Верхний баннер
20:45 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


«Есть такие рекомендации, например, что вы просто отпускаете ребёнка на самостоятельный осмотр. Понятно, что не одного его бросаете в музее, а идёте с ним, и там, где ему будет интересно, он останавливается», – Сергей Островский, зав. детского музейного центра краеведческого музея
«Есть такие рекомендации, например, что вы просто отпускаете ребёнка на самостоятельный осмотр. Понятно, что не одного его бросаете в музее, а идёте с ним, и там, где ему будет интересно, он останавливается», – Сергей Островский, зав. детского музейного центра краеведческого музея
- Добрый день, дорогие радиослушатели! Программа «Взрослые и не подозревают» начинается. У микрофона Юлия Желнина, помогает мне за звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Сегодня у меня в гостях заведующий детским музейным центром Пермского краеведческого музея Сергей Островский. Здравствуйте!

- Добрый день!

- Ну, наверное, судя по вашей должности, понятно, о чём мы будем говорить, потому что за эфиром вы сказали такую фразу, что ребёнка необходимо водить в музей с раннего возраста. Это так?

- Ну, почти.

- Почему? Какие могут быть критерии?

- Я не скажу, что необходимо совсем прямо водить. Можно, но с раннего возраста, потому что есть активные родители, которые готовы водить своих детей везде, всюду за собой. Есть родители, которые опасаются, считают, что ребёнку рано идти в музей, что он маленький и ничего не поймёт. Понятно, да?

- О каком возрасте мы говорим?

- Мы говорим сейчас, например, о возрасте до трёх лет, да, то есть? Надо сказать, что пермские музеи сейчас активно предлагают разные программы как раз для этого возраста и практически в каждом музее можно найти что-то себе по душе. Почему стоит попробовать вести ребёнка в музей в достаточно раннем возрасте? Потому что это полезно для общего развития ребёнка. То есть тут необязательно может ему объяснять, что это пейзаж, это натюрморт, это какие-то старые вещи, да, просто смотреть на предметы, расширять какое-то представление об окружающем мире. То есть, ну по идее то же самое, что активные родители делают с ребёнком дома. Только меняется обстановка, и вы, приходя с ребёнком в музей, получаете какую-то новую дополнительную информацию о мире.

- Ребёнок, получается, чувствует там себя всё равно немного как дома, да? Начинает крутить всё, вертеть. Музеи ведь бывают разные, мы с этим сталкивались.

- Да.

- Эта куча правил, табличек. Как тогда вести себя родителям? Как его подготовить к тому, чтобы прийти в музей? Я лично считаю, что он там будет слушать эти лекции, и через минут 15 уже совершенно абстрагируется и не будет ничего понимать.

- Ну тут ещё раз хочется сказать, что, конечно, всё в руках родителей. То есть, если вы, как родитель, понимаете, что вы хотите достичь, то вряд ли вы приведёте трёхлетнего ребёнка на какую-то лекцию.

- Я имею в виду про экскурсоводов.

- Я думаю, что с детьми, если мы сейчас говорим о совсем маленьком возрасте, то есть до трёх, до пяти, может быть, лет, то здесь, конечно, какие-то специальные игровые занятия, то есть, и там всё несколько по-другому. То есть, там как-то задействуется активность детей, их возрастная специфика. Я думаю, что там всеми силами пытаются сделать, чтобы им как раз было нескучно и интересно, и это достаточно недолго, да, и деятельность меняется.

- Ну вот к примеру? Можете объяснить, как?

- Ну, к примеру. У нас, например, в музее Пермских древностей есть программа занятий, она так и называется – «Программа музеезавриков». Она, конечно, для более старших, да, это дошкольники. Где-то дошкольники, младшие школьники, ну то есть, там пять-семь лет. Ну, в принципе, туда приходят и трёх-, четырёхлетние. То есть, там это такой разговор о древних животных, поскольку специфика музея такая. И в процессе разговора педагог рассказывает детям о том, о чём они будут говорить, на какую тему, то есть, спрашивают, что дети об этом знают. Потом они идут, смотрят предмет разговора в экспозиции, а потом делают на эту тему какую-то поделку. То есть, в принципе, деятельность меняется, дети не устают. Это можно делать с родителями вместе, то есть, всё как бы работает. По такому принципу, мне кажется, строится большинство музеев, знаете. Потому что странно делать какой-то мастер-класс в музее, несвязанный с экспозицией, да. В той же самой селенитовой комнате мы тоже как-то пытаемся привязывать. То есть, у нас есть занятия по мозаике, мы сначала идём смотреть мозаику в экспозиции, потом уже делаем её сами. То есть, мы параллельно. Нам, конечно, специалисты рассказывают про историю мозаики, откуда она появилась. Ну это, естественно, уже для детей более старшего возраста, потому что занятия по мозаике достаточно долговременные. То есть там надо полтора часа сидеть, дети, конечно, устают. Мы делаем паузы, то есть, какие-то разминки, они уходят в соседний зал, где у нас есть детская выставка. Там есть условия, где можно поваляться на полу, иногда даже покидаться подушками. В общем, дети как-то делают паузу, родители тоже выдыхают, потом все возвращаются и делают дальше. Вроде пока как бы работает.

- То есть, вот как организовывают пространство: допустим, музей двухэтажный, трёхэтажный. Как вообще экспозиции размещают, чтобы детям было интересно? То есть, существуют ли какие-то методики или это так, как пойдёт, по накатанной?

- Тут вопрос такой достаточно непростой по организации, потому что большинство музейных экспозиций, которые построены достаточно давно, конечно, изначально не предусматривают каких-то...

- Мы сейчас говорим о государственных музеях, да?

- Да. Но, я думаю, что и в большинстве частных, наверное, такая же схожая история. Вряд ли, конечно, есть частные трёхэтажные музеи.

- Ну да. Это, скорее всего, два на два.

- Ну, может быть. Проблема общая в том, что когда проектируется экспозиция, чаще всего, ну особенно в старые времена, да, то есть места для какой-то активности с детьми не предусматривается. То есть они потом встраиваются в экспозицию по мере необходимости, либо их как-то избегают и занятия проходят уже на фоне. Ну вот сейчас в новых подходах к музейным экспозициям мы, в частности, стараемся предусмотреть какие-то такие точки активности, то есть когда делается выставка, или большие экспозиции, это, конечно, очень долгая история, и они уже все сделаны, да, но здесь их тоже предусматривают. То есть, когда делали музей Пермских древностей, не так давно, в принципе, где-то в десятом году, то там специальный зал для активности был предусмотрен.

- А вот что касается интерактивности. То есть, вот на самом деле. Я захотела объяснить ребёнку устройство мира. Пришла, например, специфика, да. Или вот, опять же, о динозаврах. И ребёнок не хочет заниматься этой активностью, вот этой вот программой. Ему хочется посмотреть в.… Так, у нас тут звонок. Давайте наденем наушники и примем звонок.

Алло, здравствуйте, вы в эфире. Как вас зовут?

- Добрый день! Сергей Меня зовут.

Здравствуйте, Сергей!

- Мне известно, что музеи готовят некоторые выезды на раскопки, и возможно ли принять участие детям в этих раскопках, как летний трудовой лагерь у археологов? Спасибо!

- Спасибо, Сергей!

- Спасибо!

- Всё, отвечайте, отвечайте.

- Музеи, действительно, планируют выезды детей на раскопки, но в нашем случае пока это не столько археология, сколько палеонтология. Мы, действительно, думаем о том, как позвать детей с собой, но здесь достаточно много проблем организационного плана.

- Например?

- Ну, мне кажется, выезд детей куда-либо на природу…

- В связи с последними новостями?

- Да даже до последних новостей всё равно ряд сложностей существует. Да, то есть…

- Нужно быть максимально подготовленным ко всему?

- Да. То есть, мы эту идею не оставляем. То есть, я думаю, что мы соберём все необходимые документы, и рано или поздно выедем.

- На территории Пермского края куда можно недалеко съездить?

- Ну, в принципе, можно договориться с любой из двух краеведческих экспедиций пермских, и, конечно, уже будет не связано с музеем, но…

- Ну вот видите, люди-то интересуются. Может быть, стоит ввести такое?

- Может быть. То есть школьников возят в археологические экспедиции, потому что есть учителя активные, да, и какие-то кружки. Я думаю, тут…

- То есть, сейчас при музее такой функции нет?

- Пока нет, но мы об этом думаем. То есть, возможно, может быть, в следующем сезоне.

- Почему, кстати, вот именно сейчас возникают такие моменты, что в музее необходимо для детей также устраивать какие-то мероприятия, как-то расширять свои экспозиции? Мы как сейчас говорим, вы только думаете, или вот у вас детский центр при краеведческом музее достаточно молодой. Почему вот только сейчас появляется такая необходимость?

- Ну может быть, так складываются обстоятельства, потому что не всегда они зависят от наших желаний. Кто-то делает всё очень быстро, то есть придумали, сделали и всё получается. Кто-то думает долго. То есть мы, может быть, ко вторым относимся. Вот. А так, ну то есть разные, да, тоже варианты. Если мы сейчас едем в Оханский район пытаться там выкапывать древнего слона, при всём желании детям будет очень тяжело. Просто мы их, максимум, что посмотреть, да, просто привезти. Хотя мы об этом думали, тоже какой-то вариант. Ну посмотрим. Потому-то если дети приезжают в археологическую экспедицию или палеонтологическую, им, конечно, надо работать, копать. Им хочется это делать, но по правилам дети там, по-моему, до 14 лет не могут копать больше 4 часов в день, то есть, да. Дети до 16 лет не более 6 часов в день. Значит надо продумывать программу их занятости на остальное время. То есть это такой полноценный выездной лагерь с вожатыми, с кухней, с нормальной кухней на 30 человек.

- И консервов.

- Нет, но без консервов не обойтись, конечно, никак, но всё равно.

- Ну а вообще, показывать ребёнку можно как классическое, так современное искусство?

- Конечно. Я думаю, ребёнку надо показывать всё, что можно.

- Даже современное?

- А почему нет? То есть современное искусство…

- А если он не понимает смысл этого?

- А, смотрите!

- Всё-таки современное – это на уровне каких-то…

- На уровне, я думаю, достаточно на уровне «нравится/не нравится», потому что большинство взрослых тоже не понимает современное искусство. Более того, большинство взрослых не понимает классическое искусство. И здесь, мне кажется, просто надо включать какой-то интерес, ассоциации. То есть ребёнок увидит что-то своё в этом. Необязательно. Ну то есть можно потом поговорить с ним о том, что увидел он, и если мы знаем, что хотел сказать автор, попытаться соотнести, почему ребёнок увидел это, а автор хотел сказать то, или из-за чего возникает... Или вдруг он угадал то же самое. Современное искусство достаточно интересными формами оперирует, мне кажется, для детского восприятия вполне интересно.

- А классическое?

- Тоже. В классическом искусстве тоже можно найти интересные моменты, потому что если мы идём ну так, с небольшим по возрасту ребёнком в художественную галерею, да, то можно разбираться. Если ребёнок уже готов рассуждать о направлениях живописи, ну хотя бы о жанрах – пейзаж, натюрморт, то есть можно их искать. Можно рассматривать детали. А дети, по-моему, до 10 лет очень любят искать всякие интересные детали или какие-то сюжеты рассматривать. То есть где-то вспоминать книжки или какие-то сказки, фильмы, где это можно видеть. То есть искать, кто здесь хороший, кто плохой – вот просто обычный разговор. Здесь, мне кажется, не стоит даже объяснять, почему. Ситуация такая часто бывает, что родитель приходит в музей с ребёнком и начинает стесняться музея сам, потому что он чувствует себя неловко, не может объяснить: я не знаю, почему вот так нарисовали, да. Или почему здесь в витрине стоит вот именно такой самовар. Мне кажется, бояться нечего. Надо говорить: «Вот это самовар, а для чего он, давайте подумаем». А здесь люди сражаются на мечах. Давай подумаем, что их заставило сражаться, для чего». Или натюрморт. Почему здесь вот такие фрукты.

- Так, давайте. У нас ещё один звонок. Но, мне кажется, это тот же звонок. Так, алло. Алло, вы в эфире.

- Здравствуйте! А вот скажите, в музее сейчас решается как-то вопрос с сувенирной продукцией? Нет ничего совсем. Дети ходят, хотят что-то купить, а нет ничего совсем.

- Спасибо большое!

- Спасибо! Действительно, большая беда наша с сувенирной продукцией, ну тут тоже, опять же, факт, ограничен, не зависящий от нас. У нас разработано несколько линеек сувенирной продукции, которые мы по разным причинам не можем запустить в производство.

- По каким? Финансовым? Авторское право?

- Ну не то, что у нас нет денег, но вот, допустим, проблема с нашей бухгалтерией. Не всё так просто, но мы стараемся. И с каждым годом всё больше и больше сувенирной продукции всё-таки попадает, скажем так, куда-то.

- Ну вот, например, какая у краеведческого музея?

- Есть совсем стандартная.

- Кружки?

- Есть футболки, а есть…

- С логотипами или как?

- Есть с логотипами, да. По идее, под каждое мероприятие мы выпускаем какой-то сувенир. То есть она может быстро расходиться в районе мероприятия этого, но у музея Пермских древностей есть достаточно мощная сувенирная линия. Там есть и футболки, и…

- Им-то грех, конечно, не выпускать.

- Это самый наш посещаемый филиал. Мы хотели бы больше. У нас разработаны две линейки, да, а запустили мы почти полностью одну и часть второй. Сейчас вот для детского музейного центра мы готовим тоже свою отдельную.

- Ну, вот что, например?

- Мы хотели сделать что-то… Попробуем, может, тетради сделать с какими-то интересными картинками. Ну что-то такое, чтобы было практично. Сейчас у нас стоит детская выставка про коллекции коллекционеров, да. Мы сделали сувенирку с персонажами этой выставки, то есть там есть такие авторские магниты от художника, который делал это всё, то есть такие из дерева, вырезанные очень милые персонажи. Их можно купить. Естественно, конечно, цены разные. То есть, если это какая-то авторская работа, то это будет дороже. Если это массовая продукция: открытки, календарики, они, конечно, будут дешевле. Но мы стараемся. Хотелось бы больше сувенирки, и мы...

- Особенно для детей?

- Да, конечно. Даже тут такая история. Когда ребёнок приходит в музей в составе группы большой, да, у него всегда есть в кармане какая-то небольшая сумма, что он может унести с собой. То есть, всё, что можно, всё, что они могут, они покупают. Были случаи, когда дети пытались купить научные книги и их отговаривали – ну зачем.

- Отговаривали сотрудники?

- Ну да, сотрудники, что, ребята, вот посмотрите. Вот есть детские, да, вот тут есть какие-то…

- То есть, дети тянутся, да?

- Я думаю, тут не столько ради науки – та толстая книжка без картинок, просто сам факт. Может, обложка понравилась, ещё что-то вот.

- Понятно. Кстати, а есть литература у музеев?

- Есть.

- Которая в продаже для детей?

- Есть. Вот, опять же…

- Меня интересует для детей.

- Для детей мы выпустили пару лет назад детскую книжку из музея Пермских древностей. Называется она «Дети, драконы, учёные». Может быть, вы видели её. Её можно купить, наверное, ещё. Мы уже её раза два переиздавали. Она достаточно милая, интересная.

- Она с картинками, да?

- Она с картинками.

- А до какого она возраста?

- Она... Ну, наверное, конечно, для младших, средних школьников, но, может быть, и дальше. Там интересно, что при оформлении мы использовали детские работы. То есть просили специально детей рисовать иллюстрации для этой книги, потом общее уже дизайнер это всё компоновал. Есть в том же... У нас просто активная детская тема более всего пока представлена в «древности», если говорить о краеведческом музее. Есть путеводитель достаточно объёмный, специально для детей тоже сделанный. Вот, и в планах у нас тоже есть, как минимум, выпуск ещё одной-двух книг детских, а музей современного искусства готовит тоже к выпуску, по-моему, она у них вот тоже ушла в печать, большую детскую книжку про коллекции современного искусства. Должна получиться очень интересная.

- То есть, там написано зачастую, в таких книжках, языком несложным, да?

- Нет, там специально всё детским языком.

- Примитивным.

- Если вот хорошие проекты у музея современного искусства были, да, вот вышла у них книжка «Мама, прости, я стану художником», но она, может быть, не столько детская, сколько методическая для тех, кто работает с детьми. Но вот сейчас готовится как раз детская, про коллекции. Вот я думаю, что она уже скоро выйдет из печати.

- Напомню, сегодня в программе «Взрослые и не подозревают» заведующий детского музейного центра Пермского краеведческого музея Сергей Островский, а помогает мне за режиссёрским пультом Мария Зуева. Мы говорим про то, как как же нужно водить в музей ребёнка, с раннего ли возраста, и почему. Но и вообще, знаете ли, у меня вопрос такой сейчас общий философский: как привить ребёнку любовь к искусству? Всё-таки, начиная с самого раннего возраста нужно же ему всё это показать, продемонстрировать. Сейчас вот мы с вами подняли проблему, что родители зачастую сами не совсем разбираются в искусстве.

- Если вспоминать разную литературу по музейной педагогике, то специалисты склоняются к тому, что главное не отпугнуть, да. То есть при первом знакомстве ребёнка с музеем.

- Как не отпугнуть?

- Чтобы вот ему как раз не стало скучно, страшно, непонятно. Есть такие рекомендации, например, что, допустим, вы просто отпускаете ребёнка на самостоятельный осмотр. Понятно, что не одного его бросаете в музее, а идёте с ним, и там, где ему будет интересно, он останавливается. То есть не надо стараться за один раз обойти, допустим, весь музей сверху до низу.

- Или принципиально идти по каждой, каждой экспозиции.

- Да. То есть можно ходить несколько раз, часто. Сейчас дети ходят бесплатно в музей. Взрослые тоже не такие большие деньги за билеты отдают. Ходить по мере необходимости, всё равно в процессе знакомства с музеем появляются какие-то свои любимые места, экспонаты. То есть кому-то нравится смотреть на пушки и пистолеты, кому-то на вышивку, кому-то ещё что-то, на технику старую. И здесь, мне кажется, просто не пугать, не грузить, и своим примером поддерживать. Если вы чувствуете себя комфортно, то и ребёнок будет чувствовать себя комфортно, конечно.

- То есть привить можно любой вкус к искусству через музей только?

- Нет, конечно.

- А как? На секции различные водить?

- Развивать общую культурою, смотреть, есть же много журналов, интернет тот же самый.

- Ну, допустим, в городах, где нет музеев, нет галерей, как частных, так и государственных. В таких маленьких населённых пунктах, как там обходятся с этим делом? Выезжаете ли вы со своими специалистами?

- Раньше музей ездил. То есть были специальные передвижные даже и не то что выставки, а разные программы, когда специалисты наши ездили по школам и детским садам, может куда-то и в край. Сейчас пока этого нет, может быть, потому что… Ну я не скажу, что сейчас на это нет спроса активно, но тоже всё это проблема – транспорт, деньги и всё остальное. Но, опять же, смотрите, если вы живёте в населённом пункте, где нет музея, да, то, скорее всего, в этом населённом пункте есть интернет. С помощью интернета можно посетить любой музей мира практически.

- А, то есть, сейчас появились такие функции, да?

- Ну почему?

- 3Д-экскурсии, да?

- Почти у каждого музея есть сайт. У большинства музеев на нём, на этих сайтах выложены разные вот эти активные панорамы, да. Я не скажу, что это что-то сверхинтересное и нехорошее…

- Вы знаете, дорогие слушатели, мы за рамками эфира выяснили, что меня в раннем детстве по музеям совсем родители не водили, а вот Сергея Островского, моего гостя, водили. Да?

- Ну да. Вот не сказать, что прямо таскали, таскали, но…

- Но по собственному желанию вы ходили, да?

- Когда по собственному, когда не очень. Я вот попытаюсь объяснить, да, то есть раз мы начали разговаривать уже за эфиром.

- Да, так обычно и бывает.

- Когда где-то, может быть, в младшем школьном возрасте я просто достаточно хорошо помню, что я ходил в тот же самый краеведческий музей и галерею, которые были почти в одной комнате, да, раньше, ну, может быть, раз в неделю. То есть каждые выходные дед брал меня, малышню, в музей. Вход был, как и сейчас, не очень дорогой, да, и можно было что-то ходить смотреть. Я просто помню, что у меня были свои любимые какие-то точки в музее. Я любил ходить смотреть на них.

- То есть вам пример показывали, получается, дедушка, да, в вашем случае?

- Я думаю, что дедушка, я не помню, чтобы дедушка, допустим, меня подводил и тыкал: смотри вот на это, смотри на это.

- И понимай, понимай, понимай.

- Да. Я думаю, что просто он меня привёл и как сопровождающий ходил со мной. Если надо было что-то, то он объяснял. Если нет, я ходил просто и смотрел и, я думаю, что это хороший вариант – ходить и смотреть, ну и потом, конечно, обсуждать. Рекомендуется с точки зрения педагогики.

- Самое главное – это обсуждать.

- То есть, эта вся рефлексия, чтобы мы не впустую сходили, а что мы видели, что понравилось.

- Ну хорошо. А если родитель не согласен с мнением ребёнка: ну вот ты не понял то, что тут было нарисовано, то, что было изображено.

- Я думаю, что родители тоже имеют право на собственное мнение, да. Надо только, мне кажется, не давить на ребёнка в данном случае.

- То есть, если ребёнок понял это как-то иначе, то это здорово. Это нужно подчёркивать.

- Ну это точно неплохо, потому что сколько людей, столько и мнений, и у каждого мнение своё. Надо просто уметь выстроить диалог с ребёнком, а это, мне кажется, главная задача любого родителя, потому что у меня своё представление, у моего ребёнка своё представление. То есть давайте разберёмся, почему мы принимаем по-разному. То есть это повод для разговора. Мы мало говорим с детьми, да. Это все знают, мне кажется. То есть тут чудесная есть возможность обсудить, почему я увидел это, а ты увидел это. Может быть, не знаю. Вот как психолог бы сказал: «Это звоночек», да. Но, действительно, возможность поговорить и, мне кажется, найти какие-то интересные моменты, и те же специалисты рекомендуют это делать, потому что это возможность открыться для ребёнка, с другой стороны.

- У нас звонок, как сказали бы психологи. Алло, здравствуйте, вы в эфире. Как вас зовут?

- Меня зовут, меня зовут Галина. Я вот вас слушаю про детей, как им показывать. Я вам приведу свой пример. Когда ребёнку было года три, наверное, ну пришёл он из сада из младшей группы, из детского сада или из яслей. Пришёл и задаёт мне вопрос: «Мам, а почему у меня вот здесь вот всё зашито, а у девочек разрезано». А я говорю: «Саша, так ты же мальчик, а девочкам-то надо же потом детей рожать. А как они будут рожать, если у них там не разрезано?»

- То есть, ваш вопрос в чём?

- Вопросов нет.

- То есть, вы просто прокомментировали?

- Да

- То есть, вы считаете, что рано ходить ребятам.

- Пришли в детский сад…

- Галина, скажите, пожалуйста, то есть вы считаете, что ребёнку рано выводить в музей в три года?

- Вот смотрим мы все, смотрим «Аполлона Бельведерского». И народу, как всегда, много возле статуи, а он мне и говорит: «Мам, а у него тут писка дырка». Я говорю: «Так а как же, это вполне нормально».

- Галина, ну вы же…

- Ты посмотри, это же нормальная вполне скульптура. Художник должен всё отразить так, как оно есть на самом деле. Понял. Вопросов не было. На меня все посмотрели с таким удивлением. Я: «А что, тут это самое, ну, как говорится, в заблуждение-то его вводить?» Всё. Вопросов нет.

- Спасибо большое, спасибо!

- Спасибо!

- Ну да, вот, кстати.

- Вот этот пример адекватной родительской позиции.

- Да, да.

- То есть, не надо стесняться, просто надо объяснить ребёнку. То есть, вы, как мне кажется, лучше всего знаете, как сделать это, потому что это ваш ребенок, и вы ему объясните лучше. Ну понятно, что если вы его там не будете при этом бить…

- Что ты говоришь!

- Ну да.

- Это очень хороший комментарий, если бы вы мне…

- Дети непосредственные, у них вопросы возникают…

- Так, какие слова. Ну да.

- А что такого? Ничего страшного, мне кажется. То есть, если всех.

- Ну то есть, на самом деле опять вопрос, да, про современное искусство и классическое. В классическом тоже мы, действительно, совершенно забыли, есть полуголые статуи. То есть детям такое показывать можно?

- Почему нет.

- В музеях нет ограничений возрастных?

- Нет.

- В классических. В классическом искусстве?

- Нет.

- Ну а в краеведческом?

- Тоже нет.

- Ну а какие-нибудь были у вас случаи интересные с детьми, когда они задавали вопросы и вы, такие, входили... Пришлось искать ответ, консилиум собирать? Не было?

- Ну на моём опыте нет, наверное. То есть, я, честно говоря, больше если какое-то количество экскурсий водил, наверное, по Музею древностей в своё время, то есть там основной вопрос у детей был такой, наверное: может ли этот динозавр съесть этого мамонта? Или кто победит, если они будут, драться? Настоящие они или нет? То есть как так получается? Почему у костей такой цвет? То есть, ну вот всё, что есть.

- И всегда есть ответы на эти вопросы?

- Ну, мы готовимся.

- То есть вы знаете, что зададут дети?

- Нет.

- Ну бывало когда-нибудь, что вас прямо подкололи, задали такой каверзный вопросик, что вы... Вот это да! Вот это дети!

- Нет, это бывает. Не скажу, что очень часто, но бывает, потому что взгляды у всех свои, да, и маленький человек может увидеть то, чего не видит взрослый. Я просто не вспомню примеров, но, конечно, бывает.

- Ну вот скажите, пожалуйста, для детей, допустим, с ограниченными возможностями, слабовидящих есть ли в экскурсии сурдопереводчик? Сталкивались ли вы когда-нибудь, что экскурсии заказывали дети с ограниченными возможностями? Ну не могу я не поднять эту тему, потому что мы говорим абсолютно обо всех детках.

- Да, заказывают. И сейчас тоже музеи готовятся к этому, разрабатывают специальные программы, особенно для слабовидящих и для слабослышащих. Недавно вот галерея собирала специалистов, приглашала и все, скажем, большое количество музейных педагогов туда ходило на семинар, на обучение.

- Ну вот какие, например, нужно внести изменения?

- Здесь готовят специальные какие-то… есть, скажем так, места тактильные, да, если мы говорим о слабовидящих, специальные предметы, которые можно трогать, можно с ними что-то делать. Ну вот, опять же, маленький музей педагогического университета активно этим занимается. То есть они делают копии каких-то археологических предметов из... На принтере, да, что-то натуральное дают трогать. Сейчас музеи идут навстречу всем, скажем так, потому что это действительно надо.

- А вот сотрудничают музеи с детьми инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями? Ну, допустим, устраивают ли на работу? Не было такого?

- Ну пока нет.

- Пока нет.

- Я думаю, что если будет у кого-то желание, то, я думаю, что это всё обсуждаемо. То есть…

- Нет, ну просто вдруг возник вот такой вопрос.

- Примеров пока я не знаю.

- Опыта совместной работы пока не было?

- Ну вот чтобы так прямо работай, работай – нет.

- Ну а практики? Дети приходят на практику?

- Дети приходят. Студенты приходят на музейную практику, есть волонтёры, с которыми активно работают сейчас, и в галерее больше, и современное искусство. Я боюсь наврать, но были интересные примеры, что когда в качестве волонтёров звали совсем как небольших детей, не старших школьников, а младших и средних. То есть я вот боюсь обмануть, это может быть у нас было, но у нас-то современное искусство, если нет, то это, может, кто-то в Москве делал.

- А чем они занимаются?

- Тем же, что и волонтёры. То есть как-то помогают при организации выставок, при организации посетительских потоков. Но тут интересно то, что вот как раз младшие дети наиболее ответственные волонтёры, чем старшие.

- Да? А почему?

- Ну вот как-то так получается, что это важно, это же поручение, да. То есть, если старшие могут халатно отнестись…

- Опять же, это какие-то навыки развивает?

- Естественно, это и коммуникация, и общее мировоззрение, и, опять же, может быть, шаг к любви, к искусству.

- Да, да, да. Мы тут всё отвечаем на этот вопрос в течение всей программы. Ну давайте тогда последний. Всё-таки вернёмся к этому: как привить любовь к искусству ребёнку? Вы не знаете на этот вопрос ответ?

- На самом деле, у меня нет такого чёткого ответа.

- Вообще, порассуждать бы?

- Мне кажется, что даже если посмотреть на любовь вообще, да... То есть нельзя же заставить полюбить – ни человека, ничего. То есть должно прийти это откуда-то, не знаю, из сердца, из космоса, откуда-то ещё. Мне кажется, просто никакого насилия. Если есть интерес, да, он может перерасти в любовь, в увлечение, куда-то ещё. Если есть все условия для того, чтобы знакомство с искусством музея или с историей музея было комфортным, каким-то понятным, не страшным, то, я думаю, что и любовь придет. То есть, будет интересно и, опять же, дальше, дальше…

- Ну и родителям, опять же, нужно на своём примере показывать, демонстрировать это всё.

- Ну, в первую очередь, да. Мне кажется, идёт от родителей, потому что дети смотрят на родителей, копируют взрослых. Если я хожу и говорю, что всё это ерунда и это никому не нужно, то и ребёнок, скорее всего, так и будет думать до какого-то момента. Если его потом получится переубедить, то это хорошо. Если нет, он так и будет считать, что бесполезное это занятие.

- Не знаю, ответили ли мы на вопросы родителям, которые сейчас нас слушают, или будущим родителям, но мне стало более-менее яснее. Спасибо вам большое!

- Это очень хорошо!

- Сергей Островский у нас был в гостях. Это была программа «Взрослые и не подозревают». Спасибо за ваши звонки, дорогие радиослушатели, мы услышимся на следующей неделе. Всего доброго!

- До свидания!

____________________

Программа вышла в эфир 24 июня 2016 г.


Обсуждение
2942
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.