Верхний баннер
20:18 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:32, 03 февраля 2012

ЕГЭ

Теги: ЕГЭ

Ведущий: Это прямой эфир на 91,2 FM. Мы продолжаем. У микрофона – Роман Попов. Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом работает для вас. Сегодня у нас в гостях Галина Гутник, начальник Госинспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края. Галина Васильевна, здравствуйте. 

Галина Гутник: Здравствуйте.

Ведущий: Все без исключения вузы России обязаны принимать результаты ЕГЭ – это  новинка 12-го года?

Г.Г.:  Да, это новинка 12-го года.  До недавнего времени такое правило относилось только к вузам, которые имели государственную аккредитацию. Сейчас тем самым все поставлены в равные условия.

Ведущий: Сразу, чтобы расставить точки над i. Вузы,  которые имели госаккредитацию и вузы, которые не имели госаккредитацию, они насколько  принципиально друг от друга отличались? Вот я имею в виду принципиально. У нас в Перми много вузов без госаккредитации было?

Г.Г.:  Дело в том, что вузы, которые, если говорить о государственных вузах, они не имеют  госаккредитации на каком-то этапе. Ну, допустим, закончилось свидетельство о государственной аккредитации. Они все равно ведь будут его получать. Рано или поздно они будут аккредитованы, поэтому  это правило и должно по определению на них распространяться. Другое дело, что если это негосударственный вуз, не имеющий  государственной аккредитации, тогда возникает вопрос:  он будет претендовать на аккредитацию? Если он будет претендовать на то, чтобы выдавать  документ гособразца, и для этого пройти аккредитацию, тогда эти правила на негосударственный вуз распространяются. А представим такую ситуацию. Вуз создан, он имеет лицензию, но он не претендует на аккредитацию. Он будет выдавать некий свой  документ. Если вы готовы в таком вузе учиться и согласны с этим,  то тогда по своим правилам принимают студентов.

Ведущий: А сейчас он обязан принимать результат ЕГЭ?

Г.Г.: А сейчас обязан принимать результат ЕГЭ.

Ведущий:  То есть, если в уставе  записано, что это вуз, значит, будь  добр – принимай результат ЕГЭ?

Г.Г.: Если вуз, если он имеет лицензию, право на образовательную деятельность, то все вузы принимают по результатам ЕГЭ.

Ведущий: Всё. Это первый момент. Второй момент.  Только результат ЕГЭ при приеме?

Г.Г.: Мы должны с вами вновь сказать о том,  что  ЕГЭ – основная массовая форма государственной итоговой аттестации, но не единственная. Для определенной категории поступающих возможна и традиционная форма. Для каких категорий? Ну, например, это для выпускников, которые обучались в школах коррекционных. Это те выпускники, которые обучались в учреждениях закрытого типа. Это дети и подростки с девиантным поведением. Те, кто находится сейчас в учреждениях исполнения наказаний. И вот для них   действует норма, которая позволяет им в традиционной форме проходить итоговую аттестацию. И в этом случае, естественно, если они в вуз хотят поступать, они  должны будут заявиться потом на ЕГЭ.  То есть, если они не хотят поступать в вуз,  они прошли в традиционной форме, и всё. А вот если им нужно в вуз поступать, то тогда эти категории, они должны тоже проходить единый государственный экзамен.

Ведущий: Все понял.  То есть проходка в вуз  - это ЕГЭ.

Г.Г.:  Да. И еще  один такой момент, что дети-выпускники с ограниченными возможностями  здоровья могут поступать и по правилам вуза в образовательное учреждение. Вот эта льгота для них предоставляется.

Ведущий:  То есть высшие учебные заведения не просто разрабатывают  программы приема по ЕГЭ, но и прорабатывают  еще какие-то свои  экзамены, продолжают прорабатывать каждый раз  для отдельных категорий?

Г.Г.: Для отдельных категорий, да. Ну, вы знаете  также, что  наши вузы этим  не воспользовались. Но вузам дается право и свои экзамены устанавливать. Но это федеральное министерство приказом  дает такое разрешение.  Так вот вузы Пермского края на это не заявляются. Вообще, в России есть такие вузы, у которых творческие экзамены, которые в рамки ЕГЭ  не вмещаются, не укладываются.

Ведущий: То есть теперь в 12-м году выпускник образца 12-го года сдает единый госэкзамен, подает  результаты этого госэкзамена в разные вузы страны, допустим, да?..

Г.Г.:  Да.

Ведущий: И  потом, исходя из этого, ждет, где у него  баллы примут?

Г.Г.: Где у него баллы примут. При этом он, как только  результаты известны, по паспортным данным входит в федеральную базу данных, и сразу знакомится  со своими результатами и уже прикидывает, куда он может с этими результатами. Потому что на сайтах вузов баллы также обозначены. 

Ведущий: А у нас до сих пор есть такая система, при которой я подаю документы в вуз раньше, чем узнаю, принят я или нет? Оригиналы документов, я имею в виду. Вот смотрите. У нас, когда вот я, допустим, поступал в университет, была такая штука. Я выбираю вуз, я выбираю направление, я сдаю  экзамены, я везде подал копии документов, а потом куда-то я отдаю оригинал. Но оригинал я отдаю еще фактически до того момента,  когда я точно уверен, что  меня возьмут. Вот я вроде и цифры посчитал, и сверил все, и все прикинул, и вроде я попадаю, и уже отдаю оригинал, а потом все равно может оказаться ситуация, при которой – э, чуть-чуть полбалла не хватило, извини.
 
Г.Г.:  Нет, такого быть не может. Я как раз отдаю документы,  оригинал, как вы говорите, когда я уже точно знаю, что у меня количество баллов соответствует по данному образовательному учреждению.

Ведущий:  То есть теперь мы можем спокойно  констатировать факт, что выпускник подает документы в МГУ, МГИМО, «бауманку», Пермский государственный институт искусства и культуры, куда угодно,  значит, вот он направил свои баллы,  он дождался ответов каких-то условных, принят, не принят, и уже потом  решает, куда отправить  оригиналы документов и все.

Г.Г.: Дело в том, что  он на сайте конкретного вуза уже может  ознакомиться с информацией о том, сколько баллов нужно набрать. И решение  он принимает в соответствии с этим. То есть, если он  набрал 68, а там 86,  естественно, он не понесет туда  документы – ни копии,  ни оригиналы.

Ведущий: Это правда, это правда. Но если он набрал  98, там на сайте, условно, 98, а потом по факту оказалось, что людей там со 100 баллами столько, что вот они  98 не берут, тогда чего?

Г.Г.: Я думаю, что в любом случае действуют нормы законодательства, в частности, есть правила приема в вузы, порядок приема в вузы, то есть имеется в виду и федеральные документы, и  документы вузовские, которые регулируют эти процессы. Но вы правы, в жизни  бывают разные ситуации. Для этого существуют комиссии, в том числе, возможность подать апелляцию.  Работает, в конце концов, государственная инспекция Пермского края и Государственная экзаменационная комиссия. Эту комиссию я возглавляю.  В этой комиссии проректоры всех вузов Пермского края. Ну, то есть по Пермскому краю мы  это, естественно, регулируем.  Точно также по другим территориям соответствующие  структуры создаются для  регулирования спорных вопросов, в том числе.

Ведущий:  Понятно. То есть, если на сайте вуза сказано, что проходной – 98, у абитуриента – 98, то, значит, он проходной? Вне зависимости от того, сколько там стобалльников пришли.  Дополнительную группу сделают в случае чего?

Г.Г.:  Ну, это уже как там ректор и как лицензионные условия, поэтому решать нужно  в конкретной ситуации.

Ведущий: В 12-м году в системе ЕГЭ появились какие-то изменения.

Г.Г.: Да.

Ведущий:  Какие?

Г.Г.: В частности, вы уже сказали о том, что первое изменение – это обязательность для всех вузов России приема  по результатам ЕГЭ. 

Ведущий:  Ну, это, пожалуй, самое главное.

Г.Г.:  Да, пожалуй, это самое главное. Кроме того, я считаю, что очень важное изменение заключается в том, что еще в сентябре минувшего года мы знали с вами  о минимальной границе баллов по  русскому языку и по математике. 36 – по русскому  нужно набрать и 24  - по математике.

Ведущий: Это «уд».

Г.Г.: Ну, не переводится в пятибалльную систему.  Ну, наверно, можно спросить…

Ведущий: Для понимания так.

Г.Г.: …да, а что это дает?  Ну, узнала я, что  надо 36 набрать, да. Я же не знаю, как я буду решать  задание.  Всё достаточно просто. Вы знаете прекрасно, что есть демоверсии заданий по экзаменам. Что значит демоверсия? Это те примерные задания, а,  может быть, прошлогодние, с которыми можно познакомиться, можно потренироваться. И вот когда я тренируюсь по аналогичным заданиям, я уже прикидываю, наберу я 36 или не наберу.  То есть, я думаю, что это снимает стресс, напряжение, и дает возможность более качественно подготовиться. Потом, не забывайте,  почему  не физика, не химия, при всем уважении к этим серьезным обязательным  тоже предметам? Простони по выбору для выпускника. Почему русский, математика? Потому что для получения аттестата об общем среднем образовании необходимо не ниже нижней границы баллов набрать по русскому и математике. Вот сдал русский, математику – аттестат у тебя есть. А будешь поступать, не будешь – это уже твое дело. Но для аттестата об образовании необходимо русский, математику сдать  не ниже минимальной границы.

Ведущий:  А у нас вообще для большого количества выпускников на текущий момент актуален именно вопрос получения аттестата, а не вопрос поступления в вузы?  Вот этот момент вами как-то анализировался?

Г.Г.:  Вы знаете, это в мою компетенцию не входит, но я могу вам сказать одно, что получение аттестата актуально для всех:  и тех, кто будет в сузы поступать, кстати, и кто в вуз пойдет, и кто никуда не пойдет. Поэтому я считаю, что  это очень хороший шаг – установление вот той минимальной границы.  Это хорошая ориентация.  Это одно. Второе изменение, о котором мы сказали. Я бы хотела обратить ваше внимание на изменения, связанные с льготными категориями абитуриентов.  Это победители Олимпиад и всевозможных конкурсов, и это выпускники с ограниченными возможностями здоровья. Как вы знаете, они имеют право на внеконкурсный прием. И в этом году внесены поправки в закон об образовании, в соответствии с которым таким правом они могут воспользоваться только один раз. Каждый выпускник может подать в 5 вузов в каждом на три специальности заявления, но только в одном вузе в заявлении он должен указать, что именно  в этом вузе он воспользуется  льготой. Вот такая норма сейчас введена. Расценивать можно по-разному, но я думаю, что это  обосновано и целесообразно.

Ведущий:  Эта льгота на сколько процентов дает право уже поступить? То есть при наличии льготы можно ли еще и не поступить?

Г.Г.: Ну, они идут вне конкурса. Можно не поступить только в том случае, если русский и математику ты не набрал, и просто у тебя нет документа об образовании.

Ведущий:  То есть по логике вещей вот эта вот поправка, что  льгота только в один вуз и один раз, она  обозначает только то, что, ребята,  давайте вы заранее определитесь, куда вы  хотите?

Г.Г.:  Совершенно верно. Нужно быть более мотивированным, может быть, и хорошо, знаете, вот такая поправка потому хороша, почему? Потому что   не будет метания.  Вот сосредоточится человек. Все равно перед выбором он  уже стоит. А не так – где повезет, там и… Пусть принимает решение.

Ведущий:  Потому  как, я так скромно  полагаю, что, допустим, если для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья единственной проблемой  для них тогда станет  набрать вот эти минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата, а потом – иди, и поступай  в любой вуз. То есть нужно просто заранее решить, в какой вуз  ты хочешь поступить.

Г.Г.:  Да.

Ведущий:  Ну, а для олимпиадников, как мне кажется, такой проблемы практически никогда не стоит.  Насколько я знаю эту категорию абитуриентов…

Г.Г.:  Да. Если он по физике победитель, да, вряд ли он пойдет на гуманитарное направление, хотя всё возможно. То есть  они более мотивированы, вы совершенно правы. Следующее изменение, которое я хотела бы  здесь тоже озвучить, оно связано с тем, что  стали необязательными бумажные свидетельства  о результатах ЕГЭ. Может быть, вы не совсем осведомлены, Роман. Но  для нас, для Инспекции, это  такой напряг ежегодный, когда  накаляется телефон и вопросы: почему не выдали свидетельство, в котором прописывается, сколько баллов  набрал? А, вообще-то, ситуация достаточно простая. Всё есть в федеральной базе данных. И, в принципе, абитуриенту достаточно в заявлении написать, сколько он баллов набрал, а приемная комиссия вуза обязана сверить то, что он написал, с федеральной базой  данных, где его баллы уже указаны.

Ведущий:  Насколько я понимаю, делается это с помощью нехитрой компьютерной  программы. 

Г.Г.: Совершенно верно. Но дело в том, что, как говорит  наш министр Фурсенко, вот все эти бумажные свидетельства, они расслабляли приемные комиссии. Не всегда они  входили в эту базу, чтобы проверить. Вот сейчас вузы  не должны требовать бумажные свидетельства, а должны работать с федеральной базой данных. Кстати, это снимает и всякие коррупциогенные факторы, которые могут возникнуть. А вы спросите – а, вообще, в принципе, надо получать  это бумажное свидетельство, будет оно или нет? Государственная инспекция будет выписывать  такие свидетельства,  если вот вам надо, сколько вы баллов  по всем  предметам набрали. Для чего? А вдруг вы через год будете поступать.  Ну, вообще, какой-то документ должен быть на руках, что вы эту процедуру прошли.

Ведущий: Сбой в программе. 

Г.Г.: Да.  Поэтому вот это изменение. Я хотела бы еще об одном изменении сказать.  Оно всегда с пониманием мной воспринимается, хотя бы потому, что инспекция с первых шагов заявила о своем приоритете создания института независимых профессиональных экспертов. Вот в данном случае речь пойдет не об экспертах профессиональных, а об общественных наблюдателях. То есть  экзамен проводит и организует не только   педагогическое  сообщество. Если вы, Роман, захотите быть наблюдателем, вы должны аккредитоваться, допустим, в Частинском районе или в городе Перми, и прийти в качестве наблюдателя. Так это было и ранее. Что изменилось сейчас?  Общественные наблюдатели наделены большими правами контроля. А, вообще, контроль очень ограничен. Не каждый может в аудиторию войти, и не каждый может постоянно мигрировать по пункту проведения экзамена. Общественные наблюдатели широкими правами обладают вплоть до возможности апеллировать к нам в Инспекцию по выявленным нарушениям, а также в федеральную службу, вообще, куда они сочтут нужным, и в правоохранительный орган.

Ведущий: А если я вдруг так захочу  наблюдать, так захочу наблюдать, что напишу вам  это заявление, вы меня в строго определенную школу припишите или туда, куда я попрошу?

Г.Г.: Нет. Вы  приходите в Управление образования, и вам выдается  документ о том, что вы аккредитованы в такие-то пункты проведения экзамена. 

Ведущий: А кто эти пункты определяет?

Г.Г.: Хороший вопрос. В настоящее время в каждой территории пункты проведения  экзаменов определены, исходя из нормативных требований. Кстати, я продолжу потом ответ на ваш вопрос. Здесь принципиальная вещь есть.  Они определяют, то есть территории,  каждый район – Березовка, Частые и так далее. А Государственная инспекция уже приказом, моим приказом, утверждает эти пункты, придавая им статус пункта проведения.

Ведущий: Ну, проще говоря,  ну, есть у меня,  допустим, дальний родственник в Частинском районе, условно говоря, который  будет там сдавать ту же самую математику, ни шиша в ней не понимая. А я вот тут общественный наблюдатель,  понимаете ли, на ЕГЭ с набором шпаргалок в кармане.  Не возникнет ситуации, при которой я случайно попаду именно к моему родственнику  на экзамен?

Г.Г.:  Так, ну, вообще, насчет родственников. Вы ведь понимаете, мы по всем  не можем родственные связи устанавливать, да? Было бы странно.

Ведущий:  Это правда.

Г.Г.: Но, с другой стороны, есть   кодекс Об административных правонарушениях…

Ведущий: И?

Г.Г.: …который предполагает, что  любое лицо – гражданское лицо,  либо должностное лицо,  либо юридическое лицо будет оштрафовано, если будет нарушен порядок проведения экзамена.

Ведущий: То есть  в данном случае вы ответили на мой вопрос  абсолютно утвердительно. Да, да, вы не предусматривали возможность, когда лицо, заинтересованное, вдруг окажется случайно наблюдателем.

Г.Г.:  Ну, для этого ведь есть… вы не один будете на пункте. Там вообще ответственность несет руководитель  пункта проведения.

Ведущий:  Ой, там хитрую схему можно придумать, я уверен.

Г.Г.: Вы знаете, можно любую схему придумать.

Ведущий:  Это правда.

Г.Г.: Ведь и шпаргалки, и  помощь – это старо, как мир, и во всех странах, и везде, где есть экзамены.  Я, если можно, все-таки по пунктам очень важное уточнение сделаю.

Ведущий:  Пожалуйста.

Г.Г.:  Вы знаете,  проблема для труднодоступных и отдаленных  территорий всегда была в чем?  Подвозить  детей в пункты проведения. Почему? Потому что действовал норматив, в соответствии с которым в пункте  должно быть не менее 15 человек. И если школа малюсенькая, то, естественно, они детей везли в районный центр или в близлежащую большую школу. И это, вообще, чревато - и авариями на дорогах, и состоянием здоровья детей. Потому должна прийти поправка, мы ее ждем, еще не вышел документ, в соответствии с которой в исключительных случаях возможно  открытие пунктов по разрешению Инспекции с меньшей наполняемостью. Это очень хорошая поправка. И мы  обязательно ею воспользуемся. 

Ведущий:  Ну, тут, по большому счету, да, периодически можно… проще вертолетом несколько взрослых забросить в отдаленную школу, да…

Г.Г.: Да.

Ведущий: …нежели пытаться  оттуда привести детей на экзамен, который для них, в общем-то, является первым из целой череды самых важных в жизни.

Г.Г.:  Да.

Ведущий: То есть  это понятно. И тут, мне кажется, поправка, безусловно, имеет право  на жизнь. Дальше.  Это все нововведения, которыми ограничивается 12-й год? 

Г.Г.:  Очень хорошо, что вы уточняете. Дело в том, что принципиальных изменений нет и, я думаю, что быть и не должно. Мы с вами 10 лет были в эксперименте, да, процедура отработана.  Но это не значит, что она застывшая. А изменения касаются вот точечных каких-то моментов и содержания. Вот в содержании контрольно-измерительных материалов  или заданий по разным предметам, там, действительно, есть интересные изменения.

Ведущий: Меня интересует, как обычно, я думаю, что очень многие  этим интересуются,  такое общее место в  претензиях к ЕГЭ,   ЕГЭ по  гуманитарным предметам как раз по тем, которые требуют некой творческой осмысленности.

Г.Г.:  Очень хороший вопрос. Спасибо, что вы об этом меня спросили.

Ведущий: Пожалуйста.

Г.Г.:  Я с удовольствием на него отвечу, потому что я сама гуманитарий, и в аудиториях  учителя, знаю об этом, спрашивают: «Ну, вы, вот словесник, как же вы относитесь к тому, что по литературе вот так?» Значит, что я хочу сказать. Экзамены, особенно по гуманитарным предметам, в части их содержания, претерпели значительные  изменения. Сокращена часть, связанная с репродуктивным воспроизведением знаний.

Ведущий:  Какого цвета был цилиндр?

Г.Г.:  Да, с угадыванием. Усилена как раз  та часть  экзаменов, где необходимо рассуждать, оценивать,  делать выводы, где выясняются причинно-следственные связи. По истории самые интересное изменение. В чем  оно заключается? В том, что в части С, как вы знаете, часть С – это всегда творческая, о чем вы спросили, часть, она  более сложная, чем первые две части, так вот предполагается, что в этом году впервые будет историческое сочинение или  исторический портрет. Ну, например. Вы  открываете пакет, и там в части С такое задание:   вот такие личности -  Петр Первый, Наполеон, Столыпин. Об одном из них расскажите все, что вы знаете, и покажите роль этой личности  в истории человечества, страны. Вот, пожалуйста, какие-то системные знания здесь выпускник проявляет и предъявляет нам. Но не только это задание. Там  задание, конечно, связано и с  ответом на вопросы, на  развернутые вопросы. Кстати,  обратите внимание, что ежегодно совершенствует шкалирование, то есть оценка, вес  каждого ответа – правильного, неправильного. Неправильный, понятно. В чем это заключается? Допустим, по литературе вес тех заданий, которые связаны с оцениванием, с выводами с собственной позиции   гораздо выше, чем просто какие-то ответы по аналогии  или репродуктивного  характера.

Ведущий: Просто, если вот на эту часть единого госэкзамена по гуманитарным предметам уделяется много времени, внимания, сил  на переработку, это понятно, не ведет ли  это к субъективизации   результатов ЕГЭ?

Г.Г.: Очень глубокий вопрос, Роман, в том, что, действительно, что называется,  за что боролись. Мы знаем, что часть  экзаменационных работ проверяет машина, а часть  - живые люди. Машина  не оценит творческие задания и вот то, за что мы боролись  тоже, чтобы проявил речевое развитие человек, умение анализировать, логическое мышление и так далее. Поэтому, да, субъективный фактор здесь… он и раньше  несколько присутствовал,  он будет в какой-то степени присутствовать. Но  я не случайно сказала, что из года в год совершенствуется шкала оценивания. Чем более четкие будут заданы критерии, согласитесь, тем в меньшей степени это будет субъективно. 

Ведущий: Мы продолжаем. У нас в гостях  начальник Госинспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галина Гутник. Говорим мы о едином госэкзамене, с одной стороны, и начале экзаменационной поры, с другой стороны. Давайте вот мы тему изменений в  гуманитарной части составляющей единого госэкзамена постепенно будем закрывать. У меня вот последний момент. Вы сказали, что шкалирование улучшается, вы сказали, что  больше внимания творческой составляющей уделяется  - то, о чем просили учителя  год за годом. Но сколько у нас продолжается эксперимент?

Г.Г.: Эксперимент завершен еще два года назад.

Ведущий: Сколько времени у нас ЕГЭ уже существует?

Г.Г.: Более десяти лет.

Ведущий:  Мы за это время  не вырастили поколение учителей, которые  разучились оценивать творческую составляющую учеников?

Г.Г.:  Нет, не думаю. Вы знаете, когда на ЕГЭ вешают все проблемы образования, я, как учительница, с этим не согласна, потому что есть образовательный процесс, и есть рубежный период, когда идет оценивание результатов. Конечно, в зависимости  от того, что мы делаем с результатом,  то есть, как стимулируем – наказываем или хвалим, в зависимости от этого учитель и нацеливается  либо на экзамен только, либо на решение  образовательных задач. Эта проблема глобальная. Я знаю, что она существует.   Но, тем не менее, я хотела бы сказать, что мы контролируем сейчас и качество образовательного процесса. Ни в коей мере учителя не разучились  это делать. 

Ведущий:  Соответственно, и ученики не столкнутся с ситуацией, при которой на протяжении нескольких лет они, в общем, не особенно и парились писать сочинения, а потом оказалось, что им  нужно мысли излагать в части С единого госэкзамена?   

Г.Г.: Давайте я отвечу вам с прагматичной такой точки зрения, с позиций выпускников, которые максималисты, и порой  бывают более мотивированы, чем кажется. Если выпускник уже гуманитарного склада, если он в школе с углубленным изучением, либо пусть и в малокомплектной школе,  но он знает, что он хочет быть историком, стало быть,  определенный набор компетентности у него формируется, может быть, даже на  подсознательном уровне, я считаю. И он добирает это и через спецкурсы, и через факультативы. Другое дело, вы знаете, в  какой плоскости еще ваш вопрос? Мы порой фиксируем, что уменьшилось  количество практических занятий, практических заданий  при преподавании физики, химии, что не очень скрупулезно отслеживается, как раньше было, количество сочинений, которые в течение всех лет учителя давали детям.  Вот, может быть, вы и правы? Сейчас, если   это есть требование, мы обратим внимание на расширение  вот таких задач по выработке компетентностей школьника.

Ведущий:  Потому как  я сталкивался, к превеликому сожалению, я сталкивался со студентами университета, которые, будучи технарями,  и, тем не менее, это студенты классического университета,  будучи технарями, они очень плохо излагали мысли вот в письменном виде.  И даже, увязывая в логическую цепочку свои устные измышления, они это делали, скорее,… не знаю, случайно, нежели специально отдавая себе отчет в том, что они уже перелистнули две-три страницы рассуждений, и потом нужно возвращаться к первой. Это …создается ощущение, что в школе  просто перестали этому учить – учить правильно излагать, последовательно излагать, возвращаясь к напечатанному, делая отступления, с тем, чтобы потом их использовать.  Вот этот вкус изложения, такое ощущение, что он постепенно  теряется.

Г.Г.: Вы совершенно правы. Как я уже сказал, здесь есть проблема. Но, кстати, применительно к гуманитариям, в экзамене по литературе особо в   баллах будет оцениваться речевое оформление  работы.  Это очень важно.

Ведущий: Отлично. У нас несколько минут до конца эфира.  Телефон я напомню 261-88-67 – это если у вас есть вопросы к Галине Гутник. Ну, а я бы  хотел еще следующий момент  обязательно осветить. 9-й класс.

Г.Г.: Да. Хорошо, что о девятых классах заговори, и это справедливо, потому что ребята-девятиклассники,  они переживают тоже ответственный период в своей жизни. Они сдают государственный экзамен. Причем, уже 6 лет  этот экзамен проводится в экспериментальной форме. Что это значит? Это значит, что форма  экзамена в 9-м классе постепенно приближается к форме ЕГЭ. Вообще, есть такие желания  у вышестоящих руководителей сделать 13-й год уже экзамены в 9-х классах в форме ЕГЭ. Но пока  это только пожелание и намерение. Что значит новая форма? Это значит, что по 11 предметам, которые преподаются на второй ступени, есть тесты. И ребята сдают эти предметы в тестовой форме. И точно также часть заданий проверяет машина, а часть – предметные  комиссии. Разница только в том, что это не предметные комиссии краевого уровня, а районного уровня, но утверждаются нашим приказом Государственной инспекции. И еще. Я хотела бы сказать, что  именно  в 9-х классах, Роман,  отрабатывается новое содержание экзаменов, которые плавно  потом переходят в 11-й, где более  ответственные уже выводы  делаются по экзаменам. Ну, например, практическая часть заданий по физике и химии,  по информатике. А, кстати, говорение по иностранному языку, которое  отсутствует сейчас в 11-м, в 9-м классе оно присутствует. И разговоры  шли о том, чтобы в этом году уже сделать в 11-х  и говорение тоже. Но пока отложили до будущих времен. 

Ведущий:  Давайте примем телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Это Игорь звонит. Вопрос такой. Существует обязательный предмет – математика. Но он ведь  не всем дается. Ну, зачем  вот будущему врачу, художнику или прапорщику, старшине роты математика? Может быть,  лучше пускай человек сам себе выбирает, что сдавать? То есть, историю,  гуманитарные науки, или, наоборот, точные науки. Ведь я считаю так, что математика – это именно источник для взяткодательства.

Ведущий: Силище, а не вопрос. Сколько вам лет?

Слушатель: Ну, где-то полтинник.

Ведущий: Спасибо вам большое.

Г.Г.: Могу отвечать.  Я благодарю вас за этот вопрос. Дело в том, что он достаточно часто задается всем организаторам и разработчикам всех процедур экзаменационных. И он, ну, пока обсуждается. Я только хочу сказать, роль математики, она очевидна в развитии логического мышления, вообще, в образовательной подготовке человека. Несмотря  на то, что я сама гуманитарий, я именно вот такую позицию занимаю, хотя значительная часть людей занимает вашу позицию. Отвечаю так: вопрос обсуждается   и, возможно, будет принято решение сдавать только русский, как обязательный, все остальные  - по выбору. Спасибо. 

Ведущий: Я просто не зря спросил, сколько  лет у нас слушателю. Мне казалось, что, скажем так,  уровень понимания проблемы, он где-то вот в районе 15-16 лет находится. Это мое личное ощущение, не больше. Хотя, может быть, мне просто в голову аккуратно вбили необходимость изучения математики? У меня  тоже с ней всегда все было плохо.  Очень плохо.  Но, увы, я понимал, что это  мой личный недостаток. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Александр. Я хотел задать такой вопрос. У меня ребенок  год назад сдавал экзамен по  русскому. И у нее не хватило 5 слов  для того, чтобы получить максимально хорошую оценку. Она потеряла на этом 20 баллов. Вот скажите, пожалуйста, значит, 5 слов ты дописал, значит, у тебя хорошая оценка, не дописал, значит, оценка  на  несколько порядков  ниже. Как можно судить  количеством слов сочинение?

Г.Г.: Спасибо за этот вопрос. Но я не думаю, что 5 слов не дописал. Я выше рассказывала  сейчас о том, что существуют критерии оценки, в том числе, и по сочинению,  за что, сколько баллов назначается, так скажем. У вас была возможность с апелляцией обратиться,  и тогда бы проверяющие объяснили…

Слушатель: Вот я именно говорю про апелляцию. Я сам ходил с  ребенком на апелляцию. И сам задавал этот вопрос. Они сказали, что написано слов меньше, чем положено по норме.  Там какая-то была норма по количеству.

Г.Г.: Вы знаете, вы простите, но, не видя задание и не понимая контекста, я не могу вам ответить. У вас была возможность и ко мне лично обратиться, и в ГЭК, поэтому вот сейчас  очень трудно отвлеченно рассуждать, поэтому не могу ничего сказать.

Ведущий:  Ну, абстрактно. Если единственная проблема  этой части С были недописанные 5 слов  до общего объема сочинения, можно  было снижать оценку  на много баллов?

Г.Г.: Ну, что значит, общий объем сочинения? Там есть критерии, которые оценивают, насколько  ответ на вопрос дан вот этим сочинением?

Ведущий:  Понятно. Если  в части С было написано  гениальное хокку, то это вполне себе повод дать самый высший бал?  Всё правильно?

Г.Г.:  Я не думаю, что количество  слов сыграло роль. Просто надо было уточнять.

Ведущий: Галина  Васильевна, один момент мне до сих пор вот этой системе большой ЕГЭшной остается  непонятным. Я никак не могу  для себя уложить в голове. Эта система, она нужна для того, чтобы привести к общему  знаменателю требования школы и вуза? Или эта система нужна для  того, чтобы более грамотно выставить оценку тем, кто учился в школе?  То есть для чего мы сдаем ЕГЭ? Мы сейчас обсуждаем логику ЕГЭ, недостатки ЕГЭ, но суть ЕГЭ я не понял  до сих пор, хотя она существует очень долго.

Г.Г.: Дело в том, что каждый год в период ЕГЭ почему-то начинается кампания со стороны противников. И  нагнетается, к сожалению, ситуация не в пользу выпускников, потому что это раздражает всех – и родителей, и напрягает выпускников, вот эти разговоры, критика.  Я в этой связи хочу сказать, что мы провели по заданию президента Медведева  общественные слушания в прошлом году по ЕГЭ. И я начала  эти общественные слушания, обратившись к родителям и учителям, с вопроса: скажите, кто противник ЕГЭ, а кто сторонник, чтобы  дальше понять, как вести  разговор. Вы знаете, достаточно  раздраженно несколько человек мне сказали: «Ну, сколько можно обсуждать – надо, не надо? Давайте обсуждать содержание  экзамена». И министр Фурсенко говорит о том, что неправильно считать, что большинство против ЕГЭ.  Это не к тому,  что я  такая рьяная сторонница. Я пытаюсь объективную картину  нарисовать. Все согласны с тем, что  преимущества очень большие. Что имеет возможность выпускник сразу в нескольких вузах увидеть свои возможности. Вообще, коррупциогенные факторы снимаются, хотя появляются другие, но тоже закон регулирует эти ситуации. Кроме того, вы совершенно правы, выравниваются требования  общеобразовательной школы и вуза. И вот эти социальные какие-то моменты, моменты справедливости   объективности, они  очень многое перевешивают.  Есть ли недостатки? Они есть.  И мы бы, наверно, сегодня в этой студии не говорили с вами  об изменениях, если  бы идеальная форма  10 лет назад была задана,  и потом всё – замолчите все противники. Дело в том, что услышаны  очень многие предложения. В частности, по тем же  гуманитарным и по математике. У нас нет времени, но  и о математике можно  говорить, и о количестве минут, которые  на решение заданий. Об этом выпускники просили, увеличить, допустим. То есть все принимается. И поэтому, я думаю, что перевешивают плюсы.

Ведущий:  Ну, а к противникам ЕГЭ можно адресовать, например, следующий вопрос на размышление в свободное время. А какие бы мы сейчас ставили вопросы, если бы ЕГЭ не было вообще, если бы 10 лет назад, там, 12 лет назад не было принято  такого решения? Неужели мы бы сейчас  не нашли, о чем поговорить с Галиной Гутник, друзья мои?  Да я вас уверяю, мне кажется, что  нашли бы. И, возможно, разговор был  на гораздо более  напряженных тонах. Галина Гутник была у нас в гостях. Спасибо вам большое. Приходите еще.

Г.Г.: Спасибо.


Обсуждение
1322
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.