Верхний баннер
15:57 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:15, 15 июля 2015

«Если людям не разъяснять современность, то многие так и не понимают, где они находятся», - Аристарх Чернышев, участник выставки «Искусство для людей» в музее PERMM

«Если людям не разъяснять современность, то многие так и не понимают, где они находятся», - Аристарх Чернышев, участник выставки «Искусство для людей» в музее PERMM
«Если людям не разъяснять современность, то многие так и не понимают, где они находятся», - Аристарх Чернышев, участник выставки «Искусство для людей» в музее PERMM

Тема: открытие выставки «Искусство для людей» в музее современного искусства PERMM и творчество группы «Электробутик»

Гости: Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства; Аристарх Чернышев, художник, участник группы «Электробутик»

Программа: «Красный Человечек»

Дата выхода: 14 июля 2015 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми»! В эфире программа «Красный человечек», программа о наиболее заметном событии мира культуры в Перми. Я вот вижу, гости мои смеются, сейчас мы об этом поговорим. Кстати, о гостях. Наиля Аллахвердиева, арт-директор Пермского музея современного искусства, и художник из Москвы Аристарх Чернышев. Чем же наши «красные человечки» вас так рассмешили?

Аристарх Чернышев: Они уже, знаете, как жупелы, эти «красные человечки». Если кто-то хочет на чем-то поставить клеймо, то тут же вспоминают «красных человечков». Все грехи и всех собак вешают на них.

- Ну у нас вроде не грехи.

Аристарх Чернышев: В нашем контексте - да. Все зависит от контекста, они в разных контекстах работают по-разному. Кто-то хочет сказать, что посмотрите, какое оно все бездуховное, бездарное и уродливое, и поэтому «красные человечки». А кто-то говорит наоборот, что посмотрите, это что-то новое и прогрессивное - и тут «красные человечки», это успех. Даже передачу назвали именем «красных человечков». Это респект.

 - Современное искусство берет свое. Вы, кстати, тоже в современном искусстве, в этой сфере трудитесь. Вы в Перми представляете выставку «Искусство для людей». Рассказывайте.

Аристарх Чернышев: Нас уже давно пермский музей звал сделать что-то в Перми, еще когда ребята сидели на речном вокзале, но все время у нас что-то не складывалось, то мы уезжали, то работ не было на месте, то еще что-то. И вот, наконец, все срослось, у нас появились более масштабные работы, и вот, получилась такая выставка. Наверное, это наша самая большая выставка, которую мы сделали.

- То есть в Перми вы уже были?

Аристарх Чернышев: Да, мы уже были в Перми, приезжали, и работы выставлялись.

- Расскажите - когда, где?

Наиля Аллахвердиева: Сборные выставки были. Я так понимаю, была выставка на речном вокзале, не помню, как она называлась

Аристарх Чернышев: Да, там были какие-то наши работы. Точно помню, что была работа «Окончательная настройка».

Наиля Аллахвердиева: У нас такая история, что сначала мы благодаря паблик-арт программе познакомили город с творчеством группы «Электробутик» и поставили «Айконмена» перед зданием Пермского правительства, его невозможно не заметить.

- Это было ваших рук дело?

Аристарх Чернышев: Да, это наша группа создала его.

Наиля Аллахвердиева: Да. Это на самом деле очень интересная история, потому что это первая светодинамическая скульптура в России. Мы же вообще в рамках паблик-арт программы занимались инновациями, по сути, внедряли в городскую среду совершенно новые технологии, образы, материалы, которые в городской среде до этого не использовались, и в таком формате никогда не показывались. У ребят была сложная задача – сделать интерактивный объект, сделать объект, связанный непосредственно с их творчеством, и был предложен такой проект. Скульптура работала в нескольких режимах, она сделана очень хорошо, она спокойно выдерживала… То есть очень важно сделать объект не только вандалоустойчивый, но и влагоустойчивый.

Аристарх Чернышев: Да, и электричество, чтобы все работало.

Наиля Аллахвердиева: Это важно, потому что это тестирование в рамках пермской истории, оно в принципе позволяет дальше развивать эту тему, делать различные модификации, вариации и т.д. Я считаю, что это очень важно, потому что искусство должно уходить на улицы, потому что очень мало людей ходит в музеи, большинство живет в пространстве между магазином и телевизором, и в это пространство нужно вклинивать искусство, чтобы потребность в искусстве формировалась. Такая иллюзия, что все придут в музей, такая иллюзия во всем мире. В музей ходит очень ограниченное количество, поэтому музеи, художники все чаще выходят на улицу. И вот пермская прогрессивная ситуация была связана с тем, что мы очень активно выходили на улицу. Но потом «Айконмена» убрали, мне кажется, что очень важно, что мы возвращаем городу эти истории через вот такие большие выставки, потому что на этой выставке можно увидеть масштаб группы, весь диапазон всевозможных высказываний идей и т.д. И понять, что то, что мы делали в городской среде, было связано с творчеством профессиональных и талантливых художников. Конечно же, нужно делать все, чтобы возвращать это искусство обратно в город.

- А вот, кстати, был «Айконмен» - красивый, хороший, а где он сейчас?

Наиля Аллахвердиева: Сейчас он живет на складе музея.

Аристарх Чернышев: Есть идея положить его в Мавзолей.

- То есть, получается… Немножко постоял и дальше свою функцию не выполняет. Искусство ради события?

Аристарх Чернышев: Ну почему? Он же никуда не исчез, он же находится на балансе.

- Ну одно дело на балансе, а другое дело - на улицах города, как вы сами сейчас рассказывали.

Аристарх Чернышев: Он лежит.

Наиля Аллахвердиева: Что значит «ради события»? Он стоял довольно долго на улицах города в конкретном месте. Другое дело, что паблик-арт объекты не должны жить вечно, это временные объекты.

Аристарх Чернышев: Он еще не выработал свой ресурс.

Наиля Аллахвердиева: Проблема в том, что в условиях тотального дефицита искусства в городской среде, я понимаю там какие-то развитые европейские города, Америка может себе позволить менять, обеспечивать сменяемость, потому что плотность среды очень высока, а у нас она настолько разреженная, что нам надо было еще лет 10 насыщать это все, а потом заменять. А по статусу – это временный объект, это не памятник, его каждый момент можно убрать, поставить новый.

- Много было у нас и звонков в эфир и дискуссий по поводу «красных человечков». Разные совершенно мнения, но то, что о них говорят до сих пор – это что-то значит. Новая ваша выставка, давайте о ней подробнее поговорим. Там тоже какие-то светодиодные средства?

Аристарх Чернышев: Там, на самом деле, интерактивные объекты, объекты, которые рефлексируют на медиа-арт, на медиасреду, на то, как все развивается и что происходит. В основном это все электронные объекты, световые. Также как отдельный проект у нас там выставлено программное обеспечение, которое позволяет пользователям создавать самим какие-то объекты не в реальном пространстве, но на экране.

- То есть посетитель музея сможет создать свой арт-объект?

Аристарх Чернышев: Да, сможет. И эта программа есть в интернете, можно просто даже не ходя в музей, если честно, можно это сделать.

- Расскажите, это удивительно, я такого не видела.

Аристарх Чернышев: Это такой конструктор. Там есть набор базовых элементов, около 100, есть текстовое окно, куда вы можете ввести текст свой, допустим, вы хотите послать кому-то поздравительную открытку, он превращается в 3Д текст. Дальше этими объектами вы можете манипулировать, модифицировать, изменять им структуру, цвета, искривлять, скрещивать между собой, подвергать различной фильтрации, и все это происходит в 3Д. Потом вы можете выбрать бэкграунд, где это можно установить – В Централ-парке, на Красной  площади, на пляже… Потом вы выбираете способ, как этот объект разместить – на подиуме, на классической подиуме, поставить в аквариум, подвесить в воздухе, и потом ваш объект готов, вы можете сохранить себе на жесткий диск или послать другу по почте.

- Что еще у вас там будет интересного?

Наиля Аллахвердиева: На самом деле выставка очень большая, она на два этажа. Выставка очень серьезная, даже драматичная, потому что она показывают картину между красивым и прекрасным миром потребления, который и воспроизводит группа бесконечно. Название выставки - «Искусство для людей», но группа называется «Электробутик» - это как бы заявление, практически манифест. С другой стороны, проблемы, связанные с медиареальностью, которая формирует бесконечное количество страхов для обычного человека. Мы живем в не самое плохое время по сравнению с тем, как жили наши предки, но количество страхов у нас не уменьшилось. Вот это гидротелевизиемедиа, которое порождает…

Аристарх Чернышев: Есть просто реальности, они пересекаются с настоящей реальностью, отчасти на нее влияют, и она влияет на них. Но можно сформировать полностью какую-то синтетическую реальность в пространстве и погрузить в нее людей.  И люди будут уверены, что так вот оно и есть.

- Замысловато вы говорите.

Аристарх Чернышев: Что значит «замысловато»? Я давно телевизор не смотрю, но иногда попадаю туда, где есть телевизор, и понимаю, что там внутри какой-то свой мир, и он вообще никак не пересекается с моим миром.

- Нравится мне говорить, что вы из Москвы. Потому что в последнее время мы в соцсетях, да и у нас в эфирах, говорят, что раньше ругали иногородних специалистов в области искусства, а теперь многие забирают свои слова назад.

Наиля Аллахвердиева: Я не знаю, за что нас ругать.

- Не вас конкретно, а нашу культурную революцию.

Аристарх Чернышев: Понимаете, культура и то, что происходит в современном искусстве – это способ внедрить в общественное сознание то новое, что появляется в обществе, в его развитии. И если людям не разъяснять современность, то многие так и не понимают, где они находятся. Люди могут говорить, что вот мы там хотим какие-то духовные ценности наши какие-то старые. То есть на словах они говорят, но совершенно не понимают, что это такое, у них картинки нет. Обычно я говорю: «Ну хорошо, давайте ездить на каретах, ходить в кринолинах по улицам».

- Я как раз поняла, что ваша выставка против всех этих современных штучек.

Аристарх Чернышев: Нет-нет. Мы не против. Дело в том, что мы не против, и мы не пропагандируем эти штуки. Мы не против и не за это, просто анализ того, что происходит.

- Безоценочно?

Аристарх Чернышев: Нет, там есть какие-то оценки, но довольно открыто к трактовке, к обсуждению. Просто то, что происходит - прогресс, смена технологических парадигм, которые и порождают социальные сдвиги в обществе, все это нам дает новые возможности, но забирает у нас часть нашего времени. То есть мы становимся зависимы от этого. То есть прогресс дает новые возможности, больше свобод, как нам кажется. Но одновременно часть свобод он у нас забирает, забирает время, внимание, и фактически мы должны вкладывать в эту сферу свое внимание и время – это лишение части свободы.

- Вы не лукавите? Потому что вы сейчас оба на телефонах, оба что-то проверяете.

Аристарх Чернышев: Мы не лукавим. Да, мы тоже зависимы. Я стараюсь этого как можно меньше делать, но вот это и новая реальность, что вроде бы есть новое пространство и новые возможности, но в то же время я должен что-то отслеживать. Мне это не очень комфортно. Это, на самом деле, вообще проблема современности. То, что дают человеку технологии – порабощает его. У нас есть автомобиль - я не умею управлять автомобилем, кстати, но многие люди зависимы от автомобиля, они не могут без него жить, многие люди не могут жить без телевизора, а я телевизор не смотрю.

- Телевизор не смотрите, на автомобиле не ездите…

Аристарх Чернышев: Я на автомобиле езжу, но я не умею им управлять, у меня нет от него такой зависимости.

Наиля Аллахвердиева: Я бы на самом деле добавила к тому, что говорит Аристарх, о чем выставка. В выставке несколько измерений. Она рассчитана на разные типы восприятий. Во-первых, эта выставка – большой аттракцион, который просто вызывает эйфорию у детей и взрослых. У нас вчера была очень пожилая женщина, которая нас обнимала, признавалась в любви, говорила, что очень любит наш музей и гордится нашим музеем: «Ну, пожалуйста, не показывайте больше такие выставки, как ваша предыдущая из Третьяковки, посвященная Дмитрию Александровичу, потому что там было очень скучно. А вот сегодняшняя выставка – это просто праздник для души!». Она долго мне объясняла, что она понимает, что Пригов - классик, но мы же Пермский музей современного искусства: «Я два месяца жила без музея, наконец-то вы мне его вернули». Дети вчера скакали от экспоната к экспонату. Есть слой, когда можно не погружаться в эти тонкие и серьезные глубокие рассуждения, о которых хотели сказать художники, а просто развлекаться с объектами как с гаджетами. Потому что выставка предполагает нажимать на кнопки, можно раздеваться, чтобы задействовать экспонат, поиграть.

- То есть можно все потрогать, пощупать?

Аристарх Чернышев: Поиграть голосами медийных персонажей.

Наиля Аллахвердиева: Надеть очки, увидеть другую реальность. Она практически вся интерактивная.

- Давайте об этом подробнее расскажем. Это же очень интересно.

Аристарх Чернышев: Ну вот там есть работа, называется «Дизайн неолиберального режима». Идея этой работы заключается в том, что должен ли художник заниматься таким приукрашиванием общества, или он должен вскрывать пороки, язвы общества, бичевать, что-то протестовать. Это как бы такая проблема всегда формального и концептуального столкновения. Когда художник все время хочет быть таким графоманом, рисовать что-то такое красивое, а c другой стороны, искусство должно что-то там рассказывать о современности, смотреть на общество, на изменения. Мы решили, что работа художника должна заключаться и в том и в другом одновременно. Кто-то хочет видеть красивые кляксы, какие-то абстрактные пятна на стене - он их видит, пожалуйста. Но можно надеть очки и увидеть на тех же кляксах совершенно другую реальность.

Наиля Аллахвердиева: Как раз ту медийную реальность, в которой живет половина наших граждан, мы все в том числе.

Аристарх Чернышев: Ну и, отчасти, она тоже является реальность. Тут проблема какая - что одновременно ужас и красота, и насыщение технологиями нашего общества – это все присутствует в одно и то же время. Понимаете, происходят какие-то страшные события на Донбассе, и солдатики постят в ВК со своих смартфонов фоточки. Вот это вот реальность такая. Современные технологии, без отпечатка пальца не могу в телефон войти, иногда палец мокрый или еще что-нибудь.

- Между прочим, очень так интересно получилось. Говорим о выставке, которая говорит о засилии интернета, телефонов и гаджетов, и тут у нас даже в студии звонит телефон.

Наиля Аллахвердиева: Дело в том, что художники же не отделяют себя от этого. Они же не презентуют себя как святых отшельников, которые учат чему-то общество, они как раз предлагают методы освобождения, когда айфон превращается в Вавилонскую башню, меняют их функциональность, превращая их в чистые эстетические созерцательные объекты. Когда телевизор начинает деформироваться, вместе с ним деформируется экран и картинка, и т.д. Это такая попытка освобождения от гаджетов, от современных мифов, от современных медиа, и т.д. Это довольно серьезный разговор в очень красивой игровой форме, в очень красивой упаковке, что само по себе здорово, потому что важно, чтобы выставки современного искусства были открыты. Все-таки у нас страна, в которой не так много музеев, центров современного искусства, и мы конкурируем как раз тоже с кинотеатрами, телевизорами, в котором живет современный человек. Поэтому нам важно, чтобы это вхождение в музей было комфортным. У нас выставки чередуются с точки зрения степени этой активности. Еще важная и смешная история. Музей сейчас живет в бывшем здании «Сатурн-Р» - это был магазин бытовой техники. И когда мы искали место для музея, я приезжала, смотрела, и там стояли холодильники, телевизоры – он был наполнен совсем другой жизнью. И эта выставка - это по сути такая контекстуальная интерпретация прошлого этого места. Мне кажется, это очень здорово. Такой своеобразный проект будущего для всего, что в конечном итоге все должно стать искусством или попасть в музей. Потому что это какая-то такая идеальная мечта всех этих приборов, реинкарнация через несколько лет.

- То есть утюжок какой-нибудь сегодняшний.

Наиля Аллахвердиева: Да. У нас даже есть художники, которые придумали очень смешной проект по этому поводу, но я не могу его рассказать.

- Давайте расскажем, о чем мы смеялись за рамками эфира. Вы зазывали к себе на выставку, чтобы там раздеваться. Поясняйте. 

Аристарх Чернышев: Чтобы обнажиться по пояс. Там у нас есть такой объект – большая зеленая голова, надеюсь, он будет хорошо работать, потому что он такой очень чувствительный. Большая зеленая голова – это тотем такой, которому нужно поклоняться… Тут вещи в таком карго-культе, когда современный человек использует современные средства, но не понимает вообще, как это устроено, что там.

- А надо ли ему это? Может, пусть этим занимаются инженеры, а художники пускай занимаются выставками?

Аристарх Чернышев: Да, но мы тогда придем… Если люди не понимаю принципиальных вещей, то мы можем прийти к тому, что будут люди условно трудовые муравьи, и будут какие-то другого уровня люди, эксперты, а над экспертами будут еще стоять. Все же лучше, чтобы люди как-то понимали, что происходит.

- А сейчас разве не так? Каждый разбирается в своем деле. Если каждый захочет разбираться в искусстве современном как вы…

Аристарх Чернышев: Очень хорошо, пускай разбирается. И, в общем, это такой тотем, которому нужно поклоняться. И форма взаимодействия с ним такова, что перед ним нужно обнажаться по пояс.

- У нас в Штатах разрешено барышням ходить топлес. В Музее современного искусства вы тоже хотите устроить нечто подобное?

Аристарх Чернышев: Да-да, обязательно.

- Погодите, женщины будут раздеваться топлес?

Аристарх Чернышев: Если захотят. Это не принудительно, это добровольно. Если кто-то захочет, то я не вижу никакой проблемы. Разве это запрещено законом? Нет такой статьи в УК, что нельзя раздеваться, обнажаться по пояс.

Наиля Аллахвердиева: На самом деле, это такая игровая история. Понятно, что в ней больше участвуют мальчики, чем девочки. Но мы же не можем запретить девочкам, если кто-то захочет. У нас вчера музейные сотрудницы ждали, когда уже все уйдут из музея, чтобы опробовать действие этого прибора.

Аристарх Чернышев: Суть в том, что это такой противогаз, который смотрит на тебя, и там внутри экологическая катастрофа, пожар, дым. И когда человек к нему подходит, то он тоже отражается в нем, какой-то такой зеленый в крапинку, неприятно все. Но если раздеться по пояс, то ты переносишься в сказочный лес, там птички щебечут, там красота, ты сразу приобретаешь человеческие формы.

- Сразу хочется посмотреть на это все, удивительно, хочется посмотреть, как это работает и все меняется.  А, вот, вы показываете фотографию, кстати, в «Инстаграме»… Вот вам и техника, которая везде с нами. Ой, интересная штука!

Наиля Аллахвердиева: Вот так выглядит не раздетый человек.        

- А, поняла, это надо увидеть, это невозможно объяснить. Друзья, все в музей! Хотя бы понять, как это. Потому что я на фотографии разбирала долго, как это работает. Наиля, вот вы сказали, что выставка научит даже методам избавления от вот этой зависимости.

Наиля Аллахвердиева: Да, методы же на самом деле очень просты – ты же меняешь функциональность объекта.

- Мне расскажите.

Наиля Аллахвердиева: Выключаешь телевизор из розетки, покрасишь его в розовый цвет…

- И неужели перезахочется его включать?

Аристарх Чернышев: Мне как-то давно не хочется. Дело в том, что все же повторяется. Мы уже довольно пожилые люди, если так можно сказать.

- Не скромничайте.

Аристарх Чернышев: Я родился в 1968 году, школу закончил в 1985 году. И я помню, как заканчивалась наша советская эпоха, какая была пропаганда. То есть там что-то происходило, но ты уже не обращаешь на это внимание. По телику 25-й съезд КПСС идет днями и ночами, не смотришь на это, воспринимаешь это все как фон, бэкграунд. Это не работало. С тех времен как-то сохранилась такая резистенция к этому. Я вот увидел где-то телик и думаю: «Ну вот, опять двадцать пять!». То есть ничего не поменялось, то есть картинка поменялась, но суть происходящего в ящике не поменялась никак. Поэтому еще в 2003 году у нас был такой проект, и суть его такая, что телевизор снабжался дополнительным оборудованием, которое позволяло модифицировать изображение на экране по воле зрителя. Заключалось это в том, что человек мог колотить руками по телевизору и картинка деформировалась, подвергалась колористической обработке.

- Это как мы все в Советском Союзе все свои телевизоры настраивали.

Аристарх Чернышев: Это оттуда, да. А тут, наоборот, картинка не улучшается, а изменяется до такой степени, что становится таким цветастым абстрактным произведением. Это как улучшить телевидение, как снять зависимость. Дело в том, что у всех телевизоров в принципе есть внутри оборудование, которое позволяет делать фильтрацию изображения, модифицировать его, менять краски, искажать, деформировать. Просто никакие производители не допускают внутрь, чтобы кто-то эту картинку модифицировал.

Наиля Аллахвердиева: Вообще, в мире много таких проектов, действительно, связанных с освобождением от медиазависимости, перекодированием этого всего в новую эстетическую историю. Есть такой художник американский, стрит-артист Джейсон Эпинг, у него проект называется «Пикселятор». Он сделал такую структуру из ребер, которую если надеваешь на телевизор на любой, на уличный… Бывают такие экраны, в которых показывается бесконечная реклама… И он превращает это в очень красивую пиксельную игру. Там пиксели 5 на 5 сантиметров. Смотря какая там сетка внутри. Это такая нечеловеческая красота, то есть до этого была отвратительная реклама, которую ты смотрел, а теперь пиксел-арт. Оно там мигает, переливается, ну чистое наслаждение. И это такая борьба, потому что на чем все время иронизируют и пытаются апроприировать эти стратегии, потому что рынок современный делает нас потребителями, вся реальность на это заточена. И она очень прагматично относится к человеку, и человек постоянно чувствует эту прагматику, это давление на себя.

Аристарх Чернышев: Потребляй, работай, сдохни.

Наиля Аллахвердиева: Да, примерно так. И поэтому выключение из прагматического режима было очень классным. Я жила в Москве, когда начала гореть Останкинская башня. Это был такой кайф!

- Наиля!

Наиля Аллахвердиева: Ты включаешь любой телеканал, и там идет вот этот вот шум.

Аристарх Чернышев: Но кое-где пробивалась картинка с горящей башней.

Наиля Аллахвердиева: Нет, мы жили в Кузьминках, там был один шум. И был такой кайф. Ты идешь в магазин, а ты раньше не смотрел рекламу ни порошка, ни прокладок, ни кока-колы, и у тебя так несколько дней чистого эфира, представляете? Это ни с чем несравнимое удовольствие Вот примерно про это проект художников. Но они делают хитрее, они следуют советам Бэнкси про выход через сувенирную лавку.

Аристарх Чернышев: И создаем новые зоны потребления. Как бы альтернативное потребление. То есть это как бы люди, которые видят, что этот порочный круг потребления надоел уже, но все равно они уже воспитаны в этой эстетике, в этой зоне, но им нужно потреблять что-то другое – альтернативное. 

Наиля Аллахвердиева: Поэтому это бутик. Все схемы бутиковости используются. Это красивые подиумы, красивая подача, привычные человеку вещи. Вот он айпод, вот он айфон…

- То есть там и айфоны и телевизоры?

Наиля Аллахвердиева: Конечно. Все это есть. Это такой альтернативный бутик. С точки зрения потребительской матрицы потребительской. Это больше выглядит как магазин, чем как музей, на самом деле.

Аристарх Чернышев: Да.

Наиля Аллахвердиева: А еще вот эта идея магазина очень здесь важна. Это как раз то, о чем вы спрашивали. В чем разница между музеем и магазином. Она достаточно серьезная. Причем магазин сейчас развивается в концепте супермаркета, а именно исключения из магазина такого эксперта, который находится между продуктом и потребителем. Когда потребитель может трогать все что угодно сам. А до музея эта концепция до сих пор не дошла, то есть между человеком и предметом искусства все время стоит обязательно смотритель, который не пускает или не допускает. А еще лучше эксперт, который создает еще большую дистанцию, потому что он интеллектуал, объясняет постоянно человеку, что ты не понимаешь. И в данном случае художники пытаются эту дистанцию исключить, делая максимально понятные вещи и создавая максимально демократическое пространство, в котором человек может не испытывать эти комплексы, которые обычно люди испытывают в музеях, осознавая свою необразованность в этой сфере.

Аристарх Чернышев: Поэтому и название выставки такое - «Искусство для людей».

- Ну что ж, за образованием в сфере технических новинок можно прийти в эти дни в Пермский музей современного искусства!


Обсуждение
3899
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.