Верхний баннер
08:39 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:13, 24 ноября 2016
Автор: Егор Тверетинов

«Потребитель имеет право знать, сколько будет стоить его автомобиль. И ссылки автосалона на то, что договор предварительный, что ситуация на рынке может измениться, инфляция — это все не обосновано, в том числе не обосновано и то, что завод может повысить цену», — Ольга Чулакова, юрист

«Потребитель имеет право знать, сколько будет стоить его автомобиль. И ссылки автосалона на то, что договор предварительный, что ситуация на рынке может измениться, инфляция — это все не обосновано, в том числе не обосновано и то, что завод может повысить цену», — Ольга Чулакова, юрист
«Потребитель имеет право знать, сколько будет стоить его автомобиль. И ссылки автосалона на то, что договор предварительный, что ситуация на рынке может измениться, инфляция — это все не обосновано, в том числе не обосновано и то, что завод может повысить цену», — Ольга Чулакова, юрист
Доброго дня, пермяки! На «Эхе Перми» программа «Дальний свет». У микрофона Егор Тверетинов. За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Сегодня мы обсуждаем случаи и проблемы, возникающие при приобретении автомобилей в автосалонах и при их дальнейшем обслуживании у официального дилера. В связи с этим у нас в гостях Ольга Чулакова, руководитель «Межрегионального центра юридических услуг». Ольга, здравствуйте!

– Здравствуйте!

Давайте расскажем нашим радиослушателям вообще в связи с чем мы затронули эту тему, потому что я знаю, что лично у вас возникли кое-какие проблемы с приобретением автомобиля. Что случилось?

– Да, у меня действительно возникла ситуация. В прошлом году я приобрела автомобиль, заплатила полностью за него деньги, заказала его. Он должен был придти через несколько месяцев. Пришел, но автомобиль, к сожалению, в более дешевой комплектации. И на мою просьбу поставить мне все-таки автомобиль тот, который я купила, автосалон ответил мне отказом. Дословно сказали: «Берите этот или не будет никакого». И вот с этого началась история.

Ага, понятно, т.е. пришло не то, что должно было придти. Друзья, уважаемые слушатели, сразу вам говорю, что у нас телефон в студии 2-066-066 работает. Мы ждем ваших звонков, и я уверен, что многие из вас сталкивались с подобными историями. Ольга, и что было дальше? Как вы решали эту проблему?

– Проблему я решала для меня самым простым способом – это путем обращения в суд, поскольку договориться не получилось. Я пыталась договориться, но, к сожалению, автосалон не пошел ни на какие...

А вы договаривались в устном порядке или в письменном? Как?

– Для начала я обратилась с заявлением, что прошу передать мне автомобиль той комплектации, которая указана в договоре. Мне устно сказали, что этого не будет, позвонили, предложили встретиться с менеджером.

Т.е. салон поставил ответственным по этому вопросу менеджера?

– Сначала менеджера, да, потом начальника...

Руководителя отдела продаж.

– Руководителя, да, отдела продаж. Совместная была встреча с юристом их, но, тем не менее, единственное, что предложили, это 3-й год гарантии и больше никаких...

А юрист, вот, например, как законник, он на что ссылался в этом случае?

– Непонятно. Он сказал, что невыгодно, невыгодно, невыгодно, всё, мы поставлять не будем.

Т.е. ваши проблемы – разбирайтесь сами. Даже не разбирайтесь сами, а берите, что дают, что называется.

– Да. Берите, что дают.

Да. Я вас услышал, и дальше что? Какая была ваша тактика действий?

– Пришлось обращаться в суд с требованием... единственное у меня было требование – обязать передать автомобиль в той комплектации, которая предусмотрена договором. Всё.

Т.е. не вернуть деньги...

– Безусловно.

Не возместить разницу в стоимости?

– Если помните, 2015 год...

Так.

– Конец 2014-го, начало 2015-го – полнейшая суматоха на рынке, непонятные вещи происходят, цены растут.

Когда вся история вот эта с долларом началась.

– Да, да, да. И как раз вот в этот период. Я-то получается заказала еще по старой цене машину. Цена подскочила. Автосалону стало, возможно, действительно невыгодно поставлять мне автомобиль в новой комплектации, потому что цена на него существенно возросла.

А, т.е. за счет этого салон, так скажем, попытался...

– Возможно.

Сократить свои издержки в связи с ростом доллара.

– Да. И мне-то получать деньги уже тоже было невыгодно. Я на эту сумму ничего бы не купила такого, чего хотела.

Ну конечно, конечно, потому что, если не ошибаюсь, там чуть ли не в полтора раза цены выросли.

– Ну там очень сильно, да, подросли цены.

Да. И, во-первых, долго ли шел судебный процесс, и чем вся эта история закончилась?

– На мой взгляд, сравнительно недолго. С учетом апелляционной инстанции судебный процесс шел около 4-х, может быть, чуть больше 4-х месяцев.

Т.е. еще и апелляция была? Пытались все-таки обжаловать, пытались все-таки отсудить?

– Да. Да.

Ну на самом деле... такая, непонятная ситуация. Где же лояльность клиентам? Где же чистое лицо?

– Тоже не понимаю. Тоже не понимаю этого.

Вот мы, естественно, сегодня не называем эти автосалоны, но я думаю, что те, кто работает в автосалонах – менеджеры, руководители, те, кто нас слышат, наверное – друзья, сделайте выводы. Возможно, вы понимаете о ком идет речь, возможно, не понимаете, но нужно как-то все-таки держать, что называется, марку, и соответствовать той марке, которую вы продаете. Такая тавтология немножечко получилась. На этом проблемы закончились с этим автомобилем или еще был дубль два, вторая серия?

– Ну на год примерно, да, закончились проблемы. Я обслуживалась не в Перми, автомобиль обслуживала.

А почему. Из-за того, что вот эта ситуация возникла?

– Да, частично из-за этой ситуации. Просто неприятно уже было приходить в этот салон как потребителю просто эмоционально. И вторая причина – финансовая. Вот в соседних регионах обслуживание автомобиля стоит значительно дешевле.

Прям вот....

– Прям вот значительно, да. И детали необходимые для автомобиля дополнительные, тоже цены существенно отличаются. Поэтому целесообразнее съездить в тот же Ижевск, например, или Екатеринбург и сделать там.

И что у нас стряслось через год?

– Угораздило обратиться снова сюда.

Так.

– Не было возможности уехать, обратилась сюда и возникла уже проблема с устранением недостатков в автомобиле.

Т.е. автомобиль стал показывать какие-то ошибки, какие-то функции перестали работать?

– Да, ошибки, и я посчитала, что все-таки, наверное, это гарантийный случай. Я обратилась к официальному дилеру сюда.

Потому что у автомобиля было 2 года гарантии с момента покупки. Прошел еще год.

– 2 года гарантии, они еще не истекли. Попросила устранить недостатки. Через 4 часа мне автомобиль вернули. Сказали, что всё, всё замечательно, забирайте, но случай не гарантийный, там предохранитель перегорел.

Почему они сказали, что случай не гарантийный?

– Потому что предохранитель – это не гарантийный случай. Перегорел предохранитель. Говорю: «Почему перегорел предохранитель?» – «Мы не знаем».

Какие-то были вмешательства в систему двигателя, ну или вообще в системы автомобиля?

– Кем-то когда-то нет. Всё у дилеров обслуживалось, машина, т.е. никаких вмешательств. Я разумеется не лезу. Я вообще не понимаю ничего в устройстве...

Я почему спросил. Потому что зачастую бывает, что сигнализацию ставят где-то в другом месте и сразу же говорят, что, ребята...

– Нет.

Т.е. никаких?

– Вообще ничего такого. Всё у дилера. Полностью гарантия сохранена на автомобиль. Никаких посторонних вмешательств. Поэтому вот я и посчитала возможным обратиться.

И там что закончилось? Я тоже понимаю, что это был не просто предохранитель, тоже было какое-то продолжение.

– Только выехала из салона, через какое-то время всё снова повторяется, возвращаюсь, говорю: «Что? В чем проблема?» Мне отвечают: «Ставьте снова на диагностику. Оплачивайте снова диагностику. Мы снова будем смотреть». Ситуация один в один, вот как предыдущая, точно также перегорел предохранитель. И только благодаря участию еще других, третьих лиц, и требованию в моем присутствии проводить работы, т.е. я письменно написала претензию: «Прошу в моем присутствии это делать».

Они вам давали какие-то заключения по поводу того, что...

– Первый раз, да, написали – предохранитель перегорел.

А в итоге? Насколько я понимаю, причина-то была не в предохранителе.

– Нет. Безусловно, гарантийный был случай – сломался насос муфты Haldex. В общем, не суть важно, случай вот гарантийный.

Ага, вот у нас сразу появился звонок. Добрый день, вы в эфире, здравствуйте. Как вас зовут?

Алло.

Алло, да, да, да, здравствуйте.

Очень солидарен с вашей гостьей.

Так.

Эксплуатирую 3 автомобиля этого автосалона. Автомобили замечательные, но салон действительно жуткий.

Какие проблемы у вас возникали с автосалоном?

К счастью я их избежал после того как забрал автомобиль, 3 автомобиля точнее.

Понятно.

Больше не появлялся там и ни в коем случае туда не поеду.

Понятно. Спасибо большое! Спасибо за ваше мнение. Продолжим. И чем вся эта история завершилась? Поменяно было по гарантии?

– Да, мне поменяли по гарантии, вторую диагностику провели бесплатно.

Вернули деньги за предыдущую диагностику?

– За первую, конечно, ничего не вернули, но вторую сделали, по гарантии.

Т.е. вот, дорогие друзья, сталкиваемся, обсуждаем вот эти вот все грустные, неприятные случаи. Какие еще могут быть, скажем так, подвохи при приобретении автомобиля, потому что я знаю, автомобили и приходят не вовремя, и комплектации не те приходят...

– К сожалению, да.

И, к сожалению, сам лично сталкивался, как бы это печально не звучало, они еще и с автовозов падают, и на заводах их бьют при испытаниях, ремонтируют и потом продают. Вот как себя обезопасить возможно в этих всех случаях?

– Основной вопрос, как вот выясняется, это даже не вопрос: какие права есть у человека, когда он приходит в автосалон? Многие знают сейчас свои права. Вопрос: как их реализовать, эти права? Т.е. даже если человек их знает, ему, как более слабой стороне вот в данных отношениях, реализовать их сложнее. Т.е., например, приходит человек заключать договор. Ему дают предварительный договор. Он покупает машину. Ему дают предварительный договор.

По нему вносится предоплата. Правильно?

– По нему он вносит, безусловно, предоплату, да, но, например, в договоре написано – цена примерно, ну, скажем, миллион, но может быть вырастет...

Возможно изменение цены.

– Возможно изменение цены в одностороннем порядке – разумеется, продавцом.

Вот что по этому поводу, сразу комментарий.

– Не все знают, что цена должна быть определена в договоре.

Потому что это существенное условие договора.

– Безусловно, в данном случае потребитель имеет право знать, сколько будет стоить его товар. И ссылки автосалона на то, что договор предварительный, поэтому вот всё около, а не точно, что ситуация на рынке может измениться, инфляция и так далее – это всё не обосновано, в том числе не обосновано и то, что завод может повысить цену, например, на автомобиль. Это ваши предпринимательские риски, дорогие предприниматели.

Ваши проблемы, решайте их сами.

– Да. Решайте их сами. Я заплатила вам миллион – хочу получить машину...

За миллион.

– За миллион, да.

Да, дорогие друзья, ставьте себе сразу галочку, что четко цена приобретаемого автомобиля должна быть установлена еще в предварительном договоре купли-продажи. Что касается... Так, у вас еще есть что добавить...

– Да, минуточку буквально, вот на этом акцент еще небольшой. Вам могут предложить, например, подписать доп. соглашение об изменении цены. Подписали. Всё. Вы согласились. Никаких споров после этого быть не может.

Это уже после того как пришел автомобиль?

– Не важно.

Или внезапно.

– Автосалон может позвонить, сказать, вот цена изменилась, приходите, подпишите. Вы подписали, потом поняли, что совершили ошибку, поздно.

Т.е. внимание...

– Внимание. Читаем всё. Ничего не подписываем, если не считаем, что мы с этим согласны.

Никаких документов, ведущих к изменению цены, естественно в высшую сторону...

– Безусловно.

Не нужно подписывать, потому что вы автоматически с этим согласитесь, и потом в судебном порядке уже цену автомобиля не измените.

– Не измените, да.

Что касается комплектации автомобиля в предварительном договоре купли-продажи, потому что также хотим одно и бывает, что приезжает другое.

– Да. Ну вообще, что касается предварительного договора. Предварительный для потребителя то же самое, что и просто договор купли-продажи, как бы он не назывался. Об этом сказал уже нам Верховный суд, и всем – и автосалонам и потребителям – об этом нужно помнить, что все, что написано в предварительном, обязательно для сторон. Комплектация, она обязательно тоже прописывается, это существенное условие, т.е. марка, модель и прочие характеристики автомобиля, они должны быть прописаны. И вы вправе требовать ту машину, которая у вас прописана в договоре. И именно ее вам должны поставить. Поставили другую – требуйте свою.

Т.е. при заключении... просто вот у нас, да, вы правильно сказали, фраза «предварительный договор купли-продажи», он как бы считается ну типа как-то вот...

– Вроде договорились, вроде и нет.

Еще не серьезный. Вот будет основной договор купли-продажи, по нему и порешаем, а за основный зачастую на капоте уже подписывается той автомобиль, который пришел.

– Да.

Т.е. все условия сразу.

– Да.

Зачем, кстати, делают предварительный договор купли-продажи?

– Так вот именно из этих соображений. Автосалоны, например, считают частенько, что они могут изменять в одностороннем порядке сроки поставки. В предварительном написали, что машина придет через 4 месяца, а оговорочку делают о том, что может срок быть изменен в одностороннем порядке.

Это все прописывают они вот в этих договорах?

– Да, да, конечно же, такие условия все прописываются. Срок меняться не должен. Вы внесли предоплату – вы вправе требовать, чтобы вам автомобиль поставили в тот срок, который предусмотрен вашим договором.

Напоминаю, что сегодня мы обсуждаем проблемы, возникающие с приобретением автомобилей у официальных дилеров в автосалонах. У нас в гостях Ольга Чулакова, руководитель «Межрегионального центра юридических услуг». До рекламы обсудили потенциальную возможность автосалонов включать в текст договора право изменения цены в одностороннем порядке. Так вот напоминаем, что если вы с этим не согласны, кричите, машите руками и вообще убирайте этот пункт из договора. Теперь вот такой вопрос. Машины часто приходят, но с опозданием, или машины приходят – ПТС не приходит, соответственно, машина не может быть получена. Как мы действуем в этом?

– Опоздание машины – это безусловно ответственность автосалона. Автосалон подписался под сроком. Должен поставить автомобиль в этот срок. Все, вы в праве требовать. Не поставил – у автосалона наступает обычная гражданская правовая ответственность, предусмотренная законом о защите прав потребителей – неустойка за каждый день просрочки.

В размере, если она не прописана в договоре?

– В зависимости от случая. У нас законом предусмотрено в данном случае 2 вида неустойки – это 0,5% при предварительной оплате.

0,5% в день за каждый день просрочки?

– В день от стоимости предоплаты.

От стоимости предоплаты или от стоимости автомобиля?

– От стоимости предоплаты, если автомобиль был предварительно оплачен, например, и срок поставки был нарушен.

А если мы договорились... Если известно, что автосалоны идут на какие-то конкретные условия конкретным клиентам. Если мы вообще без предоплаты?

– Если вы без предоплаты, ситуация немножко другая. Вы деньги не вносили, вы деньгами не рисковали. Мы говорим о ситуации, когда вы внесли предоплату, пусть она даже и не 100%, пусть даже частично вы что-то внесли. В любом случае, 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. И законом еще предусмотрены более высокие проценты за нарушение каких-либо требований потребителя. Вот, в частности, есть 1% за каждый день, тоже точно также за каждый день, только уже от стоимости всего товара, но в ряде других случаев, т.е., например, вы пришли, увидели недостатки в автомобиле, предъявляете какие-то требования, автосалон их в установленный срок не выполняет, течет неустойка. Т.е. в любом случае автосалон отвечает материально.

Как вообще с практикой происходит. Часто ли такие дела вообще попадают в суд?

– Очень часто. Сейчас очень часто.

И клиенты стали бдительнее и стали требовать восстановление своих прав?

– В каком-то смысле, да. Сейчас еще, более того, в пользу потребителя взыскивается штраф в размере 50% от всех сумм, которые подлежат выплате потребителю. Соответственно, есть интерес у потребителей обращаться с этими требованиями в суд.

Т.е. я правильно понимаю, что по большому-то счету салону действительно выгодней возместить все эти неустойки...

– Добровольно.

Путем переговоров, да, добровольно, потому что...

– Даже может быть и не возмещать неустойку, а может быть просто проявить лояльность, пойти навстречу покупателю и что-то ему предложить – такое, что было бы ему интересно.

Были случаи, вот мы сейчас за эфиром обсуждали, когда пришел автомобиль, пришел ПТС, но пришло ПТС, так получилось, что с ошибкой, вот я не помню, то ли надорванный, то ли с ошибкой, это как бы в принципе и не автосалона вина по большому-то счету, но автосалон в данном случае должен отвечать за вот эту...

– Перед покупателями, да.

Перед покупателями за этот нюанс. Там как бы некоторые автосалоны действительно проявляют лояльность и дают какие-то подменные автомобили или потом дают какие-то дополнительные бонусы так, чтобы свое лицо перед покупателем, скажем так, не попортить.

– Да. Подмена автомобиля, кстати, это очень хороший вариант проявления лояльности к покупателю.

Потому что зачастую человек, когда рассчитывает на приобретение автомобиля в тот или иной день, ему, наверное, не столько важно, какой конкретный автомобиль к нему придет, а более важно, что он просто будет за рулем, уже будет мобильным и сможет решать свои дела за рулем.

– Конечно. Конечно, многие же продают еще предыдущий автомобиль и остаются вообще без колес.

Вот, вот, да. Как раз там была именно такая ситуация. Вообще мы выяснили, что люди у нас стали более серьезнее относиться к своим правам. Как автосалоны на это идут? Есть ли какая-то статистика о том, что автосалоны стали добровольно возвращать, признавая свои моменты, свои минусы?

– Честно говоря, не владею такой статистикой, знаю, что судебных споров очень много. Люди обращаются действительно в суд. На мой взгляд, автосалону выгоднее, чтобы человек в суд не пошел, поскольку помимо неустойки, помимо штрафа, человек вправе попросить еще и компенсацию морального вреда. По закону о защите прав потребителей при нарушении его прав компенсация обязательно производится.

Вот мы обсудили то, что не должно быть внесено изменений цены в договор. Какие-то еще может быть моменты, помимо цены и срока, тоже не должны быть внесены в договор?

– Есть еще момент по поводу того, что автосалон не может, например, ни в коем случае сделать. Автосалон сам не может отказаться от договора, который он с вами заключил. Т.е. вы пришли в автосалон, заключили договор. Автосалон через какое-то время понимает, что машину он вам поставить, например, не может, и решает просто отказаться от договора, пойти путем наименьшего сопротивления, отдать вам деньги.

Добровольно просто, молча перевели.

– Да, и бывают случаи, когда просто отправляют деньги почтовым переводом, поскольку человек не приходит за деньгами. Он же не хочет получать деньги. Он хочет автомобиль.

Он хочет автомобиль, естественно.

– Так вот, это незаконно. Автосалон не вправе отказаться от договора в одностороннем порядке. Потребитель вправе, да. Потребитель вправе, вправе попросить обратно даже предоплату.

Вот, кстати, да, касаемо предоплаты. Какие-то санкции в отношении потребителя, если по его инициативе?

– За исключением случаев, когда договор уже был исполнен. Т.е. вот если, например, под заказ...

Т.е. пока машина не пришла, я, в принципе, могу вернуть всю предоплату.

– Пока машина даже, так скажем, например, т.е. вы заказали машину, машины готовой еще нет, ее, например, изготавливает завод. То есть, если, грубо говоря, будет доказано, что автосалон под вас уже закупил машину и эта машина есть, вот она в наличии, вот она конкретная машина, которая по вашему договору.

Она где-то еще едет.

– Может быть ее в салоне еще нет, но...

Физически она уже есть.

– Физически она уже есть. ПТС есть, VIN есть, все есть. Наверное, будет затруднительно возвратить предоплату. В остальных случаях, когда машины нет...

Затруднительно, но возможно. Правильно я понимаю?

– Я думаю, что, да, возможно попробовать, но...

Т.е., друзья, в принципе, знайте свои права, внимательно читайте договор и обязательно требуйте конкретной цены, обязательно требуйте сметы и комплектации к договору. Далее мы еще пару случаев обсудим и поговорим про сервис. Если автомобиль, такое бывает, приходит битый, соответственно, не битый, но уже как бы отремонтированный. Что делать в этом случае? Вообще как это выявить? Неужели ходить на приемку автомобиля с...

– С толщиномером, да.

Как бы это смешно не звучало.

– Да, вот надо ходить при получении автомобиля, даже в салоне, даже нового автомобиля, лучше ходить с толщиномером. А еще лучше кроме толщиномера взять с собой специалиста, который разбирается в таких тонкостях, как качество лакокрасочного покрытия, зазоры между соединениями, между деталями, между капотом, например, и крылом, поскольку у битых автомобилей часто эти зазоры не соответствуют нормативам.

Да, как бы печально не звучало. Это происходит действительно со всеми вариантами автомобилей – от самых дорогих, премиальных, до самых бюджетных, дешевых. Ну потому что автовозы в принципе одинаковые...

– Бывает, попадают в аварии сами.

Да, и автовозы попадают в аварии, и всякое бывает. Кто несет ответственность в этом случае и как ее доказать?

– Вы знаете, доказать после того, как вы подписали акт приема-передачи автомобиля и выехали из салона – проблематично будет. Только если вы не выявили это сразу. Выехали из салона и вот прям сразу обнаружили, в течение какого-то непродолжительного времени.

Непродолжительное время это?

– День, два – ну максимум.

Т.е. не час, не 15 минут. Хотя бы день, два у вас есть на подробный осмотр автомобиля.

– Ну там день, два, да. И то в этом случае вам скорее всего придется проводить экспертизу какую-нибудь типа химико-технологической экспертизы. К сожалению, они очень дорогие и не факт, что проводятся в Перми, не сталкивалась.

И эта экспертиза какую нам информацию даст?

– Что автомобиль был покрашен ранее, но не в ближайшие день-два. Более продолжительные сроки, насколько мне известно, устанавливать... ну практически невозможно установить, когда был покрашен автомобиль, после того как краска высохла и...

А если я пришел в автосалон с толщиномером, он мне в салоне показывает, мне что нужно сделать?

– Нужно требовать проведения экспертизы и предоставления каких-то документов дополнительных, т.е. нужно проверять детали у автомобиля, проверять, все ли детали с завода, заводские, потому что могут ведь и не заморачиваться особо, поставить любые детали и вы это выясните при осмотре автомобиля. Ну не вы, а специалист. Привлекать специалистов к этому, смотреть зазоры, смотреть, не выправлялись ли какие детали, было ли лакокрасочное покрытие повреждено, может быть какие-то под влиянием лучей света, солнца – будет видно.

Тут же я подзываю менеджера и мы составляем акты, или что?

– Да, вы должны будете все в письменном виде. Вы же фактически отказываетесь получать этот автомобиль. Т.е. вы должны указать причины, по которым вы отказываетесь. У вас возникнет спор в любом случае. Но это все проблематично, это сложно, это доказывать надо.

Но это доказуемо?

– Я думаю, что, да, на стадии получения...

Если сработать оперативно.

– Доказуемо. Да, если сработать оперативно.

Ну, в принципе, я думаю, что большинство случаев, касаемых приобретения автомобиля мы обсудили. Теперь поговорим о гарантии и гарантийном обслуживании. Действительно ли гарантия на все узлы автомобиля является именно вот тем, условно, салоном обозначено два года, три года, и так далее?

– Ну фактически продавец несет свою ответственность в отношении этого автомобиля в течение того срока, который установлен в договоре, т.е. гарантийного срока.

Берем сейчас, например, стандартные три года.

– Три года, да. Три, два бывает. Но если проблема с автомобилем, так называемый существенный недостаток – как вот законодатель у нас это указывает – возникла после истечения двух лет, но до истечения срока службы товара, а срок службы устанавливается заводом изготовителем...

Вот, вот тут давайте поподробнее.

– Либо если он не установлен, то до 10 лет, то завод-изготовитель несет ответственность в отношении этого автомобиля, если покупатель докажет, что недостатки по его вине возникли.

Т.е. первое. Эти два срока существенно отличаются друг от друга. Правильно?

– Безусловно, да.

Т.е. вот этот вот предел в 10 лет, он не просто так. Заводы обычно какую продолжительность срока службы указывают? Наверное, где-то в районе тех же 10 лет...

– Да, около того.

Но, в любом случае, он больше, чем гарантийный срок. И второе. Когда гарантийный срок уже истек, а срок службы еще нет, к кому обращаться с той или иной проблемой?

– К изготовителю. К изготовителю. Т.е. всегда вы знаете, кто изготовил ваш автомобиль. Это как минимум в ПТС указано.

Если у меня изготовитель японский, я же не буду там в Хиросиму писать, там, але, але.

– Уполномоченная, разумеется, организация есть в России, которая действует...

Им является официальный дилер на территории вашего города? Или это представительство в Москве? Просто тут две разные вещи.

– Это представитель, именно уполномоченная организация, представитель завода.

Завода.

– Т.е. если этот официальный дилер является, то тогда к нему, конечно. Если нет, то нет.

Вот это, кстати, как узнать? Дилеру позвонить?

– Эту информацию можно узнать на сайте, я думаю, завода-производителя, и у дилера безусловно она тоже есть, т.е. вам же автомобиль поставляли, покупали его.

Т.е. официальный дилер не всегда официальный представитель завода. Правильно я понимаю?

– Нет. Не совсем так. Официальные дилеры имеют право обслуживать этот автомобиль. Дилер является организацией, которая сохраняет, грубо говоря, вам гарантию на этот автомобиль, поскольку обладает правами на обслуживание этих автомобилей, предоставленной им заводом. Но представителем завода с юридической точки зрения дилер может и не быть.

Т.е. лучше всего, например... Зачастую все представители заводов у нас находятся в Москве. Официально представительство и японцев, и европейцев, и американцев – все в Москве. То есть заходим на официальный сайт представительства. Там, наверное, есть какая-то контактная информация...

– Безусловно, всегда есть.

Туда нужно идти с какими-то заключениями? Чьи эти должны быть заключения? Вот тут тоже нюанс.

– По умолчанию, по закону о защите прав потребителей, ответственность по доказыванию лежит на продавце как правило, либо на изготовителе, но вот в данном случае бремя доказывания изменяется, т.е. и оно возлагается уже на пользователя, на покупателя, на потребителя. И если потребитель докажет, ну доказать можно путем проведения экспертизы, безусловно, докажет, что недостатки возникли по причинам, которые возникли до момента передачи ему автомобиля, до покупки, то он вправе будет требовать безвозмездного устранения недостатков, возникших в этом автомобиле.

Именно недостатков, которые, еще раз подчеркиваем, в период так называемой заводской гарантии, срока службы.

– Да, срока службы автомобиля.

Так, у нас еще появился звонок. Добрый день, вы в эфире, здравствуйте. Алло!

Здравствуйте!

Убавьте, пожалуйста, звук приемника, очень вас плохо слышно.

Вот у меня такой вопрос. Есть такие... допустим, 15 тысяч я прошел, да, и мне надо там сменить масло, фильтры и прочее.

Нормативы по прохождению техобслуживания.

Я не хочу ехать к ним. Сделал сам. Еще раз – я опять сделал сам. И еще раз – и опять я сделал сам. И вдруг у меня, скажем, проблема с коробкой. Я приезжаю, а они мне говорят: «Дорогой, а шел-ка бы ты лесом. Ты же сам не ездил. Мы тебя снимаем с гарантии». А законно ли это?

Все. Ваш вопрос понятен. Спасибо большое! Вы буквально подвели нас как раз по нашему сценарию к нашему следующему вопросу. Да, что касается обслуживаний. Имею ли я право обслуживать свой автомобиль в период гарантийного срока в других сервисах?

– На самом деле, да.

Повлияет ли это на гарантию или нет? Вот, собственно, тот вопрос, который задает нам наш радиослушатель.

– На самом деле, да, имеете право. Конечно, проще во всех отношениях и надежнее в этом смысле ездить к дилеру. Кстати, вы не обязаны покупать у них материалы. Можете оплачивать только работы, приезжать со своими материалами, работы они вам обязаны сделать. Гарантия сохраняется, безусловно. Но вы вправе также поехать и в другой сервисный центр и сделать там. И только в том случае, если какие-то недостатки в гарантийный период у вас возникнут, связанные именно вот с теми работами, которые вы делали не у дилера, вот только на эти работы гарантии и не будет.

Т.е., пример. Если я меняю масло в коробке передач...

– И лезли в коробку передач.

И именно она выходит из строя.

– И она выходит из строя. И это произошло, например, потому что некачественно были выполнены работы и это можно доказать, безусловно, экспертизой, то тогда, конечно же, официальный дилер ответственности не несет за такие. Если же вы проходили...

А если я менял масло в коробке передач, а у меня...

– Да, а сломалась у вас, с подвеской проблема, да. Ну не связанные, наверное, друг с другом вещи. Нет никаких оснований для прекращения гарантийного срока.

Т.е. дилер должен безоговорочно взять и поменять все по гарантии.

– Ну должен, это должен. Да, но стоит, наверное, помнить о том, что это, безусловно, спор, опять же.

Время нашего эфира подходит к концу. Мы, увы, должны закругляться. Напоминаю, у нас в гостях была Ольга Чулакова, руководитель «Межрегионального центра юридических услуг», к ней вы можете обратиться по всем своим вопросам – автомобильным и не автомобильным – по телефону 202-22-43. Я думаю, что она с удовольствием вам поможет.

____________________

Программа вышла в эфир 23 ноября 2016 г.


Обсуждение
5313
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.