Верхний баннер
09:15 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 29 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:02, 10 августа 2022

Издатель Олег Андрияшкин о негативном влиянии новых экономических реалий на рынок рекламы

Рекламная отрасль в числе первых ощутила на себе последствия новых экономических реалий. Представители рынка отмечают, что рекламные бюджеты попадают «под нож». «Эху Перми» прокомментировал текущую ситуацию издатель Олег Андрияшкин.

Издатель Олег Андрияшкин о негативном влиянии новых экономических реалий на рынок рекламы

Александра Фадеева, ведущая (АФ):

Продолжается вечерний эфир на волнах радио "Эхо Перми". У микрофона Александра Фадеева, за звукорежиссерским пультом - Константин Вахрушев. И сегодня, друзья, мы с вами поговорим о том, как чувствует себя рынок рекламы. С нами на связи Олег Андрияшкин, издатель. Олег, здравствуйте.

Олег Андрияшкин, издатель:

Да, здравствуйте.

АФ:

Ну, вот говорят, что рекламная отрасль в числе первых ощутила на себе последствия новых экономических реалий и представители рынка говорят, что рекламные бюджеты прямо попадают под нож. Сокращаются масштабы кампаний, кто-то вообще уходит. Как можете прокомментировать, как на самом деле дела по вашим ощущениям?

Олег Андрияшкин, издатель:

Ну, ситуация на самом деле действительно не простая. Мы все понимаем, что рекламный рынок - это индикативная отрасль. То есть он следует, скорее, после экономики реальной, хоть непосредственно и влияет на сбыт, на маркетинг, безусловно, и должен, конечно, рынок этот находиться во главе процесса, но в нашей стране он во многом индикативен. То есть мы сталкиваемся с тем, что предприятия, которые традиционно тратили достаточно много времени и средств на рекламные свои продвижения, действительно уменьшают бюджеты. Что, с чем это связано - мы понимаем, да, то есть потому что очень у многих крупных рекламодателей продвижение их рекламное было связано, в общем-то, не чисто с экономикой, а с распухшостью, так сформулируем, бюджета, то есть очень многие организации воспринимали свой PR и свою рекламу, как дополнение к деятельности. Не как основу, да, для своего сбыта, а как дополнение. И сейчас они считают статью на рекламу расходом, совершенно прямым расходом, и, безусловно, сокращают расходы. Ну так это не совсем нормально, но это такова структура нашего рекламного рынка российского.

АФ:

Но это специфика именно российского рынка? А вообще вот по уму, по науке реклама - это одно, ну, как двигатель торговли, как известно всем, но как по факту. То есть это прямо первое, второе место в плане...

Олег Андрияшкин, издатель:

Это на самом деле и не должно, это и есть так, это не только реклама и маркетинг, не только двигатель торговли, а в настоящее время это еще и двигатель, по сути, производства. То есть благодаря маркетинговому взаимодействию с рынком, сейчас открываются новые отрасли во всем мире в широком понимании этой отрасли. То есть, есть такая шутка, в которой, как известно, в любой шутке есть доля шутки, что реклама - это задача объяснить потребителю его потребность в том продукте, в котором еще раньше не было потребности, да. То есть создаются какие-то новые вещи, потребитель понимает, что они ему интересны и вслед за этим следует производство. Ну есть и краундфайдинг, ну, много отраслей, которые сейчас работают по этому принципу. Поэтому я думаю, что провал этот сейчас будет, ну, глубоким, но временным. Поскольку, ну, реально возникающая необходимость, ну, объективно возникающая необходимость в том, что называется импортозамещение, так или иначе, заставит российского производителя наконец-то начать что-то производить самому. А как только производство начнет подниматься, а мы уже видим, к примеру, продуктов питания такую ситуацию. Как только начнет подниматься российское производство, так тут же вспыхнет конкуренция между производителями, и если все в экономике идет на более-менее стабильном уровне, то соответственно конкуренция потребует рекламных и маркетинговых действий. То есть я думаю, что спад будет глубокий, но после него будет значительный подъем.

АФ:

Аха. А по вашим предположениям, сроки каковы вот этой вот просадки? Ну то есть, когда начнется подъем?

Олег Андрияшкин, издатель:

Значит, по срокам, все зависит от того, насколько быстро произойдет решение политической ситуации. Как будет развиваться политика, которая влияет на экономику, каков будет режим санкций и будет ли он как-то изменяться, усиливаться или ослабляться, ну все зависит от этого и о каких-то сроках сегодня говорить невозможно, я считаю.

АФ:

Хорошо. Вот еще какой вопрос. Что же делать рекламному рынку пока, значит, рекламодатели решили бюджет подрезать или совсем уйти от рекламы. Во-первых, да, что делать рекламному рынку, представителям, компаниям. А, во-вторых, что делать тем, кто урезал бюджеты. Ну то есть с точки зрения продвижения своего товара есть ли какие-то, я не знаю, насколько корректно, конечно, вас об этом спрашивать, какие-то каналы, механизмы продвижения или хотя бы информирования граждан, целевой аудитории о том, что происходит вообще в плане там производства?

Олег Андрияшкин, издатель:

Каналов донесения информации, да, в широком понимании массовых коммуникаций, у нас чрезвычайно много. Несмотря на то, что нас частично покинули иностранные социальные сети, которые сейчас запрещены действующим законодательством Российской Федерации, у нас остается очень много средств взаимоотношения промышленника, торговца и населения. Каналов этих очень много. То, что рынок пострадает именно рекламистов, рекламщиков, да, то есть я думаю, что пострадает рынок, избыточные звенья должны будут уйти с рынка, безусловно, то есть те люди, которые организовывали бесполезные корпоративные праздники, самую различную, всю эту муть маркетинговую, рекламу того, что не продается и прочие вот эти вещи, которые не имеют отношения к реальному сбыту и к продаже реального товара, они просто объективно уйдут с рынка. То есть произойдет серьезное очищение рынка рекламных агентств. Я думаю, что очень серьезно пострадают event-агентства, которые, ну, то есть не производили реальной прибавочной стоимости для своего заказчика. То есть из event будут покидать, я думаю, что частично покинут рынок шарлатаны маркетинга, всевозможные специалисты по организации вебинаров по любому поводу, которым совершенно без разницы, что продавать машины или разливать сталь. Они ровно одинаково разбираются все эти инфоцыгане в этой отрасли. Я думаю, что нас они покинут и отрасль, ну, как в любой кризис, выйдет из кризиса, отрасль выйдет окрепшей и более профессиональной, безусловно, вот. Во-вторых, я думаю, что уйдут с российского рынка многие иностранные, так или иначе, модераторы и создатели контента. То есть бюджеты уже в крупные социальные сети, которые были популярны, и которые сейчас по понятным причинам невозможно реализовать эти бюджеты, во-первых, останутся очевидно в России, во-вторых, перейдут на российские площадки. Это тоже серьезный плюс. Ну и то есть, то есть ну вот эта пена вся осядет и останется, ну, нормальный, так сказать, экономически адекватный слой специалистов, которые способны это делать.

АФ:

Вообще звучит довольно неплохо, даже я бы сказала воодушевляюще, особенно в части ухода инфоцыган. А так в целом, вот экономическая ситуация, есть ощущение, что похоже на 2008 год, на экономический кризис. Как у вас сходится ощущение?

Олег Андрияшкин, издатель:

Вы знаете, ну вот ощущенчески, чисто эмпирическим путем к кризису сегодняшнему мы подошли гораздо в более лучшем состоянии, нежели к прошлым кризисам. Ну к восьмому году, да, там в 14-м у нас были проблемы, да, отраслевые, в восьмом, ну и уж гораздо лучше, чем... То есть с каждым новым кризисом, ну это очевидно, все-таки это заметно, экономика справляется все лучше, то есть стабильность экономики оказалась гораздо выше как бы не только там нашими условными недоброжелателями, да, какими-то заграничными, но и даже выше, я думаю, что ожиданий наших собственных властей, оказалась устойчивость экономики. Все-таки за последние 20 там с небольшим лет, несмотря на все потрясения, система стала работать, может быть, не идеально, да, но это механизм, который все-таки работает. И давайте так, очередей в банках нет, вклады на месте, продукты в магазине, ну, даже в избытке и, в общем, у нас остались деньги на сохранение экологии какой-то. То есть мы празднуем юбилей, процесс идет и, знаете, ну как уже, санкции должны были, конечно, сказаться, но пока на сегодняшний день коснулись только людей, которые оперировали сверхприбылями и которые сверхприбыли свои, ну как правило, импортировали, ну, за границу которые уходили, да, господи, ну экспортировали точнее, вот. Соответственно запас стабильности ее оказался очень высоким.

АФ:

Так хорошо. Это было ощущенческое. А какое-то еще есть мнение, кроме вот?

Олег Андрияшкин, издатель:

Ну давайте объективно. Мы сейчас в силу и сложившейся политики и в силу определенных законодательных ограничений не имеем должной статистики. То есть Центробанк не публикует сейчас данные по притоку/оттоку капиталов, да, то есть, ну, в силу экономических соображений. Иностранные агентства рейтинговые из России ушли. Наши рейтинговые агентства работать еще толком не стали, да, у нас их, в общем-то, не совсем есть у нас, да, рейтинговые агентства. Мы можем ориентироваться только по косвенным признакам, например, по наполнению бюджетов региональных, так. Ну и мы видим, вот на сегодняшний день при всех опасениях и прогнозах, мы пока видим, что вообще...то, что у нас нет может быть такой динамики развития, да, но какого-то чудовищного падения, да, ну пока тоже нет.

АФ:

Хорошо. А если, ну, вот отойти так от глобального экономического анализа, вернуться обратно к рекламным рынкам. Речь ведь пойдет о сокращении рабочих мест, я так понимаю, о том, что многие люди останутся без работы.

Олег Андрияшкин, издатель:

Я думаю, что отрасль потерпит сокращения. Но если мы ориентируемся на наш экономически развитый регион, да, ну проще оперировать нашим регионом, я думаю, что в Прикамье сокращения численности людей, занятых в рекламном рынке, достигнет я думаю 60 процентов.

АФ:

Ух ты! И куда всем этим товарищам деваться? На производство идти?

Олег Андрияшкин, издатель:

А туда, на что они учились. Они заканчивали политехнический институт, например, да, то есть работали инженерами, там получали образование инженеров, математиков. То есть нигде не готовили лекторов по маркетингу, понимаете, нет. То есть нигде не готовили.

АФ:

Кроме как на курсах у инфоцыган.

Олег Андрияшкин, издатель:

Этим людям надо взять и пойти в то, что они должны уметь делать или учиться, то есть приобретать какие-то специальности. Ну вот переток сейчас в IT-отрасль и так далее. Уже появились, кстати, IT-цыгане, которые учат программировать там на Python, на C++, то есть как бы эта отрасль уже начинает, она очень гибкая, это очень подвижные люди, как правило, обладающие острым умом. Ну как себя не похвалить? Вот. Поэтому соответственно эти люди не пойдут вставать на учет в центр занятости, эти люди откроют новый другой информационный бизнес. То есть это, то есть это не трагедия для...это не туристическая отрасль, которая, знаете, ну вот если человек всю жизнь продавал путевки в какую-нибудь заграничную страну, а сейчас растерялся и начинает... Ну хотя тоже начинает продавать путевки на Дальний Восток, да.

АФ:

Да.

Олег Андрияшкин, издатель:

То есть вот эти отрасли перетекут кадрами, увеличения числа безработных мы не увидим.

АФ:

Да, только не за счет этих ребят, я так понимаю, в депрессию они не впадают и лицом в стенку не ложатся.

Олег Андрияшкин, издатель:

Я думаю, что да, да это не та отрасль, которая может впасть в депрессию. Так что.

АФ:

Хорошо. Ну и напоследок хочется от вас услышать рекомендации для тех, кто работает как раз-таки с рекламными бюджетами. У кого они еще не совсем сокращены. Вот как эффективнее распределить в текущих условиях средства на рекламу.

Олег Андрияшкин, издатель:

Да, бюджеты маленькие. Как известно, на всех их не хватает. Но вот вопрос, вот именно эта фраза - у меня не хватает денег там на интернет, да, выдает проблему не в голове исполнителя, да, а в голове собственно заказчика и того, кто тратит эти деньги. У него ведь задача какая? ...то есть это единственная задача, которая стоит перед отделом маркетинга предприятия.

АФ:

Какая еще раз задача? Увеличить что?

Олег Андрияшкин, издатель:

Увеличить сбыт.

АФ:

Увеличить сбыт?

Олег Андрияшкин, издатель:

То есть увеличить сбыт товара, услуги и так далее. То есть соответственно он должен размещать свою рекламу, ему есть смысл размещать свою рекламу только там, от чего есть отдача. Ну незамедлительная, либо обозримая отдача. И задача - измерять свои бюджеты, то есть на сколько мы размещаем рекламу на радио, и мы видим количество увеличившееся звонков. Замечательно. Увидим ли мы количество увеличившееся сбыта. То есть видите, отрасль особенно интернет очень, ну как сказать, это не самая добропорядочная измеримая отрасль экономики. Мы видим бесконечное количество накруток, лайков, "холодных" звонков и прочей всякой разной, лидов разнообразных. И очень разные новомодные чуши, которые на самом деле сбыт не увеличивают. То есть человек отчитывается, рекламное агентство, размещающее рекламу в интернете, отчитывается о размещении своем в группе, где есть 300 тысяч читателей, да, а сбыт при этом не увеличивается. Эта какая-то разновидность высокотехнологичного мошенничества, как правило, вот. Поэтому совет только один - измерять результат. У вас увеличился сбыт, значит, канал правильный. Сбыт не увеличился, надо менять канал и искать, извините, как это говорят...

АФ:

В общем методом проб и ошибок видимо.

Олег Андрияшкин, издатель:

А безусловно, это только, только, только пробовать, только ошибаться. Никакая наука, никакие рассказы о том там, как можно рассчитать, высокотехнологичные расчеты, в каких надо группах, что размещать, бесполезно, не работает, потому что реклама, например, какого-то товара, адресованного узким специалистам, а мы слышим ее сейчас и по телевидению, и по радио, и читаем в бортовых журналах самолетов, она должна быть адресована пяти людям, которые принимают решения в этой сфере и размещаться совершенно, мягко говоря, не там, да. То есть я, кстати, думаю, что возникнет индустрия, вернется индустрия коммивояжеров, то есть людей, которые приходят к потребителю, делают ему презентацию и убеждают, что этот товар ему нужен. Вот это сильно надежней, надежней даже отзывов, которые сейчас пишут. И сейчас рекламное агентство в Перми, которое свою собственную рекламу делает следующим образом - разместим о вас 800 хороших отзывов о товаре в интернете. Мы же понимаем, что это какое-то мошенничество, да, то есть такие эти самые отзывы. Вот за границей они уже воспринимаются, как мошенничество, а у нас пока нет.

АФ:

Ну дойдет как всегда.

Олег Андрияшкин, издатель:

Уже не за горами, уже не за горами.

АФ:

Хорошо. Хорошо, спасибо огромное. Олег Андрияшкин был с нами на прямой связи. Обсудили, как дела у рекламного рынка в Перми и кажется все не так плохо и будет возможно лучше, но это не точно. Спасибо, Олег. И до связи.


Обсуждение
1008
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.