Верхний баннер
14:52 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:21, 06 января 2015
Автор: Нина Соловей

«Этот год оставил эмоциональный след», - Игорь Карнаухов подвел итоги года в пермской культуре

Тема: итоги года для пермской культуры

Программа: «Событийный ряд»

Гость: Игорь Карнаухов, обозреватель «Российской газеты» в Перми»

Дата выхода: 29 декабря 2014 года

Ведущий: Нина Соловей.

- Последний эфир программы «Событийный ряд» в уходящем году – итоговый. Попробуем подвести культурные итоги. Игорь, не припомню культурного события, где бы я тебя не видела, будь то вернисаж, гастроли, концерт…

- Профессия обязывает.

- Этот уходящий год, по личному ощущению, был для тебя таким же интересным, как прошлые? Наполненным, противоречивым? Когда ты выходил с выставки или спектакля, говорил: «Вот это точно нечто особенное! Хорошо, что я живу в Перми»?

«Этот год оставил эмоциональный след», - Игорь Карнаухов подвел итоги года в пермской культуре
«Этот год оставил эмоциональный след», - Игорь Карнаухов подвел итоги года в пермской культуре
- Безусловно, год был наполненным и насыщенным. События в культурной сфере вызывали бурные эмоции, в иных случаях хотелось аплодировать, иные события вызывали недоумение и несогласие. Эмоциональный след этот культурный год оставил.

- Кто-то говорит, что в этом году стало лучше и интереснее. Кто-то говорит, что зевает на спектаклях и выставках. У тебя как?

- Культурная жизнь в этом году отличалась тем, что за судьбу некоторых проектов, направлений, фестивалей, мероприятий приходилось беспокоиться и сомневаться, потому что их настоящее и будущее без объявления войны ставилось под сомнение. Вдруг это случилось с финансированием краевыми властями фестиваля документального кино «Флаэртиана», который – пермская инициатива. Буквально за месяц выяснилось, что в этом-то году он пройдет, в будущем - под вопросом. Но Павел Анатольевич Печенкин провел работу в отношении своего детища, в следующем году фестиваль состоится и отметит 20-летие.

- Будем надеяться, что он не потеряет конкурсную программу, на которую и идут основные расходы. А фестивали, которые по разным причинам ушли? «Красное платье» было давно, «Текстуре», «Словонове», «Большой перемене» 4-5 лет...

- Если окидывать взглядом проекты ближайшего года, пока что - без намёков на возвращение «Красного платья». Насколько я знаю настроение Ирины Филичкиной, она попробует в 2015 году провести его в Москве.

Ушла «Планета людей», симпатичный малобюджетный проект, проводившийся при поддержке Гёте-института и его представительства. Он не исчез бесследно, просто одни события под флагом «Планеты людей» переехали в Салехард, другие без плана, но с той же концепцией реализованы осенью на Сахалине.

- Я знаю, что оба этих проекта не выиграли конкурс. Возможно, в следующем году они снова захотят поучаствовать. Я знаю много проектов от людей, которые выигрывают и проигрывают. Но продолжают пробиваться. Хотя хотелось бы, чтобы фестивали, которые проходят давно и зарекомендовали себя, такие, как «Камва» и «Рок-лайн», имели постоянную субсидию. Есть фестивали, которые должны быть в этом списке.

- Безусловно. Настанет следующий год, попробуем узнать настроение инициаторов. Но на 29 декабря 2014 года мне неизвестно о настроении Гёте-института по продолжению проекта в Пермском крае.

- Ходил ли ты на фестиваль, который был альтернативой «Словонове» -  «Компрос»?

- Не все события посетил, но ходил. Замечу, что то, о чем говорили «сторонники» Марата Гельмана, Эдуарда Боякова и иных приезжих культуртрегеров, воплощается. Пермская культурная революция получила очередной пинок в спину от Никиты Сергеевича Михалкова в «Бесогоне». Семена дали всходы.

- Пусть даже в противостоянии? Организаторы «Компроса» были ярыми противниками «Словоновы», но мы-то, зрители, от этого только выиграли.

- Потому что фестиваль поэзии сохранился и занял то же самое место в календаре культурных событий, которое занимала «Словонова», с подвижкой на некоторые месяцы. Виталий Кальпиди, человек очень едкий и критично настроенный, говорил на пресс-конференции, что хочет провести линию преемственности от одного из фестивалей поэзии в стране, «Словоновы». Без «Словоновы» не было бы и «Компроса», хоть организатор другой.

Кроме них, хочу вспомнить, что фестиваль детского театра «Большая перемена» уехал в Воронеж вместе с Эдуардом Бояковым навсегда. Но вместо него, рад сделать вам комплимент, прошли «Арт-каникулы». Также выражаю благодарность всей команде «Монофеста» в вашем лице и надеюсь на будущий год.

Прямым наследником «Текстуры» не был фестиваль творчества Мартина МакДонаха, но он занял в календаре те же самые сроки. В этом году не было символической передачи эстафетной палочки, но в прошлом году организаторы «Текстуры» упоминали МакДонаха, сожалели, что не получается привезти драматурга в Россию. Сергей Павлович Федотов анонсировал «макдонахиаду» в следующем году, ждем событий.

- Завершая фестивальную историю, нельзя не упомянуть «Белые ночи-2014». Они состоялись, но были ли в проигрыше? Или лучшего нельзя было ждать – спасибо, что хоть так прошли?

- Если вспоминать завершающий концерт Владимира Теодоровича Спивакова, который прошел в городке под открытым небом, и потоки дождевой воды, стекавшие по сюртуку великого дирижера… Уже благодаря одному этому событию «Белые ночи» состоялись.

- Но ведь Спиваков на «Белых ночах» каждый год.

- Но не каждый год дождь идет. Просто Спиваков обычно не дает концерты под открытым небом в России. Третий концерт за все время деятельности филармонического оркестра. Насколько я могу вспоминать, если суммировать мои собственные впечатления, все претензии были по большей части к благоустройству. Люди ходят, рядом кучи щебня неубранные, недостроенный городок, его достраивали. Если же вспоминать работу техники, ни разу я не слышал, чтобы отказывал звук. Над площадкой для зрителя, а не только над сценой для артистов был навес, чтобы защищать от дождя. Прекрасно прошел концерт Пелагеи, с точки зрения техники и организации нечего сказать дурного.

- А с художественной точки зрения? Пелагея, Спиваков – понятно, приезжие звезды, которые не могли не вызвать большого скопления народа. А как тебе программа, где выступали местные коллективы?

- «Джаз-лихорадка» тоже была хороша. Была Долина, но я ее не слышал, слышал коллективы из Осы и Перми – хорошо. Михаил Гасенегер, который занял место конферансье, марку не уронил, достойно принял эстафетную палочку от джазового критика и не подкачал.

- Мои опасения на «Белых ночах» оправдались, и это касается все-таки уровня участников из края. В свое время убили всю художественную самодеятельность, и было видно, как просто наскребали творческие силы со всего региона. И не все они вызывали у зрителей восторг.

- Безусловно, это так. Надеюсь, что на этот счет будет сделана работа над ошибками в Перми, районах и городах края. С другой стороны, в Перми работает немалая часть людей родом из края, их родственники живут в городах и районах. Для них это привет с малой родины, который не остался без оценки аудитории.

- Часто звучали фразы, что такие «Белые ночи» нам не надо, что в следующем году лучше вообще ничего не проводить, чем проводить то, что есть. Согласен ты с этим? Или надо стараться, делать выводы? Первые-то «Белые ночи» тоже не были блестящими.

- Нужно стараться и делать выводы, безусловно. Будем надеяться, следующий фестиваль все же будет запланирован. Может, стоит учесть и организовать прием предложений людей от публики, широких масс пермяков.

- Конкурс был закрытым, все было закрыто. Не удалось все воплотить, что хотели… Но переходим к театрам. Прошел фестиваль Мартина МакДонаха. А что касается премьер? По 5-6 у каждого театра. Что было самым ярким для тебя?

- Театры, наверное, не сговариваются друг с другом, но бывали дни осенью, когда в 2-3 театрах премьеры проходили в один день. Кошмар для культурного обозревателя! Не планируют своей деятельности, заставляют разрываться.

Пока что самые мои большие зрительские впечатления связаны с осенью. Под впечатлением, во внутреннем диалоге я нахожусь с «Одиссеей» в Театре-Театре и вечером балета «Зимние грезы» в Театре оперы и балета.

- Это положительный момент, что премьеры вызвали огромное количество не столько претензий, сколько вопросов?

- Эти премьеры не оставили меня равнодушными.

- «Зимние грезы», довольно классическая история, вызвала у тебя больше вопросов, чем «Носферату» и «Дон Жуан»?

- Да, они не могли не вызвать… Они оставили больше вопросов, чем ответов, еще требуется осмыслить, квалифицированных критических замечаний было достаточно много. С другой стороны, за «Дон Жуана» не скажу, а «Носферату» отобран в 2-3 номинациях на «Золотую маску». Послушаем, что скажут эксперты высшего столичного уровня. В апреле посмотрим, что именно и соберет ли что-нибудь конкретно этот спектакль на «Золотой маске».

Вечер балета – это то, что составляет достойную конкуренцию «Щелкунчику». В репертуаре Театра оперы и балета появилась еще одна постановка, спектакль, который можно рекомендовать для посещения в зимние каникулы с детьми.

- С детьми повзрослее. Еще драматические истории, ТЮЗ...

- Который получил премию правительства России имени Федора Волкова, второй такой театр в Перми, поздравляем. Не зря прошел год у ТЮЗа, юбилейный, получилась по трудам награда.

- Ходил ли ты к ним на «Господ Головлевых», «Холодное сердце», «Школу для дураков»?

- «Школа для дураков» - да, думаю, посмотрю еще раз. Мне хочется вспомнить их весеннюю работу, те работы, которые были представлены весной, были достойными, особенно на малой сцене. Очень смешной и забавной получилась история о пингвинах.

- «У ковчега в восемь».

- Забавно совпало, что премьера в ТЮЗе состоялась в одни дни с выходом фильма «Ной», как тогда пояснял режиссер.

- Это они подстроили в Голливуде под Пермь. Кстати, Театр-Театр тоже довольно много номинирован на «Золотую маску», это премьера этого года «Согласный-несогласный».

- Февраль-март.

- Есть ли у них шансы?

- Шансы есть всегда. Вспомню оскаровский принцип: само по себе присвоение статуэтки – лотерея, а вот попадание в шорт-лист – уже поощрение, свидетельство незаурядных художественных достоинств.

- В жюри люди с совершенно разными, порой противоположными взглядами. В лонг-листе тоже множество пермских театров, поэтому можно считать этот год успешным.

- 36 номинаций на «Золотую маску», заслуженных 4-5 театрами Перми в 2015 году – это не только абсолютный суммарный рекорд, но и наибольшее представительство театров региональной России на национальную театральную премию. Год был совсем не провальным, а удачным для театральной жизни Прикамья.

- Кстати, мы не должны забывать и театры, которые находятся в регионе. В прошлом году была номинирована Лысьва. Профессиональная труппа кудымкарского театра могла бы создать нечто большое, интересное для критиков и быть включенной в конкурс, если бы театру дали нормально работать.

- Замечу, что в 2012 году, когда они работали, как сами выражаются, в буфете, они получили один из главных призов на фестивале театров малых городов России. Крайний раз в истории проведения фестивалей в Пермском крае.

- Ситуация со зданием Коми-театра и финансированием Театра-Театра из минусов. Последний планировал в этом году выпустить еще один новый мюзикл.

- И успеть реконструировать сцену.

- Теперь поговорим о выставках. Всегда несправедливо подводить итоги, все события первой половины года уже забываются.

- На задний план памяти отправляется все, что было летом.

- Будем надеяться, что Речной вокзал восстановят и PERMM вернется туда, хотя мне кажется, что он уже неплохо обосновался.

- Да, нашел свое место. Будем надеяться, поток публики к нему еще и возрастет благодаря новой выставочной политике музея, который стремится освоить новые ниши… Я хочу напомнить, что в этом году еще и определился с вероятностью 99,99% адрес Художественной галереи. Будет хоть что-то, сохранится вид на реку, это было главное системное требование нынешнего руководства галереи. Оно соблюдено.

- Выставочные проекты?

- Летом в рамках «Белых ночей» состоялись две выставки художников с мировыми именами – Сальвадор Дали и Ринато Гуттузо. Выставка Гуттузо начиналась в городке, Дали был приурочен к нему. Это был цикл иллюстраций Ветхого завета, они состоялись.

- В этом году интересно стал работать Музей советского наива. Их первые проекты были слабые, какие-то неловкие шаги, попытки… В этом году уже были интересные, крепкие экспозиции, «Перевернутый дом» с художниками-аутсайдерами...

- Выставка «Папины письма» не совсем имеет отношения к сугубо художественной стороне творчества, она сетевая, была организована центральным обществом «Мемориал». Была дополнена инсталляцией, сотворенной на месте, прозвучало хорошо, вызвало интерес не только любителей современного искусства как такового.

Еще пара выставок. Выставка «Мир никогда не будет прежним» в галерее будет работать, кажется, до конца февраля. Рекомендую всем, кто увлекается историей и краеведением, сходить, подумать, помолчать, вспомнить. И времени достаточно, до «Арт-Перми» еще далеко.

- Нам тоже обещают интересные проекты, подлинники Дали, Матисса. Для любителей высокого искусства.

- Имена Дали, Матисса, Шагала всегда влекут широкую публику.

- Это всегда самое первое событие в культурной жизни города.

- Напомню, что театральная хроника начнет писаться с Нового года. Первая премьера уже 3 января, «Москва-Петушки» в «Сцене-Молот».

- Все-таки это не совсем премьера, «Москва-Петушки» -  спектакль театра «Зоопарк» из Нижнего Новгорода. Премьера на пермской сцене, скажем так. Это новое название на афише.

Из новых названий в театрах, подготовлены они в течение Нового года: «Петя и волк» (его я еще не посетила), а «Сказки дядюшки Лира» в пермской опере всем рекомендую. Очень красивое и любопытное действо, успевайте, хотя на спектакле может присутствовать всего 25 зрителей. Действие происходит в фойе, это путешествие по театру в неведомую страну бессмыслиц.

- Безусловно, и это достойный ответ «критикам» нынешнего Театра оперы и балета, тем, кто хнычет, что театр забыл детей.

- «Сказки Гофмана» в следующем году.

- Это не только детская премьера, сюжет довольно-таки мрачный. Будем поглядеть, да.

- Кстати, согласишься или нет, одним из самых ярких музыкальных событий прошлого года я считаю Дягилевский фестиваль. В этом году он был просто фееричным. Начиная с оргвопросов, когда они открыли фестивальный клуб и оставили в сезоне встречу с музыковедом. И сама программа фестиваля была довольно серьезной.

- Это календарное событие, но от фестиваля этого года осталась программа по Баланчину в афише. Тем, кто страдал, что Баланчина не хватает, напомню, что этими тремя одноактными балетами общее количество постановок достигло 11. Столько же только в Мариинском театре. А фонд Баланчина, как известно, никому разрешения на постановки просто так не дает.

- Также в этом году была насыщенной афиша филармонии.

- Именные фестивали Спивакова, Мацуева прошли, как всегда, на ура. Сверх того, пасхальный фестиваль Валерия Гергиева и его оркестра спустя 5 лет снова приехал в Пермь. Был незабываемый дневной концерт, филармонической публике пришлось прийти в большой зал…

- Органный фестиваль был.

- Может быть, не потряс, но и не разочаровал. И концерт на День победы под открытым небом с одним из самых потрясающих дирижеров страны Александром Сладковским и Дмитрием Хворостовским, певшим военные песни. Напомню, что Хворостовский дал предварительное согласие на выступление на 70-летие Победы в Перми. Кроме того, в кулуарах на пресс-конференции он анонсировал альбом своих военных песен.

- У нас «Эхо Перми» проводит конкурс «Человек года» по версии слушателей. Номинанты были предложены слушателями, прошло голосование, эксперты уже тоже свой выбор сделали. Если бы была возможность у тебя, кого бы ты выбрал человеком года в номинации «Культура»?

- По совокупности заслуг (смеется)… Не буду оригинален, это Теодор Курентзис. Но если бы существовало коллективное второе место, я бы еще добавил балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, а также Юлию Тавризян и весь коллектив искусствоведов художественной галереи, создающих интересные и незабываемые проекты, Марину Фельдблюм, привезшую в город Дали и Гуттузо. Много еще кого хочется назвать, это лишь первые, кто приходит в голову.


Обсуждение
3749
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.