Верхний баннер
17:05 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 27 июля 2013

Медиаобразование: обучение посредством кино

Давайте сначала вы объясните, что такое медиаобразование, коротко и популярно.

Ольга Ахмедзянова: Объясню так, как я его понимаю. Это образование образов, которые живут в человеке и из логики которых он принимает решение. Сегодня буквально слушала очень интересное выступление Татьяны Владимировны Черниговской. Она говорит, что ученые лаборатории когнитивных исследований Санкт-петербургского университета, проводили исследования, как человек принимает решения. Человеку нужно было нажимать кнопку - решение того, какую кнопку нажать, происходит за 10 секунд. Для исследователей остается тайной источник принятия решения. Для меня это тайной не является, каков образ мира у человека и каков его образ в этом мире. Это и есть источник принятия решений, который для ученых – тайна.

Получается, что все, что мы имеем в виду под образованием, попадает под это определение. И наше любимое дошкольное, и школьное, и университетское.

Ольга Ахмедзянова: Кто-то называет это становлением идентичности, я называю это становлением человеческого в человеке. Еще бы я назвала как образование культуры в человеке. Поскольку для меня смысл образования таков, то медиаобразование для меня – это образование образов с помощью медиа. В данном случае медиа становится неким ресурсом, с помощью которого я могу либо инициировать, либо разворачивать этот процесс, либо как-то в нем участвовать. Для меня инструментом является кино. Хотя у медиаобразования много разных смыслов, пониманий, и это не единственный разворот, но для меня именно он очень важен.

Хорошо, давайте чуть подробнее поговорим о целях медиаобразования, которые преследует ваша организация, ваш департамент и вообще «Пермская синематека».

Ольга Ахмедзянова: Цель простая – поддерживать человеческое в человеке, человеческую культуру. Я боюсь говорить, что мы производим феномены.

А какие феномены вы производите?

Ольга Ахмедзянова: Давайте так, просто картинка из жизни. Буквально зимой такой феномен случился. Мы договорились с одной из школ Перми о реализации программы со старшеклассниками, связанной с пониманием их будущего. Может быть, не столько с пониманием, но с самоопределением этого будущего. Занятие, которое было назначено для них, проходило в зимние каникулы. Ребятам нужно было встать, прийти в школу к 10 часам. Я пришла к половине десятого, видела, как их собирали. Им звонили на телефоны, кто-то спал, кого-то поднимали, они пришли такие сонные.

Чувствую, они вас очень не любили в этот момент.

Ольга Ахмедзянова: (смеется) Они меня ненавидели! Сидели сонные, ненавидящие меня, не понимающие, зачем они сюда пришли, зачем им это все надо. Я начала с простого – что бы они такого готовы были бы здесь и сейчас поделать, чтобы оправдать те жертвы, которые они принесли, когда плелись сюда. Нашлась, девочка-отличница, которая всегда есть, в любой аудитории.

Да, подтверждаю.

Ольга Ахмедзянова: Я тоже, кстати, из них. И эта девочка-отличница робко и сонно проговорила: «Ну, раз уж мы тут про будущее, наверное, я была бы готова поговорить про это будущее». С этого мы и начали. Смотрели фрагменты фильмов, причем когда я их спросила, чего бы им хотелось в этом сонном состоянии посмотреть, они, естественно, засмеялись: «Давайте мультики!» Мы смотрели мультики, потом документальные фильмы. Феномен, который произошел в результате их просыпания - они не просто проснулись, одна из девочек - не отличница, через час работы со счастливыми глазами, взахлеб, начала рассказывать о том, что она поняла, кем она хочет стать, зачем… Я помню, что она хотела организовать международную медицинскую корпорацию, ей очень хотелось оздоравливать людей.

Она это поняла на вашем занятии.

Ольга Ахмедзянова: Да, не потому, что я ее привела к этому.

Что вы такое им показывали?

Ольга Ахмедзянова: Я помню, что там были некоторые мультики, я меня есть такой Форсайт-тренинг, подбор различных мультяшек, совершенно смешные, начиная от «Паровозика в Ромашково» и заканчивая современными фрагментами. Из документальных фильмов показывала фильм Виктора Наймушина «Отцы и дети Пермского края». Когда мы его смотрели, они – «документальный фильм, не будем смотреть, это скучно…» В конце концов, они его не просто досмотрели, а разговор вокруг документального фильма получился таким образом, что они заспорили, что вообще им нужно для будущего. Возник, естественно, вопрос, а для какого будущего? Возвращаясь к этой девочке, она поняла, кем, почему и как это будет делать. Суть заключалась не в том. Она поняла логику - как вообще подходить к конструированию своего будущего и как принимаются решения, как это решение можно реализовывать. Феномен в том, что в течение одного занятия ребенок сходу сделал такое открытие.

Может быть, не все озвучивают то, что им приходит в голову. Вы рассказали очень удобную историю в том плане, что она задает канву нашего дальнейшего разговора. Во-первых, мы начали говорить с кем вы работаете. Это, я так понимаю, школьники и студенты.

Ольга Ахмедзянова: Люди, которые в находятся образовании. Это учителя, родители, учащиеся, как дошкольники, так и школьники, и студенты.


А как давно вообще вы ведете эту деятельность?

Ольга Ахмедзянова: В 2005 году стартовал проект «Пермская синематека». Фаза активности началась с 2006 года, в 2006 году фестиваль «Флаэртиана» утвердился в ежегодном проведении. Поэтому 2006 год – старт нашей деятельности. Понятно, что это деятельность развивалась не по гладкой прямой. Были драматичные времена. Понятно, когда мы встали на эту дорогу, мы многого не знали, не понимали, только-только зарождалась. И с Александром Викторовичем Федоровым, который сейчас считается российским мэтром медиаобразования, по крайней мере, одним из них. Идея работает буквально с момента, когда стартовала «Пермская синематека». Люди притягиваются, мы встретились с Денисом Олеговичем Смирновым, который руководит лабораторией медиапсихологии в институте психологии нашего педагогического университета. Он в определенной степени задал вектор, моделирование различных методик.


Резюмируя то, что вы сказали – вы по сути не опираетесь на готовый опыт, а вспахиваете целину и ведете за собой других людей. Это прекрасно. Насколько я понимаю, основной профиль вашей деятельности связан с формированием метапредметных навыков. Это не учебные фильмы по истории, биологии, физике, устройству человеческого организма, а работа с душой, интеллектом…

Ольга Ахмедзянова: Воспитанием.

Но какие-то программы, которые непосредственно связаны с предметами, у вас реализуются?

Ольга Ахмедзянова: Здесь у нас строится интересная работа. Было время, когда я вела программу «Кино на уроке». Конечно, у нас есть структурированная база, которая по каждому предмету описывает ассортимент фильмов, который учитель, приметив, может использовать. Но за этот год я по этой программе практически ни одного занятия не провела, по причине того, что Интернет стал доступен в каждом классе. Учителя-предметники тоже хорошо понимают, что дети - визуалы, им нужно использовать визуальный материал. На Интернет-ресурсах они ищут, что-то находят, может быть, просто прямо из Интернета включают какие-то фильмы.

Просто с Youtubе показывают.

Ольга Ахмедзянова: Для них это гораздо удобнее. Не нужно никуда идти. Они берут ровно ту частичку, которую можно использовать на уроке. Но есть другая группа учителей, которая ищет какие-то инновационные способы, методики проведения уроков. К нам поступают такие заявки. Учитель-филолог обращается ко мне и говорит, что хотел бы у нас в «Премьере» провести урок, например, «Потрет чиновника в русской литературе XIX века»: «Помогите, Ольга Николаевна, мы проходили это и это, сделайте нам комплект нарезок, мы к вам придем…»

Из художественных фильмов?

Ольга Ахмедзянова: Да. Готовишь эти фрагменты, вместе с учителем встаешь в пару, учитель ведет занятие, а ты ему помогаешь с этими фрагментами. Такие опыты тоже были.
Акцент просмотра фильмов переместился. Если раньше к нам водили на литературу, сейчас чаще всего водят на предметы, связанные не с обычным предметным содержанием. Допустим, школа безопасной жизни, уроки здоровья, те, которые как раз крутятся вокруг здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Скажите, те программы, которые создаются в результате вашей деятельности, потом могут стать достоянием педагогического сообщества и транслироваться? Вы начали говорить, что учили других. Чуть-чуть поподробнее об этом.

Ольга Ахмедзянова: Хорошая форма обучения педагогов связана с одной из линий проекта «Флаэртиана социум». У нас есть программа «Флаэртиана профессионал», выросшая из конкурса «Уникальный кадр». Это на конкурс для учителей, которые используют кино в своей деятельности.


С каким контингентом вам приходится работать? Я понимаю, что это не только школьники и дошкольники.

Ольга Ахмедзянова: Контингент специфический. Есть у нас – тех, кто стоит у истоков «Синематеки», социальная и гражданская ответственность. Нам бы очень хотелось как-то помогать незащищенным социальным группам. Поэтому становятся нашими заказчиками детские дома, УФСИН, поступают такие экзотические заказы на работу с населением, установление между разными социальными группами…

Когда школьников собирают и приводят в кинозал, что-то им показывают и рассказывают, это, конечно, важная и сложная задача. Но она, на мой взгляд, не является таким серьезным вызовом, каким является работа с теми же ребятами из детских домов. Как вы это делаете?

Ольга Ахмедзянова: Начну с того, что наша работа выглядит снаружи очень просто – это просмотр и обсуждение фильма. Со стороны вроде ничего другого не происходит. Но магия заключается именно в обсуждении, точности подбора материала и интерпретации, методов ведения работы с аудиторией. Поэтому, конечно, работать с трудными трудно. Но сейчас с современными школьниками мы вообще все стали трудными. И с продвинутыми ребятами, потому что они задают совсем другую глубину. А трудные подростки – там бывает очень сложно добраться до их субъектности, они очень закрыты. Дойти до момента, когда они начинают открываться, бывает нужно не одно занятие. Это происходит только в том случае, если между подростком и ведущим возникает доверие. Установление этого доверия, каких-то особых отношений ни одной методикой не опишешь.

На каком материале вы с ними работали?

Ольга Ахмедзянова: Самый разный. Что касается ребят из краснокамского детского дома, это был фильм Тофика Шахвердиева «О любви». Это был фильм «Цирк MA BOULE» Златины Русевой. Это был фильм «Цирк бабочек» про Ника Вуйчича, известного миллиардера из Америки, который без рук, без ног рожден. Еще какие-то мультфильмы мы брали, сейчас уже все смешалось.

Но в основном это документальное кино.

Ольга Ахмедзянова: Да. Документальное кино. Буквально несколько лет назад, в майские праздники, мы проводили уроки мужества. Работая с подростками на материале фильма «Сволочи», услышала такую реплику, подросток сказал, что все, конечно, замечательно, но неправда, это же фильм, так не было на войне. Я поняла, что если хочешь о чем-то важном, человечески искреннем говорить с людьми, то нужно брать реальный материал. Живые истории должны быть предметом обсуждения, иначе это не вызывает доверия.

И, конечно, у вас есть великолепная база, обеспеченная фестивалем документального кино «Флаэртиана», который, как нам всем известно, построен на том, что в центре каждого фильма лежит история конкретного человека или социума. Мы плавно и изящно подходим к вашему проекту «Флаэртиана социум», который, как конструктор, состоит из нескольких модулей. Давайте чуть подробнее о них расскажем.

Ольга Ахмедзянова: Начался проект в 2009 году с «Флаэртиана вуз», когда 7 пермских вузов накануне «Флаэртианы» реализовали свои дискуссионные программы на основе фильмов «Флаэртианы». Проект всегда стартует в первых числах октября, они до 1 октября подготовили свою программу. Для этого им надо было отсмотреть фильмы, выбрать, определиться с тематикой.

Это делали сами студенты.

Ольга Ахмедзянова: И преподаватели. Старт был интересен тем, что ребята друг к другу ходили в гости. Это была неожиданная форма, повод, мотив для межвузовского взаимодействия.

То есть они сначала внутри себя эту программу формировали, а потом ее презентовали для студентов других вузов.

Ольга Ахмедзянова: Они делали в своем вузе, но при этом приглашали. Поскольку все участники видели, где и что проходит, поскольку это был конкурс, очень важно было соблюсти справедливость оценки участников, они ходили друг к другу. Когда возникали острые дискуссии между ребятами из «политеха», Высшей школы экономики, классического университета, это было очень интересно, когда они рассматривали с психологических, экономических, каких-то других аспектов. И поскольку получился живой проект, мы увидели некую потребность в подобных проектах, мы оставили этот проект. Причем буквально к нему же присоединили учителей, «Уникальный кадр» переформатировали во «Флаэртиану профессионал». «Флаэртиана профессионал» - это уже конкурсы не только педагогов, у нас участвовали даже, есть общественные центры, в них есть различные организации, коллеги принимали участие в этом конкурсе.

Люди, которые работают не с контингентом учебных заведений, а непосредственно с населением.

Ольга Ахмедзянова: Да, предметом конкурса был открытый урок на ту аудиторию, которую они выбирали сами. Мы им только помогали под их затею подобрать фильм. Если нужно, не один или фрагменты вырезать, то есть технически обеспечивали, а разработку делали они. И на тот, и на другой конкурс у нас есть экспертная группа, на все занятия приходят эксперты, смотрят с точки зрения, насколько успешно обсуждение, насколько точно попали с этой темой.

А кого вы приглашаете в качестве экспертов?

Ольга Ахмедзянова: Это философы, культурологи, психологи, киношники. У нас сформировалось достаточно большое экспертное сообщество. Когда в 2011 году появился грант Евросоюза «Узнать другого», мы раздвинули рамки до территорий. У нас появился проект «Флаэртиана территория». Когда мы реализовывали этот проект, мы проехали по 12 территориям Пермского края, обучали учителей, презентовали наши практики, показывали, какие ресурсы у нас есть, проводили занятия. В прошлом году мы проехали по части детских домов Пермского края. У нас была такая подгруппа - «Флаэртиана территория. Детский дом». В прошлом году в этом проекте появилось еще новое начинание, детская программа «Флаэртианы». Я ее тоже отношу к проекту «Флаэртиана социум», просто ни в один из конкурсов не попадает. В рамках детской программы «Флаэртиана», мы ее назвали «Детство – среда обитания», мы берем какую-то тему. В прошлом году мы взяли тему жизни детей и подростков в других странах. Это было очень интересно. У меня есть ощущение, что мы какие-то интроверты, больше сосредоточены на себе, своих проблемах, том, что рядом, хотя начинаешь смотреть, а как в другой стране…

Это проблема большой страны. Насколько я понимаю, большинство американцев тоже ничем, кроме самих себя, в основном не интересуется.

Ольга Ахмедзянова: А приехал еще один из режиссеров фильма, которые мы отобрали в программу, Фабио Карамаски. У него был фильм «Дорога в один конец. Путешествие туарегов». Ребята сразу увидели несколько стран, что наша проблематика и там тоже есть, но немножко по-другому – сопоставление, сравнение. На эту программу у нас приходили ребята из разных школ и классов.

А возраст примерно какой?

Ольга Ахмедзянова: От начальной школы приходили. Мы специально ставили программу таким образом, чтобы там были фильмы и для младших, и для старших школьников. Поэтому все возрасты были. Очень интересный опыт был, когда Фабио Карамаски приехал в школу, собрали лицеистов в лицее с 9 по 11 класс. На английском языке практически смотрели фильм, это был потрясающий опыт. Очень было приятно, что на таком уровне ребята могут общаться с режиссерами. В этом году мы взяли тему экологии. Поскольку год экологии, готовим, отбираем фильмы для всех возрастов, чтобы показать, поговорить об этих проблемах, которые актуальны для сегодняшнего дня.

Насколько я понимаю, у вас не только детская программа стартовала.

Ольга Ахмедзянова: 1 июня у нас стартовала, появился проект «Флаэртиана регион». К нам приезжали из Красноярска и из Нижнего Новгорода. Из Нижнего Новгорода приезжал Алексей, у него есть идея организовать вузы вокруг просмотров, создать киношные клубы. Он в большом восторге оттого, что он услышал, увидел, посмотрел наши программы. Они как раз осенью собираются для вузов что-то подобное реализовывать. Уже договорились, что мы приедем, проведем семинар для вузов и модераторов. А в Красноярске тоже есть организация, которая занимается кино, но сами они кино зрителям не показывают. Я по весне ездила, проводила в Красноярске методический семинар, как раз из-за него возник человек, который пришел и сказал: «Я хочу этим заниматься, ребята».

«Вот у вас есть охранник и пожарный, а теперь еще буду я» (смеются).

Ольга Ахмедзянова: Она сама по образованию психолог. У нас был установочный семинар для участников всех проектов в июне. Территории, регионы и наши городские участники поучаствовали. Сейчас, конечно, затишье…

«Флаэртиана» будет в ноябре?

Ольга Ахмедзянова: Нет, 6-13 октября. А наш проект, как всегда, стартует с 1 октября, я имею в виду активную фазу, которую ребята будут в вузах реализовывать. Нынче мы изменили принципиально идею этих конкурсов. Нас очень беспокоило, что они не заканчиваются дальнейшим сотрудничеством. А очень бы хотелось, чтобы конкурс имел продолжение в течение учебного года. В этом году ребята не просто проводят дискуссии, они делают пилот киноклуба, в рамках этого пилота реализуют клубную кинопрограмму. Учителя готовят учебно-воспитательную программу на какой-то период, большинство берет год. Для территории мы сделали медиаобразовательную программу, предметом является программа, направленная на развитие медийной и информационной грамотности. Там как раз коллеги будут делать с этим разворотом программу. Все это начнется с августа, когда начнется отбор фильмов, разработка этих программ. Предполагается, что наши специалисты будут организовывать тьютерское сопровождение, чтобы они во второй половине сентября уже могли предоставить конкурсный продукт на экспертирование. В частности, учителя программы уже могут отдать для того, чтобы к открытию «Флаэртианы» эксперты уже дали заключение, и на открытии «Флаэртианы» мы награждаем всех победителей.

Вы сказали, что несколько вузов, 7, сейчас их число, может быть, уже растет. Сколько у вас школ присоединяются к этим программам?

Ольга Ахмедзянова: В прошлом году у нас было 7 вузов и порядка 12 школ. Было в Соликамске педагогическое училище, присоединилось к этой программе. Нынче к нам присоединяются школ гораздо больше в связи с тем, что в педуниверситете появилась специализация «Медиаобразование», в мае мы начали занятия с ребятами. У них будет практика как раз в сентябре, они выйдут в школы…

Будут вашими агентами влияния.

Ольга Ахмедзянова: Да, с заданием организовать киноклуб, поскольку их там 20 человек, значит, есть надежда, что к нам присоединится достаточное количество школ.

Я желаю вам удачи в расширении сферы своего влияния. Перед эфиром мы говорили, что вы в рамках «Пермской синематеки» еще больше расширяете круг своих компетенций. Теперь вы учите людей не только правильно смотреть кино, его понимать, что-то думать по его поводу про самих себя, про свою жизнь, но и создавать кино.

Ольга Ахмедзянова: Да, до этого у нас были опыты, медиатворчество как одно из направлений, медиаобразование. Но мы медиатворчество рассматривали совершенно не в том аспекте. Мы учили создавать какие-то сюжеты, обсуждать эти полученные сюжеты в аудиториях, которые у нас были участниками. Но, поскольку при «Пермкино» возникает масса воркшопов, мастер-классов, связанных с созданием профессионального кино…

Эта тема сейчас активно развивается в Перми.

Ольга Ахмедзянова: Да, и это очень хорошо, сама жизнь кино становится в Перми очень содержательной, насыщенной, многоплановой, многообразной. В академии культуры готовят ребят, у Павла Анатольевича Печенкина там мастерская была, подготавливались. Теперь они, в общем-то, профессиональные режиссеры документального кино. И фильмы у них на фестивалях побеждают. В классическом университете у Рашида Давлетшина есть мастерская, и они там с ребятами создают фильмы. А площадки, где бы они могли этому учиться, и где бы аккумулировалась эта работа, нет. У Павла Анатольевича Печенкина, как всегда, возникла стратегическая идея аккумулировать это все, связанное с образованием, именно в сфере создания качественного киношного продукта, на территории «Пермкино». Поскольку это вроде тоже как сторона медиаобразования, понятно, что это будет интегрироваться только в нашу деятельность. Как, мне это сложно представляется. Но то, что у нас есть для этого ресурсы, люди и кадры, не возникает никаких сомнений. Только теперь надо как-то собрать этот кубик Рубика.

Какие мастер-классы у вас уже были проведены? Чему реально люди учатся?

Ольга Ахмедзянова: Буквально последний проект, в котором не участвовала, но точно знаю, он был, коллеги курировали – это школа игрового кино. В прошлом году, я знаю, проходил воркшоп по созданию документального кино, причем совместно с коллегами из Франции и как раз из Красноярска, был такой проект трех участников – Пермь, Красноярск и Франция. До этого в рамках «Белых ночей» был тоже проект «Flahertiana Workshop», который тоже был направлен на создание документальных фильмов. И в течение года происходят мастер-классы, обучение написанию сценария, режиссуре. Есть у нас специалисты, которые готовы профессионально учить операторскому искусству, звукорежиссеры есть.

Если человеку интересно кино хоть в каком-то виде, либо в качестве образованного понимающего зрителя, либо в качестве создателя, он может обращаться к вам в департамента медиаобразования госкиноцентра «Пермкино» и лично к Ольге Ахмедзяновой, которая сегодня была гостем программы «Дневник отличницы»


Обсуждение
2412
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.