Верхний баннер
14:22 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

05.09.2012 | 12:05
Экономия на коммунальных услугах
Теги: ЖКХ

Ведущий: Добрый день, у микрофона Анастасия Сечина. Программа «Районы-кварталы» начинается. Программа, в которой мы говорим на разные темы, связанные с городом, мы говорим  про облик города, мы говорим про архитектуру, мы говорим  про благоустройство, про дороги. Но также мы говорим непосредственно про наше жилье. Сегодня тема  актуальная, наверно, всегда, но  остро актуальная каждый раз, когда растут цены на услуги жилищно-коммунальные. А растут они у нас с завидной регулярностью. И  в период очередного повышения цен на энергию, водоснабжение  узнаем, как и за счет чего можно экономить  на коммунальных услугах.  Большой подробный ликбезный эфир  будет у нас на эту тему. Представляю наших гостей сегодня. Это постоянный эксперт радиостанции «Эхо Перми» Александр Зотин, руководитель комиссии по ЖКХ, Союз защиты пермяков. Александр, добрый день.

Александр Зотин: Здравствуйте.

Ведущий: И это Валерий Хохлов, директор подрядной организации «Наш дом», специалист по управлению  жилищным фондом. Валерий, и вам добрый день.

Валерий Хохлов:  Здравствуйте.

Ведущий: Мы для начала, во-первых,  напомним, чего у нас с 1 сентября выросло.

А.З.: Давайте.

Ведущий: Александр, я так понимаю,  что у нас ведь это второе повышение за год. Первое было с  1 июля, а сейчас с 1 сентября повышение коснулось электричества, газа, водоснабжения и отопления?

А.З.: В целом можно и так сказать.

Ведущий:  Немножко более подробно  расшифруйте.

А.З.: Я здесь у Валерия  Валерьевича не буду  отнимать хлеб, он и скажет.

В.Х.: Точнее так  скажем,  первые изменения у нас прошли 1 июня, когда вступило в силу постановление правительства Пермского края  об изменении нормативов. То есть там у нас изменились нормативы на  отопление в зависимости от этажности дома. У нас изменились нормативы на  водопотребление  также в зависимости от этажности дома, что было, в принципе, нонсенсом для  всех.  То есть получается, что чем выше человек  живет, тем он   грязнее становится. Ну воды больше потребляет, так скажем. Видимо,  когда она до него дотекает, где-то…

Ведущий: Теряется по пути.

В.Х.: …растворяется,  теряется, в трубы впитывается или еще куда-то. Из-за этого расход на человека  на 14-м этаже больше, чем  на 1-м этаже.  Второе изменение было 1 июля, там поднялись цены на  воду и на отопление. Опять же, оговорюсь, что у нас там очень интересный парадокс получился, что у нас тариф на воду как раз упал. Но поднялась надбавка, которую утвердила  администрация города Перми, и в результате  люди этого падения-то не почувствовали.

Ведущий: Не заметили.

В.Х.: Не заметили, потому что,  в общем,  в целом тариф оказался  больше, чем был. На отопление. И вот сейчас очередное повышение с 1 сентября. То есть опять же за счет повышения тарифов и, скорее всего, небольшое снижение  за счет изменения норматива по холодной воде.

Ведущий: Можем ли мы сказать:  с  начала года примерно в процентном соотношении сумма в квитанции насколько выросла? Я ведь счастливый человек. У меня, к счастью, квитанции находятся в ведении супруга, я в глаза их не вижу.  Вот, например, нам по ICQ пишет  уже Дмитрий: «У меня воще, выросла, копец». Это цитата прямая.

А.З.: Давайте про «копец» чуть подробнее. Среднестатистически нельзя сказать, почему. Потому что есть три уровня, так скажем, где можно контролировать стоимость коммунальных услуг. 

Ведущий: И на каждом уровне каждый человек действует по-своему.

А.З.:  Давайте разберемся с этими уровнями. Первый уровень – это на уровне дома. Немногие обращают внимание в квитанциях, что есть коммунальные услуги, а есть содержание дома. Вот стоимость коммунальных услуг  нам предписывает государство и в редких случаях муниципалитет. Мы сами устанавливать стоимость коммунальных услуг  не можем.  Это законодательно невозможно. Содержание  дома мы только сами устанавливаем на самом деле, то есть никто  здесь нам не указ: хотим 16 рублей, как в  муниципалитете было с квадратного метра в пятиэтажке, хотим 116. Как собрание решит, так оно и будет.  Только надо помнить, что это вам платить. Это первое. Поскольку содержание дома  - это именно фантазии граждан, их пожелания, мы его  выводим за скобки – это то, что мы сами  на себя возлагаем.

Ведущий: Поскольку мы сегодня говорим  об экономии, о том, как мы можем экономить, постараемся всю эту информацию  с самого начала систематизировать. То есть берем  квитанцию, делим  ее для начала на две части. Есть коммунальные услуги…

А.З.: Верно.

Ведущий: Тариф на коммунальные услуги устанавливается государством. На тариф, как таковой влиять мы не можем.

А.З.: Да, вот на базовую стоимость этой гигакалории, литра воды мы влиять не можем.

Ведущий: Можем экономить за счет потребления, и об этом мы поговорим чуть позже.

А.З.:  Верно. Этих литров можно  или  гигакалорий  просто потребить меньше.

Ведущий: Вторая часть – это содержание дома.  Здесь жилец царь и бог.

А.З.:  В общем, да, только он не всегда об этом знает.  Соответственно, правильным путем  рассчитывание тарифа является не взятый с потолка какой-то тариф,  типа 16 рублей, 20 рублей, а реальные потребности дома. Вот вы садитесь, особенно в доме если  у вас  есть товарищество, оно всегда работает по смете доходы-расходы, и составляйте бюджет дома,   сколько вам нужно на содержание слесарей,  дворников,  какой  вы ремонт будете  в этом году делать, будете ли площадку  ставить детскую  или не будете. Все это складывается в сумму, условно говоря, миллион  или десять миллионов,    тоже от дома зависит, и делится на квадратные метры. В результате у вас получается тариф.

Ведущий:  То есть здесь вообще все зависит...

А.З.: Только от  нас.

Ведущий:  ...от потребности.

В.Х.: От пожелания собственников.

Ведущий: Для начала от потребности. Есть вещи, на которые нельзя не обратить внимание.

А.З.:  Да, есть нормативные вещи. Скажем, без слесарей вы жить не можете, без аварийной службы жить  не можете, а без площадки можете жить.

Ведущий: А все остальное  – это хотелки.

А.З.: Да, остальное хотелки. Поэтому тариф у вас может быть  маленьким, может быть большим,  но  это то, что вы сами определяете. 

Ведущий: Соответственно, как я могу понять, насколько в моем случае тариф  вот за эти вещи адекватен?

А.З.: Есть так называемый  муниципальный тариф, хотя  не люблю это слово, потому что он, в общем-то,  давным-давно установлен, и для домов товариществ  он не должен действовать.  Это 16 рублей с квадратного метра в пятиэтажке. И, соответственно, около 22 рублей  в  многоэтажном доме, потому что там лифтовое хозяйство добавляется. 

Ведущий: Вы говорите, что вы не любите муниципальный тариф. Это значит, что он не соответствует  реальности?  Или вам словосочетание не нравится?

А.З.:  Безусловно,  не нравится словосочетание, потому что  люди  считают, что он обязателен к применению, потому что муниципальный же. А на самом деле  он не обязательный, можете установить любой. Просто многие  от него отталкиваются и устанавливают. 

Ведущий:  Но на это можно ориентироваться или не стоит? 

А.З.: На это можно ориентироваться, но с точки зрения потребностей среднестатистического дома, я думаю, что там учтено все.  Нам вот этого муниципального тарифа вполне хватало на первых порах.

Ведущий:  Вам его хватало за глаза?  То есть, здесь есть   резерв для экономии?

А.З.: Мы даже капитальный ремонт  сделали за счет этого тарифа в доме.

Ведущий: Хорошо. Валерий, я услышала, что вы  здесь хотите добавить свои пять копеек.

В.Х.: Своих пять копеек в том смысле, что... почему еще не нравится слово «муниципальный тариф»?  Просто его  иногда, даже те же товарищества собственников жилья,  боятся применять по одной простой причине, что   будет бунт в доме.

Ведущий: Не поняла.

В.Х.:  Грубо скажем, что вынесли на общее собрание  необходимое количество  тех мероприятий,  которые будем проводить в следующем году.  Тариф этот, естественно, приподнялся, как правило, потому что это у молодых ТСЖ бывает: сделать хочется многое, сделать хочется прямо сейчас, и поэтому  мы откладывать на завтра не будем,  давайте в этом году все заложим. И тариф  вместо 16 получился 18 даже рублей.  И понимаете, как бы, реакция людей: вот мы ТСЖ создали, и у нас сразу тариф стал 18 рублей, а был 16, и в соседнем доме 16. Почему они в 16 укладываются, мы не укладываемся? Из-за этого многие члены правления  просто действительно боятся  вносить это во избежание скандала.

Ведущий: Ну так объяснять надо, на что это.

В.Х.: Да, да. Но при этом они  забывают, что для того, чтобы утверждать  какой-либо тариф, надо не сидеть горсткой членов правления, а надо работать  с людьми, надо  работать со своими соседями. Надо объяснять, с чем это связано, для чего это связано, для каких необходимых целей.   То есть, если вы этого не хотите, то давайте  жить на 16 рублях. И будем делать просто текущий ремонт и содержать слесарей. Если вы хотите что-то,  как-то, чтобы  в вашем доме изменилось к лучшему быстрее,  да, конечно,  можно это все сделать через два, через три, через пять лет. Но если вы хотите сейчас  и всё, то  давайте менять тариф. И даже исходя из этого, у многих  частенько мы слышим: вот они  создали ТСЖ, и у них сразу стало все дороже. Я всегда в таких случаях ????? (неразборчиво): а вы спросили, почему  дороже?  Вот вы сходите, узнайте. Может быть,  да, у них стало дороже, но  люди платят, потому что видят какие-то изменения ?????? (неразборчиво). 

А.З.:  У них, оказывается, охранник сидит еще.

В.Х.: А у них охранник, у них консьержки.  У них парковка новая, заасфальтированная.

А.З.: Конечно, это не входит в необходимый муниципальный норматив.

В.Х.: Естественно,  муниципальный  норматив   это не предусматривает.  Но почему-то люди про это забывают говорить.  Они только видят, что тариф поднялся.

Ведущий:  Вот то, о чем мы сейчас говорим,  об  этом можно говорить только  применительно к ТСЖ? 

А.З.:  На самом деле вот по формальному закону  точно также тарифы на содержание  общего имущества устанавливает общее собрание собственников. И в случае, если, скажем, управляющая компания в доме или непосредственное управление.  Только об этом никто не помнит. 

Ведущий:  И тут еще  возникает  одна хитрая штука. Предположим гипотетическую  ситуацию: управляющая компания  мне, всем остальным жильцам, говорит – ну вот, друзья, мы с вас берем  всего 16 рублей, а это минимальная планка, (предположим, что она так говорит), и нам хватает на текущий ремонт, а на капитальный уже не хватает.  Хотя вы говорите, что вы умудрились  и капитальный сделать за счет этих денег.

А.З.: Умудрились.

Ведущий:  А я в этом не специалист. Я не буду разбираться, где они  завысили, взяли чуть больше, чем  могли, и так далее, и тому подобное. То есть у меня тут, получается,  варианта нет, кроме как поверить.

А.З.: Ну да.  То есть вы в таком рабстве коммунальном в этой ситуации.

В.Х.: Есть вариант проверить. 

Ведущий: Как?

А.З.:  Но  опять-таки это на свой страх и риск, за свои деньги.

В.Х.: Согласно того же жилищного кодекса любая управляющая компания, любое правление ТСЖ  должно проводить отчетно-перевыборное собрание или отчетное  собрание, как минимум, раз в год.  То есть в конце года управляющая компания  должна предоставить отчет, куда она потратила ваши деньги.

А.З.: Практика показывает, что  этого либо не делается...

В.Х.: Вот вы на своем веку помните отчет управляющей...

Ведущий:  Но циферки-то можно подбить красиво, правильно?

В.Х.: Да. И вот опять мы сталкиваемся с той проблемой, что   не всегда  полноценный отчет предоставляет управляющая компания.  Ко мне уже приходили люди  с инициативной группы просто для консультации,  говорили: вот вроде  перед нами управляющая компания  отчитывается, вот вроде  у них все хорошо,  действительно, денег не хватает,  но почему в ТСЖ-то хватает?  Начинаешь смотреть  отчет. Отчет-то не в той форме предоставлен, которая раскрывает все, действительно, те цифры, которые  должны в нем отображаться. И сразу задаешь вопрос: а где вот тут  50 тысяч делись за год? А где вот тут 60 тысяч, куда управляющая компания дела?  То есть она с вас собрала вот столько, а потратила только вот столько.  А разница между двумя этими сумами куда делась?

Ведущий: Написал Дмитрий о том, что  он считал, и у него выросло на 24,2 процента.  В  общем и целом, я думаю, это ощутимо существенный такой рост. «Хотя все говорят до 15 процентов, если я не ошибаюсь»  -   добавляет Дмитрий.  Мы изначально поделили нашу квитанцию, которая  всем приходит, на содержание дома, та вещь, которая полностью зависит   от жильцов...

А.З.:  Это мы обсудили.

Ведущий: Это мы обсудили.  Теперь коммунальные услуги.  Они устанавливаются государством.  Здесь есть, насколько я понимаю, три  возможных уровня экономии: экономия на уровне личного потребления,  экономия на уровне общедомового  и попытка влиять  на тарифное регулирование.

А.З.: Да.

Ведущий: Можно так обозначить?

А.З.:  Да.

Ведущий:  Давайте пойдем...

А.З.:  От простого к сложному.  На уровне личного потребления все же понятно. Вы можете устанавливать счетчики. Правда, не по всем видам коммунальных услуг. По газу, по  электроснабжению, по водоснабжению – да, вы счетчики можете установить, и они зачастую дают  экономию даже процентов до 30, а по газовому еще выше счетчику. По отоплению  индивидуальные внутриквартирные счетчики не предусматриваются проектами наших домов, и вы их становить не сможете, поэтому  эта услуга регулируется  дальше только на более высоких уровнях. Ну вы можете снизить ее стоимость. А вот здесь вот вы можете установить   индивидуальный прибор учета. Более того, по воде вы уже обязаны были  установить эти приборы  учета до 1 июня сего года. Правда, никаких санкций за их неустановку   нет, поэтому я не очень понимаю, зачем  эти нормативные акты  правительство сделало.  

Ведущий: Зачем есть обязательства, да?

А.З.:  Да.

Ведущий: А есть ли  такие истории, ситуации, когда  человеку счетчик лучше не ставить?

В.Х.: Да, есть, в принципе, такие ситуации. Это особенно в тех домах, где  нарушена система горячего водоснабжения.   Ну как нарушена? Как правило, мы сталкивались последнее время  с домами, где  управляющая компания,  там отсутствует циркуляция горячей воды. Естественно, для того, чтобы  получить нормальную температуру горячей воды в кране, людям приходится очень много  пропускать, особенно  тем, кто живет  на верхних этажах.

Ведущий: Ну, то есть, чтобы дождаться, пока она станет горячей, мы включили воду...

В.Х.:  Включили и пошли пить кофе.  Кофе попили, пришли. Вода горячая побежала вроде, начинаем бриться.   Но ведь через счетчик-то прошла кубатура. А кубатура-то горячей воды. И вы за нее заплатили. 

А.З.: И платите-то вы за кубы.

В.Х.: И платите-то вы за кубы, а не за температуру.

Ведущий: Раньше было по-другому.

В.Х.: Раньше, в принципе, было также. Понимаете, раньше были меры воздействия на ПСК.  Тут уже выходит на более высокий уровень, то есть это уже общедомовой счетчик.  Раньше через него вода проходила, и он регистрировал не только кубометры, но и количество гигакалорий    для подогретой воды.  То есть, если раньше, извините, вы...

Ведущий:  Если вода была 40 градусов...

В.Х.: ...то вы заплатили  за гигакалории, которые  нагрели 40 градусов. Сейчас уже другое. То есть ПСК вам дает также утвержденный новый тариф,  вам прошло 40 градусов, а вы заплатили, как будто она была 60 градусов, потому что в данном случае дом платит за кубы.

А.З.: И дисконтировать  эту сумму  не получится реально. Вы там должны вызывать 150 раз жилищную инспекцию, и получите  рубль скидки.

Ведущий:  Жилищную инспекцию, которая будет  фиксировать, что у меня...

А.З.: Да, фиксировать, фиксировать, фиксировать температуру.

Ведущий: А добиться того, чтоб мне сразу горячая вода шла, это нереальная история? 

А.З.: Мы разговаривали по этому поводу  с представителями сетевиков. Они сказали: «Ребята, надо еще скинуться. Нам же денег мало. Давайте ЦТП мы все починим за ваши деньги, и у вас будет нормальная горячая вода».   Вот ответ на поставленный вопрос.

Ведущий:  То есть в данном случае на текущий момент   выход для такой ситуации...
 
А.З.: Отказ от счетчика.

Ведущий: Несмотря на то, что обязанность его установить  прописана, санкции за неустановленный счетчик отсутствуют на сегодня в российском законодательстве.

В.Х.: Но опять же не всем.   Тут  надо оговориться. Тут у нас опять наших людей ставят в неравное  положение.  Вот, допустим, у тех, у кого  есть бойлера в доме, они  температурный режим могут сами регулировать  у себя в доме. То есть им пришел теплоноситель   необходимой температуры, и они воду  нагревают сами -  40 градусов или 50 градусов.  На этом уровне уже все зависит от  исполнителей коммунальных услуг: или  от управляющей компании, или от ТСЖ. А те дома, которые  от ЦТП, они  уже тут вмешаться практически не могут.

А.З.: И не надо обольщаться. Да, у вас  нет счетчика. Но если вы пропускаете, на общедомовой счетчик-то мотает. А дополнительные расходы, которые  ??????? (неразборчиво)  собрали  в виде индивидуального потребления,   тоже будут перераспределены  на всех.

Ведущий: Вопрос такой: если многодетная семья, много детей, много стирки, много всего,  то в этой ситуации счетчик позволяет экономить или он тоже здесь нежелателен?

В.Х.: Как сказать... 

А.З.: Скорее, счетчик.

В.Х.: Скорее всего, что счетчик... Мы делали статистику  небольшую. То есть  показала практика, что все-таки счетчик, как  правило, не дает какой-то коммунальной выгоды  для семей более 4-х человек и где преобладают дети...

Ведущий: Маленькие дети.

В.Х.: ...маленькие дети. Потому что мыть их, стирать, готовить,  душ постоянно летом принимать, чтобы ребенок, как говорится, не потел, не болел и тому подобное,  воды расходуется много.  Особенно на стирку. Допустим, для тех же пенсионеров, вот бабушка с дедушкой живут, внук, допустим, даже у них живет,   для них счетчик очень выгоден, потому что  они расходуют в среднем 3-4 куда,  а по количеству проживающих у них выходит за 30 кубов почти.  Поэтому разница чувствуется однозначно.

Ведущий: А есть какие-то такие простые правила энергосберегающей жизни?  Например, когда я выключаю телефон из зарядки, а сама зарядка остается в розетке,  телефончик пишет...

А.З.:  Да, есть такая проблема.  Но вы не сильно ?????? (неразборчиво).

Ведущий: Я подозреваю, что  она не сильно отображается на оплате, но телефончик пишет: для экономии электроэнергии достаньте зарядное устройство  из розетки.  Наверно, да, мелочь, но из таких мелочей у нас же  результат и складывается.

А.З.:  Но вы можете себе на движение поставить датчики  в квартире, и свет, зашли, он загорается,  вышли – гаснет. Тоже мелочь,  но тоже будет экономить что-то.  Другой вопрос, что вы на датчиках потратитесь существенно.

В.Х.: И когда они окупятся? Так  же, как газовый счетчик. Вы поставили, услуга дорогостоящая. Вот, допустим, один человек, пенсионерка живет, а газа тратит очень мало.

Ведущий: С личным потреблением мы сейчас заканчиваем, с экономией  на уровне личного потребления. Вопрос возникает следующий: мой отец, моя бабушка, у них два совершенно разных типа поведения в этом смысле.  Когда мой отец приходит домой, он включает   свет везде, а моя бабушка, выходя из комнаты, выключает свет. Даже если  она вернется в эту комнату через 10 секунд,  она выключит там свет.   Это энергосберегающее потребление? За счет него можно экономить?  Или это не сильно влияет  в современных условиях?

В.Х.: За счет него, конечно, можно экономить, потому что, выключив лампочки, вы...  ваш счетчик перестает мотать, вы заплатите по счетчику.  И, в принципе, вся экономия, она  и дается за счет рационального  использования коммунальных услуг. Понимаете, установка счетчика – это еще  не факт, что вы сразу же начнете платить меньше. Как показала практика, некоторые  дома даже платят  и больше при установке того же  теплового счетчика. И я всегда в этих случаях говорю,  то есть,  поставив счетчик, вы только встали перед фактом, что  у вас где-то  уходит тепло. Вы ищите причину-то. У нас государство, когда  придумывает нормативы по отоплению для тех же домов,   оно в ущерб себе   никогда не придумает.

А.З.:  Но все-таки вот по индивидуальному потреблению. Электричество, да, вы всегда сэкономите. Коротко если. Потому что мы уже на дома переходим. Потому что  электричество не проходит через ТСЖ, через УК, вы напрямую платите  потребителю.  В случае с ресурсами, которые через дом проходят – вода, соответственно...  ну протекло, я не говорю  там нет индивидуальных  приборов потребления,  общедомовые расходы тоже на вас ложатся. Поэтому,  не наводя порядок в целом в доме, вы не добьетесь  на уровне индивидуальной квартиры  хорошей экономии.

Ведущий:  То есть заэкономься  я на  уровне личного потребления...

А.З.: Да, да, а там вылили, и будет на вас еще  общедомовой расход.

Ведущий: ...а мои соседи плещутся в ванне с утра до вечера,  это тоже ляжет на меня.

А.З.:  Да просто авария на сетях, почему соседи сразу.

В.Х.: Ну вот тут, понимаете, с одной стороны, надо отдать должное  вот этому же 354-му постановлению и вот этим новым квитанциям,  которые рекомендует вот сейчас   государственная инспекция  вневедомственного контроля, и которые описаны в  354-м постановлении. Раньше мы получали  квитанцию, мы видели только то,   за что платим мы. Сейчас согласно новому постановлению мы должны также участвовать  в общедомовых расходах.  Но при этом общедомовые расходы должны указываться в квитанции. И вот всегда можно задать вопрос   управляющей компании: а почему у нас общедомовые расходы не снижаются? Почему мы за них из месяца в месяц платим, платим? Откуда они берутся?  То есть вы хотите сказать, что  вот такое большое количество воды  нам нужно для мытья подъездов,  для полива газона...

А.З.: Особенно в январе.

В.Х.: Да, особенно в январе. Для опрессовки, которая была летом. Нет. Значит, у вас утечки, значит, у вас где-то что-то... плохое состояние инженерных структур.  Что сделали вы для того, чтобы  этого избежать? 

Ведущий: На общедомовой уровень  экономии перейдем после того, как примем телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель:  Валентина Георгиевна. Я хотела бы спросить...  уже  несколько раз звонила в администрацию Кировского  района, я с Кировского района, у нас управляющая компания «Юком». И вот они нам отключили, у нас 12-этажный дом,  отключили по второму лифту  в каждом подъезде. Сказали, что 5.90 мы брали  раньше, а сейчас с нас требует «Лифтсервис»  по 9 рублей с чем-то за квадратный метр за лифты. Но я звонила в администрацию...

А.З.: Администрация вам не поможет ничем абсолютно.

Слушатель: Вот. Они сказали, что управляющая компания. Так это значит, что управляющая что захочет, так и сделает.

А.З.: Нет, это значит, что вы ее распустили, и у вас нет  контроля над бюджетом дома. Вот и все. И дальше вами командует, хотя  командовать должны вы. Создавайте ТСЖ.  Это единственный путь.

Ведущий:  Вообще, по поводу создания ТСЖ, конечно, Александр Зотин будет   говорить...  можно даже джингл  такой специальный  записать.  

А.З.: Да. Нет, простите. Знаете, вот коротко. Вы  отдали все деньги кому-то, он вам начинает покупать продукты в квартиру. Ну часть не доносит, часть  съедает сам. Вы говорите: « Ну как  так?  Давайте в администрацию или к президенту обратимся».  Так вы заберите деньги обратно, ходите в магазин сами. И все. В чем проблема?

Ведущий: Я понимаю, что простой принцип. Но я же могу...

А.З.:  Разверните экономику в правильную сторону.

Ведущий:  Я же могу ему пригрозить.

А.З.: Ну грозите.

Ведущий: Я тебе не блуду платить, если  ты не перестанешь мои продукты жрать, собака.

А.З.: Есть еще способ. Если вы не хотите  отказываться  от ресурсопосредника,  вы платите ему по факту  принесенных продуктов.  А это тоже ТСЖ, только ?????? (неразборчиво).  

Ведущий: Хорошо. Давайте мы переходим на общедомовой уровень экономии. Как утверждают наши гости, это   та вещь,   которая даст в результате наибольший уровень экономии. 

А.З.: Да, да.

В.Х.: Меня, так скажем, два раза  уже вы перебивали вместе с Александром, потому что почему-то считаете, что, переходя  на общедомовой уровень, мы не  будем индивидуально иметь какую-то выгоду.

Ведущий:  Как это не будем?

В.Х.: Вот именно как раз к этому я и подвожу, что вот когда вы будете видеть общедомовые расходы,  и начнете участвовать в экономии этих расходов, вы, ваш сосед,  то вы и платить  потом меньше будете. То есть, чем меньше общедомовые расходы,  тем меньше у вас платежка.

Ведущий: Тут логика понятна.

В.Х.: Логика понятна, а люди   не все  об этом понимают. Та же тепловая энергия.  Вот вы идете в подъезд, заходите  вы в подъезд, у вас форточки все нараспашку. А, дак я ведь сейчас в квартиру зашел, закрылся, мне будет тепло. А то, что это ваши деньги уходят через форточку при наличии  счетчика,  никто никогда не задумывается.  Допустим, вы пришли к соседу в гости, у него вода напропалую  в бачке бежит. Счетчиков у него нет. ему какая разница – бежит у него в бачке, не бежит.

Ведущий: А у вас сразу мысль: а эта-то вода и...

В.Х.: А у вас сразу мысль: а водичка... и я  за нее потом заплачу, потому что она ведь ляжет-то на  общедомовые нужды. Сосед-то ведь только по  нормативу заплатит.  Начинают какие-то порывы... ну вот просто-напросто  слышно, что вода хлещет у вас в подвале сутки, бывает  такое. Бывает, по пять суток  вода хлещет,  бывает и такое.  Но вот даже сутки. Если раньше вы бы прошли мимо и сказали: «А-а, опять слесаря напились,  ничего не делают», то сейчас уже   будет желание позвонить в аварийную службу и сказать: «А у нас там  что-то бежит  в подвале, вы приедьте, посмотрите,  вообще-то это наши деньги бегут».  И тем самым вы будете уже участвовать в той же  экономии своих ресурсов, которые потом также на вас  и лягут.

Ведущий: Списочек методов мы сейчас составим после того, как еще один  телефонный звонок послушаем. Алле. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Галина Алексеевна. Извините, но я вас хотела поправить.  Нормативы ведь устанавливаются  не только от этажности, но и от наличия санитарного оборудования ванной комнаты. Ванны у нас разные. Если ванна 1200 миллиметров,  расход воды 7,6. Если  другой размер 1500, там уже 8 кубов.

А.З.: А кто мерить-то будет с линейкой, не подскажете?

Слушатель:  Оно в постановлении.

А.З.: Да знаю, я читал постановление. С линейкой-то кто мерить будет?  Как проверить-то, расскажите? Как исполнить это постановление?

Слушатель:  В техническом паспорте.

А.З.: Там написано, какой длинны ванна,  да?

Слушатель: Санитарное оборудование обязательно...

А.З.: Ну вот смотрите. У меня  в доме вообще в техническом паспорте  не предусмотрена ванна. По факту они все стоят. Что я  должен заплатить?

Слушатель:  Раз она есть,  существует норма,  значит она должна быть  установлена согласно санитарного оборудования.

А.З.Е: Понятно.  То есть это такой подход: пусть весь мир горит, но главное, чтобы КОАП исполнялся.

Слушатель: Было правильно.

А.З.:  Это понятно. Он мне не близок, этот подход.

В.Х.: Вы нас пытались поправить. Но в то же время постановление правительства  320-е,  которое вступает с 1 июня, оно как раз предусматривает  только этажность дома.

Слушатель: Я это видела.

В.Х.: А вот свежее, да,  оно уже  от степени благоустройства. Но если вы еще заметили, то оно еще и предусматривает  открытую систему теплоснабжения и закрытую систему теплоснабжения, что раньше было объединено вместе.

А.З.: Мы просто пытаемся подчеркнуть то, что  это никакого значения иметь не будет. По многим причинам.

Слушатель: Если счетчик не установлен, к примеру?

А.З.: Счетчик должен быть установлен до 1 июня 2012-го года. Это постановление противоречит другому. Мы об этом как раз говорили в кулуарах. Поэтому это бессмысленно обсуждать. Все-таки вернемся к теплу, это важный момент. Поскольку  отопление уже до двух третей  коммунальной платежки вместе с горячей водой, то вот разумно экономить  на том, что  стало  самое дорогое.

В.Х.: Существенно дает экономию.

А.З.: И здесь, даже, несмотря на то, что мы считаем  завышенной и несправедливой саму цену гигакалории, это третий уровень регулирования, здесь можно сэкономить на самих гигакалориях. Ставим счетчик и ставим тепловую регулировку в зависимости от температуры  окружающей среды.  Вот в нашем доме  это удалось сделать. В результате сейчас  у нас стоимость отопления квадратного метра 11 рублей 45 копеек круглый год, в то время, как по муниципальному  нормативу  это, ну сейчас он снижен,  более 18 рублей.  Это очень существенная  разница, согласитесь.

Ведущий:  Ну, если перемножить на метры квадратные.

А.З.: Это 400-500 рублей с квартиры  в месяц.

Ведущий: Конечно, это существенная разница.  Это как быстро себя окупает? Это дорогостоящее удовольствие?

А.З.: Три месяца в моем случае.  То есть мы ставили счетчик с регулировкой, это около 160 тысяч.  За три месяца все отбилось.

Ведущий: Еще на общедомовом уровне есть какие-то способы ??????? (неразборчиво)?

А.З.: Проведение ревизий по холодной воде, ревизии утечек.  Это снижает общедомовые расходы по холодной воде, чем вот, надеюсь,  Валерий Валерьевич регулярно занимается.

Ведущий: Мы сейчас затронем последний уровень. Наверно,  пару слов скажете, потому что вы ведь сейчас в судебном процессе находитесь.

А.З.:  Да, последний уровень. Поскольку у нас единственный орган  Региональная энергетическая комиссия есть, которая устанавливала стоимость гигакалории, вот есть вывод контрольно-счетной палаты, что неправильно установлена эта стоимость. А поскольку органы власти, извините, не чешутся, то мы вынуждены были выйти в суд. Пользуясь случаем, приглашаю:  24 сентября,  10.15,  Екатерининская, 177.  Вход свободный по паспорту.

Ведущий: Вы нас в суд приглашаете?

А.З.: Да, прямо на судебный процесс,  вы можете  посмотреть на доводы сторон. Это касается каждого пермяка.

Ведущий: В любом случае мы  этот процесс, конечно же, будем обсуждать в  наших  новостях, информировать о ходе  этого процесса. Последнее сообщение по ICQ от Картмана: «ТСЖ сплочает и дисциплинирует жителей, и дом становится экономичным».  Об экономии на коммунальных услугах мы  говорили сегодня. У микрофона была Анастасия Сечина.


Обсуждение
1936
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.