Верхний баннер
16:25 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 10 июля 2012

Как в Пермском крае устроена система оповещения о катастрофах?

Теги: МЧС

Р.ПОПОВ: 15 часов 9 минут. Ну что, друзья, это «Дневной разворот». Роман Попов, Данил Постаногов у микрофонов. Даня, привет.

Д.ПОСТАНОГОВ: Привет.

Р.ПОПОВ: И в гостях у нас Олег Владимирович Попов, самый главный спасатель Пермского края. Здравствуйте.

О.ПОПОВ: Добрый день.

Р.ПОПОВ: Самый первый вопрос у меня к вам будет, не имеющий, наверное, принципиального отношения к трагедии в Краснодарском крае, но имеющий принципиальное отношение к нашей аудитории, которая на протяжении двух последних дней гадала на тему: «А вот если б не Басаргин, если б Чиркунов был на месте губернатора, взлетел бы самолет или нет?» Ваш ответ.

О.ПОПОВ: Решение принималось в конце-то концов – губернатору были представлены предложения, и губернатор исходил из того, что оперативный штаб принял решение эвакуировать детей. Поверьте, это решение появилось не с бухты-барахты. А еще вечером, когда были с бравыми нотками доклады воспитателей с 11-й гимназии, что вроде все хорошо, к утру уже появилось какое-то опасение. Стало понятно, что света нет, воды нет, горячего питания не будет, собственника объекта найти не могут, арендатора найти не могут. Стало ясно и понятно, что этот отдых необходимо прекращать, как бы там горестно это для детей не было. Три-четыре дня – думаю, их не надо было разменивать на то, что безопасность отдыха наших детей упала ниже того уровня, на котором должна была поддерживаться. Это, видимо, самое главное и основное.

Р.ПОПОВ: Дальше следующая история. Мы единственный регион, отославший самолет. Почему так? Только нашей группе детей не повезло находиться в этом непонятном здании и так далее?

О.ПОПОВ: Я не могу отвечать за другие регионы. За эти другие регионы пускай другие ответят, мы отвечаем за свой регион. И я считаю, что тот оперативный штаб, который по решению губернатора был создан, принял единственно правильное решение в этих условиях. Другого просто быть не могло. Конечно, можно было детей там оставить, и они бы хорошо отдохнули, а, может быть, и нет. Но нам не надо вот этого «может, не может». Это дети, и решение было принято правильное.

Р.ПОПОВ: В 22 часа, уже сейчас точно время называется, соответствующие спецслужбы в Крымске знали о том, что именно в Крымске будет что-то похожее на природный катаклизм. Вряд ли они представляли масштабы, но предупреждение в 22 часа было. Это официально признал губернатор Ткачев на встрече с жителями. Ему задавали закономерные вопросы: «Какого черта людей в Крымске не предупредили?» Оказалось, были какие-то странные SMS-ки, приходящие то ли во время уже самого потопа,  то ли чуть позже. Но не было ни сирен, ничего подобного, ничего похожего на систему оповещения, которая почему-то у нас всех в головах одинаково стереотипно есть. Сразу быстро, вопрос не про Крымск, вопрос-то про Пермь на самом деле – а у нас, не дай бог, тьфу-тьфу, и по столу, система оповещения есть?

О.ПОПОВ: Вот вы сказали, затронули про SMS-ки. Я сразу скажу, SMS-ками мы никого не оповестим. SMS-ки – это так, может быть какой-то дополнительный фактор, дополнительное средство оповещения. А так должна работать нормальная человеческая система оповещения, которая есть в крае, которая… Первая задача гражданской обороны, которой в этом году исполняется 80 лет, 4 октября – это оповещение населения. И одна из важнейших задач – это организация эвакуации населения. Так вот, система оповещения в Пермском крае, конечно, есть. И основной способ как был в советское время в гражданской обороне, так остается и в наше время – это сигнал «Внимание всем!» Это тогда, когда начинают выть сирены. По этому сигналу любой человек включает радиоточку, которых у нас все меньше и меньше становится, включает телевизор, 1-й или 2-й канал. В это время происходит либо на «Маяке», либо на «Радио России», либо на 1-м, 2-м канале телевидения происходит перехват радиоэфира и одно сообщение идет везде, все-таки что случилось. Эти сообщения заложены у оперативного дежурного уже текстовые. Если текстового сообщения нет, немножко запускается другое. Так что эта система оповещения есть. Она в настоящее время спроектирована, есть проект, из краевого бюджета будет выделено более 200 миллионов рублей на реконструкцию этой системы оповещения.

Д.ПОСТАНОГОВ: То есть реконструкция все-таки требуется, потому что после событий в Краснодарском крае РИА «Новости», по крайней мере, выдавали материал, что 40% у нас  в России систем оповещения просто не соответствует требованиям необходимым.

О.ПОПОВ: Может быть, и так. Но вы понимаете, что совершенству нет предела, постоянно надо что-то совершенствовать. Вы автомобиль свой и то, наверное, раз в три года пытаетесь, чтобы он чем-то получше был. А здесь система, которая была построена в 70-80-е годы прошлого столетия. Реконструкция…

Р.ПОПОВ: Когда она в последний раз работала? Хотя бы в режиме проверки?

О.ПОПОВ: В режиме проверки – хотя бы раз в квартал проводится проверка. Отключаются все оконечники центрального пульта с двух мест – со штаба гражданской обороны старого, сейчас Главного управления, и с «Ростелекома» данный сигнал отправляется до оконечников.

Р.ПОПОВ: Я понимаю, о чем вы говорите. Давайте тогда так, не проверка. Я понимаю, о чем вы говорите, когда говорите «Сигнал «Внимание всем!» У меня в голове сразу очень четкое ощущение, я знаю, что это за сигнал, хотя я его ни разу в жизни, может быть, и не слышал. Но у меня же были уроки основы безопасности жизнедеятельности, и на значок ГТО я нормативы сдавал…

О.ПОПОВ: В конце концов, вы просто задумывались о безопасности своей и своих близких. Вы просто задумывались.

Р.ПОПОВ: Но я не имею ни малейшего понятия, знают ли, что это такое те, кому сейчас 15-16-17-20. Я не знаю. Что-то подобное по школам, какое-то обучение, может быть, всеобщие учения, какая-то самая базовая информация, на какую кнопку ткнуть, когда последний раз проводилась вами?

О.ПОПОВ: Куда бежать, да? Давайте так. Есть целая система обучения по вопросам гражданской обороны, безопасности жизнедеятельности, вы же сами об этом сказали. Если урок ОБЖ, то урок ОБЖ. Если на предприятиях, такое обучение должны проводить руководители, которые, в свою очередь, должны обучиться на учебно-методическом центре, обладать какими-то знаниями и эти знания прививать своим подчиненным, работникам, воспитанникам, навязывать эти знания. Это целая система, учения проводятся постоянно на уровне муниципалитета, объекта. Может быть, пока мы сейчас сидим, двое-трое учений проводятся. Другой момент – насколько они доходят до людей, до их мозгов, печенок, это уже другой вопрос. Сейчас, может быть, будет доходить лучше. Но не уверен, что через неделю-две этот угар не спадет. Этим надо заниматься всегда.

Р.ПОПОВ: Смотрите, минутная буквально пауза. Друзья мои, приготовьте телефоны, давайте запустим голосование. Система оповещения в Перми, Пермском крае выглядит следующим образом, сказал нам Олег Попов – сначала это сигнал «Внимание всем!», а после этого вы включаете телевизор, радиоточку, просто пытаетесь откуда-то найти информацию. На «Маяк» наткнетесь, на «Радио России», и все, информация у вас уже будет. Самый базовый, самый первый шаг. Скажите, друзья мои, вы, по вашему мнению, ощущению – вы поймете это, когда услышите первый сигнал? Когда что-то произойдет, вы поймете, что надо делать, вам вбили это в голову? То есть людям старшего поколения – уверен, да. Тем, кто помоложе – не знаю, сейчас выясняем. Если вы чувствуете, что в случае начала работы системы оповещения вы почувствуете, что что-то не так, поймете эту историю – 261-88-67 ваш телефон. Если вы считаете, что понятия не имеете, как выглядит этот сигнал «Внимание всем!», если у вас в голове не возникнет первой рефлекторной мысли включить телевизор, не случилось ли чего, вы не поймете, что вас предупреждают о ЧС – ваш телефон 261-64-00. Запущено голосование. «Локально можно оповещать?» - спрашивает Сергей. Выброс на ПНОСе, град с яйцом в Мотовилихе, дым в Закамске.

О.ПОПОВ: Отлично, молодец, Сергей. Это третий способ оповещения. Я про второй пока умолчу. Так вот, локальное оповещение – есть такое понятие, локальные системы оповещения. Эти локальные системы оповещения строятся на гидротехнических сооружениях, потенциально опасных объектах, химических или радиационно опасных. У нас таких объектов в крае 49. Для радиационных объектов локальные системы оповещения радиус сплошного оповещения, покрытия – 5 километров. Для химически опасных объектов – 2,5 километра. Для гидротехнических сооружений вниз по течению, нижний бьеф – 6 километров. Локальные системы оповещения. К сожалению, у нас еще не все собственники в городе Перми или Пермском крае эти локальные системы оповещения построили.

Р.ПОПОВ: Или привели в порядок.

О.ПОПОВ: Как мы ни бьемся, ни колотимся… Может быть, да. Но первоначально она просто должна быть. Есть объекты, на которых локальные системы оповещения, несмотря на наши увещевания, штрафы, предписания прокуратуры, пока не строятся. Это третий способ оповещения - локальные системы оповещения.

Д.ПОСТАНОГОВ: У нас, насколько я понимаю, с этим как раз проблема по химическим предприятиям. Сколько у нас не было какой-то такой странной загазованности в центре города, когда дышать нечем, а просто все собственники предприятия отнекиваются: «Нет, это не мы». Там приходится проводить какие-то проверки, а уж о том, что они сами будут оповещать – «извините, мы там…»

О.ПОПОВ: Я помню этот случай, после чего руководство «СИБУРа» решило построить СКА так называемую. Это система контроля выбросов. «СИБУР» решил построить. А сколько там в нашем Осенцовском промузле всяких объектов, которые могут что-то выбросить. Чтобы потом не говорили, что «СИБУР» выбросил, они решили эту СКА У себя построить.

Д.ПОСТАНОГОВ: Просто мне удивительно, я подозреваю, что ни один собственник крупного химического предприятия не будет оповещать о том, что у него какой-то выброс произошел. Он скорее постарается его…

О.ПОПОВ: Все будут насмерть стоять, но не признаются.

Р.ПОПОВ: Абсолютно точно. Даже отвлечемся от Осенцовского промузла. Смею вас уверить, что далеко не химики здесь впереди планеты всей. Вспоминайте историю с попаданием всякого рода гадостей в Краснокамске в воду. Ну и что? До тех пор, пока эта муть не пошла из кранов у людей…

О.ПОПОВ: Все понятно, вопросов нет. Есть еще второй способ оповещения, когда, предположим, мы, другой исполнительный орган получает информацию. Мы через Центр управления в кризисных ситуациях Пермского края оповещаем все единые диспетчерские службы муниципальных образований. И потом уже дальше либо по автоматизированным средствам оповещения, либо по прямым каналам уже информация должна непосредственно доводиться до людей. Причем надо здесь понимать, вот вы вспомнили Ткачева, он говорит: «Не дойти до каждого». Почему не дойти до каждого? До каждого и надо было доходить! У нас есть трудовые коллективы, ТСЖ, старосты в населенных пунктах. У нас в ЦУКСе есть телефон каждого старосты в населенном пункте Пермского края. Понятно, что это кропотливая, огромная работа, но если один сигнал мы доведем до 48 ЕДДС муниципальных районов, то это уже 48 абонентов, респондентов к нам присоединяются, которые будут сигнал транслировать. Это второй способ доведения сигнала.

Р.ПОПОВ: Я правильно понимаю, что если вернуться к Крымску, то там проблема была не в том, что у них работала система, а скорее в том, что ее не пустили. То есть кто-то принял решение не делать этого.

О.ПОПОВ: Не принял решение, а не нашлось человека, который бы принял решение запустить ее.

Р.ПОПОВ: Потому что потом за это надо было еще отвечать.

О.ПОПОВ: Совершенно верно. Тут две вещи. Одно дело, что кто-то принял решение не запускать, а другое дело, что человека не нашлось, кто увидел эту беду и начал бить во все колокола.

Р.ПОПОВ: А ведь для этого нужно было просто быть профессиональным…

О.ПОПОВ: Совершенно верно, единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования, которая по федеральному закону – орган повседневного управления, где должны сидеть обученные грамотные люди. Не с зарплатой, как у нас в некоторых ЕДД 6,5, как уборщица получает, а с нормальной, серьезной зарплатой человека, который обеспечивает безопасность района, спокойный сон главы муниципального образования председателя КЧС. Так вот, такого человека, я считаю, там не нашлось.

Р.ПОПОВ: А у нас это кто?

Д.ПОСТАНОГОВ: Что это за люди? Это сотрудники МЧС?

О.ПОПОВ: «У нас» – это где?

Д.ПОСТАНОГОВ: В крае (???неразборчиво)

О.ПОПОВ: Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования. Она есть в каждом муниципалитете.

Р.ПОПОВ: А вы уверены, что у нас здесь, в нашем муниципалитете под названием Пермь…

О.ПОПОВ: В городе Пермь? Уверен.

Р.ПОПОВ: То есть тот самый человек.

О.ПОПОВ: Смена – 21 человек в городе Перми. Но город Пермь – это вы понимаете, что это у нас мегаполис. А вот про что вы говорите, предположим…

Р.ПОПОВ: Очер.

О.ПОПОВ: Очер, Оханск, Куеда – где-то службы помощнее, ЕДДС, где-то они похилее. Эти службы есть, они везде. Мы уже два года бьемся, колотимся, воюем с главами муниципалитетов, эти службы создаем. И по решению президента к концу 2012 года эти службы должны заработать в полном составе, как требует ГОСТ. Не так, как было раньше в муниципалитетах – ЕДДС считался охранник, который сидел в администрации района, его задача была выключить свет, вынести бутылки, закрыть форточки, а утром главе сказать «Доброе утро, Иван Иваныч». ЕДДС – это действительно орган повседневного управления, который владеет всей ситуацией в районе, который может принять любое решение до того момента, когда включится председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям района, пока включится глава района, в конце концов, ЦУКС субъекта. Так что ЕДДС – это очень серьезно и важно.

Р.ПОПОВ: Окей, три истории мы сейчас проговорили. Максим пишет: «Как понять, если я за 29 лет ни разу не слышал этого сигнала?» Максим, поверьте, если вам 29 лет, вы поймете. Гораздо сложнее понять тем, кому сейчас 18. А тем, кому 29, очень хорошо понятно, и вам тоже. Вы это почувствуете не знаю чем, спинным мозгом, что это тот самый сигнал. Очень специфическая такая штука.

О.ПОПОВ: Я думаю, что в ближайшее время губернатор, тем более он поставил сейчас задачу детально разобраться со всеми плюсами, минусами, слабостями нашей системы оповещения – я думаю, что в ближайшее время мы эту систему оповещения включим полностью во всем крае.

Р.ПОПОВ: То есть один разик на всех такие большие учения.

О.ПОПОВ: Один разик мы ее все-таки включим. Надо ее включать периодически, хотя бы раз в год.

Р.ПОПОВ: Я так понимаю, с предупреждением.

О.ПОПОВ: Ну естественно, конечно, это огромная работа, всех предупредить необходимо.

Р.ПОПОВ: Хорошо. Сразу следующая история. Послушали, включили, поняли, что происходит. Дальше – там же, видимо, какой-то сценарий, что нужно делать, рассказывается по телевизору, по радио. Что у нас в данном случае человек может предпринять сам? Что он должен сделать вне зависимости от того, какое это ЧС?

О.ПОПОВ: В зависимости от того, какое это ЧС, человек и будет что-то делать. Если, предположим, у нас случилась авария на каком-то химически опасном объекте, закрываются все окна, форточки, двери, утыкивание всех дыр. Эти мероприятия можно… Бесконечное количество. Мы понимаем, что, если природные катаклизмы, по крайней мере, паспорт и документы надо с собой, телефон надо с собой, позаботьтесь о безопасности своих близких. Сейчас нельзя под любую ЧС или любую ситуацию разработать, сказать, что надо. Видимо, это зависит от знаний человека и насколько этот человек заботится о своей безопасности, безопасности своих близких. У вас есть на кухне огнетушитель?

Р.ПОПОВ: Нет.

О.ПОПОВ: У меня есть два. Один маленький, другой такой хороший. И поскольку я жил на 16 этаже, у меня еще и самоспасатель есть. С 16-го до 2-го достанет.

Р.ПОПОВ: Самоспасатель – это что?

О.ПОПОВ: Обыкновенная веревка, и все. Ну, на всякий случай. Мы должны сами заботиться о своей безопасности, о ней надо заботиться. Если будет бытовать мнение, что только власть должна заботиться о безопасности населения, это правильно, основная задача власти – создание комфортных и безопасных условий жизни, но человек должен сам тоже заботиться. Пускай немножко, чуть-чуть, хоть убей меня, но заботиться должен.

Р.ПОПОВ: В Крымске, если сейчас вернуться к этому городу, я знаю, что вы связь со своими коллегами держите регулярно, что там повлекло такое количество жертв? Что там было допущено помимо системы оповещения? Какая ошибка, что там было не так? Я никак не могу уложить себе в голову, что просто дождь и просто катастрофа.

О.ПОПОВ: Знаете, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, обладать всем уровнем той информации, которая - что там случилось в Крымске? Мы можем только догадываться. Мы знаем одно, с нашими коллегами связываемся и завтра отправляем им гуманитарную помощь, это 31-я пожарная часть 2-го ОПФС города Крымска. 50 человек, из этих 50 человек 37 остались без всего. У них ничего нет, и слава богу, что у этих 37 человек никто не пострадал, люди все остались живы. Но у них нет ничего. Вода уничтожила все, сель или что там – уничтожено все. Это горе, беда, и, я думаю, причину должно указать следствие. Посидеть, поковыряться, разобраться и сказать, что же это было. Поверьте, я думаю, это будет сказано.

Р.ПОПОВ: То есть в данном случае вы скорее согласны с мыслью, что природных катастроф у нас практически не осталось, а остались только социальные?

О.ПОПОВ: Почему? Наверное, и природные катастрофы остались. Ведь вопрос, много говорят про водохранилище. А мы ведь четко понимаем, что водохранилище – если его спустить, город останется без воды, если его оставить, то будет опасность.

Д.ПОСТАНОГОВ: Роман, голосовалка.

Р.ПОПОВ: Результат голосования у нас 63% на 37%. 63% позвонивших сказали, что они вряд ли почувствуют, что началось. 37% сказали, что нет, определенно они поймут, как минимум спинным мозгом поймают это ощущение. Олег Попов был с нами на связи, главный МЧС-ник Пермского края.


Обсуждение
2151
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.