Верхний баннер
12:40 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

11.07.2013 | 15:00
Андрей Головин о мастер-плане на "Эхе Перми"
Теги: генплан

  Юрий Бобров у микрофона. Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Внимание. Мы говорим сегодня  о Перми как о городе. О городе как о ткани, которая неразрывно связывает между собой психологию, культуру, канализационные сети. Это мы обсуждаем с Андреем Головиным.

 

Андрей Головин: Здравствуйте

 

Правильно ли говорят, что Андрей Головин, находящийся в бессрочном отпуске директор Бюро городских проектов?

 

Андрей Головин: Нет, до 25 июля я в отпуске, потом возвращаюсь к работе. Мы будем вместе с нашими работодателями обсуждать мою дальнейшую работу.

 

Сегодня вы здесь и не чиновник, и не работник Бюро. Вы сегодня эксперт. Нам сегодня важны ваш опыт, взгляд, ваше мнение. Сейчас идет повторная экспертиза мастер-плана. Связана она с попытками уголовных преследований. Второе – Пермь – город мира по версии ООН-HABIBAT. Тут мы и посмеялись, и поплакали. То ли это означает, что мы стали ближе к Африке, то ли дальше. И Бахаревка. Застройка ее высоченными жилыми домами. Там же рядом земли для многодетных. Все говорят – это благо. А Андрей Головин говорит, нет. Теперь для начала. Есть какая-то точка зрения по вчерашнему газу?

 

Андрей Головин: Нет. Не сформировалась. Слышал, что он накрыл город. Даже сотрудники в офисе закрыли все окна. Пахло даже на Ленина - Островского.

 

Вот в такие моменты ты понимаешь, что ты живешь в городе. Что у тебя здесь не просто квартира и работа.

 

Андрей Головин: Совершенно правильный заход о городе. Нужно осознавать не только то место, где мы живем, не только парки и скверы. Нужно осознавать структуру города. В генеральном плане мы решали задачи, которые не виды обывателю, но очень важны. Это канализация, система водоснабжения. О том, в каком состоянии они сейчас, как они вообще работают, какие проблемы могут быть, если к ним относиться не очень внимательно. 

 

Теперь давайте, что первично? Генплан или мастер-план?

 

Андрей Головин:  Сама идея разработки мастер-плана возникла в 2008 году. Это было инициировано правительством Пермского края, непосредственно губернатором Чиркуновым. Поддержала администрация города. Активную позицию по мастер-плану и генплану занимал Игорь Николаевич Шубин. Формирование этого проекта шло очень долго.  Целый год. Ездили по разным городам. Рассматривали подход в других странах. Смотрели, как решаются задачи, в том числе, и России.
Многие жители не удовлетворены той застройкой, которая осуществляется. Нет того уюта, комфорта. Может что-то делаем не так? Вот это была попытка разобраться. Речь идет не  о том, чтобы потратить на 5 – 10 миллиардов меньше и сделать лучше, а чтобы эти деньги потратить во благо.

 

Итак, сперва делается мастер-план. Он первичен. Потом на его основании делается генплан?

 

Андрей Головин: Эти проекты шли одновременно. Потому что генеральный план, по законодательству, было необходимо иметь уже к началу 2011 года. Мастер-план давал свою толику предложений для разработчиков генерального плана.

 

Сейчас идет экспертиза мастер-плана и генплана. Это что такое?

 

Андрей Головин: На самом деле, следствие строится таким образом, чтобы обвинить в том, что работы были не заказаны или выполнены неправильно. Мастер-план – это отдельный проект.  Не было задачи, чтобы что-то в 100% было отмечено в генеральном плане. Он дает стратегическое видение. Отдельно было выдано задание на разработку генерального плана. Решения или предложения того или иного документа всегда обсуждались на комиссии, которая была создана для разработки проекта генерального плана. На этой комиссии, под руководством Шубина, принимались те или иные концепции, подходы в направлении развития города. А теперь, для того чтобы формально предъявить обвинение, формируется позиция о том, что были выполнены ненужные работы или они были сделаны некачественно. Город или администрация приняли решение о том, что такой документ нужен, получили на это финансирование, документ обсуждался и был утвержден. Мне не понятно, что будет доказывать или опровергать экспертиза,

Она мало того, что экспертиза, он еще и повторная.

 

Андрей Головин:  Об этом нам стало известно не так давно. На прошлой неделе. Видимо, следствие решило заручиться выводами еще одной экспертизы.

 

А первая?

 

Андрей Головин:  Экспертиза стратегического мастер-плана. К этому документу не предъявлено никаких требований в законодательстве. С чем его надо сравнивать, на что проверять?

 

Стихотворение можно на экстремизм проверить. А мастер-план на что проверять?

 

Андрей Головин: Может тоже и на экстремизм можно. Вы можете стихотворение проверить на ненормативную лексику. На  соответствие каким-то стандартам вы его не проверите. Мастер-план может либо устроить, либо не устроить заказчика.

 

Те, кто заказали экспертизу, какие, примерно, выводы хотят получить?

 

Андрей Головин: Выводы о том, что эта была бесполезная работа, или что она не использовалась в генплане. Я хотел еще сказать, что мастер-план и генплан принесли городу элементы регулирования. Как строить, что строить и где строить. Когда отсутствовали эти правила, экономика площадок была совсем другой. Сейчас сформирован пакет, который позволяет регулировать застройку в городе и это мешает застройщикам. Согласен с тем, что сейчас многие позиции генерального плана пытаются как-то обойти. Или изменить.

 

По самым нашумевшим точкам.

 

Андрей Головин:  При подготовке ГП было проведено исследование с целью исключить многие территории из будущей застройки. Теперь, когда вносятся изменения  в генеральный план, эти территории снова возвращаются.

 

Мы сейчас перешли на Бахаревку?

 

Андрей Головин: От части, да. Это одна из 17 площадок.  Я бы не сказал, что все предложения отрицательные. Некоторые из них поддерживают позиции генерального плана.

Можно сейчас уточнить. Бахаревка сюда не входит, потому что она за пределами агломерации?

 

 Не надо туда дальше развиваться?

 

Андрей Головин: Нет проблем по освоению территорий, но и нет того количества людей, массы, которая не вмещается в существующей структуре города, с тем, чтобы ее переместить на Бахаревку.

 

Еще один большой проект – это земли для многодетных. Я-то их тоже рассматриваю как целое. 2,5 тысячи земельных участков индивидуального строительства. Это огромные территории. Они ведь тоже за пределами геналана.

 

Андрей Головин:  Это так. Но тут есть благая задача поддержать определенную группу населения. Благое намерение. Важно, чтобы это предоставление свободной земли не оказалось бременем для получателей. Предполагается, что эти люди не так богаты, чтобы самостоятельно обеспечить землю инженерной инфраструктурой и потом платить налоги на недвижимость.  Если предоставлять эти земельные участки далеко от города, там будет невозможно создать социальную инфраструктуру. В этом случае многодетные будут вынуждены ездить в город.

 

Я сейчас уточню. Бахаревку пока выведем за скобки. Есть три точки: Заозерье, Ива, Липовая гора. Заозерье – там дают землю внутри существующей застройки. Она генплану не противоречит?

 

Андрей Головин: Она противоречит, но не стратегически.

 

Когда мы говорим об Иве, одним из тормозов и было то, что надо перенести границы генплана. 

 

Андрей Головин:  По Иве  - это огромные массивы предоставляют под одноэтажную застройку. Они все будут ориентированы на перемещение на индивидуальном транспорте. Опять же  такая плотность не позволяет создать общественный транспорт. И социальная инфраструктура… Эти люди все равно будет каждый день мигрировать из своих мест проживания в город. Все эти поездки будут совершать на автомобилях. А это ухудшит ситуацию на въездах и выездах из города. И эта застройка разрушает концепцию в целом. Концепцию создания хорошей системы общественного транспорта в городе.

 

Пермь город мира по версии ООН-HABIBAT. Это что такое?

 

Андрей Головин: Я тоже об этом узнал из интернет-источников. Потом пытался узнать, навести справки в других источниках.  Но я связываю это с тем событием, что Пермь участвовала в номинации Премии за городские инновации. В Гуанчжоу,  в прошлом году. Мы вошли в 15 номинантов из 250 участников именно по инновациям в градостроительной политике. Была представлена целая система документов, такие как мастер-план и генплан и все другие реализационные документы, которые были созданы в администрации города. Мы презентовали новый подход к градостроительной политике в Российской федерации, который может быть использован  другими городами в России.

 

То есть, город мира – это круто?

 

 Андрей Головин: Конечно, круто. Мы сидели вместе, рядом с мэром Ванкувера, и мэром Сеула. Ванкувер представлял, что он будет самым зеленым городом мира к 2020 году. И ему в этом аплодировали. Мэр  Сеула говорил о том, что они сделали большой прорыв, чтобы отвлечь молодежь от интернета. Как городские проекты, социальные инициативы могут стимулировать молодежь общаться по-другому. А мы были с новым подходом. Преобразование российского города.

 

Вы понимаете, почему митингов в вашу защиту нет?

 

Андрей Головин: Почему?

 

Потому что, тот сказал, у меня будет самый зелёный город, тот сказал, у меня будет молодежь без интернета, потому что ей будет, чем заняться. А вы опять со своими документами.

 

Андрей Головин: Но разные инновации были. Мы переломили систему планирования.  От административной системы, от нормирования, которая просто стандартизировала все города. Мы представили новую концепцию.

 

Мы возвращаемся в нашу ткань. 179 квартал. 5 этажей понятно, надо строить без лифта. 6 уже с лифтом, непонятно. Надо строить 9.  

 

Андрей Головин: Все понятно. Когда я делал расчеты по этажности, сравнивал их с многоквартирными домами, такого нарушения  и конфликта по экономике нет. 6- и 9-этажные дома одни из самых экономичных.

 

Но в 6-и уже лифт надо?

 

Андрей Головин: Да. Но по сравнению с другими, они являются одними из самых экономичных.

 

Что хотели там сделать?

 

Андрей Головин: Хотели создать образцовый новый европейский квартал. Не стояла задача копировать европейский квартал, а создать свой.

 

Как когда-то купцы строили?

 

Андрей Головин: Да. Но и многим по вкусу историческая часть города, Ленина, Сибирская, Тихий Компрос.

 

Квартал ДКЖ.

 

Андрей Головин: Реализовывались 2 таких проекта. 179 квартал и ДКЖ. ДКЖ был выбран в связи с тем, что в него уже город начал вкладывать ресурсы. Достаточно много денег было вложено в расселение. Эта территория контактирует с железнодорожным вокзалом. Федерация, край будут инвестировать деньги в реконструкцию автовокзала. Туда планируется перенести автовокзал. Он как раз будет находиться в непосредственной близости с районом ДКЖ, там же витают какие-то идеи по размещению зоопарка. Предусматривались серьезные преобразования площади перед железнодорожным вокзалом. Выход моста. Все в комплексе, столько участников могли объединить свои усилия и преобразовать город. Остановимся мы на Бахаревке - никто не перестанет заниматься железнодорожным вокзалом. Никто не перестанет заниматься улицей Строителей. Но это все в разных местах.
 
Квартал ДКЖ пока ведь не переломан?

 

Андрей Головин: Он очень цельно подготовлен. Документация, требования. Внесены изменения в правила землепользования, застройки. Там 3, 4, 6 этажей.  Застройщик заранее знал, какие условия будут. Поэтому и цена там звучит очень низкая. Он понимал, что у него есть обязательства по расселению. Плотность застройки там превышает таковую на Садовом или Парковом. Есть экономика земельного участка, есть экономика квартала или группы кварталов. Если рационально разместить здания в 3, 4, 6 этажей, можно достигнуть такой же плотность. И превысить ее.

 

Градостроительный совет при губернаторе Пермского края. Градостроительный, но при губернаторе.

 

Андрей Головин: На самом деле практика обсуждения проектов субъектом федерации города очень хорошая и правильная. Это не вмешательство. Абсолютно нужна такая площадка, например, чтобы несколько шагов назад, обсудить картинку, которую мы рисовали вокруг железнодорожного вокзала.  Там есть, что обсуждать. Раздавать поручения. Синхронизировать. Вести работу по распределению ответственности. Финансирование.

 

Но не надо выходить за флажки.

 

Андрей Головин: В общем, да. Но можно и выйти за флажки. Просто когда градостроительные советы предыдущих периодов за эти флажки выходят, они, как правило, не привносят ничего.

 

Сейчас, сегодня у нас происходит отказ от генплана?

 

Андрей Головин: Давайте, так. Жизнь покажет. Город Пермь все равно идет по пути официального внесения изменений в генплан. Это не просто тот документ, который выкинули и забыли. Что-то, может быть, уйдет из него. Что-то останется. Многие говорят, что генплан был отменен в 2004 году Валентиной Оглоблиной. Но на самом деле, я бы сказал, что то, что мы сегодня с вами видим, это решение генплана 1972 года. Многие дороги, улицы, все то, что мы видим сейчас, это результат того генплана.

 

Улица революции, торговый центр «7 Пятниц», он строит как раз на той линии, которая когда-то красным карандашиком была нарисована, там нельзя было ничего строить, потому что там расширять надо было?

 

Андрей Головин: Нельзя. Просто легким движением руки вильнули в сторону инфекционной больницы, говоря, что эта улица революции пройдет там.
 


Обсуждение
2162
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.