Верхний баннер
18:12 | ВТОРНИК | 30 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Особое мнение

16.01.2015 | 14:05
«Я очень рада, что не принадлежу к какой-либо партии, а отвечаю сама за себя. Это намного проще, потому что грехи партии проецируются на тех, кто ее представляет», - Ирина Горбунова

Тема: работа Ирины Горбуновой в качестве директора школы и депутата

Гость: Ирина Горбунова, директор школы №105, депутат Пермской городской думы.

Программа: «Особое мнение»

Дата выхода: 16 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Для начала как можно быть депутатом и директором одновременно? Одна работа не мешает другой? Я думал, что депутат – это требующая большого выделения времени профессия.

- Наверное, вы не ошибаетесь. Если серьезно заниматься депутатской деятельностью, она занимает много времени, но моя работа директором связана с ней. Я состою в комитете по развитию человеческого потенциала, раньше это назывался комитет по социальной политике. Он занимается здравоохранением, спортом, образованием. Думаю, профессия, которая появилась дополнительно вдруг неожиданно, будет в помощь. С точки зрения бюджета понятно, что находясь внутри образовательного учреждения, лучше понимаешь, как формировать потребности.

- Вы говорите, появилось неожиданно. Что это значит?

- Учебный год начинается с сентября, директором, как вы заметили, я пришла в середине учебного года. Это не была запланированная акция, что я решила 2014-2015 годы посвятить школе. Так сложились обстоятельства, что Людмила Анатольевна предложила возобновить педагогическую деятельность. Я по образованию педагог, закончила пермский педагогический институт, тогда еще факультет иностранных языков. Работала учителем в 151-й школе. Больше 10 лет проработала заместителем директора в 101-й школе. В общем, этот опыт вспомнили в департаменте образования. Наверное, вы знаете, что Людмила Анатольевна любит обновлять управленческий состав, все время что-то менять и двигаться вперед. Наверное, это и привело к такому предложению.

- А когда глава департамента образования города делает предложение, насколько она прописывает и проговаривает цели и задачи? Выглядит ли это тренерской накачкой перед футбольной командой – нужно сделать это, добиться того, ты справишься, вперед?

- Наверное, не так, как вы это сейчас представили. У каждого руководителя контракт с четко измеряемыми показателями. Понятно, чего бы хотелось увидеть от руководителя конкретного учреждения. Накачка, может быть, была, но в каком роде? У школы есть ряд затруднений – что-то надо усилить, что-то добавить. С этим связан контракт. Понятно, что я должна выработать стратегию, претворить в жизнь идеи и добиться, потому что будет стыдно не сделать. Как это, депутат и директор, а тут поставили задачи… Ведь для депутатов нет невыполнимых задач, вы понимаете, да? Мы должны всего добиться.

- В двух словах, каких задач? Смена руководящего поста в школе – все-таки событие неординарное.

- Да, это бывает нечасто. В 105-й школе очень хороший слаженный коллектив. К сожалению, средний возраст коллектива высок. Одна из задач – привлечение в школу молодых специалистов, обновление коллектива. Думаю, эту задачу можно будет решить к следующему сентябрю. Результаты ЕГЭ совсем невысокие. Поэтому об этом тоже стоит серьезная задача. Правда, на это у меня три месяца, не знаю, как получится. Но буду прикладывать все возможности.

- Понятно, как решить за месяцы задачу омоложения кадрового состава. Если речь об улучшении результатов ЕГЭ, то логично поставить более длительные сроки. Год, два?

 - Речь не идет, что результаты ЕГЭ в мае должны подпрыгнуть до невероятного уровня. Когда я в сентябре соберу коллектив, у меня будет целый год, чтобы что-то изменить. Но что-то будем и сейчас стараться поменять. Самое важное, что школа должна иметь собственное лицо. Сегодня это среднее общеобразовательное автономное учреждение, то есть нет изюминки, про которую могли бы сказать. Мы должны, называя школу, понимать, что это и что можно было бы выразить коротко. Будет это юридическая школа, или школа журналистов – вот такие задачи ставятся, школа со своим лицом.

- А у каждой школы должно быть такое лицо? Когда эта история предлагается к обсуждению нашим слушателям, 2-3 человека обязательно звонят с вопросом: «А почему нельзя быть просто школой?»

- Мое мнение совпадает с мнением учредителя, что у каждой школы должна быть своя изюминка. Другой вопрос – это серьезное насаждение этого детям. Прежде всего она должна быть просто школой, но чтобы возможности развития были разные. Хочешь – ты можешь просто учиться в обычном классе. Мы же понимаем, что есть классы А, Б, В, Г, и друг от друга они отличаются.

- У меня были примеры, когда А и Г отличались образовательным уровнем селекционно. Но в последние несколько лет я наблюдаю, когда берется сводный рейтинг успеваемости, а классы формируются пропорционально – есть сильные и те, кто должен подтягиваться.

- Вы правы, все школы нельзя равнять под одну мерку. Но что-то свое, интересное в каждой школе должно быть. Когда мы представляем школу по радио и ТВ, должно быть что-то, что ты расскажешь, чего нет в других школах.

- Что это будет в 105-й?

- Сегодня есть приложение в виде допрофессиональной подготовки полицейских классов с 5 по 11 класс, которые находятся на территории института ГУИН, Карпинского, 125.

- То есть территориально никак не связаны с районом, это за УДС «Молот».

- Да, это обособленное подразделение. В 105-й школе этих классов нет. Они приезжают, в основном находятся именно там. Надо развивать, потому что это единственная школа, где есть подготовка допрофессиональная полицейских классов. Кроме того, я бы хотела наладить отношения с «Мотовилихинскими заводами» в плане профессиональной подготовки.

- Есть примеры, когда крупные предприятия не просто сотрудничают со школами в плане шефства над отдельными классами, но и осуществляют целые заказы на образовательные программы. В Новых Лядах, на Молодежке – очень много подобных. Насколько «Мотовилихинские заводы» готовы к этому?

- В декабре замдиректора по персоналу сам сказал мне, что они жалеют, что этот проект прекратился. Раньше он был. Было профучилище №3, колледж Славянова. Сейчас училища уже нет, возникает некий вакуум. Школа №105 находится в центре Мотовилихи, рядом Рабочий поселок, УДС «Молот», который принадлежит «Мотовилихинским заводам», заводы, и мы понимаем, что оборонные заказы – требуются специалисты на завод, есть потребность в рабочих местах. А готовить некому. Предложение было оттуда. Но сегодня оно окончательно не оформлено. Мы планируем более предметную встречу по вопросу, чтобы понять, как и в какой оболочке это будет.

- ФСИНовские классы с одной стороны, связка с «Мотовилихой» с другой…

- Может быть, еще что-то удастся придумать. Я в школе четвертый день. Поэтому говорить, что все идеи уже превратились в некую концепцию, рановато. Амбициозные планы ставить сложно в середине года. Надо продумать перво-наперво, как мы будем работать с заводами, как повысить эффективность полицейских классов, а дальше мы можем продумать еще какие-то профильные направления. Школа большая, около 1000 человек, детей достаточно много.

- Школа комплектуется по микрорайонному признаку, селекции у вас не будет. Как будете справляться с проблемой – в Мотовилихе есть школы, которые отбирают себе людей, а у вас не получится?

- Мы обязаны комплектовать по территориальному признаку, тем адресам, которые приписаны в школе. Но сейчас достаточно принести в школу договор аренды квартиры, что ребенок проживает в том или ином месте, это тоже является основанием. Если школа будет привлекательной, к нам пойдут с такими договорами родители, которые не приписаны по этому адресу.

- В некотором роде это ваша внутренняя задача, явно не поставленная сверху.

- Я так не сказала, но думаю, задачей будет являться наибольшее привлечение детей в школу.

- Вы будете ее повышать.

- Безусловно.

- Несколько лет назад я сталкивался с ситуацией в отдельном районе. 4 школы, в одной огромная очередь желающих, невероятное количество слухов о поборах, взятках. А минимум в двух школах этого же района просто недобор! Даже люди, которые там живут рядом, предпочитают идти в другие школы, но не туда по месту жительства. Перекос страшнейший, все в рамках одного района. Насколько я понимаю, перекос до сих пор не исправлен. Была ли у вас такая проблема, когда люди, желающие учиться в 105-й школе, принципиально не учатся? Или нет, или школа не котируема на районном уровне?

- Дети то приходят, то уходят, и пока мне не удалось проанализировать причины оттока-притока. В основном они объективны. Смена места жительства, потому что ребенок уехал или сделал договор аренды и захотел пойти в другую школу? Но сильного оттока я не заметила, все в пределах небольшой погрешности. Сколько прибыло, столько убыло.

- Когда главный тренер идет переговоры с той или иной командой, он имеет в голове кадры, которые за ним могут прийти. Когда директор получает предложение, пусть у него мало времени на обдумывание, есть ли в голове у него некие кадры?

- Если вопрос о команде, когда я пошла в школу, у меня ее не было. Я понимала, что в школе есть профессиональные люди, с которыми можно продолжать работать. Но привлекать молодых специалистов в школу нужно и важно. Я думаю, что эту команду соберу к следующему учебному году именно из молодых.

- А чем вы будете их привлекать? Зарплатами похвастаться не сможете, все равно вы в системе, хоть и можете варьировать.

- Вообще перед управленцами в школе ставится задача повышения зарплаты. Вы правильно говорите, что ее невозможно бесконечно повышать. И до такого уровня, как в «Газпроме», ее не повысим. Но школа – это некая стабильность. Если молодые люди закончили педагогический институт по специальности «Учитель», не думаю, что у них много вариантов, куда пойти, их не везде ждут, если это не иностранные языки. Нужна трудовая книжка, стабильность, соцпакет, и в школе сейчас есть перспективы. Если школа не стоит на месте и развивает платные услуги, зарплата в итоге складывается. Может быть, не сразу формируется, но развивается до тех размеров, про которые где-то и не стыдно сказать.

- Теперь давайте про платные услуги. Это уже вопрос, который нам по ICQ комментируют: «Ну вот, начинается…» Ваша задача – попробовать заработать на школе?

- Не заработать, а повысить привлекательность школы. Я думаю, уже прошли те времена, когда правдами и неправдами надо было собрать денег с родителей. Сейчас родители грамотные и прекрасно понимают, за что готовы, а за что не готовы платить деньги. Например, воскресная школа без разговоров нужна, по ней вопросов нет. далее подготовка к ЕГЭ. Мы не можем подменять платными курсами то, что учитель обязан делать на уроке. Но вы же знаете, что родители, которые переживают за своих детей, берут и натаскивают репетиторов. Не проще ли организовать курсы в школе, чтобы они уходили не к непонятно откуда взятым репетиторам, чтобы была выработана эффективная система? Вы же знаете, что можно найти те варианты, на которые с удовольствием родители пойдут и будут еще и благодарны.

- У вас солидный спортивный бэкграунд, но вы не сказали, что планируете заводить в школу спортивные кружки и секции.

- В школе достаточно спортивных направлений. ДЮЦ Соломина присутствует, на безвозмездной основе арендует площади. Ребята там занимаются достаточно эффективно. Затем гандбол занимается. У нас большой зал.

- Это правда, видел своими глазами неоднократно.

- Баскетболисты… Я не могу сказать, что пустуют помещения, которые могли бы работать для спорта. Вы же знаете, если будет возможность, мы будем еще развивать спортивные направления. Площади просто так стоять не будут, чтобы у детей была возможность чем-то заниматься еще и после уроков.

- У вас как общественного деятеля в рамках района и города сложилась определенная репутация. Есть огромное количество людей, которые вас не любят и попытаются испортить вам жизнь, где бы вы ни находились. Специально вы это сделали или нет, это неважно, но что вы сделаете, чтобы оппоненты не смогли придраться к вашей деятельности к школе? Мы знаем невероятное количество примеров, когда просто что-то взять и накопать на директора.

- Не разделю ваше мнение о том, что это просто. Если директор осознанно подходит к тому, что он делает, то накопать что-то из воздуха сложно. Например, чтобы у меня не было лишних проблем с бухгалтерией, я с 21 января решила, что она уходит на аутсорсинг из школы. Профессионалы у меня будут заниматься бухгалтерией, я не буду в этом копаться, есть главный бухгалтер, два других… То же самое отдать обслуживающий персонал на клининг и так далее. Я хочу разгрузить школу от проблем, связанных с персоналом, уборщица не вышла на работу, бухгалтер что-то не так посчитал… Это первая задача. Вторая задача – вы же знаете, что негатив концентрируется во время выборов. В межвыборный период не сильно кто-то кем-то интересуется. После выборов некоторый спад, и потом опять это вспоминается. Я не реагирую на многие вещи, даже некоторые журналисты говорят: «Почему вы не комментируете то или иное?» Я не комментирую негативные вещи, стараюсь их пропускать и понимаю ответственность, что меня могут на чем-то подцепить в школе. Поэтому все будет делаться с точки зрения закона.

- Деятельность депутата вы не оставляете. Не получится ли ситуации, когда во время очередных кампаний вы просто выпадете из обоймы, потому что школа будет требовать слишком много работ и сил?

- Вы же знаете, что хороший руководитель – это тот, который налаживает работу таким образом, чтобы крутилось без него. Моя задача не просто упасть, погрузиться и зарыться в эту пучину, а сформировать команду завучей так, чтобы мое отсутствие, необходимое по роду депутатской деятельности не было замечено, чтобы работала команда, а не одна Горбунова.

- Подтянуть депутатские возможности к развитию школы как планируете?

- На самом деле будет не очень тактично мне, депутату из другого избирательного округа, подтягивать максимум своих возможностей. В части работы с администрацией с чем-то это ясно. Но на этой территории депутатом является Александр Колчанов, кстати, выходец из «Мотовилихинских заводов». Думаю, мы наладим с ним плотное взаимодействие, и если уж два депутата возьмутся заниматься школой. Я оставлю ему эту возможность. Кроме того, есть депутат Законодательного Собрания, он достаточно плотно работает со школой.

- В противоречие не войдете? Это ведь вполне возможная история. На образовании, родительском и учительском сообществе в предвыборный период строится очень многое. Вы депутат, явно собираетесь быть им еще раз, школа – это ресурс, очень можно войти в клинч, как минимум вашим оппонентам, если начнутся выборные процессы, отыгрываться от вас можно будет очень просто: «Смотрите, мы критикуем, вот директор». Появятся газеты, листовки, найдут за что критиковать.

- Опять не соглашусь. Строить выборы, пользуясь родительской и учительской общественностью – тупиковая ситуация. Я в своих кампаниях никогда не опиралась на школы. Более активная часть у нас пенсионеры, зачастую школа не воспринимается как то, за чем хотелось бы пойти в любой ситуации. Учитель воспринимается по-разному и родителями, и детьми. Если он, помимо того, что пытается навязывать что-то в школе, будет навязывать и кандидатуру депутата, за которого надо проголосовать, это может иметь обратный эффект. В плане избирательной кампании я это вообще не рассматривала. Может быть, я не владею такими механизмами.

- Например, менять округ. Популярный директор Ирина Горбунова, пожалуйста, мы все за нее! Нет, не собираетесь?

- Не думаю. Я уже трижды избиралась в своем округе. Жители иногда говорят, мне нравится это выражение, что Ирина Викторовна знает каждую бродячую собаку в лицо в своем округе. Я там уже вросла корнями. Глупо бегать из-за того, что ты директор, в другой округ. Думаю, что точно не буду вступать в противоречие с Сашей Колчановым, своим коллегой по думе, тем более что мы готовим совместный проект с «Мотовилихинскими заводами».

- Как у вас выстраиваются отношения с партией власти? Около года назад были трения, проблемы у вас в районе.

- Я очень рада, что не принадлежу к какой-либо партии, а отвечаю сама за себя. Я не являюсь членом «Единой России». Я депутат, который не связывает себя с партией, просто Ирина Горбунова. Это намного проще, потому что грехи партии проецируются на тех, кто ее представляет. Еще раз говорю, так как нет бурной активности партии в Мотовилихе, это никак не мешает и не помогает, я этого не замечаю.

- Никто не подходил к вам с предложениями из других партий? Возглавить списки, пообщаться, войти в новые?

- Такие разговоры начинаются обычно ближе к выборам, а сейчас период политического затишья.

- Как у вас выстраивается работа с общественными организациями, активистами, со всеми ли наладили контакты?

- Я всегда очень открыто выхожу на общение с людьми, оппозиционно или нет настроенными ко мне. Был ряд председателей ТСЖ, которые работали против меня на выборах, сейчас мы работаем в одной команде. Для депутата нет таких слов – обидеться и не работать с кем-то. Это неправильно. Конечно, есть люди, которые со мной не общаются до сих пор, из общественников, но это я переживу. У меня очень большой штат общественных помощников, много людей работает. Получается только одна сложность, что в школе я в течение дня, а вечером еду работать в округ. И населению удобно вечером.

- Задачи по округу поменяли, трансформировали?

- Нет, не поменялись совершенно. Как в выборный год был определенный план благоустройства округа, я по нему так же и следую. Если вы спрашиваете про то, будет ли программа направлена на 105-ю школу – нет, акценты не сместились.

- В двух словах какие-то акценты в течение ближайших месяцев и более длинном временном отрезке.

- Изначально строится на работе двух ТОСов, «Садовый» и «Городские горки». Мы постоянно мониторим наши дворы, дома, те проблемы, которые там возникают. Сейчас опять остро возник вопрос с теплом, на следующей неделе мы собираем ПСК, УК, начинаем разбираться. Я постоянно получаю информацию с поля, мониторю эту информацию, стараемся быстро снимать напряжение, а уже в весенне-летний период благоустраиваем все что можем. Моя программа в основном направлена на благоустройство, асфальтирование, кронирование. Не распыляюсь на праздники, конкретные дела, которые были обещаны, 5 лет не так много, чтобы это все реализовать.

- День двора в каждом дворе каждый месяц вы не проводите?

- Нет, но не пропускаем праздники, в которые люди привыкли. Наш округ является частью большой программы Мотовилихи. А уж совсем распыляться не стоит.

- Люди узнают вас на улице?

- Знаете, я перестала ходить в два магазина – «Кит» на Ушинского, «Карнавал» на Уинской. Во-первых, там невозможно что-то купить, забежать, потом еще невозможно в очереди отойти. Даже кассиры, к сожалению, меня знают, и они мне не отпускают товар до тех пор, пока я не отвечу на все вопросы в очереди. Я даже не захожу. Это, наверное, должно быть приятно, но иногда это просто не дает возможности добраться до дома, пока ребенок еще не уснул.


Обсуждение
5153
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.