Верхний баннер
07:36 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

25.06.2014 | 22:00
"Тот отчет, который был слеплен на скорую руку по заказу чиновников, написан непрофессионалами", - Георгий Воронов о зоопарке

- Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет зеленая Пермь. Чем нам в этой части можно гордиться, за что стоит прятать глаза, как бы мы могли сохранить звание одного из самых зеленых городов России? Так ли это?

 

- И так, и не так. Так это потому, что в черте Перми находятся городские леса. Это наше богатство, к которому нужно относиться крайне бережно, не застраивать и сохранять. С другой стороны, если мы возьмем центр города и частично окраины, у нас не хватает внутригородских зеленых насаждений. Тают они, как у Бальзака, шагреневая кожа – из года в год. Мы померили 10 лет назад площади зеленых насаждений, они считаются на душу пермяка. Было 7,2 кв.м. Сейчас эта цифра менее 6,7.

 

- А по нормативам?

 

- По нормативам на каждую грешную пермскую душу должно быть 19-21 кв.м. Вот и считайте, насколько мы зеленые. Мы выживаем за счет включения в черту города городских лесов. Вокруг города зеленая зона, и чиновники очень любят говорить, что вокруг леса, и мы проблем не испытываем. Но работы профессора Прокопьева, был такой замечательный лесовед у нас на кафедре, говорят о том, что общие площади зеленых насаждений в зеленой зоне, они тоже считаются на душу, приходится порядка 145-150 м на жителя Перми. А норматив 340.

 

- То есть мы и по лесам не укладываемся в нормативы?

 

- По Пермскому краю вообще-то 1,5 млн га не хватает лесов в зеленых зонах, это вокруг всех населенных пунктов.

 

- Агломерации некоторые, да?

 

- Вокруг Березников-Соликамска, Чусового, как ни странно. Статуса зеленой зоны многие города, хотя в лесу расположены, не придали. А ведь зеленая зона тоже имеет свои особенности в смысле режима. Нельзя рубить, охотиться, много чего нельзя делать.

 

- Но ведь у нас за этим строго следят, этого не делается.

 

- Следят строго, но когда чиновникам надо, то немедленно находятся возможности нарушить закон.

 

- Примеры?

 

- В бытность Каменева по докладной записке инспекторов Росприроднадзора было совершено в зеленых зонах и городских лесах Перми 62 незаконных отвода земель под строительство.

 

- Это та знаменитая история, в том числе, с микрорайоном Акуловский.

 

- И Акуловский, и Гайвинский боры тогда шли с большим шумом. Вообще иногда обсуждалось что-то на уровне городских властей в то время, совершенно сумасшедшие проекты. Самый забавный проект, на мой взгляд – в районе Гайвинского бора разместить хозяйство, которое должно было заниматься сосноводством и одновременно свиноводством.

 

- А почему такое сочетание?

 

- Попало это к нам на экспертизу, и разумеется, проект мы зарубили.

 

- И кто был его автором?

 

- Я уж не помню, какой-то коммерсант, который решил вырубить лес, создать свиноферму.

 

- И чтобы как-то оправдать вырубку леса…

 

- Заняться разведением свиней, причем в городской черте. Недавние примеры – прошлый год был объявлен президентом Годом охраны окружающей среды. В Перми он увенчался тем, что вторая половина года была посвящена обсуждению новых проектов застройки. 17 проектов, из них 9-10, по памяти боюсь ошибиться, представляют собой природные ландшафты. Одновременно некоторые из них захватывали еще и долины рек. Во-первых, природный ландшафт, покрытый лесом, уже попадает под статус городского леса. Поэтому само обсуждение уже являлось дикостью и грубейшим нарушением закона, городские леса ни муниципалитет, ни региональная власть не имеют права трогать. Вопрос об изменении статуса городских лесов решается в Москве. У нас на это махнули рукой, с подачи губернаторской команды включили все это, провели, на мой взгляд, подозрительные по уровню…

 

- Компетенции специалистов?

 

- По уровню правовой обеспеченности чтения. Я говорю так, потому что знаю, что некоторые сотрудники нашей кафедры пытались выступить по ряду районов, но им просто не дали слова.

 

- Мы пристально следили за ходом публичных слушаний и обсуждали в эфире неоднократно те самые 17 изменений, которые касались природоохранных зон. Допустим, по поводу долин рек мы видим, что это не городские леса, а настоящие помойки. Была такая версия – если застройщик, которому будут даны особые поручения, превратит это в природный ландшафт и благоустроит их для жителей, то почему бы и нет? Но как всегда, все упиралось в то, что люди не верят в порядочность застройщиков.

 

- Тут два момента. Во-первых, люди не верят в порядочность застройщиков. Были дебаты по Соловьиной роще в Мотовилихе, тоже такого же рода идея. Тут ведь в чем дело? Наш город был спланирован нашими предками, имею в виду, еще при Модерахе, его последователях, губернатор Кашкин многое вложил, был спланирован как город, который учитывает направление, в котором дуют ветры. Поэтому по улицам города ветры выносили всякую сажу, гарь и прочее. Так расположены долины рек. После того, как город застроился многоэтажными домами, долины рек остались естественными коридорами, через которые продувает. Теперь представьте, застройщик ставит многоэтажный дом поперек долины и закупоривает тем самым. Мы к тем бедам, а мы периодически занимаем «неплохие» места в России по загрязненности воздуха, хотя дело идет к улучшению заботами многих предприятий, становится просто нечем дышать. Возьмите пример Данилихи. Яма, куда идут сбросы не только со стороны Индустриального района, но еще и подъем, где машины, поднимаясь, немного прибавляют обороты, увеличивают количество выбросов. Здесь строить жилые дома, детские сады и прочее, что обсуждалось на градостроительном совете, просто нельзя. К сожалению, чиновники предлагают, а наши депутаты напоминают машину для голосования. То, что предложили чиновники, без особых размышлений, не слушая специалистов, принимают.

 

- Георгий Анатольевич, много критики было в адрес экспертов, которые против этой застройки. Главный постулат этой критики – она не содержит в себе предложений. Так ли это на самом деле? Вы критикуете, в пух и прах разбиваете предложения власти по застройке, рекреации этих территорий, но сами не предлагаете, как быть-то тогда. Здесь нельзя, там нельзя, а где можно?

 

- И опять здесь не совсем верно высказываются товарищи. Во-первых, я был в составе некоторых комиссий по утверждению Генплана. Во-вторых, в составе предыдущего Градостроительного совета я принимал участие в обсуждении всех этих вещей. Меня учили мои старшие коллеги когда-то, что критика должна быть конструктивной. Третье – когда на обсуждение выносится проект явно негодный с экологической, а иногда и с социальной точки зрения (возьмите застройку той же Бахаревки, явно сомнительный проект), то нам остается только критиковать. Нас же никто не пригласил на предварительное обсуждение, не дал эти проекты на экологическую экспертизу.

 

- Вам не дали возможности предложить альтернативу?

 

- Наше мнение просто не интересует нынешние власти. Нынешние чиновники, не все, но многие, отличаются тем, что просто некомпетентны в обсуждаемых вопросах. Поэтому, казалось бы, они должны спрашивать специалистов. Поэтому манера такая – спрашивать не тех, кто разбирается, а тех, кто готов поддержать.

 

- На ваш взгляд, в сегодняшних условиях диалог экологического сообщества и чиновничества возможен?

 

- Он идет. По крайней мере, мы достаточно плотно, я имею в виду кафедру и другие подразделения университета, работаем с управлением по охране окружающей среды администрации Пермского края, это в составе министерства охраны природы. Мы работаем довольно плотно с муниципальным управлением по экологии и природопользованию, причем некоторые проекты годами развиваются и приносят определенный результат. Для примера, муниципальное управление – по его заказу была проанализирована ситуация с особо охраняемыми природными территориями города Перми. Сегодня их 13.

 

- Некоторые, чтобы проиллюстрировать.

 

- Черняевский лес, Закамский бор, Мотовилихинский пруд с окружением. На эту тему даже выпущена книжка, кстати, тоже за счет средств муниципального управления. Но когда мы посмотрели город более внимательно, оказалось, что есть еще совершенно уникальные участки, которые в целях улучшения качества нашей жизни и охраны природы могут быть заповедными. Их почти два десятка. Это районы, приближенные к лесам южного леса, к Красаве. Правда, тут частью выходит на стыке и территории Пермского района, где колоссальное количество водоплавающих и околоводных птиц обитает, сам Бог велел создать охраняемую территорию. Это уже обсуждалось на городской думе, на одном из комитетов, получило в принципе поддержку. Но было предложено проработать более глубоко и снова представить для обсуждения, чтобы эти работы были городом утверждены. Мы ведем работы по охране окружающей среды, есть рабочая группа, которая занимается краснокнижными растениями и животными. Туда входят специалисты разных вузов, возглавляет эту команду доктор биологических наук Шепель Александр Иванович. Я у него заместителем числился одно время, сейчас не знаю.

 

- Видимо, она не так уж активно работает?

 

- Она собирается периодически. Дело в том, что смысл работы заключается в том, что раз в 10 лет готовить к печати красную книгу Пермского края. Сейчас идет сбор предложений от всех желающих, которые предлагают то или иное растение, животное, гриб объявить краснокнижником. Мы занимаемся мониторингом особо охраняемых территорий в масштабах края. Это кафедра и люди с других кафедр, факультетов и вузов. Только что вернулась кафедральная команда во главе с заведующим кафедрой профессором Бузмаковым из Красновишерского района. Они проплыли по Вишере, на новых судах…

 

- Слушайте, а там же красновишерский бумкомбинат. Я был на нем, понятно, что он в ужасном состоянии, а до этого он был закрыт чуть ли не по экологическим соображениям, потому что не было на нем никаких очистных сооружений. Сейчас приходит экологический район в состояние, природа очищает себя, были какие-то замеры?

 

- Наша кафедра больше занимается живой природой и охраняемыми природными территориями. Но там проблема возникла еще и больше при разработке дражных отвалов помимо бумкомбината. Когда добываются золото или алмазы, грунт в реке перелопачивается, притоки Вишеры приобретают своего рода лунный ландшафт. С одной стороны, жалко, что источник поступлений в бюджет от добычи алмазов прекращается. С другой стороны, с природоохранной точки зрения, может быть, и надо дать отдохнуть.

 

- Добыча по-другому идти не может, она всегда сопряжена с такими проблемами.

 

- Есть методы, если люди отработали ту или иную территорию, они должны привести территорию в порядок и убрать лунный ландшафт. Это называется рекультивацией. У нас ей должны подлежать очень многие территории, возьмите весь Кизеловский бассейн.

 

- А если подойти к Перми? У нас есть возможности обязать застройщиков сохранять зеленые насаждения или рекультивировать территорию после застройки? Я знаю, что кроме как в 179 квартале, где потенциальный застройщик объявил, что намерен сохранить парк, больше нигде подобных заявлений не было.

 

- К сожалению, в отличие от многих других крупных городов, мне очень нравится Казань в этом отношении, у нас отсутствует правовая база.

 

- Она формируется региональными властями.

 

- Она формируется по региональным территориям, таким, как городские леса, лесной фонд и так далее на уровне Российской Федерации. Но правила по внутригородскому озеленению, я говорил, что идет сокращение на душу населения, утверждается внутри субъекта федерации. Есть, правда, некоторая разница. Москва принимает закон, а мы принимаем хорошие обстоятельные правила. Мы когда-то вдохновились казанским примером и предложили предыдущему составу депутатов городской думы принять такие правила содержания, охраны и развития зеленых насаждений города Перми. К сожалению, наши депутаты руководствуются какими-то другими соображениями, их качество жизни в городе волнует в меньшей степени. Меня вообще удивляет, как могут у нас обсуждать и на краевом, и на муниципальном уровне программы экономического развития, в которых отсутствует улучшение качества жизни за счет экологических мероприятий.

 

- Нет в городе Перми нормальных правил игры для сохранения зеленых насаждений. И в ближайшее время, судя по всему, не предвидится, но это не исчерпывающий список проблем, который у нас есть. У нас есть целый список проблем, которые увязаны с биологической, экологической средой. Одно из важных направлений – зоосад, который предлагается перенести в Черняевский лес по инициативе краевых властей. Инициатива встречает сопротивление, причем весьма жесткое, на федеральном уровне. Ваше исчерпывающее мнение по поводу того, где должен быть зоопарк, и по поводу его возможного переноса в Черняевский лес?

 

- До прихода нынешней губернаторской команды было определено местоположение зоопарка на Братской. Место очень удачное, и ветерком поддувается, и зоопарк имел перспективу развития. Там около 70 га планировалось по испанскому проекту, а можно было бы сделать и 100, и более. Черняевский лес расположен на стыке нескольких улиц – шоссе Космонавтов, Малкова, Подлесной, перегруженных транспортом. Речь идет о втором квартале Черняевского леса, который губернатор предложил занять зоопарком. Во-первых, губернатор здесь сразу же ни с кем не консультировался. Те чиновники, которые занимаются у него этим вопросом, просто некомпетентны в этих вещах и дали ему дурной совет. Они покусились на уничтожение городского леса. Но городской лес – это не компетенция ни городских, ни краевых властей, это компетенция министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Когда о намерениях губернатора стало известно, мы неоднократно предлагали встретиться. Я имею в виду, ученые, независимо от ученых еще и представители общественных природоохранных организаций. Тогда на эту встречу губернатор не пошел. В результате группа ученых, в том числе ваш покорный слуга, обратились в администрацию президента Российской Федерации с письмом в защиту Черняевского леса. Мы там очень четко показали, что нет экономических оснований, это экологическое преступление, нет перспектив развития инфраструктуры зоопарка. Представьте, что в зоопарк люди обычно приезжают на целый день, это большая структура, где надо отдохнуть, развлечься. Куда поставить машину? Вы, наверное, водите машину и понимаете, что пробки по периметру зоопарка не делают его доступным.

 

- Но они там постоянно существуют.

 

- То, что губернатор говорит, к сожалению, не подтверждается фактами. Говорят: «Товарищи, у нас лес близко, а улица Братская далеко!» И скромно забывают о том, что разница в расстоянии где-то в районе 200 м6,2 км и 6 км от центра города и туда, и туда. С самого начала идет передергивание фактов.

 

- А как быть с тем обстоятельством, что земля на Братской стала предметом спекуляций, есть такое мнение, после того, как было решено построить там зоопарк? Появились некие лица, которые выкупили эту землю, чтобы потом перепродать ее государству втридорога, обычная процедура.

 

- Я пока об этом не слышал. Если бы землю передали зоопарку на Братской, они в этом году планировали бы создать что-то вроде кормоцеха для разведения животных, чтобы кормить обитателей зоопарка. Второй момент, на который я хотел обратить внимание – экономических вещей нет, и мы нигде не смогли получить их. Единственное, что после мартовской встречи с губернатором нам дали проект, написанный специалистами – один гидрогеолог, другой гидролог. Написан с точки зрения эколога, географа, а я еще и физгеограф по основному образованию, просто безграмотно. С точки зрения зоолога, а я доцент зоолога (простите, я не для хвастовства говорю), совершенно не представляют, о чем пишут. Они проводят обследование, но не знают, как выглядят краснокнижные растения. При обсуждении у губернатора я не получил ответа на вопрос, как быть с ними.

 

- А они есть в Черняевском лесу?

 

- Есть, по крайней мере, три вида – гудайера ползучая, ирис сибирский и так далее, прямо в том квартале, о котором идет речь. Они не ответили на вопрос, как быть с краснокнижными книжными птицами, о которых на встрече с губернатором рассказывал профессор Шепель.

 

- А на Братской таких проблем нет?

 

- Нет.

 

- Там нет краснокнижных растений?

 

- Там перелески. Такой концентрации, как в Черняевском лесу, относительной, потому что здесь еще хищные птицы добавляются, там нет. Не совсем пригодные условия, но это более красивая ландшафтообразующая территория. Мы не получили ответа с научных позиций. Тот отчет, который был слеплен на скорую руку по заказу чиновников, был написан непрофессионалами. Вообще в защиту Черняевского леса выступают люди от науки, которые к проблемам онкологии, биологии, географии, лесоведения вообще никакого отношения не имеют.

 

- Слушайте, а кому тогда вообще пришла идея перенести туда зоопарк, выбрать площадку в Черняевском лесу как альтернативу Братской?

 

- Идея много раз высказывалась.

 

- Кем?

 

- Властями.

 

- Они ведь не просто так пришли и ткнули пальцем.

 

- Но каждый раз предшествующие губернаторы отступали от этой «замечательной» идеи. В начале 2000-х была проведена большая работа комиссии, я ее возглавлял, по выбору места для зоопарка. Мы просмотрели порядка десятка площадок в черте Перми и выбрали как раз Братскую, причем в комиссию входили и представители Института природного наследия, и МГУ.

 

- Авторитетная экспертная группа.

 

- Более того, многие люди вообще имеют международную известность. Сам гриф МГУ, наш университет, сельхозакадемия, педагогический университет. Туда входили близкие вашему сердцу историки, в частности, профессор Чагин, достаточно известный товарищ. Мы даже привлекли представителей межконфессионального совета, его секретарь входил в комиссию. Значит, с точки зрения научного подхода необоснованно, биологически необоснованно, с точки зрения мнения населения – оно однозначно, 7 тысяч подписей собрано на сайтах в защиту Черняевского леса за Братскую. Географическое научное общество прислало письмо в защиту…

 

- Сейчас целый список административных органов…

 

- …тоже высказался в защиту Черняевского леса. Это Государственная дума в лице соответствующего комитета, это министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, это прокуратура, причем по 2-3 письма. И мы, ученые, и общественные природоохранные организации не успокоились и не успокоятся.


Обсуждение
2102
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.