Верхний баннер
08:13 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 29 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

30.04.2014 | 22:00
"Уральское барокко", эклектика, сталинский ампир, "хрущевки", – Лев Перескоков об истории архитектурного облика Перми

- Мы сегодня поговорим об историческом облике Перми от момента заложения города до сегодняшнего дня. Почему я пригласил Льва Валентиновича? Я наткнулся на его публикацию, мне кажется, недостаточно замеченную. Ее опубликовали коллеги с портала «Метросфера». Давайте немножко о том, что вы описывали. Вы имеете дело с тем, что сегодня считается памятником истории и культуры. Давайте в двух словах, что относится к этому понятию?

 

- Памятник истории и культуры – это объекты недвижимости, прежде всего связанные с замечательными событиями, деятельностью выдающихся людей, связанных с нашим краем.

 

- А можно ли говорить о том, что какое-то здание, пусть даже оно является в безобразнейшем состоянии, является памятником, если там побывал какой-то известный деятель? У нас любили вешать стелы на различных зданиях – здесь в таком-то году побывала Надежда Константиновна Крупская, еще кто-то из видных партийных деятелей. Все, автоматически зданию присваивалось звание памятника архитектуры?

 

- Да, в советское время так и было. Идеология выстраивалась определенная, но на сегодня, по моему мнению, это недостаточное основание, чтобы присвоить статус памятника. Я считаю, что памятник, если он связан с важными событиями, пусть он в руинированном состоянии, есть в Пермском крае некоторые церкви…

 

- Пыскор тот же самый.

 

- Да. Независимо от того, в каком состоянии объект, он является памятником, тем более если стоит на учете.

 

- Если говорить об объектах культурного наследия сегодня, за последние годы мы много потеряли?

 

- Да, по разным причинам. Исключений из списка у нас не было, хотя я считаю, что единичные объекты можно было бы исключить.

 

- Например?

 

- Если говорим о Перми, то дом в Разгуляе, где располагалась лаборатория по изготовлению бомб в 1905 году.

 

- А что это за здание? Не представляю.

 

- Есть такой маленький домик. В 1992 году мы обходили город, был такой замечательный человек, уже ушедший, Михаил Николаевич Степанов – краевед, известный ученый. Мы подошли к этому домику, было летнее время, прекрасный вечер. Вышел не совсем трезвый мужчина в трусах и майке и предложил нам выпить самогон (смеются).

 

- В объекте культурного наследия.

 

- К таким я как-то неоднозначно отношусь…

 

- А бомбы там изготавливали революционеры?

 

- Да, конечно.

 

- Я просто немножко занимался историей дореволюционной России, именно последнего десятилетия существования царской власти, и знаю, что у нас существовала не только боевая организация эсеров, которую каким-то образом выявили и даже обезвредили, но и боевая организация Всероссийского дубровинского союза. А там кто располагался? Наверное, эсеры?

 

- Наверное, точно не скажу, кто там изготавливал бомбы. Но события-то происходили, особенно в Мотовилихе. Помните восстание?

 

- Я не помню (смеются). Давайте к тому, что собой представляет облик наполнения памятников Прикамья. Опираюсь на ту статью, которую всем рекомендую прочитать – Пермь переживала различные периоды своего становления. От каждого из них мы сегодня что-то имеем. Давайте с момента основания.

 

- Наиболее распространенное мнение, хотя не все с ним согласны, что Пермь берет свое начало с 1723 года, с основания Егошихинского медеплавильного завода. Сейчас очень трудно представить облик нашего города в те десятилетия. Это был деревянный заводской поселок, за исключением некоторых производственных помещений, построенных из камня. Все остальное было деревянное. Где сейчас располагается Петропавловский собор, там была установлена деревянная церковь, уже через год после основания завода в 1724 году, освящена в честь апостолов Петра и Павла.

 

- Нынешний каменный храм пришел на смену деревянному строению.

 

- Совершенно верно. К середине XVIII века тот деревянный храм уже обветшал, возникла необходимость построения капитального каменного здания.

 

- Что и было сделано некоторое время спустя.

 

- Если этот период рассматривать, то необходимо сказать, что практически ничего не осталось с тех времен. Только этот Петропавловский собор, он был возведен в середине XVIII века, освящен в 1764 году.

 

- Через 50 лет без малого после основания Перми по положению Екатерины.

 

- Мы все равно, чтобы понять своеобразие, отмечаем какие-то стилистические особенности. Пример, достаточно редкий – провинциальное уральское барокко. Достаточно трудно сопоставить его со Смольным монастырем в Санкт-Петербурге, оно несколько попроще. Но некоторые элементы отделки нам показывают принадлежность к определенной эпохе. Кроме остатков, можно увидеть, где раньше была заводская плотина, где был пруд, больше ничего от этого периода не осталось. Егошихинский период заканчивается в 1781 году, когда 18 октября был торжественно открыт губернский город Пермь.

 

- Как раз тогда было положение Екатерины.

 

- Да, о создании генерал-губернаторства. Это был центр не только Пермского края, но и более значительной территории. Владение от наместничества, первый генерал-губернатор был Евгений Петрович Кашкин, распространялось до Тобола. Свердловской, Оренбургской области часть… С 1780 года были построены деревянные, но оштукатуренные дома у Петропавловского собора в стиле этакого простого, рационального классицизма. Все летописцы нашего города отмечали, что эта площадь была очень интересной. После повсеместной деревянной крестьянской архитектуры, имею в виду, по типу крестьянской избы строились все здания, это было нечто новое – окрашенное желтой краской, были пилястры, колонны белой краской.

 

- Кстати, насчет желтой краски. Я знаю, что есть убеждения, будто бы в губернских городах цвет фасадов домов был один, в уездных – другой, в столичных – третий. Желтый Петербург – это потому, что город губернского значения красил фасады обычно в желтые цвета. А уездные, как Екатеринбург, входивший в состав Пермской губернии, имел розоватый цвет. Или я ошибаюсь?

 

- Не могу сказать, насколько четко это исполнялось, но замечал, что в уездных городах нередко встречался розовый цвет окраски стен в периоде классицизма. С этого периода, времени, даты, можно считать, начался новый период, этап в истории нашего города. Я его называю этапом губернского города Перми. Можно это связать в стилистическом отношении с классицизмом, естественно. Так как Пермь стала крупным административным центром, точнее, центром обширной территории – эта официальность распространялась на всю последующую историю, даже в отличие от застройки Екатеринбурга. Все строже, суше, четче.

 

- Прямо и перпендикулярно.

 

- Да, линии спланированы четко, городская сетка улиц. Мне кажется, это у нас уже в крови и сохраняется в какой-то степени до сих пор. Посмотрите нашу знаменитую пермскую эспланаду, аналогов которой в России нет. Все строго, сухо. Правда, она сформировалась не вчера, а в советское время, но все же достаточно строгий стиль, он сохраняется с XVIII века.

 

- Первый момент архитектурного стиля Перми – до момента объявления краевой столицей, назвали своеобразным барокко.

 

- Хотя этот стиль не был широко распространен. Деревянное зодчество – это был основной стиль. В некоторых случаях мы находим по краю объекты очень интересные, в стиле барокко. Но это уже не деревянное зодчество, это каменное.

 

- Второй стиль – классицизм.

 

- Классицизмом у нас заканчивается история в искусстве, архитектуре как таковых. Начинается эклектика. Можно сказать, это тоже стиль, но суть эклектики – совмещение элементов, иногда даже трудно совместимых из багажа истории, архитектуры. Каждая эпоха порождает свой стиль и определенную моду. Этот стиль распространяется не только на архитектуру и искусство, театр – распространяется на все, на стиль жизни. Каждая эпоха порождает своих героев, формируется какой-то идеал. Следующий период начался в 1842 году. Вторая половина XIX века – начало XX века, когда превалировала эклектика – существовал определенный идеал эпохи. Кто у нас наиболее видные фигуры были в этот период? Купцы, предприниматели, промышленники. Дворянство уходит на второй план. Интеллигенция ближе к последней четверти XIX века. Новые идеалы, герои.

 

- Они начали определять  архитектурный облик. Ведь к этому же периоду относится появление оперного театра, целого ряда крупных зданий?

 

- Совершенно верно. Начался поиск национального стиля. Эклектика родилась как оппозиция классицизму.

 

- Западному классицизму.

 

- Да, западному. Говорят, знаете, что искусство архитектуры России, это наши западные оппоненты говорят, что это секонд-хенд Европы. Но я считаю, это неправильно. Россия питалась идеями Западной Европы, но не просто копировала, а жила своей жизнью. С 1840-х годов начался поиск русского национального стиля. Активно начали исследовать историю архитектуры, стилевые особенности древнерусской архитектуры. Появился сначала русско-византийский стиль, который брал за образцы византийские примеры. Всем известная Слудская церковь, ныне Свято-Троицкий кафедральный собор построены в традиционном стиле русско-византийском, причем по проекту известного архитектора Константина Тона. Это малоизвестный факт. Он сюда не приезжал, просто у него альбом рекомендуемых проектов, и после 1842 года использовали рекомендуемые проекты в альбомах. А 1842 год – это год большого пожара в Перми, трагичная история.

 

- Кстати, как это вообще началось? Много слухов и пересудов по этому поводу. Историки и исследователи все-таки к какому мнению приходят?

 

- Действительно, покрыто тайной. Всех историков того времени поразило то, что пожар возник в праздничный день одновременно в нескольких местах.

 

- Сгорел практически весь деревянный город.

 

- Центр сгорел, в том числе наместнические дома вокруг собора Петра и Павла. Так как накануне появлялись подметные письма, то можно предположить, что это были поджоги.

 

- Одним словом, освободили место под строительство каменных зданий.

 

- Это драматичная история, Пермь возрождалась тяжело. Первая постройка из храмов – Слудская церковь. Первое учебное заведение – строительство нового здания мужской гимназии напротив ныне Пушкинской библиотеки. Из жилых домов я бы назвал дом Мешкова на набережной, где сейчас краеведческий музей. Это бывший дом Яковлева, который в обгоревших руинах простоял 40 лет. По проекту Турчевича из этих черных руин возник маленький дворец. Как я уже отметил, стиль классицизма сохранялся и в эпоху эклектики, хотя уже классицизм был совсем другой, нежели в первой половине XIX века. Он был обильно украшен декоративными элементами. Яркий пример – как раз дом Мешкова.

 

- У меня такое ощущение, что после 1917 года в Перми не строилось вообще ничего. Но, видимо, это не так.

 

- Да, уже с середины 1920-х годов началось строительство, а необходимость острая была, дешевых зданий для жилья. Попросту это были элементарные бараки.

 

- Чаще всего деревянные.

 

- Да, но среди многочисленных построек 1920-30-х годов необходимо выделить интересные примеры. Тогда утвердился стиль конструктивизма.

 

- Баухауз, мы плотно сотрудничали с немцами.

 

- Да, и в чем идея конструктивизма? Здание – это своеобразная фабрика. Человек заходит и имеет возможность удовлетворить все свои потребности, начиная с того, чтобы покушать, поспать, если занемог, то медицинские услуги, врач должен быть.

 

- И все в одном доме?

 

- Даже были попытки, у нас механический техникум имени Славянова в Мотовилихе – даже была попытка бассейна.

 

- Это как раз в духе времени – жить в коммуне и выходить оттуда только для того, чтобы работать.

 

- Допустим, гостиница «Центральная» - прекрасный пример конструктивизма. На мой взгляд, там четко сохраняется дух 1930-х годов. Когда я иду по коридорам «Центральной», кажется, что из-за угла сейчас выйдет Маяковский. Хотя он был в Перми, но жил в другой гостинице. Это был дом для одиночек, маленькие комнатки, своеобразное общежитие для одиноких людей. Дом Чекистов в это же время был построен, у нас есть очень интересные примеры конструктивизма. Я возвращаюсь в соцгородок «Рабочий поселок», это же целый архитектурный комплекс, и там принимали участие видные архитекторы, в частности, известный мастер конструктивизма Голосов – я считаю, у нас получился очень интересный ансамбль.

 

- Насколько я помню, их и пытаются сейчас силами энтузиастов, жителей этого района, восстановить в первозданном виде.

 

- И может показаться странным, что объекты 1920-30-х годов в самом тяжелом физическом состоянии. Дореволюционные в лучшем состоянии. Почему? Потому что были построены из качественного материала. Здесь же использовался шлакоблок, засыпали шлаком, еще чем-то.

 

- Деревянные перекрытия всевозможные – да, пытались экономить. Плюс, насколько я знаю, постреляли многих умельцев и мастеров в то время, к сожалению.

 

- Да, не дали достроить.

 

- Что касается этого известного сталинского ампира – Компрос, начало Ленина в районе Хохрякова, это ведь те сооружения, которые появились в 1940-е?

 

- Да, сталинский классицизм или ампир – это явление чисто идеологическое. Мы все представляем товарища Сталина. Вы можете предположить, чтобы он жил в семиэтажке? Исключено (смеется).

 

- 4 этажа, причем большие окна, высокие потолки, чтобы дышалось…

 

- Формировалась в середине 1930-х годов другая идеология. Интересный пример такого переходного этапа – это перестройка пермской семинарии в военное училище.

 

- Все, наверное, сразу поняли. Речь идет о ВКИУ, здании, которое находится на Каме и которое сегодня перестраивают уже в третий раз.

 

- То есть там есть и элементы конструктивизма, и элементы сталинского классицизма.

 

- Там уже настроили два этажа, если не ошибаюсь.

 

- Да. Но давайте двигаться дальше, времени осталось немного. Я бы хотел сказать о послевоенном периоде, в частности, хрущевках. Сейчас пренебрежительная тональность в этом слове.

 

- Я живу в хрущевке, и у меня пренебрежительная тональность, потому что я знаю качество работы и тех, кто делал. Когда вскрывали полы, там и окурки, чего только нет, жуткое дело.

 

- Это имело место быть. Однако представляете, что в 1950-е годы сложилась катастрофическая ситуация с жильем? Идея революции – распределять то, что есть. Распределили, что могли, распределять стало нечего, жить было элементарно негде.

 

- И несмотря на войну, все равно по факту прирост населения.

 

- Сталинские постройки, допустим, у Перми-2 или на Комсомольском проспекте не могли удовлетворить…

 

- Даже превращенные в коммуналки?

 

- Да, и поэтому Никита Сергеевич Хрущев предложил отказаться от архитектурных излишеств. Простые дешевые доступные квартиры, и что самое главное, благоустроенные и отдельные! Затем уже в период Брежнева появились панельные дома, многоэтажки. Если все это сделать качественно, то было бы не так уж плохо. Но спешили, считанные микрорайоны возникали буквально за годы.

 

- Помню, когда мы ехали в Кронштадт, нам показывали панельные 5-этажки, пожилая экскурсовод говорила, что вот мы везем экскурсию в Кронштадт – строят первый этаж, возвращаемся – заканчивают четвертый. Давайте уделим несколько минут тому, что нам привнесло это в плане визуализации. Были целые проекты, по которым строились дворцы культуры, цирк, кинотеатры и так далее. Очень многие ведь появились как типовые проекты, но в этот период, и теперь их нельзя сносить. Я помню замечательную историю с «Кристаллом», сейчас «Рубин» в Закамске, если не ошибаюсь, объект охраны – это определенный панельный комплекс.

 

- Нет, «Кристалл» делался все-таки по индивидуальному проекту. На «Рубин» я давненько не смотрел. Вот «Искра» тоже перестроена, профиль сменился. Я отмечу крупные заслуги послевоенного времени, это создание самых крупных ансамблей в городе. Самый крупный ансамбль – комплекс зданий Дворца Солдатова. Тут неважно, как человек относится к сталинской архитектуре, но с точки зрения градостроительства, планирования архитектуры это сделано очень профессионально с большим масштабом.

 

- Пленные же, говорят, строили иностранцы, поэтому качество хорошее.

 

- Да, участвовали пленные немцы.

 

- Байки ходят, что они замуровывали своих покойных в стены.

 

- Я не знаю, не проверял (смеются).


Обсуждение
4448
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.