Верхний баннер
14:19 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

18.09.2013 | 12:05
Виктор Плюснин о самых проблемных инфраструктурных объектах: "Мы решаем вопросы весьма дорогие"

Глава инфраструктурного комитета Законодательного собрания Прикамья Виктор Плюснин - впервые в эфире «Эха Перми». Откровенный разговор состоялся накануне «пленарки» Законодательного собрания и отчета губернатора.

 

Поговорили об аэропорте, театре оперы и балета и роли парламентариев в распределении значительных бюджетных средств.

 

 

Инфраструктурный комитет как он есть

 

- Давайте начнем с комитета, который вы возглавляете. Он в списке самых финансово ёмких. Вы решаете вопросы, обсуждение и реализация которых требует и серьезных вложений. Расскажите, что из себя сегодня представляет инфраструктурный комитет (насколько я знаю, раньше он назывался даже иначе).

 

- Сама идея создания такого комитета появилась достаточно давно, и вот почему. Вначале у нас немного было средств, которые мы направляли на инфраструктурные инвестиции. Если мне не изменяет память, от 700-от миллионов до миллиарда рублей. Но постепенно ситуация стабилизировалась, бюджет стал наполняться, и мы стали строить всё больше и больше объектов.

 

Это краевые объекты, которые являлись государственной собственностью. Задача Законодательного собрания, в том числе, контроль за освоением бюджетных средств. Мы сконцентрировались именно на этом. И уже когда был новый созыв в 2006 году, идея создания еще одного комитета – пятого по счету - по развитию территории и общественной инфраструктуры, имела под собой достаточно серьезную основу, которую мы наработали в предыдущие периоды. Объем инвестиций достаточно большой, причем не только в объекты общестроя, но и в дорожную отрасль.

 

Когда создавался комитет, мы понимали, что дороги нужно строить, дорога - это основа экономики. Нужно решать вопросы газификации, это целый блок, вопросы ЖКХ и целый ряд других вопросов.

 

СПРАВКА. Комитет по развитию инфраструктуры Законодательного Собрания Пермского края. Один из шести парламентских комитетов законодательного органа власти Прикамья. Курирует вопросы: стратегии развития общественной инфраструктуры; реформирования и модернизации ЖКХ; развития электро- и теплоэнергетики, газоснабжения и водоснабжения, благоустройства, утилизация отходов; политику в сфере транспорта, автодорог, дорожной деятельности и проч. Контролирует: расходование средств дорожного фонда Пермского края, освоение средств фонда софинансирования расходов, иные вопросы развития общественной инфраструктуры.

 

После того, как возник комитет, и мы начали работать, возникла проблема, которую мы пытались решить... Понимаете, когда принимаются решения по строительству того или иного объекта, мы понимаем, что он строится в чьем-то избирательном округе. Какой-то депутат заинтересован, чтобы этот объект появился именно у него на территории. И необходима некая площадка для того, чтобы как можно больше коллег смогли высказать свои предложения.

 

Виктор Плюснин: "Мы балансируем с правительством, с исполнительным органом власти, на стыке интересов и компетенций"

 

В итоге появилась идея, кроме комитета, о создании постоянно действующей рабочей группы по строительству объектов общественной инфраструктуры. А также, параллельно, она бы занималась вопросами по строительству дорог и дорожной деятельности. В итоге, чтобы вовлечь как можно больше коллег в обсуждение, формируются группы из состава комитетов - по два человека входит состав рабочей группы. Но они все равно постоянно действующие, с достаточно серьезным и высоким статусом. Она занимается доработкой всех изменений в краевые инвестиционные программы как автодорожного строительства, так и строительство объектов общественной инфраструктуры. Эти группы находятся в компетенции инфраструктурного комитета.

 

Сегодня эти группы возглавляют: по объектам общественной инфраструктуры – Олег Жданов, и по дорогам – Геннадий Шилов, он является моим заместителем. Мы в таком формате работаем и вот этот блок вопросов постоянно обсуждаем. Основной документ, который мы принимаем на этих группах - это перечни объектов.

 

- Здесь поподробнее, потому что весь механизм принятия решений, обсуждения объектов не совсем понятен.

 

- Мы балансируем с правительством, с исполнительным органом власти, на стыке интересов, компетенций - что делает исполнительная власть, а где компетенция Законодательного собрания. Но мы хотим осуществлять полный контроль за тем, что происходит, где и на что тратятся краевые бюджетные деньги. И мы это желание реализуем. И я вам скажу, правительство нас слышит.  

Кстати, конструкция, которая сегодня работает, была поддержана еще прежним губернатором Олегом Чиркуновым, когда именно Законодательное собрание принимает постановление, в котором обозначает перечень объектов подлежащих строительству - объектов социальной инфраструктуры, дорожных объектов.

 

- Ежегодно?

 

- Ежегодно, в течение года мы его меняем по той или иной причине, если, скажем, с этой инициативой выходит правительство.

 

- Это живой процесс – добавляются новые объекты, какие-то завершенные из него исключаются, а те, которые требуют многолетнего строительства, дополняются, изменяется структура финансирования - и вы их утверждаете ежегодно, заново.

 

- В том числе. Мы определяем бюджетные ассигнования на строительство того или иного объекта как на «трехлетку» (у нас бюджет трехлетний) так и в разрезе одного года.

 

 

 

Проблемные объекты и объективные проблемы

 

 

Драматический театр в Кудымкаре

 

- А если конкретно говорить о тех объектах, которые сегодня находятся в этом списке, знаковые, резонансные - что выделите?

 

- Драматический театр в Кудымкаре. Вы знаете.

 

- Господи, да. Эта история тянется уже много лет.

 

- История очень давняя. С 2008 года, когда комитет впервые выехал в Кудымкар, и мы посмотрели, что такой объект в краевой инвестиционной программе есть. И непонятно, как он будет дальше строиться. На выездном заседании комитета тогда мы приняли решение, совместно с правительством, что мы достраивать его будем.  Конечно, строительство затянулось прямо скажем…

 

Виктор Плюснин: "Проектирование театра в Кудымкаре начиналось еще тогда, когда округ не входил в состав Пермского края. И решение, каким ему быть, принимали не мы. Когда мы включились в этот процесс, посмотрели, поняли – да, великоват... Мягко говоря".

 

- По чьей вине?

 

- Нельзя сегодня обвинить кого-то конкретно. Сначала там была проблема с тем, что предыдущий подрядчик затянул сроки, потом проблемы с финансированием. Но самая главная проблема была с проектом. Его пришлось полностью перерабатывать. В том числе, и в связи с тем, что объект был изначально запроектирован даже больше, чем он есть сейчас. Сейчас-то он, по-моему, слишком велик - порядка пятнадцати тысяч квадратных метров, это огромная площадь.

 

- А востребован объект такого масштаба на той территории? Это в ваших полномочиях оценивать предложенные проекты, в том числе для того, чтобы соотнести это с реальной действительностью.

 

- Касаемо этого объекта очень сложно сейчас прокомментировать. Проектирование этого театра начиналось еще тогда, когда округ не входил в состав Пермского края. И решение, каким ему быть, принимали не мы. Когда мы включились в этот процесс, посмотрели, поняли – да, на самом деле, великоват. Мягко говоря. Но мы оказались в ситуации, при которой достраивать объект необходимо. И мы это сделаем.

 

Сумма финансирования проекта увеличилась вдвое - он сейчас стоит в целом девятьсот тридцать пять миллионов рублей. Буквально в сентябре проводили на объекте выездное заседание комитета – работы там еще очень много…

 

- Почему увеличилась стоимость этого объекта?

 

- Проект поменялся. Реально поменялся проект.

 

- Просто видите – в представлении моем лично – ну поменялся проект, хорошо. Изменили: с одной стороны колонну убрали - будет она с другой стороны стоять… Что это значит вообще, изменили проект?

 

- Нет. Вы знаете, там очень много проблем которые связаны с тем, что, к сожалению, в течение по сути всего десяти лет у нас очень серьезно изменились нормативы различные. В том числе противопожарные, санэпидемиологические и так далее.

 

- Они добавили проблем?

 

- Очень много проблем добавили. Вот буквально последнюю решали уже в текущем году - дымоудаление, еще что-либо. Потому что это процесс тоже живой. Я отслеживаю ситуацию, у нас нормативы существенно меняются раз в два года, примерно. И это проблема. Например, в связи с этим у нас затянулось строительство перинатального центра в Кунгуре…

Мы его, слава богу, сдали нынче, но только в процессе достройки мы находились более двух лет. Только достройки! И не потому, что не хотели достроить и не потому, что денег не было – а просто потому, что появились новые нормативы... Оборудование не то и не так должно быть установлено... В общем, целый клубок проблем, которые решали в текущем режиме. Доходило до того, что стенки в прямом смысле слова, приходилось переносить, где-то перекрытия разбирать.

 

Виктор Плюснин: "У нас нормативы - противопожарные, санэпидемиологические - существенно меняются раз в два года. И это проблема. Например, в связи с этим у нас затянулось строительство перинатального центра в Кунгуре"  

 

- Если будет продолжаться подобная практика, на федеральном уровне, это добавит проблем отрасли в целом. Вы сказали – 2-3 года. Это срок, за который можно получить себе на голову совершенно новые требования. С какой стати они меняются так часто? Вы как-то можете влиять на это? Рекомендовать что-то?

 

- Мы, Законодательное собрание Пермского края, влиять на это не можем, совершенно точно. Есть профильное федеральное министерство, которое занимается этими вопросами. Менять нормативы заставляет сама жизнь. Мы видим: в одном месте проблема, там больница сгорела – жертвы, в другом месте еще что-то произошло. Вслед за этим начинают пересматривать нормативы. Потому что они уже не обеспечивают тот уровень безопасности, который необходим.

 

- А если этот объект уже сдан, как быть с нормативами?

 

-  Если объект уже сдан – все, на него эта норма уже не распространяется. Только в дальнейшем процессе эксплуатации могут доработать. Это дело собственника – менять, не менять.

 

Эти проблемы достаточно серьезные, проходили документы федерального уровня, которые регламентировали: если объект запроектирован, если он прошел государственную экспертизу, то в этом случае никакие новые нормативы на него не распространяются. Не готов сейчас сказать, принят документ или нет - я видел, что в изменениях в Градкодекс это точно было. Сейчас не готов сказать о дальнейшей его судьбе. Скажу точно, натыкаясь ежегодно на эти проблемы, мы даже не понимаем до конца, насколько это тяжело финансово, приходится считаться как минимум с инфляцией.

 

Надеюсь, что таких серьезных изменений, очень больших, существенных в ближайшее время будет все меньше и меньше.

 

Театр оперы и балета

 

- Что с пристроем к Театру оперы и балета?

 

- Когда было принято решение о том, что мы его строим - речь шла об инвестициях в размере трех с половиной миллиардов рублей. Мы понимали, что это сумма вполне подъемная для нашего бюджета. Комитет, занимаясь этой темой жил с такой цифрой. Начались предпроектные проработки, и эта вдруг сумма выросла за 6 миллиардов. Конечно же, принять решение, что мы заходим в такой проект за счет только краевой казны, было невозможно. Я не вижу источника финансирования.

 

- А во временной перспективе - насколько эти 6 миллиардов? Или по проекту требовалась единоразовая выплата?

 

- Реально строительство должно было идти года три, возможно, и быстрей. Все зависит от подрядчика, от качества проекта. Когда мы встречались с Виктором Басаргиным, когда он только-только возглавил регион, у него прозвучало то же самое: «Коллеги, ну 6 миллиардов! У нас много других задач, которые нужно решать. Нужно что-то делать с проектом».

 

Сегодня правительство ведет серьезную работу по тому, как проект удешевить... Нам нужно всё равно подойти примерно к 3-3,5 миллиардам рублей. Тогда мы действительно будем способны этот объект запустить и не превратить его в долгострой.

 

 

Художественная галерея

 

- Следующий объект – галерея.

 

- На объект заложены деньги, но финансирования нет, потому что непонятно с местом размещения.

 

- Но ваша задача как комитета - распределять деньги. Вы эти деньги найдёте, только после того как будет ясность с проектом?

 

- Сейчас мы с правительством, по сути, договорились о том, что когда начинаем говорить об объекте, не ставим цифр - сколько он будет стоить, сколько времени это займет. Чтобы не замораживать средства.

 

Первое, что нужно сделать - заложить необходимый объем финансирования для разработки проекта. Получив проектно-сметную документацию, мы увидим, сколько объект этот все-таки будет стоить, и вот уже тогда будем принимать решение, в какие годы мы его строим.

 

- Или принимать решение о сокращении стоимости, переработки проекта…

 

- Конечно. Нужно эти два этапа разложить. У нас до сегодняшнего дня пока это шло в  таком режиме – вот цифра, вот примерно проект и дальше пошёл некий набор цифр. Потом получаем проект и начинаем охать-ахать – а где взять деньги или каким образом надо себя вести? Поэтому договоренность есть, мы больше будем закладывать в проектирование, а затем определять, когда и в какие сроки строим.

 

 

Восточный обход и вторая ветка Чусовского моста

 

- И еще вопрос может возникнуть – что нам нужнее,  например, вторая ветка Чусовского моста либо новый оперный театр?

 

- Вот видите? Ваши мысли очень созвучны с тем, что сегодня обсуждается на Законодательном собрании. На самом деле, я считаю нужно и то, и другое. Сейчас правительство проводит переговоры, чтобы привлечь частного инвестора на Чусовской мост. Интересанты есть, ведутся переговоры, чтобы это было проинвестировано в формате государственно-частного партнерства. Там ведь цифра в 7 миллиардов.

 

- А какая выгода от этого частному капиталу?

 

- Это долгосрочное вложение. И потом край постепенно будет возвращать деньги с учетом их стоимости. Инвестор получает данный объект в эксплуатацию, в обслуживание - это тоже для инвестора деньги. Плюс ко всему, получая объект, он еще, когда будет заниматься проектированием и строительством, точно подумает о том, чтобы объект не развалился в ближайшие годы, потому что ему его эксплуатировать, на жизненный цикл 10 лет.

 

Сегодня инвестору интереснее строить не только мост, а в том числе, подходы к мосту. В данном случае это Восточный обход от 0 до 9 километра и дорога Пермь-Березники с 20 по 22-ой километр.

 

- Подъездные пути.

 

- Да. Этот участок интересен, потому что он с этого тоже будет зарабатывать деньги, восстанавливая свои вложения. Непростые вопросы я вам скажу.

 

 

Аэропорт и политическая воля

 

- Что с аэропортом?

 

- Мы в комитете приняли решение о том, что готовы включить данный объект в прогнозный план приватизации – это закон Пермского края. Обсуждение было достаточно серьезным.

 

В какой мы сегодня находимся ситуации. Мы все уже точно понимаем - аэропорт нам строить не то, что нужно, а необходимо! При этом мы понимаем - это наша краевая собственность. И нужно ею распорядиться, чтобы максимально защитить интересы Пермского края и получить необходимый для нас объект. Потому что понимаем, этот объект будет развивать наш край. Мы, кроме того, что на комитете обсуждали этот вопрос, проводили рабочее совещание у меня. Геннадий Тушнолобов с Правительством приходили в комитет, с нашими коллегами-депутатами мы в формате диалога неформализованного обсуждали все нюансы приватизации. Вопросов много: и к меморандуму, и к самому инвестиционному соглашению. В первую очередь с позиции, насколько мы максимально защищаем свои интересы. При этом нам доложили, как будет происходить работа инвестора.

 

- Вас удовлетворил этот доклад?

 

- Меня удовлетворил. Но некоторые коллеги пока не согласились с ситуацией, возникло много вопросов. Инвестор их отфиксировал, подготовит ответ, как будет выглядеть та или иная ситуация. Мы приняли решение все-таки рекомендовать Законодательному собранию принять закон о прогнозном плане приватизации с включением в него аэропорта. Но при этом только в первом чтении. Для того, чтобы создать рабочую группу, и в процессе доработки до второго чтения получить все ответы на поставленные депутатами вопросы. 

 

Мы получаем в этом случае легитимную работу, сможем нормально дорабатывать документ. При этом правительство вместе с инвестором будет предоставлять нам те или иные документы, которые мы от них затребуем. Я считаю, что это нормальная форма работы.

 

На самом деле то, что сегодня инвестор декларирует – откровенно говоря, вдохновляет. Он планирует до середины следующего года сделать проект, и они сегодня уже на свой страх и риск этим занимаются (по крайней мере, так доложил представитель инвестора). До первого декабря 2014 года планируется определиться с подрядчиком по этому объекту. До первого декабря 2015 года мы должны получить с вами новый аэропорт.

 

- Они успеют за год построить? Вы верите в это?

 

- Да. Компания на самом деле серьезная. Серьезная репутация, люди ответственные.

 

Виктор Плюснин: "Со стороны наших коллег по приватизации аэропорта прозвучала серьезная мысль. Учитывая, что мы заходим в проект, связанный с имуществом Пермского края, главе региона предложено взять на себя личные обязательства". 

 

- То есть у наших депутатов и у вас – вопросов к инвестору нет?

 

- Сколько мы занимаемся строительством в рамках своей работы - ни разу не было такого, чтобы объект был построен вовремя, честно говоря. При этом есть некие сомнения, но думаю как: ну, хорошо, ну, может быть, действительно затянут. Но если обозначается срок уже конкретный – а за ним мы должны в процессе доработки до второго чтения увидеть в том числе и штрафные санкции, если инвестор его не выдержит – он может быть затянут несущественно.

 

- По поводу штрафных санкций – там, по-моему, говорили о том, что были претензии к их незначительной величине: что около трех миллионах всего речь шла.

 

- Действительно, такое звучало. Но инвестор сразу рассказал, что нам предоставили достаточно сырой документ. Времени проработать детальный документ просто не было. Это некая болванка, в которой потом содержательно, с цифрами, будет прописан механизм всех этих процессов.

 

Со стороны наших коллег по приватизации аэропорта прозвучала серьезная мысль. Учитывая, что все-таки мы заходим в проект, связанный с имуществом Пермского края, главе региона предложено взять на себя личные обязательства - что да, действительно, это будет сделано. И мы предложили Виктору Федоровичу все-таки обозначить эту проблему перед Законодательным собранием, перед общественностью.

 

Моя личная позиция – нам нужно заходить в этот проект. Если сейчас еще тормознем... Уйти в переговоры различные можно – мы уже с марта месяца занимаемся переговорами. Нам нужно как государственной власти – исполнительной и законодательной – показать последовательность своих шагов. В конце концов, проявить политическую волю, показать, что мы действительно хотим построить новый аэропорт. И выбирать достойного инвестора. Но, на самом деле, игроков на этом рынке не так и много.


Обсуждение
2334
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.