Верхний баннер
19:26 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:13, 08 февраля 2012

Профессия дрессировщик

Теги: досуг

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. У микрофона – Роман Попов. Антон Мелехин для вас работает за звукорежиссерским пультом. Сегодня у нас в гостях знаменитый дрессировщик Мстислав Запашный, представитель цирковой  династии.  Мстислав, здравствуйте.

Мстислав Запашный:  Здравствуйте.

Ведущий:  Для начала, для того чтоб было просто понятно,  очень много людей просто  меня спрашивали, я им объяснял, как мог.   Давайте сейчас вы объясните всем сразу. Вы представитель династии Запашных.

М.З.:  Да, представитель четвертого поколения династии Запашных.

Ведущий:  Соответственно, медийные культовые персонажи,  уже на всех телеэкранах засветившиеся  братья Запашные  - это ваши племянники?

М.З.:  Нет, это мои двоюродные братья.

Ведущий:  Это ваши двоюродные братья.

М.З.:  Конечно. Младшие.

Ведущий: Это ваши младшие двоюродные братья.

М.З.:  Совершенно верно.

Ведущий:  Теперь понятно. Соответственно, Вальтер Запашный?

М.З.: Мой дядя.

Ведущий:  Ваш дядя?

М.З.: Конечно.

Ведущий:  Всё. Вот теперь расставили точки над i.

М.З.: Мстислав Запашный – мой отец.

Ведущий: Да, именно поэтому вы Мстислав Запашный-младший.

М.З.:  Ну, я средний, потому что у меня уже есть сын.

Ведущий:  Он тоже Мстислав?

М.З.:  Он тоже Мстислав, да.

Ведущий:  Потрясающе. Вы выступаете в пермском цирке, я так прикидываю, уже, по-моему, недели две, да?

М.З.:  Да, мы уже отработали две недели у вас. Вот 27 числа мы начали премьерой,  начали с благотворительного спектакля. И ожидаем, что сейчас, вот как раз сейчас к нам уже начнет приходить настоящий пермский  зритель. До этого у нас были гости.

Ведущий:  Надо сказать, я был у вас на представлении в минувшую субботу. Обратил внимание, что зрителей  было, действительно,  не много.

М.З.:  Да, к сожалению.

Ведущий:  То есть, едва ли половина  зала набиралась. При всем при этом барышни-билетерши  доверительно поведали, что это просто холода. А вот несколько дней назад вот там вот яблоку  было негде упасть.

М.З.:  На самом деле, да, было так.

Ведущий:  Было именно так.  Вот, Мстислав, смотрите, самый первый к вам вопрос, который  пришел по ICQ, он выглядит следующим образом. Причем, в разных вариациях  от нескольких людей примерно одно и то же. Вопрос такой: в цирке сейчас мучают животных?  Это всех волнует.

М.З.:  Вы знаете, часто задают этот вопрос. И я часто отвечаю и часто людям даю понять, что разные вещи совершенно – издеваться над животными и работать с животными любить животных, наказывать животных. Мы своих детей ведь наказываем, правильно? Когда ребенок сует пальцы в розетку, ну, раз говорим, нельзя, два – нельзя, три – нельзя, потом отдергиваем ручку оттуда. Он все равно туда лезет, пока не получит по попе вовремя.  Вовремя, правильно?

Ведущий:  Ну, в данном случае…

М.З.: Нет, я вам привожу пример просто. Вот то же самое.  Задача дрессировщика, профессионального дрессировщика,  вовремя наказать животное. Наказать и издеваться – разные вещи. Наказываем мы тигров своих палочками. Палочки у нас бамбуковые. Для того, чтоб им не было больною. Объясняю. Если  хищнику сделать больно, то он   на боль отвечает сразу агрессией. Вот так же, как и я, если мне сделать больно… я добрый человек,  но, если мне, не дай бог, больно, резко  сделать, я  резко повернусь и резко сразу ударю, ударю сильно, бо этим занимался. А животное от боли сразу нападает. Поэтому мы воспитываем своих животных.  Воспитываем, как детей своих. А если бы мы их били, наказывали, они бы  от нас прятались.  Представьте, что у вас дома собака, кошка, да, кто-то, и вы приходите домой, и вместо того, чтобы  она бежит к вам, да, уши в сторону   от счастья,  видит вас, нет, она  от вас забивается под кровать  или под диван,  оттуда торчат только глаза и смотрит, когда же хозяин уйдет? Придите в цирк, посмотрите.  Наши тигры, наши лошади, наши собачки, наши леопарды,  гепарды, они не прячутся, не убегают от нас, их никто не вытаскивает   из-за занавеса -  выходи на манеж  выступать. Они это  делают с удовольствием, как я думаю, потому что я тоже это делаю с удовольствием. А буквально в воскресенье у нас был эпизод, когда тигр, самец, настоящий, здоровый, который  подымается со мной под купол цирка, он просто не хотел уходить с манежа. Пришлось его  раз пять заставлять, причем, на «бис» хлопали, чтоб  он просто ушел.  Гулял по манежу, он получал удовольствие просто от этого. И это не специально я делал, как бы, вот так получилось.  Вот, пожалуйста,  результат.  К сожалению, знаете, говорят, в семье не без урода, бывают такие дрессировщики,  горе-дрессировщики. И я не буду сейчас называть фамилии, которые,  к счастью, уже не работают в системе Росгосцирка.  Но есть много «левых» дрессировщиков,  будем так называть, да, частных дрессировщиков, которые  не состоят в государственной компании, которые, не знаю, как общаются со своими животными. Может быть, и издеваются, к сожалению. Не знаю.

Ведущий:  Для того, чтоб слон встал на одну ногу, ему нужно  отбить остальные три.  Такая очень расхожая фраза из Интернета.

М.З.:  Да неправда, конечно.  Неправда.  Вот, воспитывая своих хищников на репетициях, кормим их мясом, подкармливаем.  Делаем специальные лангетики. Вот животное сделало трюк, и обязательно его за это поощряю этим лангетиком.  Оно постепенно начинает, не сразу, начинает понимать, что если я прошу его сделать пируэт,  при этом делая определенные движения корпусом, телом, палочкой, да,  направление, животное  уходит от этого,  раз я его кормлю, в следующий раз оно делает дальше, дальше, дальше. Дрессура – это наука.  Это не так  - вот взял палку в руки и пошел  там  дрессировать. Вот я стал дрессировщиком-укротителем. Нет.

Ведущий:  Есть страны, которые  отказались от цирка с животными?

М.З.: Вы знаете, есть предположение, будем говорить так, предположение.  Это темная сторона медали, будем так говорить,  будем больше говорить так – неизвестно, как Бермудский  треугольник. Есть  негласное решение многих импресарио иностранных,  которые в свое время, лет 15 назад, собрались вместе и  решили, что, если будут  возить российский цирк за границу,  а Российский цирк подразумевает под собой именно работу  с животными, учитывая, что у нас лучшие аттракционы, лучшие номера с хищными животными, не с хищными животными,   они в корне отличаются от иностранных. Но там просто  вот вышли на манеж с животными, их показали, максимум, что они сели там   на задние лапки - ???????? (неразборчиво) и ??????? (неразборчиво), ну, так называется трюк, всё, больше ничего. Российские  животные, российские дрессировщики делают на манеже  то, что они  делаю в природе. Но делают практически всё. В разных спектаклях. И вот  для того, чтобы, когда Российский цирк приезжает… вот был такой случай у меня. В 2000-м году я работал в Гааге. Вокруг нас,  там все близко же, стояло четырнадцать  цирков шапито. На Christmas, на Новый год.  Вот аншлаги были только у нас. Все остальные цирки «горели». И вот, чтобы этого не происходило, они договорились, что они сделают негласный  запрет на ввоз животных  за рубеж. И для этого они договорились, проплатили нужным людям, проплатили нужным инстанциям. Можно  завезти животных за границу, привезти, но для этого    надо пройти карантин месяцев шесть в какой-то нейтральной стране. Для этого нужно импресарио, который   там находится, обеспечить животных  специальными вольерами, специальной квадратурой. В 95-м году я работал в Австралии. На каждого тигра полагалось 22 квадратных метра. Вот австралийский импресарио строил вольеры  нашим  животным.  Наши тигры ходили, гуляли, отдыхали, кайфовали.  На каждую обезьяну 18 квадратных метров. Представляете, такая маленькая обезьянка, 18 квадратных метров. Животные – это ж здорово.  Классно. Да, это расходы для  принимающей стороны.  То есть они должны создать для животных,  которых они ??????? (неразборчиво), условия, определенные условия для их проживания.

Ведущий:  22 квадратных метров – это Австралия. А сколько квадратов полагается на тигра в Перми?

М.З.:  Ну, вот смотрите. Дело в том, что цирк у вас тоже старенький.  Он не сильно отличается  от всех остальных цирков России. Все цирки были построены примерно в одно время, примерно 40-45 лет назад, вот в брежневские времена. Естественно,  он нуждается и в капитальном  ремонте. И стоит в планах, наверно, в будущей реконструкции. И, естественно, в то время, когда строились все цирки, помещения для животных строили, обыкновенное помещение чуть  больше, чем офисное, допустим. Если офис, там, 30-40 квадратов, то там, может быть, 100 квадратов. Ну, я абстрактно возьму.   Поэтому мы вот, приезжая в цирки, возим с собой железные  решетки, железные вольеры, строим.  Строим там, где бывает и нельзя строить, но для того, чтоб животные наши гуляли.  Поэтому мы все возим с собой. 

Ведущий: И сколько у вас квадратных метров на тигра?

М.З.:  Ну, где-то так и получается. Можете прийти, посмотреть.

Ведущий: В районе 20-22-х?

М.З.:  Да.  Где-то примерно так.  Большие вольеры высотой по три с лишним  метра, огромные.

Ведущий:  Вы в пермском зоопарке были  когда-нибудь?

М.З.:  Честно, нет, не довелось.  Но хочу попасть туда, посмотреть?

Ведущий:  У нас не так давно случилась общегородская трагедия.  Я без преувеличения. Умер слон Джонни.  Это было год назад.  Слон, в общем, на котором выросли очень много поколений пермяков.  То есть так получилось, что, вроде,  люди жили и особенно не задумывались  о том, что у нас есть слон Джонни.  Просто он   был, ну, так, часть зоопарка, слон, а потом он умер. И когда он умер, началось огромное количество  разговоров на тему того – а как вообще содержатся животные в нашем зоопарке?  Люди припомнили медведей, которые там  сошли с ума, вот белые медведи у нас. Я не знаю, так ли это на самом деле. Я просто говорю, что,  по общему мнению,  там медведи у нас реально сумасшедшие.  То есть у них там нет места для того, чтобы  ходить как-то. Те же самые тигры, львы с очень маленькими клетками.  Хотя, наверно, по нормативам  зоопарка они тоже когда-то чему-то соответствовали. И когда начались разговоры - а не привезти ли нам нового слона,  эти разговоры тут же переросли в очередную порцию  криков – давайте сначала построим новый зоопарк. Такая головная боль города Перми  на протяжении лет уже, наверно, восьми, вот на мой памяти, разговоры про  необходимость постройки нового зоопарка.  Но зоопарк – это другая история.  Она абсолютно отдельная.  Там несколько подходов есть к содержанию зоопарка, к сути зоопарка. Научное это заведение или все-таки развлекательное  заведение. Цирк здесь никак под  науку не подведешь и не подпишешь. И цирк – это  всегда стесненные условия, какими бы вы  ни располагали возможностями. Цирк – это всегда не натуральная, не природная среда обитания животных. То есть цирк – это в любом случае насилие.

М.З.:  Нет, не согласен с вами.

Ведущий:  Нет?

М.З.:  Не согласен. Было время, когда в цирках,  именно в цирках, не в зоопарках российских и советских, а именно в цирках  поголовье животных, тех же самых тигров,  допустим, было на 100 или на 200 особей больше, нежели в живой природе. И у нас из цирков брали в зоопарки для разведения,  и  потом в живую природу отдавали, высаживали, наших животных, которых мы сохранили.

Ведущий: А как вы сохраняете животных? Расскажите.

М.З.:  Ну, смотрите.  Во-первых, 24 часа в сутки с ними дежурят люди,  за ними ухаживают лучше, чем мы за собой ухаживаем. 24 часа за ними смотрят, чтобы они сидели в чистых клетках, чистые опилочки всегда, свежий воздух, открывают  окна, чтобы они дышали, водичка всегда, мясо всегда самое свежее, вперед только им. Все самое  хорошее, прежде всего, животным. Прежде всего. Ветеринарная служба. 24 часа, врач даже когда уходит, никогда не выключает  мобильный телефон. Не дай бог, где-то подрался, где-то зацепился за что-то, где-то порвал шкуру, где-то сломал клык об решетку, допустим, или где-то подрались. Бывает,  дерутся так, выбивают себе клыки. Врач  приходит, лечит.  В природе – максимум 3-4  недели, загноение, умер.  Здесь делается операция. Убирается пульпа из зуба, чистится. Да, клык  не восстановить. Можно сделать протез, очень дорого, клык.  Но животное  остается живо. И у нас они доживают, извините меня, до 24-25 лет.

Ведущий: А в среднем в природе?

М.З.: Ну, 10, 11, 14.

Ведущий:  Вы смотрели фильм «Воды слонам»?

М.З.:  Да, смотрел.

Ведущий:  Насколько точно отображены реалии цирка  начала 20-го века? Вы, наверняка,  знаете эти истории лучше, чем я.

М.З.:  Очень много точности. Единственное, меня поразила там картина, когда он вбежал в вагон и начал, якобы, избивать слона. И бил слониху до того, что она  прямо вот легла и лежала. Это, конечно, чушь. У меня было два слона индийских.  Что такое слон?  Вам, наверно, рассказывать не надо, то есть, вы видели, имели представление, что такое слон.  Ну, вот слон лобовой костью своей спокойно пробивает, ну, не бетонную, кирпичную кладку в полтора кирпича старого образца выносит смело. Поэтому сделать слону больно, он то же самое тебя  прижмет или хоботом, в доли секунды скрутит, положит под  ногу и раздавит, и будет мокрое место от тебя останется.  Да, можно кричать, можно ругаться, можно багром взять за ухо, как это делаю в Индии слоновожатые, которые водят животных. Водят баграми. Потому что управлять таким животным можно только  багром.  То есть его взял потихонечку под ухо и повел, куда надо. Поэтому я считаю, эта сцена, она наигранная,  переигранная. А в основном проблемы, проблемы цирка, да, я думаю,  что  они были в те времена именно такого плана, как показано в фильме. 

Ведущий: Вместе с тем в этом же фильме, как мне, по крайней мере, показалось, передана еще и  какая-то  любовь автора к самой атмосфере цирка.  То есть, к самой сути цирка. Несмотря на то, что там  показывается очень много  грязи, насилия, но вот это ощущение явной привязанности автора, или автора книги, по которой фильм снимался, или может быть, автора самого фильма к цирку вообще, это  было, это чувствовалось, да? 

М.З.:  Ну, где-то есть, проскальзывает, да,  такая линия. 

Ведущий:  Вот это ощущение, оно сохранилось в современном цирке?  Внутри современного цирка, за кулисами современного цирка.

М.З.:  Вы знаете, да, во многом сохранилось.  Во многом сохранилось. И все-таки мы вот артисты, потомственные артисты, кто работал в цирке, кто ушел на пенсию, многие люди работали, сохраняют  те традиции цирковые, которые были заложены еще  нашими дедами, нашими  отцами. Сохраняются. И молодежь их поддерживает, эти традиции. А еще больше вам скажу, что  в цирках  никогда не платили хорошую большую зарплату людям – артистам, обслуживающему персоналу, персоналу цирка.  Однако же, однако, работа всегда была тяжелая, работа грязная,  работа на износ, у нас ненормированный рабочий день. Мы работаем, как вот  люди…  пришел  на завод, вот к восьми, в три или в пять ушел уже. У  нас бывает так, что и ночью  приходится сидеть с  животными и смотреть, и  ухаживать, и репетировать, если что-то не получилось. Тут своя специфика. И люди уходят, поработал в цирке год, уходят.  Говорит – я  найду получше. А потом звонят через полгода и просят взять обратно их.  Вообще, у нас есть такая поговорка, что цирк, как болото, он затягивает. Потому что все равно артисты приносят радость, а цирк искусство семейное. В цирк ходят  не только взрослые, как в театр  ходят, только определенный контингент, да, возрастной в основном. В детский театр водят малышей, в балет ходит определенный контингент. А в цирк ходят все – дедушки, бабушки, мамы, папы, дети. И все они получают удовольствие  от того, что они видят.  На самом деле. 

Ведущий:  Сейчас ряд вопросов, пришедших к нам по ICQ, оставленных на сайте. Я напомню, что у нас в гостях Мстислав Запашный, дрессировщик. И вот, смотрите, я вас представляю, как дрессировщика и представителя династии дрессировщиков. Вы ведь помимо прочего  еще и  художественный руководитель вот этой труппы своей, да?

М.З.:  Я и  режиссер-постановщик, художественный руководитель. 

Ведущий:  Да, да, да. То есть в данном случае, скажите, у вас официально труппа как называется? Цирк Мстислава Запашного?

М.З.:  Программа называется  наша  официально, официальное название «Триумф 21-го века».  Но мы делаем название в городах «Наш  русский цирк». Почему? Потому что вот уже буквально 10 лет  аттракциону мы отметили, в том году  отметили 10 лет аттракциона. За эти 10 лет мы проехали все города России. Я принципиально не уехал за границу, как это  делают многие наши артисты, хотя у меня были предложения еще 10 лет назад уехать в Америку.  Это новая  работа совершенно.  Были предложения сразу уехать, работать там под маркой американского цирка. Я отказался.  И не жалею, что отказался.  Остался в России. Проехал все города  Росси, включая Дальний Восток. И мы на своих машинах прошли еще по бездорожью 1700 километров, доехали до Владивостока, вернулись обратно.

Ведущий: А как животных везли?

М.З.: В машинах.

Ведущий: Трейлерами?

М.З.:  Трейлерами вот этими самыми,  которыми приехали сюда, и с нами ехал обслуживающий персонал,  я ехал сам. Мы 14  жней ехали  до Владивостока.  Вот довезли всех живых, здоровых, все в порядке. Поэтому не жалею, работаю в России, и борюсь за марку  Российского  цирка. И буду бороться.

Ведущий: Пишут по ICQ. «До вас выступала  труппа какая-то  здесь в цирке. Было  очень много негативных отзывов.  Тощие  облезшие животные, в том числе».  Это не более, чем реплика. А вопрос такой: «Существует ли какой-то профсоюз в защиту животных?» - интересуется Антон, явно иронизируя. Но ведь у нас немало организаций, защищающих  животных.  С какими-то из них вы контачите?

М.З.:  Вы знаете, я поддерживаю Всемирную организацию   защиты животных на самом деле. Но я  в некоторых случаях с ними не согласен. И  у вас здесь  есть, наверно, тоже охрана животных,  есть, организация, Гринпис, или ответвление какое-то. Ну, к сожалению, наши организации российские  максимум, что делаю, это умеют  на плакатах писать баллончиками, что  там… разные нецензурные фразы  в защиту животных. Что делает  заграница в этом случае?  Я вам рассказывал. Они заставляют наших импресарио создавать  животным, приехавшим  на работу, условия, которые нужны для их содержания.  И контролируют это. Вкладывают свои деньги, скорее всего, туда, чтобы животные жили хорошо.

Ведущий:  Кстати, когда вы приезжали в ту же самую Австралию, скажите, не было ощущения, что   там обеспечивают условия животным лучше, нежели  обеспечиваете их вы?

М.З.:  Естественно, там условия намного  лучше. Но там мы стояли-то, работали в   огромных спортдворцах,  в которые по 25 тысяч человек сразу к нам приходило ???????? (неразборчиво) аншлагами. А животные  стояли все на улице. Там жарко в Австралии. Строили для животных специальные шатры от дождя, разные заграждения, вольеры.  Всё выстраивалось на улице.  Но, к сожалению, вот представьте себе Пермь, и мы вот здесь на улице мы бы построили сейчас… есть площадка перед цирком, наши животные бы замерзли.

Ведущий:  Ну, это, безусловно. Они, кстати, не замерзают, когда вы их перевозите? Или у вас  специальные для этого есть устройства в тех же самых трейлерах?

М.З.:  В тех же самых трейлерах у нас специальные есть установки, стоят – минус 25. плюс 25, вот которые кондиционируют воздух до нужной температуры.  Вот мы едем, на улице плюс 35, а у нас в фургонах 19 градусов.  Наши животные дышат нормально.  Свет там есть.  Там есть всё.

Ведущий: «Что сказали бы звери,  если бы научились говорить?» -  спрашивает вас Сергей.  Это первый вопрос к вам. Еще вопрос: «Если бы вас кто-то дрессировал, вас бы это унижало?». Ну, и третий вопрос  от Сергея: «Одобряете ли вы  подпись ваших родственников под приговором Ходорковскому?» Можете разом на все ответить.

М.З.:  Я не знаю, что там они подписали за приговором Ходорковского, что сделали мои братья. Пусть  они сами отвечают за себя. Я считаю, это будет правильно. Я много, чего не одобряю в России, поэтому я об этом сейчас не буду говорить. Что касается,   дрессировали  б меня или нет? Меня всю жизнь дрессируют мои родители,  мой отец.  И я за это ему благодарен, что  он из меня сделал человека. И также я воспитываю. Ну, пусть кто-то  называет «дрессирую», да, своих детей. У меня их, к счастью, много. Поэтому надеюсь, что мои дети тоже пойдут по моим стопам.  Будут продолжать фамилию, династию, и будет все на высшем уровне. И какой там третий вопрос? 

Ведущий: Что бы сказали звери, если б научились говорить?

М.З.:  Вы знаете, трудно себе представить. Иногда тоже думаю, вот общаюсь с животными каждый день. Утром прихожу, смотрю им в глаза, они мне фыркают. Некоторые рычат на меня. Я, конечно, только могу предполагать, что они там думают про себя.  Не знаю, тут можно двояко рассуждать.

Ведущий:  Здравствуйте, алло.

Слушатель: Я бы хотел узнать, у Мстислава, какое животное вы мечтали иметь в детстве?
 
М.З.:  Вы знаете, дело в том, что я родился в цирке. И в это время у отца уже были  лошади,  были собаки, медведи. И мне, в принципе, не приходилось мечтать о том, чтобы иметь какое-то животное непосредственно, потому что я с утра до вечера находился уже с животными, бегал там вокруг  да около.  Я думаю, что мне этого хватало.

Ведущий: Евгения интересуется:  «Тигры  не любят, когда вы им грозите пальцем?» Это под знаком вопроса.

М.З.:  Это Евгении рассказали тигры?

Ведущий:  Нет, почему же. Это она смотрела ваше выступление. Есть там у вас, был эпизод, когда тигр не слушался, и вы ему грозили пальцем, и после этого  тигр слушался.  Я, в общем, это тоже глазами видел, хотя,  я подозреваю, что слушался тигр, наверно, по какой-то другой причине. Вряд ли он так  реагировал  именно на ваш палец, но визуально смотрелось именно так.

М.З.: Мы же артисты. Я  - артист, мои тигры тоже артисты.

Ведущий:  Было ли такое, чтоб на вас нападали? Я  так понимаю, что банальный вопрос, но, тем не менее, интересно же.

М.З.: Ну, вот смотрите. Вообще же считается у дрессировщиков, чем больше шрамов, тем   дрессировщик менее профессиональный. Любое нападение хищного животного на  дрессировщика – это ошибка дрессировщика.  Поэтому кто бы вам где-то  когда-то  ни говорил, что вот, виноват там тигр, что он напал на моего  брата или  дрессировщика, вот он плохой тигр. Нет. Все животные отличные.  Вина только дрессировщика. Если дрессировщик допустил до того, что  на него нападают, значит,  он где-то  отвлекся,  он где-то подумал о чем-то о другом, забыл про то, что это хищник. А  любому хищнику заложено, генами заложено   нападать. Он для этого и хищник, чтоб он  нападал.

Ведущий:  На вас нападали?

М.З.: У меня было три ситуации в жизни. Все по моим ошибкам.  Первые два раза я полоскал  рот тигрице. Многие дрессировщики не знают, как это делать,  я вам секрет открою. Я знаю, как это делать. И близко руку поднес.  Тигрица в доли секунды  настолько резко  лапой меня мою руку отбила, при этом четыре шва мне здесь наложили сверху. Вот сейчас уже всё  заросло, ничего не видно. И буквально через неделю, то есть уже начало заживать, я опять начал полоскать, и опять допустил ту же самую ошибку.  Она мне другой лапой то же самое отбила,  в другом месте  порвала руку.  Вот это две мои ошибки. Третья ошибка была, ну, не ошибка, будем так говорить. У нас были слоны. И был трюк, когда  тигрица каталась на слоне в свое время. Потом у нас получилось так, что слониха лежала,  создалась паника, тигр пошел по другому руслу, началась паника, тигры начали паниковать, и тигрица от страха  захотела запрыгнуть на слона.  Но захотела запрыгнуть не сбоку, как  она должна для безопасности  слона запрыгивать, а спереди. Спереди, где глаза, где хобот. Чтобы  этого не случилось, я, естественно, встал между тигром и слоном, дабы прикрыть слона.  Тигрица остановилась передо мной буквально метрах в двух, а потом прямо через меня все-таки прыгнула, приняла решение, видимо, и прыгнула через меня на слона, используя меня, как тумбу для толчка. И вот в момент, когда она пролетала… пролетела ее морда, клыки мимо меня, это все  доля секунды на самом деле, и когда задняя лапа, одна лапа встала мне на плечо, спереди вот так, а одна лапа встала мне на голову. И когда я почувствовал когти, впивающиеся мне вот чуть выше лба, я успел среагировать, расслабился полностью, тем самым мне она не успела снять скальп когтями. Упал. Ну, чуть-чуть рваная  рана на голове   у меня  была.

Ведущий:  Слона-то не повредила?

М.З.:  Она все-таки запрыгнула на слона, зацепилась и сидела. То есть она  была готова просто  кататься. Она  сама больше испугалась. Естественно, отец тут вовремя подоспел. Всех успокоили. Мы доработали, истекая кровью.  Вот это случай был в Сочи лет, по-моему, 10 или 12 назад.

Ведущий:  «От вас из цирка когда-нибудь животные сбегали?»  - спрашивает Антон?

М.З.:  Знаете, да, была ситуация тоже в Сочи, к сожалению, тоже по нашей вине. Когда монтировали сетку, забыли привязать  нижнюю трубу  в определенном месте, и тигрица, выйдя из клетки, совершенно спокойно должна была пойти на манеж, уперлась лбом в эту трубу, и, как говорится, знаете, вот можно пойти налево  от трубы, а можно направо. Направо  попала бы сразу  на манеж, и никаких проблем. Нет, она уперлась, и труба сыграла  не в ту сторону, она прошла между сеткой, вышла в зрительный зал.   Благо это было 8 утра, там полвосьмого утра.

Ведущий:  На тренировке?

М.З.: Да,  на тренировке. Не было зрителя, были  только  помощники наши, кто стоит за клеткой. Она прошла мимо них, вышла в фойе, испугалась в фойе, увидела в фойе непонятное место.  От страха начала кружиться на месте. Тигры иногда  делают этот ход. Не знаю, почему именно на месте. А потом в Сочи, там низкие  такие витражи стоят, стекла 6 миллиметров  толщиной,  она от страха прыгнула в это стекло. Впереди был кассовый зал и улица.  В кассовом зале уже открыли двери, то есть,  там с восьми часов начинает касса работать.   Пробила это стекло.  Причем, стекло даже не треснуло. Как будто стреляли  с винтовки, с автомата. То есть просто  дырка огромная была, вот такая дырка, ровная.  То есть представляете, какая скорость набрана была  тигром, чтоб пробить такое стекло.   Вышла на улицу. Мы в это время побежали ее вокруг  окружать, все, кто был, наши помощники. Вдоль цирка прошла. Там у нас стояли наши фургоны, в которых они переезжают, тигры.  Дошла, залезла под фургон, и там сидела. Естественно, мы ее окружили аккуратненько, сбегали в поликлинику, взяли  какое-то успокаивающее,  что под руку попалось у главврача,  кто нам попался, быстро дали нам шприц, накинули на нее сетку, чуть-чуть ее обездвижили, и потихонечку  занесли в клетку.  Конечно, пили потом валерьянку с валокордином от сердечного приступа с отцом. Ну, вот такая ситуация, к сожалению, была у нас  один раз.

Ведущий: Антон, уже другой Антон,  интересуется: «В чем разница между зарубежным и российским зрителем?»

М.З.: Разница только в одном, что российский зритель, он русскоязычный, он все понимает. Даже если что-то говоришь, он все воспринимает, как бы, вот воочию.  За рубежом приходится  иногда разговаривать на том языке той страны,  в которой ты работаешь. Естественно языковой барьер в основном. А так, в принципе, я могу сказать, что российских артистов, российский цирк, советский цирк везде всегда принимали на «ура». И особого барьера нет.

Ведущий: А нет ощущения того, что вот то цирковое представление, которое вы даете, оно строится по каким-то своим внутренним канонам, правилам, законам? Оно выглядит несколько специфически, то есть нет сочетания представления  и реальности, если хотите. То есть вот эти же перья, эти же яркие костюмы, эти же блестки,  этот же оркестр, и эти же самые  такие поставленные пафосные голоса ведущих  разительно отличаются от того, что в целом  люди у нас вот уже в реальности видят. 

М.З.:  Это хорошо или плохо?

Ведущий:  Нет. Я говорю, нет ли ощущения того, что  вы уходите в какой-то абсолютно другой мир?  То есть вот, знаете, как  классический балет, современный балет.

М.З.: Это мир цирка. Это классический цирк.

Ведущий: И он таким должен быть?

М.З.: Он таким, каким я его вижу, как режиссер.

Ведущий: «Вы когда в зоопарк приходите, у вас есть желание погладить тигра?» - интересуется Антон. 

М.З.:  Нет, нету. И вам не советую.

Ведущий: «А как вы относитесь к предложению открыть цирковую школу?» - от Сергея. Ну, видимо, в Перми, я не знаю, как-то так. 

М.З.:  Знаете, на самом деле, да, мы были на приеме у главы города вашего вот буквально  на той неделе, ездили с директором. Действительно, глава  города предложил мне и вообще моему отцу, представителю нашей династии,  действительно, открыть здесь цирковую школу. На самом деле очень благодарны за это предложение. Это предложение рассматривается. Я об этом предложении  доложил своему отцу. В принципе, а почему бы не?

Ведущий: А что для этого нужно сделать?  Я имею в виду не со стороны, понятно…

М.З.:  Желание.

Ведущий: …нет, не со стороны властей по большому счету, которые, скорее всего, если предлагают, то  они готовы обеспечить какими-то ресурсами. Что для этого принципиально должно произойти? Ну, не знаю, людей  нужно набрать желающих?

М.З.:  Естественно, конечно.  Это надо учителей набирать …

Ведущий:  Тренеров подготовить?

М.З.: …тренеров, да, готовить, и набрать можно из числа  тех артистов, которые уже на пенсии, которые в разных жанрах. Все реально, все можно.

Ведущий: Мстислав, собственно, если бы вам предложили посмотреть в будущее, представить себе развитие циркового искусства в дальнейшем, то о каких путях вы бы рассказали? Какие пути вы для себя намечаете? Как  будет развиваться цирк?  Не только ваш, вообще.

М.З.:  Я бы не стал смотреть в будущее, допустим,  если бы мне предложили заглянуть в него. Не знаю, почему.  Может быть, вот потому, что оно пугает, это будущее, а, может быть, оттого, что будет всё хорошо.  Но лучше идти своим путем, развивать. Я развивал и буду развивать  цирковое искусство, как я сказал, поскольку мне это нравится. Я получаю от этого удовольствие. А заглядывать в будущее, не знаю, наверно, это не мое.

Ведущий: Куда идут животные на пенсию?

М.З.:  Раньше цирковые животные, отработав определенный срок, определенный период   переводились обычно… есть такие передвижные… называются они «передвижной цирк  зоопарка», или по-другому. Я,  честно говоря, плохо знаю. Я знаю, что там в ужасных состояниях  содержатся животные, в маленьких клетках . Наверняка у вас летом здесь часто приезжают такие разные передвижные зооцирки, так называемые. 

Ведущий: Не наблюдал, правда, честно, не видел.

М.З.:  Не наблюдали, хорошо. Но вот по югу России  часто они очень много ездят. И там ужасное содержание, на самом деле, ужасное. К счастью, я … ну, слово «имею», не знаю, у меня много хороших друзей, много  хороших знакомых, много предпринимателей, людей,  которые имеют возможность содержать животных. И вот не исключение буквально в позапрошлом году всю  свою старую группу, всех своих «старичков» цирковых  - четырех тигров основной группы я передал в Архипо-Осиповку, есть такая деревушка на побережье Черного моря, есть мини-зоопарк, 7 километров, в горах. Человек построил для животных огромные вольеры, огромные вольеры. Он их содержит  там.  Вот я съездил сперва, посмотрел, ну,  вот какие условия, а потом туда  доставили, вот мы привезли клетки, выгрузили. Наши животные по сей день там живут на пенсии, отдыха, дышат горным воздухом в сочетании с морским.

Ведущий: Мстислав Запашный был у нас в гостях. Я так понимаю, что еще пару недель вы в Перми.

М.З.: До 26-го числа.  До 26 февраля мы в Перми. Я надеюсь, что пермяки и гости Перми все-таки придут, посмотрят  наш спектакль и  дадут свою оценку.


Обсуждение
1473
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.