Верхний баннер
16:56 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:21, 17 апреля 2015
Автор: Сергей Хакимов

«Ему говорят: "Ну ты же не Пушкин, не парься". А Пригов задает вопрос: "А почему я не Пушкин?"», - Кирилл Светляков, куратор выставки «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее»

«Ему говорят: "Ну ты же не Пушкин, не парься". А Пригов задает вопрос: "А почему я не Пушкин?"», - Кирилл Светляков, куратор выставки «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее»
«Ему говорят: "Ну ты же не Пушкин, не парься". А Пригов задает вопрос: "А почему я не Пушкин?"», - Кирилл Светляков, куратор выставки «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее»

Тема: открытие выставки «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее» в музее PERMM

Гость: Кирилл Светляков, куратор выставки «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее» , искусствовед, писатель, исследователь, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской Галереи; Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея современного искусства PERMM

Программа:«Дневной разворот»

Дата выхода: 15 апреля 2015 года

Ведущий: Сергей Хакимов

- День добрый, вы на волне 91,2 FM, радио «Эхо Перми». У микрофона Сергей Хакимов, за звукорежиссерским пультом мне помогает Мария Зуева. Это программа «Дневной разворот». У нас в прямом эфире заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков и арт-директор Пермского музея современного искусства Наиля Аллахвердиева. С завтрашнего дня в Пермском музее современного искусства по адресу бульвар Гагарина, 24, открывается выставка «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее». Кирилл Светляков - куратор этой выставки, и, конечно, мы сегодня поговорим  о Дмитрии Александровиче Пригове и выставке, которая начнет работать буквально уже завтра в нашем городе. Кирилл Александрович, Наиля, почему именно Дмитрий Александрович Пригов, и почему такое название у выставки?

Наиля Аллахвердиева: Ну тут два сразу вопроса. Наверное, начну я. В прошлом году мы на биеннале современного искусства «Манифест» познакомились с вдовой Дмитрия Александровича – Надеждой Буровой, которая предложила показать выставку, которая имела огромный успех в Москве. Она, по-моему, в этот момент уже шла, да?

Кирилл Светляков: Да, она уже шла.

Наиля Аллахвердиева: Выставка действительно имела огромный резонанс, и она сказала, что, может быть, было бы интересно в Перми увидеть этот проект. Тогда это казалось, ну в общем, такой утопией. И мы постепенно начали переговоры о возможности создания такого проекта. Ушло почти полгода на подготовку этого проекта в Перми, и для нас это очень важная история, потому что это история, связанная с партнерством с таким большим музеем, как Государственная Третьяковская галерея, и этот проект нам помогал делать еще «Фонд Пригова». То есть это работа трех больших институтов. И, собственно говоря, желание привезти эту выставку связано в том числе с тем, что у нас Год литературы, и, хоть у нас нет таких формальных обязательств его отмечать, но, тем не менее, нам было бы интересно поддержать эту волну. Потому что в самолетах сейчас даже объявляют, когда вылетаете, о том, что у нас Год литературы. Это важно. Поэтому нам показалось важным поддержать эту событийную волну такой большой выставкой. 

- Ну тогда поясню, почему Год литературы и изобразительное искусство связаны. Кирилл Александрович, буквально в двух словах, почему пермяки должны сходить обязательно на эту выставку? И кем был Дмитрий Александрович Пригов для российского искусства?

Кирилл Светляков: Ну, конечно, здесь в двух словах сказать сложно.  Потому что Пригов – художник, даже можно сказать, менее известный, чем поэт, потому что через слово он реализовывался. И Пригов-художник – это было открытие на выставке в Третьяковской галерее, потому что мы показали именно визуальную часть. Мы хотели показать, что Пригов – это не только очень интересный текст, но и это целый ряд потрясающих визуальных решений, образов. Сергей, вы спросили: почему Пригов? Потому что мне кажется, что это наиболее адекватная фигура для современной культуры, которая может легко переходить из контекста в контекст. Легко работать с классическим материалом, с традиционным материалом, и с материалом совершенно маргинальным. Вот Пригов – это фигура, в которой схлопываются классик и аутсайдер, художник, которого легко представить на улице в виде текста или в виде какого-то сообщения. Художник, которого можно представить в музее, и он легко кочует из музея на улицу. Вот разные способы функционирования в культуре. Если бы Пригов прожил чуть дольше, он бы вошел в Сети так, что он бы их заполнил целиком, я думаю, собой.

- Тогда мы возвращаемся к вопросу о названии выставки «От Ренессанса до концептуализма и далее». Почему такое название?

Кирилл Светляков: Потому что Пригов, как сказала Ирина Прохорова, это Данте наших дней. Вот и надо сказать, что он с ренессансным, с культами ренессансными работал очень активно. Это культы гения, это культ шедевра, это скорее культ, который возник вокруг эпохи ренессанса. То есть это культ таких вот абсолютных классиков, которыми в Советском Союзе пугали маленьких детей. Вот так вот им говорили: «Ну ты же не Рафаэль, чтобы творить». Культура использовалась как инструмент подавления, и надо сказать, что используется и сейчас, потому что вот так вот человек начинает что-то делать и ему говорят :«Ну ты же не Пушкин. Ну не парься». А Пригов задает вопрос: «А почему я не Пушкин?» А почему я не могу работать, скажем, с контекстом пушкинским, с пушкинскими проблемами? И почему есть вот эта иерархия? Откуда она взялась? Пригов – это вопрос еще и об иерархии. И он был одним из первых художников, в русской культуре, которые осознали вот эту подвижность иерархии. О том, что ты моделируешь эти иерархии, а не они тебе заданы изначально. Вот и отсюда, концептуализм, скажем, становится способом анализа культурных процессов. А вот далее это как раз история о том, как современный художник и классик, они вдруг становятся одной фигурой. И когда уличное искусство, искусство в Сети, оно может взаимодействовать с образами традиционной культуры.

- После смерти Дмитрия Александровича в 2007 году прошло несколько его выставок, ГЦСИ проводил, Эрмитаж, кажется, проводил. В чем особенность выставки, которую проводит Третьяковская галерея?

Кирилл Светляков: Особенность в том, что визуализировать искусство Пригова, именно визуализировать, очень непросто, потому что много текстов, в строгом смысле это архив. И вот, скажем, Екатерина Деготь, которая делала выставку в ММСИ, она работала с архивом, прежде всего. С концептуалистским архивом. В Третьяковке мы попробовали представить Пригова как ренессансного художника, барочного художника, сюрреалистического художника, концептуального художника, то есть разные культурные эпохи свести. И на выставке в Перми зрители будут видеть работы Пригова в системе ссылок. На стенах будут воспроизведены репродукции художников предшествующих традиций или современных Пригову художников. Можно будет сравнивать ситуации. Плюс мы реализовали ряд фантомных инсталляций на основе его эскизов. И здесь совершенно неожиданные истории с инсталляциями Пригова будут материализованы, вот эта история материализации эскиза в произведение, в такое пространственное, она меня интересовала больше всего.

- Это по графическим работам инсталляции?

Кирилл Светляков: Да, и как раз в Перми это сработало. Это сработало, потому что часть инсталляций были воспроизведены, плюс мы привезли вещи из Третьяковской галереи. Были задействованы в экспозиции вещи и собрания Пермского музея современного искусства и фонда Пригова.

- Каково соотношение музейных фондов в этой выставке? Сколько пермского материала?

Кирилл Светляков: В Перми… Пермских работ – четыре.

Наиля Аллахвердиева: Немного, да.

Кирилл Светляков: Мы показали четыре работы. А другие работы – это фонд Пригова и Третьяковской галереи.

- Ну для того, чтобы наши слушатели как-то более тесно, более детально поняли, что за человек был Дмитрий Александрович Пригов, давайте послушаем его тексты, которые сам Дмитрий Александрович читает.  В частности его знаменитый цикл о милиционере, который читал даже Вениамин Смехов, но и многие другие любители поэзии и артисты.

В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер
Не видя даже литераторов

Они же смотрят на него
Вокруг него светло и пусто
И все их разные искусства
При нем не значат ничего

Он представляет собой Жизнь
Явившуюся в форме Долга
Жизнь кратка, а искусство долго
И в схватке побеждает жизнь

Вот спит в метро Милицанер
И вроде бы совсем отсутствует
Но что-то в нем незримо бодрствует
То, что в нем есть Милицанер

И слова тут ни пророня
Все понимают, что так надо
Раз спит милицанер – так надо
То форма бодрствования
Такая

- Это были стихи Дмитрия Александровича Пригова в исполнении автора. Обволакивающий голос. Должен сказать, что перед выставкой Пермский музей современного искусства провел акцию, когда стихи Дмитрия Александровича читали разные известные пермяки, в частности, основатели книжного магазина «Петровский» Михаил Мальцев и Денис Корнеевский, люди известные, Андрей Янкин, ну и другие. Мы же слушаем стихи в исполнении автора. Ну вот этот образ милицанера, что он символизирует в текстах Пригова?

Кирилл Светляков: Образ милицанера – это область, конечно, власти, первоначально, некоей власти, которая вот так вот может гулять по улицам, это такой посредник между тобой, твоим приватным миром и миром высшим, высокими сферами. Причём милицанер этот, в общем, он не советский, вернее, изначально он советский, но Пригов обобщает его до некоего образа такого фантастического, сверхъестественного. Вот таким образом, скажем, милицанера все знают по текстам, но милицанера нет в искусстве у Пригова. У него есть бедная уборщица, это некий зритель, вот. Пригов и сам себя представлял в своих инсталляциях бедной уборщицы. Это вот некий такой смиренный человек, который перед лицом абсолюта. Этот абсолют для кого-то – это милицанер. Абсолют для кого-то – шедевр, для кого-то – «Чёрный квадрат», это уже всё зависит от индивидуального страха. Пригов – это, кстати, это художник, который работает с иррациональным, с мистикой, со страхами культурными, со страхами первородными, такими, как страх смерти, например. Это было связано с его личной историей, потому что он в детстве тяжело болел, и провёл несколько месяцев, он как бы готовился к смерти, и производил множество рисунков и стихов. Он хотел оставить это людям успеть.

- Ещё немного о власти и о смерти. Давайте послушаем ещё  Дмитрия Александровича:

Про то сья песня сложена
Что жизнь прекрасна и сложна

Вот в небесах полузаброшенных
Порхает птичка зензивер
А в подмосковном рву некошеном
С ножом в груди милицанер
Лежит

Я просто жил и умер просто
Лишь умер – посреди погоста
Мучительно и нестерпимо долго
Глядя в лицо мое умершее
Стояла смерть Милицанершею
Полна любви и исполненья долга

- Напомню, это были стихи Дмитрия Пригова в исполнении автора. У нас в гостях зав. отделом новейших течений Третьяковкой галереи Кирилл Светляков и арт-директор Пермского музея современного искусства Наилия Аллахвердиева. Кирилл Александрович, скажите, Дмитрий Пригов, он своими стихами провоцирует как-то общество, ну то есть форма художественная такая, художественного инструментария, либо это что-то другое?

Кирилл Светляков: Он провоцирует, он провоцирует на рефлексию, он провоцирует на размышление о том, где ты находишься и куда ты хочешь попасть. И здесь, надо сказать, он постоянно поднимает вечные темы. Вот это вот история, о которой в России очень любят говорить, все любят говорить о вечных темах. Он говорит: ну давайте, поговорим, в чём истина, в чём же она, ну давайте же решим этот вопрос раз и навсегда. Поэтому в каком-то смысле это провокация ещё, и провокация патетикой. И ещё обратите внимание, грань между патетикой и иронией, когда он читает текст, очень сложная. Потому что иногда некоторые зрители, которые якобы знают вот Пригова, они вот приходили и говорили: «Ну а ирония-то где?», а я говорю: «В смысле, где поржать на выставке, где можно посмеяться?» Можно везде посмеяться, а можно везде подниматься на котурны и говорить о высоком, потому что Пригов в этом отношении скорее не с Пушкинской традицией, а с Державинской работает, с такими формами ещё, воспевание XVIII века.

- Я напомню, что с завтрашнего дня в Пермском музее современного искусства по адресу бульвар Гагарина, 24, открывается выставка «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее». Мы разговариваем с куратором этой выставки Кириллом Светляковым и арт-директором музея Наилей Аллахвердиевой. И, конечно, мы говорим о Дмитрии Александровиче Пригове, о его наследии, которое он оставил, слушаем его стихи. Давайте послушаем ещё немного, и потом поговорим.

Вот придёт водопроводчик
И испортит унитаз
Газовщик испортит газ
Электричество — электрик

Запалит пожар пожарник
Подлость сделает курьер
Но придёт Милицанер
Скажет им: Не баловаться!

Милицанер гуляет в парке
Осенней позднею порой
И над покрытой головой
Входной бледнеет небо аркой

И будущее так неложно
Является среди аллей
Когда его исчезнет должность
Среди осмысленных людей

Когда мундир не нужен будет
Ни кобура, ни револьвер
И станут братия все люди
И каждый — Милиционер

-Напомню, это были стихи Дмитрия Александровича Пригова в его же исполнении. Скажите, пожалуйста, вам не кажется, что Дмитрия Александровича нет уже 8 лет, а его стихи о месте власти и государства в искусстве, в обществе, они всё более и более актуальны?

Наиля Аллахвердиева: Можно я скажу? Мне вот как кажется, единственное, о чём я сожалею, что милицию переименовали в «полицию», и возможность, критический потенциал вот этой вот поэзии, он несколько, ну как бы так скажем, ограничен ещё одним слоем рефлексии, то есть нужно заниматься перекодированием. На самом деле я хотела бы сказать, что этот проект, эта выставка очень важна, наверное, не только для Перми, но и вообще для страны нашей в целом, потому что это прекрасная возможность говорить о серьёзном и расширять пространство свободы, культурной свободы, которое у нас за это время, конкретно и в Перми тоже, очень сильно сократилось. И люди, особенно молодые люди да, то поколение, которое ходит в музей, любит современное искусство, они очень остро это чувствуют и они очень остро в этом нуждаются. И Пригов с этого пьедестала великого классика русской поэзии – я помню, что его ещё называли «солнцем русской поэзии 20 века» - он имеет такие, скажем, полномочия, если продолжать эту риторику стихов о милицанере. И вот это бесконечно важно с точки зрения такого управления процессом, связанного с вовлечением людей в пространство современного искусства, и тех целей, которые преследует музей. А цели, в общем, у нас понятные: мы хотели бы, чтобы люди мыслили свободно, чтобы люди мыслили творчески и чувствовали себя в прогрессивной стране, в свободном городе. И я думаю, что вот эта очень важная история связана с тем, что мы сейчас, благодаря этой выставке, мы смотрим, мы впервые открываем для себя Пригова как художника. Для меня было большим событием, вот это событие в Государственной Третьяковской галерее… Всю мою сознательную жизнь я спорила, что Пригов для меня был поэтом. И я всегда спорила, что Пригов не художник, ну какой Пригов художник, давайте останьте, это всё глупости. А вот Кирилл сделал уникальную совершенно вещь: он создал экспозицию, он создал пространство, в котором ты Пригова-художника впервые увидел, то есть зритель это увидел, профессионал это увидел, это невероятная профессиональная работа кураторская. А с другой стороны, действительно, я тоже помню, как моё первое знакомство с современным искусством началось с того, что я спорила, что Пригов - это не поэзия. И мне вот как раз объясняли люди, которые любят поэзию Пригова... И уже через несколько лет, погрузившись во всё это, я поняла, насколько это великая поэзия, насколько это масштабная история. И я бы хотела, чтобы в рамках вот этой выставки произошло с одной стороны, знакомство с Приговым как художником, но и переоткрытие Пригова как великого русского поэта.

- Кирилл, для Пригова было ли это вообще вопросом, художник он, или поэт, или скульптор, либо он всё это как-то сочетал?

Кирилл Светляков: Он называл это ещё по советским канонам, советской энциклопедии: «Я деятель культуры».

- Он даже хотел, чтобы ему дали звание заслуженного работника культуры, кажется.

Кирилл Светляков: Да, «я работник культуры, я работаю с проблемами культуры, я критик, я терапевт, я осуществляю разные функции в зависимости от того, где я больше нужен сейчас». Но у него был личный производственный план: он должен был написать энное количество стихов и сделать энное количество рисунков. Вот это был личный план, плановая работа.

- И когда у него стихи не получались, он их складывал в конвертик и сжигал. И у него уже получались арт-объекты.

Наиля Аллахвердиева: Он делал гробики.

Кирилл Светляков: Да, он делал гробики, можно увидеть гробики отринутых стихов, он делал букеты отринутых стихов, и поэзию он опять же использовал и бумагу, и поэзию, как пластический материал.

- Да, но нужно сказать, что Дмитрий Александрович Пригов действительно чем только не занимался. Можно даже вспомнить, что Дмитрий Александрович был музыкантом. Об этой части биографии Дмитрия Александровича в эфире Радио-1 давным-давно, в 96 году, вспомнил другой столп российского искусства последних десятилетий. Речь идёт о Сергее Курёхине, это архивные радиоматериалы. Давайте послушаем чуть-чуть позже, а сейчас нужно сказать, что Дмитрий Александрович Пригов бывал в Перми, город ему не чужд. Он бывал здесь тоже в 1996 году, приехал по приглашению Владимира и Марины Абашевых, по приглашению фонда «Юрятин», и провёл здесь большой литературный вечер в Пушкинской библиотеке, она же Дом Смышляева, и три дня жил дома у семьи Абашевых. Вот какие воспоминания от гостя остались, у завкафедрой журналистики Пермского университета, президента фонда «Юрятин» Владимира Абашева. Давайте послушаем:

Живя у нас, он вечерами писал тексты и делал какие-то небольшие арт-объекты. Самое любопытное было – это всё, что он делал, действовало заразительно, какой-то порыв творчества. У нас тогда дочка была тогда ещё совсем маленькая, вот она посидела, посмотрела на Дмитрия Александровича и создала свою первую в жизни инсталляцию. Такой маленький коллажик на бумаге с включением каких-то предметов, элементов материальных в этот рисунок. Это спонтанно совершенно возникло, он ее не учил, он просто так разговаривал с ней, так общался и так заразительно вовлекал в свою работу. Подарил нам потом, прощаясь, один из своих текстов - «Путешествие из Москвы в Пермь», описание маршрута с многочисленными ассоциациями, вызванными пунктами остановок по этому маршруту.

- Вот такие воспоминания о Дмитрии Александровиче Пригове и его визите в Пермь остались у президента фонда «Юрятин» Владимира Абашева. Напомню, что выставка Дмитрия Александровича Пригова откроется буквально с завтрашнего дня в Пермском музее современного искусства по адресу бульвар Гагарина, 24. Кирилл Светляков – куратор этой выставки и Наиля, Аллахвердиева – арт-директор музея современного искусства Перми. И вот вопрос вам, Наиля. Скажите, пожалуйста, параллельно с проектом будут ли какие-то просветительские лекции или программы?

Наиля Аллахвердиева: У нас подготовлена большая образовательная программа в рамках выставки, которая продлится до 28 июня. Её курирует руководитель научного отдела Галина Янковская. Программа называется «Читаем Пригова». И она начинается с лекций известных культурологов, философов, поэтов и так далее. В том числе в рамках программы к нам приедет Лев Рубинштейн в мае. Также в рамках этой программы привезём музыканта Владимира Раннева, который ставил оперу на либретто Пригова. И помимо этого наш отдел по музейной педагогике делает очень много интересных программ для детей. Я думаю, что дети получат невероятную совершенно возможность придумывать, сочинять стихи и, я думаю, обязательно гробики стихов будут повторены при помощи детской аудитории. Поэтому следите за нашими анонсами и приходите в музей. Это можно узнать подробно на сайте музея и на блоге музея rechnoy.livejournal.com.

- Лев Рубинштейн – это человек, который не раз высказывал свою позицию в том числе по политическим вопросам, он поддерживает Навального и другие общественные инициативы оппозиционного характера. Не было вот каких-то предложений не возить Рубинштейна?

Наиля Аллахвердиева: Дело в том, что я уже, наверное, незаметно, но, наверное, уже заметно, пытаюсь вывести музей с поля политических спекуляций, в которых музей долгое время находился, и перевести его в зону чисто культурных событий, тем самым укрепив его статус и позиции. Поэтому, возможно, где-то, когда-то там Рубинштейн и может восприниматься как политический персонаж. Нас он интересует исключительно как поэт, и мы его ждём, мы его любим. И я не думаю, что кто-то в состоянии нам запретить его видеть и слышать в стенах нашего музея.

- Кирилл Александрович, вопрос вам. Не так давно худрук Пермского оперного театра Теодор Курентзис написал открытое письмо по поводу ситуации с «Тангейзером» в Новосибирском театре, не чужом ему театре, и он прямо обвинил Минкульт в цензуре. Скажите, вы сталкиваетесь с этим в своей работе, с цензурой министерства культуры?

Кирилл Светляков: Нет, пока не сталкивались.

- И тоже не могу не спросить: 12 апреля на стене одного из домов в центре города появилось граффити с распятым Гагариным, знаете эту историю?

Кирилл Светляков: Я о ней сегодня. Причем, когда заглянул на Facebook. В Москве меня спросили, те, кто знают, что я в Перми нахожусь, они спрашивают, видел ли я это? Я не мог это видеть, потому что я три дня видел выставку, которую мы монтируем, и не выходил. Но сегодня я узнал, что была такая история.

- Сейчас полиция ведёт проверку, будет экспертиза, судя по всему, с привлечением…

Кирилл Светляков: Экспертиза чего?

- Экспертиза работы, экспертиза, вернее, уже не самой работы, а фотографии, потому что работу спилили болгаркой и, соответственно, с привлечением кого-то от церкви, кого-то от искусства, будут решать, оскорбляет ли это чувства верующих, не оскорбляет. Вообще, ваша оценка подобной ситуации.

Кирилл Светляков: Я сталкивался с этим, когда был суд над Андреем Ерофеевым, мы работали с Андреем, я был свидетелем. Я отвечал на разные вопросы по поводу работ, которые якобы кого-то оскорбили. Я их анализировал и с художественных позиций, и позиций… Я не компетентен, чтобы оценивать их с позиции религии, например, в этом смысле. Я могу сказать, что большинство людей, которые написали письмо, они не видели выставку, они не видели работ. Они увидели какую-то выборку очень тенденциозную в интернете. И увидев это в интернете, они вот так вот возмутились. Там всё было очень странно.

- Вернёмся к теме выставки, которая откроется завтра: «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее» в Пмузее современного искусства по адресу бульвар Гагарина, 24. Я хотел бы обратиться к слушателям: скажите, дорогие пермяки, пойдёте ли вы на выставку Дмитрия Александровича Пригова, заинтересовал ли вас этот художник, поэт, работник культуры? Звоните нам в прямой эфир по телефону 206-60-66, задавайте вопросы куратору выставки Кириллу Светлякову, заведующему отделом новейших течений Третьяковкой галереи, и арт-директору Наилии Аллахвердиевой, мы продолжим. Скажите, пожалуйста, какие масштабы выставки, сколько залов, сколько работ, какой период творчества?

Кирилл Светляков: Это весь период: начиная от 70-х до 2000-х годов, это практически все этапы. Большинство тем, которые Пригов затрагивал как художник, они показаны. И три этажа мы охватили – это всё пространство экспозиционное музея.

Наиля Аллахвердиева: Я хотела бы сказать, что это, я так понимаю, первый выезд этой большой выставки за пределы…

Кирилл Светляков: Да.

Наиля Аллахвердиева: И это большой эксперимент, на самом деле, потому что в Москве это была немножко другая экспозиция, и Кириллу пришлось полностью переформатировать структуру этой выставки для Перми.

Кирилл Светляков: Да.

Наиля Аллахвердиева: И в этом смысле это уникальный результат.

- Расскажите немного о том, как прошла выставка в Москве, и как она изменилась в нашем варианте?

Кирилл Светляков: В Москве она была резонансная по меркам посещаемости выставок современного искусства – это более 70 тысяч. Для выставок современного искусства это очень много. Учитывая, что выставки Пригова в Москве уже были. Привлекало пространство, привлекала визуализация его работ. Плюс некоторые люди приходили по два раза, потому что им нравилось там находиться. Им казалось, что они ещё что-то могут скачать оттуда. Это тоже редкость. А пермский вариант, учитывая более компактный зал, центричность залов – потому что в залы Третьяковке вытянуты в такую анфиладу пространственную – а в условиях центричного зала появляется много перспектив, много точек зрения. И мне кажется, что даже с точки зрения координирования произведений между собой, их диалога, эта выставка интереснее даже. Ну хотя бы может быть еще потому, что замечательное пространство, и потому что у меня уже немножко больше опыта работы с этими работами. И я надеюсь, что это будет интересно.

- Наиля, сколько ожидаете гостей?

Наиля Аллахвердиева: У нас, как правило, на открытие приходит 400-500 человек, мы просто больше не можем, к сожалению. У нас 500-600 бирок в гардеробе, и мы боимся пускать больше, потому что сейчас выставка – там очень много график, очень много работ хрупких. А так вообще мы бы хотели, чтобы выставка была аншлаговая, чтобы люди приходили, смотрели и не разочаровывались. Для меня тестовой является реакция сотрудников. Как правило, поскольку сотрудники в основном молодые, молодые девочки, мальчики, если они говорят «очень круто», то та целевая аудитория, ради которой мы стараемся, работаем, она должна оценить. Но я бы ещё сказала, это тоже вопрос менеджмента, эти работы идеально кастомизированы для медиапространства – которые на третьем этаже, «Чушь», «Красота», «Сон уборщицы» - это то, что любят блогосфера и сетевые всякие сервисы типа «Инстаграма». И я думаю, что они настолько заразительны, что поведут за собой аудиторию дальше в музей.

- Кирилл Александрович, вы визуализировали графические работы Дмитрия Александровича Пригова. Где здесь грани между кураторской работой и работой художника, потому что по сути рука художника не касалась этих работ?

Кирилл Светляков: Это интересный вопрос. Очень много оригиналов мы привезли, реплик несколько. Мы сделали серию лайтбоксов по оригиналам, которые можно видеть на выставке в Перми, мы воспроизвели несколько инсталляций. Но почему это происходит ещё? Работа художника-концептуалиста, она нуждается в переводе, очень часто в другие медиа. То есть если ты не сделал копию работы, которая потребует манипуляций, переворачивания, как книжку листать необходимо её. Если ты её не воспроизвёл, то она и непонятна. И поэтому здесь художник просто буквально провоцирует на создание разных медиа и на работу с медиа. Поэтому это продолжение работы художника, но кураторскими способами.

- Наиля, где грань между позволенным куратору, скажем, на ваш взгляд?

Наиля Аллахвердиева: Я думаю, что очень многое, потому что его цель – она всё-таки связана с представлением художника. И мы уже сталкивались с этим, когда мы делали выставку Павлюкевича и Субботиной, когда я приглашала Катю Бочавар ровно с той же целью. Когда художники не могут видеть себя, и не понимать, каким языком и как о себе они должны рассказывать. Катя вытащила всю мастерскую, которая не является чистым произведением художника, но она создала такой невероятный камертон ко всей истории про этих художников, по всей их биографии творческой, что она была одним из ключевых элементов на выставке. Если куратор считает, что интерпретация работ, как бы подлинных работ, может обязаться… То есть по сути выставка – это такой театр, это такой спектакль, который нужен, то есть это другая концепция кураторской работы, чем была ещё несколько лет назад, когда просто картины по стенкам развешивали, и подлинник сам по себе являлся целостью. Современный куратор, он старается как бы аудиторию включить, как бы не позволить аудитории из проекта выскочить, то есть он обволакивает эту аудиторию, он создаёт такие декорации, в которых ты блуждаешь, тем самым погружаясь ещё более сильно в сами произведения. И поэтому вопрос соотношения подлинности или там созданных заново работ – он не является важным.

- Я напомню, что с завтрашнего дня начнёт свою работу выставка  «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее». Выставка будет проходить в Пермском музее современного искусства по адресу бульвар Гагарина, 24 до 28 июня. У нас в гостях сегодня были  заведующий отделом новейших течений Третьяковкой галереи Кирилл Светляков и арт-директор Пермского музея современного искусства Наиля Аллахвердиева. Всего вам доброго, спасибо, что пришли к нам!


Обсуждение
4412
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.