Верхний баннер
17:51 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:00, 22 августа 2012

Жилье сиротам. Странности судебных решений. Экзамены в ГИБДД.

В сегодняшнем "Утреннем развороте" Роман Попов и Олег Русских обсуждают новую схему предоставления жилья детям-сиротам, удивляются странным решениям российских судов и ищут плюсы и минусы новых правил сдачи экзаменов по ПДД.

 

О.РУССКИХ: Давайте про новый закон о предоставлении жилья детям-сиротам. Я читаю по «Эху», с 1 января 2013 года вступает в силу новый федеральный закон №15, по которому изменится порядок выдачи жилья детям-сиротам. Из обихода исчезнут жилищные сертификаты и компенсации, ребят будут расселять в специализированный жилищный фонд. Самая интересная деталь – заместитель прокурора Перми Анна Бабкина рассказала, что по новому закону полученное жилье нельзя будет приватизировать и обменять.

Р.ПОПОВ: В течение 5 лет, она поясняла еще.

О.РУССКИХ: Нет, жилое помещение должно быть предоставлено на основании договора социального найма, что, безусловно, влечет за собой право его дальнейшей приватизации. С 1 января этого права не будет, так как жилье будет предоставляться по договору социального найма специализированного жилищного фонда. То есть в течение 5 лет жилье будет оставаться в фонде, его приватизация невозможна. Исходя из этого, как ты понимаешь, возникает куча вопросов.

Р.ПОПОВ: Смотри, логика такая. Сейчас мы Павла Микова наберем, он нам свою точку зрения предоставит. Что такое жилищный сертификат сейчас? Это, конечно, надувалово, потому что с помощью жилищного сертификата ты нормальной квартиры не купишь, толкового жилья у тебя не будет. Когда тебе 18 или 19 лет, тебя выпустили из детдома, к жизни ты не приспособлен, ты – жертва мошенников. Просто огромное количество таких жертв существует на данный момент, и, конечно, прокуратура давно ратует за выделение жилья, не сертификата, а жилья, это первое. Оказывается, что если получать именно квадратными метрами, то это будет гораздо круче, чем сертификат, это первая история. И здесь, конечно, запрет производить какие-то сделки с этим полученным жильем ограниченное время, 5 лет, смотрится очень логично. Мы даем 18-летнему парню или девочке квартиру, запрещаем что-либо с ней делать, все мошенники должны 5 лет что-то ждать. За это время они научатся, подрастут, поумнеют и будут сами распоряжаться. Но дальше возникает такая штука – ребята, приватизация у нас заканчивается, и жилье, которое они получат по договору соцнайма, не будет их. Оно будет муниципальное.

О.РУССКИХ: Я об этом и говорю.

Р.ПОПОВ: Фактически, делая благое дело, у детей-сирот с 2013 года жилье из собственности, именно собственности, отбирают. Я не говорю, что это плохо, это, мне кажется, такой философский вопрос – владеть или не владеть. Проходит 5 лет, они пролонгируют этот договор…

О.РУССКИХ: Давай звонить Павлу Микову.

Р.ПОПОВ: Да, я просто дорасскажу. Проходит 5 лет, договор будет пролонгироваться по решению всякого рода комиссий, можно будет перезаключить…

О.РУССКИХ: Или не будет пролонгироваться. Смотри, что мы сейчас получаем. Во-первых, я не знаю, кому из сирот будет предоставляться жилье, а кому нет.

Р.ПОПОВ: Жилье будет предоставляться тем, у кого на данный момент жилья нет. Они же, когда родились, пока жили, у каждого что-то было, какие-то квадратные метры.

О.РУССКИХ: Второй вопрос. Вместо монетизации у нас заменяются натуральные льготы. Павел Миков у нас на связи, добрый день.

П.МИКОВ: Добрый день.

Р.ПОПОВ: Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.

О.РУССКИХ: Павел, можете вы нам прокомментировать этот закон, который вступит в действие с 1 января, потому что здесь по нему возникает несколько вопросов? Правильно ли мне объяснял Роман, что, начиная с 1 января 2013 года, сироты, которые будут получать жилье, не будут получать его в собственность, а всегда будут получать его в найм?

П.МИКОВ: Даже скорее не в найм. 15-й федеральный закон, о котором идет речь, предполагает, что по договору пользования они будут в течение 5 лет жить в государственном специализированном жилищном фонде. При этом законом предусмотрена действительно возможность через 5 лет, в случае если некий орган признает, что это лицо из числа детей-сирот уже может самостоятельно осуществлять свою жизнь, тогда ему будет разрешено перевести это жилье и получить его по договору социального найма. А если комиссия, которая еще непонятно в каком составе и как будет определять, достиг он или не достиг уровня самостоятельности, признает, что он еще не готов к самостоятельной жизни, то есть возможность еще продлить договор пользования на 5 лет для того, чтобы якобы сохранить жилое помещение, оградить его от действий мошенников или от собственных бездумных действий.

Р.ПОПОВ: Секундочку, давай это переведем в конкретную ситуацию. Мальчик в 18 лет выпускается из детдома, получает эту самую квартиру. Там 33 квадратных метра, если мне не изменяет память, на него по нормативу спецжилфонда. Он собирает какие-то справки с места работы, еще откуда-то, подает их в комиссию, и комиссия должна признать, самостоятелен этот мальчик или нет в 23 года, да?

П.МИКОВ: Совершенно верно. Если говорить совсем утрированно, то так это и будет происходить. Закон административно перегружен. Кроме того, Пермский край не готов сегодня к исполнению этого закона с 1 января 2013 года. У нас в крае нет ни одного квадратного метра государственного или муниципального специализированного жилищного фонда.

О.РУССКИХ: Павел, подождите секундочку, я сейчас даже не о готовности Пермского края, я про сам закон. Хорошо, в 23 года ему жилье перевели с пользованием в социальный найм – и что? Дальше-то что?

Р.ПОПОВ: И он живет по договору соцнайма в муниципальном жилье.

О.РУССКИХ: До 50 лет? До самой смерти?

П.МИКОВ: По сути дела да, то есть он будет прикреплен к этому жилью навсегда.

Р.ПОПОВ: В данном случае приватизировать не может, продать не может, заложить не может.

П.МИКОВ: Может только обменять на аналогичное.

О.РУССКИХ: То есть получается, что мы мало того, что превращаем этих людей в совершенно инфантильное сообщество, которое ограничено в правах минимум до 23 лет. Мало того, кроме этого, мы его этим жильем привязываем к определенному месту, в котором он вынужден будет жить, ограничиваем его трудовую и социальную активность.

П.МИКОВ: Свободу передвижения, свободу выбора места жительства. Я уже давно говорю о том, что действующее законодательство о предоставлении жилья детям-сиротам фактически создало в конце XX и XXI веке новую группу крепостных людей в России, которые реально не могут на сегодняшний день в той законодательной рамке, которую представляет нам федерация, выбрать место жительства, работу, где бы они могли работать, потому что это связано будет с жильем. Жилье ведь им будет предоставляться в государственном специализированном жилищном фонде по месту их выявления и постановки на учет.

Р.ПОПОВ: Например, в Большой Соснове.

П.МИКОВ: Совершенно верно! Ребенок выявлен, признан нуждающимся в получении жилья, но он уехал оттуда, например, учиться в город Пермь, здесь начал свою трудовую деятельность, закончил техникум, завел какую-то семью. Подходит его время получить жилье, ему говорят: «Нет, дорогой, переезжай, пожалуйста, в Большую Соснову, потому что по закону жилье тебе мы обязаны выделить там».

Р.ПОПОВ: Вдогонку, на текущий момент ему говорят именно это и могут дать жилищный сертификат, который рассчитан денежно, исходя из условий жизни в Большой Соснове. Он, конечно, плюется, матерится, вытирает слезы, но реализовать этот жилищный сертификат может и в Перми частичным взносом за какую-нибудь однокомнатную хрущобу, ипотеку и так далее. С 2013 года он будет вынужден жить в Большой Соснове?

П.МИКОВ: Совершенно верно. То есть свободу выбора места жительства, свободу передвижения, по сути дела даже свободу труда в данной ситуации государство для этой категории граждан, лиц из числа детей-сирот сознательно ограничивает.

Р.ПОПОВ: Паша, теперь я тебе следующий пример приведу. А если мы отложим в сторону детей-сирот и возьмем просто ребенка из Большой Сосновы? У него есть папа и мама, и он просто живет в Большой Соснове. Но ведь этот же парень обычный, приехав в Пермь, поступив в техникум, а после в политех, в тех же самых условиях, что и ребенок-сирота с 2013 года.

О.РУССКИХ: Ничего подобного!

Р.ПОПОВ: Почему нет?

О.РУССКИХ: Поясняю. Он может продать свое жилье, свою долю, реализовать свою квартиру, квадратные метры. Он самостоятельный человек, который не ограничен пределами Большой Сосновы. И еще одна история, я к Павлу. Смотрите, друзья мои, в 23 года некая комиссия будет проверять тебя, к примеру, Роман Сергеевич, на дееспособность.

Р.ПОПОВ: Знаешь, в данном случае это просто отдельная песня. Она не имеет принципиального отношения (???неразборчиво)

О.РУССКИХ: Павел, скажите, пожалуйста, мы сейчас уже просто будем заканчивать с вами разговор – то есть все, этот закон принят, он вступает в действие, его не отменить?

П.МИКОВ: На самом деле закон имеет отсылочную норму, в соответствии с федеральным законом должен быть принят региональный закон. На наш взгляд, в региональном законе вариативность возможности предоставления жилья может быть представлена. Федеральный законодатель дал такое право субъектам федерации. Неоднократно мы встречались по этому поводу совместно с правительством края в прокуратуре Пермского края. Прокуратура считает, что федеральный законодатель достаточно жестко выставил позицию, и иных вариантов, кроме как предоставление жилья в спецжилфонде, не предусматривает. В то же самое время, с точки зрения юристов аппарата Уполномоченного по правам человека и правительства Пермского края, федеральный законодатель такую возможность субъектам предоставляет – определить и другие возможные меры обеспечения жильем детей-сирот. На переходный период, когда в крае будет построен этот спецжилфонд не раньше второй половины 2014 года, нашим законом, который в настоящее время готовится, можно предусмотреть сохранение схемы, когда жилье предоставляется как по сертификатам, но по выбору самого лица из числа детей-сирот, но если есть такая необходимость, он может получить единовременную выплату для покупки жилого помещения самостоятельно в собственность.

О.РУССКИХ: Спасибо, Павел.

П.МИКОВ: Коллеги, с 1 января 2013 года у нас просто произойдет социальная катастрофа, на мой взгляд. Исполнить в том виде, в котором у нас действует сегодня закон, будет невозможно. У нас нет ни одного квадратного метра спецжилфонда. И очередь вырастет неимоверно сразу же, по нашим подсчетам, примерно в 2 раза. С 1 января число нуждающихся в жилье будет около 4,5 тысяч лиц из числа детей-сирот. На сегодняшний день эта цифра 2 тысячи.


Обсуждение
1987
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.