Верхний баннер
23:13 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 12 января 2012

Управление кризисными ситуациями

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. У микрофона - Роман Попов. Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом работает для вас. И сегодня у нас в гостях представитель МЧС, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях Александр Дьячков. Александр, здравствуйте.

 

Александр Дьячков: Добрый день.

 

Ведущий: Итак, сразу начнем брать быка за рога и пояснять нашим слушателям, зачем, собственно говоря, Александр Дьячков был оторван от работы сегодня и пришел на «Эхо» рассказывать про Центр управления в кризисных ситуациях. Если я правильно понимаю, то эта структура в рамках Министерства чрезвычайных ситуаций это вообще нововведение. Такое на федеральном уровне существует всего лишь несколько лет, на региональном уровне всего лишь какой-то небольшой срок. И, соответственно, условно говорить, на проектную мощность вот только, только, только выходит. Начинайте рассказывать, что вообще такое Центр управления в кризисных ситуациях? С чего он начинается?

 

А.Д.: Я остановлюсь на постановлении правительства № 794 от 31 декабря 2003-го года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым определены все уровни антикризисного управления, частью которой является Центр управления в кризисных ситуациях Пермского края. Если идти с федерального уровня, то это Национальный Центр управления в кризисных ситуациях, на межрегиональном уровне это Центр управления в кризисных ситуациях регионального центра, в данном случае у нас Приволжского регионального Центра. У нас в субъекте это наш Центр управления в кризисных ситуациях Пермского края. Ну, и муниципальный уровень – это единые дежурные диспетчерские службы муниципальных образований, которые созданы на сегодняшний день во всех муниципальных районах Пермского края.

 

Ведущий: То есть, проще говоря, у нас на федеральном уровне с федерального до муниципального в рамках МЧС выстраивается система вертикальная абсолютно. То есть вертикальное наблюдение, предотвращение, круглосуточный режим. Система, которая, в общем, раньше, наверно, и существовать не могла в силу просто отсталости технологий. А теперь она жизненно необходима. И теперь вовсе необязательно присылать сюда в случае чего вертолет с министром Шойгу. Достаточно просто выйти с ним на конференц-связь.

 

А.Д.: Частично я с вами соглашусь, но все зависит от уровня чрезвычайной ситуации, которая происходит. Бывают ситуации, когда федеральные органы власти, руководители, ни обязательно среагируют и приедут сюда, как это уже бывало и не раз в нашем крае. А так, в принципе, да, на сегодняшний день техническое оснащение системы антикризисного управления, но позволяет организовать видеоконференц-связь с самого нижнего уровня от муниципалитета до федерального уровня. В данном случае, как минимум, Национальный ЦУКС, Национальный Центр управления в кризисных ситуациях. Ну, и в зависимости от того, насколько сложная ситуация произошла, там может подключаться и президент, и председатель правительства.

 

Ведущий: Для того, чтобы не создалось ощущение, будто Центр управления в кризисных ситуациях работает только для видеоконференц-связи, давайте в нескольких словах цель вообще такой структуры.

 

А.Д.: ЦУКС – это, прежде всего, орган повседневного управления. То есть наша структура 24 часа в сутки ежедневно отслеживает обстановку на территории Пермского края. И любые деструктивные события, которые имеют место быть, происходить у нас в крае, мы должны своевременно среагировать на них. Своевременно оповестить нужных должностных лиц, своевременно направить необходимые силы для предотвращения разрастания ситуации до чрезвычайной. А если и чрезвычайная ситуация произошла, для ее скорейшей ликвидации с наименьшими потерями с человеческими жертвами.

 

Ведущий: Давайте в двух словах, то есть на конкретном примере. Вот у нас есть условный Кудымкар, условный обрыв, не знаю, проводов какой-нибудь, и, соответственно, сообщение об этом поступает вам через несколько минут, секунд, не знаю, часов. Ну, условно такая маленькая неприятность, которая, скорее всего, скоро будет исправлена. Но как вы на нее реагируете?

 

А.Д.: Скорее всего, маленькая неприятность, сообщение, скорее всего, придет в первую очередь в ЕДДС.

 

Ведущий: Это что?

 

А.Д.: Единая дежурная диспетчерская служба. В данном случае либо Кудымкарского района, либо городского округа Кудымкара. К слову сказать, они у нас сегодня находятся в одном месте. Так что это, в принципе, неважно. Оттуда обязательно эта информация поступит к нам в ЦУКС. И здесь эта обстановка будет проанализирована, во-первых, масштабы случившегося происшествия, сколько населения, сколько социально значимых объектов осталось без электроснабжения. Если это глухая деревенька на 5-6 домов, в которой постоянно проживает 2-3 человека, то, естественно, никакого ажиотажа это вызывать не будет. Это по силам ликвидировать данную ситуацию муниципалитету на местном уровне. Если обрыв, прекращение электроснабжения привело к прекращению электроснабжения в городе Кудымкар, то, естественно, тут потребуется, в зависимости от причиненного ущерба, привлечение сил и краевой подсистемы, в том числе, привлечение резервов, направление необходимых дополнительных сил и средств для ликвидации и восстановления энергоснабжения столицы округа.

 

Ведущий: Александр, вот еще один момент. Хорошо, по электросетям понятно. А кто принимает решение о том, на каком уровне будет ликвидироваться эта проблема? Та или иная.

 

А.Д.: Для того мы и анализируем эту ситуацию. У нас в крае первоначальное управленческое решение принимается на уровне ЦУКСа. Доводится до руководителей Главного управления, до руководства Пермского края. Дальнейшие действия предпринимаются уже, исходя из проанализированной обстановки и прогноза наихудшего развития событий. То есть, если мы прогнозируем перерастание данной ситуации в чрезвычайную, которая сопряжена с большими материальными затратами, то тут медлить нельзя.

 

Ведущий: Сразу момент. Вы говорите о том, что сообщение о любом таком ЧП серьезном поступает к вам, ну, вот произошедшем в крае. Но вы же тоже часть вертикальной системы.

 

А.Д.: Так точно.

 

Ведущий: Получается, что сообщение о любом мелком ЧП от вас еще уходит на Приволжский федеральный, а оттуда еще и в центр?

 

А.Д.: В обязательном порядке. Вот сейчас установлено время прохождения информации с низового уровня до федерального не более 10 минут. То есть, как только мы получили эту информацию, мы должны ее передать по инстанции выше, в региональный Центр. Они соответствующим образом информируют Национальный ЦУКС.

 

Ведущий: И сразу же, возвращаясь к предыдущему вопросу, на каком уровне и кто принимает решение о том, насколько серьезно то или иное происшествие? Вот смотрите. Вот если, вы говорите, что электроснабжение, отключенное от деревушки в 2-3 дома, это проблема, в общем-то, такого местного уровня, то вы говорите, что – ребята, решайте сами, или они говорят – мы решим сами?

 

А.Д.: Здесь в пределах Пермского края первоначальные управленческие решения принимаются в нашем Центре управления в кризисных ситуациях. И информирование вышестоящего руководства производится после вот этого первичного анализа и прогноза развития ситуации.

 

Ведущий: А на уровне Приволжского федерального округа, на уровне Национального Центра?

 

А.Д.: Они точно также, региональный центр оценивает обстановку. Если считает, что данная ситуация не грозит перерастанием на межрегиональный уровень, он оставляет на контроле нашего территориального ЦУКСа. И просто мы докладываем им ход ликвидации последствий.

 

Ведущий: То есть, проще говоря, любая вышестоящая структура в состоянии забрать от вас возможность решать что бы то ни было, принимать решение?

 

А.Д.: В принципе, да. Они могут на любом уровне, на любом этапе вмешаться в ситуацию и по своему ее истолковать… не истолковать, а, я бы сказал, по своему ее интерпретировать.

 

Ведущий: Вас спрашивают уже, Антон прислал сообщение по ICQ: «А как вообще это выглядит визуально? То есть, так же, как ЦУП у космонавтов? То есть огромный зал, куча экранов, народ сидит рядами, все куда-то смотрят. А когда что-то получается, видимо, аплодируют». Ну, это как в американских фильмах. Как это выглядит у вас?

 

А.Д.: У нас несет ежедневное дежурство смена. Сейчас в составе 8 человек, 8 рабочих мест. Это старший оперативный дежурный и специалисты по различным направлениям. Они находятся в одном зале. У каждого рабочего места, естественно, соответствующее техническое оснащение. В этом же зале расположена видеоконференц-связь, плазменные панели., видеотерминал для этой видеоконференц-связи. И если что-то происходит, смена начинает работать по данному происшествию. Но когда уже все в разгаре, когда в случае какой-то чрезвычайной ситуации собирается оперативный штаб КЧС края, у нас есть еще один зал селекторных совещаний, они там располагаются. Точно также включается видеоконференция. И в режиме онлайн вырабатываются какие-то управленческие решения коллегиально.

 

Ведущий: Сколько человек у вас находится на месте постоянно в вашем центре краевом?

 

А.Д.: Сейчас на суточном дежурстве у нас ежедневно находится 10 человек. Ну, это вместе со службой пожаротушения. В зале оперативной дежурной смены 8 человек. Но у нас недавно прошли организационно-щтатные мероприятия. Штатная численность ЦУКСа у нас почти в два раза выросла. И у нас сейчас идет процесс комплектования дополнительных рабочих мест. То есть предполагается, что у нас будет 13 человек в смене находиться. Соответственно дополнительная нагрузка, конечно, на помещение. Оно не увеличилось в размерах. Просто мы компактно будем размещаться. Но это жизненная необходимость, продиктованная временем.

 

Ведущий: А вот эти вот 10 человек, которые находятся сейчас и 13 человек, которые будут потом, они по функционалу как различаются? Ну, понятно, что вы начальник, да, заместитель начальника. Кто еще?

 

А.Д.: Начальник и заместитель начальника, они не ходят на суточное дежурство.

 

Ведущий: Хороша у вас жизнь.

 

А.Д.: На суточном дежурстве у нас находится старший оперативный дежурный, которому подчиняется вся смена. И специалисты по направлениям. Направлений множество. Сейчас их перечислять смысла нет. Направления эти ничего не скажут нашим радиослушателям. Одно могу направление обозначить, более менее знакомое, понятное. Это мониторинг и прогнозирование. То есть в функции данного специалиста будет входить прогноз наихудшего развития ситуации, выдача его для принятия соответствующих решений.

 

Ведущий: Какова квалификация сотрудников, которые к вам в Центр попадают? То есть это ребята уже с большим опытом работы, солидным стажем, люди, которые могут, в общем, предсказать развитие ситуации на много часов вперед? Или это вполне себе рядовые сотрудники? То есть просто пришел работать в МЧС и сказал – а я хочу в Центре там…

 

А.Д.: Нет, ну, конечно, не вполне рядовые. Определенный квалификационный отбор мы проводим. И требования, конечно, так как у нас преимущественно офицеры несут дежурство, высшее образование желательно профильное. То есть какие-то учебные заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям. Это у нас есть и Академия гражданской защиты, и Академия противопожарной службы, и институты пожарной охраны. То есть вот это в первую очередь приветствуется. Но в связи с тем, что структура сама, как таковая, еще молодая, на специалистов ЦУКС вузы еще не готовили специалистов. Я знаю, что сейчас рассматривается данный вопрос. И я думаю, что год-два, и у нас будет осуществляться высшими учебными заведениями набор на обучение специалистов ЦУКС. Пока мы в своей работе принимаем сотрудников из нашей системы МЧС, которые поработали и в пожарной охране, и в управлении гражданской защиты в наших областях.

 

Ведущий: То есть в данном случае вы уже берете тех, кто более или менее опытен…

 

А.Д.: Конечно.

 

Ведущий: … привлекаете их на работу к себе, а потом этим будут заниматься профильные вузы.

 

А.Д.: Так точно.

 

Ведущий: То есть я просто пытался понять. Таким образом, у нас вот Центр управления в кризисных ситуациях - это такой своеобразный спецназ, такая элита от МЧС? Или это просто одно из подразделений, и вы ни выше, ни ниже? Просто выполняете другую работу.

 

А.Д.: Я бы выразился, что это мозг Главного управления, может быть, так, если коротко выразиться.

 

Ведущий: То есть в данном случае вы именно штаб, мозг.

 

А.Д.: Ежедневный штаб, да.

 

Ведущий: Сколько смен?

 

А.Д.: Ну, вообще, смен пять. Но пятая резервная на случай болезней, отпусков и так далее. Так четыре смены – сутки через трое у нас люди заступают на дежурство.

 

Ведущий: Непосредственно с гражданами вы как общаетесь, не знаю, каким-то образом пересекаетесь, может быть?

 

А.Д.: Ну, если кто-то знает наши телефоны, могут звонить и напрямую к нам. Помимо этого у нас есть телефон доверия Главного управления. Он тоже располагается сегодня в ЦУКСе. Если кто не знает, могу его продиктовать. 2-104-567. Туда тоже граждане могут обращаться, если где-то что-то происходит, и не принимаются своевременные меры. Но это, конечно, не телефон для постоянных обращений о чрезвычайных ситуациях. Это телефон для обращения граждан, если где-то не принимаются соответствующие меры теми лицами, кто должен принимать в нашей структуре антикризисного управления. То есть, если где-то порвало трубу водопровода, не нужно звонить для этого в ЦУКС. Достаточно позвонить в единую дежурную диспетчерскую службу. В перспективе у нас будет создана система «112» в Российской Федерации. Концепция, она сейчас, насколько я могу судить, уже разработана. Концепция целевой программы «112». Это единого номера вызова экстренных служб. В недалеком будущем эта служба будет создана и в Пермском крае. И все обращения граждан будут поступать в эту службу. А эта служба уже будет переадресовывать в необходимые структуры.

 

Ведущий: А эта служба будет встроена в вашу структуру?

 

А.Д.: Нет. Она будет существовать отдельно, потому что это прием обращений граждан. Это просто прием информации. Наша структура – управляющая структура. Я поэтому и хотел сказать, что не нужно звонить в ЦУКС по всем мелким происшествиям, петому что это может блокировать работу полностью смены, если обвал звонков будет.

 

Ведущий: 261-88-67 – телефон прямого эфира. Здравствуйте. Алло.

 

Слушатель: Добрый день. Алексей Николаевич. Это Полазна. Скажите, пожалуйста, вот у меня сложилось впечатление, что если авария на водопроводе, то, в принципе, водопроводчики, у них есть свои аварийные бригады. Если авария на электроснабжении, то у них есть обязательные свои аварийные бригады. Если авария у нефтяников, у них тем более есть аварийные бригады.

 

Ведущий: И отсюда вопрос: зачем вы нужны? Да?

 

Слушатель: Да, зачем вы вообще нужны? Вы дублируете всех. И точно также дублируете по инстанциям по инстанциям, от федеральной Шойгу там отчитывается – ой, у нас столько, столько предотвращено. А вся ваша работа сводится к тому, что вы помогаете каким-то зарубежным странам. Вот столько-то тонн гуманитарных грузов дали куда-то, чего-то. Зато структуру создали сродную ФСБ. Вы чуть ли не военные. А вы там военные сети. Вы военный стаж получаете, венные деньги, военные пенсии.

 

Ведущий: Все. Понятно. Спасибо. Я понял. Вопрос о целесообразности. Он уже прозвучал. Не надо дублировать самого себя.

 

А.Д.: Вопрос в том, что наша структура создана не для того, чтоб мы ликвидировали эти происшествия, а для того, чтоб мы организовали этот процесс. Именно для того, чтобы своевременно среагировали все аварийно-спасательные службы, формирования на те или иные происшествия мы и существуем.

 

Ведущий: Вот вопрос от Петра пришел на сайт: «В ночь с 5 на 6 января произошел пожар на Коминтерна, 26. Выгорела квартира на 4-м этаже. А нас на втором серьезно залило после тушения. Причина, как всегда, проста – общий износ здания, неисправная проводка. Понятно, кто виноват, понятно, кто сделают виновным. Но кто должен проверять жилой фонд? И почему всё всегда делается после какого-нибудь ЧП?» Мне кажется немножко по теме нашей программы на самом деле вопрос. Потому как в какой момент эта ситуация попадает в ваше ведение?

 

А.Д.: По проверкам жилого фонда тут, конечно, вопрос спорный. Дело в том, что жилой фонд в крае достаточно обширный, если мы понимаем, о чем идет речь. И даже если привлечь весь личный состав Госпожнадзора, который наделен функциями по проверкам объектов, то они все равно будут годами проверять жилой фонд и не проверят в полном объеме.

 

Ведущий: Нет, смотрите. Вот если полыхнет в квартире, это до вас дойдет. Понятно. Здесь вопросов нет. Никто не сомневается. Но вы же говорите, что вы в данном случае реагируете на все сообщения. То есть, если, допустим, будет сообщение о том, что искрит в подъезде, это до вас дойдет?

 

А.Д.: Если на телефон доверия поступит, да. И данное сообщение будет передано по инстанции. В данном случае искрит в подъезде, там Госпожнадзор, скорее всего, выйдет на место, проведет проверку. И нужное должностное лицо будет привлечено к ответственности. И люди будут ограждены от данной ситуации. То есть будут устранены ее негативные последствия. Пожар не будет допущен.

 

Ведущий: А вы в состоянии проконтролировать дальнейшую работу вот по информации, к вам поступившей? То есть, вы говорите, передаете в Госпожнадзор. Они, скорее всего, выйдут.

 

А.Д.: Это на контроле будет у Госпожнадзора. То есть данное обращение граждан, оно, конечно, отслеживается по принятым мерам, по данным ответам. И это на контроле, конечно.

 

Ведущий: Ну, что ж, в любом случае, давайте еще раз напомним. Итак, у нас работает Центр управления в кризисных ситуациях в Пермском крае работает уже сколько по времени?

 

А.Д.: Центр создан в 2009-м году осенью.

 

Ведущий: То есть работает уже несколько лет. На проектную мощность вышли?

 

А.Д.: Сегодня можно констатировать, что наш Центр управления в кризисных ситуациях способен решать любые поставленные задачи.

 

Ведущий: Ну, в общем, поменьше вам работы, как всегда бывает при разговоре с сотрудниками МЧС, поменьше вам работы, поспокойней вам жизни. Александр Дьячков был у нас в гостях, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях.

 

А.Д.: Спасибо.


Обсуждение
1334
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.