Верхний баннер
13:14 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 09 января 2008

Нуждаются ли студенты в проездных на общественный транспорт?

Нуждаются ли студенты в проездных на общественный транспорт?Роман Попов: «Утренний разворот» на пермском «Эхо» вступает в свои законные права. У микрофонов Вячеслав Дегтярников…

Вячеслав Дегтярников: Роман Попов…

Р.П.: Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Итак, смотрите. Насильно с завода Дзержинского увольнять не будут. Поговорим об этом?

В.Д.: Давай, поговорим. Новость появилась буквально вчера, в первые дни, когда заработали службы новостей различные. Я думаю, что вчера как раз на эту тему многие говорили, писали, и снимали на эту тему. В общем, очень интересный процесс. Практически последнее советское предприятие. Советское в том понимании, как бы, объема производства, в общем, потихонечку умирает. Интересный процесс.

Р.П.: И начнем мы «Разворот» с темы студенческих проездных.

В.Д.: Давай поясни вкратце нашим землякам, что там произошло. Давай, во-первых, напомним, что началось все с того, что была пресс-конференция наших перевозчиков, это 70% тех, кто занимается перевозками в городе Перми. Они заявили о том, что с 1 января отменят перевозки по школьным и студенческим проездным, и фактически потребовали от городской Думы увеличить стоимость проезда. Затем проходили какие-то переговоры между ними и Аркадием Борисовичем Кацем, это глава администрации города Перми, и в результате пришли они к сепаратному, фактически, соглашению о увеличении стоимости проезда, студенческих проездных, но при этом их оставили. Вот такая ситуация уже произошла. Стоил проездной… Сколько стоил? 320…

Р.П.: 310 рублей, как нам сообщил буквально несколько минут назад представитель организации «Студенческая инициатива» Александр Резник. Я напомню, это представитель точно так же независимого профсоюза студентов. Теперь он стоит 460. Мы свяжемся с Александром Резником, он нам расскажет…

В.Д.: А для наших радиослушателей напомним о том, что произошло до нового года. Представители студенчества пришли в администрацию города Перми…

Р.П.: Компанию им составили пенсионеры, насколько я помню по телесюжетам.

В.Д.: Они попросили тогда передать письмо на имя главы города Перми Игоря Николаевича Шубина. Правда, Игоря Николаевича в этот момент в администрации не было, но с ними встретился Сасунов Игорь…

Р.П.: Да, сначала Игорь Сасунов, Игорь Анатольевич, а потом господин Федосеев – это пресс-секретарь Игоря Николаевича Шубина. Знаешь, я смотрел на телесюжет, и я понял смысл слов «стоять горой» или «грудью стоять». Господин Федосеев стоял и так очень внятно четко пытался объяснить, что к Игорю Николаевичу доступа нет, но он с удовольствием несомненно передаст все требования и прошения мэру города. Вот эту вот картинку я запомнил. Кстати, с телеканала «Рифей», по-моему.

В.Д.: Возможно. Там многие каналы снимали: и «Рифей», и «Авто-ТВ», по-моему. Наверняка, все каналы снимали.

Р.П.: Итак, ситуация, смотрите: стоил проездной 310 рублей, но о стоимости особенно не говорили – говорили о том, что отменят студенческие проездные. И представители студенчества тут же рванули защищать свои права, и организовали даже отдельную организацию «Студенческая инициатива», такую некоммерческую, естественно, общественную организацию, и стали отстаивать свои права. И вроде бы как бы власти города пошли им навстречу и оставили в силе студенческие проездные. Однако стоимость взлетела аж на 50% . У нас Александр Резник, член группы «Студенческая инициатива», член этого общества, и насколько я понимаю, лидер независимого студенческого профсоюза сейчас на связи. Александр, доброе утро.

Александр Резник: Доброе утро.

Р.П.: Итак, Саша, если можно, буквально в двух словах: ситуация глазами студенчества. Как она выглядит сейчас? Добились ли вы своего, ведь проездные, фактически, вам оставили?

А.Р.: Во-первых, я бы хотел поправить: группа наша инициативная называется «Студенческая защита». Ну вот, во-первых, каждый желающий, наверное, может в такой системе как «В контакте» посмотреть, как студенты сами реагируют. Вот в нашей группе, где почти 4 тысячи человек состоит, там постоянно люди пишут, довольны они повышением или нет. Сложно вот так вот подсчитать, сколько студентов, в принципе, довольны вот такой ценой, сколько не довольны. Но вот завтра мы проводим закрытое совещание нашей инициативной группы, будем решать, что, собственно, делать. Хотя не остается сомнений, что, конечно, мы будем требовать от городской администрации обоснования такого повышения. И вопрос-то ведь не только о студентах, которым на 50% повысили, а так же о школьниках и лицеистах, которым подняли на 100%. То есть теперь их проездной стоит столько же, сколько наш.

В.Д.: Но, Александр, когда поднимали этот вопрос перевозчики, об отмене студенческих и школьных проездных, в первую очередь они говорили следующее… Ну, там ставился вопрос о том, что не идет им компенсация за это, но второй вопрос, который они ставили, они говорили следующее: «Но ведь не все студенты бедные. Мы готовы выйти в отдел социальной защиты. Если там составят списки, мы готовы им предоставить льготы и скидки». Называлась тогда, по-моему, скидка до 5 рублей… Это сколько получается, если проезд они просили 10?

Р.П.: До 50%. Они были готовы предоставить льготный проезд студентам, которые по отделам соцзащиты будут признаны бедными.

В.Д.: Александр, как вы к этой аргументации?

А.Р.: Вот пока что (помехи) в своем письме, конечно, призывали Шубина создать некую такую согласительную комиссию, работа которой была бы открыта, где бы все заинтересованные стороны могли участвовать, и чтобы у нас был на руках проект, как, каким образом студентов будут относить по этим категориям, и так далее. Ну, все-таки, да, мы, конечно, помним, как на встрече у Сасунова перевозчики в лицо нам говорили: понимаете, а вы же не такие бедные студенты. Вот. Заикались, что кто-то там на машинах ездит. Но не покупают люди, у которых есть машины, проездной. А таких около 65 тысяч студентов у нас в городе. На самом деле, это очень нужная льгота, и даже если ездить по 5 рублей, у некоторых это будет перекрывать бюджет в тысячу рублей, больше стипендии. Ну а вот все эти проекты по точечным льготам целевым, конечно, надо рассматривать.

Р.П.: Саша, если я правильно понимаю, вы готовы договариваться, в том числе и на таких условиях. То есть о льготных каких-то документах от отделов соцзащиты, то есть чтобы помогать конкретным нуждающимся студентам. То есть вы готовы идти на самые разные условия, лишь бы с вами вообще пошли на разговор?

А.Р.: ну, игнорировать студентов им в любом случае не получится. Ну конечно, мы готовы любые варианты рассматривать, потому что, я так думаю, не получится сбить нам эту цену в 460 рублей, но некоторым студентам, все-таки есть и такие группы, надо высчитывать, которым даже вот такая цифра кажется уже запредельной.

В.Д.: Александр, напомните нашим радиослушателям, какая сейчас стипендия?

А.Р.: Стипендия у студентов чуть выше тысячи рублей – 1100, наверное, так вот.

Р.П.: Это в среднем, да, я имею в виду в среднем по вузам. Я знаю, что в некоторых вузах чуть выше, в некоторых – чуть ниже.

А.Р.: Там есть такая стандартная государственная что ли.

В.Д.: И еще один вопрос, Александр. Вот скажите, как раз когда проходили эти сепаратные переговоры между Кацем и перевозчиками, вас туда приглашали?

А.Р.: О них-то мы ничего и не слышали. То есть встреча наша с перевозчиками была на следующий день, по всей видимости, после того, как была вот эта встреча. Вот когда мы ходили в администрацию с нашими подписями, вот в тот день-то они и встретились с перевозчиками (помехи). А на следующий день перевозчики уже с нами решили встретиться, чтобы, грубо говоря, успокоить…

Р.П.: Или поставить перед фактом.

А.Р.: Ну они же нам про стоимость ничего не сказали.

Р.П.: Александр, огромное спасибо. Вот последнее, что я хочу сказать. У нас есть официальный ответ от администрации Перми: 832 рубля должна быть реальная стоимость студенческого проездного. Это подсчитанный тариф администрацией Перми – 832 рубля. То есть, по мнению чиновников, вам вообще еще за благо сделали 460, потому что могли бы вкинуть 830 рублей, вот тогда бы и поговорили, что называется.

В.Д.: Обращаемся к вам, уважаемые земляки, с одним простым вопросом. На самом деле, нуждаются ли студенты в этих самых проездных, нужно ли вообще оставить. Является ли цена в 460 рублей запредельной или не является…

Р.П.: При стипендии в 1000.

В.Д.: И опять-таки напоминаю позицию перевозчиков, которую почему-то в очередной раз, видимо, не услышали либо все-таки решили договориться другим путем, мы не знаем, что там было за закрытыми дверями в администрации города. Позиция перевозчиков была следующая: давайте вычислим тех студентов, которые действительно нуждаются и предоставим им скидку в 50%. В результате скидку предоставили, только наоборот, для всех, 50% сверху.

Р.П.: Нам уже пишут по ICQ: «Почему деньги не выделены из бюджета?» Честно отвечаем: не знаем. Мы за бюджет не отвечаем, ни я, ни Слава Дегтярников. У нас телефонный звонок уже есть. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Николай. Ну я просто начал вспоминать: стипендия 45 рублей, или 50 рублей порядка, и проездной 2 рубля, около 2 рублей, рубль 80, когда была советская власть. То есть при этом было все нормально вроде бы. Сейчас я считаю, что вообще студенты, ученики и те, кто получает ниже средней зарплаты, должны ездить на транспорте бесплатно. Почему? Почему с нас государство берет 18% налога НДС какого-то надуманного? Каждый житель платит 18%, которые уходят (неразборчиво) жуликам при распредели НДС.

Р.П.: Понятно. Николай, спасибо, точка зрения ясна.

В.Д.: Давай дальше попытаемся процитировать очень интересный пресс-релиз, который вчера пришел к нам. И там как всегда (администрация у нас любит сравнивать)…

Р.П.: Слава, мне вот что интересно, я сейчас специально на этом заострю внимание, обычно когда администрация города рассылает пресс-релизы, в строке «рассылки» указан целый ряд адресов, ну порядка 20-30 адресов. То есть текст предназначен для целого ряда средств массовой информации. Сейчас в строке был указан только один адрес – «Эхо Москвы» в Перми». То есть пресс-релиз специально для нас напечатали и отправили, для того, чтобы, видимо, мы в «Утреннем развороте» в частности его огласили. Слава, тебе слово.

В.Д.: Может быть, так, а может быть, просто мы немножечко пропустили что-то, позже обратились – по-разному можно оценивать. Так вот, администрация у нас очень любит сравнивать. В Казани студенческие проездные на трамвай и троллейбус стоят также 460 рублей. И дальше администрация сама себя сдает: проезд в городских автобусах обходится в столице Татарстана в 15 рублей. Это значит, студенческие проездные стоят 460 при проезде в 15 рублей. У нас, как ты помнишь, говорили об экономически обоснованном тарифе в 11 с чем-то там рублей.

Р.П.: Более того, у нас сейчас проезд стоит 8 рублей. 8, друзья мои, не 10 и не 11 – 8! А проездной уже 460! Где экономическая обоснованность? Ведь указано же: в Казани 15. То есть в два раза больше, чем у нас.

В.Д.: То есть получается, при тарифе в 15 рублей стоимость проездного должна быть… Я думаю, что бензин в Татарстане стоит столько же, сколько у нас, ну, может быть, плюс – минус…

Р.П.: Да, небольшая разница.

В.Д.: Стоимость проездного должна быть 460 рублей. Если так, для сравнения.

Р.П.: Я грубую сейчас, очень грубую выкладку сделаю. То есть при стоимости проезда 8 рублей… Ну сравните, почти в два раза меньше. Соответственно, стоимость проездного должна быть 230. Ну могут быть, 250. Не больше.

В.Д.: Ну, собственно, такая цена и остается сейчас в троллейбусах и трамваях для школьников – 250 рублей. Вот сейчас обозначена эта цена.

Р.П.: Теперь скажите мне, пожалуйста, если мы не взвинтили тариф, если у нас стоимость проезда в автобусах составляет 8 рублей, простите, так и хочется сматериться, но какого черта у нас стоит проездной для студентов и школьников, лицеистов 460? Нам причем при этом заявляют: «А должен-то 832», - говорят нам. «Радуйтесь, что 460», - уверяют нас. Но смотрите, интересная штука, а неужели в Казани должен стоить дешевле? Не знаю, ей богу.

В.Д.: Насколько я понимаю, есть уже телефонный звонок. Слушаем вас. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Татьяна. У нас интересная вещь наблюдается: никогда не платят перевозчикам. То, что составляющая из проездных, она им никогда не возвращается, и поэтому они очень не любят всех, которые ездят с проездными. Это первое. Во-вторых, цены на бензин повышаются. Это почему? Мы тут вонью этой дышим, отходами, и все деньги уходят куда-то в Москву, распределяются куда-то…

Р.П.: Татьяна, вы зачем нам позвонили? Вы сейчас зачем нам позвонили? Мы говорим не про перевозчиков и не про цены на бензин – мы говорим про цены на проездной. Скажите, вы студентом были давно?

Слушатель: Да, давно.

Р.П.: Скажите, вы получали стипендию?

Слушатель: Получала.

Р.П.: Вспомните, сколько она стоила?

Слушатель: Да что-то около 60-ти рублей.

Р.П.: А проездной?

Слушатель: Проездной около двух.

Р.П.: Около двух. Сейчас сравните размах: проездной 460 – стипендия 1000.

В.Д.: Мы вопрос задаем, Татьяна, нужно ли при этом студентам… Вот все-таки есть аргументация тех же перевозчиков, которые говорят, что не все студенты бедные, что есть студенты, которых должны обеспечивать родители. Нужно ли им вообще эти проездные сохранять? Или может быть, там выделить отдельные категории граждан? И вообще, вот этот вот проезд за половину стоимости стипендии – это нормальный проезд?

Слушатель: Дороговато, конечно, больше половины стипендии. Ну дети тоже должны иметь что-то себе на карманные расходы. Ну что они – полностью все, что получили, то отдали?

Р.П.: Дети… Дети… Спасибо, Татьяна. Я просто напомню, что…

В.Д.: Я насколько вижу, есть сообщение по эфирному ICQ.

Р.П.: Я сейчас прочитаю Слава. Дело в том, что я не так давно находился в возрасте, как сказала Татьяна, детей. Я находился в возрасте детей – я тоже учился в университете, было такое время. И вот мне очень интересно: «дети» – это какой возраст? Вот вопрос ко всем слушателям: «дети» - это до скольки лет? Я почему-то всегда считал, что дети – это до окончания школы, а после окончания школы, когда наше государство имеет право забрать всех особей мужеского пола, достигших 18-летия, забрать в армию, а за непризыв карать законом, это уже не дети. Я почему-то так считал. Я, наверное, ошибаюсь.. Так вот в университет поступают в возрасте примерно 17-ти лет, после окончания школы. На втором курсе 18-ть, они уже совершеннолетние, они уже полностью за все отвечают по закону самостоятельно. На 3 курсе им 19-ть. А стипендия у них 1000 рублей, а по учебному плану, если вы внимательно посмотрите на учебные планы наших университетов, вы поймете: если 100-процентно соблюдать этот учебный план, не будет у студентов возможности, нет, физически нет возможности, нет, если соблюдать 100-процентно учебный план. Но даже отбросим это в сторону. Студенты сейчас в большинстве своем пытаются каким-то образом выжить на грошовые зарплаты, которые им полагаются, допустим, как учителям начинающим, где они подрабатывают, на стипендии. Они пытаются это сделать, они пытаются получить высшее образование. Зачем? Думаете, они рвут в Америку? Нет, я вас уверяю, они остаются работать здесь, в нашей же стране. Наша страна им платит стипендию в 1000 рублей, а вот почему-то за проезд они вынуждены выкидывать минимум 460. Минимум, при всем притом… Я еще раз говорю это слово «минимум», потому что, возможно, они ведь еще будут ездить на троллейбусах и трамваях, а вот для этого отдельный проездной надо покупать.

В.Д.: Тут еще раз говорю: надо две составляющие этого процесса все-таки рассматривать. Это предложение перевозчиков, которое почему-то не обсуждалось или не услышано было. Второй момент: опять-таки с 1 января повышение стоимости проезда по проездным почему-то происходит без решения Пермской городской Думы. Я, конечно, может быть, не специалист, может быть, я даже плохо разбираюсь в тех положениях…

Р.П.: В законодательстве.

В.Д.: …в тех положениях, которые есть у нас в администрации города Перми. Но насколько я понимаю, все-таки в данной ситуации речь идет о том, что администрация города Перми просто нагло нарушила устав города.

Р.П.: Это первое. И второе: смотрите, ведь говорить о предложениях перевозчиков можно очень много. Перевозчики это ведь, по большому, люди, у них у многих есть дети, у некоторых даже студенческого возраста. Ну, я предполагаю, мне почему-то так кажется. И наверное, перевозчики они достаточно четко отдают себе отчет в том, кто ездит на их автобусах. Без всякого рода соцопросов они знают, это их работа. И они говорят: давайте, давайте мы будем возить льготно тех, кто действительно в этом нуждается. Почему они так говорят? Они так говорят по одной простой причине: потому что, во-первых, как коммерсанты и бизнесмены они не хотят бесплатно никого возить. Это нормально? Нормально. Я вас уверяю, это нормально – они же бизнесмены, они не хотят работать бесплатно, они не хотят отказываться от своей прибыли. Это хорошо, это нормально. С другой стороны, они отдают себе отчет в том, что это социально ориентированный бизнес, то есть они вынуждены в чем-то идти на уступки. С третьей стороны, они отлично знают, что если их хотят поставить в рамки, и это делает муниципалитет, то наверное, муниципалитет должен эти рамки самостоятельно задавать и их же придерживаться. И наверное, я предполагаю сейчас, перевозчики и готовы бы возить студентов дешевле при условии, если им за это кто-нибудь заплатит. А кто заинтересован в студенчестве? Ну, наверное, представители власти. Я подозреваю.

В.Д.: Тут, наверное, Роман есть смысл говорить еще о таких вещах. Помнишь, были комментарии Игоря Николаевича Шубина по поводу действий перевозчиков? Он сказал: мы никому не позволим диктовать себе условия. Это он сказал о себе как о власти. Это хорошо, то есть власть не позволит диктовать себе условия, не позволит разговаривать с ней на уровне ультиматума. Меня удивляет, почему же тогда власть позволяет себе говорить с избирателями на уровне ультиматума. Ведь они не вышли к народным избранникам, к тем, кому делегировано полномочие, понимаешь? Не вышли. И самостоятельно без всяких каких-либо переговоров с депутатами Пермской городской Думы приняли решение. То есть фактически они в форме ультиматума предложили студентам ездить именно по этой стоимости.

Р.П.: Я еще поясню. Не далее как перед Новым годом я Косте Духонину в этой же студии пытался объяснить, что в городской администрации тоже работают люди, и что кричать на весь город о том, что они не платят, просто тупо не платят перевозчикам, простите за слово «тупо» - случайно вырвалось, об этом кричать необоснованно, об этом кричать неразумно, потому что везде работают люди, и они работают по определенным… Другое дело, что они не могут договориться между собой. Скорее всего, горадминистрация платит не столько, сколько хотят чтобы им платили перевозчики. Но сейчас мы говорим немножко о другом. Сейчас мы говорим не о взаимоотношении горадминистрации и перевозчиков. Это очень важно подчеркнуть. Мы говорим о власти в целом: это и горадминистрация, и краевая администрация, это и, простите, правительство Российской Федерации, о власти в целом, которая либо заинтересована в студентах, либо нет. И о бизнесе в целом, который либо работает, то есть получает прибыль, либо не работает, и тогда на их место заступает некий социальный проект, допустим, муниципальный транспорт. Нам Саша Резник сейчас, кстати, по ICQ пишет о том, что на сайте www.gorodperm.ru, насколько я понимаю, нет информации о неком обоснованном тарифе по студенческим проездным. Слов «экономически обоснованный тариф» нет, но у нас есть релиз от администрации Перми – там эти слова встречаются. Видимо, релиз написали специально для нас. Пишут нам по ICQ так же: «как в Москве. Там тоже цены единые, невысокие, и для граждан общий «единый» вроде около тысячи». Я не знаю, как в Москве, мы живем в Перми, честное слово. А горадминистрация в пресс-релизе для нас дает сравнение только с Казанью. Давай, Слав, звонок примем.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Владимир. Вот вы все что-то студенты да студенты, студенты да студенты, а школьники-то что? Школьникам повысили 100%. А у них мобильность-то не 108 поездок, а всего где-то 50-60, не больше.

Р.П.: Абсолютно верно.

Слушатель: А что вы о школьниках-то ничего не говорите?

Р.П.: Понятно, Владимир, спасибо большое.

В.Д.: Вы, видимо, пропустили часть нашего «Разворота» - мы о школьниках так же говорили, и сказали, что им вообще повысили стоимость проезда по проездным на 100% с 1 января.

Р.П.: Мы это упомянули. Другое дело, что видите, в чем дело, Владимир, вот сейчас можете кидаться в меня тапками, можете не кидаться, но проблема школьников, как мне кажется, это очень во многом проблема их родителей. Проблема, безусловно, тяжелая, но это проблема взрослых людей. Проблема школьников – это проблема взрослых людей с взрослой зарплатой, с взрослой работой, простите. Это тяжело, но конкретно вычленять проблему школьников мы не будем, и не будем на этом зацикливаться. Проблема студентов – это проблема не взрослых людей, это проблема взрослых детей, простите, либо очень юных взрослых, у которых, к сожалению, нет такого багажа за плечами, нет такого опыта работы за плечами, и нет таких зарплат. Вот в чем дело. Проблема школьников - острейшая проблема. Проблема студентов, которая сейчас обсуждается нами, не менее острая. Поймите нас правильно, мы сейчас говорим о студентах. Слав, нужно тему завершать.

В.Д.: Вот, к сожалению, такой печальный у меня вывод из всего этого, что мы сейчас с тобой обсуждали. Очень печальный вывод, потому что мне показалось, вот исходя из того, что мы вспоминали с тобой сегодня, вспоминали развитие этих событий, которые привели вот к таким последствиям, мне показалось, что как раз бизнес в данном случае оказался более социально ориентированным, нежели администрация города Перми.

Р.П.: По крайней мере, люди бизнеса оказались более готовы идти на уступки и более готовы идти к решению проблемы, нежели представители чиновничества. Я с этим соглашусь. Нам пишут: «Какая разница, сколько стоил проезд в СССР? Вы еще царя вспомните!» Вспомним как-нибудь, не переживайте. «Стипендию платят хорошистам и отличникам, старикам дети помогают, это же дети помогают своим (неразборчиво). Не слишком ли много государство от людей хочет». Это тема другой программы. «Почему деньги не выделены из бюджета?» Не знаю. И последнее, нам пишет Александр Резник: «Старшеклассники и лицеисты, возможно, примут участие в действиях группы «Студенческая защита» по защите проездных». Я, если честно, в этом особенно и не сомневался, постольку поскольку еще немножко помню свое мироощущение старшеклассника.

Обсуждение
45013
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.