Верхний баннер
11:41 | | 19 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:05, 15 марта 2012

Престиж рабочей профессии

Ведущий: Добрый день. Меня зовут Петр Кравченко. На  91,2 FM сегодня говорим  о промышленности. Вместе со мной в студии Александр Дмитриевич Дическул, председатель Совета директоров  образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края и директор авиационного техникума  имени Швецова. Гость нашей студии сегодня  Александр Васильевич Попов, заместитель управляющего директора по кадрам ОАО «Редуктор-ПМ».  Здравствуйте.

Александр Дическул: Добрый день.

Александр Попов:  Добрый день.

Ведущий: Сегодня будем говорить о теме, которая становится  тем актуальней, чем приближается пора вступительных экзаменов в вузы, это престижность рабочей профессии. Можно я начну с вопроса о том, кто такой сегодня рабочий?

А.Д.: Но только давайте не будем говорить о вузах. Будем говорить о вечернем и среднем профессиональном образовании.

Ведущий: Поправка принимается. Согласен. Кто такой сегодня рабочий?  Это тот же человек, который был  рабочим 30 лет назад, который воспевался?

А.П..: Я думаю, что и преподаватель  30 лет назад, это другой совершенно человек, чем сегодня. То есть любая деятельность модернизируется, совершенствуется, изменяется, это совершенно другой человек по своей деятельности, по своим  характеристикам.

Ведущий: В чем другой? Это меньше ручного труда, больше механизмов? Может быть, ментальность изменилась?

А.П.: Естественно, это больше интеллектуальной деятельности, безусловно, более сложные станки, более сложное оборудование, более сложные технологические процессы. Тут,  безусловно. Все это присутствует сегодня. Промышленность активно модернизируется, поэтому  требуются более умные люди, более производительные, будем так говорить, более продуктивные.

Ведущий:   Хорошо. Я правильно понимаю, что сейчас мы в Пермском крае имеем  достаточно высокий спрос на   рабочие  руки?  Что это актуальная проблема для  многих ????????? (неразборчиво).

А.Д.: Ну, наверно, промышленностью должна отвечать.

А.П.: Ну, понимаете, это же, как бы сказать, вещь эволюционная. То есть мы с вами видели, что происходило в становлении нашей новой России.  Вот все зависит на самом деле от тех процессов, которые происходят.  Да, сегодня промышленность  находится снова на стадии подъема, а, исходя из этого, в общем-то,  и растет спрос на рабочие профессии.

Ведущий: То есть спрос обеспечивается именно открытием новых мощностей…

А.П.: Конечно, конечно.

Ведущий: …а не тем, что  не хватает кадров?

А.П.: А их поэтому и не хватает.

Ведущий:  Ну, я имею в виду, не хватает именно профессиональных кадров, которых…

А.П.: Ну, дефицит же – это относительная вещь.  То есть,  когда у нас был кризис, произошел резкий избыток рабочей силы.  И очень многие квалифицированные рабочие просто за неимением работы   ушли на рынок, стали заниматься коммерцией. То, что было востребовано в то время. Именно тогда возникла такая модная тенденция быть экономистом, менеджером, юристом.   Но мы-то с вами понимаем, что, собственно говоря, богатство России создается, и ее ценности создаются в производстве. Вот поэтому, на самом деле, кризис прошел, и сегодня растет потребность. Исходя из этого, в общем-то, дефицит формируется.  Это вещь относительная.  То есть модернизация промышленности ведет к тому, что растет производительность труда, и, по сути,  это тоже, как бы, является фактором, нивелирующим эти потребности.  

Ведущий:  Хорошо, смотрите. В чем выражается тогда престижность профессии? То есть, если я правильно понимаю, это экономическое благосостояние тех людей, которые работают.

А.П.: Необязательно.

Ведущий: Нет?

А.П.:  Необязательно, конечно.

Ведущий: Общественный почет?

А.П.: Один из факторов. Нет, безусловно,  тут  много ведь факторов. И естественно, что люди должны зарабатывать деньги.  Об этом никто не спорит.  Но, безусловно, это просто уважение, признание ценности этой деятельности.

Ведущий:  В чем выражается признание общественной ценности у рабочих?  Раньше это  была пропаганда. Этому были посвящены книги,  фильмы и так далее. Сегодня  этого объективно нет. В чем сегодня выражается?

А.Д.: Практически меньше, конечно, мы наблюдаем  таких моментов,  и на телевидении, и в кино прославляются не рабочие профессии, а какие-либо другие – менеджеры как раз именно.

Ведущий: Милиция.

А.Д.: Ну, в какой-то степени...

А.П.: Видимо, поэтому…

А.Д.: В большой степени, наверно.

А.П.: ??????? (неразборчиво) заработная плата, да.
 
А.Д.: Поэтому, конечно, вот это вопрос  достаточно сложный, как сделать именно эту профессию  престижной, профессию  токаря, профессию станочника, вернее, оператора станка с числовым программным управлением или же фрезеровщика. Вопрос очень такой, мне кажется…

А.П.: Непростой.

А.Д.: …непростой.

Ведущий:  Ну, вот смотрите, мне кажется, здесь есть такая…  несовпадение. С одной стороны, мы говорим – спрос  большой, и он обеспечен именно  растущими возможностями, а  с другой – тем, что  признаем – профессия не престижная.  Вот, мне кажется, что это какие-то вещи взаимоисключающие.

А.Д.: Мне кажется, мы потеряли очень много в момент, когда перестали по-настоящему правильно профориентировать в школах. 

Ведущий:  Что это  значит?

А.Д.: Сейчас практически, посмотрите,  даже вы оговорились, говорим о рабочих профессиях, вместе с тем говорим о высшем профессиональном образовании.

А.П.:  Ну, вот давайте вспомним ваше детство.  У вас-то еще было советское детство, я надеюсь?

Ведущий:  Вполне, да, до семи лет.

А.П.: У вас были уроки труда?

Ведущий: Да. Но это было позже. Уже в новой России.

А.Д.: Вот. А сейчас вы посмотрите, что творится в школах.  В школах уроки труда, вот я знаю, например, не понаслышке одну школу очень  неплохо, там, что называется, до седьмого класса, восьмого класса  ребята на труде что делают? Выпиливают лобзиком.  А вот когда мы росли с Александром Васильевичем, то тогда был настоящий труд. То есть мы строгали, мы работали на станках, мы работали в слесарных мастерских. И причем, ведь  это независимо  от того, отличник ты или  троечник. Каждый должен был пройти этот момент.

А.П.: То есть, по сути это с детства внедрение такой… как сказать, мышление технологии, да…

Ведущий:  Хорошо я услышал.

А.Д.: И вот недавно совсем тут очень хорошая конференция была в педуниверситете.  И очень проблемно ставили вопрос именно вот такой профориентации и  технологическом образовании в школах – чему учить? Станки выбросили, осталось, единственную  знаю одну школу нас в Перми, где станочный парк еще  более менее  неплох, это 135-я школа. И вот,  я знаю еще,  восстанавливают станочный парк  тот же самый, предположим, в школе 82 акционерное общество «Протон». И вот, я думаю, что там  как раз мы, наверно,  найдем  людей, которые поймут, что   это хорошая профессия, это профессия, которая дает заработок, и она нужна, необходима, и самое главное,  это не значит, что ты   неудачник.  Вот,  что самое главное.

Ведущий: Вот смотрите. Мы  нащупали одну сторону – это  отсутствие, скажем так, заданности  в школах. В школах в образовании, предшествующем выбору профессии.  Хорошо. Но это не единственный ведь  фактор, который определяет  престижность профессии.

А.Д.: Наверно, да.

Ведущий: Элементарно,  например, хотят ли сегодня родители, которые работают в промышленности, желают ли они своим детям  будущего в промышленности?  Мне кажется, это такой общественный  барометр, проверить, как много родителей  желают, чтобы их дети продолжили  работать в промышленности.

А.П.: Ну, я вам так скажу, что на примере…

Ведущий: Может быть, на примере своего предприятия.

А.П.: …ну вот нашего Пермского моторостроительного комплекса, есть очень много, на самом деле,  династий.

А.Д.: Династий хороших.

А.П.:  То есть  и в третьем, и в четвертом, и в пятом поколении.

Ведущий: А это люди какого возраста сейчас?

А.П.: Нет, ну мы сейчас говорим про династии.

Ведущий: Про династии, то есть самое  молодое поколение.

А.П.: Самое молодое поколение – ну, это вот выпускники  нынешние, современные. То есть на самом деле   некий перелом в сознании  начинает происходить.

Ведущий:  Ну, это точно не реликт,  это какая-то новая, сохранившаяся тенденция.

А.П.:  Нет,  это не реликт, нет. У молодежи возникает  реальное желание работать в промышленности и создавать  реальные ценности.  Это не реликт,  это…

Ведущий:  То есть это на уровне ?????? (неразборчиво) идеи?

А.Д.: Мы даже вот по своему учебному заведению  замечаем, что приходят абитуриенты, а фамилии какие-то знакомые. Почему? Потому что либо папа, либо мама, либо дедушка учились в Пермском авиационном техникуме на специальности «литейное производство черных цветных металлов, технологии машиностроения, производство авиационных двигателей». И вот как-то вот династийно все это выросло, и приходит уже молодой человек.  И мы, конечно, надеемся, что  дальше его судьба будет связана с моторами.

Ведущий: Хорошо. Школа не дает, семья, а если работает, видимо, дает, повышает престиж…

А.П.: Исходя из семейной  традиции, конечно.

Ведущий: А общество в целом на сегодня поддерживает  престижность профессии?

А.П.: Ну, и даже среди…  в обществе сегодня замечена тенденция, в общем-то, активных действий по изменению   общественного мнения в этом ?????? (неразборчиво).

Ведущий:   Знаете, у меня, наоборот,  другое ощущение, что  даже слово «рабочий»  трансформировалось в такое достаточно уничижительное «работяга».

А.П.: А че ж тут уничижительного-то?

Ведущий: Ну,  произносится    именно уничижительно, как, как раз вот какой-то неудачник.

А.Д.: Да, да, а все в салоны ездим ремонтировать автомобили.  Там работают работяги. И, как-то вот так интересно…

А.П.: Ну, собственно говоря, эти же работяги  и делают автомобили.

А.Д.: Одежду шьют работяги, и в общественном питании это те же работяги, будем говорить, понимаете. 

Ведущий: Да. Ну, а дети хотят быть…

А.П.: Неработями.

Ведущий:  …хотят быть звездами сериалов, не знаю, сцены, публичности.

А.Д.: Ну, ведь не все могут.

А.П.: Ну, вы понимаете, проблема состоит в том, что…  я еще вот  с Александром Дмитриевичем абсолютно полностью согласен, в школе не происходит адаптация поколения к жизни. Есть такое понятие,  шок от реальности.  Вот они выходят из школы, выходят из учебных заведений, все будущие звезды, и сталкиваются нос к носу с этой реальностью, и, в общем-то, жизнь-то потом ставит все на свои места. У нас достаточно  много работников, которые с экономическим образованием ищут работу рабочую, с  высшим экономическим. Приходят, говорят – устройте  нас куда-нибудь.  То есть они реально-то не могут ???????? (неразборчиво).

Ведущий:  Но ведь это тоже,  получается, какие-то люди, которые не нашли себя, и они идут от безнадежности в  рабочие.

А.П.:  Ну, давайте так. Поиск в жизненном пути ничего плохого не имеет.

Ведущий: Я, скорее, о мотивации, с которой они приходят устраиваться на предприятие.
А.П.:  А вы знаете, брак по  расчету тоже возможен, как и любовь после него, да.

Ведущий:  Ну, это, наверно, какая-то статистическая погрешность.

А.П.: Нет, это не погрешность. 

А.Д.: Понимаете, люди приобретают какой-то опыт. Они   не могут работать в той области, в которой  они получили образование, поэтому они пробуют себя рядом. И вот здесь уже не до пижонства, что называется, а, вообще, в принципе, заработать и работать. И я знаю, что очень многие в той же приборостроительной  компании, вот сейчас набирается целая группа ребят, и даже конкурс появился  для того, чтобы подготовить прямо непосредственно для этого предприятия, мы принимаем участие в обучении этих учащихся, студентов, и  ребята уже осознанно идут. Поэтому есть сдвиги.

Ведущий: А в каком классе идут осознанно?

А.Д.: Да нет, это ребята уже после школы, или же бывает так. Вот, ну, не закончили они пермский авиационный техникум, по той или иной причине.

Ведущий:  Наверно, неуспеваемость какая-то.

А.Д.: Ну, чаще всего. Проходит какое-то время, а вот профессию иметь надо, и они вернулись. И мы видим некоторые лица, те же знакомые. То есть они  понимать  начинаю, что надо работать, надо  зарабатывать.

А.П.: Ну, это и есть этап взросления.

Ведущий: Ну,   смотрите.  Не получается, что мы сейчас вытягиваем какие-то отдельные истории, а выдаем их за тенденцию? 

А.Д.: Нет, я думаю, что…

А.П.: А вся история состоит из отдельных…

Ведущий: Я понимаю. Но количество, скажем, вот таких случаев ребят, которые  вернулись к рабочей профессии, оно позволяет говорить, что это такой общественный тренд?

А.Д.: Это, конечно, пока  это не массово. И вряд ли, наверно, будет когда-либо массово.

А.П.: Так ведь и не нужно. Понимаете, тут ведь проблема не в том, чтобы вот мы снова вернулись в диктатуру пролетариата.  То есть давайте, как бы, прагматично к этой вещи  относиться. То есть промышленность развивается,  сложность деятельности увеличивается, производительность труда растет, поэтому   даже,   несмотря на масштабы деятельности, потребность совокупная может тихонечко  или оставаться такой же, и даже немножко уменьшаться, по большому счету.

Ведущий: Продолжаем говорить о промышленности. Александр Васильевич, у меня тогда такой вопрос. Вы сказали, что есть много примеров успешных семей, успешных  отдельных  рабочих, но, тем не менее, почему, на ваш взгляд, это не трансформируется в какие-то вот общественно признанные истории успеха? Почему… то есть какая-то заштатная звезда  очень, ну, певичка,  легко становится  звездой, а вот   рабочий, который… При этом я прекрасно понимаю, что  зарабатывает денег  не меньше, чем мы с вами, и, тем не менее.

А.П.: Звезда – это индустрия, да ведь?

Ведущий: Так. А промышленность?

А.П.:  Нет, это особая индустрия, построенная на  всеобщем восхвалении, поэтому про  звезд говорить не будем, поскольку  99 процентов населения, они обычные,  нормальные люди.

Ведущий:  Но хотят  быть звездами.

А.П.: Если вы хотите, то вы будете скоро звездой телеэфира,  но вот лично я никогда не хотел  быть звездой.  Собственно говоря,  мне это даже дискомфортно.

Ведущий: Нет, но ведь с этим приравнивается какое-то и внутреннее ощущение, что  признан, состоялся.

А.П.: А, вы знаете, они признаны и состоялись. Очень многие рабочие  чувствуют себя именно таким. Вы придите к нам на завод, увидите эти  благородные и достойные уважения лица.

А.Д.: Ну, вот совсем недавно  как раз «Редуктор» отмечал свой небольшой юбилей, и мне было приятно видеть, как поднимались на сцену рабочие, которые получали определенные  награды из рук генерального управляющего директора, и это было очень достойно, это было красиво. И видно было достоинство этих людей, за то, что они делают,  труд какой-то вот они вложили. И поэтому, понимаете, на этом-то предприятии как раз очень все   достойно  сделано.

Ведущий: То есть мы позвали  не самое  проблемное предприятие.

А.Д.: Нет.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, а вот история  с токарем Трапезниковым, который сейчас  уже практически стал нарицательным именем токаря из Перми, она повышает престиж профессии? Ведь он токарь.

А.Д.: Вы понимаете, я хотел сказать, что,  во-первых,  такие люди всегда были при советской власти, которые…

Ведущий: Какие?

А.Д.:  Ну, те, на кого  делало время ставку.  

А.П.:  Ну, это, по сути, политический пиар.

А.Д.: Да, это пиар политический.

Ведущий: Но ведь он везде идет приставкой, не Трапезников из Перми, а токарь из Перми. Токарь Трапезников.

А.П.:  Видимо, токарей в политике сегодня так мало, что, в общем-то…

А.Д.: Так надо.

А.П.: …это даже становится престижным.

А.Д.: Нет, насколько я знаю,  это квалифицированный человек, квалифицированный токарь, и   обладает вот такими способностями общественного деятеля. И, дай бог. Потому что все-таки, конечно, я считаю, что в Госдуме необязательно должны быть  только все с высшим  образованием  или инженеры.

А.П.: В Госдуме должны быть политики. И, насколько я знаю, он достаточно активно  занимается общественной деятельностью. Действительно, квалифицированный рабочий. Но давайте не будем перемешивать  эти вещи. Это  ж,  прекрасно понимаете, что  пиаровский ход.  Но он сейчас политик.

Ведущий: Есть в этом бонус, есть в  этом какая-то  польза  для профессии?

А.П.: А зачем притягивать  одно к другому? Понимаете, есть политики, политики, есть токари и токари…

Ведущий: Ну, это ведь как раз история успеха, что был токарь токарем, а стал сейчас уже депутат Государственной думы.

А.Д.: Вот опять. Понимаете, вы все время говорите о, так сказать,  движении по вертикали. Вот был токарем, стал генеральным директором. А почему?

А.П.: Давайте сравним – учитель и…

А.Д.: И учитель.

А.П.: Да, например, учитель и депутат.

А.Д.: И всю жизнь учитель.

А.П.: Какая, в общем-то…

А.Д.: Понимаете, я считаю, что о престижности надо говорить  не только вот по вертикали, а по горизонтали, о том, что   он высококвалифицированный. И без него предприятие не может вообще обойтись.

А.П.: Я вам скажу так, что…

А.Д.: И таких много.

А.П.: …на самом деле, вот на том же пермском моторном заводе  и у нас на предприятии есть люди уникальные по своим талантам, по своим выполняемым операциям. Их просто нельзя заменить. Они незаменимы.

А.Д.: Незаменимы.

А.П.: Они в буквальном смысле незаменимы.

Ведущий: А это не есть ли как раз проблема с престижностью, что их некем заменить? Нет смены поколений, которые придут и закроют.

А.Д.: Нет, нет.

А.П.: Вы же не можете сказать про художников,  что уникальны только потому, что  рисовать никто не научился.  Нет,  и это именно поэтому  так.

А.Д.: И другое поймите. Ведь для  того, чтобы даже токарь-универсал стал  вот суперзвездой в этой своей…

А.П.: В нашем понимании.

А.Д.: …в нашем понимании, должно пройти 6-8 лет, как минимум.  В это время, конечно, может подрасти кто-то другой и  точно так же занять такую же позицию, как и этот, вот о ком мы говорим сейчас. То есть на предприятии еще ребята воспитываются, они поднимают свой квалификационный уровень, престиж. И вот в этом-то и заключается то, что есть люди просто  уникальные.

А.П.: Конечно. Вот я с Александром Дмитриевичем  согласен. Престижность профессии, она ведь в самодостаточности заключается. Она хороша сама по себе,   эта профессия, да ведь.  Поэтому, с моей точки зрения, содержание сегодня  этой деятельности достаточно интересно. 

Ведущий: Вы знаете, я предлагаю пригласить к нашей дискуссии наших слушателей, и предлагаю им высказаться на тему… две темы все-таки. Не могу до конца решить, престижна ли рабочая профессия  или нет, хотя, честно скажу, на эфир шел с достаточно  однозначным ответом.  Ну, просто вы меня сейчас  пытаетесь поколебать в этой моей уверенности. И второй вопрос. Все-таки,  мне кажется, это важный такой и удобный барометр. Из наших слушателей кто-то готов пожелать своим детям  состояться в рабочей профессии? Я предлагаю звонить по телефону 261-88-67. И также можно писать  в эфирное ICQ 404582017. Чуть позже мы пообщаемся. Скажите, пожалуйста, вот я недавно читал обзор, такую некую отчетную статью о выставке  «Образование и карьера», которая недавно состоялась. Вы знаете, там было достаточно  пессимистичное мнение автора о том, что технические образовательные учреждения  очень слабо представлены были на выставке. Никто не шел на их стенды. И автор задается вопросом: кто придет в пермскую промышленность в две тысячи, ну, пятнадцатом году, предположим, потому что в образовательном среднем и начальном  образовательном учреждении, там, по-моему, цикл три года, ведь так получается?

А.Д.: Да. Меня, честно говоря, статья задела очень.

Ведущий: Вы тоже читали? Прекрасно.

А.Д.: Я готов был поспорить с этим человеком, потому что, вообще, совсем это немножко…   ну, совсем не так. Во-первых,  если возьмем высшее образование, около стенда  технического университета   очень много народу всегда  было. Это техническое образование.

Ведущий: Эти люди пойдут работать рабочими?

А.Д.: Нет. Собственно говоря…

А.П.: В том числе.

А.Д.: …в том числе.  Но вот мы были представлены  совместно с «Авиадвигателем», пермским моторным заводом. И я считаю, что  на нашем стенде и на стенде профессионального лицея  № 1 достаточно  много абитуриентов будущих  наших стояло и спрашивало, очень сильно интересовалось. И я хочу сказать, что   как-то непонятно счет идет. Другое дело, что,  в принципе,  даже в городе Перми  среди учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования очень мало учебных заведений, которые готовят  рабочие кадры для промышленности. Ну, вот возьмем Пермский авиационный техникум, славяновский колледж, профессиональный лицей № 1, ну, и дальше уже совсем…  то есть это так в большом количестве…

А.П.:  Ядро, которое, собственно.

А.Д.: Это ядро. И, наверно, и всё.

А.П.: И всё.

А.Д.: Да, профессиональный лицей № 3.

Ведущий: Они заполнены поступающими?

А.Д.: Да.

А.П.: Конечно.

А.Д.: И вот на весь город фактически четыре учебных заведения, которые готовят по специальности  технологии машиностроения,  или же по каким-то своим направлениям, производство авиационных двигателей.  Мы единственные готовим по  литейному производству черных и цветных металлов. Единственные. Или там направление авиационные приборы, или спецмашины для Мотовилихи. И не так много. И в крае не так много их. И из суммарно почти на 80 учебных заведений мы можем набрать в лучшем случае по Пермскому краю меньше десятка таких учебных заведений, которые  готовят для промышленности.  Тут вот есть определенный перекос.

Ведущий: Послушайте, а если эта профессия, разворот в умах людей идет, почему тогда не открывают учебные заведения соответствующих специальностей?

А.Д.: А вы знаете, что значит  открыть такое учебное заведение? Это надо иметь, во-первых, огромную материальную базу, очень сильную материальную базу.

Ведущий: Предлагаю послушать нашего радиослушателя. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Константин.

Ведущий: Константин, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вы все-таки кто? Вы родитель  ребенка, которому  скоро поступать?

Слушатель: Нет, он еще учится у меня в школе.

Ведущий: Но вы уже задумываетесь о его будущем.

Слушатель: Да, я, безусловно, задумываюсь о его будущем. Меня, в принципе, интересует вот  какой вопрос. У вас на предприятии, я точно знаю, потому что сам работал ??????? (неразборчиво)

Ведущий:  Это к Александру Васильевичу, видимо, вопрос.

Слушатель: Да, да. Существуют успешные люди рабочих профессий, которые, действительно, уникальны, и  без которых    производство, если не встанет, то, действительно, пошатнется. У меня вопрос такого плана. А готовы ли вы  вашего специалиста посылать в школы, на открытый час какой-то, чтобы он  рассказывал детям-старшеклассникам, седьмой, восьмой, девятый класс,  о своей профессии, и чтобы  они о ней хоть что-то узнали и понимали именно от человека-профессионала?

А.П.: Спасибо за вопрос.  На самом деле это очень актуальный и правильный абсолютно вопрос. Я бы даже сказал не вопрос, а пожелание, скорее всего.

Ведущий: Имеет место такая практика?

А.П.:  Такая практика имеет место. Но она, действительно, пока не системный характер носит. В этом отношении я скажу, почему, на самом деле. Вот с Александром Дмитриевичем мы говорили на эту тему, что  вот эта культура технологическая, она ушла из школы. И одними встречами, по большому счету, как элементом этой технологической культуры,  не обойдешься. Поэтому, безусловно, мы готовы эти встречи проводить. Но вот со 135-й школой, которая была упомянута уже, в свое время мы вели  достаточно тесный разговор о создании целой дисциплины по технологии. Выполнена в таком компьютерном варианте. И в этом отношении я, например, задумываюсь   создать виртуальный музей вертолетостроения,  редукторостроения, которое есть у нас. И вот эти все технологии  уже использовать совместно при встрече с нашими представителями.

Ведущий: Хорошо. Давайте еще один звонок послушаем. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Андрей.

Ведущий: Андрей, извините, я вам задам тот же вопрос. Вы…

Слушатель: Нет, у меня уже взрослые  дети. Один на «Машиностроителе» работает. Я  хочу просто сказать, что  вот, как бы, мерилом в наших, особенно  в нынешних условиях,  все равно является  твой доход. И как государство относится к своим гражданам, и что считается приоритетом, так и будет считаться, ну, твоя успешность и прочее. Так вот, я могу сказать.  В 80-м году, ну, в 80-е годы,  например,  рабочий на заводе мог получать  квалифицированный 300-400, до 400 рублей.

Ведущий: Так. А сейчас, как вы думаете, сколько?

Слушатель: Сейчас максимум, ну, сколько, 30, максимум, 40.

Ведущий: Это мало.

Слушатель:  Конечно. Я вам просто хочу  раскладку, быстро скажу. 50-60 – это надо ночевать  на заводе там круглые сутки. Могу сказать, вот в 80-е годы до 300, 400 рублей. Директор завода  800 и тысячу получал.  Причем, уходили даже инженеры. Военные получали, ну, вот я лейтенант был, 250 рублей, пришел, получал. Со стажем я получал 300-350. Сейчас военный капитан, командир группы - 75 и более тысяч. Вот и сравнивайте.

Ведущий: Хорошо, Андрей, извините. Я можно, прицеплюсь немножко, так сказать, к вашей фразе. Вы сказали о том, как государство относится. А вы считаете,  престиж профессии определяет государство?

Слушатель: А в нынешних условиях только этим и определяется? А что еще? Это вы говорите ???????? (неразборчиво).

Ведущий:  Ну, мне кажется, ведь сейчас большинство предприятий частные, и зарплату, тот доход, о котором вы говорите…

Слушатель: Они не могут  платить в нынешних условиях  нормальные зарплаты, потому что  при нынешней налоговой системе, так как надо кормить еще кучу военных, прокуроров, вы никогда не будете платить нормальные зарплаты, потому что вас  будет всегда давить   налоговая нагрузка. А она будет все больше и больше.  Так что вы никогда не потянете свои зарплаты, соответственно, никогда престиж свой не увеличите.

Ведущий: Понятно. Несколько такое пессимистическое суждение. Александр Васильевич, прокомментируйте.

А.П.:  На самом деле, великолепное выступление. Полностью поддерживаю в том плане, что   надо бы снижать налоговую нагрузку с предприятий, поскольку именно предприятия зарабатывают.

Ведущий: Именно она не дает платить  зарплаты?

А.П.:  Нет, почему?  Дело не в этом.

Ведущий: Вообще, Александр Васильевич, можно я вас обращу вот к точке зрения Андрея о том, что 30-40 тысяч это мало? Меня это зацепило.

А.П.: Понимаете, все же относительно.

А.Д.: Нет, ну, если взять сравнение с зарплатой педагогов, например, в средних профессиональных учебных заведениях,  так многие и половину не получают от этой 30, дай бог.

Ведущий:  Вот я как раз об этом.

А.П.: Я абсолютно согласен.  Вот как мы выстраиваем свою политику.  То есть, есть средняя заработная плата по городу Перми, где-то 20…

Ведущий: Двадцать с копеечками.

А.П.: Двадцать два с чем-то. Пожалуйста. То есть, в этом отношении,  например, заработная плата квалифицированного рабочего у нас   где-то около 37.

Ведущий: Так. Это средняя?

А.П.: Это средняя.  Понятно, что есть разбег,  предположим,  от 10, мальчишка, который только что пришел, у него разряда нет, до 100, например,  такое вот есть для уникальных рабочих.  В этом отношении, пожалуйста,  можете сделать свою карьеру,  зарабатывать.
 И абсолютно согласен с выступающим.

Ведущий: А как быстро можно сделать карьеру?  Опять  же, кстати, мы возвращаемся  на точку зрения…

А.П.: А было сказано уже. 5-6 лет.

Ведущий: …что карьера и деньги – это одно и то же.

А.П.: А так это везде так. Кроме уникальных талантов, которые могут  сегодня что-то сделать.

Ведущий: Я так понимаю, что  многих, это как раз молодежь смущает   то, что 5-6 лет тоже надо как-то прожить. Ведь для молодого-то человека это практически четверть его жизни за плечами.

А.Д.: Какая ж четверть?

Ведущий: Ему двадцать с чем-то, вот он приходит.

А.П.: Вот я про это  в самом начале говорил – шок от реальности.  Было проведено исследование по молодежи. У них ожидание заработной платы, когда  они готовы принять это предложение, начинается  от 20 тысяч.

Ведущий: А вы им предлагаете 10.
А.П.: Естественно.

Ведущий: И они говорят – профессия не престижная.

А.П.: Ну, вот пусть побегают, поищут. Нет проблем. Потом к нам придут. Я про это вам и говорю.

Ведущий: Понятно. Давайте послушаем   еще одного слушателя. Добрый день.

Слушатель: Меня зовут Игорь. Хотел побеседовать с вами по этой теме.

Ведущий: Игорь, извините, можно, чтоб нам понимать, опять же спрошу – вы родитель?

Слушатель: Выросли.

Ведущий: Уже выросли. Хорошо. И куда пошли?

Слушатель: В вузы. По поводу престижности рабочих  специальностей. Я потому что в таком возрасте,  который прожил достаточно времени и ??????? (неразборчиво)  в старой стране. Рабочие специальности никогда не были престижными.

Ведущий: А вы знаете, мы говорили об этом за эфиром.

Слушатель: Не было альтернативы никакой.  То есть успешные ученики шли в вузы, менее успешные шли   на предприятия, два года отрабатывали, и шли в вузы как стажисты уже  там ??????? (неразборчиво),  как я, собственно,  тоже в вуз и поступил. Ну, а те, кто плохо учился, это училище и рабочие специальности.  Тут единственные моменты, которые у них наступали,  это возможность хотя бы  какие-то такие социальные вещи, типа, допустим, даже, может быть,   несколько и призрачно, тем не менее, получение, допустим, жилья.  Сейчас, допустим, человек, придя к вам на производство,  ну, неважно, к кому из гостей,  он, естественно, правильно вы сказали, что специалист сразу не может прийти специалистом высокого уровня. Ему нужно для этого время. А живет-то он сейчас. Понятно, что он ищет какую-то альтернативу, где его могут принять, ну,  даже тем же каким-нибудь курьером. Он эти же деньги  будет  зарабатывать, и где-то еще прирабатывать. И вот это вот то, что вы правильно сейчас сказали, что сейчас все предприятия частные, так надо национализировать обратно  предприятия  по ходу дела, потому что вот такая вот ситуация, мне кажется.

Ведущий: Игорь, подскажите, пожалуйста, я просто пытаюсь  вот логически увязать все, что вы говорите.  То есть, если профессия никогда не была престижной,  даже в те годы, когда предприятия все принадлежали государству, сейчас мы их национализируем,  хорошо, что изменится?

Слушатель: Понятно, что,  национализировав только промышленность,  оно не даст вот этого притока  ни работников, никого.  Конечно, это нужна целая программа. Это просто мои размышления. Я не сторонник, вообще-то, а в принципе.  То есть если сравнивать социалистические годы, строительство велось государством, предприятия были государственные, и человек, работая на предприятии, имел, в принципе,  какие-то перспективы получить   хоть какое-то малейшее жилье.

Ведущий: Понятно. Престижности не было, но было   ощущение гарантированности какой-то.

Слушатель: Да. Шли туда, где давали. Шли работать в связь, потому что там можно было получить… ну, поставить телефон, да, как-то… Шли работать на крупные предприятия,  которые строили свое жилье…

Ведущий: То есть, чтобы получить все блага в жизни, нужно было по очереди поработать на самых разных предприятиях.

Слушатель: Да, да, да.  А сейчас. Ну, что такое?  Ну, даже 30 тысяч, имея 30 тысяч зарплату, вот у вас ведущий какой-то рабочий, их,  я не думаю, что много,   даже захочет приобрести жилье,  он придет получать ипотеку, у него возраст будет уже такой, ему на долгий срок не  дадут. Все равно будет платеж такой, который он не сможет выплачивать, ему ее не дадут.

Ведущий: Игорь, спасибо большое. Я услышал и понял, что   многие все-таки  связывают престиж  опять же с карьерой, зарплатой и так далее.

А.Д.: Ну, здесь вот маленький момент  меня задел по поводу того, что никогда  профессии не были столь престижны, сколь вузы. Но и амбиции порой у ребят, которые не достойны поступать в вузы,  они это понимали прекрасно. А сейчас ребята имеют   троечное  образование, едва-едва, а конкурс таков, что он говорит, я все равно туда поступлю, и  хоть как-то я выучусь. Вот, понимаете, это же ведь тоже перекос ужасный совершенно.

Ведущий: Александр Дмитриевич, подождите, вы говорили о том, что есть определенный как раз таки…   ну, скажем так, очередь стоит на учебу в образовательных учреждениях профессиональных, а при этом говорите, что   с тройками туда можно забраться.

А.Д.: Почему? Конечно, если нет   большого конкурса на инженерную специальность, то, конечно,  там идут с баллами очень низкими. И, собственно говоря, даже и у нас, на нашем уровне в среднем профессиональном  образовании в нашем учебном заведении, имея конкурс иногда, сейчас у нас возрастает конкурс и на технологию  машиностроения, все равно мы чувствуем, что это  вот настолько слабые ребята с такими слабыми знаниями, что очень трудно потом квалифицированного рабочего сделать. Ну, это, видимо, тема  другой передачи, другого обсуждения, скорее всего. 

А.П.: Ну, что касательно ипотеки…

Ведущий: Да, Александр Васильевич, расскажите, престижность -  это возможность купить квартиру в ипотеку.

А.П.:  Да, я думаю, это важный, на самом деле, действительно, критерий, по большому счету. Но думаю, что  этому критерию сейчас  соответствует  процентов 10 населения, так будем говорить. Поэтому  это, скорее, индикатор  общего тяжелого материального положения  в стране…

А.Д.: Конечно.

А.П.: …нежели   какой-то группы профессий.  Более того, я знаю, что, собственно говоря, успешные рабочие позволяют   себе все. То есть  они ездят на машине РАФ-4, покупают себе хорошие квартиры, и ни в чем себе не отказывают.

Ведущий:  Ну, это ведь какие-то индивидуальные  истории успеха.

А.П.: А какая разница? Вы же понимаете, что…

Ведущий: Мы же говорим о престиже профессии в целом, а не о самородках.

А.П.:  Нет, подождите, вы ж сказали о звездах.

Ведущий: Да.

А.П.: Ну, вот. Сколько у нас неизвестных певиц и сколько у нас  звезд? Примерно  то же самое я сейчас рассказываю по нашей профессии. В этом отношении это просто   та тенденция, которая реально существует. Как говорит  наш управляющий директор, наш народ настолько  обеднел, что все ездят на машинах. И это, действительно, факт.

А.Д.: Придите к воротам Пермских моторов…

А.П.: Придите к воротам и увидите. Я вас уверяю, что это  машины не только управляющих.

Ведущий:  Хорошо. Вынуждены мы на сегодняшний день заканчивать  наш разговор, к сожалению. Продолжим на следующей неделе. Большое спасибо, Александр Васильевич, большое спасибо, Александр Дмитриевич. Через неделю  встретимся.  Всего доброго.


Обсуждение
2104
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.