Верхний баннер
14:12 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:10, 13 января 2016

«Ситуация у нас далеко не худшая, и посыпать пеплом голову не хотелось бы», — Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края

«Ситуация у нас далеко не худшая, и посыпать пеплом голову не хотелось бы», — Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края
«Ситуация у нас далеко не худшая, и посыпать пеплом голову не хотелось бы», — Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края
Тема: Подведение итогов экономической деятельности Пермского края в 2015 году

Программа: «Дневной разворот»

Гость: Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края

Дата выхода: 31 декабря 2015 года

Ведущий: Артём Жаворонков

- Добрый день, уважаемые радиослушатели! На «Эхе Перми» накануне Нового года начинается... я даже не знаю, как эту программу назвать - "Дневной разворот", "Дневной эфир". С большим удовольствием представляю вам нашего сегодняшнего гостя, с которым мне в этой студии посчастливилось уже как минимум единожды общаться - Геннадий Петрович Тушнолобов, председатель правительства Пермского края. Геннадий Петрович, добрый день!

- Добрый день!

- Мы договорились, что у нас сегодня не будет ни запретных тем, ни запретных вопросов, да, в принципе, иначе с вами никогда и не бывает. Вот эта ваша политика в отношении работы, общения со средствами массовой информации - это намеренно или так случайно складывается, что никогда... вы всегда в доступе, даже для самых оппозиционных и критикующих работу и вашего кабинета, в том числе, средств массовой информации?

- Вы знаете, меня жизнь научила уважать труд других, он может быть разный, с разными результатами, но то, что труд других надо уважать, вот в жизни меня так и научили учителя мои хорошие, и жизнь, и вся моя работа научила уважать людей.

- Ну ведь очень часто бывает, что люди, которые критикуют, вас откровенно лгут, и вы в этом тоже неоднократно признавались. Не реагируете?

- Ну, конечно, даже очень часто, почему? Если идет открытый разговор, разговор конкретный по каким-то вот делам, проблемам, каким-то замечаниям, я всегда готов пообсуждать хоть с кем, и даже, посещая территории, встречаюсь с людьми, я слышу разные точки зрения, в том числе и в свой лично адрес, я стараюсь не отвернуться и убежать, а подойти и человеку объяснить - вот я, давай с тобой обсудим.

- Ну все равно ведь ваша квалификация, ваш опыт позволяет оценить компетентность человека в той или иной теме, в том или ином вопросе, бывает такое, что просто не хочется общаться, потому что видно, что человек ничего не понимает в том, о чем говорит?

- Такое бывает редко, и это можно назвать кризисными явлениями уже непосредственно психологии человека, но я подчеркиваю, что это бывает очень и очень редко.

- Давайте тогда подводить итоги, уж именно так мы заявили нашу сегодняшнюю программу, экономические итоги достаточно непростого года для Пермского края и для страны в целом. Не скрою, с некоторым удивлением услышал от вас вот до начала этой программы о том, что у нас все не так уж и плохо, как, в принципе, я так полагаю, ожидалось, и в том числе специалистами, работающими вместе с министрами, с аппаратом правительства.

- Ну, сразу могу сказать, что оценку должны давать мы сами себе не сами, ее должно давать наше общество, наше население, и, наверное, такую оценку они дают, в том числе и у вас в эфире и в других высказываниях - это тоже моя принципиальная позиция. Что касается результатов, я в большей степени говорю, сравнивая с другими, что ситуация у нас далеко не худшая, и посыпать пеплом голову не хотелось бы, потому что как бы ты не говорил, если говорят - сладкая халва и все будет сладко, или наоборот - все плохо и плохо, плохо, ничего не изменится. Надо осознавать факт того, что есть, и постараться так организовать работу, чтобы исходя из тех условий, тех результатов, которые у нас получились, можно было бы реализовать те полномочия, те госпрограммы, которые у нас утверждены.

- А что у нас есть по факту? Вот сегодня 31 декабря, бюджет дефицитный на следующий год сверстан, и много критиков у такого подхода.

- Да, я готов с этими критиками обсуждать, все ведь прекрасно понимают, почему бюджет дефицитный, и откуда был профицит раньше.

- Откуда?

- Я честно могу сказать, что профицит был наполовину искусственный, просто не финансировались определенные статьи, определенные нормативы, в частности, по здравоохранению у нас норматив где-то процентов на 15-20 отличался от федерального норматива - это питание, медикаменты и многое другое. Конечно, люди об этом плохо знали и понимали, что такое норматив - это содержание одного больного в течение суток в больнице. И таких примеров было много. Где-то 2 или 3 года не индексировалась зарплата бюджетникам, которая у нас сегодня одна из самых высоких, мы на втором месте в Приволжском федеральном округе по заработной плате бюджетникам, а по некоторым направлениям и на первом месте. Это не хвастовство, это так и есть по факту. Что касается результатов, я несколько цифр назову. Вот на 30-е число у нас исполнение бюджета по доходам - расходовать-то мы все умеем, а вот доходы-то, надо заниматься ими, было на 99%. Надеюсь, что за 2 дня мы выйдем на 100% исполнение бюджета. Даже если там какие-то колебания будут, ну, я думаю, что они на сегодня для нас понятны. Радует, что по сравнению с 14-м годом 15-й год доходная часть выросла почти на 9%.

- За счет чего?

- Вот сейчас я объясню. На 9% - это первое. Второе - удалось реализовать на более высоком уровне, подчеркиваю - не полностью, но на более высоком уровне, на порядок выше, чем в предыдущие годы, нашу государственную программу и задачи, это следующее. Очень порадовали внутренние документы, вот я почитал, посмотрел, у нас инвестиции в основные фонды в промышленности, и вообще в народном хозяйстве, в этом году выросли на 27% по сравнению с 14-м годом, это очень радует, т.е. предприятия обновляли. Ну, наверное, это в большей степени сказалась та господдержка, которая по разным постановлениям правительства была произведена для наших промышленных предприятий. Я это знаю, сколько получили, какие предприятия, это по разным направлениям, и связано с инвестиционными проектами, это связано с импортозамещением, это связано с теми утвержденными программами, которые работают у нас в Пермском крае. Вот это положительная динамика. Положительная динамика, можно назвать, удивительная, я совсем недавно прочитал, что финансовый результат на 30 с лишним процентов, финансовый результат промышленных предприятий на 30 с лишним процентов лучше, чем в 14-м году.

- Ну, фактически первым там кризисным.

- Да, конечно, здесь сыграл, прекрасно понимаем - экспортеры, курс доллара, но опять другая цифра порадовала - инвестиции в предприятия, которые работают на внутренний рынок, практически сравнялись с инвестициями в предприятия, которые работают на экспорт.

- Это парадоксальная ситуация.

- Это парадоксальная ситуация, но это факт, это сегодня мы уже видим и знаем, это говорит о том, что предприятия проводят модернизацию, обновление, зная, что они и продадут продукцию внутри страны, это определенная стабильность на будущее, т.е. вот такие радостные цифры - они, конечно, есть. Но могу сказать, что вообще в работе власти подводить итог и говорить о каких-то достижениях никогда не надо, потому что это всегда результаты промежуточные.

- А что огорчило тогда, если посмотреть на промежуточные результаты, по-настоящему?

- Ну, конечно, огорчило 2 фактора, я вот об этом говорил. Это инфляция, это понятно, сегодня беспокойство вызывает и для экономики, и для всех нас - это курс валюты. Курс валюты - это не совсем, он, конечно, нам в бюджет дает доходы, но стабильности в экономике, конечно, в этом плане не хватает.

- Ну и не только курс валют, но еще и доходы от продажи нефти, ведь у нас нефтеносный регион.

- Я могу сказать, что сегодня у нас все говорят, что мы на игле на какой-то сидим, Пермский край на сегодняшний день... у нас 34% в объеме доходов составляет уже не нефть, а машиностроение, нефть порядка 20-22%, нефтегазовая...

- Тяжелое машиностроение вы имеете в виду, вот крупные региональные предприятия?

- Это гособоронный комплекс, это машиностроение разного направления, ну это те, кто по соответствующим кодам относится к этим отраслям промышленности.

- Сможем ли мы за счет...

- Что порадовало, еще добавлю - то, что удалось нам подписать 3 так называемых инвест-контракта, об этом много говорили, вот по одному удивительно для меня - это "Сода-хлорат", великолепное предприятие, которое на сегодняшний день сделало прорыв у нас в фармацевтической отрасли, раньше практически всю эту продукцию завозили из-за границы. Это и по теме импортозамещения, и по теме новых технологий. Планируется либо в конце марта, либо в начале апреля открытие нового производства, это тоже связано с импортозамещением, это покрытый металл в Лысьве, там все реализуется, все нормально, в отличие от Чусового, где у нас проблемы - вот это неудача для нас, а там удача, и грамотно поставлена работа, в том числе, с помощью органов власти, на основании вот этого инвест-контракта подписанного удастся реализовать. Ну и люди наконец-то поверили, что вкладывать деньги можно в Пермский край, сейчас еще несколько предложений по инвест-контрактам мы будем рассматривать уже в 16-м году.

- Раскройте секрет, кто пока планирует...

- "Уралкалий", "Еврохим", ряд зарубежным компаний - они просили пока не говорить, но мы сегодня создали соответствующий совет по инвестициям, я очень серьезно веду работу в рабочей группе, мы недавно утвердили 14 проектов инвестиционных, где эти тоже присутствуют, и как намерение в 16-м году заключить инвест-контракт - такие документы мы уже имеем.

- Мы с вами встречались здесь больше чем полгода назад, и вы уже обмолвились тогда о проектировании, проецировании этой деятельности на будущее. Вот заканчивается 15-й год, какие-то подвижки есть, или это опять пока все равно только документы и намерения?

- Нет, это уже принятые решения, и предприятия, которые прошли эти процедуры, они уже знают, и они уже получили соответствующие постановления правительства.

- Получившие инвестиционный контракт предприятия получают особые условия, они инвестируют в собственное производство, в расширение количества рабочих мест. Вы назвали "Соду", "Уралкалий", "Еврохим" - это уже свершившиеся факты, это уже реализуемые проекты.

- Лысьва.

- Лысьва, а, кстати, по поводу Чусового?

- Есть несколько предложений, но мы очень скрупулезно такие предложения изучаем, вот даже у меня вот совсем недавно на днях была компания, которая провела предварительные переговоры по земельному участку с собственниками - с "Объединенной металлургической компанией", но мы очень скрупулезно подходим, потому что реализовывать там непроработанный проект мы просто-напросто не можем, второй раз обманывать людей, один раз получилось так, что обманули, когда было подписано соответствующее соглашение с "Объединенной металлургической компанией", сейчас обманывать нельзя.

- Вы были там на территории, там же говорили о серьезном социальном напряжении, что там ситуация просто пожароопасная.

- Ее больше нагнетают, там нет пожароопасной ситуации, дело в том, что это металлургический город, всегда связан с металлургией и большая часть специалистов привыкла работать на металлургическим предприятии, я их понимаю. Абсолютно, так сказать, никаких тут проблем нету, мы понимаем эти проблемы, которые есть. Но там осталось рессорное производство, которое очень серьезно модернизируется, я не то, что там был, я там всю площадку прошел, вот, рессорное производство которое модернизируется, на удивление, я очень много специалистов увидел в Лысьве, которые с Чусового, специалисты очень высокого уровня, порядка 70 человек туда ездит и работает, и многое другое. Но, подчеркиваю, я понимаю людей, которые привыкли работать в одной отрасли, посвятили там традиции целые династии, я думаю, что мы там найдем вариант так, чтобы построить какое-то современное производство, которое бы имело высокую добавленную стоимость.

- Предварительные сроки?

- Я думаю, в течение полугода 16-го года мы определимся.

- Ну, и там процесс уже самой стройки пойдет?

- Да, да.

- Вы рассказали про промышленное производство, которое уже там треть как минимум оставляет в экономике нашего региона, но многие из этих предприятий, если не наполовину, так или иначе связаны с оборонкой. Оборонка да, высокотехнологичная, безусловно, но, тем не менее, какая ставка делается сегодня в правительстве на размещение на территории края, развитие на территории края высокотехнологичного производства, ведь у нас в буквальном смысле одна-две компании крупных, которые с оборонкой напрямую не связаны, но, тем не менее.

- Ну зачем, вот тут у нас "Инкап" новый завод построили, причем здесь оборонка?

- Разве что "Инкап".

- Они сегодня порядка 30% всей реализуемой продукции сейчас отправляют в Крым, раньше закупали за границей эту продукцию, вот, это первое, второе...

- Она конкурентоспособна?

- Абсолютно, абсолютно конкурентоспособная и еще у нас задумки в рамках кластеров "Атоника", если мы решим тот план, который мы совместно составили - это предприятие, это органы власти Пермского края, правительство Пермского края, и Министерство промышленности Российской Федерации - у нас вообще здесь будет в этом плане прорыв.

- И сколько его ждать, опять же, сроки? Потому что мы все время смотрим в будущее.

- Нет, во-первых, предприятие уже работает.

- "Инкап"?

- Да, оно работает, сама приборостроительная компания - там очень много нового тоже реализовано. Я говорю о том, что мы должны выйти не только достигнув этого результата, который есть сегодня, я говорю о новых вершинах, о новых технологиях, о новых видах продукции, которые позволят конкурировать уже не только с компаниями такого среднего уровня, а стать лидерами в мире, вот идет о чем разговор. Практические вопросы решены, я надеюсь на абсолютно новые результаты, меня интересует прежде всего, конечно, финансовые результаты, которые мы получим по Протону. Они находились в схеме, когда им доставались остатки финансовых ресурсов, связанные с Центром Хруничева, т.е. головник был, сюда отдавали постоянно заказы, то не давали, и предприятие находилось в непонятной ситуации с точки зрения и текущей ликвидности, и с точки зрения развития, сейчас все поменялось, и слава Богу, что там Арбузов работает в Москве теперь, который тоже помог расширить эти узкие места, и я надеюсь, что это вот и договора, которые получены по Ангаре, позволят кластеру "Протона" развиваться абсолютно на новых уровнях. Не буду говорить про "Пермские моторы" - об этом много сказано, слава Богу, не боюсь повторять это слово, сохранился коллектив, сохранились конструкторы такие, как Сан Саныч Иноземцев и его коллеги в "Авиадвигателе", заказов там столько, что они сейчас уже думают, как их исполнить. Объем заказов огромнейший.

- Недавно прошла новость, что они собираются разрабатывать аналог двигателя для вертолетов Ми-26, которые производились на Украине...

- Они уже занимаются, есть ПД-14, есть ПД-17, есть ПД там еще далее-далее, у них уже наработки все есть, совсем все забывают, что мы строим новый завод "Редуктор", новый завод, абсолютно.

- В чистом поле?

- Не в чистом поле, а рядышком, но это новый завод, мощность которого будет в разы превосходить существующие предприятия.

- С кадрами-то решить проблемы?

- О, с кадрами. Почему вот эту тему, которую только что мы с вами обсуждали, решили передать Пермскому краю? Мы как раз в кадровом обеспечении ракетно-авиадвигателестроении оказались одни из конкурентоспособных по отношению к другим территориям, которые раньше были флагманами этих отраслей. Удалось именно сохранить и потенциал кадровый тот, который работал раньше, но у нас в рамках вот кластеров создали и учебные процессы, которые на сегодняшний день уверенно нам позволяют смотреть, что кадры есть. У нас остались и техникумы, как старые называли, сейчас колледжи, да, у нас остались и работают кафедры в наших университетах классических, никаких проблем нет. В этом году, кстати, у кафедры авиадвигателестроения конкурс был выше, но самое главное порадовали, там поступили ребята с баллами по ЕГЭ на порядок выше, чем в предыдущие годы. Это говорит о том, что наконец-то интеллектуально развитые люди пошли в наши отрасли.

- Это прекрасно! Звучит это хорошо, но все равно складывается ощущение что в целом, не только в нашем крае, но и в нашей стране с образованием есть серьезные проблемы, качество подготовки кадров страдает в первую очередь из-за того, что... не от того, что нет желания учиться у молодежи, а от того, что уже практически не осталось тех, кто мог бы учить и оказывать поддержку, ну скажем, среднего и молодого возраста преподавателей… мне хотелось бы, конечно, образованию отдельный блок посвятить нашего  разговора в связи с критикой министерства Прикамского образования, и здравоохранения, ну вот в рамках этого разговора.

- Затронули вы тему, на самом деле, больную, отрицать не буду эти оценки, о которых вы сказали, это, наверное, так и есть, но у нас проблема не в этом, а в другом. У нас сегодня большинство руководителей, к сожалению, не понимают, что первая обязанность руководителя предприятия - это заниматься подготовкой кадров, а то они говорят, нам не дают кадры. Я им говорю, кто не дает? Это ваша работа непосредственная, руководителя предприятия, две обязанности руководителя предприятия, первая - это обеспечение кадрами, и вторая - перспектива развития предприятия, вот чем должен заниматься директор, генеральный директор и т.д. Занимается кто-то этими вопросами - все нормально, не занимается - и начинает говорить, у меня нет кадров, кадры неквалифицированные и т.д., т.д. Никто за них ничего делать не будет.

- А кто занимается, вот если на тех предприятиях, которые вы перечислили?

- У нас все предприятия, которые сегодня на соответствующем уровне, к великому сожалению, а может быть к счастью для этих людей и для нас тоже самое, это те, кто имеет опыт работы, это те, кто уже проработал много лет и известные, вот это меня беспокоит, что молодое поколение, хотя появилось уже, вон Смельгевич на "Инкапе" работает, молодой парень, и работает успешно, вот, на ряде других производств есть молодежь, но это только она стала появляться в последнее время, вот тот провал, который был в конце 90-х - начале 2000-х конечно, он сегодня сказывается. Но, подчеркиваю, если руководитель занимается и видит перспективу, он вкладывает финансовые ресурсы в подготовку кадров, и у нас очень много так называемых центров на сегодняшний день создано вместе с промышленными предприятиями, которые позволяют и среднее звено рабочих готовить, и готовить специалистов с высшим образованием.

- Любопытная публикация в газете «Звезда» мне попалась на глаза перед тем, как я готовился к нашему сегодняшнему эфиру, и там очень много таких вот достаточно непростых объяснений кризисным явлениям. Говорится, например, о том, что странно считать о росте доходов населения во время кризиса тогда, когда реальные расходы также увеличиваются. Что вы можете сказать, можете прокомментировать это?

- Вы знаете, действительно здесь комментировать надо все аккуратно, это понятно, но, когда пишут вот, что стали меньше покупать товаров, пользоваться меньше услугами, это так и есть. Но сегодня здесь появилась другая цифра, которая конечно говорит об определенном психологическом состоянии населения - резко начался приток денег в банки.

- Пытаются сохранить?

- Т.е. люди, по все видимости, откладывают, пусть это скудные и небольшие деньги, у кого-то большие, у кого-то небольшие, у большинства небольшие, мы прекрасно понимаем, но откладывать на всякий случай на будущее, это конечно немножко тревожит. Когда динамично развивается экономика, когда стабильность, то люди стараются вкладывать денежки в другое, ну, покупать недвижимость, в более рискованные проекты вступать, здесь поняли, что рисковать нигде ни в чем не надо, лучше пусть полежат, до лучшего времени. Это конечно тоже вот тот фон экономический, который сегодня создан, вот такие предпосылки дает. Но подчеркиваю, вкладов стало намного больше.

- Все прекрасно - люди, далекие от экономики - понимают, что на внутриэкономический как раз фон в регионе влияют и внешнеэкономические факторы. А вот от этой зависимости, что может в ней, опять простите за это слово, зависимости, что в ней может лежать не плечах краевого правительства, что в силах краевого правительства изменить, несмотря на достаточно неблагожелательный внешнеэкономический фон?

- Ну, во-первых, у нас есть обязательства, которые мы обязаны исполнять.

- Социальные, в первую очередь.

- Социальные обязательства и перед теми работниками, которые финансируются из бюджета, это обязательное условие и в этом плане я могу сказать, что мы неплохо прошли 2015 год, неплохо, не буду говорить, что мы великие или самые лучшие, но мы неплохо прошли, и даже не фоне всей Российской Федерации Приволжского округа выглядим неплохо. Безусловно, конечно, нам очень сложно влиять на такой фактор, как инфляция, которая потом переходит в рост цен, понятно, что там и реальные доходы по-другому смотрятся, невозможно на это влиять. Второе направление - это конечно мы обязаны заниматься более активно инвестиционным развитием, создавать условия для того, чтобы инвестиции привлекались, или хотя бы те предприятия, которые работают, могли развиваться. Эти условия конечно тоже зависят очень сильно от власти, от того комфорта, от той нормативной базы, которая на сегодняшний день есть. Безусловно конечно, еще одно основное направление - это инфраструктура, ну не будет инфраструктуры, и слава Богу, мы в этом году начали аэропорт строить, вот, я думаю, что и остальные проекты инфраструктурные у нас сдвинутся с мертвой точки зрения - это мост через Чусовую, мы должны в ближайшее время объявить, и финансирование есть в том числе из федерального бюджета под утверждение, это и обход Чусового, это наконец мы нашли вариант и постараемся сделать так, причем в быстрые сжатые сроки, решение по Героев Хасана, в том числе с выходом под железной дорогой, и многое-многое с инфраструктурами. Инфраструктура - это сигнал благоприятного проживания, благоприятного развития бизнеса. Вот я так коротко хотел бы сказать.

- Кстати, по поводу инфраструктур, раз уж вы затронули эту тему сами, то у нас один из основных блоков критики в адрес сегодняшнего руководства края, губернатора и правительства в том числе - это как раз плохая реализация инфраструктурных проектов. Планы-планы-планы, но уже 4 года фактически только они и кормят информационное пространство. Так ли это? Согласитесь с критикой?

- Ну, я с критикой всегда соглашаюсь, но хотел бы сказать по аэропорту - первый проект аэропорта я видел в 90-м году, и все этапы его знаю. В 90-м году я видел проект реконструкции Оперного театра, вот, участвовал там в разных мероприятиях и т.д., сейчас он уже строится, через 2 года аэропорт будет стоять. Так же, как и будет через 1,5 года художественная галерея, вопрос решен, сейчас техзадание на проектирование уже специализированного здания - оно оплачено, работают, надеюсь, летом мы получим проект и объявим конкурс уже на строительство и реконструкцию. Вот как раз прошедший год, если говорить, как вы сказали, 4 года, там 3, 5, 10, я с оценкой согласен, но прошедший год нам позволил все-таки сделать по ряду направлений прорыв, принять окончательное решение реализации. Сейчас ведь никто не вспоминает про 179 квартал и что там было, будет новый хороший микрорайон с великолепным парком более 2 гектар, оставим всю там зелень и многое-многое другое. Сейчас будем все реализовывать, как раз прошедший год...

- Там уже начали забивать сваи?

- Там не сваи, там уже под 2 дома практически свайное поле готово.

- Вы были, кстати, недавно на этом мероприятии?

- Конечно, конечно.

- А что с дорогами? Например, пресловутая Пермь-Екатеринбург, увязли в судах, говорят, что именно политическая воля должна быть для того, чтобы этот вопрос решить, и никак иначе.

- Решили уже, суды закончились, в феврале будет уже окончательное подведение итога по новому подрядчику. Вы знаете, там зашел подрядчик, связанный с нашей славной столицей, который не смог выполнять обязанности, добровольно он не стал расторгать контракт, хотя мог бы, и уже бы другие работали, пришлось проходить суды. Он давал всякие различные свои посылы в разные инстанции судов, и к великому сожалению все это дело затянулось. Не буду здесь оправдываться, возмущения людей абсолютно правильные, им все равно - федеральная дорога, не федеральная дорога, они ругают власть - губернатора, правительство, председателя правительства, главу местного самоуправления. Но сейчас вопрос решен, с весны там будет подрядчик, к концу года этот участок дороги будет сделан, и я могу сказать, что наоборот, в этом плане Виктор Федорович Басаргин договорился о приближении финансирования дороги вплоть до Кукуштана.

- Будем ждать с нетерпением, опять же. Сегодня подвели итоги с утра по выбору персоналий в Пермском крае, это наша традиционная рубрика «Человек года», вы знаете о ней прекрасно, вы слушатель «Эха». И очень много ваших, не знаю, корректно ли это будет произнести, ваших подопечных, членов правительства, министров оказались в списке «П-», и министр здравоохранения, и министр строительства и ЖКХ, и министр культуры. Вы за них в ответе, уж коль вы сейчас в нашей студии. Геннадий Петрович, давайте со строительства и ЖКХ. Эта чехарда по руководству Фондом капитального ремонта, очень непопулярные меры, на самом деле, но при этом по сбору мы в аутсайдерах настоящих. Сейчас вроде как объявились конкурсные процедуры, возникает новый вопрос по РКЦ Прикамья, по тарификации, которая опять же проецирует все на персоналию министра, что в этой сфере? Вы, я думаю, следите за ней.

- У нас с вами откровенный разговор. Все, что говорилось в этой студии, половина, к сожалению, не соответствует действительности, это я даже мягко говорю. За последний месяц сбор средств превысил 80%, если взять отрезок в 80% последние 2 месяца, представляете, какая разница - 12 и 80, очень хорошая разница! Люди научились, люди начали работать, понимаете, какая вещь. Что касается по Фонду капремонта, ведь все перепутали, есть программа капитального ремонта и сноса ветхого жилья, которая имеет в том числе финансирование с федерального бюджета, есть программа, которая связана с Фондом капремонта, вот та программа, которая по капитальному ремонту и расселению людей из аварийного жилья - в этом году она выполнена успешно, мы одни из лучших в Российской Федерации, я могу сказать, что впервые 60 тысяч квадратных метров жилья по этой программе построили и переселили людей, уже по факту это дело есть. 

- А по программе капремонта?

- Вот, по программе капремонта пока конечно...

- Говорят, что она провалена.

- Вторая. Нет, кто там говорит? Вот у вас очень много экспертов ходит в студию, да, которые сами в жизни конечно никогда не работали в этой сфере.

- Конкурсные процедуры...

- Они говорят правильно с точки зрения их понимания, их аналитик, понимаете. 

- А как на самом деле тогда?

- А те, кто поработал в этой сфере, прекрасно понимает, что все сразу не бывает, как говорят, даже ребенок и то за 5 месяцев родиться не может - 9 месяцев. Да, там пока не создастся коллектив, пока не создастся нормативная база, и к сожалению, да, нам пришлось вместе с депутатами, я им в этом плане благодарен, очень серьезно внести изменения в нормативную базу, и мы согласны, что этой базой нормативной надо постоянно заниматься, и мы еще несколько предложений в новом квартале внесем по корректировке этой нормативной базы. Сырые были документы, не наши, даже федеральные, ну и мы вместе с ними шагали по этому делу. Тема строительства, я согласен, и готов прийти отдельно, я все-таки по образованию хоть горный инженер, но «тире» строитель, и в строительстве разбираюсь, и готов поговорить на эту тему. Это отдельная тема, у нас это одна из самых слабых отраслей промышленности вообще в экономике.

- В Пермском крае вы имеете в виду?

- В Пермском крае, и никогда традиций здесь великих не было. По здравоохранению вот не буду сейчас углубляться, тогда отдельно поговорим, очень хорошо и глубоко вник во все проблемы. Вот там у вас была тема «30 врачей», мне пришлось вникнуть туда, я бы, наверное, не 30, а побольше убрал. Полное безобразие в хозяйственно-экономической деятельности лечебных учреждений.

- Мы это видим, приходя в лечебные учреждения.

- Я сам провел балансы у 42 лечебных учреждений, все ушли, понурив головы, понурив головы. Не буду, если надо - это отдельная подробная тема, с этим безобразием боролись и будем бороться дальше.

- Как обстоят дела на селе? Все равно ведь у нас есть регионы, там что?

- Село в этом году удивительно, даже несмотря на непогоду, показало положительную динамику.

- А фермеры жалуются.

- 102,3%. Сегодня 2 фермера позвонили лично на мой телефон, сказали спасибо за поддержку. Здесь очень просто, вы знаете, сельское хозяйство - такая отрасль, что надо поддерживать ее не год, не два, не три, а десятилетиями. У нас 5 лет назад объем финансирования был 1 миллиард, сейчас 4 почти миллиарда вместе с федеральными, в 4 раза больше объем финансирования стал сельского хозяйства.

- А направления сохранились?

- А если бы в предыдущие, я имею в виду все 2000-е годы, финансировали так по 4-5 миллиардов, сейчас бы ситуация была абсолютно другая. Я вот в Коми округе был - ферму люди открывают, построили в том числе с поддержкой программы правительства Пермского края и федерального бюджета.

- Кстати, вы были недавно в Коми-Пермяцком округе, в понедельник мы с вами созванивались, вы говорили, что там. Цель визита, и как у нас вообще обстоят дела с КУБом уже несуществующим и министерство соответствующее? Территория ведь крайне депрессивная, с ней надо что-то делать.

- Угу. Коми-Пермяцкий или КУБ?

- Коми-Пермяцкий автономный округ.

- Коми-Пермяцкий, если взять вот там разделить условно на какую-то единицу, да, там объектов социального назначения - я имею в иду школы, садики, дороги, ФАПы и т.д. построено в разы больше, чем в других территориях Пермского края. Там масса работы сделана.

- А поможет это как-то поддержать, людям работать негде.

- Конечно может, ну кто сказал, что негде работать? Вот, говорят, в Кизеле депрессивная территория, там есть швейная фабрика, где 100 с лишним вакансий.

- Открытых?

- Открытых.

- Незаполненных...

- Зашел на машиностроительный завод, там пришли свердловчане, начал снова работать, да, специалисты с Уралмаша, в одну смену работает, во вторую смену людей нет, это проблемы уже другого характера, я не сваливаю на то, что какие-то нехорошие люди работают, это вот надо менять просто на сегодняшний день ситуацию в этом плане, и в том числе создавая социальные условия для того, чтобы люди могли чувствовать там себя по-человечески, по-другому, вот это наверное задача, которая одна из приоритетных, которые будут стоять как по Коми-Пермяцкому округу, так и по Кизеловскому угольному бассейну.

- Просто не поедут в эту территорию люди и специалисты, которые там сейчас востребованы, а местные, квалификации местных, наверное, просто не хватает.

- Ну это по факту так и есть, но сегодня говорить, что все так плохо, и ничего не делать – это, наверное, тоже неправильно. Мы знаем, что там сделать надо.

- Ну, помимо Кизеловского угольного бассейна, помимо Коми-Пермяцкого автономного округа есть у нас, например, еще и Красновишерский район, опять поговаривают о том, что там возможно вернутся к добыче алмазов.

- Да, такие заявки стали появляться.

- Это работа правительства или это просто возобновление законсервированной деятельности?

- Нет, там новые появляются...

- Новые игроки, которые...

- Новые пользователи недр, и в Александровском районе, и Красновишерском районе.

- Опять же, не могу не протранслировать, это от слушателей вопросы по поводу налога на прибыль, который у нас отменили, льготу налога на прибыль.

- Ну, ее не отменили, ее сделали целевой. Нет, не практически, никто ничего не отменил, пожалуйста, инвестируйте в основные фонды и получайте льготу. А почему мы должны давать льготу без каких-либо результатов? На основании чего? На основании чего я должен у Жаворонкова отбирать деньги и отдавать бизнесу, не говоря, когда ему деньги вернутся обратно. Это неправильная позиция.

- Ну все равно говорят о том, что в условиях кризиса поднятие налогов - ведь ее кто-то лишится.

- Неправильно говорят, вот никаких поднятий налогов нету, я еще раз подчеркиваю, сделана адресная система льготного налогообложения. Грамотные управленцы это все понимают и поддерживают. Те, кто шустрит и бегает и рассказывает своим избирателям или радиослушателям, или телезрителям сказки и басни - ради Бога, готов прийти в эфир и с ними поговорить. Пусть только покажут, где эта льгота и как они ею воспользовались. Либо она ушла на дивиденды и была выведена из Российской Федерации, либо была вложена в свое предприятие и тогда какой результат эта льгота дала, и тогда нет проблем.

- Сегодня готовы, они идут уже.

- Никаких проблем.

- Почему не идут?

- А я не знаю, почему не идут, ведь легче сказать, что нас обидели, гораздо сложней сказать, что мы что-то создали, что мы что-то реализовали и какой результат получен. Подчеркиваю, очень много талантливых хороших руководителей, которые это делают, понимают и дают результат.

- Ну есть, наверное, и предприятия, которым просто не хватает средств сегодня для того, чтобы соблюсти все необходимые нормы и получить эту самую налоговую льготу? Кредитное плечо-то отсутствует у многих.

- Вы знаете, а дело не в кредитном-то плече, налоговая льгота, понимаете, вот есть результаты, которые всегда есть у предприятия, понятно, акционеры подводят итог, и вот тут начинается интересное. Одни акционеры на дивиденды там 25% максимум, может быть 20, остальные либо на оборотные средства, либо на инвестиционные проекты, а есть акционеры, которые 90% на дивиденды, а остальное неизвестно куда. Стали забывать, что еще надо заниматься социальным пакетом для трудящихся, вот мы сейчас с профсоюзами договорились разработать типовой коллективный договор, и этот коллективный договор спроецируем на остальные коллективные договоры и на все социальные пакеты в Пермском крае, и посмотрим, какой будет результат.

- А когда это будет?

- Проанализируйте, мы задачу поставили такую в первой половине 16-го года, и посмотрим, кто куда какую прибыль распределяет. Вот пусть вам расскажут тогда.

- В структуре министерства 2 года назад, 1,5 даже я бы сказал, все оформления документов закончились в этом году, появилась новая структура, появился министр экономического развития, дайте оценку ну вот свою личную по прошествии скажем года работы.

- Идет становление Министерства экономического развития, его вообще никогда не бывало уже давно - с конца 90-х годов, когда Чебыкин был и этим направлением управлял, вот, нужно определенное время. Но сегодня материал, который стал появляться с помощью этого министерства, уже дает результаты.

- Основные-то его задачи?

- Допустим, по ОРВ вошли в 10-ку лучших в Российской Федерации.

- ОРВ - это?

- Оценка регулирующего воздействия на экономику.

- У нас просто даже немногие слушатели, кто постоянно слушает «Эхо» ...

- Это любой документ, любое постановление, любой закон, законопроект, в начале делается оценка, там и бизнес участвует, общественность участвует, они оценивают этот законопроект с точки зрения воздействия на экономику, на субъекты экономики.

- Которых этот закон касается?

- Которых этот закон касается, да, это очень хорошее явление. Но я подчеркиваю, что идет становление, а кто даст сегодня какой рецепт быстро, буквально за одни сутки поправить экономику России.

- Ну, одни сутки никто и не ждет.

- Я одного слышал про 500 дней, вернее, не только слышал, но и видел, я даже был у него не приеме, у господина Явлинского.

- 500 дней - это 1,5 года?

- И вы знаете, что меня удивило? Иди, только не я. Хоть кто пусть подпишет бумаги, только не я. Ну вот такой человек.

- Ответственность нести самостоятельно не хочет.

- Нет. А сейчас вот в следующем году выборы, их будет много таких.

- Вот кстати, немножко о политике, следующий год будет достаточно напряженным - выборы в Гордуму, в Законодательное собрание, выборы в Государственную думу, и очень многие ресурсы будут отвлечены именно на эти действия. Вы все-таки председатель правительства, ваша основная задача - это экономика, а не политика, но вы ведь как человек достаточно давно работающий в структурах власти, что думаете по поводу того, что нас ждет в 16-м году в части политики? О своих амбициях не расскажете?

- Ну, первое - все равно выборы делать будем, потому что существует нормативная база, которая утверждена в Российской Федерации, и эти выборы независимо от каких-то моих желаний или чьих-то желаний - они будут все равно...

- Проведены.

- Проведены. И никуда не денешься, надо с этим смириться, надо работать, несмотря ни на что.

- Расстановка сил?

- Второе то, что там амбиции и т.д., у меня такая должность, что мне свои амбиции, если я нормальный порядочный человек, придется согласовывать с определенным кругом лиц, в том числе и с губернатором, и это правильно.

- А пока вы...

- И это правильно, а пока я не занимался этим делом, будем согласовывать нормально, по-человечески, по-товарищески и с точки зрения надобности моего участия. Может скажут, иди и гуляй, может быть и такое. Надо быть готовым ко всему.

- Давайте несколько вопросов от слушателей, говорят про регулирующее воздействие, пока далеко не ушли от этой темы, говорят, что министерства закапывают в буквальном смысле в глубину своих сайтов для того, чтоб они были недоступны. Вспоминается сразу просто история с "Платоном", и Алмаз Закиев, министр транспорта Пермского края, не побоялся приехал и встречался, это тоже кстати, надо отдать ему должное.

- Ну, "Платон" - это, к сожалению, не наше решение, а федеральное решение.

- Но он-то озвучивал...

- Я единственное что его поправил, что никто не рассматривал никаких предложений о внедрении "Платона" в рамках региона, Пермского края, мы даже не планировали и не рассматривали.

- Алмаз Закиев сказал, что не исключено.

- Ну сказал, сказал, это его личное было мнение. В правительстве мы не рассматривали и не собираемся это дело рассматривать.

- Культура: серьезное сокращение бюджетов везде, и по культуре то же самое, и это отдельный пласт. «Белых ночей» у нас больше нет, хотя для многих пермяков, как бы критично не относились к создателям первых фестивалей, этот фестиваль стал знаковым. Ваше личное мнение здесь.

- Ну, во-первых, про сокращения в культуру больше рассказывают, у нас мы в общей сложности сократили расходы порядка 5%, но их не совсем сократили, чтобы там спрятать куда-то, мы их перераспределили на другие цели. Цели - это указы президента Российской Федерации, которые мы обязаны выполнять и которые мы успешно выполняем. Это и заработная плата бюджетникам.

- В этой сфере, в сфере культуры?

- Вообще по всем направлениям, это и строительство детских садиков, которые сами-то не появились, но мы 100 штук построили, 100.

- В крае?

- В крае. Это серьезная цифра. Часть построили - примерно половину, половина реконструирована, которые были брошены или перепрофилированы под другие цели, это по остальным направлениям, касающимся указов президента, деньги были направлены именно туда, никто их никуда не спрятал, не закопал и т.д. Да, сняли, где-то кому-то не понравилось, но это решение правильное, осознанное, и я считаю, что в этом плане люди должны понимать приоритеты, которые выстроены государством.

- Если не секрет, сколько мест появилось в детских садах, вот 100 детских садов...

- В этом году только 6 тысяч, а было порядка 21 тысячи.

- В планах было?

- В планах, столько и появилось.

- Это хороший результат. Будем завершать уже, спрашивают и о спорте, и о вашем отношении к дороге - к шоссе Космонавтов, о реконструированном участке, о том, где собираетесь проводить Новый год, вот такие вопросы пошли.

- Новый год всегда дома с семьей.

- А давайте сначала.

- По шоссе Космонавтов езжу постоянно, потому что у меня дом в Протасах, я не скрываю это дело, ну где-то что-то не нравится, но качество дороги, само покрытие неплохое, трасса освещена, построенные переходы позволяют ехать намного быстрее, чем ездили раньше.

- Факт, но с фурами или автобусами вот в этих вот петлях...

- В петлях... критику воспринимаю.

- А какие-то действия возможны сегодня?

- Подумаем сейчас, подумаем. Там проблема в чем, такой проект, он кстати экспертизу прошел и все, а были какие-то определенны проблемы с земельными участками, которых там очень много находится в частной собственности, и там эти частники нам условия качают будь здоров какие. Но ничего, проблема есть, надо ее решать.

- О спорте два слова. У нас есть целый ряд программ по поддержке и массового, и молодежного спорта, Павел Лях был в этой студии в понедельник, вот. Вы что скажете? У нас есть "Молот", "Парма".

- Я все могу сказать, потому что все команды были рождены при моем участии.

- А вы кому предпочтение, какому виду спорта?

- Высшее достижение "Молота" в Российской Федерации за все время истории "Молота" было тогда, когда я был президентом, я не хвастаюсь, а просто говорю факт, вот. В создании "Уралгрейта" было полностью приложено, мы с Сергеем Курченко занимались в полный рост. "Амкаром" я сейчас занимаюсь сам вплотную. Меня в свое время даже называли самым спортивным чиновником, нет проблем, могу сыграть в любой игровой вид спорта.

- А предпочтение отдаете чему?

- Если я кому-то сейчас отдам предпочтение, обидятся на меня. А вообще я в детстве занимался легкой атлетикой и десятиборьем, я не играл в хоккей никогда, в баскетбол играл в институте за сборную, и мне повезло даже поиграть со знаменитым Александром Кандалем, от тоже за нас играл, он выпускник Горного института, и многие другие. Да, вот, но серьезно занимался десятиборьем.

- Премьер-министр Пермского края, абсолютно не боящийся каверзных вопросов, был гостем студии "Эха Перми" сегодня, 31 декабря. Геннадий Петрович, ваши поздравления.

- Точно, да. Знаете, хотел бы поздравить всех с Новым годом, пожелать счастья, успехов и у нас много сегодня в эфире было «трудный год», «тяжелый год», пусть следующий год будет гораздо легче, лучше, принесет удовлетворение, счастье, новых достижений, новых успехов, и чтобы обезьяна больше улыбалась нам!

- Спасибо большое! Геннадий Петрович Тушнолобов, председатель правительства Пермского края. С наступающим вас, Геннадий Петрович!

- Спасибо, вас также!

- До свидания!


Обсуждение
4186
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.