужно спрашивать, когда мы получите ключи и сможете заехать.

Юлия Пивоварова: Опять же, попросить ключи. Есть ЖК «Верба», «Уралсервис 2000», люди уже устали ждать ключи. Я разговаривала с дольщиками, которые по ДДУ купили, а срок откладывается, и откладывается, изменения вносятся. По-моему, первый срок в 2012 году был анонсирован, сейчас уже 2016. Недавно у них было сообщение в Твиттере или Вконтакте, что ура, завезли облицовочную плитку, отделочные работы продолжатся, а люди уже в нетерпении и злости.

- Еще раз подчеркнем, что как показали исследования, долгостроев, которые грозят потерей денег, времени, у нас нет. У нас сейчас все застройщики, нарушая или соблюдая, опережая сроки, все равно их выполняют. Чтобы застройщики не обижались, они тоже часто бывают гостями в нашей студии и могут сами за себя ответить. Обратимся к рейтингу, каковы итоги, сначала о методологии – как считалось, кто участвовал, кто не участвовал, и почему?

Юлия Пивоварова: Сразу скажу, что вдохновителем рейтинга стала компания «Орсо групп», в которой мне сказали, что на рынке есть застройщики, которые нечестно говорят сроки строительства, а мы вот честно говорим и с опережением графика, а мы вот это сказать не можем.

- А исследование показало, что «Орсо» верна своим словам?

Юлия Пивоварова: Да, конечно. Они просили, чтобы по их новому дому «Бека и стрелка» были взяты данные, но это не представляется возможным. Они гордятся этим объектом, потому что, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, они первую часть дома стали возводить и идут с опережением графика, но получается, что этот объект не удалось взять в разработку, потому что мы оцениваем по факту, сейчас важны фактические сроки сдачи. Вот Камская долина, если еще год назад у них не было просрочек по сдаче домов, то сейчас все знают, в Авиаторе есть просрочки по 8 месяцев. Люди нервничают, и по ДДУ человек здесь не может требовать потом просрочку. Но все равно, люди уверены, что Камская долина сдаст, может быть это будет дольше, но они находят какое-то себе объяснение. Это, кстати, стало для меня открытием, что вот человек принял для себя решение, что он купит квартиру там-то, и вот он будет ждать. Потому что, когда он входит в объект, а у него задерживаются сроки сдачи, то он как будто бы пальцы крестиком делает и больше ничего слышать не хочет, закрыт для приема негативных новостей.

- Есть ли повод для негативных новостей, или по большому счету нет?

Юлия Пивоварова: Если речь идет о миллионах рублей, которые вкладывают люди, они нервничают, но все равно знают, что они въедут и будут там жить, и это будет большим облегчением, когда люди туда въедут. Опять же, интересный прецедент с домом Триумф, там через ЖСК все привлекается, сколько там уже секций анонсировано? Сто пятьдесят миллионов до неба, в общем, много. Еще два года назад мы с одним из застройщиков разговаривали, и барышня мне сказала, что мы смотрим на это и не понимаем, как люди туда идут покупать. Они дают массивную рекламу по телевидению, говорят, что у нас квартиры по миллион двести, приходите и покупайте – и люди идут и покупают. А потом, скрестив пальцы, сидят и ждут, когда им сдадут объект хотя можно просто остановиться и подумать, что это без отделки сдается, на отделку надо будет 200-300 тысяч потратить.

- Ну там же в договоре прописано с отделкой или без, какая отделка, черновая или…?!

Юлия Пивоварова: ну вот люди видят цифру, условно, за сколько рекламировалась квартира, понимают, что да-да, мы туда пойдем, там же уже много людей. А потом сами себя на форуме уговаривают: друзья, кто-то проезжал и видел строителя. О, видел строителя, значит работы идут!

- А что есть подозрения?

Юлия Пивоварова: Нет, подозрений нет. У компании «Классик» много активов, у них человек, который самый главный, живет в Москве, иногда приезжает сюда. Они в Оренбурге, по-моему, планируют делать комплексный застрой. Они начали строить «Камп аут Живаго» по ДДУ, все идет, люди просто верят в то, что не случится плохого.

- Значит не безосновательно верят?

Юлия Пивоварова: Люди, когда вкладывают в новостройки, все равно очень сильно волнуются.

- Мне кажется, что мы вот этим разговором еще больше волнения добавляем.

Юлия Пивоварова: Нет, нет. Я вот кстати хочу сказать, «Сатурн-Р» строит быстрее всех, как потерпевшие, реально. Они заходят на объект, потом проходишь и бац-бац-бац – высоко. И взяли они, «Данилиху» начали строить. Я вот знаю, что прямой конкурент у «Данилихи» – «Гулливер» у «Кортроса». И как происходит выбор людей, то есть, да, понимают, что место на Революции, 56 - это лучше, это центр, это надежная компания, будет возведение, но «Сатурн-Р» ближе и надежнее. И вот видно, как алгоритм выбора квартиры меняется. Ну и «Сатурн-Р» тоже здесь поступил по-умному, когда он просто демпингом взял и всех людей…

- Низкой ценой.

Юлия Пивоварова: Да.

- Кстати по поводу отделки, этому вообще надо отдельное исследование посвящать. Влияние фактора отделки на спрос.

Юлия Пивоварова: Отделка она же занимает определенный период во времени строительства сдачи дома. Если ты обязан сдать дом с отделкой, то на нее должно быть рассчитано время.

- То есть дом может быть возведен, но отделка-то еще не сделана.

Юлия Пивоварова: Да. Этот фактор в рейтинге невозможно учесть, потому что одни делают тяп-ляп, другие делают хорошо, а третьи делают качественно и очень хорошо. Опять же, когда разговаривала с «ПЗСП», они мне рассказывали, что бордюры по ГОСТУ 40 см высотой, из них столько-то зарыто, столько-то наружу. Я даже не знала, что бордюры должны быть какой-то высоты и что есть про бордюры ГОСТ. Для меня это было удивлением. Или, например, «Талан» и «Орсо групп», они придают большое значение качеств материалов отделки. Или люди в «Грибоедовском», я слышала, что хвалят отделку. В «ПЗСП» хорошая отделка.

- Ну хотя я, например, по поводу того же «ПЗСП» слышал разные мнения, когда как, видимо, какая бригада работала. Это как шутка была по поводу того, что не надо покупать автомобили Лада, спущенные с конвейера в первый день после праздников и по пятницам…

Юлия Пивоварова: Может быть. Исследовались разные мнения. «Сатурн-Р» быстро строит, но, например, отделке они придают не очень большое значение, а «Орсо групп» с «Таланом» большое. Мне в «Орсо групп» рассказывали, что у них будут трубы, которые вмонтированы в стену, они не будут торчать. «Трест №14» строит вовремя и хорошо, а обои у них не очень симпатичные.

- Каковы основные итоги рейтинга? Что можно подчеркнуть?

Юлия Пивоварова: Особенность рейтинга заключается в том, что несколько компаний невозможно было по общей методике проранжировать. Это «ПЗСП», потому что у них очень массовое типовое строительство, и они одновременно свои мощности затрачивают на множество объектов. И сравнивать их с тем же «Кортросом» нелогично. «Кортрос» также не включен в рейтинг, хоть и «Астра» строится в соответствии с заявленными сроками, то есть они даже идут в соответствии с графиками. Там процентовка соответствует пройденному, но их сравнить невозможно, потому что одни вон сколько, а другие смотрите, какую «Астру» мы возводим.

- Подчеркну, что рейтинг касался нынешних объектов, мы не берем прошлых горизонтов.

Юлия Пивоварова: Да. В прошлом горизонте было все экономически благополучно и поэтому застройщики могли иметь доступ к различным финансовым источникам, которые могли перекредитовать, или еще что-то.

- И это влияло на скорость строительства.

Юлия Пивоварова: Конечно. Если у тебя много денег, то ты можешь строить и строить. А если частично зависишь от собственных финансов и от продаж… Вот у нас в конце года была пресс-конференция, на которой я рассказывала в том числе об итогах рейтинга, ее проводили «Талан», «Орсо групп», «Петрострой». Они сказали, что у них с продажами вообще все хорошо. Да, приходят люди. Мне кажется, это один из трендов 2015 года - все, что случилось с экономической ситуацией, что она ухудшилась, покупательский спрос снизился, люди начали более внимательно подходить к будущему объекту. То есть они уже понимают - не хочу переплачивать за аренду, за исправление отделки, не хочу платить за то и за это, я сразу хочу жить в качественном жилье. И вот ты приходишь, и тебе говорят, что здесь будет так и так, то человек понимает, что, наверное, я туда пойду. Вот раньше была пятерка застройщиков: «Сатурн», «ПЗСП», «Камская долина», «Трест №14», «СтройПанельКомплект». И к ним шли все по протоптанной дорожке. Сейчас нет, сейчас начинают смотреть и на другие компании в том числе. Или вот, например, «Девелопмент-Юг», они возводят медленно, я так понимаю, что это они раскачиваются, а в следующем году, то есть в этом уже, строки строительства ускорятся.

- Торговый центр «Мега», там размещение повлияло на рекогносцировку и перекраивание этого самого формата размещения домов.

Юлия Пивоварова: С каким сроком они заявили сдачу первого дома, вот они хоть и на 11 месте в этом рейтинге, с тем сроком и идут, и будут сдавать. А потом по другим объектам, которые чуть позже сдаются, у них сроки меньше, то есть потом строительство ускорится. Чем взяли «Девелопмент-Юг»? Они взяли прекрасным взаимоотношением с риэлторами. Риэлторы прекрасно продают квартиры «Девелопмент-Юг». Для привлечения покупателя на свою сторону и завоевания его лояльности, застройщик может заплатить много денег на рекламу, провести много интервью, много в газетах, много рекламы простой сбытовой, рекламных постеров, растяжек. А может просто риэлтору сказать – вот тебе хорошая комиссия! И приходит потенциальный покупатель к риэлтору и тот ему говорит – значит так…И начинает.

- Сколько компаний вошло в рейтинг?

Юлия Пивоварова: Исследовалось порядка 20 компаний. В основную таблицу, которая в итоге получилась, вошло 11 компаний. Это те компании, к цифрам по которым невозможно придраться. Итак, на первом месте – «Сатурн-Р», на втором – «Петрострой», на третьем – «Орсо групп», на четвертом – «Талан», на пятом – «ПИК-Ргеион».

- Справедливости ради надо перечислить всех. Мы остановились на «ПИК-Регионе», который занял пятое место с коэффициентом 510.

Юлия Пивоварова: Да. Коэффициент рассчитывался так: бралась общая площадь объекта, который должен построиться, и делилась на количество месяцев строительства. Это условный коэффициент, потому что площадь застройки разная, сваи по-разному могут вбивать или вдавливать, но этот коэффициент в принципе дает возможность сравнить по единому стандарту и выявить коэффициент, который покажет кто из компаний быстрее строит. Шестое место – «ПМ Девелопмент», очень быстро начал строить. Если изначально с их «Солнечным городом были проблемы», ноу них как раз в 2008-2009 году были трудности с привлечением финансирования, то сейчас расстроились. «Пермьглавснаб» на седьмом месте. На восьмом – «ГК Мегаполис», на девятом – «Австром», на десятом – «ПАН», на одиннадцатом «ИВА Девеломпент».

- Вот собственно рейтинг, обратите на него внимание на сайте www.rezon-realty.ru. По поводу факторов, которые влияют сегодня на спрос в том числе. Хотелось бы эту тему продолжить. И сюда же мы подтащили такой фактор как отделка. Так вот, именно вот о факторах влияния на спрос хотелось бы сейчас спросить. Как быть людям? Стоит ли обращать внимание? Мы декларировали, что рано или поздно все застроят, можно и говорить, что это может быть ключевым фактором в принятии решения потенциальных покупателей о приобретении жилья у того или иного застройщика.

Юлия Пивоварова: По срокам строительства?

- Да.

Юлия Пивоварова: Ну, есть такой хороший анекдот, когда один дяденька пришел к сексопатологу и говорит: «Вы знаете, что у меня очень редко случается близость с женщинами». Врач говорит, мол, как часто? Он говорит - ну вот я могу раз в месяц. - А сколько вам лет? Он говорит – мне 76. Врач говорит, что это нормально, раз в месяц. А он говорит - а вот у меня сосед, ему 82, и он говорит, что у него каждую неделю. Врач говорит – какие проблемы, и вы говорите. Поэтому… Застройщик выходит и говорит, что я угадаю эту мелодию с пяти нот и все.

- А есть ли возможность реально оценить потребителю сроки строительства? Не пойдет же человек на стройку и будет считать количество забитых свай, делить на что-то, умножать, понятно, сейчас для этого есть рейтинг, но тем не менее. Как можно оценить этот фактор?

Юлия Пивоварова: Людям это не надо, Артем. Люди одержимы, если они купили квартиру в «Триумфе», они просто закрыли глаза, скрестили пальцы и ждут, когда достроится. Год просрочки – они считают, сколько человек работает на объекте.

- А для чего тогда этот рейтинг? Он играет только на репутации застройщиков?

Юлия Пивоварова: Да. Но зато видно…, Например, мы раньше находились в каком-то информационном вакууме и понимали, что вот этот быстро строит и этот.

- А информационный вакуум чреват домыслами.

Юлия Пивоварова: Да, но потенциальные покупатели квартир в новостройках жили со своим сформировавшимся мнением. Им новая информация не поступает, и они так и думают. Но 2015 год чем характерен? Тем, что новые компании, дерзкие, пришли на рынок и начали на себя перетягивать часть покупателей. И если сидит «Трест № 14», это фундаментальная компания, они строят надежно, из кирпича, они молодцы, большие объемы у них. Но вот они неповоротливые, консервативные, очень медленно разворачиваются в сторону покупателя, а мир развивается. И пока «Трест № 14» со своим «раз-два-три-четыре», то «Орсо групп» – «раз-два, раз-два», ну и «Талан», и «Петройстрой». То есть меняются подходы, меняется скорость. Сейчас происходят изменения в головах потенциальных покупателях о застройщиках и о том, куда пойти за квартирой.

- Кстати, несколько вопросов к тебе, как к эксперту. Что ждет рынок недвижимости Пермского края в 2016 году с учетом всех обстоятельств, которые тебе известны?

Юлия Пивоварова: Ты задаешь вопрос, а сам улыбаешься.

- Ну потому что мы перед эфиром все равно парой слов перекинулись по состоянию рынка.

Юлия Пивоварова: Мне кажется, что прогнозы про то, что будет, сейчас вообще не нужны. Я считаю, что застройщики, которые точно сдали в срок дома, трезво оценивают свои силы. И в разговоре, слушая доклады руководителей компаний, я понимаю, что они настроены на то, что да, у них есть собственные средства, у них минимум заемных средств, у них есть проектное финансирование со Сбербанком – это про дерзких новеньких. У них все в порядке с продажами, к ним приходят люди, потому что люди перестали бояться новеньких, и они уже сейчас становятся не новенькими. То есть, «Талан» построил несколько объектов, «Орсо групп», «Кортрос» строит. Даже ГК «Мегаполис», которую мало кто знал, ее знают единицы, при этом они сейчас выходят на строительство «Онегина», который за муравейником будет. И это флагманский проект. Мы разговаривали с Михаилом, специалистом по рекламе, он сказал, что мы осознаем, что «Онегин» – это флагманский проект компании и этот «Онегин» сейчас продвинет «Мегаполис». То есть, как будто компании трезво смотрят на сложившуюся ситуацию, оценивают возможные риски, и я считаю, что катаклизмов не будет.

- Если применить терминологию застройщиков о том, что есть стресс-сценарий, есть оптимистичный сценарий, есть пессимистичный… Все-таки, жить на рынке недвижимости будем в 2016 году по стресс-сценарию или…?

Юлия Пивоварова: Смотрите, 2015 год повлиял на доли сделок новостройки и вторички. То есть, запустили программы субсидирования ипотечных кредитов для новостроек. Соответственно, люди стали думать, раньше жили в других условиях, а тут их поставили в такие условия, заставили задуматься, а может действительно купить новую квартиру по сниженной процентной ставке и все, зачем мне вторичка.

- Вторичка начала дешеветь. Но ведь это тоже негативный фактор, очень влияющий на покупательскую способность. Очень многие их тех, кто сегодня стоит на рынке с предложением о продаже вторичного жилья, нацелены на новостройки. Они хотят поменять старое жилье на новое. А так как на вторичном рынке серьезный кризис, сделок не очень много, хотя есть специалисты, которые это опровергают. Но я по объективным данным видел, что немного там сделок. Они сидят и не могут продать собственные квартиры 

Юлия Пивоварова: Поэтому вынуждены снижать цену.

- Да. А те, кто не хотят снижать цену?

Юлия Пивоварова: Сидите в квартире себе.

- И получается, что это количество потенциальных клиентов закрыто для рынка новостроек.

Юлия Пивоварова: Можно оценивать в абсолютных величинах. Вот я за свою квартиру получила, условно говоря, два миллиона рублей. И хочу вложить их в новостройку, а новостройка стоит вот столько. Мы разговаривали с Наталией Микульской, риэлтором, у нее совершенно другой подход – Она все оценивает с точки зрения квадратных метров. Квадратный метр – это всегда квадратный метр, в любой экономической ситуации, у него равная финансовая ценность. Новостройки сегодня не растут в цене, ты можешь купить квартиру в том же «Гулливере», там миллион двести стоит. То есть квартира в центре города, в хорошем ЖК, от хорошего застройщика, так пойди продай свою квартиру дешевле, если ты хочешь купить квартиру в этом доме. А если бы были экономические времена более благоприятные, в которых спрос высокий, в которых на вторичке сделки прекрасно проходят, в день по очень много штук, то тогда эта квартира стоила бы может быть два миллиона рублей. Все в пропорции, все соотнесено. Это рыночные условия, в них есть покупатель и продавец, и это все самоуравнивается.

- К счастью.

Юлия Пивоварова: К счастью. Ничего страшного в этом нет. А то, что кредиты субсидируют по новостройкам, это же развивает строительную отрасль, не дает ей загнуться. И поэтому все правильно, я считаю, что такая ситуация, в таких условиях живем. Хуже бывало, бывало, что вообще квартиру невозможно купить, потому что нет права собственности.

- Подводя итоги, делаем вывод, что рынок цивилизовался, не будет уже 2008 года, не будет уже кучи этих незаконченных домов и обманутых дольщиков, проблем, которые мы решаем до сих пор, я так понимаю.

Юлия Пивоварова: Не будет. Застройщики все свои обязательства выполнят. И вообще 2008 год их научил тому, что «а вдруг будет что-то не то». И мне кажется, они уже с оглядкой строили, поэтому худо-бедно все равно дотянут, и достроят. Даже сами покупатели квартир в том же Триумфе, сами себя успокаивают – не волнуйтесь, достроят, вот смотрите, там было трудно, но все равно достроили, все будет хорошо. Ну, вот как-то так.

- Спасибо большое. Надеюсь, увидимся вновь с новыми рейтингами.

Юлия Пивоварова: Спасибо, всего доброго, до свидания.

- До свидания.


Обсуждение
5233
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.