Верхний баннер
09:59 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:04, 19 марта 2015
Автор: Владимир Соколов

"В свое время, когда началась реабилитация, сотрудники ГУФСИН старались не афишировать свою принадлежность к системе", - Леонид Обухов, историк

Тема: "Пермь -36", истории людей

Гость: Леонид Обухов, историк, бывший научный руководитель музея "Пермь - 36"

Программа: «Дневной разворот»

Дата выхода: 05 марта 2015 года

Ведущий: Владимир Соколов

- Леонид Аркадьевич, раз уж у нас не получается провести передачу на заявленную тему, давайте проведем ее с вами вдвоем и просто вспомним истории людей, которые отбывали сроки в колонии под Чусовым. Я раскопал историю Василя Стуса. Это диссидент.

- Ну, во-первых, на Украине он считается выдающимся поэтом XX века. Он правозащитник. Он безусловно талантлив. Его стихи есть на украинском и частично на русском. Ему установлен памятник на Украине. Есть литературная премия имени Стуса. Его сравнивают с Тарасом Шевченко.

- Националист, бандеровец - это про него?

"В свое время, когда началась реабилитация, сотрудники ГУФСИН старались не афишировать свою принадлежность к системе", - Леонид Обухов, историк
"В свое время, когда началась реабилитация, сотрудники ГУФСИН старались не афишировать свою принадлежность к системе", - Леонид Обухов, историк
- Ну нет. Во-первых, он по возрасту никак к этому не подходит. Он служил в Советской армии, потом закончил институт по специальности "филолог", поступил в аспирантуру, работал в институте языка и литературы. Кроме написания стихов, он включился в правозащитную деятельность, в результате чего его уволили из института, исключили из аспирантуры. Человек, безусловно, талантливый как филолог, поэт. Но, включился в правозащитную деятельность, отсидел свой первый срок, вышел. На Украине как раз была создана Украинская Хельсинская группа, куда ему предложили вступить. Он знал на что шел и что долго он в этой группе не проработает, что и произошло. А поскольку второй срок, он рецидивист, его отправили на особый режим в Пермь-36. Там содержались рецидивисты.

- Раньше они в Мордовии содержались?

- Да. Кстати, по воспоминаниям заключенных, в Мордовии был не такой жесткий режим, как в Перми-36. Там на особом режиме они жили по камерам - тюремный режим содержания, это не в общем бараке, а работали все вместе. А в Перми-36 они и жили и работали по камерам. Их никогда вместе не сводили. На прогулку, на работу, в кино водили по камерам. Камеры были на 2 - 6 человек.

За систематические нарушения, могли перевести на тюремное содержание, перевезти в тюрьму. На особом режиме в этом не было необходимости. Там были одиночные камеры, где можно было содержать до года.

- Он пережил год одиночки. Что это такое?

- Это вид наказания. Есть ШИзо и ПКТ. ШИзо - это 15 суток. ПКТ - это помещение камерного типа, туда могли поместить за систематические нарушения сроком на 6 месяцев. Это тюремный режим. А на особом режиме, помимо ШИзо, были одиночные камеры. За систематические нарушения, могли перевести на тюремное содержание, перевезти в тюрьму - в чистопольскую или владимирскую. На особом режиме в этом не было необходимости. Там были одиночные камеры, где можно было содержать до года.

- На работу выводят?

- Да, напротив были рабочие камеры.

- То есть, он и сидит один и работает один. Год находится один и видит только охранников?

- Да. Ну, еще на прогулку выводят. Там есть прогулочный дворик, обитый железом, сверху "колючка". Как колодец.

- Там он тоже один?

- Один. Ну еще еду разносили бескамерники - это, в основном, те, кто сидел за военные преступления. Они разносили еду, убирали, уносили готовые изделия. Через кого-то из них он мог общаться. Но бескамерники тоже были разные - кто-то шел на контакт, а кто-то категорически отказывался.

- С какого года Пермь - 36 стал лагерем для политзаключенных?

- Колония пережила три этапа. Первый этап - в период сталинского ГУЛАГа это была обычная лесная колония до 1953 года. Потом состав заключенных сменился и туда завезли осужденных работников правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции. Она оставалась лесной, проводились лесозаготовки, хотя, расширялись различные производства. А 13 июля 1972 года прибыл первый этап из Мордовии. Это были политические заключенные, которых называли особо опасными государственными преступниками. Часть из них сидела "за войну", часть - за антисоветскую агитацию и пропаганду.

- Я читал, что когда там сидели бывшие сотрудники органов, значительно усилили охрану, периметр, потому что эти заключенные знали всю систему изнутри.

- Вопрос спорный. Документов об этом нет. Часть заключенных была переведена на облегченный режим, а часть расконвоирована - они могли свободно выходить за пределы зоны. Есть свидетельства чусовлян, которые ходили на кучинское болото за грибами и ягодами, о встречах с солидными, представительными людьми. Они даже не знали кто это такие. Только потом узнали, что это заключенные. Начальник колонии говорил неоднократно, что у него сидят, в основном, одни полковники. Понятно, что это были солидные люди, правда, в тюремных робах. Расконсоированные могли выходить и возвращаться только на поверку и на ночлег. В документах, кстати, много жалоб на этих расконвоированных, которые то пасеку разграбили, то напились и драку устроили.

Когда они говорят про антисоветчиков, осужденных по 70-й статье... я не понимаю. Все они реабилитированы государством. Они не считаются виновными

- Потом там сидели каратели и бандеровцы?

- Я могу зачитать выдержку из доклада начальника Скалинского отделения исправительных трудовых учреждений. Скалинский отдел как раз объединял все три колонии - 35,36,37-ю. Начальник Хорьков в своем выступление в 1985 году говорил, что в ИТК 35, 36, 37 содержатся лица различных национальностей - из Прибалтики, Украины, южных регионов страны. По составу преступлений это осужденные за карательную деятельность в годы Великой Отечественной войны, за антисоветскую агитацию и пропаганду, за шпионскую деятельность в пользу иностранных государств, измену родине, националистическую деятельность. Практически все осужденные имеют образование не ниже среднего, а около 30%  - высшее и незаконченное высшее. Ну и понятно там... "...некоторые из них в местах лишения свободы пытаются пропагандировать свои антисоветские взгляды, ищут пути и каналы передачи за границу враждебной, идеологически вредной информации". Кстати, это показательный факт. Там сидело много таких, которые знали свои права лучше администрации. И он говорит: "Начиная с 1973 года, осужденными ежегодно пишется около 1700 - 2000 жалоб и заявлений. При этом, называя себя политзаключенными и узниками совести, они требуют статуса политзаключенных". Каратели, военные преступники статуса политзаключенного не требовали. Во многих подобных выступлениях подчеркивается, что главная проблема не в содержании карателей и предателей, а тех, кто осужден за антисоветскую деятельность. Это во-первых. Во-вторых, когда они говорят про антисоветчиков, осужденных по 70-й статье... я не понимаю. Все они реабилитированы государством. Они не считаются виновными. Если говорить о судьбах отдельных людей, "изменников родины", Виктор Александрович говорил, что значительная часть сидевших за это родились после 29-го года. Они в войне не участвовали. Они сидели за нелегальный переход границы. Тоже показательно то, что наш конституционный суд в 95-м году признал, что нелегальный переход границы и отказ вернуться на родину не является преступлением и с них снимаются обвинения. Один примеров таки заключенных - калмык Эрдни Дарджиев отсидел 25 лет за измену родине. Сейчас выясняется, что он в годы войны был внедрен нашей разведкой в руководство калмыцкого корпуса, который сформировали немцы. Он там прошел до конца. После окончания войны он был награжден Орденом красной звезды, повышен в звании до капитана, работал какое-то время в органах. Ну а потом, поскольку калмыки были депортированы, ему посоветовали уехать из Москвы. Он уехал в Ташкент, устроился там, у него семья родилась. Потом, в 53-м году его арестовали. Измена родины, 25 лет. Он отсидел полностью. В частности, сидел у нас в "Перми-36".

- Для руководства колонии было важно, что написано в сопроводительных документах. Изменник - значит изменник. Националист - значит националист.

- На карточках писали, да.

- А какими методами добивались этих признаний мы все наслышаны и начитаны. Поэтому, я не думаю, что к этой статистике вообще надо относиться серьезно, потому что у них все просто было. Я процитирую Александра Сорокина, ветерана ГУФСИН, который работал в ИТК Пермь-36 в те годы: "Мы работали в то время, когда действительно была законность. Как звезда впереди - исполнение социалистической законности. Клянусь, ее время еще вернется". "Мы, ветераны, хотим в музее одного - правды. Я считаю, что за время с 17-го года не было периода гуманнее и человечнее, чем тот, в котором работал я. А потом началась вся эта реабилитация. Выпускали всех этих приставкиных, чонкиных - чужих для России людей".

- Может быть, они не обратили внимания, но в нашем музее рассказывалось о сталинском ГУЛАГе и периоде постсталинском, когда были диссиденты и преследования за инакомыслие. Мы это никогда не смешиваем. Одно дело - сталинский ГУЛАГ и условия содержания, другое дело - лагеря для политзаключенных.

Был вариант собирать устные истории тех, кто сидел и тех, кто охранял. Те, кто сидел - они рассказывали, а те, кто охранял - они чаще отказывались рассказывать.

 

- "В 90-е годы, когда были осуждены репрессии, доходило до того, что на улице было опасно показываться в форме", - говорит один из бывших сотрудников ГУФСИН.

- Да, в свое время, когда началась реабилитация, сотрудники этой системы не пользовались популярностью и старались не афишировать свою принадлежность к ней. Когда мы создавали музей, помимо розыска документов был вариант собирать устные истории тех, кто сидел и тех, кто охранял. Те, кто сидел - они рассказывали, а те, кто охранял - они чаще отказывались рассказывать.

- А теперь они рассказывают. Они считают, что пришло их время и они берут реванш. "Пилораму" они называют плясками на костях, шабашем и оргиями и говорят, что она не воспринята возрастными людьми. Вы бывали на пилораме?

- Да, естественно. На каждой пилораме бывал. Не знаю слушали ли они нормальные экскурсии по "Перми-36". Мы разделяли историю ГУЛАГа и историю "Перми-36". А название "Пермь-36" достаточно известное и популярное. Но это музей не только Перми-36. Это история ГУЛАГа. Последняя выставка была посвящена истории Вишерлага. Этот лагерь начал создаваться с конца 25-го года.

- Давайте вернемся к условиям содержания. Карцер - это что было?

- Карцер - это в тюрьме. В колонии это ШИЗО и одиночка. Если говорить о Василе Стусе, он несколько раз был в одиночке и в ШИЗО тоже бывал. Он поэт, поэтому человек очень эмоциональный. Кстати, что интересно, перед смертью Василь Стус сидел в одной камере с русским националистом Леонидом Бородиным - известный писатель. Он года два назад умер. Он приезжал к нам и рассказывал, что сидел с Василем Стусом, украинским диссидентом и националистом и жили они душа в душу. По идейным мотивам они не спорили.

- За что можно было попасть в одиночку? Я на экскурсии слышал, что Василя Стуса посадили туда за то, что он прислонился к постели, когда читал книгу.

- На постель днем нельзя садиться или ложиться. Он облокотился, читал книжку. Его за это посадили в одиночку, где он погиб. По официальной версии от сердечное недостаточности, по неофициальной - самоубийство. Украинцы утверждают, что ему помогли покончить с собой, потому что накануне смерти его выдвинули на Нобелевскую премию. Он был одним из номинантов. на Западе тогда вышел лишь один сборник его стихов в переводе. Украинцы считают, что, поскольку нобелевскую премию дают только живым, ему помогли покончить с собой.

- Из его же истории: в качестве наказания ему запретили видеться со своей семьей три года. Потом ему дают кратковременное свидание с ребенком, женой и сестрой. Они приезжают, проехав полстраны. Свидание не состоялось, потому что он якобы нарушил правила свидания с родственниками. Что он мог такого сделать?

- Наказание может последовать за что угодно: не застегнута пуговица, одет не по форме, не поприветствовал вовремя начальство. Легко найти мелкое нарушение, за которым последует наказание - либо ШИЗО, либо лишение права на свидание. Довольно часто было так, что родственники проехали полстраны и больше, а им сообщают, что заключенный лишен права на свидание. Или объявляют в колонии карантин и все свидания отменяются.

- И следующее только через год?

- Да.

- Краткосрочное свидание - это сколько по времени?

- Это в присутствии контролера беседуют через стекло до четырех часов. Поначалу были такие случаи, когда краткосрочное свидание, встреча, поцелуи - передают ампулу во время поцелуя. Потом это пресекли, стали сразу рассаживать по разные стороны стекла. Сидел представитель администрации и слушал о чем они говорят. Было же много представителей разных национальностей. Все они должны были говорить только на русском языке. Если малейшее нарушение - свидание прерывается. Следующее через год, если не будет нарушать режим. Это, конечно, не сталинский ГУЛАГ. Их не морили голодом и т.п.

- То, о чем пишет Солженицын - это не то.

- Нет, конечно. Тут уже другое время, другая эпоха. Некоторые ветераны ГУФСИН говорили, что кормили заключенных лучше чем на воле. Это некоторое преувеличение. Пища была довольно единообразной. По рассказам заключенных, весной они рвали и ели траву, потому что витаминов не хватало. 

 


Обсуждение
3111
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.