Верхний баннер
05:21 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:24, 22 октября 2014
Автор: Нина Соловей

"Очень многие родители ленивы, не любопытны и не понимают, что с ребенком надо ходить в театр хотя бы раз в месяц", - Татьяна Тихоновец о фестивале «АртКаникулы»

Ведущий: Нина Соловей.

Гость: Татьяна Тихоновец, программный директор фестиваля «АртКаникулы».

- С 1 по 9 ноября в дни школьных каникул в нашем городе при поддержке министерства культуры Пермского края пройдет большой фестиваль, который так и называется «АртКаникулы». О том, что составит программу фестиваля, почему те или иные спектакли попали в афишу, а какие не заслужили права быть в ней, нам расскажет театральный критик, арт-директор фестиваля «АртКаникулы» Татьяна Тихоновец.

- Добрый день.

- Татьяна Николаевна, чем вы руководствовались, когда к вам поступило предложение собрать программу фестиваля и вам пришлось выбирать тот или иной спектакль для афиши? Кроме того, что это должен быть спектакль для детей и юношества?

"Очень многие родители  ленивы, не любопытны и не понимают, что с ребенком надо ходить в театр хотя бы раз в месяц", - Татьяна Тихоновец о фестивале «АртКаникулы»
"Очень многие родители ленивы, не любопытны и не понимают, что с ребенком надо ходить в театр хотя бы раз в месяц", - Татьяна Тихоновец о фестивале «АртКаникулы»
- Я впервые оказалась в роли программного директора. Я впервые собирала фестиваль, но так вышло, что я была вынуждена начать этим заниматься. Поначалу у меня не было никакой концепции, я понимала, что надо собрать фестиваль. Мой выбор должен был зависеть от того, что я придумаю. Это мог быть фестиваль только для детей, для подростков и юношества, но поскольку все это по совету Михаил Юрьевича Скоморохова должно было проходить в дни школьных каникул, которые не только школьные, но в какой-то мере и студенческие каникулы и ноябрьские праздники, стало понятно, что нужно делать широкий возрастной разбег. У меня была идея начать со спектакля для самых маленьких, 0+. У меня был такой спектакль, но оказалось, что довольно сложно собрать всех этих людей. Спектакль идет 25 минут, привозить их самолетом на 25 минут – мы отказались от этой идеи. Это фестиваль, на котором найдут свои радости дети 4-5-летнего возраста, подростки 12-13-14 лет, вполне взрослые молодые люди, которых не должно оскорблять и обижать, что фестиваль называется для детей и юношества.

- И для родителей в том числе.

- Конечно, совершенно взрослые молодые люди могут пойти на некоторые из этих спектаклей. Принцип у меня был один, я хотела собрать хорошие спектакли. Некоторые из них просто очень проверенные. Например, не случайно в афише есть два спектакля из Кемерово. Вроде бы не такая это театральная столица, а вот там есть замечательный театр для детей и молодежи и несколько лет назад они начали очень успешное шествие по фестивалям. У них работает замечательная команда под руководством Ирины Латынниковой, которая воспитала просто замечательную театральную команду. От них будет спектакль «Волшебное кольцо», которое я уговорила их привезти, потому что в это время они с другим спектаклем будут на «Большой перемене» в Москве. Они из Москвы полетят со спектаклем «Что случилось с крокодилом?» (чудесный спектакль и я скажу о нем два слова). А часть команды поедет поездом из Кемерово в Пермь, чтобы воссоединиться с той командой, которая прилетит из Москвы и покажет «Крокодила» и покажет «Волшебное кольцо». Спектакль по сказке Бориса Шергина – это спектакль, который в прошлом году получил гран-при театральной детской премии «Арлекин».

- Одна из престижнейших премий.

- Это как «Золотая маска» для взрослых спектаклей. «Арлекин» - театральная национальная премия для детских.

- Там есть какое-то новое оригинальное режиссерское решение? Известная ведь сказка, многие театры берут ее, в том числе – наш ТЮЗ.

- Знаете, я была на этом спектакле, когда он только что был создан. Я помню, что разругала его вдрызг, потому что ничего они там не доделали. А они взяли и все доделали. И на фестивале «Сибирский кот» они получили гран-при, в том же году они получили гран-при фестиваля «Арлекин».

Легкого дыхания спектакль, где ничего особенного нет, ни каких-то высоких технологий, ни безумных денег, все за очень скромные бюджетные деньги сделано. Но это просто очень творческий, очень театральный рассказ артистов, их вживание в эту сказку с помощью самых простых и рукотворных приспособлений. Все рукотворное – костюмы, декорации. Такое ощущение, что со сцены на тебя дышат дерево, лен, вышивки, ничтожные предметики, и оторваться от этого не можешь, потому что думаешь – как, наверное, легко и как сложно это сделать. Это просто настоящая театральная игра, не интерактив, который так любят наши театры. Здесь просто дети следят за тем, как взрослые люди играют на сцене в театр.

А «Что случилось с крокодилом?» - просто очень советую посмотреть этот спектакль родителям с маленькими детьми, пробраться туда будет сложно, потому что спектакль в Доме актера. Мы выбрали Дом актера потому, что там чуть больше народа сможет оказаться, чем на малой сцене театра кукол, который нам тоже предлагал свое пространство, за что им большое спасибо. Это камерный спектакль, и он не может идти даже при средне зале. Четыре артиста перед нами разыгрывают с помощью бумажек, каких-то рукавов свитера, гальки, выкрученных фигурок, которые они тут же делают и создают оригами на наших глазах. Они рассказывают прелестную историю о том, что случилось с крокодилом, который высидел яйцо, и из яйца вылупился цыпленок. Сначала он хотел его съесть, а потом стал его замечательным папой, оторваться невозможно. Я смотрела этот спектакль в Томске, маленький мальчик 9 лет с визгом вскочил в конце спектакля…

- Уже не маленький, 9 лет.

- А потому что там такая ирония театральная, можно смотреть не очень маленьким, от 5 и дальше, и даже 7-8 – самый лучший возраст. Он вскочил и в воздух закричал, когда крокодил начал летать, потому что птенец его об этом попросил: «Мама, но это же невозможно!» (смеются) И на этом закончился спектакль. Он прекрасно будит фантазию и детский юмор. Родители просто умирают от счастья.

- Вы сказали, что плюс спектакля – не использование спецэффектов. Есть в афише фестиваля спектакль, где некоторые спецэффекты все-таки есть. Это небольшой театр Руслана Вольфсона, мультипликационный спектакль. Это все-таки театр?

- Это один из маленьких театриков, которые сейчас очень модны в Москве. Семейные театры. У меня был момент отчаяния, потому что слетело два спектакля из афиши. Один слетел, потому что артист ушел из томского ТЮЗа, некем было его заменять. Второй по причине, что мы не смогли выплатить большую аренду, которую потребовал Театр-Театр, а спектакль мог быть только на их сцене. И мы отказались от очень хорошего спектакля красноярского ТЮЗа, нам надо было его чем-то заменить, а заменить просто так чем-то невозможно, это сроки поджимают. Мне посоветовали Руслана Вольфсона, я посмотрела и познакомилась с его работой. Конечно, это странное и любопытное зрелище, спектакль для маленьких, это «Колобок», но это магнитные куклы. Это сочетание, которое, видимо, просто становится модным в театре – сочетание мультика и кукол. Все это делает один человек. Я думаю, это такая сказка, с которой хорошо бы начать это театральное путешествие. Я решила, пусть будет необычный, довольно остроумный, маленький спектакль – можно сказать, для самых маленьких детей. Я думаю, ничего такого в Перми у нас нет. Хотелось бы привезти разные формы и виды театра, пусть будет у нас такой театр.

- Если посмотреть на возрастные категории в афише, то 0+, 16+, очень большой возрастной разрыв. Это говорит о том, что существует проблема в ТЮЗах, когда для детей среднего возраста мало что ставят?

- Безусловно, проблема существует. Очень трудно найти спектакли для подростков и молодежи. А многие ТЮЗы все-таки позиционируют себя не как театры для детей, а как молодежные театры. Некоторые даже отказываются от названия ТЮЗ и берут себе название «Молодежный театр». Больше ориентированы на работу с молодежью. Я считаю, это очень важный момент, потому что возрастная ниша просто опускается и отпускается на волю. Дети ходят-ходят с садиками, родителями, бабушками и дедушками в ТЮЗы, где на самом деле несколько спектаклей для детей. А потом какой-то разрыв, трудно найти спектакль для старших подростков, спектакль, который просто интересен молодежи – 18-19-летним.

- Может, педагоги просто плохо изучают психологические особенности этого возраста? Не могут толково театрам порекомендовать, что им в этом возрасте интересно об этом и этом смотреть?

- Я думаю, что педагоги не то что плохо изучают, а вообще не изучают этот возраст. Им просто не до этого. Я совершенно точно понимаю, что в детстве детей водят в театр, их приводят, сажают, не факт, что это хорошо, но это происходит. А в каком-то возрасте уже невозможно затолкать ребенка в театр в качестве культпохода. И их отпускают на волю, а они сами с воли в театр очень редко ходят, по моим наблюдениям. Почему только для детей делать фестиваль? Нужно для детей расширять эти границы. Театр должен, в общем-то, стараться вербовать себе зрителя. Новые ниши зрительские, не отпускать его ни за что, чтобы во взрослом возрасте он не заново театр открывал, а продолжал туда ходить.

У нас будет несколько таких спектаклей, среди них «Пленные духи» по братьям Пресняковым, театр «Новая драма». Это отличный спектакль, его можно посмотреть не только на этом фестивале. Советую сходить на него, потому что он замечательный, он получил премию на нашем краевом фестивале за лучший спектакль малой формы и лучшую мужскую роль.

У нас будет очень славный спектакль, который отобрала из театров Пермского края. Тоже проблема, нечего было взять по театрам края. Я же езжу и смотрю – только Березники, в Березниках можно было взять два, но мы взяли один, потому что один у нас уже был. Мы взяли «Барышню-крестьянку», это очень хороший спектакль для старшего подросткового возраста.

- А это не программное прочтение?

- Абсолютно! Я думаю, некоторые учителя, если придут, будут в культурном шоке от этого спектакля. Это озорная игра с текстом, совершенно постмодернистский спектакль. Подростки, которые придут, могут и не знать слово «постмодернизм», но на самом деле это очень остроумная театральная игра. Я не могу сказать, что это великий спектакль, он просто хороший. Здесь шедевры – не могу сказать, что это все шедевры, их очень мало бывает в искусстве. Просто хороший спектакль, и я очень советую сходить. Из спектаклей для взрослого возраста рекомендую спектакль вологодского ТЮЗа по киносценарию Ярославы Пулинович, театральные люди в городе ее знают, в ТЮЗе идут спектакли по ее инсценировкам. Есть спектакль «Жанна» по ее пьесе, который идет на сцене Дома актера.

 «Я не вернусь!» - это пронзительная история, она меня пробила еще тогда, когда не было ни одного спектакля. Я видела на Сахалине читку, которую делала сама Ярослава с артистами Сахалинского театра «Чехов-центр». Она меня просто потрясла… Когда в тебя текст проникает, и ты просто не можешь забыть о нем. Через год я увидела спектакль, и я его тоже не могу забыть. Он идет в камерном пространстве, сделан из ничего, там почти нет декораций. Там совершенно пронзительная история, как это умеет писать Ярослава, как удалось вологодским артистам, о девочке из детдома, которая прекрасно закончила школу, которой все в жизни удалось. Она закончила университет, уже в аспирантуре, и тут ее детдомовский приятель устраивает ей такое, что ей приходится бежать от жизни. Когда она сталкивается с еще большей бедой в лице маленькой девочки Кристины, когда она эту девочку теряет, она отказывается от своей биографии, жизни, имени, она выбирает другую жизнь. Поэтому называется «Я не вернусь». Это история для тех, кто хотел задуматься о том, что происходит в мире и вокруг нас.

- 7 ноября, «Сцена-молот», как-то надо будет попасть.

- Просто это не для развлечения. Есть же люди, которые идут в театр развлекаться. Нет, на этом спектакле вас никто развлекать не будет.

- Еще один спектакль не столько для развлечения, сколько для ума и сердца – это «Толстая тетрадь».

- Что такое «Толстая тетрадь». В свое время очень модный роман Аготы Кристоф, интеллектуальный, загружающий читателя. Честно говоря, я не думала, что этот роман можно сделать на сцене, он абсолютно не театральный. Тем не менее, два очень известных режиссера, достаточно молодых, Борис Павлович в Кирове сделал этот спектакль, и к нам его привозили в рамках их гастролей. И Алексей Крикливый, один из режиссеров, за судьбой которых я наблюдаю многие годы. Он очень известный режиссер, режиссер новосибирского академического театра «Глобус», это один из самых известных молодежных театров в стране с потрясающим репертуаром, потрясающей публикой, которая ходит на такой репертуар. Я-то считаю, что эти спектакли для молодежи – лучшее, что у них есть. Они потрясающе чувствуют этот возраст и замечательно работают с ним. И я, и многие мои коллеги чувствуем вину перед этим спектаклем за то, что мы его как-то пропустили. Бывает, что спектакль вышел, и он как-то не попал в фестивальную обойму. Когда мы его посмотрели вживую, а не на диске, то все были раздосадованы, что пропустили очень хороший спектакль. Когда я начала собирать фестиваль, то решила, что есть спектакль, который я сразу могла привезти. Это спектакль Полины Стружковой «Чук и Гек». Но я решила, что спектакль Стружковой имеет свою фестивальную историю, а «Толстая тетрадь»…

- Пора реабилитировать.

- Между прочим, в прошлом году спектакль получил гран-при на фестивале «Камерата», где я его живьем-то и увидела. Я тогда поразилась и думала – ну надо же, как мы его вот так не углядели? Конечно, мне захотелось его привезти, потому что это глубокая, серьезная, для умной молодежи и взрослой публики, для молодых умных людей, которым хочется в театре не развлекаться, а думать и сопереживать. Мне очень радостно, что Алексей Крикливый согласился к нам приехать. Кстати, он у нас будет ставить спектакль на сцене Театра-Театра. Так что его такая визитная карточка перед тем, как мы увидим премьеру его спектакля.

- И «Господин Ибрагим», аннотация к которому начинается с противоречивой фразы. Когда многие читают, то говорят: «Это что такое?»

- (смеется) Да, это фраза, которая всех немножко шокирует. Как же он там говорит? «Когда мне исполнилось 11 лет, я разбил свою копилку и пошел к проституткам». На самом деле это очень нежная, очень лиричная история про еврейского мальчика, которого не любит его отец и мама которого, как ему его отец говорит, когда-то бросила его. Они поделили детей, она ушла с другим братом. Мальчик растет в страшных комплексах, он несчастен, не знает, что такое родительская любовь. Своего отца он находит в старом арабе, к которому приходит каждый день за какими-то мелкими покупками. С господином Ибрагимом он дружит, и когда его отец кончает жизнь самоубийством, старый араб становится вместо отца еврейскому мальчику.

- «Арт-каникулы» пройдут с 1 по 9 ноября на разных площадках нашего города. Театр-Театр, Дом актера, ТЮЗ, театр кукол – программа очень большая, вы можете найти ее на сайте пермского отделения союза театральных деятелей. Арт-директор фестиваля Татьяна Тихоновец гость нашей студии, рассказывает о тех спектаклях, которые мы еще не видели.

- Я хочу прододжить про «Господина Ибрагима», пусть никого не пугает первая фраза, что мальчик разбил копилку и пошел к проституткам. Это самая страшная фраза в спектакле, спектакль очень целомудренный, он вообще о взрослении мальчиков. Это тема, которой вообще мало кто касается – как мальчику взрослеть, жить, найти наставников. Это потрясающий спектакль, рассказывающий в том числе о толерантности, потому что мальчик находит отца в старом торговце арабе. Он его судьбу примеряет на себя, когда старый Ибрагим погибает. Это замечательный спектакль – нежный, лирический, остроумный, он для мальчиков.

- А «Солдат и шут» тоже для мальчиков или найдется и для девочек тема?

- Для мальчиков, для девочек, для тетенек, для дяденек, он для всех. Петр Зубарев – это человек-театр. Мы, которые ездим по России, имеем негласную договоренность между собой – Петю Зубарева мы возим везде где только можно и показываем его везде. Это уникальный человек, который работает сам с собой, иногда с женой, иногда с сыном. Здесь он работает с сыном, на моих глазах этот сын вырос на его спектаклях и сейчас стал в них участвовать, является студентом екатеринбургского театрального института. Это крошечный театральный городок Мариинск, крошечный театр «Желтое окошко». Петя Зубарев – действительно уникальный человек, он получил за один из первых спектаклей премию «Арлекин». Приехал один человек с вешалками и шариками, сыграл спектакль, поручил гран-премию. Все были сильно ошарашены. Он делает свои спектакли из ничего, это театральная игра, мудрый, серьезный и смешной рассказ о серьезных и несерьезных людях. Играют все, я видела, как два доктора наук делали ручками так, как им велел Петя Зубарев. Я лично в этой игре участвовала три раза и не могла удержаться, все равно делала так, как Петя требует. Попытайтесь попасть на этот спектакль, зал маленький, мест очень мало, но попытайтесь.

- Очень важно, что почти после каждого спектакля будут идти зрительские конференции, обсуждения. Насколько, по-вашему, важны они? Как сделать так, чтобы они не скатились в обсуждение «нравится – не нравится», когда это испытание и мука для авторов и зрителей спектакля? И в какой форме это будет проходить?

- Во-первых, это будет не для всего зала, а это будут специальные фокус-группы. Этим будет заниматься уникальный специалист, театровед, театральный критик, я бы даже добавила, театральный психолог Александра Борисовна Никитина и Михаил Быков. Я не раз наблюдала, как они работают с детьми на разных фестивалях, у них огромное количество методик, они отгоняют от детей всех взрослых, оставляют детей наедине с собой, а взрослые где-то там в большом отдалении, чтобы они, не дай бог, над детьми не нависали. И вопросы, которые задают они с Мишей, ее помощником, детям, мне показались сначала какими-то дикими и странными, потому что к спектаклю как будто бы совсем никакого отношения не имеют. Это какие-то методики безоценочного спектакля, вопрос «нравится – не нравится» вообще не звучит. В результате, когда ты наблюдаешь за этими детьми или подростками, то в результате можешь понять, что они вынесли после спектакля и вынесли ли что-то. Софья Ляпустина проводила такие занятия благодаря Никитиной на маленьком фестивале «Теплая ладошка», фактически мы втянули этот блок именно с «Теплой ладошки».

Создатели спектакля иногда потрясены, потому что видят, что у них не получилось, по тому, как дети говорят о спектакле. Это потрясающе. А Игорь Нисонович, которому подарили такое обсуждение спектакля «Король Лир», просто рыдал после обсуждения. Он сказал, что никто и никогда так не открывал ему глаза на его спектакль, как ему открыли дети. Я считаю, это очень важно и особенно важно, потому что все ТЮЗы начинают шевелиться и восстанавливать педагогические части театров.

 Мы пришли к тому, что все было разрушено до основания, а потом оказалось, что все надо восстанавливать. Нельзя оставлять ребенка, тем более подростка, наедине со спектаклем, когда единственный вопрос, совершенно формальный и равнодушный, который ему задают родители: «Ну как, тебе понравилось?» Это всегда говорит мама после спектакля и считает, выходя из зала, что ее родительская миссия на этом закончилась. А ребенок вежливо говорит: «Да, понравилось». «А кто тебе понравился?» Ну, это уже продвинутые родители спрашивают. Он говорит, кто ему понравился, и родители успокаиваются. На этом разговор заканчивается, рефлексии нет, ребенок не знает, как и с кем поговорить о спектакле. Он не умеет разговаривать, формулировать, а никто ему не задает правильные вопросы. Вот Александра Борисовна задает правильные вопросы.

- Кроме фокус-групп, там будут и педагоги, которые должны уметь работать с новой аудиторией. Все ТЮЗы хотят, чтобы в их залы ходили семьями, чтобы не загоняли классами, чтобы дети в антракте не бежали в буфет, а может быть, расходились, раздумывая.

- Я считаю, что буфет никогда не повредит (смеются). Это святое, не надо у ребенка это отбирать. Но дело, конечно, в том, что сейчас надо бы отказаться от культпоходов. Но мы же прекрасно понимаем с вами, что это невозможно.

- Театру надо выживать.

- Конечно. Очень многие родители и ленивы, и не любопытны, не понимают, что с ребенком надо ходить на спектакли хотя бы раз в месяц. Даже самые нормальные, ответственные родители считают, что ребенок же в школе учится, и пусть школа его и водит на спектакли. Я очень часто слышу эту точку зрения: «Мы же сдаем деньги, пожалуйста, пусть водят!» И, конечно же, есть спектакли, которые нельзя смотреть с классом. Но так получается, что вынуждены, потому что если еще и школа не будет водить…

- Хорошо, если с педагогом повезло, что не просто собрала и галочку себе поставила. Поговорила после спектакля, перед спектаклем – это ведь редкость.

- Я только сейчас была в Красноярске, 14 октября на спектакле «Снежная королева». Я его очень хотела посмотреть вживую, потому что сватала его на разные фестивали, а сама на видео смотрела. Учительница второго класса посадила детей сзади нас и ушла, а по залу побежали страшные огромные тролли, которые разбежались, зеркало разбивается… И маленькая девочка испугалась, я ее вытащила с ряда, который был со мной, и держала у себя на коленях, потому что она зарывалась мне в грудь и плакала. Оказывается, девочку не водили в театр. Когда она во втором классе увидела этого тролля, то начала рыдать и говорить: «Заберите меня отсюда!» Я ее успокаивала все первое действие.  А потом появилась учительница и сказала: «А что вы ко мне пристаете? У меня свои дела!» Понимаете? Это же ужасно. Она не понимала, почему я к ней вообще с претензиями, что как же вы могли уйти из зала. И спектакль сложнейший, и он требует разговора, а учительница его не смотрела.

- У нее свои дела.

- Поэтому, конечно, очень много проблем. Я надеюсь, что хотя бы какие-то из них мы будем обговаривать на нашем круглом столе, который пройдет в рамках фестиваля.

- Обязательно сходите, особенно на спектакли, которые вы не увидите. Не поедешь же в Новосибирск, Ростов-на-Дону….

- Или в Кемерово. Я бы только хотела сказать, что и на пермские спектакли надо бы ходить, потому что мне бы хотелось, чтобы и на них были полные залы. Это я принципиально решила, что если есть театру есть что показать,то нужно пермские спектакли вставлять в ряд всероссийского фестиваля. Неправильно отделять наши театры, они хорошие. У нас есть замечательный мюзикл «Пеппи», будет премьерный спектакль «Холодное сердце» ТЮЗа, есть милый спектакль театра кукол «Карабаска» «Ночь перед рождеством», есть спектакль, который закрывает фестиваль - спектакль петербургского ТЮЗа «Про Иванушку-дурачка».

 - До встречи на фестивале, спасибо.

- До встречи.


Обсуждение
2814
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.