Верхний баннер
09:01 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

09:08, 28 апреля 2015

«Фестиваль «МОНОfest» - конкурс отчаянных и рисковых артистов!» - Нина Соловей о программе фестиваля моноспектаклей.

Теги: МОНОfest

«Фестиваль «МОНОfest» - конкурс отчаянных и рисковых артистов!» - Нина Соловей о программе фестиваля моноспектаклей.
«Фестиваль «МОНОfest» - конкурс отчаянных и рисковых артистов!» - Нина Соловей о программе фестиваля моноспектаклей.

Тема: фестиваль моноспектаклей «МОНОfest»

Гость: Нина Соловей, программный директор фестиваля «МОНОfest»

Программа: «Дневной разворот»

Дата выхода: 23 апреля 2015 года

Ведущий: Евгения Романова

- Всем доброго дня! У микрофона Евгения Романова, начинаем нашу культурную часть «Разворота». Говорим о Всероссийском фестивале моноспектаклей «МОНОfest», в гостях у меня арт-директор фестиваля «МОНОfest» Нина Соловей. Это второй или третий фестиваль, Нина, напомни?

Нина Соловей: Это второй фестиваль. В прошлом году мы провели на свой страх и риск первый фестиваль, желая еще и возродить историю фестивалей моноспектаклей в Перми. И утвердились в том, что это правильное дело, потому что зрители ходили, спектакли и артисты были прекрасные, программа состоялась. И в этом году мы проводим уже второй Всероссийский фестиваль - конкурс моноспектаклей «МОНОfest» в рамках проекта «Арт-резиденция», Года литературы в России, 70-летия Победы в ВОВ и при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

- Есть какие-то отличия от первого фестиваля, или всё, как продолжение прошлого?

Нина Соловей: Отличия есть, безусловно. Кроме того, что у нас, по-прежнему осталось 10 конкурсных спектаклей, в адрес фестиваля поступило в прошлом году 40 заявок, в этом году было свыше 50. Причём очень много было заявок из-за рубежа, хотя мы не объявляли сбора заявок на международном уровне, но, видимо, в будущем году, тьфу-тьфу-тьфу, мы будем уже делать международный фестиваль. Потому что было очень много хороших заявок, но мы их не смогли удовлетворить не по творческой причине, а исключительно по финансовой. В этом году у нас также остаётся 10 конкурсных моноспектаклей. Это Санкт-Петербург, Вологда, Москва, Тюмень, Нижневартовск, Пермь, безусловно. Из разных городов России едут к нам артисты, и режиссёры, и художники…

Ты спросила про отличия. Во-первых, в этом году мы планировали расширить географию нашего фестиваля. Мы хотели зайти в несколько городов Пермского края и показать там лучшие спектакли прошлого года. У нас получился пока только Кудымкар, но тем не менее. Мы показываем 13, 14 мая на сцене Коми-пермяцкого драматического театра спектакль «Юра» - спектакль, который победил в прошлом году на фестивале. И в этом году 15 мая мы открытие фестиваля на площадке «Сцены-Молот» делаем, представляя этот спектакль.

Я бы хотела на нём немножко остановиться. Во-первых, в этом году у нас Год литературы. Во-вторых, 70-летие Победы. И так совпало, что в прошлом году просто по единогласному решению жюри даже сказало: «Тут нечего обсуждать, это победители, тут ничего не нужно обсуждать, ничего не нужно разбирать, что получилось или нет… «Юра» - 100-процентный победитель». Спектакль «Юра» поставлен по блокадной книге Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Там дневниковые документальные записи: мальчик Юра, которому 14 лет. Начинается война – он живёт в Ленинграде, и он встречает войну сначала как радостное событие, потому что он мальчишка, он не понимает ещё, что это такое, для него война – это…

- Игра?

Нина Соловей: Да, это игра, где он обязательно совершит подвиг, где он всех победит, где будет всё хорошо.

- Всех спасёт.

Нина Соловей: И война – это что-то такое героическое, а в реальности, конечно, оказывается, что война – это не только рождение подвигов, но это и предательство людей, это голод, это смерть, это уход родных… И подлость в определённой степени, и доброта в какой-то степени. В общем, вся история, которая происходит с мальчиком, разворачивается на сцене. И сам спектакль поставлен очень хорошо. Если вдруг вы не были в прошлом году на этом спектакле, то…

- Я просто сижу и вспоминаю, на каких я была, на каких нет. Именно на «Юре» я не была, а персонажи? Кто актёр, кто он?

Нина Соловей: Актёр Антон Леонов – это Санкт-Петербург, театр со странным названием «Театр НеНормативной пластики», режиссёр Роман Каганович. Причём так получилось, что в прошлом году они приехали, Роман Каганович познакомился с другим участником фестиваля, тоже с лауреатом из Кудымкарского театра, Альбертом Макаровым. И они – уже вот год прошёл от фестиваля до фестиваля – они уже поставили спектакль, и играется этот спектакль на сцене Коми-пермяцкого театра. И уже они делают новый моноспектакль. В общем, завязались такие творческие всязи. И режиссёр, кстати, этого спектакля будет проводить мастер-класс, но об этом немножко отдельно. Вот это что касается…

- Открытия фестиваля… Но ведь этот фестиваль, он конкурс?

Нина Соловей: Ну «Юру», конечно, судить уже не будут. А те конкурсные работы, о которых я расскажу, будут. Я ещё хотела, конечно, Женя, обратить внимание, что у нас в этом году фестиваль будет посвящён памяти Алексея Девотченко. Имя этого артиста известно слушателям «Эха», и оно…

- Оно связано именно с созданием фестиваля.

Нина Соловей: Да-да-да, во-первых, в своё время Алексей Девотченко взял гран-при на пермском фестивале «В начале было слово». Он один из немногих сильнейших артистов России, которые решаются, именно решаются работать в жанре моноспектакля, потому что это непростой жанр. Не каждый ведущий артист театра способен на такой риск актёрский.

И Алексей Валерьевич был членом жюри, он помогал, он помогал советами. В общем-то, после фестиваля он дальше продвигал те спектакли, которые были показаны на нашем фестивале. И он приступил к созданию нового моноспектакля, он хотел привезти новый моноспектакль… Вот так ужасно, трагически, совершенно нелепо оборвалась его жизнь в ноябре, но мы посчитали нужным вспомнить его такого молодого, такого красивого, такого умного, такого талантливого артиста и гражданина.

- Я видела, как ты переживала его смерть.

Нина Соловей: Не только я…

- Многие, действительно, мы все переживали, но его имя действительно было связано с фестивалем «МОНОfest» и был вопрос внутри: а делать ли второй фестиваль без него? Или не было изначально этого?

Нина Соловей: Я думаю, что он бы, конечно, не одобрил не делать дело дальше. Потому что когда я ему первый раз написала «Алексей, вот мы хотим возродить фестиваль, помните, когда-то, 9 лет назад фестиваль был» - он просто всеми руками за. Человек в прямом смысле просто готов был всё делать бесплатно для этого фестиваля: и рассказывать, и привлекать людей, и работать в жюри. А работа в жюри – это вообще не дай бог никому.

- Почему?

Нина Соловей: Потому что ты должен сидеть, в день по 3 спектакля смотреть, находить какие-то нужные слова, оценивать. Есть спектакль хороший в любой конкурсной программе, а есть спектакли, которые ты вынужден смотреть. А для артиста… Это критику профессиональному легко, он может 10 спектаклей в день посмотреть. А артисту это довольно сложно.

- А я почему-то думала, что выбираются работы так: присылаются их видео, рассматриваются, вот и всё. Или нет, не всегда?

Нина Соловей: Конечно, так и есть. Есть экспертный совет нашего фестиваля… Ч уть не сказала «Золотой Маски». Он не такой, конечно, как у «Золотой Маски», но есть экспертный совет. Присылаются заявки из разных городов, и, как в этом году выяснилось, из стран. Мы их отсматриваем, мы выбираем. Из них выбираем 10 названий. Иногда плачем, рыдаем, иногда плачут, рыдают артисты.

- Сложно выбрать?

Нина Соловей: Сложно выбрать. В этом году были очень сильные заявки, просто очень сильные. Кого-то мы не можем по ужасной, на мой взгляд, причине, удовлетворить – потому что нет такой сценической площадки, на которой этот спектакль может выигрышно показаться. Кому-то не хватает одного голоса, не дотягивает. Вот поэтому в этом году очень сильный состав конкурсных спектаклей. И просто если даже пройтись по названию, в этом году – это совпадение, но мне кажется, очень знаковое – Год литературы, и артисты стали обращаться вдруг к таким великим произведениям… Просто скажу, например, «Крейцерова соната», Толстой. «Это я, Батюшков!» - гдев работу вообще взята биография Батюшкова. Это, например, биография Грибоедова и его пьесы «Горе от ума», спектакль «Двое». Это мой личный фаворит – я же не в жюри, поэтому могу говорить о том, кто мне нравится. Когда артисты берут классику, причём хорошую, проверенную временем, и по-новому подходят. Например, в спектакле «Двое», посвящённом Грибоедову и его пьесе «Горе от ума», там кроме артиста – хотя артист там самое главное, необычайно колоритный, органичный, харизматичный, очень сильный артист – там у них в спектакле задействовано 16 ноутбуков, 8 планшетов и куча-куча разных уже мелких гаджетов.

- Технологический такой спекталь.

Нина Соловей: Да-да, и при этом всё равно там остаётся человек, вот этот артист, который всё это представляет, который устраивает некую встречу Грибоедова со своими героями. В общем, это надо смотреть. Это будет в фойе Дома актёра, там очень мало места, поэтому нужно просто успевать за билетами. Есть, например, спектакль «Вперёд и с песней!», который пройдёт в первый день, в пятницу. Я думаю, что этот спектакль будет очень интересен и вызовет немало эмоций, сопереживаний у людей старшего поколения. История неисправимой оптимистки, играет её заслуженная артистка Российской Федерации Вологодского театра для детей и молодёжи Августа Кленчина. И этот спектакль – это некое воспоминание о молодости. Но это не просто рассказы – «я сходил туда, я сходил туда» - это сопереживания. Это очень яркая интересная артистка. И вообще, кстати, если говорить об артистах, они все уже лауреаты конкурсов, они многие уже народные, заслуженные… Но, главное, что фестиваль «МОНОfest» - конкурс отчаянных и рисковых артистов!

- И эти спектакли показаны во многих местах.

Нина Соловей: Не во многих. Это новые спектакли. У нас нет ограничений, то есть спектакль может быть и 12 лет поставлен. Есть новые спектакли, есть спектакли, которые давно идут. Вот, например, спектакль «Это я, Батюшков!» - он в этом году получил гран-при на международном фестивале «Монокль». Фестиваль «Монокль» – это такой наш старший брат, хотя родился этот старший брат из пермского фестиваля «В начале было слово». Есть фестивали, которые – так совпало, это я уже прочитала потом – которые критики уже обласкали. Вот есть совсем новый спектакль «Хочу в Париж» по мотивам рассказа Михаила Веллера, это современная история. Есть у нас, на мой взгляд, очень любопытный спектакль, называется он «Молёбка». Там постановщик и исполнитель небезызвестный в Перми – не только в Перми, конечно – Сергей Райник, это пластический моноспектакль.

- Танец?

Нина Соловей: Да, танцевальный моноспектакль, где нет ни одного слова, а есть только танец. И он будет по сути соперничать с драматическими моноспектаклями.

- То есть у вас такой мультижанровый фестиваль?

Нина Соловей: Да-да.

- Про балет я не слышала, что, оказывается, он тоже может быть...

Нина Соловей: Да, и монобалет. Были в заявках и монооперы в прошлом году, например, и в этом году, были и кукольные спектакли. Был очень хороший спектакль, и мы, конечно, были всеми руками и ногами за то, чтобы его взять в концертную программу – детский кукольный спектакль. Но по техническим причинам, связанным как раз с этим театром, им нужно было срочно куда-то на гастроли, и пришлось им отказаться от участия. Хотя они тоже, как и мы, радовались, что они прошли в конкурсную программу.

- Продолжаем говорить про фестиваль «МОНОfest». У нас в гостях арт-директор фестиваля Нина Соловей. Фестиваль спектаклей одного актёра, фактически, «МОНОfest». Но спектакль «Двое» – это означает, что там их двое?

Нина Соловей: Нет, он может так называться. А спектакль «Тринадцатый апостол» – это не означает, что там есть ещё 12 апостолов.

- Да, можно, чтобы два артиста на сцене?

Нина Соловей: Нет, «моно» – это один, это строго.

- Это главное условие?

Нина Соловей: Причём были такие заявки, где артист драматического театра на сцене, а рядом с ним девушка всё время танцевала, или были ещё какие-то.

- И они не проходили?

Нина Соловей: То есть тут есть формальный признак – это один артист. В этом и уникальность этих спектаклей, когда один артист, один на один с материалом, со зрителем, и он способен рассказать эту историю. Историю большую, не обязательно историю одного человека, но, может быть, огромную историю, где несколько действующих лиц. Есть, конечно, такие спектакли, как например «Новеченто», известное очень название теперь «1900-й» - про пианиста, который никогда не сходил с борта корабля, очень известный материал и довольно сильная работа. Это «Выпускники-щукинцы», московский театр к нам приезжает. Есть поэтические спектакли – опять же я возвращаюсь к году литературы – например, монопредставление по поэме Маяковского «Облако в штанах», «Тринадцатый апостол». Есть спектакли по современным, с одной стороны, а с другой стороны, уже легендарным произведениям, как, например, «Школа для дураков» Саши Соколова – «Пришли те, кто пришли». Вот так рассказывать – это, конечно, неблагодарное дело.

- Я вот так слушаю и понимаю, что наши слушатели тоже утопают в море информации. Хочется спросить: назови два-три главных спектакля, на которые хочется сходить. Не будет же столько времени, работает фестиваль 3-4 дня…

Нина Соловей: Фестиваль проходит: пятница, суббота, воскресенье и начало понедельника.

- И начало удобное, на выходные. Но там несколько спектаклей…

Нина Соловей: Брать увольнительные! Руководство поймёт, руководство будет только за вас. Оно скажет: «Браво, правильно, ходите в театр! Работа не волк, в лес не убежит».

- То есть ты настаиваешь, ходить на всё. Я, не потому, что я, например, не могу выбрать…

Нина Соловей: Возможно, но я приглашаю всех сходить на спектакль, кстати, Пермь представляет «Агата возвращается домой», сказка, где играет Алёна Котова в «Сцене-Молот».

- Замечательный спектакль, он был популярен несколько лет назад, мне кажется, все его посмотрели.

Нина Соловей: Он и сейчас очень популярен. Довольно сильный и он прошёл как раз наш экспертный совет.

- То есть если кто не смотрел, то обязательно посмотреть «Агату» здесь.

Нина Соловей: У нас есть группа «ВКонтакте» - http://vk.com/monofest , у нас есть группа в «Фейсбуке» -https://www.facebook.com/groups/monofest/ , где в ежедневном режиме мы выкладываем подробные описания и анонсы каждого спектакля.

- То есть можно выбрать на свой вкус.

Нина Соловей: Вы можете почитать, посмотреть, там мы постарались аннотации написать так, чтобы всё уже было понятно.

- Теперь расскажи, сколько стоит и на каких площадках.

Нина Соловей: Идёт в «Сцене-Молот» два спектакля – это «Агата возвращается домой» и открытие фестиваля и спектакль «Юра». В большинстве своём спектакли идут в Доме актёра, это Ленина, 64. И один из спектаклей «Это я, Батюшков» идет в Театре юного зрителя в фойе театра, там нужен был камин, а фойе Театра юного зрителя – это уже отдельный прекрасный спектакль. Есть все билеты, они давно уже в продаже на сайте perm.kassy.ru. Там тоже подробное описание. Билеты стоят 100-250 рублей.

- Я знаю, что некоторые люди думают: а куплю за день, куплю в тот же день. Не будет, проходили уже.

Нина Соловей: Не будет. В прошлом году не было, да.

- Поэтому надо заранее. Именно поэтому сегодня говорим, 23 апреля говорим об этом фестивале, чтобы заранее спланировать, выбрать, купить билет, пригласить кого-то, подарить билет этот заранее. А кто входит в жюри?

Нина Соловей:. В этом году у нас опять довольно роскошное жюри. Председатель - известный театральный критик, я прямо горжусь, что он к нам приедет на фестиваль. Зовут его Павел Руднев. У нас из Москвы также едет театральный критик Владислава Куприна. В прошлом году актёрский цех представлял Алексей Девотченко, в этом году актёрский цех представляет наша замечательная актриса Лидия Аникеева, народная артистка, профессор Академии культуры, ведущая артистка Театра-Театра. И Галина Ребель, профессор педагогического университета – это тоже такой завзятый, в общем-то, театрал и создатель интернет-журнала «Филолог». В общем, два пермских, два московских – два критика, и два человека из театра. Они будут. Но в этом году так же, как и в прошлом году, у нас будет приз зрительских симпатий. После каждого спектакля мы будем проводить небольшое анкетирование, и зрители будут выбирать тот спектакль, который на их взгляд считается лучшим. В прошлом году лауреат фестиваля – Альберт Макаров из Кудымкара, приз театра получил и приз зрительских симпатий.

Я бы ещё хотела рассказать… Возможно, нас слушают артисты, нас слушают будущие студенты, вернее, настоящие студенты. У нас большая, чего не было в прошлом году и что мы начали, образовательная программа. С мастер-классами приезжает профессор Санкт-Петербургской театральной академии, постановщик 17 моноспектаклей Юрий Васильев – приезжает с бесплатными мастер-классами, посвящёнными сценической речи, безусловно, актёрскому существованию в моноспектаклях. Роман Каганович, режиссёр спектакля «Юра», он тоже преподаватель сценического движения, он будет проводить лабораторию «Жест вместо слова».

- Это только для актёров?

Нина Соловей: Ну, ты можешь записаться и прийти. Да-да, просто это такие специфические вещи, но, на наш взгляд, они очень важные. В этом году у нас будут открытые обсуждения с членами жюри, то есть закрытыми будут обсуждения только тогда, когда будут присуждать места. Всё остальное, весь разбор полётов будет открытым. У нас будет и круглый стол, посвящённый жанру моноспектакля. Как определить, что это: моноспектакль или литературная композиция, концертный номер длинный или это уже моноопера или монобалет? Вот мы об этом будем говорить, мне кажется это очень важным. Я с удовольствием всех вас приглашаю с 15 по 18 мая. Приходите, смотрите, болейте, тем более, поддерживайте пермяков! И в одном месте – вам не надо никуда ехать. Не пропустите лучшие спектакли.

- Да, не пропустите, уважаемые слушатели. Действительно, можно было оценить этот фестиваль год назад, были достойные работы. Меня, помню, поразил Сергей Карякин с «Москва – Петушки». И вот когда я шла на этот жанр – люблю спектакли, хожу в театры, считаю себя театралом – у меня было немножко опасение…

Нина Соловей: Не скучно ли?

- Не будет ли скучно. Один актёр, некогда переодеваться, менять костюм, менять декорации, ещё чего-то, ещё чего-то – всё держится на человеке, на его харизме.

Нина Соловей: Ну знаешь, бывает в жизни, один человек – как космос, а бывает, что несколько человек – как пустота. Так же и в актёрском мире.

- Обязательно сходите, оцените сами. Спасибо большое! У нас в гостях был Нина Соловей, арт-директор фестиваля «МОНОfest». Заходите в kassy.ru, покупайте билеты, выбирайте, на «Фейсбуке» тоже смотрите.


Обсуждение
2923
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.