Верхний баннер
10:22 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Больше, чем Пермь

28.12.2017 | 15:24
"Больше, чем Пермь". Выпуск второй. Оханск

Дорога в Оханский район обычно состоит из двух этапов - по суше и по воде. Выезжаете из Перми по 57 трассе (около часа езды), потом  полчаса любуетесь видами Камы и её берегов с парома. Это экономный и красивый вариант. Мне пришлось ехать по трассе Е22 около двух часов. Предупреждаю - не гоните. На Е22 активно работает ГИБДД. В мою поездку, по дороге “туда”  я насчитала 4 (!) патруля. И 5 - во время обратной дороги. На трассе - следуйте указателям на Оханск. Шикарные виды Оханской природы начинаются сразу, как сворачиваете с трассы. Дорога достаточно удобная.

"Больше, чем Пермь". Выпуск второй. Оханск

Название Оханска произошло от слова охань, рыболовная сеть. Поселение было организовано как рыболовческое хозяйство в середине 17 века. И называлось красиво - рыбная слобода. Развитием оханских земель занимались Строгановы. Современный оханский район существует с 1923 года. Население - 18 тысяч человек. Подавляющая часть из них – русские, 94.4 процента, как написано в Википедии.

Перед поездкой в Оханск я пыталась узнать о городе и районе в онлайне. Увы, информация была очень лимитирована. Многие сайты сообщали, что достопримечательностей в Оханске нет. Не верьте, это неправда. В Оханск стоит съездить. В нём есть то, чего нет в других районах, убеждён глава Оханского района Дмитрий Байдин:

Дмитрий Байдин: У других районов нет метеорита, нет слона. У других районов нет картинной галереи в сельских районах, с живыми картинами.

Татьяна Хэйворт: Ну ваш слон-то трогонтериевый наделал шуму, конечно. И в крае, и в России, и за рубежом.

Дмитрий Байдин: Раскопки будут продолжаться. В этом году нашли порядка 50 образцов останков.

Пермский бард Константин Завалин даже посвятил этому слону песню:

Думали все, что это был мамонт,

Но главный учёный сказал,

Что это трогонтериевый слон, древний предок мамонта.

Этот слон был очень стар

Он устал и умер…

Раскопки трогонтериевого слона в Оханском районе массово освещались в прессе. Не каждый год, и даже десятилетие объявляются такие находки. В России их всего пять. Всё началось в 2010 году, когда оханские рыбаки обнаружили бивень на утёсе. Специалисты пермского краеведческого музея установили, что это не мамонт, как думали изначально, а его предок - трогонтериевый слон. Таких крупных скелетов, в плане наполняемости, учёные ещё не находили. Рядом со слоном обнаружен ещё один слон, женского рода и поменьше, плюс скелеты других животных того времени. Настоящим научным раем для палеонтологии оказался наш Оханский район.

Доступа к раскопкам для туристов нет. На месте захоронения древних животных летом работают палеонтологи. Зимой - доступа нет никому. Посмотреть на найденные кости древних животных и услышать историю раскопок - пожалуйте в пермский краеведческий музей. Главное, помните, трогонтериевый слон был найден в Оханском районе!

Из песни Константина Завалина:

Где же он? Где же он,

Трогонтериевый слон?

Берег Камы, лютый склон,

Оханский район!

Основные места культурного досуга в Оханске - краеведческий музей и галерея. Находятся в одном квартале. Если припарковаться в центре, то легко дойти пешком. Заодно исторические улочки посмотрите.

Дмитрий Байдин: Изначально Оханск строился как купеческий город. Многие строения и здания - двухэтажные. На первом этаже располагались лавки, магазины, а на втором этаже жили сами купцы. Что, в принципе, очень практично. Для того времени и для сегодня.

Татьяна Хэйворт: Вот это очень красиво. Торговая лавка. Такое старое-старое здание.

Дмитрий Байдин: Да. И оно уже отремонтировано. Есть идея как эту улицу сделать. Каждый дом привести в такой порядок, как торговая лавка, для того, чтобы можно было любоваться.

Оханский краеведческий музей. Кирова, 31. С конца 18 века Оханск был одной из станций Казанского тракта. За год через Оханск проходили 18 тыс каторжан. Оханцы до сих пор находят на огородах следы того времени, и приносят находки в музей.

Директор музея, Валентина Николаевна Плешкова, пояснила:

Валентина Плешкова: Это настоящие кандалы. Многие экспонаты к нам пришли от людей. Да не многие, а практически все. Это один человек принёс и это ручные кандалы. А это ножные. То есть между ними была цепь и вот так вот люди шли. С той же Москвы и до Сибири. Они шагали, шагали, шагали…

Татьяна Хэйворт: Я вижу фотографии княгини Волконской, Достоевского..

Валентина Плешкова: Они все здесь проходили. Все здесь были.

Дмитрий Байдин: В ссылку в Сибирь гнали их по Казанскому тракту. И Чернышевский, и Достоевский.

Татьяна Хэйворт: Вы это предполагаете, что они именно здесь….

Дмитрий Байдин: Нет, нет, это исторические сведения. Есть документы.

Валентина Плешкова: Волконская даже писала в своём дневничке про Оханск, когда ехала. О том, что она здесь останавливалась. Также как и Радищев. Он очень удивился, что крестьяне Оханского уезда едят траву. Трава это называется пистики. И добавил - “В связи с великой бедностью”.

Татьяна Хэйворт: Сейчас мы не бедные, но пистики любят все.

Как раз перед визитом в музей я  интересовалась, а есть ли в Оханске аутентичкая кухня. Сказали, что нет. Но те же пистики запросто могут стать не только едой в оханских кафе, но и частью исторического экскурса.

Татьяна Хэйворт: А подаются ли пистики в Оханских кафе?

Дмитрий Байдин: Нет.

Валентина Плешкова: Нет.

Татьяна Хэйворт: Вот это, по-моему, нужно срочно исправлять.

Есть ещё одно русское блюдо, любимое многими, что может представлять оханскую кухню.

Валентина Плешкова - Получалось так, что отдых был очень маленький, даже не было времени развести костёр. В котелок наливали квас. В квас бросалось всё, что там было, вплоть до хлебного мякиша. Заливалось это всё молоком, если оно было. Ну и получалась окрошка - бурлацкая еда. Её не надо было варить, в чём её прелесть.

Татьяна Хэйворт - Вот на фотографии бурлаки. Даже бурлачки.

Валентина Плешкова - Бурлачки. Посмотрите внимательно. На груди у них лямка. То есть тянуть лямку, делать тяжёлую работу это выражение тоже от бурлаков пришло.

Татьяна Хэйворт - Какая депрессивная фотография. Как тяжело было… Вот сейчас, когда мы говорим о нашей нелёгкой жизни, стоит посмотреть на такие фотографии.

Валентина Плешкова - Да.

Билет в музей стоит 50 рублей для местных жителей, и 100 для приезжих. Паспорт с пропиской никто не проверяет. Здесь полностью полагаются на честность туристов. Очень рекомендую экскурсию. Без детального рассказа экскурсовода вы просто посмотрите на огромное количество старых интересных вещей. Это в любом случае интересно, но детали за каждым экспонатом - то, что делает музей уникальным.

Татьяна Хэйворт: А это что? Умывальничек?

Валентина Плешкова: Нет. Это существовало до умывальника и называлось рыльник. Что было, то и мыли.

Татьяна Хэйворт: Это оханский рыльник?

Валентина Плешкова: Он везде был рыльником!!! Не только в Оханске (Смех).

По времени рассчитывайте провести в музее часа полтора. Вам могут предложить продолжить экскурсию на улице. Соглашайтесь.

Валентина Плешкова: У меня есть разработанная экскурсия. Называется - Оханск Купеческий. Я вожу людей по тем местам, где когда-то были лавочки. До революции. Рассказываю, что там продавалось, что можно было купить.

Татьяна Хэйворт: А зимой тоже такая экскурсия проводится?

Валентина Плешкова: Да пожалуйста! Если вы не боитесь холодов.

Татьяна Хэйворт: Я боюсь, но некоторые туристы у нас очень морозоустойчивые.

Особый наплыв туристов ожидается после Рождества. С 7 по 19 в музее святочные гадания. Говорят, что всё по-честному. С обязательным исполнением.

Дмитрий Байдин: Кто хочет выйти замуж - в Оханск! На гадания! (смеётся)

Валентина Плешкова: Да если бы замуж! Вы узнаете как год проживёте! Человек может всё конкретно узнать, например, “не меняйте работу”

Татьяна Хэйворт: Говорите телефон, по которому можно записаться.

Валентина Плешкова: 3 27 42

Татьяна Хэйворт: 3 27 42.

Обязательно посетите в Оханске музей Детского дома. Это музей памяти с уникальными историями. В 1908 году в Оханске открылся приют для детей, а в 23 году целый детский городок - 12 детских домов, дети репрессированных и погибших на гражданской войне. Население Оханска в то время  было 8 тыс человек, в детском городке - 1 тысяча сирот. Экскурсию по музею провёл бывший директор детского дома Леонид Андреевич Калугин:

Леонид  Калугин: Вы смотрели “В бой идут одни старики?”

Татьяна Хэйворт: Да.

Леонид  Калугин: Вот воспитанник Шардаков - прототип Маэстро. Документально доказано.

Расскажут вам в музее и трогательную историю о любви.

Леонид Калугин: 43 год. Деревня в Смоленской области. Наша армия наступает. Наши войска заходят в деревню. Сержант Моисеев в избу зашёл, смотрит, а под кроватью то ли кукла, то ли кто-то пищит. Он вытащил. Оказалась девочка. Он вышел на улицу, март месяц, солнце светит. Котелок достал и кашей стал кормить. Шёл мимо корреспондент «Известий». И сфотографировал.

А в 60-х корреспондент решил найти героев своей фотографии. Опубликованное фото увидел сын сержанта Моисеева, Саша. А девочка оказалась воспитанницей детского дома в Оханске, назвали её Валентиной в честь спасителя-сержанта, а фамилию дали Жукова, в честь маршала и по имени коммуны, где воспитывалась девочка. На её поиски ушли годы.

Леонид Калугин: Организовали встречу. Короче, кончилось тем, что они поженились. Сын сержанта и она. Жили в Донецке. Письма были, но когда заваруха началась, я написал два письма, пока ответа нет.

Воспитанник детского дома - советский учёный Павел Ощепков. Он изобрёл систему радиообнаружения самолётов «Электровизор». Благодаря этим системам велась противоздушная оборона крупных городов во время Великой Отечественной.

Леонид Калугин: Ему было 12 лет. Его на пристани выловили. Беспризорник был. Шесть лет куролесил, ездил везде. Родители умерли. Его выловили в 20-м году. В 12 лет он не читать, не писать не умел. В коммуну нашу попал, вот его воспитательница первая.

Татьяна Хэйворт: Это коммуна, которая как у Макаренко?

Леонид  Калугин: Да, имени Третьего Интернационала.

Учёба экстерном, аресты, шарашкины конторы, споры с Берией на повышенных тонах, о всех деталях жизни учёного вам расскажут в оханском музее.

Леонид Калугин: Когда в 43 году, в Саратове, его выводят из тюрьмы под ручки, одевают в цивильный костюм... Он думал, на расстрел его везут, на Лубянку. К Берии. А Берия искал учёных, атомное оружие изобретать надо было. И давай он его убеждать “Давай, говорит, в наш коллектив” А он (Ощепков) сказал “Нет. Четыре часа орали друг на дружку, топали ногами. Но я не согласился. Оружие атомное – это смерть”.

Есть в Оханске и своя галерея. Явление нечастое для районного города. Представлены картины Павла Шардакова. Может, вы его не знаете, но его работы вам прекрасно известны. Панно с космонавтом на торце здания на Компросе, памятная стена в района танка на Сибирской - это его творения. В оханской галерее представлены картины в зверином стиле, пейзажи родного Оханского района, портреты. Есть и особенные портреты.

 

Поделилась со мной Елена Николаевна Болотова, сотрудник галереи:

Елена Болотова: Автопортрет художника на фоне пермского звериного стиля. Это не просто значимая картина. Экстрасенсы бывали, смотрели эти картины и именно по этой картине у нас очень много отзывов. Можно заряжаться от этой картины, конкретно от этого взгляда.

 

О мистической жизни современного Оханска… Как оказалось, у них там есть привидения…

Елена Болотова: У нас в городе есть дома с привидениями.

Татьяна Хэйворт: Дмитрий Владимирович (обращается к главе района), Вы знаете истории с привидениями?

Дмитрий Байдин: Это одна из сторон жизни Оханска. Я думаю, это надо уважать, к этому надо относиться по-хорошему. И эти истории, я думаю, надо записывать и рассказывать.

Пока разглядывала картины, мои спутники, глава района и директор творческого центра, увлечённо собирали оханский пазл.

Татьяна Хэйворт: Поясните, пожалуйста, чем вы здесь занимаетесь?

Дмитрий Байдин: Мы собираем слона из фанеры (смеётся) Из головоломки. Наверное, это будет бренд Оханского района.

Да, трогонтериевый слон становится крупным брендом района. С сувенирами в Пермском крае пока не очень хорошо… о чём я пассионарно говорю, когда меня посылают покупать очередные каменные поделки вместо уникальных сувениров. А этот слоник может получиться интересным сувениром.

Ещё во время моей поездки в Нытвенский район усвоила, что, когда я говорю с главой о культурных точках города и района, разговор постоянно сводится к делам житейским. Благоустройству, дорогам, быту…

Татьяна Хэйворт: Вы знаете, эти передачи задуманы как туристические. Как бы мы не старались, мы всё равно переходим всегда на проблемы благоустройства, на политику. Это настолько связано в последнее время?

Дмитрий Байдин: Благоустройство – это всё же не политика, а комфортное проживание жителей. Я думаю, все жители хотят иметь хорошие дороги, хорошие тротуары, качественные водопроводы и газ в каждом доме. Над этим мы работаем. Есть понимание того, что в любом районе должен быть один хозяин. Я уже говорил о том, чтоб не футболили решение проблемы от одного уровня на другой, от района на поселение и наоборот. Решение проблем должно быть в одном месте. Тогда будет и консолидация финансовых средств, новые возможности за счёт концентрирования финансов в одном месте. Максим Геннадьевич постоянно об этом говорит нам.

Пояснил глава Оханского района Дмитрий Байдин, провожая меня по оханскому скрипучему снегу.

Татьяна Хэйворт: Такая музыка весёлая на улице…

Дмитрий Байдин: У нас радио рабоает, в культурно-административном центре Оханска такое новшество уже второй год.

Татьяна Хэйворт: Слушайте, это здорово!

С вами была Татьяна Хэйворт.

В программе использовалась песня Вячеслава Малежика “Снится мне деревня” и Константина Завалина "Трогонтериевый слон". Благодарим администрацию Оханского района за помощь в создание передачи.


Обсуждение
4899
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.