Верхний баннер
02:28 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:41, 10 марта 2016

«Сейчас люди обращают внимание на проекты новых застройщиков, которые молодые, но дерзкие, и они уже у нас завоевали какое-то доверие на рынке», – Юлия Пивоварова, эксперт по недвижимости

«Сейчас люди обращают внимание на проекты новых застройщиков, которые молодые, но дерзкие, и они уже у нас завоевали какое-то доверие на рынке», – Юлия Пивоварова, эксперт по недвижимости
«Сейчас люди обращают внимание на проекты новых застройщиков, которые молодые, но дерзкие, и они уже у нас завоевали какое-то доверие на рынке», – Юлия Пивоварова, эксперт по недвижимости
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В прямом эфире на «Эхе Перми» программа «Районы-кварталы». Меня зовут Артем Жаворонков, и сегодня в гостях у нас Юлия Пивоварова, наш уже достаточно, ну, долгий, продолжительный во времени друг.

- Товарищ и брат.

- Да.

 Здравствуйте, Артем! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

- Руководитель аналитического портала недвижимости «Rezon-Realty». И вновь мы сегодня будем говорить о рейтингах и о том, что происходит сегодня рынке недвижимости. Юлия уже неоднократно представляла и вам, уважаемые радиослушатели, и читателям своего портала различные исследования, которые с коллегами она проводит на территории Пермского края, ведь именно Пермский край и город Пермь в большей части является объектом ваших исследований.

- Да, да.

- Чему посвящен нынешний рейтинг? Сформирован он…

- В прошлом году мы в марте проводили рейтинг по запросам в Интернете, и в этом году мы подводим его снова, подсчитываем запросы для того, чтобы понять, как изменились интересы потенциальных покупателей у застройщиков, покупателей квартир, и чтобы понять, куда движется рынок, что произошло, как меняется структура.

- Движется ли он вообще в современных условиях?

- Ну вот вы знаете, Артем, никаких провалов, вот я бы не сказала, что они есть. Вообще первый вывод, который у нас по этому рейтингу получился, это то, что люди, ну, количество запросов не уменьшилось, а мы знаем, что количество сделок уменьшилось, количество запросов увеличилось, мы понимаем, что это объясняется тем, то люди больше выбирают, т.е. люди…

- Скрупулезнее стали подходить к выбору.

- Да, да, внимательнее, потому что появились новые значимые игроки, которые предлагают хорошие проекты, и если раньше, как я уже раньше говорила, если раньше люди приходили, в основном останавливались на пяти крупнейших наших пермских застройщиках, выбирали среди их проектов, то сейчас люди обращают внимание на проекты новых застройщиков, которые молодые, но дерзкие, и они уже у нас завоевали какое-то доверие на рынке и вышли какие-то новые интересные проекты.

- Напомним в двух словах просто о рейтинге, который мы здесь же, тоже в этой студии представляли ну почти уже год назад, там было 3 этапа, 3 хронологических окна,  которые вы брали для выборки фактически.

- Артем, такие слова – хронологические окна. Да, да, мы брали первый период – это такой, когда у людей было много денег, и они могли спокойно себе позволить выбирать квартиру там, где они хотят.

- До кризиса?

- Да, до кризиса в свободном состоянии немножко жировали. Вот потом, когда случился кризис и когда люди испугались за свои накопления и побежали быстрее вкладывать их в квартиры…

- Это конец 14 года.

- Да, конец 14 года, 15-го… а, 14-го, да, вот, а потом февраль, на 17-е, по-моему, февраля у нас были подсчитаны данные третьего хронологического окна, и мы, там уже было понятно, что вот, а когда люди живут в ожидании того, что неизвестно, что будет с рынком недвижимости, неизвестно, как застройщики – сдадут, не сдадут свои объекты, и вот мы смотрели, как меняется их структура запросов. Вообще, я считаю, что поведение в Интернете людей, оно сейчас является очень важной, как это сказать, очень правильной заменой каких-то исследований, которые происходят в оффлайне, да, вот проходят исследования, опрашивают людей, спрашивают, что они, как они. Мне вот кажется, что это уже в ближайшее время станет прошлым веком, потому что исследование запросов в Интернете, оно дает более четкую картину. Когда человека спрашивают на улице о чем-то, ну, например, мы вот сталкивались в своем, как-то мы проводили исследование для одной компании по поводу квартирографии и структуры квартир, которые должны быть в новостройках, и вот подходишь к человеку и спрашиваешь у него, ну вот какую квартиру вы бы хотели купить, он, конечно, хочет 3-комнатную, 4-комнатную с огромными просторными коридорами, с двумя санузлами, чтобы огромная ванная, да, но это же просто мечты, а на самом деле, покупательская способность не анализируется у человека. А вот когда он один на один с Интернетом, когда он с поисковиком, то тогда становится понятно, что человек, ему не надо надевать маску какого-то очень богатого человека, и он может позволить себе искать.

- Выдавать желаемое за действительное.

- Да, и может даже позволить себе искать квартиру-студию на Гайве спокойно абсолютно.

- Памятуя опять же о прошлом рейтинге, каковы результаты навскидку, если вспомнить хотя бы некоторые основные, ну вот один из постулатов ты уже назвала – это предпочтение крупнейшим застройщикам большой пятерки.

- Да, это было, а в настоящий момент, я считаю, мы находимся в режиме изменения структуры рынка, т.е. меняются игроки, выходят новые на поверхность, которых раньше не знали, и я считаю, что крупным застройщикам надо быть осторожнее для того, чтобы не потерять свою долю рынка, они ее потихонечку уже начинают терять.

- Откусывают у них по кусочку.

- Ну я бы даже сказала, что не откусывают, а они сами отдают, потому что невозможно сейчас быть очень консервативным застройщиком и ничего не делать, вот, например, при слове «консервативный застройщик» у меня первый, кто на ум приходит, это «Трест №14».

- А у меня ПЗСП почему-то.

- Ой, нет, посмотрите, они заказали фирменный стиль, у них прекрасный сайт, они выпускают книгу, они проводят экскурсии у себя на производстве, они активно общаются, у них самая активная группа «ВКонтакте», т.е. несмотря на какую-то свою консервативность, они в прошлый кризис взяли курс на сближение с народом и поэтому у них как бы такой монументальный завод, но обращенный уже… повернулась избушка к людям лицом, а «Трест №14», нет, т.е. они такие полузакрытые, они уверены в том, что у них все равно придут и купят, у них есть крупные инвесторы, ведь не секрет, что «Трест №14», они ведь даже могут позволить себе начать строить без разрешения на строительство, о чем у нас недавно был некоторый скандал в прессе. Они выходят на строительство на площадку, начинают строить, пока они половину дома построят, потом они получают разрешение на строительство и начинают продажу уже тогда, когда дом почти сдан, и поэтому они в деньгах не теряют, ну вот могут себе позволить, я вообще горжусь тем, что у нас есть такая компания, молодцы.

- Ну а если по остальным посмотреть, вот что из себя представляет большая пятерка, это ПЗСП, «Трест №14», «Стройпанелькомплект», «Камская долина».

- «Сатурн-Р».

- «Сатурн-Р».

- Да.

- Вот они и держали рынок до определенного времени.

- Они держали рынок до определенного момента. Страшно сказать, что вот как-то, когда проводили исследование, мы же исследования проводим с 2007 года, и тогда, конечно, были другие исследования, сейчас смотреть на них смешно, потому что другие задачи были, другое исследование интересовало, и вот мы в 2008 году проводили, или в 7-м, ну, в 7-8 году мы проводили исследование на улице, мы хотели оценить стоимость бренда у компаний-застройщиков. Для этого мы сначала выясняли их индекс известности, т.е. мы опрашивали людей на улице о том, что каких они застройщиков знают, а потом им предлагали такую небольшую задачку решить, дать ответ на вопрос, что вот если стоят несколько одинаковых домов, абсолютно одинаковых, то за какой дом они бы вот на сколько процентов, например, больше денег заплатили. И они отвечали нам, за какой дом, тогда получилось, что первое место тогда занял «Трест №14» по... что вот люди выбрали бы «Трест №14», если бы была возможность, а по популярности была «Камская долина» – на первом месте. Ну вот как раз вот показывало, что «Камская долина» была на первом месте, а за нее, по условной стоимости бренда, да, вот сколько люди оценивают там, она была на шестом месте. А ПЗСП тогда вообще и непопулярный, и где-то там в конце, несмотря на то, что они тогда уже кричали о том, что они очень качественно строят. Т.е. сейчас мы знаем, что они качественно и в срок строят, но вот тогда у них маркетинг был направлен таким образом, что мало кто об этом знал и никто... сейчас вот мы не представляем уже такого рынка недвижимости, в котором ПЗСП не является, ну, почти главным игроком, а вот раньше так было.

- Ну и спустя почти 10 лет мы можем посмотреть, что их маркетинговая политика все-таки сработала.

- Вот да, сработала их маркетинговая политика, которая была принята в 2008 году после кризиса. После кризиса у них сменился, я так понимаю, человек, который ответственный за эту политику, и тогда вот они повернулись к рынку лицом, и вот тогда произошли изменения и ПЗСП вышел на первое место, и вот в этот же кризис сейчас происходит изменение, потому что как раз тот, кто будет более мобилен, тот, кто подстроится побыстрее, тот, кто предложит хороший формат и качественные стандарты работы с клиентами, те и будут «на коне». То, что наш рынок консервативен, это хорошо для тех компаний, которые хотят выйти на рынок и завоевать какую-то долю, я говорю про эти 4-5 компаний, которые сейчас у нас есть.

- Хотелось бы услышать имена этих новичков, этих выскочек.

- Повторю, повторю, это «Орсо групп», это «Девелопмент-Юг», это компания «Кортрос», которые вышли с двумя проектами и они являются заметными, и это компания «Петрострой», т.е. они...

- А «Талан» тот же самый?

- Да, еще, извините, и «Талан», простите, простите, пожалуйста, «Талан» тоже люблю я и «Талан» – они выходят с проектами. Вот согласись, Артем, и сейчас мы видим, что маркетинг – он является каким-то очень важным инструментом продвижения новостроек. Мы видим, например, вот этот новый центр у «Талана», да, когда они, или дом «Вместе», когда они в название дома уже вкладывают какую-то философию, и когда они говорят о том, что они новый центр построят, а потом мы еще, ну вот, не знаю, неофициальные были просто разговоры о том, что они хотели вот эту вот аллею до танка, они хотели отреставрировать для того, чтобы люди приходили, в этом новом центре гуляли, а потом еще туда к танку ходили, чтобы всем было красиво, чтобы это стало действительно новым центром в нашем городе. И, понятно, вызывает уважение такое.

- Посмотрим.

- Да.

- Или вот, например, опять же, позиция руководства, насколько они легки на подъем, это «Дом с Бобром» который вышел на Парковом, ведь это же прекрасное название. Я когда увидела, я была в восторге, т.е. они, я думала сначала, что они «Белка и Стрелка» меня в самое сердце поразят, но нет. Компания Level, которая придумала это имя, огни, конечно, безусловные молодцы, но молодцы и топ-менеджеры «Орсо Групп», которые приняли это название, не побоялись выйти с таким названием, выпустить на рынок вот такого милого «Бобра». Бобро пожаловать – ну это же прекрасно!

- Может быть, да, может быть, да. Какие-то итоги нынешнего рейтинга еще по цифрам? Что сейчас уже можно подбить?

- Сейчас можно подбить явное изменение структуры спроса, потому что если раньше люди заходили, искали, ну, например, условно, «Камская долина», и они заходили и смотрели «Камскую долину», то сейчас люди преимущественно смотрят сайты компаний. Уходят в Интернет, они не особо хотят общаться, люди сами хотят принимать решения. Опять же, структура наших сайтов, наших застройщиков – она не подстроена под такие спросы, ну, люди там может быть скачивают, ну т.е. не используется на полную мощь этот интерес, т.е. когда человек заходит принципиально, в два, в три раза выросли запросы, например, по сайту застройщика. Сайт, застройщик, сайт, застройщик – в 2-3 раза за год выросли запросы, т.е. люди выбирают, люди анализируют, и необходимо чтобы сайты были очень эргономичными.

- И, отправляясь на сайт застройщиков, в первую очередь они хотят увидеть все предложения от застройщика по объектам.

- Я думаю, что отправляясь, ну да, но это уже конечная задача, цель может быть человека, который заходит на сайт, она такая, что как бы… а докажите мне, что я должен купить у вас, т.е. он по каким-то признакам он уже знает компанию, у него уже есть сложившийся индекс известности, который ему позволяет зайти на сайт, потому что он про этого застройщика что-то слышал и может у него сложилось даже хорошее мнение по тому или иному поводу о застройщике, он заходит на сайт, а застройщик там, например, «Здрасьте, вот адрес такой, такой, такой».

- И все.

- Да, в основном же наши застройщики так себя ведут, т.е. нет такой, ну вот опять же я говорю, что вот концепция дома больше, я вот думаю, что у нас после этого кризиса и ПЗСП начнет наименования своим комплексам присваивать, потому что пока у них здесь вот немножко… ну, не провал...

- Вот как раз с поименованием комплексов, я помню, что, исходя из прошлого исследования, очень часто люди не знали застройщика, а идентифицировали его уже позже после того, как знали название какого бы то ни было жилого комплекса.

- Комплекса, да.

- И продвижение названия жилого комплекса иногда играло злую шутку с застройщиком, потому что о нем никто в принципе и не слышал. Сегодня в этой части структура запросов как-то изменилась? По-прежнему высок спрос на именно названия жилых комплексов?

- Артем, если комплекс масштабный, ну вот, например, «Триумф», его уже никуда не денешь, т.е. всегда все знают, что строит «Классик», но «Триумф», настолько у него высокий уже индекс известности, то, естественно, ищут именно «Триумф», или там, например. «Грибоедовский», да, никто не знает, что его строит… ну, вернее, мало кто будет искать его: а что же нам предлагает компания «Пик» в Перми? Никто так не будет искать. Все знают, что есть «Грибоедовский», и даже «Сибирию парк» меньше знают, мне кажется, что «Пик» меньше вкладывается в проект. Вот опять же, смотри, наверное, вкладываются они более-менее одинаково и в «Сибирию», потому что растяжки висят с «Сибирией», и в «Грибоедовский», но люди больше знают «Грибоедовский», потому что он на въезде, он большой, он масштабный, там много квартир, там какая прекрасная отделка и т.д., какие видовые квартиры, посмотрите, как много там машин – некуда ставить, ну и все такое, да.

- Да, действительно проблемы там, говорят, с парковкой. Как изменяется у нас структура рынка с учетом тех данных, которые в аналитике этого самого портала получили в процессе подготовки этого самого рейтинга.

- И не только.

- И не только.

- Да.

- В процессе собственной работы.

- Да, в процессе жизни даже, я бы сказала.

- Да.

- В январе у меня случилась встреча интересная, обратилась ко мне девочка, говорит, мы хотим создать для сайта, для своего агентства недвижимости сайт, можете ли вы немножко дать консультацию. Я говорю, конечно, конечно, давайте. Мы встретились в кафе, забежали три молодых дерзких человека, и я смотрю на них, как они себя ведут, что они думают, чем они живут и понимаю, а старички-то не знают. Т.е. это настолько какая-то вот эта вот новая волна, которая не знает о том, что есть у нас РГР, о том, что, оказывается, на рынке недвижимости нужно проходить обучение или там еще что-то. Нам же раньше говорили о том, что обучение, риэлтор без обучения – это не риэлтор, а эти даже понятия не имеют, они просто, они пришли в Интернет, и они из Интернета как раз вот этот интерес собирают. Кстати, риэлторы – это, знаете, Атлант расправил плечи, и вот риэлторы у нас расправили плечи, потому что если в первый кризис застройщики немножко повернулись к риэлторам лицом, то сейчас они просто дружат и у них такая дружба, они уже обнимашечки делают.

- Не хочу отбирать хлеб у риелторов, но, тем не менее, данная информация, которую можно собрать сегодня в Интернете – она разнится по части того, кто эти запросы оформляет? У риэлторов действительно больше информации о тех или иных видах объектов недвижимости, о предложениях, или человек в принципе способен самостоятельно, прошерстив Интернет, сделать хоть какую-то себе выборку о том, что и где купить?

- Человек может, человек конечно может. Есть люди, которые сами принимают решения, а есть ведомые. Вот у меня, например, Аня Карпова, которая у нас является, полностью на ней наш портал, работоспособность портала от нее зависит, она человек, который настолько тщательно подходит к безопасности сделки, что она продумывает. Мне кажется, что она если бы покупала новостройку, то это была бы новостройка на последнем этапе, что это только от надежного застройщика, обязательно бы проанализировалось качество отделки, качество, сколько потом коммунальные платежи будут стоить, и т.д., и т.д., и т.д. А есть люди, которые услышали, например… ну вот помните, была у нас история с малоэтажными домами, которые строились без разрешения на строительство, да, ну, строились как индивидуальные, а на самом деле многоквартирные.

- Да.

- Многоэтажные, которые сейчас там на Гайве собираются сносить.

- В некоторых местах, да, собирались.

- И вот люди, они готовы были сами обманываться, им говорили о том что эта программа, этот человек не зарабатывает себе сверхприбыли, застройщик, и поэтому квартиры здесь дешевые, и люди с радостью верили, и думали, что да, да, этот человек, он просто… другие застройщики, они жадные, а этот не жадный, они покупали там квартиры а сейчас за свой счет должны будут снести дом, это же неправильно.

- Ну да.

- Вот, и поэтому у риэлтора, знаешь, Артем, у риэлтора больше, почему у него столько полномочий появилось? Потому что человек с пустого места вот просто так редко когда покупает квартиру в новостройке, т.е. ему надо, например, продать свою вторичку для того, чтобы прийти потом и купить новостройку. Соответственно, он сейчас ее выставляет на рынок, эту квартиру, естественно, дороже, она же у него самая любимая, самая хорошая, он здесь вон сколько лет прожил, и он выставляет, она не продается, выставляет – не продается, и вот начинают, естественно, риэлторы окучивать, говорят о том, что ну что ты сам-то продаешь, не надо, давай к нам. И выставляют его квартиру, и, соответственно, так человек сталкивается с риэлтором, а риэлторы – они… хороший риэлтор – это же психолог, он узнает, какие у человека потребности, он понимает, что на что надо, условно говоря, надавить или какой фактор той или иной новостройки поставить на первое место и сказать, что, вот, ну посмотри.

- Ну это не обман, это учет потребностей клиента.

- Не обман, да-да-да, но человек не всегда может это сделать. Вот у меня есть барышня знакомая – Наталья Микульская, которая любимый мой риэлтор, которая работает в ПЗСП по продажам, и когда мы с ней разговаривали, она рассказывала, как она с клиентами общается. Это просто было, вот мы 3 человека сидели, слушали, как она разговаривает.

- И готовы были купить квартиру?

- Все три готовы были продать свое жилье и купить квартиру, потому что Наталья вообще прекрасно... Она говорит, почему боитесь на Гайве, например, жить? На Гайве прекрасные дома, она говорит, вы вот, например, будете в центре, купите там, например, 50 квадратных метров, а за эти же деньги вы на Гайве купите 70, а 70 метров – это столько воздуха в квартире! Это лес, вот там вот речка из окна, это же прекрасно! За эти же деньги. Т.е. умеет, да, умеет подобрать нужные слова.

- Возвращаясь к рейтингу, можно ли сказать, что уже в ближайшее время у нас будет не 5, не большая пятерка, а большая десятка, скажем, и в какой-то момент времени выровняются позиции тех или иных застройщиков, и сегодня индекс узнаваемости тех, кто еще вчера был в аутсайдерах и пробивался сквозь матерых, будет выше, и только расти? Динамика какова?

- Что мне видится? Ну, вернее, по ощущениям. ПЗСП, мне кажется, что вот он и останется на первом месте, вообще у нас не пятерка, а «один плюс четыре», да, т.е. ПЗСП и 4 тоже крупных застройщика, мне вот кажется так. Мне кажется, что будет «один плюс девять», но еще на втором месте будет «Сатурн-Р», очень быстро строят, очень активно, они просто такие-то дина...

- Скоростью берут.

- Да, скоростью берут, и они, вот прямо чувствуют со своей этой «Данилихой», которую они быстро запустили и быстро строят, и «Уинской», которую они уже быстро возвели.

- Меня все не оставляет никак вопрос относительно небольших застройщиков.

- Да.

- Нет какого-то такого, не знаю, отдельного формата, отдельного файла, где было бы указано – «Небольшие застройщики»? И люди бы так и записывали, желая посмотреть, что же там еще предлагается, кроме большой пятерки или там большой девятки сейчас с учетом новых крупных застройщиков, смотрели бы как раз на небольших, кто занимается локальными проектами-то.

- Артем, я тебе отвечу следующее. Если раньше люди шли на бренд крупного застройщика, то сейчас люди, они больше идут на проект, т.е. застройщик становится…

- Второстепенным.

- Да, второстепенным уже отбор застройщика, т.е. сначала человек видит по местоположению или каким-то образом вот он узнает о доме, начинает представлять себя в этом доме, что он вот там вот, например, живет, а потом он уже идет к застройщику и узнает: надежный/ненадежный, а когда сдастся, а сколько стоит это.

- Какова цена.

- Да, какова цена, т.е. на первый план выходит какая-то вот именно маркетинговая концепция.

- Проекта именно.

- Проекта, да.

- Т.е. у проектов, на твое усмотрение, должен быть собственный сайт, не интегрированный может быть с сайтом компании застройщика?

- Ну, мне кажется, что больше просто возможностей у этого сайта, потому что если… компания застройщика – она может отправлять со своего сайта в разные места, но если человек, например, заходит к какому-то конкретному застройщику, то он может получить информацию обо всех его проектах, а если человек узнал о каком-то проекте отдельно, ну вот, например, строила там «Камская долина» на Гатчинской, 18 дом в ЖК «Весна». Ну вот люди, бывало, что вот люди искали «Гатчинская, 18», а есть «Авиатор», и вот они идут в «Авиатор» и в «Авиаторе» смотрят, т.е. люди понимают, что они хотят там на Холмогорской жить. Поэтому то, что ты говоришь о небольших компаниях, это неактуально, потому что, опять же, если мы берем этих вот 5, которых вот назвали, да, т.е. «Астра» – это компания «Кортрос», этот проект «Астра», они на месте вот этой табачной фабрики сейчас отреконструировали вот эти пассажи, само местоположение является очень привлекательным для будущего проживания, то, что рядом Заксобрание, органы власти и филармония, КДЦ – ну все рядом, да, прекрасно, т.е. мы понимаем. Плюс, это место не просто возвели какой-то обыкновенный дом, а именно вот сделали какое-то красивое, красивые планировки, продумали там какую-то парковку, которая роботизированная, да, и что там машины заезжают, т.е. все продумали, не оставили ничего на людей, это раз, да. Там, например, опять же, вот этот вот «Гулливер» той же компании, которая строится в центре, мы понимаем, что это тоже центр, это прекрасный дом. Если человек, который сейчас там видит краны, он будет интересоваться, что же тут строят, и так или иначе узнает о проекте.

- И пойдет на проект, скорее, чем на имя компании?

- Да, вот он придет сначала на проект, узнает, что здесь строится, а потом узнает, что у компании «Кортрос» нет никаких косяков, они строят вовремя, сдают вовремя, никто на них не жалуется, наоборот, там по Механошина была хорошая репутация у них по комплексу, который они возвели. Или там, например, вот компания «Талан», как я уже сказала, что у них это «Новый центр», да, это дома в центре города тоже, прекрасная площадка, но она тоже используется не бездарно, а именно вот как бы она имеет какую-то философию, что вот они хотят сделать этот «Новый центр» центром притяжения людей, и продумывают в том числе и общественные места какие-нибудь.

- Ну они и так там эти люди есть, все-таки рядом гипермаркет «Семья» и…

- А еще хотят увеличить, т.е. потому улицу Революции там расширят, здесь расширят. Вот, например, их проект «Вместе», когда они придумали этот дом «Вместе», эти вот тандем-велосипед нарисовали и привлекали людей для того, чтобы они принимали участие в обсуждениях, какие будут отделки.

- Вообще так ли важно, как называется дом? Понятное дело, чтобы привлечь внимание, наверное, это важно.

- Да.

- Но все-таки на наполнение люди смотрят, ведь это не печенье в магазине покупать, где можешь среагировать на красивую обертку, красивое звонкое название, однако ж не понравилось печенье, в следующий раз просто его не взял. Квартиру берешь всерьез и надолго.

- Артем, должно быть продумано все. Хорошее название – оно позволяет выделиться на рынке и привлечь к себе внимание, т.е., не знаю…

- Можно ли по названиям судить о качестве компании, ее, например, промоутерского отдела, ага, клевое интересное название, значит, у них есть креативные, значит, они и в другом могут.

- Я вот так вот именно и чувствую, т.е. у меня когда название пробуждает какой-то эмоциональный отклик в душе, то ты уже понимаешь, что, ага, о тебе подумали, если о тебе подумали именно вот на этом этапе, то значит о тебе и дальше ведь подумают. Вот продолжая речь, да, про этот же «Орсо групп», когда «Дом с Бобром», ну это же прекрасно, ну вот мне очень нравится, и понимаю, что у меня вызывает улыбку, я про этот дом никогда не забуду уже.

- В самом начале нашего разговора сегодняшнего ты отметила, что все-таки не падает спрос, вот по этой части хотелось бы еще немножко.

- Я не сказала, не падает спрос, я сказала, что не уменьшилось количество запросов.

- Обращений, да.

- Интереса.

- Но частично он не уменьшился, а увеличился из-за того, что люди обращаются к нескольким компаниям, т.е. суммарно мы же понимаем, что они зашли, например, на «Камскую долину» посмотрели, на ПЗСП посмотрели, на «Сатурн» там, там, там, там, там, посмотрели, посмотрели, и потом…
- Люди тщательнее стали подходить – это факт.

- Тщательнее, да. А еще, кстати, вот по поводу названия, да, человек должен понимать, почему он купит квартиру здесь, а не в другом месте. Или вот, например, компания «Петрострой», которая у нас пришла на рынок и активно продвигается, они позиционируют, что за минимальные деньги отдельное жилье – все, т.е. им без разницы, как они там называются – «Журавли», «Мирный». У них, конечно, дома-гетто, да, потому что очень много, конечно, жильцов, там вот как представишь – 600 квартир в одном доме, ну очень, причем в маленьком, но действительно это в одном...

- Счастье для управляющих компаний. Никакого ТСЖ, попробуй собери.

- Да. Вот и как бы они строят, и ты понимаешь, что ты пойдешь в эту компанию, но при этом они как бы да, вот мы за дешево предлагаем в таком вот доме квартиру, но при этом они строят качественно, сдают в срок и т.е. другие-то условия у них тоже соблюдаются. Или там, например, вот философия проекта, вот эта вот философия проекта, она позволяет сделать какую-то денежную добавку, надбавку к стоимости, потому что вот мы знаем, что вот эти вот проекты, про которые я говорила, они в цене-то не падают, они на рынке в достаточно высокой ценовой категории находятся.

- Не было ли у вас идеи, затеи придумать, ну, по сравнению с запросами, количество запросов о строительстве индивидуального жилья? Может быть там какая-то конкуренция появилась крупным застройщикам? О покупке, приобретении земельных участков под застройку, количестве запросов, связанных, например, с приобретением срубов, каких-то компонентов, из которых можно делать, ведь многие… я почему спрашиваю, говорят о том, что все наши высокие показатели по введению жилья, которые озвучивала, например, краевая администрация, они раздуты как раз за счет тех домов, которые люди сдавали в качестве индивидуального жилья, т.е. коттеджи, таунхаусы какие-нибудь, и строили это в кооперации.

- Когда я думала о том, что почему же вот у нас рынок загородного жилья, ну вот индивидуального жилья не так сильно развивается, как, например, в Екатеринбурге, туда ведь приезжаешь и понимаешь, что там очень много. Эта связь факторов подтолкнула в Екатеринбурге к развитию именно этого сегмента. Там стали дорогие квартиры в Екатеринбурге, и молодежь активно, ну там молодежь поактивнее нашей, молодежь активная, они решили – что, а так зачем нам так, зачем нам на квартиру, если мы можем купить земельный участок и построить.

- По схожей цене приблизительно?

- По схожей цене, да. И у них там вот этот вот спрос, он у них подтолкнул к развитию как раз вот этих всех каркасных строений, ой, каркасных технологий, к развитию покупать строительные материалы, причем люди не боятся, молодые люди, у меня несколько знакомых, которые там в Екатеринбурге сами себе дома построили, т.е. строят абсолютно спокойно. У нас такого нет, но у нас есть, например, квартиры за миллион рублей, которые могут себе позволить, а там люди за миллион рублей могут себе дом построить, возвести.

- Т.е. пока у нас есть относительно дешевое жилье…

- Да, да.

- В многоквартирных домах, перспективы к развитию индивидуального жилья невысоки.

- Да, ну не то, что невысоки, я вот когда думала – но почему же так-то? Вот. И еще у них в Екатеринбурге девелоперы, они вовремя, условно говоря, подсуетились, и они стали продавать земельные участки, подготовленные уже с инфраструктурой, т.е. там было проведено водоснабжение, ну или там нетрудно пробурить скважину, да, но какие-то коммуникации уже были.

- Газ, свет?

- Ну да, что-то типа такого.

- Как минимум.

- Да, и как-то я ездила на Уральский форум в Екатеринбург, и секция была по загородному жилью, и там рассказывали, что наибольшим спросом пользуются земельные участки 8-15 соток уже с какими-то вот коммуникациями.

- С разрешенным использованием, определенным под индивидуальное строительство.

- С коммуникациями, да. И вот молодежь, она покупает эти земельные участки, и пока есть энергия, они активно возводят. Опять же говорю, есть эта молодежь, у нее есть спрос на какие-то технологии, и, соответственно, развиваются какие-то компании, которые технологии предлагают.

- А у нас?

- А у нас в квартире газ.

- Да. И вчера кошка родила, как там, да.

- А у нас сегодня кошка родила вчера котят.

- Вчера котят. Да, совершенно верно, запутался. «Смотрю, да, проще землю купить», – пишет один из наших слушателей. «Как в анекдоте – копил, копил я на дачу в Подмосковье, не хватило, все равно пришлось брать виллу в Испании», –Дмитрий написал нам.

- Ну, Дмитрий как бы намекает нам на то, что там дешево. Но сейчас в связи с ростом, с ростом...

- Курса.

- С ростом курса, да, не так снизилось.

- Сегодня, кстати, по прогнозам вновь и доллар немножко прибавил, и евро тоже прибавит, скорее всего. Мы заканчиваем нашу сегодняшнюю программу. Последний вопрос – когда все-таки ждать рейтинг, когда появится он на сайте?

- На следующей неделе.

- На следующей неделе?

- Да, но мы сначала предложим это все застройщикам за деньги, потому что, ну, с индивидуальными рекомендациями, конечно, потому что вот когда анализируешь и собираешь эти запросы и видишь всю эту картину, становится понятно, что надо сделать.

- Вы как доктор можете выписать рецепт любой компании?

- Да, как хороший доктор, как хороший доктор.

- Спасибо большое! Юлия Пивоварова, руководитель аналитического портала недвижимости «Rezon-Realty» была гостем программы «Районы-кварталы» на этой неделе. Провел ее для вас Артем Жаворонков.

___________________

Программа вышла в эфир 3 марта 2016 г.


Обсуждение
2417
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.