Верхний баннер
16:32 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:37, 15 августа 2016

«Внутри команды у каждого министра, если мы говорим о правительстве, в том числе у председателя правительства, в ключевых показателях эффективности должны быть зашиты показатели, которые в его отрасли демонстрируют инвестиционную активность», — Дмитрий Скриванов, депутат ЗС

«Внутри команды у каждого министра, если мы говорим о правительстве, в том числе у председателя правительства, в ключевых показателях эффективности должны быть зашиты показатели, которые в его отрасли демонстрируют инвестиционную активность», — Дмитрий Скриванов, депутат ЗС
«Внутри команды у каждого министра, если мы говорим о правительстве, в том числе у председателя правительства, в ключевых показателях эффективности должны быть зашиты показатели, которые в его отрасли демонстрируют инвестиционную активность», — Дмитрий Скриванов, депутат ЗС
Юлия Хлобыст: Помните те времена, когда на наших маленьких кухнях обсуждались все события нашей жизни? Именно на кухне возникали самые живые дискуссии, здесь задавались самые неудобные вопросы и здесь же на них отвечали. Если вы не помните эти времена или просто хотите понимать суть событий – слушайте «Эхо Перми», потому что только у нас по пятницам после 13-ти часов на нашей кухне мы будем собираться, спорить, обсуждать, строить прогнозы, в общем, соображать на троих. Юлия Хлобыст, здравствуйте! Евгений Плотников, политобозреватель газеты «Звезда».

Евгений Плотников: Здравствуйте!

Юлия Хлобыст: И Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края.

Дмитрий Скриванов: Здравствуйте!

Юлия Хлобыст: Сегодня на кухне «Эха»: тяжелые времена, кризис, это мы слышим на каждом шагу, но вот постоянно повторяющиеся мантры на самом деле не для нас, потому что примерно за 20 лет это уже третий экономический кризис, и в какие бы времена эти кризисы не случались, каждое существующее региональное правительство придумывало свои инструменты, свои способы борьбы с кризисом. Ну, например, во времена Юрия Трутнева, который стал губернатором в 2000-м году, начала применяться схема субсидирования. Во времена Олега Чиркунова, который начал исполнять обязанности губернатора в 2004-м году, льгота по налогу на прибыль. Сегодня, когда краем руководит Виктор Басаргин, который пришел в 2012-м году, появился такой термин как «специнвестпроекты» либо государственно-частное партнерство. Я почему так подробно начинаю? Потому что в 2000-м году вы тоже пришли, так скажем, в политику, избирались впервые депутатом законодательного собрания тогда еще Пермской области и тогда же возглавили совет директоров Кунгурского молкомбината. Так вот, мы бы хотели, собственно говоря, узнать вашу точку зрения и как политика, и как бизнесмена, который все эти годы присутствовал и в политике и, наверное, до какого-то последнего времени в бизнесе, на эти схемы привлечения инвестиций, на экономические процессы.

Евгений Плотников: Это мы их придумали на самом деле, то есть, понятно, что они не законодательно установлены и мы уже по этому поводу с Юлией спорили – нормальные это этапы, не нормальные, такие они или нет. Вот про Юрия Петровича и субсидирование, тем более, вы в те времена сами занимались активно этим, представляете, что такое инвестиции. Вот как эта эпоха?

Дмитрий Скриванов: Как эта эпоха? Вообще, надо сказать, что у региональной власти не так много рычагов для того, чтобы влиять на экономическое стимулирование, вообще инвестиционный климат как таковой. Но самый главный рычаг, которым обладает региональная власть, на мой взгляд, это, может быть, даже и не льгота по налогу на прибыль, и не субсидирование процентной ставки по кредитам или субсидирование инвестиционных затрат, а, скорее всего, это такой микроклимат. Он, кстати, наиболее, как вам сказать…

Юлия Хлобыст: Эффективен?

Дмитрий Скриванов: Нет, он не наиболее эффективен…

Евгений Плотников: Подождите…

Дмитрий Скриванов: Он – наиболее меняющаяся вообще среда. Вот его сложно на самом деле поймать или пощупать, но это как раз то, что определяет желание или нежелание того или иного предпринимателя либо вообще бизнеса в принципе рисковать в данном регионе. И вот как бы если мы берем эпоху Юрия Петровича Трутнева…

Евгений Плотников: Так нет, ну вот вспомните, да, вы рискнули, куча народа рискнули, и этот потенциал сельскохозяйственный сегодня стреляет. Нет разве?

Дмитрий Скриванов: Женя, все правильно…

Евгений Плотников: Очень много хозяйств сегодня на тех, вот как раз на тех субсидиях, на тех схемах – правильных и хороших, поднялись.

Дмитрий Скриванов: Но это не все, это не все. Вот для того, чтобы сказать, что я в свое время принял решение об инвестициях, я действительно инвестировал все, что у меня было, у меня была заложена и квартира, и машина. Я не знаю, все, что мы могли, мы вложили в реконструкцию Кунгурского молочного комбината. Но сказать, что именно субсидирование процентной ставки, например, либо льгота по налогу на имущество оказала решающую роль – нет, я так сказать не могу.

Евгений Плотников: А что, желание свое личное?

Дмитрий Скриванов: Еще раз: вот когда ты оцениваешь суммарно, инвестиционный климат – это такая многофакторная штука, когда ты оцениваешь суммарно все, ты принимаешь такое субъективное решение на основании, может быть, интуиции, своего опыта, в том числе и экономических просчетов. Вот то, о чем вы говорите – это в основном как бы экономика. Но есть еще субъектив, знаете, и он очень сильно влияет на то, готов или не готов рискнуть предприниматель. Можно я продолжу?

Юлия Хлобыст: Хорошо, хорошо. Можно я по-другому вопрос немножко поставлю?

Дмитрий Скриванов: Давайте.

Юлия Хлобыст: Сегодня вы бы вот так бы поступили, как тогда?

Дмитрий Скриванов: Нет, не поступил бы.

Юлия Хлобыст: Почему?

Дмитрий Скриванов: Потому что очень высокие риски связаны с административным порядком, с административным устройством.

Юлия Хлобыст: То есть сегодня огромный минус в создании вот этого микроклимата, как вы говорите, это административные риск?

Дмитрий Скриванов: Да, совершенно точно, потому что я знаю, что выигрывают контракты и подряды не те фирмы, которые проявляют достаточный профессионализм, а те, которые являются своими. И я знаю, что существует… Отсутствует, вернее, региональный протекционизм, и в этом смысле без разницы – предприятие находится на территории Пермского края или предприятие находится на территории, например, региона-конкурента, но ему могут оказываться преференции на территории Пермского края.

Евгений Плотников: Ну у нас ханты-мансийских много всяких понаехало.

Дмитрий Скриванов: Из Свердловска.

Евгений Плотников: Челябинска.

Дмитрий Скриванов: Конечно, то есть и в этом смысле, конечно, когда я понимаю, что твое нахождение на территории Пермского края и те налоги, которые может платить предприятие в субъект, в бюджет, не являются основанием того, чтобы, как минимум, административный ресурс тебе оказывал какое-то содействие, ну пусть даже не мешал – самое главное. А ведь это распространяется сверху и до органов местного самоуправления. Они-то ведь тоже точно так же видят и не мотивированы оказываются в том, чтобы возникали какие-то очаги предпринимательской инициативы. Когда я это вижу, я принимаю субъективное решение – да, хорошо, я вложу деньги, мне субсидируют процентную ставку, но по пути у меня возникнет огромное количество рисков. Давайте их начнем перечислять… У меня с природоохранными ведомствами возникнут риски, ну потому что предприятия работают, предприятия реконструируются, но в любом случае, предприятия так или иначе делают сброс…

Евгений Плотников: Ну докопаться всегда можно, да.           

Дмитрий Скриванов: А если оно делает сбросы, там умножить на 10 можно эту плату, понимаете? И можно любое предприятие, условно говоря, похоронить сегодня на территории Пермского края, ну практически любое по каким-то экологическим вещам. Или мне необходимо получить лицензию. Значит, я могу ее получить совершенно спокойно либо могу за этой лицензией очень долго бегать. А если мы говорим об инвестиционном проекте, то, как правило, там все расписано по часам. Вот ты пустился, у тебя, вернее, ты построил технологию, после этого у тебя идет пусконаладка, а после этого ты должен строить бизнес. Ведь мало построить технологию, и технология-то, по большому счету, не является панацеей.

Евгений Плотников: Надо смотреть тогда уже.

Дмитрий Скриванов: Надо построить бизнес, бизнес – это вся инфраструктура, и в этом смысле инфраструктура, которая обеспечивает бизнес, тоже зависима от административного ресурса, и как административный ресурс уже к ней относится, как он относится к малому предпринимательству, а инфраструктура – это малое предпринимательство, это все в совокупности создает свое впечатление предпринимателя – буду вкладываться или не буду вкладываться. Вот здесь вот эпохи можно уже тогда бить. Значит, был Юрий Петрович Трутнев: сказано – сделано. Был Олег Анатольевич Чиркунов, который был заинтересован в инвестиционных проектах…

Юлия Хлобыст: Семь важных дел.

Дмитрий Скриванов: И был заинтересован в том числе в инвестиционных проектах.

Евгений Плотников: Нет, ну подождите, ведь налоговая льгота была и говорилось много о том, что эта налоговая льгота все-таки даст возможность прийти тем, кто будет вкладываться, потому что не нужно будет платить налоги, то-се, пятое-десятое…

Дмитрий Скриванов: Ну правильно вы говорите, но за налоговые льготы было еще в том числе и администрирование, было администрирование. Оно, может быть, в недостаточной степени было. Если вы меня спросите сейчас о том…

Евгений Плотников: Подождите, а что такое в данном случае, что такое администрирование?

Дмитрий Скриванов: А администрирование налоговой льготы – это… Как вам сказать? Ну что такое вообще налоговая льгота? Это, по сути дела, инвестирование со стороны регионального бюджета, со стороны всех налогоплательщиков. Мы инвестируем в производство для того, чтобы получить потом некую отдачу. Для того, чтобы администрировать… Ну что, вернее, значит такое администрирование? Это когда я, будучи субъектом, условно говоря, который инвестирует, должен понимать, куда эти деньги израсходованы, израсходованы они действительно на инвестиции, или они…

Евгений Плотников: Или на выплату дивидендов.

Дмитрий Скриванов: Или на выплату дивидендов, совершенно точно. То есть вот этот вот макроэкономический анализ в масштабах региона, его нужно было делать, и был человек действительно, который за это дело отвечал. А потом, понимаете, вот мы привели на территорию субъекта, условно, какой-то центр прибыли, он получает эту льготу по налогу на прибыль, но дальше у него возникают другие проблемы, которые, опять же, нужно администрировать. Должен быть один ответственный человек, один ответственный человек, чтобы эти, условно говоря, очаги предпринимательской инициативы возникали, из других регионов смещали, в том числе и центры… Как они называются? Центры…

Евгений Плотников: Центры прибыли, или как их называют?

Дмитрий Скриванов: Центры прибыли, да, совершенно точно, в Пермский край.

Юлия Хлобыст: Напомню, сегодня на политической кухне «Эха» Евгений Плотников, политический журналист газеты «Звезда», Юлия Хлобыст и Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края. Пытаемся понимать вообще, что такое инвестиционная привлекательность и, самое главное, какие рычаги должна иметь власть, должны иметь депутаты, должны иметь чиновники, чтобы, собственно говоря, в Пермский край – мы сейчас говорим о Пермском крае – сюда начал приходить бизнес. Но ведь на самом деле инвестиции – это ведь не только бизнес, но есть и бюджетные инвестиции, а, как известно, в последнее время они, в общем-то, сильно подужались.

Евгений Плотников: Нет, подождите, подождите, мы говорили о том, что бюджетные инвестиции, если мы говорим вкривую, да, они были хотя бы у той же налоговой льготы. И мы сейчас до чего договорились, до периода его, да, что, в общем-то, налоговая льгота была, но не отслеживалось, как она расходуется, не расходуется.

Дмитрий Скриванов: В должной степени не отслеживалось, но мы говорили еще и о том, что это не является панацеей для того, чтобы говорить о том, что мы инвестиционно-привлекательный регион. Я знаю регионы, которые не имеют такой налоговой льготы, но при этом имеют…

Юлия Хлобыст: А бизнес туда идет?

Дмитрий Скриванов: Да, имеют, достаточно больших…

Евгений Плотников: А это вот не Москва?

Дмитрий Скриванов: Почему? Нет, Калуга, например, Калужская область.

Евгений Плотников: А там почему?

Дмитрий Скриванов: Откуда я знаю? Потому что приходит туда инвестор и говорит: «Ребята, мне нужна инфраструктура, мне нужен земельный участок, мне нужно среднее образование, для того, чтобы мои люди могли получать необходимую профессию и приходили на производство уже подготовленными».

Евгений Плотников: Или техникум.

Дмитрий Скриванов: Ну то есть, собственно говоря, он перечисляет…

Евгений Плотников: Требования, да?

Дмитрий Скриванов: То, что является изначально государственной услугой, то, что оказывать должно государство, какую услугу должно оказывать государство. Он перечисляет и дальше государство делает ее адресной. То есть на базе, условно говоря, какого-нибудь колледжа, или, как это раньше называлось, техникума…

Евгений Плотников: Организуется специальность, да?

Дмитрий Скриванов: Факультет, да, по сборке, например, машин «Фольксваген». Мы знаем, что в Калужской области, там действительно такой большой кластер по сборке автомобилей. Значит, им нужны, например, слесари какой-то категории или другие рабочие профессии такой-то категории. Вот они уже делают так и платят такие стипендии, в этом заинтересован в том числе и бизнес, чтобы люди приходили туда, учились, не чурались этой рабочей профессии, а получали эту рабочую профессию, работали и получали стабильную заработную плату. Значит, дальше… Им нужна инфраструктура. А что такое построить предприятие? Я вам могу сказать, что примерно 30%, если не 70% – в зависимости от того, как далеко ты от базовой инфраструктуры создаешь предприятие – это деньги на инфраструктуру, это традиционный сброс на предприятии, на очистные сооружения, и так далее и тому подобное. Государство в данном случае может взять это на себя и, по идее, это разумно.

Евгений Плотников: А может не взять.

Дмитрий Скриванов: А может не взять, совершенно точно. Оно может построить эту инфраструктуру в другом месте, никак не связывая с экономической инициативой.

Евгений Плотников: Не для кого. Не для кого.

Дмитрий Скриванов: Да. Ну как не для кого? То есть оно может построить ее для людей в городе N, например, потому что людям там нужен газ, условно говоря.

Евгений Плотников: А там никакого производства нет.

Дмитрий Скриванов: А там нет никакого производства. То есть оно решает социальную в данном случае функцию. И если говорить вот о нас, то мы – социально-ориентированный бюджет, социально ориентированный регион, потому что большинство средств, которые мы расходуем, мы расходуем не на развитие, а как раз вот на все эти социальные вещи. Плохо это или хорошо – я не могу сказать, я просто констатирую факт. Но если бы мы тот же самый газ вели в населенные пункты и необходимым требование для органов местного самоуправления была необходимая предпринимательская инициатива в этой территории, то, я думаю, и отношение органов местного самоуправления было бы к этому немножко другое.

Евгений Плотников: Скажите вот, а интересная тема…

Дмитрий Скриванов: Земля… Женя, вот секунду…

Евгений Плотников: Ага, хорошо.

Дмитрий Скриванов: Земля. Вот можно по-разному и очень долго получать землю, мы все знаем пример ИКЕА – то ее там хотели построить, то ее здесь хотели построить, ее еще…

Юлия Хлобыст: В результате больше десяти лет это длится.

Дмитрий Скриванов: Совершенно точно.

Евгений Плотников: Я знаю кучу уголовных дел по Пермскому району с землей связанных, когда земли для кого-то нету, для кого-то есть.

Юлия Хлобыст: Бог с ними!

Дмитрий Скриванов: Бог с ними, да. Значит, я вообще считаю, что если кому-то отдали бесплатно землю, если эта земля в конечном итоге оказалась тем вкладом, который государство может сделать в то, чтобы, опять же, родился какой-то инвестиционный проект, то и пусть, и ради бога. Проблема в том, что мы хотим получить за это деньги большие, а предприниматель считает все риски, связанные с вхождением, во-первых, в регион, потом все инвестиционные затраты и плюс еще сколько будет стоить эта земля и сколько по времени он будет ее оформлять, понимаете? В той же самой Калужской области, которую постоянно приводят в пример на всех саммитах, на которых я бываю, я не знаю, посвящено это пятилетию Агентства стратегических инициатив, посвящено это экономическому форуму или проходящий на экономическом форуме какой-то кейс – там везде выступает Калужская область. Но они выдают бесплатно, они отдают бесплатно эту землю, то есть у них не возникает проблем. В той же самой Чувашии, будучи директором развития Фонда моногородов, мы договаривались до того с региональной властью, и президент Чувашии – он, по-моему, президент, глава республики Чувашии – смещали муниципальные границы для того, чтобы инфраструктура могла спокойно пройти для необходимого производства, которое в конечном итоге будет организовано. Вот я сейчас смотрю по социальным сетям, и мои коллеги, которых я привлекал в Фонд развития моногородов, они получают, например, медаль от Кемерово за добро и еще что-то, как-то называется медаль, местное, внутреннее, региональное.

Юлия Хлобыст: За добро и развитие.

Евгений Плотников: Нет, ну вот смотрите…

Дмитрий Скриванов: Да, региональная награда, но у них там все очевидно и понятно. «Термолюкс», по-моему, предприятие, которому необходимо было развитие, они готовы были вложиться инвестициями. Необходимо было что: ливневку, канализацию для них сделать, очистные сооружения и воду провести. Вот это взяла на себя Кемеровская область, в том числе и федеральный бюджет оказал содействие, то есть лоббирование просто регионального руководства дало возможность привлечь в том числе и федеральные деньги. Ну и пожалуйста, там строится предприятие.

Юлия Хлобыст: Хорошо. Ну вы сейчас столько примеров приводили из других регионов. Так может, нам не изобретать какой-то свой собственный велосипед, а взять на вооружение опыт, так сказать, коллег-соседей и здесь его удачно насадить. Только как это сделать?

Дмитрий Скриванов: Очень просто. Значит, я считаю, что должна быть команда, которая, во-первых, заинтересована в том, чтобы развивались предприятия, заинтересована в экономическом развитии региона. Второе… Внутри команды у каждого министра, если мы говорим о правительстве, в том числе у председателя правительства, в ключевых показателях эффективности должны быть зашиты показатели, которые в его отрасли демонстрируют инвестиционную активность. Без разницы – образование это, культура, спорт, отдых, промышленность.

Евгений Плотников: И в KPI включить, да?

Дмитрий Скриванов: Конечно. То есть, вот смотрите, например, организуется курорт, вот у нас есть, я недавно был в Суксуне, значит, курорт «Ключи». Они строят там новый корпус, и мы разговаривали с директором по поводу того, что не худо было бы построить открытый бассейн с теплой водой, потому что если они его построят, то они окажутся совершенно в другой категории. Но больше всего, что им необходимо – это транспортная доступность. Вот если сегодня та трасса, которая идет – Пермь-Екатеринбург, и будет отворот от трассы, совершенно спокойно можно будет доехать до территории санатория «Ключи» и в этом как раз может помочь регион, и это в том числе государственные деньги, и за это должен отвечать министр, который курирует все эти, как они называются, мероприятия отдыха, спорта. Вот если он за это будет отвечать и будет коннектиться, сам находить взаимосвязь с министром дорожного строительства… Вот, собственно говоря…

Евгений Плотников: Ну сам будет заинтересован, будет замотивирован. И я почему тоже…

Дмитрий Скриванов: Ну это же одна команда, по идее.

Евгений Плотников: Да. И я пытался Юлю перебить, но ее не перебьешь никогда, по поводу того, что у вас мысль была такая по поводу глав, да, что если бы у главы бы в показателях эффективности находилась какая-то, какой-то пункт, связанный с инвестиционной активностью на территории или с предпринимательской инициативой, то все могло бы быть по-другому. То есть, если бы благосостояние главы, условно говоря, зависело от этого показателя.

Дмитрий Скриванов: Понимаете, вот здесь опираться только на органы местного самоуправления, достаточно сложно.

Евгений Плотников: Нет, и правительство, и главы…

Дмитрий Скриванов: Да, да.

Евгений Плотников: Имеется в виду, чтобы все были на это нацелены.

Дмитрий Скриванов: Да, это команда, это должна быть команда.

Евгений Плотников: И тогда уже не ИКЕА будет приезжать бить челом: «Дайте землю», а за ИКЕА будут бегать и говорить: «Идите к нам».

Дмитрий Скриванов: И нужно бегать за ИКЕА, вот в чем парадокс событий. Значит, я считаю, что утверждая эти показатели эффективности, надо утверждать их не в качестве посмертного бухгалтерского учета, как я его называю, да, значит, когда сделал или не сделал…

Евгений Плотников: Это по факту, да?

Дмитрий Скриванов: Наперед. То есть ты должен привлечь такой-то объем инвестиций на территорию региона по своей отрасли. Как он будет выполнять этот показатель, будет он договариваться с санаторием «Ключи» и смежно договариваться с министром транспорта…

Евгений Плотников: Нет, ну вы бы просто посадили, заставили сесть на телефон и обзванивать, да, к примеру, да, ну, начать с чего-то?

Дмитрий Скриванов: Я считаю, что мы должны ехать туда. Вот мы должны как бы: а) заниматься лоббизмом по отношению к своим отраслям, чтобы возникали вот эти центры инвестиционной активности; б) мы должны точно так же лоббировать свои интересы на федеральном уровне. Вот мы не вспоминали Татарию еще. Но любая рабочая группа, я не знаю, любой организованный фонд развития – вот когда организовывался Фонд развития моногородов, первыми, кто были – это были татары. То есть они приехали с большими корзинками с медом, еще с чем-то, и рассказывали о своих моногородах, о том, что у них есть уже инвестиционные проекты, о том, что они уже давно как бы прошли первую стадию этих инвестиционных проектов…

Юлия Хлобыст: Нет, слушайте, у нас тоже могут приехать, только куда?

Дмитрий Скриванов: Господи… Понимаете, вот это все в доступе.

Евгений Плотников: Нет, а наши-то вообще ездили куда-нибудь, нет?

Дмитрий Скриванов: Я не знаю…

Юлия Хлобыст: Нет, с корзинками точно мы можем приехать.

Евгений Плотников: Вы возглавляли Фонд развития моногородов. Наши с корзинками ездили к вам?

Дмитрий Скриванов: Да наши без корзинок даже не приезжали. То есть было вплоть до того, что мы просили: «Ребята, подайте заявку».              

Евгений Плотников: Я помню, да.

Дмитрий Скриванов: И последний-то раз мы договорились – уже не работаю в Фонде развития моногородов – мы договорились с комиссией при правительстве о том, что они рассмотрят в первоочередном варианте заявку, связанную с Пермским краем. И была рассмотрена такая заявка и сейчас Чусовой, там есть центр предпринимательской инициативы. Не буду называть фамилию, не буду называть предприятие, но, тем не менее, есть надежда на то, что будет построена инфраструктура и будет создано предприятие. Кстати, Чусовой до этого времени получал уже средства на поддержку моногородов и был построен мост, и я по этому мосту ездил. Значит, он находится сегодня в полупригодном состоянии, и я не знаю, как мост и как действительно реконструкция, но если говорить об асфальте и о том, как его содержат, то денег явно у органов местного самоуправления не хватает, потому что он был в никуда.

Юлия Хлобыст: Ну про асфальт, да, про асфальт не только по мосту, но и вообще, и по всем дорогам у нас можно так сказать.

Дмитрий Скриванов: Нет, понимаете, Юлия, он был в никуда. То есть вот если бы он был к предприятию, либо у этого моста был бы бенефициар, мост был бенефициар…

Юлия Хлобыст: То есть, вы думаете, тогда бы мост содержался в порядке?

Дмитрий Скриванов: Я думаю, что, да, потому что и денег, во-первых, было бы больше, а во-вторых, вот смотрите: у нас любое предприятие, которое работает на той или иной территории и серьезно присутствует, они пытаются влиять на что? На политику в том числе, на органы местного самоуправления в том числе.

Евгений Плотников: Чтобы самим не содержать инфраструктуру…

Дмитрий Скриванов: То есть они избирают своих депутатов, они там так или иначе договариваются с главой.

Евгений Плотников: Дмитрий Станиславович, с этим-то вы согласны, что они это делают, чтобы за свой счет не содержать всю эту инфраструктуру? То есть они заинтересованы, чтобы у них было красиво.

Дмитрий Скриванов: Ну это же нормально, это же нормально.

Евгений Плотников: Хорошо, и поэтому они делегируют две власти и говорят: «Слушайте, давайте замещать».

Юлия Хлобыст: Они платят налоги.

Евгений Плотников: Нет, это понятно. Я просто говорю, что это нормальная цель, да?

Дмитрий Скриванов: Нормально. Я считаю, что это нормальная цель. Понимаете, я вообще считаю, что тогда, когда возникает бенефициар, который не спокоен по поводу того, что что-то делается не так – это уже хорошо.

Евгений Плотников: И если не хватает денег местного бюджета, эти бенефициары начинают делегировать депутатов в законодательное собрание, чтобы лоббировать свои интересы уже на региональном уровне.

Дмитрий Скриванов: И это тоже правильно.

Юлия Хлобыст: Вот знаете, когда вы в нашей предыдущей части говорили о показателях, о зашитых показателях, мне было смешно на самом деле, потому что мне кажется, что зашивать эти показатели нужно под кожу, потому что Греф на самом деле еще в начале года поставил диагноз всей стране, он сказал, что страна – дауншифтер. Ну раз вся страна – значит и все регионы, только, видимо, Герман Греф имел в виду такую популистскую трактовку дауншифтера, когда идут, идут по карьерной лестнице, да, потом хоп – останавливаются, оборачиваются и говорят: «А зачем мне это?», и уезжают на Гоа с заработанными деньгами либо сдав свою двушечку в аренду. А на самом деле ведь у нас так и получается, хотя цель дауншифтинга-то другая – обретение духовных каких-то вещей, духовного сознания. А у нас в Пермском крае, у меня такое ощущение, что на самом деле у нас очень много дауншифтеров во власти, то есть, идут, идут, идут, ну либо сами уезжают на Гоа…

Евгений Плотников: Либо в госсовет.

Юлия Хлобыст: Либо в места не столь отдаленные.

Евгений Плотников: Нет, у нас разбежалось много, да. Все временщики, вот такое вот ощущение, если уж так.

Юлия Хлобыст: Как с этим бороться?

Дмитрий Скриванов: Да никак с этим не бороться, то есть.

Юлия Хлобыст: А это же тоже влияет на то, о чем мы говорили в первых двух частях.

Евгений Плотников: Ну конечно, если в правительстве люди постоянно меняются.

Дмитрий Скриванов: Я считаю, что единственный способ борьбы – это выборы. Вот как бы люди верили или не верили в то, что выборы являются именно тем мерилом, по которому мы дальше на протяжении следующих пяти-десяти лет – иногда некоторые тренды закладываются на большие сроки – живем, я в этом уверен. Потому что у нас в Пермском крае, я так или иначе все равно ведь достаточно большое количество времени во властных структурах и знаком со властными структурами…

Евгений Плотников: 16 лет.

Дмитрий Скриванов: Я уверен, что у нас выборы за исключением некоторых муниципальных образований делаются людьми. То есть вот именно пришли, проголосовали, именно определились, это Иван Иванович или Иван Петрович. Сегодня у нас есть вся линейка для выборов.

Евгений Плотников: У нас ведь на выборах на муниципальных, в принципе, в свое время, даже вот еще два-три года назад, когда их заканчивали, эти выборы, там борьба-то была такая, не маленькая. То есть у нас конкурентных выборов было в крае очень много всегда. 

Дмитрий Скриванов: Не маленькая. Мало того, что выборы, вот в конкуренции происходит эта селекция и побеждают сильнейшие, ну конечно, иногда побеждают и популисты, но это – немножко отвлекусь – вопрос в том числе и зрелости избирателей. Если они не будут избирать и не будут ошибаться…

Евгений Плотников: Им созреть надо, вырасти.

Дмитрий Скриванов: И, в конце концов, они не научатся избирать и не научатся отличать популиста от человека, который делает реальные дела. Но могу сказать, что именно та выборная эпоха родила огромное количество глав местного самоуправления, которых мы считаем сегодня одними из лучших. Но они именно пришли…

Евгений Плотников: Так они и сегодня все на плаву. Они все пришли из прямых выборов.

Дмитрий Скриванов: Точно, из прямых выборов и из конкурентной борьбы.

Евгений Плотников: Да, да.

Дмитрий Скриванов: Они никогда не поддерживались региональной властью, они неудобные.

Евгений Плотников: В первые созывы точно, в первые созывы.

Дмитрий Скриванов: Точно совершенно, они были потому что неудобные.

Евгений Плотников: Кузнецов, Шицын – все же их знают, да.

Дмитрий Скриванов: Точно. Но когда они пришли, они стали эффективными главами.

Евгений Плотников: Вот Шаров тот же, да.

Дмитрий Скриванов: Шаров, да.

Евгений Плотников: Как Шаров, Шицын, Кузнецов. Первые…

Дмитрий Скриванов: Хороший пример – Круглов, потому что это рядом с моим 27-м избирательным округом, я просто знаю.

Евгений Плотников: Они на первых выборах все были под административным давлением, все.

Дмитрий Скриванов: Точно, точно.

Евгений Плотников: Ну и вы тоже были когда-то, на первых выборах в законодательное собрание, я тоже помню.

Дмитрий Скриванов: Точно, точно совершенно. Единственная проблема, что я как бы не в исполнительной власти, а я в представительной власти.

Евгений Плотников: Да, но просто все равно это были выборы.

Дмитрий Скриванов: Но в исполнительной власти получается так, что пришел человек, он действительно в результате вот этой конкурентной борьбы победил и он хочет защитить свое место, он дальше доказывает людям, что он действительно эффективен. И там может быть, что…

Евгений Плотников: А там кругом враги, надо разбираться с ними, там надо команду формировать, да? Это же интересно все?

Дмитрий Скриванов: Женя, ну что-то получается, что-то не получается, но, скажем так…

Евгений Плотников: Появляются новые люди.

Дмитрий Скриванов: Во-первых, появляются новые люди, во-вторых, опять же, среди тех, кто в ту эпоху, когда избирались главы и сегодня мы считаем их эффективными главами, я сомневаюсь, что мы получили бы таких эффективных глав в том случае, если бы они назначались в то время административными ресурсами или назначались краевой администрацией. Я очень сильно сомневаюсь, понимаете. Потому что когда у тебя возникает соблазн либо выслушать упрек, либо какое-то предложение, которое тебе не удобно или в результате которого тебе предстоит подняться и что-то сделать, то лучше назначить человека, который будет говорить всегда «Аллилуйя, спасибо за наше большое, светлое детство!»

Евгений Плотников: Нет, ну мы же, можно даже, знаете, условно говоря, какую-то фокус-группу сделать и спросить жителей Перми: какого главу они помнят? Я вас уверяю, что Маховикова никто не помнит. А вот вспомнят Шубина, хотя, в принципе, он не был полноценным главой с точки зрения исполнения хозяйственных функций, но он как бы пытался эту тему взять на себя. Каменева вспомнят. Ну и, естественно, Юрия Петровича Трутнева вспомнят. А вот тех, кого назначали – некоторые фамилии не вспомнят. Я их называть не буду, чтобы не напоминать, так скажем, но были и еще другие назначенцы.

Дмитрий Скриванов: А скажите, вот выборы, например, того же самого Юрия Петровича Трутнева были конкурентными, когда он избирался главой?

Евгений Плотников: Сложный вопрос.

Дмитрий Скриванов: Очень конкурентными.

Юлия Хлобыст: Да, я помню скандалы, с этим связанные.

Дмитрий Скриванов: Очень конкурентными.

Евгений Плотников: Там человек шесть или семь были, там же он с Филем боролся.

Дмитрий Скриванов: Нет, там не только с Филем он боролся, там и сейчас люди находятся в политике, то есть там были очень серьезные конкурентные выборы. Но когда он победил, они начали с чего? С дорог и с фасадов, то есть они занялись городским хозяйством, вот просто тупо занялись городским хозяйством.

Евгений Плотников: Ну чтоб вокруг ларьков хотя бы подмели.

Дмитрий Скриванов: Филь – это был последний глава города, который назначался в свое время, еще советской эпохи. Став губернатором, эта традиция, собственно говоря, была продолжена. После того как губернаторов начали назначать, возникли какие-то нюансы, собственно говоря. Но мы говорим о главах, не об органах местного самоуправления.

Евгений Плотников: Но и по главам-то ведь то же самое. Как начали назначать – так возникли нюансы, по городу Перми точно.

Дмитрий Скриванов: Поэтому мы в предыдущей передаче с вами говорили, что, все-таки…

Юлия Хлобыст: Нашей предыдущей встрече на кухне, я бы так сказала.

Дмитрий Скриванов: Извините, да, в предыдущей встрече на кухне мы говорили о том, что должны быть смешанные формы, то есть где-то назначается действительно глава, а где-то он все-таки выбирается.

Евгений Плотников: И мы договорились, что все-таки в показатели эффективности всех глав и руководящих работников правительства надо зашивать какую-то инвестиционную активность.

Дмитрий Скриванов: Однозначно, ее надо зашивать вперед. 

Юлия Хлобыст: Желательно под кожу.

Дмитрий Скриванов: Под кожу, да, совершенно точно.

Евгений Плотников: Да, под кожу.

Юлия Хлобыст: Завершая нашу сегодняшнюю встречу… Вот в прошлый раз вы тоже говорили, что… Вы говорили о том, что должна быть какая-то идеологема, должна быть какая-то идея. Вот вы, как человек, работающий в законодательной власти, который пишет законы, по которым жить региону, вот все-таки, резюмируя все то, что сказали, какая-то, вот я не знаю, такая одна глобальная идея – мы же все сегодня ищем идеи, смысл и так далее – какая она?

Евгений Плотников: Ну, может быть, такую, не такую красивую, как там какие-нибудь специнвестконтракты, дорожные карты и так далее, а какую-нибудь такую, нормальную, без красивости.

Дмитрий Скриванов: Ну я тогда скажу без красивости: надо просто любить свою родину, надо любить Пермский край. Вот без красивости. По-другому никак.

Юлия Хлобыст: Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края был сегодня на нашей политической кухне. У микрофона были Евгений Плотников, Юлия Хлобыст. Спасибо вам, что пришли, всего хорошего и до свидания!

Дмитрий Скриванов: Спасибо!

Евгений Плотников: До свидания!

Дмитрий Скриванов: Спасибо!

__________________________

Программа вышла в эфир 12 августа 2016 г. Фото - v-kurse.ru


Обсуждение
2704
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.