Верхний баннер
06:58 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:49, 27 июня 2017

«Ряд функций, которые выполняют сотрудники органов власти, могут быть полностью автоматизированы», - Павел Шевыров, и.о. министра информационного развития и связи

«Ряд функций, которые выполняют сотрудники органов власти, могут быть полностью автоматизированы», - Павел Шевыров, и.о. министра информационного развития и связи
«Ряд функций, которые выполняют сотрудники органов власти, могут быть полностью автоматизированы», - Павел Шевыров, и.о. министра информационного развития и связи
Артем Жаворонков: Продолжается большая информационная программа на «Эхе» Перми. В студии по-прежнему Артем Жаворонков и Александр Назарчук за звукорежиссерским пультом. В гостях у нас сегодня и.о. министра информационного развития и связи Пермского края Павел Шевыров. Павел Вячеславович, добрый вечер!

Павел Шевыров: Добрый вечер!

Артем Жаворонков: Несколько вопросов, которые хотелось бы с вами обсудить, так или иначе связаны с тем, что зачастили в край федеральные министры, в том числе Министр Связи Никифоров, который был тут на минувшей неделе или на позапрошлой.

Павел Шевыров: На прошлой неделе, да.

Артем Жаворонков: Несколько мероприятий, круглых столов, посещение производителей, работающих в отрасли. Какой основной целью был приезд сюда господина Никифорова?

Павел Шевыров: Основной целью визита федерального министра связи Никифирова Николая Анатольевича была проверка реализации программы устранения цифрового неравенства, которая у нас реализуется «Ростелекомом» на территории края. Также обсуждение перспектив развития связи, перспектив подключения медицинских организаций к широкополосному доступу к сети Интернет, и также дополнительно, как вы правильно сказали, была встреча с производителями и с внедренцами лучших краевых IT-решений.

Артем Жаворонков: Всегда казалось, что их у нас не очень много и сосредоточение подобного рода производства – это удел центральной России.

Павел Шевыров: На самом деле, это не совсем так. С точки зрения разработки программного обеспечения, создания программно-аппаратных комплексов Пермский край входит, на мой взгляд, в десятку наиболее сильных регионов. Во-первых, свыше 14 тысяч занятых в этой отрасли в Пермском крае. Во-вторых, есть ряд крупных предприятий связи и телекома. И, в-третьих, более чем полторы тысячи просто предприятий и производителей программного обеспечения аппаратных комплексов, оказывающих различного рода услуги в этой сфере.

Артем Жаворонков: Цифровое неравенство – очень своеобразное словосочетание. Неужели сегодня в век информационных технологий у нас к территориям применимо такое понятие?

Павел Шевыров: Такое понятие применимо, к сожалению, ко многим территориям, не только к территории нашего края. И проблема здесь очень простая. Дело в том, что сети Интернета, сотовая связь, стандарты 3G, 4G, широкополосный доступ к сети Интернет развиты в крупных городах, в первую очередь, безусловно. Поэтому малонаселенные пункты и сельские территории зачастую не имеют необходимых каналов связи и, соответственно, эти услуги для жителей территорий недоступны. В этом и есть некоторое цифровое неравенство. И программа, которая определена Федеральным Законом о Связи, направлена на устранение этого цифрового неравенства.

Артем Жаворонков: Федеральные Законы – это все-таки законодательные акты, принимающиеся в Москве, и часто мы можем столкнуться с тем, что территориям сложно быстро отреагировать на некоторые решения. Я задам вопрос по поводу электронных больничных чуть позже. Но решать эти вопросы предстоит краевому министерству! Есть ли у нас достаточный ресурс сегодня для того, чтобы попытаться каким-то образом, если не опережающими темпами, то оперативно среагировать на эти программы, разработанные в Москве?

Павел Шевыров: Давайте я два слова скажу по поводу Программы устранения цифрового неравенства, какие населенные пункты она в себя включает и какой основной ее результат работы и какие направления мы делаем совместно с реализацией этой программы. Значит, это программа, которая реализуется в рамках Федерального Закона о Связи. Реализуется она «Ростелекомом». В эту программу входят населенные пункты с населением от 250 до 500 человек. То есть, это малые населенные пункты. Суть программы – подключение этих населенных пунктов к широкополосному доступу к сети Интернет. То есть, туда приходит оптика, там устанавливается точка доступа wi-fi, которой могут пользоваться жители, и дальше от этой точки доступа они могут подключать учреждения, свои собственные домохозяйства и, таким образом, пользоваться услугами Интернета. В эту программу входит 305 населенных пунктов в нашем крае, она реализуется с 2015 года. Более 50 населенных пунктов уже подключены, и еще порядка 50 подключаются в этом году. И оставшиеся населенные пункты в течение 2018-2019 годов будут подключены. Программа дает возможность в эти населенные пункты зайти инфраструктуре, и дальше к этой инфраструктуре уже краевыми властями совместно с муниципалитетами можно подключать уже объекты социальной и нфраструктуры, как раз больницы, школы, клубы, муниципалитеты и так далее, и так далее. Для того, чтобы уже жители, граждане и ученики, учителя, врачи пользовались этими каналами для собственных целей.

Артем Жаворонков: И государственные услуги, которые предоставляются сегодня дистанционно, могут быть уже доступны жителям этих населенных пунктов? 

Павел Шевыров: Безусловно. Как раз, используя эту инфраструктуру, и на базе этих учреждений граждане смогут получать эти услуги. И наша задача здесь – совместно с «Ростелекомом» обеспечить подключение не только этих 305 населенных пунктов, но и тех, которые находятся рядом с этими объектами. То есть, оптика идет в малый населенный пункт, но при этом зачастую проходят мимо крупного населенного пункта, и здесь мы сейчас в тесном контакте с коллегами работаем, чтобы эти населенные пункты тоже входили в эту программу без дополнительного финансирования. Таким образом, фактический эффект будет значительно выше, нежели мы предполагали на старте этой программы.

Артем Жаворонков: Сегодня на заседании Правительства вы подготовили доклад о деятельности МФЦ. Мы гордимся многофункциональными центрами, потому что неоднократные исследования показывали, что и сеть их проникновения в Перми, в Пермском крае, набор услуг, которые можно получить через них, у нас один из самых высоких в России. Но ведь нет предела совершенству! Как обстоят дела и какие планы у Министерства по развитию? В чем была суть вашего доклада?

Павел Шевыров: Суть моего доклада была о направлениях развития МФЦ, и доклад был посвящен исполнению поручения главы региона Решетникова Максима Геннадьевича, которое он давал в феврале, в том числе, после своего визита в МФЦ, а также на основании некоторых обращений граждан. Как все помнят, первый квартал был достаточно загруженный с точки зрения МФЦ. И по ряду услуг в определенные дни граждане могли ждать в очереди более часа. Честно говоря, это недопустимая ситуация, и в рамках исполнения этого поручения и был мой доклад. Набор мероприятий, которые мы краткосрочно смогли реализовать, позволил эту ситуацию в значительной степени улучшить, и сейчас среднее время ожидания у нас по краю составляет порядка 8 минут, по городу чуть больше. В общем и целом, свыше 80% населения получают услуги и ждут при этом меньше 15 минут. То есть, ситуация стала управляемой. А, в общем и целом, МФЦ, действительно, востребован и порядка 9 тысяч человек ежедневно приходят за получением государственных услуг.

Артем Жаворонков: Здравоохранение – одна из тем, которая тоже сегодня поднималась на Правительстве, и вы уже упоминали в начале разговора. Очень проблемная отрасль в Пермском крае, чего греха таить. Очень много там сложностей. При этом 20% бюджета, говорят, будет направлено именно на здравоохранение. Но наш пермский министр Плотников докладывал сегодня об улучшении качества оказания мед. услуг и, в том числе, неоднократно упоминал возможности, если чуть ли не телемедицины, то, по крайней мере, возможности серьезного облегчения получения этих услуг с помощью информационных технологий. В этой части как выстроена работа? И, конечно, хотелось бы поинтересоваться целям федеральных нововведений, как то электронные больничные листы, которые уже с 1 июля будут у нас повсеместно внедрены, но не смогут быть внедрены, потому что, по моим данным, 36% сельских территорий, по крайней мере, сельских больниц и медицинских пунктов к Интернету просто не подключены. Много вопросов в одном получилось.

Павел Шевыров: Давайте я попробую ответить по частям. С точки зрения подключения к сети Интернет медицинских учреждений. Во-первых, надо отметить, что значительная часть их сейчас подключена к Интернету. Просто скорости этого подключения не позволяют в полном объеме пользоваться современными медицинскими системами и современными технологиями. Поэтому наша задача совместно с министерством здравоохранения, в том числе в рамках программы подключения населенных пунктов – обеспечить подключение к сети учреждений здравоохранения: это поликлиники, больницы, фельдшерские пункты. Подключить к высокоскоростному Интернету. И более того, мы разработали некоторый стандарт подключения, который в себя включает не только наличие самого Интернета, но и требования к скорости, это первое.

Артем Жаворонков: Прошу прощенья. Какая скорость?

Павел Шевыров: Для крупных учреждений должно быть не менее 100 М/бит. Для фельдшерских пунктов, я думаю, достаточно и 10 пока для начала. И дальше будем поднимать эту планку. Первое – это стандарт по скорости. Второе – это стандарт по наличию публичных точек wi-fi, чтобы жители, приходя в медицинское учреждение, могли также пользоваться различными электронными сервисами самостоятельно. То есть, первая задача – это подключить организации здравоохранения к высокоскоростному доступу к сети Интернет. Я думаю, что порядка нескольких сотен учреждений мы уже подключим в этом году, в том числе, с учетом помощи Никифорова. Об этом он говорил во время своего приезда.

Артем Жаворонков: Помощи финансовой, в первую очередь?

Павел Шевыров: Да. В рамках проекта по подключению здравоохранения. Это отдельный федеральный проект. И наша задача была обсудить с Николаем Анатольевичем перечни медицинских организаций, которые могут быть уже подключены в этом году. Это первое направление – подключение к Интернету. Те пункты, которые у нас не попадут в эту программу, мы их подключим за счет краевых средств и доведем до необходимого стандарта.

Артем Жаворонков: Объемы уже запланированы в бюджете? Краевые средства.

Павел Шевыров: Объем зависит от перечня, который попадет в рамках федерального финансирования и, если он будет больше, то меньше средств потребуется нам на реализацию этого подключения.

Артем Жаворонков: Перспектива к осени?

Павел Шевыров: Да. Это перспектива ближайших нескольких месяцев, когда мы поймем полный и точный адресный перечень, что у нас попадает в этом году, и что мы будем делать в следующем. Но, безусловно, эта программа связана с программой устранения цифрового неравенства. В эти населенные пункты должна зайти оптика для того, чтобы эти объекты подключили. А такие объекты, безусловно, будут – фельдшерские пункты, в которых необходимо использовать современные медицинские технологии уже сейчас, то мы будем использовать спутниковый Интернет для этого. Сейчас соответствующие технологии уже есть, и они стоят уже не так дорого, как было ранее. Значит, первая задача – подключить объекты. И второе – эта инфраструктура позволит использовать в медицинских организациях все возможности современных IT-технологий: это использование медицинской системы и всех ее компонентов. Это не только электронные больничные, это и сама медицинская карта, это возможность записаться на прием к врачу в электронном виде и даже не то, что записаться, очередь все равно электронная. Можно записаться в регистратуре, можно записаться в call-центре, можно записаться на сайте. Все технологии позволяют гражданам записываться и приходить в то время, которое они выбрали. Это внедрение лабораторных исследований и так далее, и так далее. То есть, полное использование возможностей медицинской системы. Это первое направление. И второе – использование телемедицинских технологий. Действительно, численность специалистов на селе недостаточна, как все прекрасно понимают. И единственная возможность – использовать удаленные технологии и консультироваться с центрами наиболее продвинутыми в той или иной сфере. И здесь IT будет тем инструментом, который, я думаю, может кратно повысить эффективность системы здравоохранения и первичной медицинской помощи.

Артем Жаворонков: Еще одна фраза, словосочетание, которое прозвучало на одном из ваших докладов – цифровая экономика. Очень много скепсиса по поводу оцифровывания экономики. Я прямо скажу, что не многие в действительности способны понять, в чем суть такого предложения и каковы ее, цифровой экономики, перспективы. Давайте сначала определим понятие цифровая экономика, что это такое, что подразумевается. Я так понимаю, это одна из программ, одна из концепций, которые предлагаются к реализации на территории Пермского края.

Павел Шевыров: Цифровая экономика – это то, что нас окружает уже давно. Просто сейчас это выделено в отдельное приоритетное направление. Если посмотреть на экономику страны, на отдельные отрасли, на нашу жизнь и домохозяйство, все уже давно используют те или иные технологии цифровой экономики, те или иные аспекты этой экономики. Это и современная связь, это и различные устройства, смартфоны, компьютеры, это технологизация производства, это технологизация торговли, Интернет-торговля. Это все элементы цифровой экономики. То есть, цифровая экономика – это отрасль сферы, которая пронизывает практически все аспекты хозяйствования на территории страны и на территории края. Поэтому в любом случае цифровая экономика будет развиваться, безусловно! И помимо того, что она будет развиваться сама, она будет двигателем и драйвером других отраслей и других сфер, в том числе, госуправления, здравоохранения, образования.

Артем Жаворонков: В чем ее суть? Очень многие цифровые, информационные процессы, которые нас окружают, представляются неким набором хаотичных услуг и сервисов. Я могу зайти в социальные сети, могу купить что-то в Интернет-магазине, заказать себе что-то вплоть до туристических поездок или путешествия на Луну. Это тоже можно сделать через Интернет! Я так понимаю, этот спектр будет расширяться. Что подразумевается под цифровой экономикой, например, в части умного города? Тоже очень популярно в последнее время словосочетание - Умный Дом, Умный Город.

Павел Шевыров: Это направление одно из приоритетных в развитии цифровой экономики. Это smart-city, так называемый, который включает в себя много различных направлений и аспектов применения этих технологий. Во-первых, связь. В любом случае, это та база, которая нужна для любого городского умного решения. Это каналы связи различных стандартов, различной пропускной способности. Это позволит использовать технологии, датчики, сенсоры в повседневной жизни города. Возьмем простой пример – мы живем в квартирах, домах. У многих установлены индивидуальные приборы учета. И что делают жители? Они, как правило, кто в электронном виде, кто в бумажном виде – но раз в месяц собирают показания приборов учета и передают в свою управляющую компанию. Управляющая компания в ручном режиме вносит эти данные в синговые системы…

Артем Жаворонков: Не всегда корректно!

Павел Шевыров: Не всегда корректно. Совершенно верно! Поэтому граждане потом через месяц приходят и просят перерасчет, принося документы и справки и так далее и тому подобное. Обычная процедура, которая делается ежемесячно, во-первых, требует достаточно много времени и сил, как граждан, так и сотрудников управляющих компаний. Это, во-первых. А, во-вторых, она усложняет жизнь и тех, и других. Соответственно, вроде простой кейс. Технология smart-city позволяет это реализовать в том виде, в котором не задействована физически ни одна, ни другая сторона. Это датчики, которые в автоматизированном режиме ежемесячно или онлайн, тогда когда это надо, передают показания в систему. Система автоматически рассчитывает и формирует не бумажную квитанцию, а начисления, которые можно самостоятельно оплатить, можно оформить подписку на эту оплату. Такой элементарный кейс, который автоматизируется. Таких кейсов много. Это и общедомовые датчики, это датчики освещения, климатические датчики. Например, температура в квартире зимой или летом не обязательно регулировать форточкой. Это может делать система на основании показаний двух датчиков снаружи или внутри.

Артем Жаворонков: Но они должны быть предустановлены. И, скорее всего, в новых домах.

Павел Шевыров: Безусловно! Они должны быть предустановлены или установлены самостоятельно. Smart-city - такое важное направление, которое позволит повысить эффективность практически всех отраслей ЖКХ внутри городской территории. Это и стандартное наше ЖКХ, это уборка территорий, вывоз мусора, смартизация всех этих вещей.

Артем Жаворонков: Смартизация от слова смарт – умный. Тут возникает другой вопрос. А те, на кого направлены. Я не пользователей имею в виду, а ресурсоснабжающие компании и организации. Они готовы к приему подобных технологий? Есть подозрение, я говорю не только за себя, а за всех – это выгодно, общение в прежних стандартах дает больший спектр для манипуляций. А когда здесь за всем следит машина…

Павел Шевыров: Безусловно! Такого рода технологии выгодны, в первую очередь, жителю. Это позволяет ему экономить время и свои ресурсы. Честным управляющим компаниям это тоже выгодно, потому что это позволяет и им экономить свои ресурсы. Например, вывоз мусора надо делать не раз в сутки, а тогда, когда контейнер заполнился. Если он заполняется реже, чем раз в сутки, то это экономит вполне конкретные ресурсы вполне конкретной компании. Конечно, серый сектор будет не очень рад внедрению этих технологий.

Артем Жаворонков: Тогда вопрос о времени. Хронология этих событий. Когда мы окажемся в городе будущего? Это, я полагаю, не год и не два.

Павел Шевыров: Безусловно! Это достаточно длительная перспектива, но уже сейчас мы рассматриваем и выбираем наиболее приоритетные направления, где эти технологии нам необходимо внедрять и с каких начинать.

Артем Жаворонков: И что это за направления? Умный Город, ЖКХ.

Павел Шевыров: Да. Умный Город, ЖКХ. Это смарт-технологии в общественном транспорте. Это и контроль маршрутов, это и электронные расписания. Это технологии безопасного города: видеонаблюдение, фото- и видеофиксация правил дорожного движения, нарушений. То есть, это те приоритетные направления, на которых нам надо сосредоточиться, в первую очередь. И, безусловно, внедрение современных технологий в образовании, здравоохранении и госуправлении в целом.

Артем Жаворонков: По поводу образования. Знаю, что, работая в Москве, в тех же направлениях вы добились с коллегами фактически 100% результата по части записи детей в школы и детские сады. Так ли это? Именно электронная запись. Электронная регистрация на момент, когда начинается учебный процесс.

Павел Шевыров: Да, действительно. На текущий момент в Москве вся запись осуществляется исключительно в электронном виде. То есть, исключен факт взаимодействия родителей с директором школы или со школой. 

Артем Жаворонков: Ножками идти никуда не надо?

Павел Шевыров: Нет. Есть единственная правильная возможность – это подать заявление через портал госуслуг. В детский сад, в школу. И на самом деле, это наиболее правильное направление, которое, во-первых, позволяет сделать процесс абсолютно прозрачным, потому что формируется реестр, в реестре указывается время подачи заявления, льготы, если какие-то есть. Соответственно реестр открыт, прозрачен, видно свое движение в очереди. Если необходимо поменять детский сад, то это тоже делается в электронном виде и должно делаться в электронном виде. Это позволяет с помощью системы осуществлять комплектование классов, и делать это необязательно раз в год или два раза в год. Я говорю, например, про комплектование детских садов. Это процесс достаточно длительный, и поэтому мы можем начинать там с любого момента, просто доукомплектовывать, имея постоянный реестр актуальных заявлений.

Артем Жаворонков: И коррупционная составляющая здесь снижается достаточно серьезно.

Павел Шевыров: Она снижается до нуля, наверное!

Артем Жаворонков: В Германии еще до эпохи Интернета государство пыталось практически полностью исключить взаимодействие гражданина и чиновника, общаясь с ним исключительно через почту. Сейчас они переходят на цифровые технологии, быстрее, чем мы, разумеется. Мы миновали эпизод общения через почту. И тут прозвучало в этой связи такое любопытное заявление или мнение было высказано о том, что в какой-то момент времени наступит эпоха, когда очень многое из того, что сегодня делают люди на чиновничьих постах, будут делать в буквальном смысле роботы и машины. Я, уже так фантазируя на перспективу ближайших 10 лет, возможно ли целый ряд функций, которые выполняются сегодня чиновниками, функционерами того или иного рода, заменить на автоматизированные системы?       

Павел Шевыров: Хороший вопрос, правильный. И я дам только положительный ответ. Действительно, ряд функций, которые сейчас выполняют сотрудники органов власти бюджетных учреждений, могут быть полностью автоматизированы. И есть в России такая практика, и здесь мы ее будем активно использовать. Потому что, если мы говорим про такую понятную вещь, как государственная услуга, то госуслуга – это достаточно регламентированный процесс. Его нельзя повернуть направо или налево, есть регламент, есть документы, которые надо, есть основания для отказа или принятия положительного решения. В общем, все эти алгоритмы прекрасно автоматизируются, и нет необходимости чиновнику или служащему рассматривать те или иные документы. Система сама может запросить эти данные в других реестрах, в регистрах, соответственно, получить ответ, сопоставить, положительный он или отрицательный, и автоматически вынести то или иное решение. А чиновнику достаточно просто, например, одному проконтролировать и посмотреть, правильно ли сформирован тот или иной реестр уже готовых решений. И эти технологии надо активно внедрять. Во-первых, это позволит экономить ресурсы государству на содержание штата специалистов…

Артем Жаворонков: Не плодить чиновников. Простыми словами.

Павел Шевыров: Да. Во-вторых, сэкономит время и нервы гражданину, он будет знать, что решение абсолютно объективно, а главное – что сроки принятия этого решения сокращаются до одних суток.

Артем Жаворонков: Дай Бог, чтобы в пору прекрасную, когда все это заработает на территории Пермского края, пришлось жить и мне, и тебе! Немного перефразировав классика, слушателям напомню, и.о. министра информационного развития и связи Пермского края Павел Шевыров был гостем рубрики «Экспертное мнение» в рамках большой информационной программы на «Эхе Перми» сегодня, во вторник, 20 июня. Павел Вячеславович, большое спасибо! До новых встреч! 

Павел Шевыров: Спасибо вам! Всего доброго!

Программа вышла 20 июня.


Обсуждение
2567
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.