«Есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты, чтобы воздушное движение по Пермскому краю было относительно свободное», - Владимир Большаков
Ведущий: Владимир Соколов
Гость: Владимир Большаков, генеральный директор ВМБ «Авиа Группа»
- Владимир Сергеевич, скажите, что такое ВМБ?
- Аббревиатура ВМБ расшифровывается как Владимир и Михаил Большаковы.
- Вот как.
- Да.
- Хорошо. Тема нашего сегодняшнего эфира – это ваш продукт, я так понял, что это семейный самолет.
- Да это семейный самолет.
- Как он называется?
- Он называется ВМБ-59 «Арктур».
- Он сделан на базе канадской модели, насколько я понимаю, она уже обкатана, это автомобиль с крыльями, по большому счету?
- Это не совсем автомобиль, это все-таки самолет.
-Но мест там столько же.
- Мест столько же, 4 места.
- Расскажите об этом самолете, что это за модель такая?
- Самолет был спроектирован на базе самолета быстрой сборки, разработчик Крис Хайнц, это канадский конструктор, бывший летчик. Таких его разработок много, есть 6 его разработок, которые летают во всем мире. Основная цель разработки конструктора была такая, чтобы этот самолет мог сделать любой желающий в своем гараже.
- Мне как раз интересно, где вы будете их делать?
- Мы уже их делаем, первый экземпляр прошел летные испытания.
- У вас есть гараж, в котором вы их собираете?
- Да у нас есть гаражный кооператив, в котором построен серьезный ангар для строительства примерно трех воздушных судов и плюс несколько боксов для механических работ, там стоят фрезерные станочки, там стоят токарные станочки.
- Это у вас семейный бизнес. Вы увидели эту модель, решили ее выпускать, а почему именно эту модель? Что он может, этот самолет?
- Самолет как таковой – это средство передвижения в первую очередь.
- Это не роскошь, это средство передвижения.
- Да. Машина, которая открывает горизонты свободы человека
- Вспоминаются книги Ричарда Баха, совершенно влюбленного на всю голову в небо. Вы себя относите к таким же людям, насколько я понимаю?
- Да, да.
- Где ваш самолет может летать?
- Что такое семейный самолет. Крис Хайнц разрабатывал этот самолет в связи с тем, что очень культ семьи развит в Канаде, в США. В связи с этим было предусмотрено 4 человека, это двое взрослых и двое детей. Передвижение, семейный отдых это прерогатива западных семей. У нас немножко скошено это направление, папа уезжает в одном направлении, мама с детьми в другом направлении, зачастую. Но вот есть предложение такое, чтобы семейно отдыхать вместе.
- Есть предложение не отдыхать друг от друга, а отдыхать все-таки вместе.
- Да.
- Дорогая, у нас есть самолет, полетели все вместе. Например, мы решили полететь за грибами на север области. Хорошо, тут я худо-бедно взлетел, а как я там приземлюсь?
- Нет, не худо-бедно, характеристики таковы, что разбег у него 120-150 м, при полной загрузке до 200 м. Просто нужна полянка. С воздуха учат определять эти поляны в учебных центрах. Нужна просто ровная поверхность.
- А как я узнаю с воздуха, ровная она или нет?
- А вот этому учат в учебном центре.
- Он работает на чем?
- Самолет цельнометаллический, у него автомобильный двигатель. Но уже нельзя сказать, что это автомобильный двигатель, это двигатель с бывшего автомобиля, который адаптирован под авиационный. Оттуда снято все лишнее, что требуется автомобилю, он немножко усилен по оборотам, и на нем стоит скоростной компьютер, компьютер контролирует двигатель по 18 параметрам. Я не буду вдаваться глубоко в технические характеристики. Двигатель работает пока исключительно, вот сегодня он проработал 18 часов на таких жестких режимах, и, в общем-то, он позволяет и дальше работать.
- Непрерывных 18 часов?
- Нет, в общей сложности. Есть формуляр двигателя, есть формуляр самолета, который заполняется после каждого полета.
- Этому тоже всему можно научиться.
-Да.
- Купил я ваш самолет, кстати, сколько я выложил при этом?
- 3 млн. 800 тысяч.
- Это цена хорошего автомобиля. Я могу туда загрузить жену, двоих детей и 100 кг груза. То есть, по грибы вполне можно слетать.
- Да.
- Во сколько мне обойдется полет в Кудымкар? У него почасовой расход?
- Да.
- Скорость?
- 250 км/ч это крейсерская скорость.
- До Кудымкара у нас получается…
- 300 км где-то.
- Ну, 1,5 часа.
- 1,5 часа – это обойдется в 9-10 тысяч рублей.
- 10 тысяч рублей я потрачу, чтобы туда и обратно слетать?
- Нет, нет. Ситуация такая, 10 тысяч рублей, если вы арендуете этот самолет.
- Нет, нет, я купил.
- А, купил – тогда топливо часовой расход 20 литров в час 95-о бензина и практически все.
- То есть, 50 литров топлива израсходовал.
- Да.
- А дальность полета?
- 1,5 тысячи км.
- Это интересно.
- Это запас по топливу.
-Вы предполагает его в частное пользование продавать или как машинку для бизнеса? Для экскурсий, еще для чего-то?
- Эта машина и в частное пользование, и для бизнеса, и для МЧС, и для авиационной медицины, для контроля за лесами. Функций у авиации множество. И у машины этой тоже множество.
- И эта ниша у нас не занята?
- Она свободна.
- У нас до этого были кукурузники АН-2.
- Да.
- Им можно ставить памятник, их сейчас нет практически.
- Я надеюсь поставить памятник АН-2 около авиационного техникума, но это все пока фантазии.
- Это планы, отличные планы. Машинка такая заслуженная. И ничего не пришло на смену, вы полагаете, что эта ниша свободная, и вы ее займете?
- Не совсем так. На смену АН-2 скорее всего придет самолет 9-местный, называется «Рысачок». Разработка Самары, самолет местных воздушных линий.
- Это чисто их разработка? Или прототип был?
- Нет, это чисто их разработка.
- В отличие от вашей, у вас все-таки был прототип
- Да. Но нам надо с чего-то начинать, мы взяли пока разработанную модель.
- Этот самолет нужен МЧС, нужен для экскурсий, нужен медицине. Вы как-то работаете в этом направлении? У вас уже есть потенциальные клиенты какие-то?
- Потенциальных клиентов нет среди бюджетных организаций, МЧС, медицина, но есть потенциальные клиенты среди частных организаций.
- Уже есть. Владимир, скажите, неужели так просто вы решили сделать самолет, взяли гараж, взяли образец, и делаете. Разрешение, лицензии, допуски и все такое, мне казалось, что все это непреодолимые дебри какие-то
- Немножко не так. Во-первых, не гараж, а специально построенный ангар для производства воздушных судов. Просто была территория гаражного кооператива, которую по решению общего собрания нам отдали, и мы там построили достаточно большой и емкий ангар. Строительство самолетов, как таковых, в настоящее время не представляет никаких трудностей, единственное, нужно желание, нужен материал. Материал у нас полностью российский, у нас его в миллионном городе Перми можно купить свободно.
- Двигатель тоже можно купить?
- Думаю, что в сервисных центрах вам предложат любые двигатели.
- Он российский?
- Нет, двигатель стоит японский.
- Это хорошо, вы меня сейчас успокоили.
- Все остальное практически российское. Единственное, отвлекусь, это приборы. Дело в том, что Российская Федерация уже не выпускает стрелочные приборы, предприятия выпускают только цифровые приборы на базе компьютеров
- Стрелочные приборы, это кружочек, со шкалой, где стрелочка.
- Да, это обыкновенный будильник.
- Это вы тоже закупаете. А лицензии какие-то разрешения. Хорошо, я куплю у вас самолет, но я должен верить в то, что он соответствует всем требованиям безопасности, и прочего. Это все у вас присутствует?
- Да, дело в том, что мы собираем самолеты как воздушные суда единичного экземпляра. После того, как собран самолет в Росавиацию посылают все документы. Первое, все материалы, из которых собран самолет. Заявление на присвоение регистрационного номера в госреестре воздушных судов. После проверки качества материалов, присваивается номер бортовой воздушного судна. Если на воздушном судне присутствует радиостанция, то определенное заявление, разрешение на использование радиостанции.
- А она присутствует?
- Да. И следующее свидетельство, это свидетельство о владельце воздушного судна, что вам принадлежит самолет с таким-то номером, с такой-то радиостанцией.
- Теперь, предположим, я хочу купить у вас самолет. Что мне надо для того, чтобы на нем летать, а не показывать друзьям, что здесь у меня катер, здесь гидроцикл, а здесь самолет с вертолетом. А я хочу летать.
- Для этого вам нужно пройти обучение в определенном сертификационном центре.
- Он у нас есть в Перми?
- В Перми его, к сожалению, нет. Я думаю, что здесь вы можете просто пройти теоретическую подготовку, налетать на частных самолетах с инструкторами, которые у нас есть в школе ДОСААФ.
- Лицензированные инструкторы?
- Да. Налетать 40 часов, вам выдадут летную книжку, после этого вы едете сдавать экзамен в Екатеринбург или в Казань.
- Это получается как экстерном. У меня есть подготовка, я приехал, сдал экзамен. Получил что?
- Получил лицензию пилота.
- И могу пилотировать.
-Да.
- Там тоже категории, как у водителей?
- Да, есть пилот-любитель, есть пилот-профессионал. И выше.
- Для того, чтобы возить семью, мне достаточно быть пилотом-любителем. Чтобы использовать его в коммерческих целях?
- Этот самолет невозможно использовать в коммерческих целях.
- Подождите, я решил возить людей на рыбалку за деньги, на север области. Это будет коммерческая цель
- Нет. Дело в том, что у нас авиация местного назначения запрещает использовать данные воздушные суда в коммерческих целях. Вы можете отвезти группу товарищей на рыбалку.
- Но не могу давать объявление «Эх, прокачу»?
- Можете, но вы можете брать деньги строго по себестоимости. Это зарплата пилота, плюс бензин, плюс амортизация самолета. Прибыли вы не можете извлекать из этих полетов. Это законодательство.
- Подождите, это тонкое место, мне кажется. Его как-то можно обойти?
- Нет, если честно, по закону работать, только таким образом. Единственное, вы можете поставить цифру зарплаты…
- Давайте мы сейчас не будем подсказывать схемы обхода наших законов, они придумываются элементарно. Хорошо, я не могу его использовать в коммерческих целях, я либо сам езжу, либо я медицинское учреждение я купил самолет. Какое-то дополнительное оборудование вы можете ставить, если он используется медучреждением или пожарными.
- Эти самолеты могут использоваться для разных назначений. Например, аэрофотосъемка. Мы вместо задних сидений можем ставить практически оборудование.
- Вы поставите все это сами, включив это в себестоимость самолета.
- Да.
- А медицинское учреждение?
- Это специальные медицинские аптечки, которые с большим объемом препаратов ставятся на заднее сидение.
- Какие-то приборы.
- Конечно.
- Сколько времени у вас уходит на изготовление одного самолета без всяких опций.
- Мы посчитали, первый самолет был изготовлен за 2 года. 2 года – это небольшой срок для изготовления данного самолета. В связи с тем, что вместе с производством данного самолета мы готовили серийное производство. Оборудование определенное изготавливали, изготавливали оснастку, поэтому 2 года ушло. А сейчас мы можем изготавливать самолет за 4 месяца.
- Это уже окупается тогда. То есть, вы вышли на серию, что вас держит сейчас?
- Нас держит единственное, это маленькое финансирование. На сегодняшний день наше предприятие работает только за зарплату меня и моей жены.
- А денежки-то ваши.
- Да.
- А вы не пробовали взять привлечь под это дело какие-то инвестиции?
- Да, мы сейчас ищем инвесторов, находилось несколько инвесторов с инвестиционными программами, мы обращались к калининградским инвесторам, но все-таки срок окупаемости получается где-то 2-3 года, с риском, 5 лет. Но это средний срок, нормальный срок. Единственное, что наши инвесторы не идут на это, потому что проще получить прибыль в короткие сроки, этого хочется. Неизвестно, что будет чрез 2-3 года в нашей стране.
- Наши суровые российские реалии. Эта ниша сейчас свободная, к вам не идут инвесторы, вы не думаете, что все это неспроста? Вы не думаете, что кто-то уже пробовал, что кто-то уже пытался, разорился на этом? Что вы не изобрели сейчас ничего нового? Почему эта ниша свободная? Я думаю, что не бывают такие грибные места свободными?
- Такие самолеты крупным предприятиям невыгодно делать. С них оборот и объем не очень большой. И окупить все предприятие с такими самолетами невозможно. Такие самолеты во всем мире изготавливают маленькие предприятие, семейные предприятия по 20, 30, 40, 50 штук в год. Дело в том, что у нас самолеты изготавливают, изготавливают неплохими партиями, под заказ, единственное, что у нас просторы очень большие и эти просторы не видны. Таганрогское предприятие одно изготавливает СП-30, СП-36. Такие двухместные самолеты, оно уже больше 120 самолетов на сегодняшний день изготовило и продало.
- В Пермском крае вы первые?
- Да, в Пермском крае я первый.
- 3 млн. 800 тысяч стоимость четырехместной машины плюс 100 кг груза. Вы говорите, что у вас еще есть двухместные машины?
-Да. Есть еще в проекте двухместная машина, учебно-тренировочный самолет.
- Плюс сколько груза туда?
- Я думаю, что еще одного человека можно посадить.
- Он стоит?
- 1 млн. 800 тысяч.
- Давайте сравним с западными аналогами?
- Это несравнимо. По цене сразу скажу, ближайший современный самолет, только что сделанный, в районе 12 млн.
- Точно такой же?
- Да.
- В 3 с лишним раза.
- Да, конечно, «Cessna», поддержанную в районе 70-х годов выпуска, которая наработала уже достаточно большое число часов в воздухе, можно купить за 3 млн. в принципе. Но ресурс уже маленький, конечно.
- Понятно. У вас есть двухместный самолет, вы говорите, это учебно-тренировочный.
- Да, он предполагается для обучения летно-технического персонала.
- Этих точно малая партия будет?
- Не факт. Дело в том, что такие самолеты очень хорошо применяются для сельхозработ. На юге нашей страны такие самолеты опыляют поля.
- Сельхозработы. Я представляю себе кукурузник, у которого в крыльях дырочки, из которых льется жидкость?
- Так оно и есть. Причем, один такой самолет заменяет 20 тракторов Т-150 для опыления полей.
- А их еще и тракторами опыляют, простите?
- (смеются) Да, их еще и тракторами опыляют.
- Вы говорите, 1 самолет за 4 месяца. Вы можете делать 3 самолета в год. Модельный ряд расширять, объем производства, что у вас в планах?
- Давайте я расскажу о планах моей жизни.
- Кроме памятника кукурузнику.
- Да, да. Сегодня мне 55 лет.
- Все только начинается.
- Да, есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты достаточно много. По Пермскому краю чтобы было воздушное движение относительно свободное. И еще интересная есть тема, это экранопланы.
- Это штуки, которые летают над водой.
- Да, штуки, которые летают над водой.
- Расскажите кратко, что это.
- Экраноплан – это промежуточное состояние между лодкой и самолетом, которое поднимается при помощи определенных движителей, поднимается над водой на расстояние полметра, и летит за счет этого экрана.
- Подушки.
- Это не подушка, это и называется экран.
-Там у нас создается область плотного воздуха.
- Да, и скорость движения 100-150 км/ч.
- А если шторм?
- Это сложнее.
- Если мост, если рыбак на лодке?
- Знаете, как ни странно, через ГЭС нашу, у которой перепад воды 12 м, можно сделать определенный мостик и экраноплан будет перелетать
- Я читал когда-то про эти штуки, их в советское время делали
- Да, это «Каспийский монстр», это «Орленок», почему-то это все заглохло.
- Они слишком часто падали
- Нет, не так немножко. Дело в том, что, во-первых, это военные были машины, которые предназначались для ликвидации авианосцев США.
- А разведка армейская США снимала их с воздуха и очень удивлялась, что это за штуковины, еще и летают. И все-таки их не стали развивать?
- Дело в том, что они очень энергоемкие, нужны двигатели для них энергоемкие для больших экранопланов. Но семейные 5, 7, 10 мест можно использовать для народного хозяйства. И для семьи и для людей, вполне возможно. И сейчас в Самаре изготавливаются такие экранопланы.
- Используются?
- Да. Летают на них.
- И не бьются, не тонут?
- Нет, нет.
- Я так понимаю, что у него есть ограничения большие. Допустим, если ветер?
- По волне есть ограничение у него, по-моему, с 4 баллов начинается ограничение по волне. Но на реках наших этого достаточно.
- Вы хотите делать экранопланы?
- Да и у меня товарищ сделал уже экраноплан, но в США.
- Это не считается.
- Не считается.
- Я читал, они могут перепрыгивать препятствия. Были такие экранопланы. Что вы планируете? Сделать то, что уже обкатано или что-то новое привнести. Разработки. Вы пользуетесь чьими-то разработками, у нас же много местных Кулибиных.
- Вы знаете, чужими разработками обязательно нужно пользоваться, чтобы не изобретать велосипед. Нужно пользоваться другими разработками и добавлять новинки свои. И в результате получать новые преимущества.
- Но на каждую новинку надо лицензии, сертификаты.
- Сертификация самолетов и экранопланов как таковой нет. В будущем можно наше производство превратить в сертификат типа. То есть, не единичное воздушное судно, а уже типовой проект воздушных судов. Есть желание огромное сделать свое конструкторское бюро по изготовлению самолетов.
- Хорошее желание.
- Есть огромное желание применять в изготовлении двигателей, не только применять японские двигатели, а свои, 3D-принтеры.
- На 3D-принтерах делать двигатели?
- Да.
- Это возможно уже?
- Да.
- Теоретически или практически?
- Практически уже возможно, фирма «General Electric» уже изготовляет лопатки для авиационных двигателей на 3D-принтерах.
- Но я так понимаю, что вам нужны инвестиции.
- Да, 1 3D-принртер стоит 40 млн. рублей.
- Ох, ты как. Для того, чтобы привлечь инвестиции, вам надо показать свою эффективность
- Конечно.
- И каким образом вы планируете показать свою эффективность, потому что одно дело идея, а второе готовый бизнес, требующий развития
- Я скажу, что самолет сейчас первый стоит во Фролах, он прошел все летные испытания, он показал хорошие результаты. На сегодняшний день мы написали письмо председателю правительства Пермского края с предложением открытия учебно-тренировочного центра по подготовке летчиков авиации общего назначения в Пермском крае. Письмо рассматривается, я знаю, что сейчас есть предложение от министерства культуры, есть предложение от министерства образования. Это письмо подписал я, как руководитель предприятия, директор авиационного техникума, и зам руководителя предприятия по кадрам Пермского моторного завода
- Хорошо работаете. Так и надо, как можно в больших местах о себе заявить. Я забыл спросить, чтобы полететь, есть у меня право управления, есть самолет, я прежде чем вылететь должен с кем-то что-то согласовывать? Коридор воздушный?
- С 2010 года у нас поделили все воздушное пространство на 3 зоны. Это зона А, зона C и зона G, мы летаем в зоне C, зоне G. Зона G неконтролируемое пространство, там можно летать свободно, никому не заявляясь.
- Это не выше чего?
- Вообще-то говоря, летать можно, так как такие самолеты не герметичны, поэтому летать можно не выше 4000 м.
- Там уже просто дышать нечем
- Да. А зона А начинается с 8000 м, это уже для больших судов. Зона С – это зона вокруг крупного аэродрома радиусов от 30 до 50 км. В зависимости от аэродрома, это контролируемое пространство, там только с разрешения диспетчера. Зона G у нас начинается с ГЭС, от Савино и дальше в сторону Хохловки, Ильинского.
- Скажите теперь, где вас найти? Где можно увидеть ваш самолет, потрогать, прокатиться?
- Самолет можно увидеть во Фролах, он стоит на стоянке аэродрома Фролово. У нас есть сайт, www.vmb-aviagroup.com. Сайт еще в разработке, у него первый такой облик. Думаю? что он изменится.
- Пока что визитка, но контакты там есть, вам можно звонить, с вами можно разговаривать.
- Да.
- Если кто-то после эфира не знает, куда вложить свои денежки, можно обратить внимание на этот проект, проект интересный.
- Да. С удовольствием.