Верхний баннер
16:42 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

20:56, 15 декабря 2015

"Хочется больше познать, больше показать нашему слушателю, удивлять нашего слушателя", — Галина Токарева, дирижер Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии

"Хочется больше познать, больше показать нашему слушателю, удивлять нашего слушателя", — Галина Токарева, дирижер Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии
"Хочется больше познать, больше показать нашему слушателю, удивлять нашего слушателя", — Галина Токарева, дирижер Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии
Тема: 30-летний юбилей Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии

Гости: Галина Токарева, дирижер

Программа: «Красный человечек»

Дата выхода: 1 декабря 2015 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день, уважаемые слушатели «Эхо Перми»! В эфире программа «Красный человечек». Меня зовут Анна Букатова, и в гостях у нас сегодня Галина Викторовна Токарева. Повод замечательный – 30-летний юбилей Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии. Галина Викторовна, здравствуйте!

Галина Токарева: Здравствуйте!

 - Я напомню, что у нас этот год интересен у филармонии на круглые даты: самой филармонии 80 лет, 40 лет Уральскому государственному камерному хору, и 30 лет Оркестру русских народных инструментов. Я напомню, что в составе филармонии он с 2007 года, основатель и бессменный руководитель оркестра – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Виктор Салин. И вот с 2003 года за дирижёрским пультом доцент Галина Токарева, которая у нас сегодня в гостях. Галина Викторовна, с какими чувствами встречаете этот юбилей?

Галина Токарева: Чувства – это в области эмоций.

- А куда без них?

Галина Токарева: Эмоции из области музыки, поэтому мы сконцентрировались на положительных эмоциях. Юбилеи бывают разные – 30, 40, 50, 60 лет. Для коллектива, наверное, нет такого состояния, когда можно остановится и сказать, что, да, вот этот юбилей самый значимый. У нас довольно-таки большой концертный опыт, несмотря на то, что нам 30 лет, он все-таки юный. И опыт у нас был различный, и вместе со страной мы переживали некоторые эпизоды. Когда-то и залы были не очень наполнены. Сейчас мы крепко стоим на ногах благодаря нашей филармонии, которая тоже юбиляр красивый.

- Сейчас все-таки кризис, а у вас полные залы.

Галина Токарева: Да, у нас полные залы. Это результат работы.

- И показатель, что все-таки в какие-то трудные экономические времена люди тянутся хоть к чему-то прекрасному, хорошему. Много ли это или мало, сказать трудно. Может быть, можно подумать, чем этот возраст интересен. Может, пора раскрываться, открывать для себя какие-то грани. Думали об этом?

Галина Токарева: Конечно, думали. Как не думать, когда руководишь большим серьезным коллективом и когда отключаться от этого процесса практически нет никакой возможности. Я думаю, что в любое время, юбилей это или нет, есть необходимость анализировать, делать выводы и не ставить точки, ставить запятые, продолжать. Чем интересен возраст 30 лет… Я думаю, что это молодой возраст, и что у молодого коллектива… Перспективы все впереди, столько всего интересного и хочется больше познать, больше показать нашему слушателю, удивлять нашего слушателя. И, я думаю, очень важно поддерживать эмоцию интереса. А в этом возрасте все любопытно и интересно.

- А что за оркестр, за коллектив сегодня? Много вас там?

Галина Токарева: В коллективе 50 музыкантов-исполнителей. Не думаю, много это или мало. Есть коллективы, в которых и 20 человек, есть коллективы, где более 70 человек – Красноярский русский народный оркестр, очень большой, замечательный коллектив с большим опытом. И возраст нашего коллектива – молодой, энергичный, и, я думаю, нашим музыкантам порядка до 40 лет.

- То есть среди участников до 40, а от?

Галина Токарева: От… Состоявшийся музыкант, который получил высшее образование, порядка до 20 с небольшим лет.

- Очень молодой коллектив.

Галина Токарева: Да.

- Насколько трудно к вам попасть, идет ли прием? Как вообще к вам музыканты попадают, если есть такие музыканты молодые?

Галина Токарева: На сегодня ситуация сложная в плане отсутствия вакансий, а желающие есть. Ко мне приходят, мне звонят, предлагают. Я записываю телефон на всякий случай. Ну так, чтобы сегодня была проблема нехватки музыкантов, то такой проблемы нет, к с счастью. Потому что такой труд музыканта очень непростой, И есть, может быть, желание у кого-то, чтобы было побольше материального обеспечения.

- Все хотят больше денег.

Галина Токарева: Вот это все надо на весы положить. Я не скажу, что труд музыканта связан с какой-то низкооплачиваемостью. Может быть, я зря затрагиваю эту тему. Но вот тот, кто отказался от музыки, он потом все равно в нее вернулся.

- Все равно получается, что можно быть музыкантом, следовать за своей мечтой, состоятся и обеспечивать себя.

Галина Токарева: Да, и быть счастливым.

- А расскажите, бытует мнение, что народные инструменты – это что-то интересное для наших мам, для бабушек, так ли это?

Галина Токарева: Нет, не так. Зритель наш в зале присутствует, рамки возраста которого я бы даже не назвала. Бывает, что приходят с совсем маленькими детишками. И для каждого возраста у нас есть свой репертуар. Если это совсем малыши, то у нас есть сказки.

- Есть плюс?

Галина Токарева: Да, хотя приходят моложе.

- Сказки – это солист, напевающий, или это только музыкальные композиции сказок?

Галина Токарева: Это не только музыкальные композиции, это чаще всего может быть синтез, театральное действо. У нас есть сказки, которые мы совместно делали с кукольным театром. И это есть музыкальное сопровождение, мы это делаем, это наш эксклюзив, только наш. И есть сказки, в которых есть рассказчик, который говорит, и мы сопровождаем музыкально это, делаем нужное настроение музыкальным сопровождением. Это все идет непрерывное движение, без объявления номеров, вот такие литературно-музыкальные сказочные композиции.

- А какие сказки?

Галина Токарева: У нас есть в репертуаре сказка «Царевна-лягушка», сказка «Иванушка-дурачок», «Конек-горбунок», «Руслан и Людмила». Чем интересно работать с этим направлением – и публика благодарна, и детишки. У нас есть проект более старшего возраста. К вопросу, насколько это актуально. У нас есть музыкальные школы, в которых представлены музыкальные инструменты и дети учатся. И у нас каждый год проходит краевой фестиваль «Русская фантазия». Это наш бренд, это мы его придумали.

- В Пермской филармонии?

Галина Токарева: Это министерство, тогда еще был департамент. Это же более 20 лет существует. И по итогам этого конкурса у нас проходит гала-концерт. Это чаще последние выходные апреля. Мы в зале, и с нами играют лучшие победители этого конкурса. Это дети в возрасте от 7 до 20 лет. Это краевой конкурс, и каждый год это фантастическое зрелище, и дети все лучше и лучше, крепче и крепче, это народники, которые играют на балалайках, домрах, баяне, аккордеоне.

- То есть идет вот этот конкурс, а потом лучшие с вами вместе на одной сцене выступают на отчетном концерте?

Галина Токарева: Да. Это ответственно. У нас всегда новая музыка. Мы пишем к этому партитуры сами, и у нас новый солист, а их до 30 человек, там и ансамбли. То есть – это такое чудесное зрелище. Это порядка двух отделений. В органном зале, бывает в большом зале филармонии. Большой, хороший и масштабный концерт.

- И для людей зрелого возраста свои программы?

Галина Токарева: Да. У нас есть песни, у нас есть музыка, у нас есть народная музыка, у нас есть классика для любителей.

- А классика – это… Если привести пример?

Галина Токарева: Вот совсем недавно прошел концерт для цимбал с оркестром, это было 4 октября. Там звучали и цыганские напевы, и Сен-Санс Рондо Каприччиозо. Или у нас в феврале еще будет Аренский, там будет рояль. То есть направление мы развиваем, и вот опять свой слушатель, который может найти себя в этом.

- Кстати, цимбалы, по-моему, говорили, что даже ни разу в Перми не звучали. Или, по крайней мере, очень редко. С кем-то я спорила, что на «Камве» у нас было, но, тем не менее, это очень редкий инструмент, и он был у вас по приглашению филармонии.

Галина Токарева: Да, редкий.

- Чем еще удивите?

Галина Токарева: В этом сезоне мы удивим. У нас каждый месяц что-то новое происходит, мы всегда придумываем что-то новое. Впервые мы сыграем с роялем. Впервые в нашем исполнении услышат музыку современную, Михаил Броннер, который пишет сейчас партитуру специально для нашего оркестра, он ее перекладывает специально с камерного на народный, он симфонист, пишет для народников. Впервые мы будем играть с гобоистом. Солист гобой, это в марте, лучший гобоист России, или один из лучших. И еще впервые у нас Екатерина Мочелова – лучшая домристка оркестра имени Осипова, хотя они там все лучшие, но она солистка прекрасная, и мы с ней будем играть концерт в апреле.

- График насыщенный, интересный, вся информация в кассе, так ведь?

Галина Токарева: Да.

- По вашим каким-то гастрольным вещам, по-моему, были гастроли во Франции?

Галина Токарева: Это хор был во Франции.

- А оркестр?

Галина Токарева: Далеко в других странах мы не были, мы готовы к этому всегда. Очень непростая это история – оркестр, инструменты, таможня… Это наши бренды, каждый инструмент подвергается паспортному режиму, это финансовые затраты очень большие, но мы готовимся, мы подаем проекты. Может быть, это состоится. У нас замечательные контакты с Италией, с Германией. Будем рады, по крайней мере, нас ждут и приглашают, надо, чтобы все звезды сошлись.

- Далеко не ездите пока, но ездите территориально близко к нам. В марте вы заняли первое место в номинации «Профессиональные оркестры» на втором международном конкурсе-фестивале оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала». В Башкортостане это все происходило. Расскажите, насколько сложно? Это все-таки международный конкурс-фестиваль, и заняли первое место? Насколько это сложно и интересно, как это помогает вам в развитии?

Галина Токарева: Вот вы ключевых два слова сказали: сложно и интересно, я бы их соединила.

- Не бывает отдельно.

Галина Токарева: Да, потому что хочется это понять, поучаствовать в этом. Как можно сказать, себя показать и других посмотреть. Ведь это редкий случай. И участие в конкурсах дает стимул для коллектива и для солиста, если он солист, это удивительная возможность редкая, когда в одном месте собирается большое количество участников. Они все разные этнически. Там представлены различные инструменты, которых мы никогда не слышали и не видели. Это своя манера. «Зов Урала» – это широкая территория. Были, например, из республики Саха. Вот, начиная от костюмов, какие-то вот такие детали, которые только в кино можно увидеть.

- Вы тоже в костюмах были?

Галина Токарева: Да, у нас народные костюмы, мы их пошили совсем недавно благодаря нашей филармонии. И в этих костюмах народная музыка чудесно звучит, дополнение происходит в восприятии.

- Это целое шоу, это не просто концерт?

Галина Токарева: Да, это не просто концерт. Но вот в рамках конкурса состоялись конкурсные выступления, мы сыграли программу, серьёзную мы играли – Половецкие пляски Бородина. Очень здорово звучит в народном оркестре. У нас прекрасная партитура, которую уже попросили в другие регионы. Мы там играли… Андрей Бызов, композитор из Екатеринбурга, это небольшая миниатюра, но она фантастически красива в его такой интерпретации, в его композиторском видении. И мы играли финал – концерт-симфония Александра Андреевича Цыганкова, ездил с нами солист Алексей Таран, балалаечник, который с блеском справился со своей задачей. И вот три произведения, хорошая и достойной была программа. Конечно, мы волновались. Была прекрасная акустика, было серьезное жюри и нас достойно оценили. А потом был заключительный концерт, и была такая интрига до последнего, у них такая традиции на фестивале, чтобы никто не знал, кто победитель.

- На финальном концерте, который закрывает, там всегда выступают самые лучшие.

Галина Токарева: Да, там мы играли пляску скоморох Чайковского наизусть, и зал просто взорвался. Наверное, некрасиво говорить о себе хорошо, но я говорю о коллективе, которым я очень горжусь, и мы поняли, что нас оценили очень высоко и это очень приятно.

- Галина Викторовна, как оценивать совершенно разные коллективы, которые представляют совершенно разные культуры? Как сравнить два народа и выбрать среди них, чья песня народная? Это очень сложно, мне кажется.

Галина Токарева: Да, это сложно. У жюри очень ответственная функция: понять, оценить, наверное, очень много должно быть в сознании каждого из членов жюри. Не нам это судить, но потому и широк формат мероприятия — это конкурс-фестиваль. Там огромное количество номинаций, и как-то все это удачно разводилось, и лучшие номера попали на гала-концерт этого конкурса.

- За 30 лет у Оркестра русских народных инструментов краевой филармонии состоялось более 500 выступлений в разных уголках Пермского края. Расскажите, где еще побывали?

Галина Токарева: Бывали в Уфе. Нас там узнали. Были в Челябинске, это было давно очень, в Удмуртии, на территории Пермского края – очень широкий регион. Были различные концертные площадки – от маленьких домов культуры, это такие воспоминания удивительные. Когда мы приезжем на автобусе куда-то далеко, наконец мы доехали, концерт у нас примерно в шесть часов, а зрители еще у касс не собрались и нам спокойно говорят, а вот сейчас дома, кого-то нужно покормить, коров подоить… Это такие дальние воспоминания 90-х годов, но они настолько приятные. Приходили люди, и, наверное, еще не зная, что их ждет, люди уходили очень довольные и не хотели уходить, просили что-то повторить. Были моменты, когда на наших произведениях выключали свет и устраивали дискотеку, а у нас у музыкантов ноты…

- Как это устраивали дискотеку?

Галина Токарева: Это какой-то калейдоскоп световых эффектов, когда пропадал свет, и мы там что-то такое по памяти наигрывали, Это такие юмористические моменты. Были моменты, когда выходила собачка, и удивительно…Это я говорю про далекие уголки нашего края. Были большие площадки – Березники, Чайковский. Там есть музыкальные училища, зритель более подготовленный, более требовательная публика. Поэтому вот репертуар большой, можем предложить для каждого свое направление.

- Еще интересные цифры… В 2010 году вы представили 12 премьер, в 2011-2014 годах ежегодно по девять премьер. Это же большие цифры, как вам это удается?

Галина Токарева: Большие, да. Мы сами удивляемся. Ну вот опять же, движет этим эмоция интереса, хочется двигаться, хочется успеть многое сделать, играть новое. Конечно, мы повторяем лучшее, но стараемся еще накопить репертуар новый и интересный. Это и оригинальная музыка, и современная музыка, которую тоже нужно включать. Нужно успевать в ногу со временем, а время сейчас очень быстро бежит.

- А что из современного?

Галина Токарева: Из современного могу назвать Ефрема Подгайца, будем играть его в феврале, «Рондо для рояля с оркестром», или вот музыка Броннера. Так же будем играть новое произведение – это Наталия Хондо, «Восемь восьмых». Очень интересное произведение, это музыка ритмов, музыка свежей энергии, музыка, в которой нужно не только наладиться, но и подумать, и задуматься о каких-то высоких ценностях. Она тоже в одном из наших направлений. Но если говорить о приоритетах, как мы это делаем, я бы назвала, что обязательно в нашем репертуаре присутствует народная музыка – это традиция, это наши корни, она понятна всем и доступна, независимо от транскрипции, в которой она есть. Либо это обработка, либо песня, либо это какой-то легкий наигрыш, переходящий в замечательные вариации. Или это оригинальное сочинение. Все равно оно идет от этих корней и традиций. Или это песня, или инструментальная музыка, и она удивит и удовлетворит зрителя, я в хорошем смысле говорю, каждого. Потому как мы родились в этом, она с колыбельной началась, она наша, мы напеваем эту музыку. Это классика. Только это приоритет, не могу это сказать, потому что классика – это лучшее. По реакции зрителя, по тому, как он воспринимает, видно, что она нравится.

- У вас, конечно же, есть номера с приглашенными музыкантами, с пригашенными солистами, и люди эти со всего мира – с вами выступать почетно. Какие вам запомнились, расскажите?

Галина Токарева: У нас широкий спектр в этом плане, к счастью. Конечно, можно назвать такое большое имя большого музыканта и композитора, баяниста, как Владимир Зубицкий. Он сделал очень много для развития баянного искусства в России. Сейчас он живет в Италии. Мы с ним сыграли несколько авторских концертов, и, думаю, что это был не последний наш концерт. Мы продолжаем сотрудничество. Могу сказать об Александре Андреевиче Цыганкове. Это тоже целая школа для домры, он тоже композитор, он великолепный исполнитель, народный артист. Мы с ним сыграли авторский концерт и много было выступлений отдельных. Это Андрей Горбачев – лучший балалаечник России, который представляет в наших программах премьерные произведения, не надо думать о балалайке, что это все просто. Это вот такое мнение, его же давно пора забыть и похоронить.

- Даже то, что вы сейчас сказали – это немногие поймут.

Галина Токарева: Это в балалаечном репертуаре – фантастический виртуоз. Конечно, можно дополнять этот список бесконечно. Но вот очень запомнилось наше выступление в жанре сказки «Руслан и Людмила» с народным артистом Сергеем Гармашовым на сцене нашего большого зала филармонии, с его завораживающим голосом. Это было два больших отделения. Как можно у Пушкина отобрать что-то из его текста, потому что произведение очень большое, нам нужно было уложиться в рамки. Репетиции принесли колоссальное удовольствие, настолько контактировать – это замечательно. Это мастер слова, мастер сцены.

- Как мне хочется на ваши сказки сходить!

Галина Токарева: Приходите, в марте будет «Царевна-лягушка». Фантастическое произведение.

- А как вот вы отбираете кандидатуры для совместного творчества? Как понимаете, что это ваш исполнитель, что вы сработаетесь?

Галина Токарева: Бывает по-разному.

- Бывает так, что не угадываете?

Галина Токарева: Бывает, что-либо мы предлагаем, либо предлагает исполнитель. То есть приходит какой-то прайс-лист, что я хотел бы с вами спеть. Либо вот я включаю телевизор и вижу, что поет великолепный баритон, и думаю, как бы вот нам с ним спеть, это фантастически чудесно. Или был у нас Штода, прекрасный тенор из Мариинского театра. Я его послушала, мне очень понравилось, и Галина Юрьевна, наш директор, сразу согласилась. Как-то я смогла ей это преподнести, что она сразу согласилась. Я ей за это благодарна, это был великолепный контакт, это большое имя. И бывают такие вещи, что звоню и говорю, что очень хотелось бы спеть с вами. А они говорят, что мы так далеко живем, вы представляете вообще, где мы находимся. Это был Воронеж. Я говорю, да, представляю. Они очень долго думали, но потом согласились. И, я думаю, не пожалели. У нас тоже было великолепное выступление, а как понять, что он наш или не наш – мы вместе дышим. В глаза надо посмотреть.

- Это чутье ваше какое-то. А какие премьеры будут в юбилейном сезоне?

Галина Токарева: Это были наши два концерта, которые прошли в октябре, они были как раз на котором юбилейными. Это наш концерт, на котором мы озвучили, что у нас юбилей. Было вообще непросто, потому что это две огромные программы. Вот одна их них – это музыка для цимбал с оркестром, в которых представлен был Михаил Леонтьевич из Германии, это была огромная программа. И второй концерт – это коллектив из Воронежа, о котором я говорила, это «Воронежские девчата». Они известны во всем мире. Они фантастически и энергетически наполнены, у них великолепные костюмы, они поют и движутся на сцене, такая у них слава в России. Они молоды, и приехали со своим директором. Там много было музыки представлено, это были и народные песни, и авторские песни, их руководитель Юрий Романов. Это с небес. Такой текст, от которого сидели зрители плакали. И музыка такая чудесная, такой синтез. Бывает такое, а на все про все у нас на репетиции… Они приезжают вечером, у нас репетиция, а на следующий день мы уже выступаем. Это наша кухня, наши секреты, никому не скажу.

- Вы сейчас всем рассказали.

Галина Токарева: Я о том, чтобы меня правильно поняли, когда чувствуешь и слышишь, когда вместе дышишь, то здесь все пропадает и все получается. Идет все как по маслу.

- А вы ведь еще сотрудничаете не только с музыкантами и народниками, вы еще и с театрами пермскими ведет работу?

Галина Токарева: Да. Пермские театры – это лучшие театры. Там есть лучшие солисты. У нас очень тесный контакт…

- То есть вы спектакли вместе ставите, или как?

Галина Токарева: У нас есть спектакли, есть концерты. Есть отдельные концерты, и есть те, которые идут в рамках проектов. Это вопрос филармонический. Просто мы приглашаем солистов. Вот у нас есть чудесные солисты в Театре оперы и балета – Наталья Кирилова и Эдуард Морозов. У нас с ними было несколько концертных программа. Мы сейчас работаем дальше, мы готовы развивать наши отношения, пополняем наш репертуар. У нас будет 13 января концерт, после новогодних праздников, тут сразу еще один подарок – напоминание о старом Новом годе. У нас с ТЮЗом в рамках проекта «Сказки с оркестром». Там был чудесный спектакль про ежиков и зайца, где артисты пели, где они заводили оркестр, и мы там что-то тоже подпевали, говорили, удивлялись, и как-то пытались тоже соответствовать, играть. Для нас это было любопытно, интересно, непривычно, мы получили новый опыт. У нас есть очень хорошее сотрудничество с театром кукол «Туки-Луки». Вот как раз с ними «Царевна-лягушка».

- Год юбилейный как отмечали, как отмечаете? Не за день такую дату отметить, это сезон.

Галина Токарева: Вот октябрьский концерт мы посвятили непосредственно нашему юбилею, где были поздравления, где были вручены грамоты лучшим наши артистам оркестра, министром культуры, наши директором. И, конечно, сезон, весь юбилейный концерт, и мы посвящаем все наши премьеры. Мы к этому готовились. И в предыдущем сезоне у нас был уже логотип, что нам 30 лет, мы хотели как-то запечатлеть, чтобы понять эту ситуацию. Это очень ответственная история. Были записи на радио, на телевидении. Вот я пришла к вам. Спасибо вам огромное, что есть такая возможность!

- А еще ведь вот-вот будет какой-то хороший концерт?

Галина Токарева: Да, это чудесный будет концерт. Обещаю. 23 декабря будет баритон из Москвы, его зовут Владислав Косарев. Буквально вчера был звонок. Сверяли мы последние моменты. Очень хочется сказать, что он будет петь, у него такие широкие возможности – от народных песен от романсов к хитам – это 70-80 годы. Там будет Бабаджанян, фантастический до слез, будет из репертуара Муслима Магомаева, Джо Дассена и других чудесных исполнителей. И это будет «А я иду, шагаю по Москве». Этот солист не первый раз приезжает, он у нас года два назад настолько понравился нашим зрителям, практически в аншлаге. Я его очень часто вижу на телевидении, не в плане, что этого много, а в плане того, что он молодой и энергичный, и будет интересно. Я приглашаю уважаемых слушателей, зрителей, в большой зал концертной филармонии 23 декабря в 19.00 на Владислава Косарева и народный оркестр.

- У нас совсем минутка. Будем заканчивать. Доброго дня! И 23 декабря все в филармонию, там будет хорошо!

Галина Токарева: Спасибо вам!


Обсуждение
3478
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.