Верхний баннер
04:11 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 20 декабря 2011

Итоги года от министра образования Николая Карпушина

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Меня зовут Роман Попов. У меня в гостях Николай Карпушин, министр образования Пермского края. Николай Яковлевич, здравствуйте.


Николай Карпушин: Добрый день.


Ведущий: Николай Яковлевич, вот смотрите, у нас в последнее время аудитория готова и слушать, и говорить, и, наверно, это относится ко всей «эховской» аудитории, не только пермской, исключительно о политических вещах. Вот политика везде на первом месте. Опубликованы разговоры Немцова - будем об этом говорить. Митинг – будем об этом говорить. Поэтому, если мы приглашаем в гости министра образования Пермского края, обычно к вам поступают до нескольких десятков вопросов. Сейчас я смотрю на сайте, ни одного вопроса Николаю Карпушину никто задавать не хочет. Абсолютно. Такое ощущение, что у нас, кроме политики, вообще в мире больше ничего не происходит. Ну, в крайнем случае, мы можем еще немножечко поговорить о какой-нибудь трагедии. Политика и какая-нибудь трагедия. И так будет ровным счетом до чемпионата мира по какому-нибудь популярному виду спорта. Тогда подключится третья тема. Поэтому мы начнем с политики. Николай Яковлевич, вот самый первый к вам вопрос. Скажите, я понимаю, что неэтично оценивать своих коллег из других регионов, но все-таки. Ваша личная оценка, ваша личная, вы бы посадили в субботу писать контрольную школьников только для того, чтоб они на митинг не пошли?


Н.К.: Ну, я слышал про то, что случилось в столице по этому поводу. Честно говоря, до сих пор не верю, что Исаак Иосифович Калина мог допустить подобного рода унифицированные приказы. Во всяком случае, выглядят они недостаточно вразумительными и умными. Ну, то есть у меня первая реакция – я не верил, что такое могло произойти. Если это произошло, ну, вот считаю, перебдили коллеги к стыду.


Ведущий: То есть в данном случае вы на стороне тех, кто считает – школьников нельзя заставлять, да?


Н.К.: Нет, контрольная работа – это понятно мероприятие для всех школьников. Если это приурочено к обеденному времени в субботу, да еще с какими-то последствиями, мы понимаем предназначение этой работы. Конечно, если это сделано ради того, чтобы спасти детей от возможных разгулов, старшеклассников от участия, может быть, непроизвольного в каких-то непредвиденных акциях, тогда это благие намерения. Но как-то мне кажется, что об этом, наверно, никто и подумать не мог. Поэтому просто вот как-то так – чего бы не вышло, на всякий случай.


Ведущий: Продолжаем политику, для того, чтобы зацепить немножко аудиторию, чтоб хоть на какие-то вопросы министра раскачать. Вторая политическая история. И, тем не менее, школьники на массовых акциях протеста присутствуют. И школьники, и студенты, безусловно. Но студентов мы пока отодвинули в сторонку, они люди взрослые, как минимум, совершеннолетние. Мы оставляем школьников-старшеклассников. Они на эти акции приходят. Любые акции – Манежная, Болотная. Не имеет большого значения. Они на них приходят. Это хорошо, плохо?


Н.К.: Понимаете, вот если ребенок заглянул туда из-за любопытства, хорошо это или плохо. Ну, заглянул. Проходил мимо, видит - собрались люди, посмотрел, может, прочитал для себя лозунги. Понял, не понял он этого - непонятно. Дело взрослого сказать ребенку, чтобы он здесь лучше не останавливался и не задерживался, поскольку там последствия могут быть самые разные. Что же касается вообще понимания ребенком, вернее, так даже школьником, старшеклассником событий, которые происходят, на самом деле для этого и существует школа. В школе есть целый набор общественных дисциплин. В школах есть самые разные площадки для того, чтобы… должны быть, для того, чтобы ребята собирались, устраивали диспуты, дискуссии, выражали свою гражданскую позицию. Это все можно на самом деле смоделировать и в школьном пространстве. Вопрос - нужно ли выходить на экскурсию на реальные какие-то события, я думаю, это вне сомнений решают родители этих детей. И я думаю, что решать они должны в одну пользу – подальше, вот до определенных лет, дети должны быть в стороне от реальных каких-то вещей на улице.


Ведущий: Если вдруг вы узнаете о том, что в какой-то школе определенно вам подчиненной, подведомственной школе вдруг организуется вот такой вот кружок, политический кружок, площадка для диспутов, для спора, для дискуссий, вы, скорее, поддержите?


Н.К.: Это должно быть. Очень известные авторские школы в Москве, наоборот, моделируют сегодня ситуации такие, чтобы в школе были представлены самые разные ребячьи социальные группы, какие-то политические интересы. Они постоянно должны находиться в отстаивании своей точки зрения и в умении выслушать точку зрения другой группы. Воспитывать толерантность, воспитывать признание существования другой точки зрения, умение аргументировано доказать свою без кулаков. А как? Если мы в школе опустим это? Мы получим неизвестно что.


Ведущий: Но ведь на текущий момент, вот, например, если посмотреть на ситуацию, которая совсем недавно была, вот закончились выборы, у нас же школы были обклеены исключительно «медвежьими» агитками. И больше ничего. То есть, где уж тут пространство для дискуссий?


Н.К.: Все, что извне приходит в школе и наклеивается на здания школ, не берусь комментировать, А на самом деле там, если бы я был в роли директора школы, то, наверно, и у меня в этот день были бы старшеклассники, почему бы в это, скажем, указанное время, во время «Ч», не устроить, условно говоря, нормальный диспут внутри образовательного учреждения, где смоделировать там деление на группы, и разные интересы по самым разным вопросам, включая и тот, который обсуждается сегодня. Это вполне адекватная реакция. И умение педагога использовать энергию того или иного мероприятия в мирных целях, оно всегда считается самым высшим умением педагога. Если это не используется, если тупая контрольная по математике и по русскому, когда у него там где-нибудь в его айпаде или айфоне идет новостная строка, которой он интересуется, говорит - ну, вот не дали посмотреть, к сожалению, усадили на контрольную работу, мы получаем обратный эффект. Мы это уже проходили когда-то.


Ведущий: Когда?


Н.К.: Когда я учился.


Ведущий: Ну, что ж, хорошо. Давайте на этом о политике все. Я надеюсь, что мы разогрели. Давайте уже исключительно к образованию. Заканчивается календарный у нас 2011-й год. Скоро Новый год. Для вас, естественно, сезон в самом, самом что ни на есть разгаре. Но, тем не менее, если в двух словах подвести итоги календарного 11-го года, что можете занести себе в копилку под знаком «плюс»?


Н.К.: Если говорить о деятельности министерства образования, это один аспект. Если говорить о системе образования в целом краевой, среднего, профессионального или высшего, это другой разворот.


Ведущий: А давайте мы лучше о системе образования в целом. Потому что о деятельности министерств, ну, правда, это уж… не знаю, у вас, если есть новогодний корпоратив, это вы уж сотрудникам расскажете. Они вам похлопают.


Н.К.: Ну, сотрудники министерства трудились очень так усердно, ответственно. И, на самом деле, вот если бы люди были посвящены и знали бы, как работают сегодня работники министерства, то очень многие бы сказали «спасибо». Что же касается каких-то итогов в отрасли образования… вообще, там нарисовался целый ряд очень интересных трендов, которые мы, на самом деле, одни очень серьезно прошли, а другие только начали. Я имею в виду дошкольное образование, проблемы. Мы шли уже на протяжении четырех-пяти лет в проекте, который сегодня на слуху «Мамин выбор», который сегодня интересен всем без исключения практически территориям России. Мы реально прошли тему, связанную с поощрением старшеклассников, стипендиальными какими-то дотациями, проект 225-балльников. Мы реально вошли и пытаемся соединить систему среднего школьного образования и систему высшего образования. Сделаны какие-то шаги сточки зрения понимания, что такое сегодня у нас профессорско-преподавательский состав пермским вузов, какого рода студенты приходят сегодня в университеты и какие научные школы сегодня, так скажем, там заявлены и пытаются решить задачу высшего образования мирового уровня в пермских вузах. Вот целые направления мы сегодня реально ведем. Поэтому по каждому из них есть свои какие-то итоги. В целом очень положительный сегодня такой настрой, как и у работников школ, так, в принципе, должно быть у работников вузов, школьников и студентов. Может быть, поэтому нет вопросов сегодня к министру образования таких конкретных.


Ведущий: Вот смотрите, если сейчас к дошкольному образованию, «Мамин выбор». То есть «Мамин выбор» - проект, который продолжается, проект, который в этом году снова подтвердил свое право на существование, это правда, как минимум, в Перми. Но, тем не менее, у этого проекта, допустим, в этом же году нарисовалась еще и одна существенная проблема. Казалось, что если его в регионах продвигать, то там он будет, как минимум, провальным, потому что не могут муниципалитеты платить, действительно, столько же, сколько платит Пермь, для того, чтобы ребенок мог безболезненно, без ущерба не посещать официальный муниципальный детский сад, но посещать какие-то другие…


Н.К.: Но, в то же время, они начинают строить детский сад.


Ведущий: Ну-ка скажите, кто у нас начал строить детский сад в регионе?


Н.К.: На самом деле я знаю, кто закончил.


Ведущий: Кто?


Н.К.: Вот только что закончила Чердынь. И они сдали новый детский сад. Строили они его много-много лет. К чести своей они его все-таки достроили. И там подобные стройки сегодня ведутся. То есть когда мы говорим, что у муниципалитета нет денег на выплаты родителям, и при этом они заходят в долгосрочное строительство, отдавая, что называется, последнее, ну, наверно, они рассчитывают на то, что всегда этот детский сад будет востребован, и не думают, что в какой-то момент окажется снова пустой, и им придется содержать этот имущественный комплекс. Вместо этого они могли бы отдать деньги населению уже сегодня, чтобы население реально занималось либо семейным воспитанием, либо приобретали услуги на рынке по уходу и присмотру у негосударственных дошкольных образовательных учреждений.


Ведущий: Так вот я вот об этом вам и говорю, что если в Перми этих денег более или менее достаточно, если эта выплата сопоставима, и с ее помощью можно развивать ребенка дальше, то, соответственно, в территориях региона эта выплата несопоставима.


Н.К.: Ну, опять-таки вопрос: несопоставима почему? Потому что действительно нет денег? Или потому что, например, глава той или иной территории не понимает значения проекта? Мы недавно разговаривали с одним главой. Он говорит: «Слушайте, заберите у меня детские сады в структурные подразделения школ». Ну, то есть, понятно, хочет уйти от своих полномочий, но хочет, чтобы дошкольников оплачивал краевой бюджет. Я говорю: «А что так?». «Ну, вот там не хватает денег». Я говорю: «Ну, а как же там «Мамин выбор»? Вы развиваете?» «Да нет, считаю, что это деньги, потраченные на ветер». «Сколько выплачиваете?» «Всего полторы тысячи». «Сколько услуга стоит?» «Ну, примерно три сегодня». Я говорю: «А до трех никак не можете поднять?» «Нет, не можем, потому что хотим начинать строить детский сад». Я говорю: «Ну, у вас и так денег нет сегодня. На что вы будете строить? У вас очередь только вырастет». Договорились так, что, в принципе, можно было бы рассмотреть, что мы берем в структурное подразделение. Он экономит такие-то деньги. И за счет экономии он отдает эти деньги сразу же населению. Населению платеж вырастает до трех тысяч. И они первое – решают семьи, начинает работать «Мамин выбор» идти в детский сад или не идти. Очень приличный процент будет отказываться и уходить из дошкольных образовательных учреждений, особенно, когда детям 3-4 года, освобождая тем самым места для 5-6-7-летних детей. И одновременно с этим мы решаем все проблемы очереди.


Ведущий: И, опять же, нужно ли сюда же включить еще и еще одновременно с этим мы должны строить детский сад.


Н.К.: Детские сады, безусловно. Но вопрос: либо мы новые строим, замещая ветхие, которые сегодня старые, либо мы вот насаждаем эти детские сады, как будто у нас там впереди взрыв демографии. На самом деле сегодня по статистике мы понимаем, что пик дошкольного детского возраста у нас приходится на 2015-й год. Потом снова практически на следующие 10 лет, если не больше, падение. Мы снова встанем перед проблемой – а что делать с пустующим зданием? И на сегодняшний день, когда вся Россия заворачивается на негосударственное оказание услуг по присмотру и уходу за детьми до 5 лет, ну, хотя бы до 4-х или до 3-х, в это время замещать это строительствами новых зданий вместо того, чтобы отдать человеку сейчас деньги, я считаю неправильно.


Ведущий: Давайте пару вопросов министру образования. Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Аделя. Я вот с каким вопросом. Вот это вот «Мамин выбор». Это ведь не выбор. Это вынудили. И тут, я считаю, Чиркунов решил убить сразу двух зайцев.


Ведущий: Давайте вопрос. Вы сейчас высказали суждение. А я попросил вас задать вопрос.


Слушатель: Почему они против того, чтоб строить детские сады? Это должно быть.


Ведущий: Спасибо. Николай Яковлевич, давайте еще раз. И все-таки, почему вы против того, чтобы строить детские сады?


Н.К.: Нет, я не против того, чтоб строить детские сады. Детские сады должны быть. Должны быть современные. Должны полноценно удовлетворять потребности населения. Если они ветхие, их надо заменить на новые. Но если мы хотим увеличить сеть детских садов в виде зданий, то мы рискуем завтра получить снова пустые детские сады. Здесь нужны все варианты. С одной стороны, хороший комплекс, который реально решает проблему 5-6-летних детей предшкольного образования, и, с другой стороны, развитая сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений, способных оказать эту услуги.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Александр. Пусть мне министр ответит, куда мне девать ребенка? Мы живем на Кислотных дачах. Нам дают садик на Гайве, при этом все работают в городе. И вот этот, так называемый, «Мамин выбор», как вот уже сказали, это заставляет. Садик стоит 12 тысяч, а 5 тысяч… то вот получается 7 тысяч надо доплачивать. Я вот сегодня разговаривал уже, звонил в министерство образования. Я говорю, так вы тогда делайте, если садик стоит муниципальный полторы тысяч, тогда давайте делать так. 12 тысяч минус полторы – это получается 10500. Вот 10500, как говорится, положите на стол денег, и тогда будем разговаривать. А потом платят эти три копейки, и вот че хочешь, то и делай.


Ведущий: Понятно. Спасибо большое. Николай Яковлевич, даже в Перми 5 тысяч это мало,


Н.К.: Ну, пять с половиной тысяч это, конечно, не копейки. Давайте с этого начнем. Понятно, что полностью сегодня услуга не закрывается этими деньгами. Именно об этом сегодня говорит губернатор главам муниципалитетов. Те, кто не знает, это полномочия муниципалитетов. Мы говорим сегодня муниципалитетам – если способны закрыть услугу детскими садами, закрывайте ее. Если неспособны, начинайте платить. Мы вам в этом поможем с краевого уровня. И помогаем 50-ю процентами своих средств. Пермь на сегодняшний день, да, похоже, что вот эта впервые заявленная цена, она года три назад была заявлена, она, во-первых, сразу выиграла рынок. И людям было достаточно этих денег. Сейчас эту сумму надо пересматривать. Если вот молодой человек, который говорит, что ему это неудобно, а «Мамин выбор» сегодня его не устраивает, ну, извините, вот он только что голосовал за депутатов. Пусть приходит в Пермскую думу и говорит об этом, что надо увеличить сумму выплат. Мы поддержим со своей стороны. Мы за то, чтобы сумма выплат равнялась в среднем рыночной цене услуги. Заявляйтесь. Это ваши полномочия, города Перми.


Ведущий: Я вдогонку вот к этой же самой истории, я просто вдогонку скажу следующее. Ребята, ну не полторы тысячи в детском садике муниципальном. Полторы это, может быть, это вот вы пришли в садик, вот на первом собрании полторы. А потом окажется, что вообще-то вся группа, большинство родителей группы выбирают там дополнительные занятия. Оп - 900 за одно, оп – 900 за другое.


Н.К.: Садик стоит дорого. Он стоит и для муниципалитета дорого. Да плюс еще для родителей дорого. Когда мы отдаем деньги на руку родителей, а негосударственный сектор собирает группу человек 5-10, то он уже дополнительные с вас деньги не соберет, а услугу окажет ту, которую вы ему заказали.


Ведущий: И также я дополню. Вот я с этим в детском садике, слава богу, не сталкивался. Но, опять же, за примером ходить недалеко. Я выйду к коллегам за стенкой, могу с ними на этот счет переговорить. И они расскажут про то, что, помимо дополнительных услуг, было бы неплохо заплатить раз в пару месяцев за игрушки, за то, за сё, за пятое. И сейчас находись здесь, допустим, начальник департамента образования города Перми, то в таком случае начальник сказал бы – а ну-ка дайте-ка мне номер, а ну-ка давайте я разберусь с этим детсадом. И никто ведь не даст. Потому что никто не хочет, чтобы разобрались с этим детсадом. А факт остается фактом. Не полторы тысячи в месяц, не полторы стоит пребывание ребенка в муниципальном детском саду. Но это просто вот вдогонку к теме. Несколько вопросов по ICQ пришли. Давайте какие-то кратко, какие-то может быть перенесем. «Моя дочь учится в ПГУ на факультете современных языков и литератур. 2 курс. По программе на 3-м курсе третий язык для изучения должен быть немецкий. Однако у теперешних третьекурсников преподают корейский. Видимо, сегодняшних второкурсников ожидает это же.  Где можно решить вопрос?» - задает Вера.


Н.К.: Университет – это очень самостоятельное образовательное учреждение, со своей образовательной политикой внутри, образовательными программами. Но я уверен, что какие-то вещи, связанные вот с такими экстремальными поворотами, от английского, немецкого вдруг к корейскому, почему-то, а не к китайскому, что более часто можно встретить, наверно, можно обсуждать. Если вы сформулируете этот вопрос для министерства образования, мы готовы обсудить это с Игорем Макарихиным, ректором университета.


Ведущий: От Иванушки вопрос: «Почему очень много говорится о неустроенности детей в свободное от занятий время, и мало для этого делается? Почему социальная составляющая плохо развивается? А именно спорт, кружки по интересам и так далее. В основном все за деньги. Почему не организовать социалку для детей в госмасштабе? Ведь будет меньше преступлений среди подростков».


Н.К.: На самом деле совершенно с вами согласен. Все, что касается дополнительного образования, как вот такого модуля, направленного для социальной адаптации ребенка сегодня точно не дорабатывает. Не дорабатывает по разным причинам. До сих пор нет нормальных схем финансирования, когда там то ли деньги следуют за учеником, то ли ученик будет следовать за деньгами. Притом, что постоянная миграция детей. Как финансировать эти структуры? Второе. Нужен ли этот сектор в государственной структуре образования? Может быть, его, действительно, весь передать? Ведь существуют сегодня хорошие атлетические залы, а в это время муниципалитет, необязательно Пермь, делает свой какой-нибудь доморощенный в отсутствии достаточного финансирования атлетический зал совсем небезопасный для детей. Вот разные сегодня проблемы. Новый стандарт образования начальной, например, сети уже развернулся в эту сторону. Они просто выделили 10 дополнительных часов для внеурочной деятельности детей. И вот школа через четыре года будет заполнена так, что 1-4 класс находятся и основное время, и дополнительное время в управлении школ. И у них есть для этого деньги, они организуют всеурочную активность. Вот что будет делаться дальше в стандарте? Здесь развилка. Но очевидно, что это незавершенная линия реформ в образовании. С ней надо реально работать. Согласен с вами.


Ведущий: А каким образом с ней можно реально работать? Вот просто, вот как, как?


Н.К.: Еще раз. Внеучебная деятельность должна относиться к части деятельности школ. Вот разделение ее на государственную учебную… вернее, обязательную и дополнительную за бюджетные деньги, она не очень правильная. Если за бюджетные деньги, давайте отнесем это все к деятельности и к управлению педагогами в педколлективах. Другое дело, что структура, так скажем, предоставления негосударственных услуг в системе дополнительного образования, она должна расширяться. И вот здесь вопрос: либо мы отдаем деньги и сертификаты в эти учреждения, либо мы отдаем эти деньги, ну, так же, как в проекте «Мамин выбор», населению. Ну, вот разные здесь могут быть подходы. Вот сейчас не берусь сказать.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Алло. Здравствуйте. Я второй раз. Вот мне министр почему-то не ответил на вопрос. Я его, по-моему, четко спросил – куда мне девать ребенка? Мы живем на Кислотных дачах. Нам дают садик на Гайве, при этом мы работаем в городе. Садики работают с 7 часов.


Ведущий: Понятно. Мне показалось, что прозвучал ответ. Ну, давайте еще раз.


Н.К.: Самый общий ответ. Вы можете взять и деньгами, и воспитывать ребенка в семье. Если вы выбрали работу, и эта работа вас устраивает, и у вас нет места вот здесь рядом с вами, вам придется возить туда, где есть свободные места. Есть еще третий выход. Это нанять няню, которая будет находиться с вашим ребенком за те деньги, которые вам оставило государство.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: День добрый. Скажите, пожалуйста, не знаю, в тему или нет. Может быть, министр назовет дату, конкретную дату, когда гимназия 17 начнет функционировать, как учебное заведение?


Ведущий: Николай Яковлевич, вы назовете конкретную дату?


Н.К.: Пусть конкретную дату назовет тот, кто отвечает за пуск этой гимназии. Это город Пермь, во-первых. Во-вторых, вот я, проезжая мимо гимназии, вижу, что она все краше и все ближе к сдаче. Я уверен, что гимназия будет открыта ровно тогда, когда будут сделаны все ремонтные работы, а их просто необходимо сделать. Я уверен, что Пермь доделает то, что начала, потому что у нас есть великолепные примеры и по 12-й школе, и по 6-й гимназии, и по 6-й школе, и по 2-й. То есть способ, каким образом Пермь сегодня капитально перестраивает школы, он правильный. Но я слышал вот последнее, что с нового года календарного они должны начинать. Но лучше спросить это у пермских руководителей образования.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Я вот снова хочу вернуться к детским садам. Вот скажите, пожалуйста, действительно ли вы считаете, что реально лучший будет вариант, если детские сады будут переведены на аутсорсинги, как вы сейчас предлагаете фактически? Это будет, действительно, эффективнее? Может быть, тогда и школы перевести? Ведь это ясно, что все-таки в каких-то областях государственные услуги, они будут лучше частных. Вот у меня двое детей. И оба они ходили и в частный детский сад, и в государственный. Конечно, в государственном детском саду не хватает денег, понятно, на зарплаты. Вот я думаю, лучше, чем разбазаривать деньги таким образом, лучше поднять зарплату воспитателям, поднять зарплату всем работникам, и как-то увеличить количество детских садов, построить их. Разве не так?


Н.К.: Ну, если б это было так, то мы бы так и пошли. Но на самом деле, я не думаю, что когда мы отдаем деньги населению, мы их разбазариваем. Деньги идут в те семьи, которые совершенно ответственно делали выбор, когда у них в семье появлялся ребенок, и понимали, что его нужно воспитывать. И семейное воспитание доопределенного возраста, вот во всем мире это 4-5 лет, оно как раз является наиболее полноценным и здоровье сберегающим для детей. Сложилась практика, что в нашем государстве такого не было. Мы отдавали детей с полутора лет в детские сады, тем самым нарушали их здоровье, еще какие-то вещи. Социализоваться можно не только внутри детских садов. На самом деле здесь есть лукавство, потому что… почему мы отдаем ребенка? Ведь не потому, что ему в детском саду всегда лучше, а потому что маме надо идти на работу. Почему маме нужно идти на работы? Потому что вот ее захотели сегодня, вот такую молодую, такую сильную здоровую иметь в таком-то бизнесе, она там приносит большую пользу. И в этом же время сегодня нет детских садов. Давайте с полутора до четырех хотя бы лет какие-то вещи передадим бизнесу в том числе, потому что речь идет о присмотре и уходе за детьми, то есть за функциями няни. Государство отвечает за предшкольную подготовку. И в этом плане с 5 лет практически сто процентов детей сегодня находится в детских садах. Если говорить об услуге, которую оказывает негосударственный, о качестве услуги, давайте посмотрим другие детские сады. Вот вы назвали, куда вы водили, и говорите в государственном лучше. А я знаю, куда сегодня водят в негосударственные. Я просто не знаю, на правах рекламы, можно или нельзя называть детские сады. Ну, вот, например, «Созвездие»…


Ведущий: Мы вам потом выставим счет, так что, пожалуйста, конечно.


Н.К.: Туда просто люди в очередь стоят в этот детский сад. Это не единственный пример.


Ведущий: Это где?


Н.К.: Это в Индустриальном районе. То есть в очередь стоят. Зайдите в такой детский сад, посмотрите, как он вообще, и как там персонал занят, и так далее. И зарплата там не намного больше. Просто по-другому там перестроено. Я не против государственных…


Ведущий: А сколько там стоит пребывание ребенка в месяц?


Н.К.: Я думаю, это стоит раза в три больше, чем сегодня выплачивает Пермь. Но, я еще раз говорю, до пяти лет у семьи должно быть понимание, что, в принципе, у государства нет прямых полномочий, что называется, содержать, присматривать, ухаживать за ребенком до такого-то возраста. Нет прямых полномочий.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Здравствуйте. Александр. Будьте добры, можно вашего гостя спросить. Как он прокомментирует ситуацию с лицеем милиции? Какое будущее ожидает это учебное заведение?


Н.К.: По лицею милиции ситуация была сложная. То есть они потеряли учредителя. И остались, в принципе, без той организации, которая когда-то основывала данное учебное заведение. Край эту ситуацию получил вот как ее получил. То есть мы финансировали… министерство общественной безопасности финансировало данное учебное заведение. Но вот, еще раз говорю, что правовая коллизия, когда учредитель отказался от исполнения своих функций, это с федерального уровня пришло, мы буквально подхватили эту ситуацию. Ведем ее вот до сегодняшнего дня. В еженедельном режиме решаем этот вопрос. Скажу однозначно. Лицей милиции остается. Он переименован в лицей полиции. Меняется форма собственника. И на сегодняшний день мы готовы выходить в конкурсные процедуры и финансирование данного учебного заведения. Ничего не угрожает сегодня ребятам, которые учатся. Наоборот, мы приглашаем туда на обучение еще больше ребятишек.


Ведущий: Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Татьяна. Я хочу сказать спасибо Николаю Яковлевичу за «Мамин выбор». Вот мы ходим в частный детский сад. И мы настолько благодарны, что вот это время самое продуктивное для ребенка, с 2-х до 5 лет было использовано просто на все сто. У нас великолепный детский сад. Я считаю, что для родителей, которые серьезно хотят заниматься развитием и образованием своих детей, это благо. И есть великолепные частные заведения. Присмотритесь, узнайте, разберитесь. И выберите для своего ребенка, потому что выбор действительно есть.


Ведущий: Да, да. Но вы же не в тренде. Вы же понимаете, Татьяна, что если вдруг сейчас так окажется, что у кого-то из наших постоянных слушателей из нашей аудитории будет возможность вам лично что-то сказать, то вы много нелицеприятных слов услышите в свой адрес. Как это? Позвонить в эфир министру образования и сказать ему «спасибо» за проект, который…


Н.К.: Такое тоже бывает.


Ведущий: …загнобил строительство детских садов. Ну, как бы то ни было.


Н.К.: Нет, у нас 13 детских садов строится. Так, на всякий случай скажу. Вот навскидку не могу точно обозначить территорию, но 13-то где-то строится.


Ведущий: Как бы то ни было. Я вот за себя могу сказать, если уж про проект «Мамин выбор» говорить. Вот могу сказать за себя, за свою ситуацию. Когда мы пошли в детский сад, мы, конечно, с превеликим удовольствием выдохнули. То есть «Мамин выбор», все хорошо, о’кей, и деньги, они никогда не бывают лишними, все это правильно. Но когда появилась возможность пойти в детский сад, это был просто глобальный выдох. Невероятный выдох. Потому что невозможно, действительно невозможно, это очень тяжело, физически тяжело пытаться вот пристроить ребенка… не везде это возможно с частными детскими садами. Не везде адекватные люди. Далеко. Это правда. Это вот я точно говорю. Здравствуйте. Алло.


Слушатель: Здравствуйте. Наталья. Хотелось бы противопоставить себя абсолютно заказному предыдущему звонку.


Ведущий: Заметьте, Наталья, я Татьяну предупреждал.


Слушатель: Вернувшись к тому, что, действительно, замечательно, что, наконец, стали платить деньги, назвав это «Маминым выбором». Но тем, у кого есть несколько детей, совершенно понятно, что все-таки это деньги мизерные, и не совсем понятно министра образования и политику, которую проводит правительство Пермского края на то, что все-таки государство не отвечает за этих детей. Всем понятно, что родители, мамы, в том числе, будут работать в это время. Что даже няньку нанять гораздо больше требуется средств, чем то, что предлагает правительство. Хотелось бы дополнительно спросить про специальные сады, где детей в некоторых случаях даже бесплатно воспитывают, потому что им требуется медицинский уход, логопедия, дефектология. Что по этому поводу думает министр? И какие планы? Хотелось бы узнать.


Ведущий: Что вы думаете по поводу специальных детских садов?


Н.К.: Они есть. Я просто не знаю, что вы называете бесплатным? Для кого они бесплатны? Они бесплатны для родителей? Это одна часть. Но они не бесплатны для государства. Это очень дорогая, нормальная такая квалифицированная услуга. Эти детские сады есть. Их всегда не хватает, таких специализированных детских садов. На них никто не покушается, как, впрочем, и на те, которые не существуют. Но к началу вопроса вернемся. Что может предложить мама. Ведь есть одна альтернатива. Мы раньше не давали деньги тем, кто не мог попасть в детский сад. Мы имели там дефицит прядка 600 зданий детских садов. Можно было бы каждый год рассказывать, как мы по 10 строим. И прожить в этом состоянии много-много лет, рапортуя, что, да, извините, детских садов не хватает. Мы уже заложили еще один детский сад. Но очередь была 45 тысяч. На сегодняшний день очередь снизилась на 82 процента. То есть люди получили деньги. И это реальный шаг, чтобы помочь людям. Поэтому обсуждать, нужен «Мамин выбор», или не нужен, ну, это то же самое, как обсуждать - вот нужны вам сегодня эти деньги на детей, или не нужны. Конечно, нужны. Воспользовались этой опцией и что-то порешали. Кто-то создал новые услуги для детей, а кто-то оставил их у себя в семье. А в это время муниципалитеты занимаются строительством детских садов. В том числе, и специализированных.


Ведущий: Здравствуйте. Это снова Ольга. У меня теперь еще один вопрос по поводу школы. Вот скажите, пожалуйста, на мой взгляд, нормальное образование у нас будет только тогда, когда учителям будут платить нормальную зарплату, хотя бы, как в Москве учителям платят. Что для того делается на данный момент в нашем крае? Я считаю, что это абсолютно реально для нашего края.


Ведущий: Я, если честно, не очень в курсе. А сколько платят в Москве?


Слушатель: 20-30 тысяч. В этом диапазоне.


Ведущий: 20-30 тысяч – это зарплата учителя с каким стажем?


Слушатель: Ну, вот это вот диапазон, скажем так. Я сейчас точно не могу сказать.


Ведущий: Нет, нет, нет, ну, Ольга, ну, согласитесь, ну так нехорошо. Потому что у меня есть знакомые учителя, я некоторое время работал в школе. У меня есть знакомые учителя. Ну, и вообще со сферой образования я немножечко в свое время там был связан, поэтому я вам могу сказать, что я вот, как минимум, троих, вот сейчас вот точно по именам могу назвать, только не буду, понятное дело, это их личное дело, минимум троих человек, которые получают больше 30 тысяч. Учителя. Не директор и не завучи. Они здесь, они в Перми. Поэтому меня интересует, когда вы говорите о диапазоне 20-30 тысяч, для начинающего учителя? То есть расскажите немножко об этом учителе в Москве, который столько получает, и вы хотите, чтоб он получал столько же здесь. Потому что я знаю людей, которые получают здесь столько денег.


Слушатель: Ну, я бы хотела, чтобы наши учителя получали минимум 20 тысяч. Вот я бы хотела, чтобы было так. Что-то делается в этом направлении?


Ведущий: Понятно. Спасибо. Вот это конкретика. Что-то делается, Николай Яковлевич? Минимум 20 тысяч.


Н.К.: Ну, вот целый год мы это делали, объясняли всем учителям, что мы делаем. И я думаю, учителя не дадут мне соврать, каждый в разной, правда, мере должен был почувствовать повышение заработной платы. Я знаю зарплату по Москве. На самом деле мы сегодня говорим не просто о росте заработной платы учителя, а о таком критерии, как сравнить заработную плату учителя со средней по экономике того или иного региона. Понятно, зарплата в Москве должна равняться среднему уровню зарплат по Москве. А зарплата в Пермском крае должна равняться среднему уровню зарплат по всем отраслям в Пермском крае. Если мы начнем сейчас это путать, то… зарплата в Москве 40 тысяч рублей средняя у учителя. Но то потому, что потребительская корзина в Москве примерно такая. Если мы платить будем зарплату в 25 тысяч московскому учителю, школы там просто опустеют. В то время, как мы, если мы, пусть меня простят жители Большое Сосновы, великолепное село, но если мы там начнем платить среднюю по Москве, то.. ну вот мечта любого тракториста будет иметь в женах учительницу, потому что то будет ходячие олигархи. В этой связи мы говорим о средней зарплате учителей в сравнении со средней заработной платой по всем отраслям в Пермском крае. Она у нас сегодня сравнялась. На сегодняшний день заработная плата 18, по-моему, 400 средняя по краю у учительства. Она на два процента стала выше, чем средняя по экономике края на сегодняшний день.


Ведущий: Если бы не конец нашего эфира, я бы погнал по второму кругу. Я бы спросил – верите, не верите? Попросил бы позвонить учителей. И нам можно было бы еще часа два на эту тему говорить.


Н.К.: Вот смотрите, первое, мы пошли с тем, что когда проводим такие собрания со школами, мы просто вывешиваем без фамилий сразу ведомости зарплатные, и все разговоры заканчиваются, потому что обычно в коллективах те, кто не получил этих денег по каким-то причинам, говорят, а те, кто получил, молчат. Вот когда мы вывешиваем зарплатные ведомости, то разговор, как бы, уходит сразу ну, там, внутрь куда-то. И второе. Мне всегда очень жалко времени, потому что, когда мы начинаем говорить про образование, мы начинаем детскими садами, с трудом добираемся где-то до проблем школы, и никогда не затрагиваем высшее образование.


Ведущий: Согласитесь, что еженедельная тематическая программа про образование нам нужна.


Н.К.: Нужна, нужна.


Ведущий: Именно так.


Обсуждение
993
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.