Верхний баннер
01:22 | ВТОРНИК | 30 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:48, 31 мая 2023

Министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин и руководитель АИР ПК Яна Фурман: «Мы работаем абсолютно с любым инвестиционным проектом, будь то кофейня или создание производства»

Министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин и руководитель АИР ПК Яна Фурман: «Мы работаем абсолютно с любым инвестиционным проектом, будь то кофейня или создание производства»

Обсудим итоги Совета по предпринимательству, который прошел на форуме «Дни пермского бизнеса», 24 мая, а также поговорим о пользе приоритетных инвестиционных проектов. В гостях: министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин и руководитель Агентства инвестиционного развития Пермского края Яна Фурман. 

Артем Жаворонков, ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья. На 91.2 FM большой экспертный эфир. Меня зовут Артем Жаворонков, Михаил Пьянков помогает мне за звукорежиссерским пультом. И сегодня мы поговорим про экономику. В гостях в нашей студии министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин. Эдуард Олегович, добрый день.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Здравствуйте.

Артем Жаворонков, ведущий:

И Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края. Яна Валерьевна, рад вас видеть.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Добрый день.

Артем Жаворонков, ведущий:

Две большие темы у нас. Я не знаю, сможем ли, успеем ли мы чисто технически во времени нашего эфира их переплести, но они в любом случае связаны друг с другом. Это Совет по предпринимательству и приоритетные инвестиционные проекты. Насколько мне известно, нынешний Совет, мне хотелось бы и конкретно минувший на «Днях Пермского бизнеса», ну, и вообще о Совете, как таковом, как органе неким образом, совещательным поговорить. Так вот, нынешний Совет по предпринимательству прошел в необычном формате.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Да, именно он прошел открытым на «Днях Пермского бизнеса» 24 мая.

Артем Жаворонков, ведущий:

Почему открытым?

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Такой формат у нас уже в регионе был, и многие предприниматели обращали внимание, что такого формата не хватает, почему, потому что не всегда Совет по предпринимательству, который идет в онлайн формате, во-первых, его смотрят в онлайн формате, во-вторых, внимательно смотрят, потому что не всегда у коллег есть возможность в течение рабочего дня. А предприниматель работает 24/7, найти время и посмотреть Совет. С другой стороны, когда предприниматель приезжает в Пермь для того, чтобы посетить двухдневный форум, от точно может найти время, чтоб еще посмотреть Совет, так сказать, вживую на других предпринимателей, которые принимают участие в Совете. Убедиться, что все на самом деле вживую, что проекты реальные и как всегда есть возможность задать вопросы. А когда он сидит у себя дома или на предприятии, смотрит Совет, у него задать вопросы, может быть, и нет возможности.

Артем Жаворонков, ведущий:

В этой связи, а как вообще тогда формируется повестка? Уместны ли вопросы и бывало ли такое, что ответов на них конкретному Совету нет?

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

На самом деле повестку формируем уже традиционно, исходя из запроса предпринимателей. Моя позиция следующая: чиновники должны на Совете выступать со своими выступлениями, речами максимально мало, а если выступать, то очень коротко и по делу. Потому что Совет – это все-таки Совет для предпринимателей, где обсуждаются предпринимательские какие-то проблемы, наболевшие вопросы. А никто точно, я по себе знаю, никто точно не расскажет другому предпринимателю о проблемах или о путях их решения лучше, чем такой же предприниматель. Поэтому повестка формируют сами предприниматели. У нас при Совете действует 15 рабочих групп, которые традиционно выступают на самом Совете, руководители рабочих групп. По разным самым направлениям, это и образование, медицина, отели, бары, рестораны, подключение к электросетям, ну, и так далее, сокращение административных барьеров. Очень много существует групп, они выступают и рассказывают о своей работе, выводят на Совет проблемы, которые не получают решения. Здесь же они могут донести и в том числе до губернатора, до членов правительства свою боль и получить обратную связь либо вообще губернатор постоянно дает распоряжения по решению той или иной ситуации, возникающей на Совете. Поэтому темы для Совета выбираются самим предпринимателем, деловыми объединениями, рабочими группами. Конечно, есть тематика на советах, это тематика каких-то нововведений в нормативно-правовых актах, о которых мы точно должны рассказывать. Ну, мы же должны рассказать о том, какие льготы мы вводим для предпринимателей, должны рассказать, что мы делаем с нашим инвестпорталом, как его улучшаем. Поэтому здесь есть повестка, которую формируем мы, но все-таки большинство вопросов формирует само предпринимательское сообщество.

Артем Жаворонков, ведущий:

Но традиционно в начале каждого Совета, если я не ошибаюсь, речь идет о приоритетных инвестиционных проектах. Если говорить о минувшем Совете, о чем там шла речь? Не знаю, кому вопрос, наверное, Яна Валерьевна, вам.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

У нас да, был очень активный Совет по приоритетным проектам, не самый максимум мы вынесли, у нас максимум был 10 проектов, на этом Совете у нас было 8, но мы к максимуму приблизились. Порядка 3 миллиардов рублей инвестиций, проекты в разных отраслях, действительно мы немножко вывели из зоны комфорта наших инвесторов, поставили их на сцену. Но на самом деле получили позитивные отзывы, хотя все очень переживали перед самим Советом.

Артем Жаворонков, ведущий:

О каких идет проектах речь? Можно ли их озвучивать?

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Озвучивать, конечно, можно, да, это понятно, что традиционно наша сфера – промышленность, да, обрабатывающие производства, это логистика, это медицина. Поэтому в этот раз у нас уже было два муниципальных проекта, тоже большое внимание мы…

Артем Жаворонков, ведущий:

Мы о муниципалитетах еще обязательно поговорим.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Дальше поговорим, да, детальнее, большое внимание уделяем. Проекты интересные, крупные – вот вместе 3 миллиарда рублей инвестиций.

Артем Жаворонков, ведущий:

Это много или мало? Просто всегда ведь все в сравнении познается.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Тут тоже сложно сказать, да, есть прямо крупные проекты, допустим, как логистический центр, у нас инвестор зашел. Есть проекты муниципальные, там, безусловно, инвестиции, образно говоря, меньше 80 миллионов рублей.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Артем, я позволю себе в ваш диалог вступить. Мы вообще давным-давно отошли от понятия много или мало в инвестициях. Мы работаем абсолютно с любым инвестиционным проектом. У Яны Валерьевны, она не акцентирует на этом внимание, но Агентство инвестиционного развития берет на проработку иногда даже проекты, которые стоимостью несколько сот тысяч рублей. Но этот проект мы понимаем, что значимый для отдаленного муниципалитета. Допустим, открытие кофейни большой. Поэтому для нас измерение в объеме инвестиций, оно уже не играет какой-то такой ключевой роли. Мы стараемся на Совет выносить все достойные проекты, а объем инвестиций это все-таки уже такая величина, она индивидуальная. Более того, мы всегда инвесторам говорим следующее: за инвестпроект мы понимаем не траты в какой-то там конкретный период времени, а объем инвестиций мы понимаем траты на все инвестиционные стадии проекта, а это может быть и один, и два, и три года. Поэтому у нас здесь есть случай, когда инвестпроекты заходят на корректировку, уже которым присвоен статус приоритетных, и увеличивают объем инвестиций.

Артем Жаворонков, ведущий:

Понравилось, значит, говоря простым языком.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Да, они начинают реализовывать проект, вводят какой-то первый этап своего производства и свою какую-нибудь досуговую инфраструктуру, а потом добавляют к ней второй, третий этап, тем самым увеличивая объем инвестиций.

Артем Жаворонков, ведущий:

Если о каких-то уже состоявшихся инвестпроектах говорить, не могу я от этой темы отойти, те, что были признаны таковыми, скажем, в прошлом году, можно ведь кого-то отметить, выделить? Всегда конкретики хочется.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Да, наверное, из недавно введенных проектов, на слуху и в СМИ много было информации это введенный термальный комплекс на Героев Хасана, это такая переструктуризация промышленной зоны, да, новая история абсолютно этого пространства, реновация этого пространства. И это только начало, то есть, у инвестора гораздо более широкие планы и мы очень надеемся, что они реализуются. Термы уже запущены, работают, у нас очень много вокруг народу уже посетило этот объект и отзывы на самом деле разные, но тут никогда нет единого мнения. Но большинство положительные и мы действительно этому очень рады, проект был непростой из-за того, опять же, это была реновация пространства и он все-таки свершился. Несколько проектов у нас находится тоже на высокой стадии готовности. В этой части у нас несколько заправок в ближайшее время будут вводиться в эксплуатацию. Все логистические проекты, которые у нас заходили, у нас суммарно мы посчитали – 7 проектов, то есть, такой, наверное, за вторую половину 2022 года и начало 2023 года большой взрыв – 7 логистических проектов. Они, безусловно, все находятся на начальной стадии, но у них на самом деле нужно отметить, что не у всех очень длительный, и сонная фаза. То есть, это порядка 3-4 лет это тоже отрадно, будем за ними активно следить.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, и, наверное, стоит напомнить, что же все-таки такое приоритетный инвестиционный проект? Правила игры для того, чтобы им стать.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Приоритетный проект на региональном уровне присваивается проектам от 100 миллионов рублей, на муниципальном уровне – от 20 миллионов рублей, в зависимости от территории. Приоритетный инвестиционный проект может претендовать на предоставление земельного участка без торгов в льготную аренду, это 1 рубль за гектар на первые 3 года. А также это возможность получить налоговые льготы, это инвестиционный налоговый вычет и пониженная ставка по налогу на прибыль. И третья мера поддержки не монетарная, но очень-очень важная в рамках реализации каждого инвестиционного проекта – это административное сопровождение со стороны Агентства инвестиционного развития. Мы действительно каждому инвестиционному проекту даем приоритет, решаем эти вопросы, которые возникают у проекта на уровне руководства и исполнительных органов власти, на уровне руководства отраслевиков. Поэтому решается все гораздо быстрее и эффективнее.

Артем Жаворонков, ведущий:

За ручку водите, грубо говоря, да, получается, предпринимателей. Я смотрю на вас и понимаю, сколько ж раз вы это уже повторили в разных эфирах, потому что это одна из ключевых тем, которые поднимать приходится. И все равно мы испытываем некоторые сложности, связанные с доведением информации до предпринимателей. Вот примером такой сложности является региональный инвестиционный стандарт. Это вообще ведь история федеральная и я так понимаю, что у нас, по сути, не все понимают, о чем речь.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Да, Артем, вы правы, действительно и вот эта вот разная информированность, она проявляется ведь и на уровне регионов России. Вот читаешь иногда федеральные СМИ и заходишь на сайты, на информагентства региональные, и понимаешь, что какие-то вещи у некоторых регионов сделаны лучше, чем у нас, а какими-то вещами мы можем гордиться. И федерация в лице Министерства экономического развития Российской Федерации поставило задачей своей – объединить лучшие практики, которые есть в регионах Российской Федерации, друг другу регионы показать, поделиться этими лучшими практиками и лучшие практики записать в такой некий свод правил поведения, который выведет на какие-то абсолютно новые уровни работу с инвесторами во всей России. Глобально это и, как я уже сказал, поиск лучших практик и определенная стандартизация, чтобы инвестор, неважно, в каком регионе развивается изначально, в каком он родился регионе, приходя в другой регион, примерно понимал правила игры в этом регионе. Во-первых, он знал, где взять информацию, во-первых, любой инвестор должен знать, куда обратиться со своим проектом и вот эти стандарты, записанные и в региональном инвестиционном стандарте, имеют 5 блоков. Мы проактивно еще до этого года начали все эти стандарты у себя в регионе внедрять, прекрасно понимая значимость этой работы. Так, у нас существует в регионе единой окно для работы с инвесторами, это Агентство инвестиционного развития. Дальше, у нас существует инвестиционная декларация, которую мы постоянно дополняем, декларация, в которой записаны обязательства региональной власти перед инвестором. То есть, такие некие правила игры, такая договоренность перед инвестором, в котором мы закрепляем свой функционал, что мы для каждого инвестора сделаем. Дальше у нас прописаны правила подключения к электросетям, правила получения разрешения на строительство, правила получения земельного участка. Ведь зачастую действительно, если есть у тебя инвестпроект, ты даже иногда не понимаешь, а как получить землю под этот проект, с чего начать. Дальше, как подвести туда электроэнергию. Вот мы разработали единые алгоритмы и стандарты, знаете, как 1, 2, 3 – сколько на каждый этап нужно времени по закону и что ты получаешь в результате – пошаговая инструкция, да, то есть, самая простая пошаговая инструкция. Дальше мы говорим про то, что в регионе обязательно должен быть инвесткомитет, который будет решать проблемные истории с инвесторами, если они, не дай бог, возникают. И вот эти вот все стандарты, они едины для всей России, есть методические рекомендации, согласно которым мы это делаем. Но методические рекомендации – это все-таки такие рамочные условия, мы, конечно, подходим к этому вопросу гораздо шире и к работе над инвестстандартом привлекаем деловые объединения, которые в свою очередь также активно предлагают свои дополнения в наш региональный инвестиционный стандарт.

Артем Жаворонков, ведущий:

Это такая разная история про оценку регулирующего воздействия работы Минэкономразвития? Если непосредственные участники…

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

На самом деле, шире. То есть, оценка регулирующего воздействия это все-таки узконаправленная история, а региональный инвестиционный стандарт, он уже включает в себя 5 элементов и не факт, что он не будет расширяться, возможно, он будет расширяться. Самое главное, что по всей территории Российской Федерации региональный инвестиционный стандарт должен быть введен в этом году. И у нас он тоже будет внедрен в этом году.

Артем Жаворонков, ведущий:

В этом году, до 31 декабря или раньше?

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

У нас сентябрь стоит, как такая отсечка для нас, но дальше, конечно, мы должны пройти верификацию регионального инвестиционного стандарта со стороны и федеральных органов исполнительной власти и со стороны деловых объединений.

Артем Жаворонков, ведущий:

Дорогие друзья, большой экспертный эфир на 91.2 FM, мы вынуждены сделать короткую паузу на рекламу. Напомню, что сегодня у нас в студии министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин и генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края Яна Фурман. Не переключайтесь. Продолжается большой экспертный эфир на 91.2 FM, у микрофона Артем Жаворонков, Михаил Пьянков за звукорежиссерским пультом. Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края и Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития нашего региона сегодня у нас в гостях. Говорим про экономику, в предыдущей части говорили про региональный инвестиционный стандарт. Но Эдуард Олегович говорил про возможность приходить инвесторам из вне и получать единые правила игры. Но ведь Пермский край настолько неоднороден, он по размерам-то как среднеевропейская страна. И понятно, что экономическая дифференциация муниципалитетов здесь тоже имеет значение. Их тоже, простите меня за это слово, каким-то образом нужно поженить, тоже включить в эти правила игры. Тут, наверное, Яна Валерьевна, к вам вопрос.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Да, мы муниципалитеты очень активно в эту историю всю вовлекаем. Помимо регионального инвестиционного стандарта, над которым мы сейчас активно работаем с Министерством экономического развития Пермского края, муниципалитетам тоже светит в ближайшем будущем утверждение муниципального инвестиционного стандарта. Мы работу плотную с муниципалитетами проводим, не только с главами, но и со всеми командами инвестиционными. Эта работа включает в себя не только разработку инвестиционных профилей территории, которые половина территорий уже с профилями, половину мы в этом году должны (…), у нас стоит такая задача, активно над этим вопросом трудимся. Точно также мы проводим…

Артем Жаворонков, ведущий:

С профилями, я прошу прощения, чтоб далеко не убежали, что это значит? Это, опять же, учет социально-экономического положения той или иной территории влияет на…

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Это, безусловно, анализ территории, да, мы пытаемся восстановить наших глав и показать им, как вообще выглядит их территория, что она на самом деле может и что территория может на самом деле гораздо больше дать инвестору, чем, зачастую, думаешь о ней. Поэтому мы прорабатываем потенциальные инвестиционные ниши, применяем те меры поддержки, которые есть на региональном уровне и даже на федеральном уровне на территории муниципалитета, потому что они тоже там работают. Показываем, как они могут работать и прокачиваем команды муниципалитетов, кто руками в дальнейшем будет делать все, в том числе помогать делать заявки на приоритетные проекты. Поэтому обучению мы тоже большую роль уделяем, и вот в рамках тоже форума, который уже затрагивали, «Дни Пермского бизнеса», у нас целый этаж был отдан под муниципалитеты, и два дня проходила и учеба и внутренняя… силами сотрудников Агентства инвестиционного развития Пермского края. Точно также приглашали мы и федерального эксперта для того, чтобы коллег замотивировать на работу с инвестициями и рассказать им про те правила игры, которые вообще сейчас на региональных и на федеральных уровнях существуют.

Артем Жаворонков, ведущий:

Не хочу обидеть глав наших муниципалитетов, но, кажется, что одного-двух сессий обучения недостаточно, это системная проблема.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Нет, это системная проблема и системная работа, безусловно, и это займет точно не год и не два, это гораздо более длительный период, но его нужно пережить. И, конечно, все территории разные и с разными уже предпосылками для развития, конечно, у нас есть территории с преференциальными уже режимами, как, например, Нытва и Чусовой. То есть, у них уже априори есть дополнительные льготы, которые инвесторы могут получить, зайдя на территорию. Есть территории без дополнительных преференциальных режимов, но там мы активно прорабатываем применение приоритетного проекта, муниципального приоритетного проекта, в этом направлении активно работаем. У нас есть новый механизм также муниципального приоритетного проекта, да, сразу его затрону.

Артем Жаворонков, ведущий:

А давайте нет, лучше мы о нем поговорим в следующей части, у нас буквально полторы минуты до очередного перерыва. Мне хотелось бы спросить про обратную связь. Как раз по итогам «Дней Пермского бизнеса» от муниципалитетов. Может, поделитесь?

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Я скажу следующее. В защиту муниципалитетов. Реально практически все уже понимают, что только инвестиции нас спасут, что на своей территории заниматься только хозяйственной деятельностью – это нужно, это правильно, это жизнь обычных граждан, но создание рабочих мест с достойной заработной платой – это та деятельность, которую глава муниципалитета и его команда должны делать, в том числе вместе с уборкой улиц, с какими-то коммунальными историями, с обучением, здравоохранением, всем остальным прочим. Это входит в четкое понимание и если говорить про обратную связь, у нас было всего 22 муниципалитета представлено на форуме очно со своими стендами, но очень много глав просто посетили форум, как обычные гости и отмечали, что они обязательно в следующем году будут принимать активное очное участие в форуме.

Артем Жаворонков, ведущий:

Яна, вам есть, что добавить?

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Соглашусь абсолютно с Эдуардом Олеговичем, в основном связь позитивная, но, безусловно, когда мы муниципалитеты дополнительно заставляем работать, то есть, какие-то им новые рассказываем практики, правила, требования и так далее, поэтому не всегда это легко воспринимается, но мы все большее количество территорий и глав, наверное, на свою сторону перетягиваем. И как Эдуард Олегович сказал, все убеждаются в том, что внутренний предприниматель на территории – это главное.

Артем Жаворонков, ведущий:

Дорогие друзья. Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края и Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития нашего региона – сегодня гости нашего большого экспертного эфира на 91.2 FM. Прервемся сейчас чуть на дольше, у нас помимо рекламы еще и местные новости. Не переключайтесь. Заключительная 10-минутка большого экспертного эфира на 91.2 FM, ваш покорный слуга Артем Жаворонков, Михаил Пьянков за звукорежиссерским пультом. В гостях в нашей студии Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края и Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития нашего региона. Давайте про муниципальные приоритетные инвестиционные проекты.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Да, наш новый механизм, он был внедрен в середине 2022 года, то есть, буквально год существует, механизм новый, мы снизили планку по минимальным инвестициям для приоритетных инвестиционных проектов на территории. Если на региональном уровне 100 миллионов рублей, то теперь муниципальный приоритетный проект можно получить от 20 миллионов рублей. То есть, есть градация по инвестициям – 20, 40, 60, 80 и даже для Пермского городского округа или Пермского муниципального района, оно, по сути, можно сказать, тоже Пермь, да, мы снизили тоже эту планку и тоже дали возможность зайти на муниципальный приоритетный проект, там планка 80 миллионов рублей. То есть, 20 миллионов вниз. У нас в прошлом году было два таких муниципальных приоритетных проекта, они оба в отрасли промышленности, это компания «Каскад», которая занимается комплектующими для садовой зимней техники в Пермском муниципальном районе, это чистое импортозамещение, очень интересный проект и действительно важный для нашего региона. Также «Вишер биотопливо» – Красновишерский городской округ, то есть, удаленная территория, там инвестиции 25 миллионов рублей, по нижней планке прошли. Занимается производством топливных брикетов, создают рабочие места на территории, очень важная тоже история. На последнем Совете, который прошел в рамках форума «Дни Пермского бизнеса», у нас тоже появилось еще два муниципальных приоритетных проекта и это компания «Алексеевская», которая занимается переработкой пиломатериалов (Чернушка) и в Перми у нас в центре города компания (…), они будут строить медицинский центр. И все эти 4 проекта муниципальные, они заявлялись по приоритетному проекту не только на административное сопровождение, но и на получение земельных участков без торгов. И вот первые 2 проекта, которым в 2022 году присвоен статус, они уже все с земельными участками, уже в процессе реализации в активном находятся. 2 проекта новых, тоже заявились на землю и уже в ближайшее время будут тоже с земельным участком, выйдут на площадку.

Артем Жаворонков, ведущий:

Вот хотя бы работа глав муниципалитетов. Эти же участки нужно найти, нужно постараться подвести к ним необходимые коммуникации.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Муниципальные проекты, безусловно, мы делаем в очень плотной связке с муниципалитетами, потому что там порядок немножко изменен от регионального. Во-первых, мы попытались его облегчить для того, чтобы этот процесс прохождения муниципального приоритетного проекта был еще проще, чем региональный. Облегчили заявку, упростили финансовую модель и вся эта инвестиционная декларация, она подается именно за подписью главы территории, то есть, глава в курсе, он понимает, на какой земельный участок претендует инвестор и большую роль в этом проекте играет.

Артем Жаворонков, ведущий:

Не стоит забывать, что у нас большое количество закрывшихся предприятий, обанкротившихся как раз находятся в муниципалитетах и их площадки требуют не то, что реновации, а вот как раз имеют возможность размещения новых производств. Не знаю, насколько корректным будет мой вопрос, но если определить время, приоритетный инвестиционный проект, сколько от входа до начала работы может пройти времени?

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Среднюю инвестиционную фазу в нашем реестре мы считали, это примерно 3-5 лет. То есть, в любом случае, конечно, там проекты такие большие за год не реализуются, в любом случае это 3-5 лет. Все начинается с земельного участка. Есть истории, когда инвестор заходит на частную какую-то готовую площадку, это гораздо более короткая инвестиционная фаза. Но в основном, поскольку у нас есть такая мера поддержки, как предоставление земельного участка без торгов за рубль, у нас очень много случаев именно с землей. И земля она очень часто не готова, необходимо вносить изменения в генплан, ПЗЗ и так далее. Мы все эти процедуры очень ускоряем, потому что если проходить эти процедуры без приоритетного проекта, то, мне кажется, можно по пути опустить руки где-то в середине. Но в любом случае, это время. Поэтому подготовка площадки занимает существенное количество времени, хоть мы и все… у нас вообще регламентных сроков просто нет в нашем процессе, их не существует.

Артем Жаворонков, ведущий:

Вот как раз о взаимодействии, даже не столько бизнесмена и власти, сколько бизнесмена и системы речь идет, а тут вот и про власть я бы хотел, Эдуард Олегович, спросить. Есть эффективное взаимодействие бизнеса, власти, это вообще, наверное, оскомину набивший вопрос, но буквально недавно Пермский край на федеральном уровне был отмечен. Мы приличное количество мест в этом общем рейтинге отыграли, вошли в топ-5 регионов страны по уровню развития государственно-частного партнерства. О нем много говорили на форуме.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Да, действительно в прошлом году мы в этом рейтинге были на 11 месте, в этом году мы на 5 месте. Это большая заслуга всей большой команды правительства, которое работает в этом направлении. Про это лучше всегда говорить фактами и цифрами. По данным на начало 2022 года, то есть, фактически полтора года назад, у нас проектов в сфере ГЧП было в 3 раза меньше, чем на весну этого года. Сейчас у нас проектов заключенных на сумму практически 150 миллиардов рублей, 92 из которых это чисто частные инвестиции. И проектов в самых разных сферах. Если раньше у нас еще года 3 назад подавляющее большинство проектов были только в сфере ЖКХ, там модели взаимодействия инвесторы и власть отработано уже больше 10 лет, это в стандартном для всех понимании. Это в платежках мы видим с вами за коммуналку, что электричество поставляют одни компании, тепло другие, воду третьи компании поставляют. Это все проекты в сфере государственно-частного партнерства. То сей час за последнее время у нас появляются проекты в самых разных направлениях. Это и медицина, это и спорт, это и городской транспорт, это и дорожное строительство, то есть, абсолютно разные сферы, где частный инвестор совместно с органами власти, с властью реализует важные для региона проекты. Мы были действительно отмечены, в рейтинге учитываются очень много факторов, показателей. Это и количество проектов, и объем инвестиций, и обратная связь от самих инвесторов. Поэтому мы горды вхождению в топ-5, планка задана высокая, будем ее держать и дальше.

Артем Жаворонков, ведущий:

И, наверное, последний вопрос, сигнализирует звукорежиссер, что подходит эфирное время к концу. Когда возникает ГЧП, контроль и надзор не только со стороны органов, приглядывающих за бизнесменами, но и за властью. Вы полноценные участники этого бизнес-процесса, как удается с контрольно-надзорными органами выстраивать работу? Я полагаю, что если у нас такие объемы, такие результаты, она эффективна, но, тем не менее, те самые пресловутые барьеры, о которых говорят на самом высоком уровне, от Президента до губернатора…

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

У всех своя работа и у контрольно-надзорных органов она тоже есть и основная задача контрольно-надзорных органов в сфере проектов ГЧП – это следить за расходование бюджетных средств. Потому что многие проекты – это деньги налогоплательщиков и эффективное использование этих денежных бюджетов – это основная задача, основная контрольная функция. И здесь мы контрольно-надзорным органам благодарны, потому что они совместно с нами идут по пути этого контроля, потому как многие проекты сложно структурируемые и на многие вещи нам контрольно-надзорные органы еще в начале пути обращают внимание, мы обязательно учитываем какие-то тонкие юридические моменты в соглашении с инвесторами. Тем самым страхуясь от возможных каких-то рисков или кривотолков почему, потому что крупные большие проекты это всерьез и надолго. Некоторые проекты имеют срок реализации более 20 лет срок эксплуатации, дальнейшая эксплуатация после строительства объекта. И естественно здесь мы должны защитить интересы публичной власти и не допустить никаких, даже в мыслях потенциальных каких-то правонарушений и или кривотолков со стороны использования этого объекта. Почему, потому что в отличии от каких-то других мер систем взаимодействия с инвестором и мер взаимодействия, объект государственно-частного партнерства сразу же после строительства его и ввода в эксплуатацию переходит в собственность власти – муниципальной или краевой власти. И инвестор дальше пользуется этим объектом, принося какую-то социальную пользу и выгоду. Но объект наш, краевой и мы здесь должны предусмотреть абсолютно все возможные варианты. С надзорными органами работаем, у всех внятная, ясная цель. Некоторые взгляды когда-то у нас расходятся, но мы естественно, всегда договоримся

Артем Жаворонков, ведущий:

Зато на практике может родиться очередная законодательная инициатива, не предусматривающая каких-то взаимоотношений государства и бизнеса в каких-то конкретных вопросах.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Наше краевое законодательство очень подвижное и мы уже действительно за последние несколько лет уже пару существенных правок в наше региональное законодательство внесли.

Артем Жаворонков, ведущий:

Отвечающих реальности.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Конечно, отвечающих реальности и, в том числе после тесного взаимодействия с контрольно-надзорными органами.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну что ж, большое спасибо. Дорогие друзья, я напоминаю нашим слушателям о том, что гостями большого экспертного эфира на 91.2 FM были министр экономического развития Пермского края Эдуард Соснин и генеральный директор Агентства инвестиционного развития нашего региона Яна Фурман. Эдуард Олегович, Яна Валерьевна, большое спасибо, рады видеть вас в гостях.

Яна Фурман, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Пермского края:

Спасибо, до свидания.

Эдуард Соснин, министр экономического развития Пермского края:

Спасибо, до свидания.

Артем Жаворонков, ведущий:

До свидания.


Обсуждение
3676
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.