Верхний баннер
11:59 | ЧЕТВЕРГ | 21 ИЮНЯ 2018

$ 63.62 € 73.61

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

20:54, 11 марта 2016
Автор: Артем Жаворонков

«Кризис кризисом, но жизнь у нас продолжается, и на сегодняшний день к этой реальности нужно адаптироваться», – Игорь Юфарев, председатель совета «Российской гильдии риэлторов. Пермский край»

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Как всегда, по четвергам в прямом эфире на «Эхе Перми» программа «Районы. Кварталы». Мы говорим о рынке недвижимости, о строителях, о строительстве как таковом – вообще обо всем, что с этой отраслью связано. Повод у нас сегодня для общения с моим гостем весьма выдающийся: в Перми открылся в рамках Пермской ярмарки, в рамках ярмарки недвижимости, которая традиционно в марте открывается в помещениях Пермской ярмарки, 11-й – уже 11-й! – Камский форум специалистов рынка недвижимости. Все ли правильно?

- Да.

- Я обратился сейчас к своему гостю – Игорь Александрович Юфарев, нынешний руководитель «Региональной гильдии риелторов. Пермский край». Почему нынешний. Потому что ваша коллега Екатерина была у нас в студии чуть, наверное, более полугода назад – тогда она возглавляла эту самую гильдию. Сегодня прошла ротация кадров, насколько я понимаю.

- Да. Добрый день! Ну прошел срок ее правления. На сегодняшний день выбрали меня, в декабре месяце 2015 года.

- Поздравляем вас с этим назначением!

- Спасибо!

- Тем не менее, теперь вам держать ответ перед нашими слушателями за то, чем сегодня занимается вообще риэлтерское сообщество в Пермском крае. Давайте начнем все-таки с Камского форума. Во-первых, он 11-й, все-таки это достаточно солидный срок для подобного рода мероприятий. Хотелось бы понять сферу интересов специалистов, которые соберутся. Почему эти вопросы, которые там будут подниматься, поднимаются – что заботит рынок ну и участники, программа.

- Камский форум уже на сегодняшний день 11-й, как вы заметили. Задача вообще Камского форума состоит в том, чтобы специалисты со всей России могли приехать поделиться своим каким-то опытом работы, принять какой-то опыт работы с других регионов. Я могу сказать, что у нас очень много регионов – это и Москва, и Питер, Екатеринбург, Тюмень, ну и разные города, которые… Присутствие есть, да, на форуме. Очень насыщенная программа: есть и тренинги, и семинары. Эти программы в основном заточены под профессионалов рынка недвижимости. Задача форума, в первую очередь, это чтобы качество услуги, которую мы даем своим клиентам, оно росло постоянно, да, за счет тех технологий, которые есть, по всей России, за рубежом. Я могу сказать, что у нас есть очень много представителей, которые очень часто посещают зарубежные компании, принимают оттуда опыт и внедряют его в России. Представители «Российской гильдии риэлторов», Президент «Российской гильдии риэлторов» здесь присутствует, много представителей из других регионов крупных агентств недвижимости, много представителей власти для диалога, застройщики. В общем… Банки обязательно, да. И эта площадка дискуссионная. Дискуссии проводим. Вот сейчас я только оттуда еду, очень яркие были дискуссии взаимодействия застройщиков и риэлтерского сообщества. Потому что это важно для потребителя. Заострю внимание. Все это в основном делается для потребителя. Потребитель, конечно, этого не видит, да и не ходит туда, но те знания, те умения, тот опыт, который мы там получаем, он потом ощущает на себе. И я хочу, чтобы данный форум усиливался. Я могу заметить, в этом году форум объединен с форумом развития территорий, который проводит администрация, который направлен на то, чтобы регионы наши – это округа – тоже также участвовали в этом и привлекали. Это и Лысьвенский муниципальный район, Кунгурский и т.д., и т.п., Чусовской. Все главы администраций сегодня присутствуют там. Довольно-таки такая публика, которая может повлиять на рынок, и в данной ситуации кризисной, в которой мы находимся, очень полезна. Я думаю, что это даст свой эффект и, опять же, это должен почувствовать на себе потребитель, и качество жилья должно повыситься, инфраструктура жилья – эти все вопросы понимаются на сегодняшний день на форуме.

- Ну организатором форума все-таки выступает риэлтерское сообщество. Как удалось добиться того, что эффективность эта исключительно профессиональная была спроецирована на развитие территорий, и сегодня можно говорить, что по итогам форума, в принципе, можно судить о том, как работает администрация, как налажено взаимодействие? Вы стали толчком?

- Мы стали такой площадкой, которая уже имеет, во-первых, опыт общения, коммуникаций Камского форума. У нас присутствуют те люди, которые при общении с властью могут дать какой-то эффект. Эффект синергии, как я это называю. Мы, общаясь с властью, можем принимать какие-то решения, которые будут взвешены. Не то что мы там, как раньше, там было, что там…

- Купили – продали.

- Да, купили – продали. Придумали, ну и не подумали о будущем, что и как там, да. Какая инфраструктура будет и т.д., и т.п. В том году первый форум был у власти развития регионов. В этом году второй форум – вот решили объединить его с нашим. Не хватало, да. Не хватало именно участников рынка. Ну власть, она свою функцию исполняет, у нее свое видение. У нас совсем другое, потому что мы непосредственно уже общаемся с потребителем, да.

- У застройщиков третье.

- У застройщиков третье. У банков четвертое, я могу сказать. Вот. И задача-то объединить их, чтобы вот эта синергия, чтобы это взаимодействие, которого сейчас по некоторым моментам не хватает, оно было более эффективно – для народа нужно работать. Имеется в виду, что есть очень много проектов, строительных, которые сейчас строятся – они не согласованы с властью и тем самым страдает потом конечный потребитель. Это построили жилой комплекс, а дороги к нему не сделали. Или узкие сделали дороги. Инфраструктуру не сделали, до садика не доехать. А задача-то форума, она и заключается так. Во-первых, познакомить друг друга – власть и участников рынка (застройщиков, риэлтерские агентства, банки), и договориться, чтобы строить начали все-таки продуманно, и власть понимала, чего не хватает, что нужно дать, чего не нужно давать. Как бы задача форума, она именно…

- Коммуникативная, в первую очередь.

- Да! Да! Чтобы коммуникация, чтобы люди начали общаться, а то же сейчас к власти попасть, допустим, куда-то там, с кем-то поговорить, да, это же как бы…

- Целая проблема.

- Да, целая проблема. А тут вот – пожалуйста. У нас тут вот с утра пленарное заседание было – очень яркий пример: уже были определенные договоренности о создании определенных инициативных групп, которые будут разрабатывать определенные проекты по вот именно коммуникациям между застройщиками и властью.

- Не откроете секрет, какие, что, кто вошел, кто присутствовал?

- Еще пока не…

- Не хотелось бы?

- Нет конкретных имен, кто туда вошел. Но вот инициатор – компания «СтройПанельКомплект», Суетин там директор.

- Виктор Петрович, кстати, наш частый гость. Он славится своей активностью вот именного на такого рода форумах.

- Да, вот он сделал инициативу, его поддержал губернатор, что будет такая коммуникация, что… Застройщикам нужно строить, нам нужно продавать, а администрации нужно, чтобы ее население было довольно тем, что строят, и тем, что продают. И, соответственно, тут только совместная работа, а сейчас как-то вот, ну… чуть-чуть друг от друга отделены мы.

- Я думаю, что все равно красной чертой через весь форум должен кризис – наши современные экономические реалии. Какие-то специальные мероприятия, связанные с тем, в каких условиях сегодня приходится действовать и застройщикам, и риэлторам, да и власти тоже, будут проходить?

- Ну вообще название форума, на сегодняшний день 11-й форум, он называется «Бизнес нового формата». Там очень много будет секций, которые позволяют за счет увеличения качества услуг, за счет применения современных технологий быть, так сказать, на коне. Те участники, которые там активно принимают участие, которые хотят меняться, которые осознают, что то, что было два года назад, три года назад, пять лет назад – его не вернуть, да, они там присутствуют, они участвуют и берут какие-то для себя полезные вещи, которые они будут внедрять и которые помогут бизнесу существовать. Существовать, развиваться, расти. Потому что кризис кризисом, но жизнь-то у нас же продолжается, и на сегодняшний день к этой реальности нужно адаптироваться. И вот кто захочет, тот адаптируется. Тот, кто будет опытом обмениваться. Ну вот уникальный опыт – со всей России приехали ведущие специалисты, которые готовы поделиться своим опытом. Это нужно брать и применять, потому что Пермь – своеобразный город. Я могу сказать, что я был две недели назад-полторы в Краснодаре, там совсем другой рынок, совсем по-другому строят, совсем по-другому работают. В Сочи был три недели назад. Это все рабочие поездки, да, смотрим. В Екатеринбурге был в том году. Абсолютно рынки различаются. И у нас в Перми потенциал роста огромнейший.

- Есть куда расти – это значит, что сейчас мы находимся или, по крайней мере, развиваемся не теми темпами, которыми могли бы развиваться. Так получается?

- Получается, что, да. У нас огромный потенциал. Нам не нужно вообще ничего изобретать. Нужно просто ездить, смотреть и применять. А сейчас и ехать никуда не нужно – вот, пожалуйста, Пермская ярмарка. Приезжай! Два дня – сегодня, 10 число, завтра, 11 число. Очень много полезных секций, начиная от того, каким должен быть руководитель, заканчивая тем, как… что хочет потребитель от риелтора, от застройщика. Едь, слушай, узнавай, внедряй! Легко все это делается.

- Я посмотрел немножко на программу. Вижу, что очень много статистических материалов будет предлагаться, на основе которых вы будете рассуждать, например, на тему «Изменение требований населения к качеству жизни в регионе». Это непосредственно связано с тем, что хотелось бы получить потребителю в конечном итоге. Как вы думаете, вот сегодняшние реалии, сегодняшние предложения на рынке – они по-прежнему соответствуют ожиданиям пермского потребителя или уже все? Или уже нужно качественно меняться и застройщикам?

- Ну здесь симбиоз, я бы такой сказал. Я могу сказать, что наш потребитель несильно требователен, да. Вот исходя из того, что…

- В отличие, например, от Петербурга, Краснодара.

- В отличие от Петербурга, Краснодара. Я Москву не беру, хотя я и в Москву ездил специально, изучал, как там работают. Ну, там немножечко вообще другая...

- Специфика, да. Это точно.

- Специфика, да, совсем другая, я ее не беру в расчет. Я могу сказать, что нужно потребителю конечному быть более требовательным. Потому что если брать риэлтерский рынок, рынок строительный, там это огромные деньги. Я могу сказать, что люди, некоторые из людей, раз в жизни всего сталкиваются и с риэлторами, и с застройщиками, да, и здесь важно, чтобы люди сами начали требовать. Пока человек не начинает требовать с участников рынка качество услуги, качество строительства и т.д., оно так и будет продолжаться. Вот нужно приходить, спрашивать, общаться, смотреть, узнавать, , а не просто так наобум действовать.

- А мы, получается, сегодня выбираем из существующих предложений и безропотно, абсолютно не придираясь к тому, что мы в конечном итоге получаем?

- Да, в том-то и вопрос, что не то, чтобы придираясь… не придираясь, да, но, там элементарные вещи. Вот мы работаем очень плотно. Мое агентство работает очень плотно с рынком строительным. Я могу сказать, что мало клиентов, которые задаютэлементарные вопросы: качество строительства, история застройщика, инфраструктура, которая будет. Вот все как-то поверхностно.

- «Детский сад будет?». – «Да, будет. Где-то здесь». – «Дорога будет?» – «Будет».

- Попросите документы, проектную документацию, обратитесь к профессионалам, чтобы они объяснили, а почему здесь такая цена, а за счет чего здесь выше. Потому что элементарные дома, они стоят на разных сторонах улицы, а цены там различаются на 30%, и человек идет и покупает, что подешевле. А потом, когда достраивается, он понимает, что «так я купил бы лучше на 30% дороже», потому что уровень вообще другой качества застройки и жизни. Понятно, что многие говорят: «Да какой уровень жизни? Лишь бы крыша над головой была». Да не так! Сейчас можно за нормальные, доступные деньги купить жилье другого уровня, другого качества. Это я не говорю, что бизнес-класса, что какие-то там космические цены, да, элементарно жилье доступное. Посмотрите, какая отделка у застройщика, из чего он делает, какой холл, какие подъезды, сколько парковок. Задайтесь этим вопросом, посмотрите, поищите.

- То есть ваш опыт подсказывает, что люди редко задают такие вопросы и редко щепетильно подходят?

- Редко углубляются в такие вопросы, да. Основной вектор их – это цена. Вот цена и цена, да. Но это не основное. Вот это скупой платит дважды – есть такая поговорка. Вот она в недвижимости – то же самое. Вот один в один. Да, сэкономил ты 200-300 тысяч. Да, не вопрос, сэкономил. Но потом-то эти 200-300 тысяч ты потеряешь в два раза больше за счет того, что ты там, припаркуясь, сломаешь бампер себе, еще что-то.

- В принципе, переделывать сантехнику, еще что-то.

- Да-да-да, и т.д., и т.п. Тут как бы такой момент. Так что…

- Давайте вернемся все-таки к 11-му Камскому форуму. Одно из любопытных направлений, которое будут обсуждать эксперты или уже обсуждают в эти минуты – это развитие рынка риэлтерских услуг в муниципалитетах. Вы обмолвились об этом в самом начале. Ну неужели сегодня, например, таким городам… Я понимаю Березники, Соликамск – тоже отдельная тема, все-таки речь идет о сотнях тысяч жителей. Ну, например, Кунгур, я не знаю, Нытва и прочие, и прочие регионы нуждаются в услугах профессиональных риэлторов? Конечно, может быть, примитивный такой достаточно, как сказать, дилетантский вопрос, но все ж таки.

- Конечно, нуждаются, да. Это жилье. Вот как люди не могут понять, да. Они начинают сами искать, что-то делать, принимать решения какие-то. Риэлтор, если он профессионал, реально профессионал, если он достоин зарабатывать эти деньги, которые ему платят, он помогает сэкономить деньги, нервы, жизнь – он меняет очень многое в жизни. А когда ты попадаешь в город, когда ты не знаешь к кому, куда обратиться, допустим, Кунгуру вы назвали, Лысьва и еще что-то, какие-то небольшие города, Кизел – все как-то вот… Вот эти вот междусобойчики, они закончены уже – ну не тот уровень жизни. Это вот, там, «я у мамы купил», там, «у дедушки купил», «у знакомого купил». Это как бы, получается, вы не даете себе выбора. Вот просто не даете себе выбора. Какие-то острые моменты, имеется в виду ипотека, даже профессиональный риэлтор, он подскажет, в какой банк лучше обратиться. Извините меня, полпроцента ставка, да, различная у разных банков– она дает в конечном итоге полмиллиона рублей денег за тот промежуток времени, на который вы берете кредит. Элементарная вещь, да, посмотреть, в каком углу плесень. Менеджер, риэлтор должен подсказать. Какие-то вещи подсказать, на что обратить внимание. Можно же купить квартиру, кажется: «Ой, классно! Такая цена хорошая!», и все там рассказали, а там невозможные, может быть, соседи. А менеджер, он обязан это узнать. Он обязан обратить на это внимание. Да по элементарным запахам в подъезде можно определить вообще уровень социализации этого подъезда, кто там живет. И, конечно, в каждом муниципалитете должны быть риэлторы. На сегодняшний день существует определенная проблема, что в риэлтерские сообщества не хотят вступать риэлторы, да, там. Не только в муниципалитетах – в Перми очень небольшую активность проявляют наши коллеги.

- Почему? Потому что они стоят сегодня на тех позициях, которые дискредитировали в какой-то степени риэлторское сообщество в глазах населения? И для них купи, продай и получи свой процент – является главным составляющим?

- Да, это считается главным составляющим. Почему-то вот у людей (я со многими общался риэлторами, да, и даже с участниками), есть понимание, что если вступил в гильдию риелторов, то гильдия должна тебе что-то дать. Вот прямо вот ты вступил, да, и она тебе что-то дает. Там взносы у нас копеечные. Ну, извиняюсь, для агентства недвижимости 3000 в месяц – ну это не деньги, будем говорить честно.

- А спрос гильдия держит большой, ведь вы требуете от ваших участников соблюдения, по крайней мере, определенного уровня требований?

- Да, есть определенные стандарты работы. Даже… Это как бы есть такие моменты. Я могу сказать, что у нас нет какого-то жесткого требования, что мы каждого трясем, проверяем на сегодняшний день. Вот. Но риэлтерское сообщество – она общественная деятельность, она помогает влиять на что… на что-либо, даже общение с властью. Да кто из риелторов может подойти и с властью пообщаться? А мы спокойно. Есть какие-то проблемы – мы их поднимаем. Сегодня поднимаем. Еще когда-то поднимаем. С банками. Вот мы всем сообществом собрались и банками, пообщались. Собрались – со всеми застройщиками пообщались. А если ты один, то что? И опыт опять же – ребята, у нас появилась новая программа – давайте внедряйте у себя, чтобы всем было хорошо. А регион вообще к этому не подтягивается, не понимаю, почему. Там вообще никакого интереса.

- Регион… Вы имеете в виду Пермский край сейчас.

- Да, Пермский край. У нас в муниципалитетах нет ни одного представителя от «РГР. Пермский край». У нас стоит задача изменить эту ситуацию. В течение двух лет это одна из моих задач. Как бы вот я на два года вступилв должность эту. Что мы должны отношение муниципалитетов тоже к нашему обществу поменять. Даже люди, которые едут из Кунгура в Пермь, квартиру покупают, им не к кому в Кунгуре обратиться. Им приходится ехать в Пермь и здесь тыкать куда-то.

- Ходить по агентствам, спрашивать у знакомых.

- Да-да, непонятных А тут, пожалуйста. Вот если бы был в Кунгуре представитель. В Кунгуре, Лысьва – ну не важно где, в каком регионе. В Чусовом. Пожалуйста – пришел и тебе посоветовали профессионального игрока рынка, к которому ты приедешь, ты знаешь, что он никакой-то, я извиняюсь, там, черный риелтор, да, который деньги с тебя возьмет и все, а реально профессионал, который тебе поможет.

- Все время до этого разговор доходит, очень люблю я это – сравнивать Пермь с регионами. Мы тоже об этом говорили. Вот по части организации риэлторского сообщества, по части профессионализма мы тоже уступаем Краснодару, Екатеринбургу, Тюмени? Москву, Санкт-Петербург не берем – столицы.

- Сложно ответить на этот вопрос по той причине, что не мерял я этого качества услуги. Но я могу сказать, что где больше конкуренция – там выше качество услуги. А у нас низкий уровень качества услуги, соответственно, профессионализм людей. Есть на рынке высокопрофессиональные сотрудники, менеджеры, которые не в «РГР», да, но они опытные, 15-20 лет отработали. Понятно там все. Но основная масса  – там очень много сейчас на сегодняшний день, и от нас уходят – это люди, которые отработали год-полтора-два, может быть, три. У них ни юридического образования, ни... Они научились печатать договоры, они там что-то какие-то вещи поверхностные – все. Они никакой ответственности не несут за это. И за счет опять же цены, куда у нас идет клиент? Ну, вот «за 20 тысяч я тебевсе сделаю». Да не стоит риэлторская услуга 20 тысяч рублей, никто ничего не будет делать за 20 тысяч рублей.

- Вы имеете в виду профессионалы?

- Да. Невозможно, просто физически невозможно ни к юристу обратиться, ни качественную рекламу, ни качественный маркетинг – ничего. Ну не бывает такого просто.

- В этой части не планируете ли вы в рамках той же самой гильдии каким-то образом, не знаю, идентифицировать риэлторов? Ну вот знаете, в гостиничном бизнесе есть система звезд. И здесь то же самое, создав какой-то публичный сервис, в котором можно было бы каким-то образом получить независимую оценку о качестве того или иного агентства или риэлтора.

- Да, у нас есть на сегодняшний день сайт. У нас есть на сегодняшний день сайт, и на сайте есть все участники рынка, именно профессионалы, «РГР». Там они отмечены, можно зайти, посмотреть любое агентство недвижимости.

- Любое, входящее в «РГР»?

- Да, в «РГР». И это единственная организация, в случае чего можете в которую вы обратиться.

- Мы вот, воспользовавшись паузой, обсудили некоторые нюансы нашего законодательства, и вы удивительную вещь отметили (ну, лично для меня), сказав о том, что у нас сегодня нет фактически регламентирующих документов, законов, каким-то образом влияющих на риэлторскую деятельность. Это действительно так?

- Да, действительно так. Сейчас, можно сказать, единственная организация общественная, которая регламентирует нашу деятельность – это Российская гильдия риелторов. Все. Больше просто, ну, нас никто не контролирует, ничего – что хотим, то и делаем.

- Но работа-то в этом направлении ведется?

- Она началась. Она началась, но она началась, опять же, к сожалению, думаю…

- Снизу?

- Нет, нас сверху услышали. Но нас сверху почему услышали? По той причине, что нужно бюджет выполнять. А если они не введут какие-то регуляторы, бюджет не будет наполнен. А наша задача сделать так, чтобы не только бюджет наполнялся, но и качество услуги росло, чтобы лицо риэлтора менялось. Сейчас же риэлтор – это ж предпоследний человек. Вот тут как бы…

- Ну да. Даже по опросам по некоторым достаточно такое мошеннообразное – от слова «мошенник».

- Это не все. Не все. Вот не все. Вот далеко не все. Просто вопрос, к кому вы обращались. И смотрите, с кем вы начинаете работать.

- Личный опыт все-таки имеет большое значение и во многом сарафанное радио является популяризатором того или иного риэлтора. Как-то имеет сегодня смысл или вообще есть возможность включиться в эту систему и вам самим, вот с точки зрения общественного, некоммерческого подразделения из рынка выхватить вот тех самых риелторов, которые востребованы, может быть, у населения по сарафанному радио, но по каким-то причинам не идут в гильдию?

- Ну пока этой работой мы не занимались по той причине, что, я думаю, она очень объемная. Все-таки у нас позиция такая, чтобы участники рынка сами осознали пользу. Пользу. Потому что насильно люб не будешь, и здесь мы должны осознавать, что притащить кого-то в гильдию мы можем, но если ему это не надо, он выйдет оттуда. Зачем? Какой смысл?

- В конечном итоге. А тут еще членские взносы.

- Да. И одна рекомендация. Уважаемые потребители наших услуг! Читайте отзывы в Интернете. Вот это вообще инструмент просто великолепный. Задавайте вопросы. Сейчас есть социальные сети. Там вот, я смотрю, часто в социальные сети захожу на специализированный форум, там идет дискуссия. Там все за всех видно. Вот все за всех видно. Вот если, понятно, один негативный отзыв – ну ладно. А если их десятки, сотни – зачем вы туда идете? Зачем вы ведетесь на эти низкие цены? Вот реально есть игроки рынка, которые демпингуют по ценам, а в Интернет заходишь, отзывы читаешь – там ужас. У них судебные дела идут, и все равно все идут.

- Слушайте, если так, примитивно – сколько в денежном эквиваленте сегодня стоит качественный риелтор в Перми?

- Ну менее 3%, я считаю, что он стоить не может.

- От стоимости?

- Да. Ну и меньше 50 тысяч физически невозможно. Физически невозможно, потому что это и юристы, и маркетологи, и ипотечные брокеры, и поддержание сайта, офиса и т.д., и т.п., это безопасность и страховка, которая тоже стоит денег, да, для того, чтобы застраховать же вас – нашего клиента, и налоги – очень много.

- Подождите, а в риэлторском сообществе есть фактор страховки? То есть риелторы страхуют свою деятельность?

- Участники «Российской гильдии риелторов», которые проходят сертификацию, у них обязательное условие – это страхование своей деятельности. Мы каждый год проходим процедуру страхования своей деятельности.

- Здесь страховая компания выступает дополнительным гарантом надежности?

- Да, в случае если вдруг что-то случится с квартиройи это будет доказано, что…

- Риэлтор знал, но не предупредил?

- Нет, наоборот, что риэлтор не знал, некачественно провел свою работу, и какие-то факторы появились. Страховые компании – они обязаны возместить ущерб. Вот на сегодняшний день…

- От деятельности риэлтора фактически?

- Да. Вот у меня страхование 3 миллиона. Ну вот средняя стоимость квартиры, да, 3 миллиона. Соответственно, если компания не выплачивает, то страховая компания выплачивает. Вот и все. Вот и сами принимайте решение, куда пойти. Сейчас очень много моментов: материнский капитал, какие-то непонятные кредитные там ситуации. Они могут выскочить не сегодня, не завтра, не через год. Они могут появиться через 3-5 лет.

- И совершенство законодательства, ну вы вот опять же в паузе сказали, может привести к тому, что года через 3 в вашу квартиру может заявиться неизвестный и сказать, что это квартира его. И это именно не недоработка, например, риэлтора.

- Это несовершенство законодательства. Есть такие моменты в законодательстве, которые…

- Их можно избежать, подложив газетку в начале?

- Их можно. Их можно избежать, да, если будет заниматься человек, который понимает. Сейчас закон о банкротстве вступил. Ну это тоже неизведанная бездна. Элементарно, что будет дальше – неизвестно. Потому что люди, которые банкротятся, их недвижимость вообще нельзя продавать. А они продают, а потом банкротятся, и потом в итоге появляется ситуация, что к вам приходят и говорят: «Извините».

- Ну потому что все сделки можно признать ничтожными по передаче, продаже имущества. Это у нас тоже в студии были эксперты-юристы, рассказывавшие о банкротстве физических лиц.

- Да.

- Пять минут остается у нас в эфире. Хотел бы поэксплуатировать вас уже немножко как эксперта рынка. Что сегодня происходит с пермским рынком? Потому что даже мы в новостях даем порой информацию с этим связанную. Говорят, серьезно упал спрос на «вторичку», поэтому она подешевела, более или менее выровнявшись с реальной своей стоимостью. Потому что часто у нас говорили о завышении цен на рынке. Что происходит с новым жильем? Как сегодня организовано содружество застройщиков и банков в части ипотеки? Ведь ипотека у нас сегодня… Вот-вот должна закончится ипотека с господдержкой, насколько я понимаю.

- Нет, она только что продлилась. Она только что продлилась

- Продлили ее, да? Ну, слава Богу. Хоть хорошая новость.

- Процент, да, чуть повысили – на 0,5. Ну это все равно не 15%, а 12% сейчас на новостройки. Что с жильем есть? Рынок есть, жилье и продается. Спрос на вторичное жилье упал в связи с тем, что ипотека выше, чем на новостройки. На новостройки более или менее спрос есть, цены не растут уже 1,5 года – тоже радостная весть для многих. Есть даже ситуации, когда скидки есть определенные, можно более выгодно купить. Продажи есть, продажи идут. Здесь вопрос же стоит не в том, надо сейчас покупать или не надо покупать сейчас. Вопрос, а как ты себя любишь – ты вообще готов сейчас купить или нет. Вот сделай что-нибудь, чтобы купить. Заработай. Отучись, заработай. Рынок есть, и мы продаем. Стройки строят. Вот я могу сказать, что у нас в компании, да, моя компания работает с более… Ну практически со всеми застройщиками города Перми, кто работает с агентствами недвижимости. Есть такие, которые не работают, но их очень мало. И у нас максимум что-то задержки квартал, ну может быть полгода, но нет никаких замороженных строек. Все работают, строят, выходят из ситуации, продают.

- Ну говорят, сокращают задельные площади, например.

- Рынок требует этого. Рынок требует, площади сокращаются. Маленькие квартирки появились, студии определенные. Но опять же возможности появились. Раньше не было такого выбора. Если брать, у тебя… ты молодой, перспективный, у тебя семья появилась – да почему бы не взять даже эту же квартиру.

- Нет, я имею в виду задельные площади, которыми застройщики владеют. Объем строительства может сократиться уже в ближайшее время.

- А он сокращается. Он сокращается. Сейчас мы сталкиваемся с проблемой, что, ну, бывает, что не из чего выбирать, да. Но все равно строят. Все равно строят, новые площадки появляются. Не так много, но появляются. Ну как. Рынок скорректирован.

- Выбора… Чтобы так сложилось и выбора не стало совсем – это исключено?

- Я думаю, что исключено это. Ну только если какой-то катаклизм. А так выбор есть. Да, он не такой богатый, как, возможно, в других регионах. Вот если брать опять же в Краснодаре, там очень много строек по сравнению с нами. Но выбор есть. Выбор есть и можно подобрать квартиру, исходя из ваших пожеланий, финансов и т.д. Если ждать, что будет что-то дешевле – ну, я считаю, что это неправильно, потому что материалы дорожают.

- Как вот быть в этом отношении со «вторичкой»? Ведь очень большой процент тех, кто, переезжая в новостройки, пытаются улучшить свои условия, сбегая из «хрущевок», из «брежневок» – из этих конур в прямом смысле этого слова, а продать квартиру не удается. И долго не удается. Это ведь серьезный фактор, влияющий сегодня на спрос среди новостроек?

- К счастью или к сожалению, чтобы что-нибудь найти, нужно что-то потерять, да – есть такая…

- Чтобы купить что-нибудь нужное, нужно продать что-нибудь ненужное. А тут оказывается, что новая квартира – это нужное, а старая квартира – это ненужное.

- Да. Вот у нас часто появляются клиенты, да, к сожалению – не клиенты, а потребители – которые, в свое время, сделали скидку на свои квартиры в 100 тысяч, в 200 тысяч. В итоге они сделали эту скидку в 500 тысяч через полгода, замучившись с этим. Либо вы ставите себе цель и воплощаете свою мечту, делая рыночную цену квартиры (рыночная цена – это не та, которая в объявлениях, поверьте мне, возможно, чуть поменьше), либо вы отказываетесь от своей мечты. Всё, другого не дано. Вот всё. Ну другого просто не дано. Вот продавайте квартиру по реальным ценам, с реальным профессионалом, делайте что-то. Если вы хотите продать квартиру реально по рыночной цене, обратитесь к профессионалу – он знает больше способов, больше методов. Да элементарно.

- Ну и потенциальные потребители вот этого вторичного рынка, они ведь тоже будут сейчас рассчитывать на хорошую цену, учитывая имеющиеся обстоятельства.

- Да, конечно. Некоторые люди ленятся вкрутить лампочку в подъезде, я извиняюсь, тем самым снижают свою квартиру на 100 тысяч рублей в цене.

- Серьезно? Бывают и такие?

- Вот серьезно. А вкрутил лампочку цветную, хорошую. Не цветную, а яркую. И человек пришел и влюбился, и даже о торге не думал. Ну вот элементарных вещей люди просто не делают. Обратитесь к профессионалу, сэкономите еще больше денег, и он вам посоветует, прислушайтесь. Не обязательно делать, просто послушайте, что вам люди говорят. Вот у одного спросите, у другого. Посоветуйтесь с родственниками, кто у вас что продавал.

- Спасибо большое, Игорь Александрович, за участие в нашей программе!

- Всего доброго!

- До свидания!

____________________

Программа вышла в эфир 10 марта 2016 г.

Обсуждение
1696
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.