Верхний баннер
19:14 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 24 августа 2012

Готовность школ Перми к 1 сентября

Теги: 1 сентября

Ведущий: Олег Коневских в студии. Маша Зуева за звукорежиссерским пультом. Людмила Анатольевна Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми у меня в гостях. Людмила Анатольевна, добрый день.

Людмила Гаджиева:  День добрый, Олег.

Ведущий: Тема основная, не  хочу о конфликтах, уйти опять можно в гимназию, и мы в этой одной гимназии останемся. Я напомню, что у нас еще полторы сотни учебных заведений в городе. И  как-то вот  полторы сотни одну вот эту проблему у меня сегодня перевешивают. Да и о гимназии сказано столько, что мама не горюй. Давайте о первом сентября. И еще о ЕГЭ, как об английском языке, так и немножко захватим итоги прошлого года, потому как интересно. Начнем все-таки с английского языка. ЕГЭ   третий и обязательный   -  иностранный. Чем это грозит?  Какая работа предстоит родителям, детям и педагогам?

Л.Г.: Да, сейчас очень много стало говориться о том, что в 2020-м году иностранный язык будет рассматриваться как обязательный  экзамен, так как сейчас наши дети все пишут русский язык и математику. Я думаю, что  это в тренде, в тренде, в принципе, развития всего мирового сообщества, и я думаю, что федеральные стандарты здесь разработаны абсолютно правильно. И правильно, что говорим об этом сейчас, когда еще есть время посмотреть, как развернуться в этом направлении, что можно сделать. Не хочу  сказать, что мы на сто процентов готовы и уверены  за высокие успехи наших пермских школьников.  Но опять же тренд нами схвачен достаточно вовремя. Уже в течение пяти лет реализуется проект «Международное образование», международный бакалавриат в городе Перми, и есть уже дети, которые сдают международные тесты, получают международные сертификаты в нашем городе. Причем, это дети учатся необязательно в школах с углубленным изучением иностранного языка. 

Ведущий:  У нас же есть, по-моему, даже  какие-то супер-пупер медалисты, насколько я помню, и по французскому,  и английскому языку.

Л.Г.:  Да, там дети сдают успешно экзамены.

Ведущий:  Там детки очень крутые.

Л.Г.: И мне нравится, как разворачивается сеть негосударственная в этой сфере, очень много языковых центров, которые тоже предлагают свои услуги и для взрослых, и для детей. Частные структуры.

Ведущий:  Это как-то влияет?

Л.Г.:  Конечно.

Ведущий:  На образование влияет?

Л.Г.: Конечно.  Это, безусловно, влияет на образование. Я вот сейчас сама занялась, восполняя пробелы свои школьные. Работаю, например, с центром «Британия», изучая английский язык.  Это не как реклама.  Этим же центром предлагается  программа «Я и малыш». То есть мама вместе с ребенком в удобное для нее время изучает английский язык, я надеюсь, что в игровой форме.  То есть мне нравится, как разворачиваются у нас образовательные услуги в нашем городе.  Это в любом случае все на благо нас. 

Ведущий:  Людмила Анатольевна, задали совершенно дикий вопрос, с одной стороны, дикий,  с другой – своевременный: китайский язык будет в пермских школах?

Л.Г.:  Вот у нас гимназия № 2, мне тоже нравится ее креатив, этого директора:  все  на запад, она на восток. Китайский язык они  уже изучают.

Ведущий:  То есть это не слух?

Л.Г.:  Это не слух, это есть группа. Я, конечно, не знаю, какие там результаты, чем их можно оценить. Но,  в любом случае,  я всегда говорю, главное начать. У них оборудован класс, есть специалисты, преподаватели, которые приезжают, то есть носители языка.

Ведущий: Правда, удивлен. А в других школах стоит ждать таких вещей? Или этот директора зависит?

Л.Г.:  Это, конечно, много зависит от директора. Я думаю, что для начала нам  достаточно  эксперимента в гимназии № 2, а дальше посмотрим, как будет разворачиваться.

Ведущий:  Тем более, что китайский язык становится все более востребованным. Вот кроме шуток. Недавно общался с Ильей Шулькиным.  Он всерьез озадачен  глубоким изучением китайского языка.

Л.Г.:  Ну вот гимназия подумывает о том, чтобы внедрить обучение еще и на японском, и корейском языках.

Ведущий: Я удивлен, вот, как минимум.

Л.Г.:  Вот мы всегда,  говорю я,   наша главная стратегическая задача  департамента образования, сделать так, чтобы у родителей был реальный выбор того, что они  хотят получить в рамках нашего города – разного уровня, разного качества, разной стоимости.

Ведущий:  Вернемся к ЕГЭ. К чему готовиться все-таки родителям, к чему готовиться ученикам? Какие-то изменения в программе предусмотрены в связи с этим?

Л.Г.: Наверно, надо тут думать не столько над программой, а сколько над технологиями, с помощью которых  преподается английский язык.  Вот на себе, опять же, через себя очень хорошо понимаешь тогда,  когда ты начинаешь учить иностранный язык, а тебя каждый раз учитель  одергивает: ты тут ошибку сделал, ты здесь ошибку сделал,  здесь не так сказал. В конце концов, тебе вообще ничего делать  больше не охота, и  ты боишься рот открыть. Это как инстинкт породистого пса: вроде чего-то понимаю, а сказать  уже не могу или боюсь. Поэтому самое главное пересмотреть отношение учителя вообще к своему предмету. Наверно, для нас даже  главное не столько международные сертификаты начать получать в массе своей, а начать просто говорить, говорить, говорить, говорить, пусть даже, если это будет говорение с ошибками.

Ведущий:  Да, это правда, потому как,  приезжая  в любую зарубежную страну,  даже минимальное  владение английским тебя делает гораздо мобильнее, и легче получать все эти туристические блага,  за которыми ты, собственно  говоря,  и поехал.

Л.Г.:  И вот, знаете, как обычно раньше считалось? Чтобы попасть в языковую школу, тебе проводили тестирование, то есть искали какие-то специальные навыки для  овладения иностранным языком. Но ведь, согласитесь,  это даже здравый смысл-то... в это сложно поверить, потому что  у нас ребенок рождается, и он ведь начинает говорить на русском языке. Почему бы ему не начать говорить на английском, французском, немецком, китайском, японском и так далее?  То есть, в принципе, нужны технологии, которые могут позволить массово изучать иностранные языки.

Ведущий: А педагоги-то к этому готовы?

Л.Г.:  Педагоги готовы, я думаю, что не все и не по всем направлениям. Но вместе с тем  сейчас министерством образования Пермского края предлагаются  интересные проекты, которые оплачиваются за счет бюджета краевой власти, и учителя изучают, готовятся  и сдают тесты опять же на международном уровне.  То есть повышают свое качество. Дальше будем думать, как сделать это массовым. Олег, дайте похвастаться школами.

Ведущий:   Я вот к этому и веду. Школы и ЕГЭ. Ладно, мы пытаемся ввести третий обязательный экзамен, а с двумя-то обязательными как?

Л.Г.: Мы в течение трех лет пытались догнать Самару по ЕГЭ, поскольку Самара всегда была непревзойденным лидером и по русскому, и по математике. И вот в этом  году мы Самару обошли, пусть не на много баллов,  там где-то даже на десятые, на сотые баллы, но, тем не менее, мы Самару обошли и по русскому, и по математике, и сохранились в тройке лидеров среди городов-конкурентов.  По русскому нас обошли на 1 балл Москва и Казань, а по математике нас обошли Казань и Уфа. Поэтому я на августовской конференции 29 числа буду  предлагать своим коллегам  догонять уже не Самару, догонять начнем Казань.  Посмотрим, как у них выстроена эта  система и ???????? (неразборчиво).

Ведущий: О чем говорят вот эти абсолютные цифры – 66,9?

Л.Г.: В первую очередь это ведь не цифры ради цифр. Это  говорит о том, что наши выпускники пермских школ достаточно  конкурентоспособны, и поступая в российские  вузы, у них достаточно велики шансы по отношению к своим сверстникам. 

Ведущий: А, вот так. То есть это средний балл. А это не средний по больнице, как у нас бывает, ну, например, в других отраслях?

Л.Г.:  Это, конечно, средний по больнице. Кстати,  вот интересная тоже тематика: мы ни разу не говорили  о разрыве между лучшими и худшими результатами в городе. И сейчас разработан проект государственной программы развития образования до 20-го года  на федеральном уровне, и там  говорится, что этот разрыв между  лучшими и худшими результатами должен нее превышать полутора раз. Вот сейчас у нас по русскому языку, в принципе, мы этот показатель, так скажу, выполняем.  То есть у нас разница между  лучшими и худшими школами вот где-то в полтора раза находится и в течение трех лет. По математике  пока еще у нас есть, над чем поработать.  Мы посмотрели за три последних года разница между  десяткой лучших результатов,  десяткой лучших школ и  десяткой худших школ, она составляет  где-то примерно в два раза.  То есть нужно подтягивать  нижние школы.

Ведущий:  Вот эти показатели -   русский язык выше, чем математика, я правильно понимаю, что гуманитарные науки в Перми развиты круче?

Л.Г.:  Нет, неправильно, неправильно.  Не русский язык выше или ниже, это говорит о том, что математика... результаты разнятся по городу. Есть какие-то явно продвинутые школы и продвинутые результаты, и есть   какие-то совершенно слабые  школы, где детям дают не высокий уровень.  И это плохо, потому что у жителей нет доступа равноценного к качественному образованию.

Ведущий: А, вот так.

Л.Г.:  То есть  разрыв должен быть небольшой.

Ведущий:  То есть это, скажем так, не человеко-балл.

Л.Г.: Да.

Ведущий: Мне очень интересно, 1 сентября вообще будет рабочий день?

Л.Г.: 1 сентября, я думаю, что нынче очень удачно попадает  на субботу. И  это значит, что можно сделать очень хороший праздник своим детям и всему городу. И я хочу как раз пригласить  1 сентября  всех бабушек, дедушек, мам, пап, всех,  кто есть  около ребенка, прийти в школу.

Ведущий: Все, кто раньше отмазывались тем, что у него рабочий день.

Л.Г.:  Да. Более того, я хочу сейчас проанонсировать  интересную  акцию, с которой вышли наши директора школ. Мне она очень понравилась, департамент ее  поддержит. Более того, ее, я хочу сказать, поддерживают   коллеги из Кунгура, Соликамска и Березников. Директора предложили  сделать первоклассный перезвон.    То есть сейчас школьникам и дошкольникам закупили колокольчики. И 1 сентября  дети будут  эти колокольчики раздавать взрослым, друзьям, учителям, и мы договорились, что в 12 часов 12 минут мы начнем все дружно во всем городе в эти колокольчики звонить. Поэтому я призываю как раз всех  звонить. Но для того, чтобы  был какой-то смысл, мы предлагаем  загадать желание, и пусть это желание у нас у всех сбудется. И мы покажем всему городу, насколько мы едины в достижении наших общих целей.

Ведущий:  Будет интересно, на самом деле. Я уже даже предвижу фотоподборки первоклассников с  этими бантиками, и с этими колокольчиками. Это, конечно, мило очень получится.

Л.Г.: Я думаю, если  у нас получится, это будет  хорошей традицией  еще на будущие годы.

Ведущий:  Давайте попробуем.  Готовы даже информационно поддержать такие вещи.

Л.Г.:  Так что. Олег, ловите колокольчики.

Ведущий:  Да, ловите колокольчики, так и есть. Все-таки вернусь к школам и к безопасности школ, потому как поступили такие вопросы. Кто, сколько человек  будет обеспечивать безопасность,  в каком режиме 1 сентября будет проходить? 

Л.Г.: 1 сентября традиционно у нас усиленный режим. Есть приказы, нормативные акты департамента образования, где еще раз мы закрепляем ответственность за  должностными лицами. Как правило, накануне полиция помогает нам, то есть смотрит наши объекты, в том числе, прямо с собаками. Система общих мер безопасности и  не только 1 сентября, которая традиционно есть,  тоже она уже дает свои результаты. У нас сейчас практически все школы  обеспечены системой видеонаблюдения. Детские сады, кстати, постепенно обустраивают  свои имущественные комплексы вот этой  системой видеонаблюдения. Кнопки тревожной сигнализации, специализированная охрана, ограждения сейчас практически все школы уже имеют, за исключением отдельных единиц. То есть, тьфу, тьфу, тьфу, будем надеяться, что 1 сентября  все должно пройти   у нас благополучно. 

Ведущий: В прошлом  году  ГИБДД очень хорошо сработало на этот счет, огромное им спасибо, правда.

Л.Г.: Кстати, да. И в этом году, вот у нас,  когда будет собираться координационный совет, мы этот вопрос, я думаю, что поднимем, и ГИБДД, наверно,  в этом году нам  должно  точно также помочь  отработать.

Ведущий: Потому что безумные школьники, выскакивающие на  дорогу, это была какая-то беда вообще. Есть лежачий полицейский, нет его, без разницы. Дети-то ведь эти полицейские не видят,  они просто выскакивают на дорогу и все.

Л.Г.:  Я хочу сказать, что  родителей нужно призвать, потому что сентябрь месяц, как правило, бывает   очень много ДТП с участием детей. И я прямо призываю родителей быть очень внимательными. Я бы даже предложила  на сентябрь месяц отодвинуть все свои дела и ребенка отводить в школу, и забирать из школы. Потому что сентябрь месяц – это столько случаев, в том числе, со смертельным исходом, что сердце разрывается кровью.  В октябре, как правило,  это все прекращается. 

Ведущий:  Людмила Анатольевна, у вас профессиональная  деформация. Смертельных случаев не так много,  травм много.  Необязательно это будет сбитый ребенок, это будет ребенок, который просто  даже вот из автобуса вышел, упал, ударился. Вот начиная с такого. 

Л.Г.:  Нам  ведь даже этого не надо. И всего лишь, я говорю родителям, сентябрь месяц,  возьмите ребенка за руку,  вот возьмите за руку и водите его сентябрь месяц.

Ведущий:  Вопросов на сайте масса. Я не буду часть задавать, отдам просто Людмиле Анатольевне и попрошу  потом ответить  отдельно прямо на сайте. Вот сейчас перейдем к детским садам. Начнем с того, что шумиха вокруг «Маминого выбора». Люди уверены, что они отстояли «Мамин выбор», то есть   психологически, наверно,  правильно они себя ведут, хотя, не понимая, простите, бюджетных процессов. Реструктуризация «Маминого выбора» и  его отмена – совсем разные вещи. Вы наверняка являетесь носителем данной информации. Что произойдет с «Маминым выбором? Вот именно в Перми.

Л.Г.:  Начну с того, что  никогда не стоял вопрос о том, чтобы «Мамин выбор»  в Перми отменить. Поскольку информация потом в прессе пошла, люди стали волноваться, «ВКонтакте», знаю, создана группа, я еще раз официально заявляю, что «Мамин выбор» в Перми будет, и он будет на всех тех же правилах, которые у нас были  объявлены, то есть в размере   норматива стоимости услуги. Переживать  родителям здесь нечего.

Ведущий:  Тут, наверно, стоит пояснить, что, к примеру, муниципалитетам с маленькими бюджетами, им выгоднее оставить «Мамин выбор».  Муниципалитетам с большими бюджетами, а таких раз, два, три в Пермском крае и обчелся, можно применять... я не помню, как правильно называется методика,  когда решаются две задачи: и строительство детских садов, то есть поиск мест, и продолжение  «Маминого выбора», например, для отдаленных территорий.   Это бюджетные процессы, административные. Они не являются отменой или  закрытием.

Л.Г.:  Безусловно, для бюджета это серьезная нагрузка, потому что нужно  сохранить и «Мамин выбор», который занимает огромную сумму... выделяется на него из бюджета, и при этом необходимо выделить  средства на реконструкцию  закрытых детских садов, и на их строительство.  Но в любом случае мы понимаем, что  житель, который не получил ни путевку в  детский сад,  ни деньги  на приобретение услуги в частном секторе, это, в принципе, неверно. И, конечно, власти,  понимая это, они не могут пойти на прекращение «Маминого выбора».  Но на развитие системы  муниципальной,  на ввод в эксплуатацию новых дополнительных мест, конечно, деньги выделяются. И вот сейчас мы смотрим предварительно прогноз  бюджета. Нам уже, я вижу,  запланированы деньги на реконструкцию  ранее закрытых детских садов по аварийности.

Ведущий:  Департамент будет заказчиком строительства, например,  нового детского сада?

Л.Г.:  Да, департамент  образования.

Ведущий: Сколько  заказов на строительство детского сада сейчас есть?

Л.Г.: Сейчас пока заказов нет. Я сейчас не могу в силу своей специфики, я говорю всегда только то, что уже решено  окончательно и   обсуждению не подлежит. Сейчас я могу сказать, что в проекте бюджета, который будет утвержден   думой в районе  ноября-декабря месяца, закладываются  средства на реконструкцию и на строительство.  Это самое главное.

Ведущий:  Объем средств будут  решать депутаты.

Л.Г.:  Приличный объем средств, конечно, решают депутаты. Наша задача, как департамента образования, обозначить  самые острые участки  в  городе. А это Пролетарский, Железнодорожный, это Дзержинский район, Индустриальный район, Мотовилиха.  Вот на сегодняшний день  по  результатам комплектования мы видим, что  в трех районах города с трех  лет устроены все дети. С трех лет все желающие дети  получили путевку. Это Ленинский, это Свердловский и Кировский районы. В остальных районах в целом две с половиной тысячи мест...

Ведущий:  Нас упрекают в том, что мы  лжем, по ICQ. Назовите конкретно  адрес или  микрорайон  в Ленинском районе, в центре города, где нет  мест в детском саду.  Это я прошу слушателя, который пишет мне по ICQ.  Игорь его зовут.  Людмила Анатольевна уверяет, что в Ленинском районе  места есть, все дети устроены. 

Л.Г.: Еще раз, в Ленинском районе все дети с трех  до семи лет, желающие поступить в детский сад, получили  эту путевку. И если те, кто  не получил, вы тогда ко мне можете прямо сегодня в приемную подойти, и я тогда проверю те данные, которые мне дают мои специалисты. 
 
Ведущий: У нас есть телефонный звонок.

Слушатель:  Здравствуйте, меня зовут Виктор.  Ваша гостья подняла очень важный вопрос по обеспечению ????????? (неразборчиво)  детей 21 сентября. Вот хотел бы обратить внимание Людмилы Анатольевны на следующий факт.  На старом Компросе произошел ремонт   дорожного покрытия. В результате  не были восстановлены  ни один лежачий полицейский.  То есть  они до ремонта там были, а после  ремонта их не стало.

Ведущий:  В районе каких улиц?

Слушатель: Это пересечение Соловьева и Смирнова.  Это две школы – 12-я и 77-я.  То есть сейчас в этих местах дети  пойдут 1 сентября, и там нет ни одного лежачего полицейского.  Они, подчеркиваю, там до этого были. Огромная просьба, что, может быть, департамент образования, если сами чиновники соответствующих организаций  неспособны это понять, может быть,   департамент образования как-то примет меры. 

Л.Г.: Все, спасибо, я поняла, записала. Примерно понимаю, как действовать буду.
 
Ведущий:  Напомню, что еще Игорь Шубин, у него была микропрограмма по установке  этих вот как раз противоскоростных   барьеров  рядом с образовательными учреждениями .  Вроде никто не отменял. 

Л.Г.: Кстати, хорошая программа. Там не только барьеры, там, в принципе, подходы и подъезды к социальной сфере.

Ведущий: Слушаем вас, алло.

Слушатель: Меня зовут Зинаида Борисовна. К Людмиле Анатольевне Гаджиевой обращаюсь вот с каким вопросом. Я бабушка.  Я хочу побывать у вас на приеме. Моя невестка, она врач-инфекционист в  детской больнице  около ДК Свердлова.  Вот она вынуждена и не хочет увольняться, потому что не получает  в садике место, куда ходит ее пятилетняя дочь.

Ведущий: Понял, Зинаида Борисовна. Сейчас перефразируем. Как быть с теми людьми, кто  хочет сменить детский сад? То  есть вот этот географический вопрос размещения детского сада,  он вечен. 

Л.Г.:  Олег, я услышала самое главное: ребенку уже 5 лет. По устройству детей 5-летнего возраста  вообще проблем в городе Перми нет. Поэтому вы можете выйти во вторник в четыре часа Сибирская, 17 ко мне. Лучше, конечно, чтобы пришла сама мама, желательно...

Ведущий: Конечно, с документами.

Л.Г.: ... с документами сама мама,  все-таки мы должны работать с законным представителем, и я вам решу вопрос.

Ведущий: Мы продолжаем  разговор о готовности системы образования, не хочу говорить школ и детских садов к учебному году, а системы образования, потому как у департамента масса учреждений. Вот 11 на ICQ вопросов и 5 вопросов на сайте, так или  иначе, касаются  технической готовности учреждений  образования к началу учебного года.  Давайте начнем, пожалуй, с детских садов. Сколько детских садов у нас не откроется 1 сентября?  Я вам задавал вопрос этот, по-моему, год назад.

Л.Г.: У нас сегодня  не откроется 1 сентября 3 здания. Это детский сад № 222, 417 и 418.  Они находятся на комплексном капитальном ремонте. Ну, я думаю, что...  там у каждого разная дата, конец года и следующий год эти детские  сады   откроются.

Ведущий: Следующий  год имеется в виду календарный?

Л.Г.:  Тринадцатый, да.  Ну, то есть там крупные капитальные ремонты, там на 50 миллионов  порядок такой стоимости идет, сейчас там все в работах. Плюс ко всему у нас есть де здания детских садов, которые только в самом начале проведения ремонтных  работ, где есть, где проводятся обследования в этом году, на следующий год разработка проектно-сметной документации.  То есть вот так вот, непросто.

Ведущий: Здания школ, которые у нас точно не откроются 1 сентября.

Л.Г.: Во-первых, я напомню, что мы уже  в течение пяти лет проводим комплексные капитальные ремонты.  Ни  много, ни мало на одну школу идет порядка 100 миллионов рублей, и поэтому сам ремонт занимает около двух лет. В этом году у нас  закрыты на такие ремонты школа 10, это которая за «Кристаллом», 60-я школа,  87-я школа, одно здание в Кировском районе, закрыта школа 114. 80-я школа откроется, я планирую, где-то после январских праздников. А все остальные школы  откроют свои двери  1 сентября.
     
Ведущий:  В этом году было гораздо меньше конфликтов с подрядчиками. Что изменилось?

Л.Г.:  Как-то, наверно, может быть, мы научились проводить конкурсные процедур правильно, выставлять  жесткие требования...

Ведущий: И вовремя.

Л.Г.:  Ну и вовремя, и правильно, потому что, если раньше в начале 7-го, 8-го  годов мы еще авансы подрядчикам давали, а потом  бегали,  искали этих подрядчиков, и в суды входили, то сейчас  мы  работаем жестко. Никаких авансовых платежей нет, поэтому очевидно это сразу отсекает недобросовестных подрядчиков.  Школы научились грамотно... У нас же школы ремонты сами проводят, то есть они сами проводят конкурсные процедуры. Школы,  может,  более жестко  работают с ними, более конкретно,    не дожидаясь, когда подрядчик долго  «зависнет», выставляет штрафные санкции, расторгаются в одностороннем порядке, будучи автономными учреждениями.  То есть система на самом деле сложилась.

Ведущий:   Когда пересмотрели порядок оплаты... 

Л.Г.:  Это очень важно.

Ведущий: ...это очень важно и очень здорово.  Слушаем вас. Алло.

Слушатель: Людмила Анатольевна, ваш телефон  можно?

Л.Г.: 2-12-70-50 – телефон  приемной.

Ведущий: Интереснейший вопрос. Я просто знаю человека, который  это задает. У него нет детей маленьких, но, тем не менее,  он имеет прямое отношение к бизнесу. Он задает вопрос: «Людмила Анатольевна, каково ваше отношение к частным детским садам? И какова политика департамента в их  отношении?»

Л.Г.:  Наша политика сформировалась  пять лет назад, я ее полностью разделяю. Мы создаем условия для того, чтобы максимально  негосударственный сектор в сфере дошкольного образования развивался.  Причем, это не пустые слова, это конкретные действия.  То есть, если еще пять лет назад у нас за частный детский сад  родитель платил исключительно свои деньги, а деньги из бюджета шли только в муниципальные детские сады, то сейчас с 5 до 7 лет те дети, которые ходят  в лицензированные частные детские сады,  получают субсидии из бюджета в размере норматива стоимости услуги. Ну и, как мы знаем,    денежные выплаты получают родители   на руки как раз ровно для  того, чтобы они  могли купить эти услуги в негосударственном секторе. Единственное, что только тут есть риски в плане нашего существующего законодательства. У нас же  частник, когда открывает детский сад, он же заходит  на условиях аренды. Стоимость арендной платы  достаточно прилична.  То есть удорожание на одного ребенка идет.  Мы прикидывали, это порядка двух-трех с половиной   тысяч в месяц. То есть, если это 5 тысяч из бюджета идет,  будем считать, что это себестоимость, плюс 2-3 тысячи арендная плата, вот тебе, пожалуйста, себестоимость. Содержание ребенка в детском саду обходится в 9-10 тысяч рублей. Поэтому, конечно,  я за то, чтобы рынок частных садов развивался,   хотя понимаю все  сложности этого  дела.

Ведущий:  Вот продолжают мне писать по этому поводу и предлагают: «Не пытались  ли вы подключить бизнес-инкубатор  и на его площадке начинать развивать те же места  для аренды для размещения детских садов?»

Л.Г.: Я думаю,  что  я точно готова просмотреть еще  какой-то один  вариант,  механизм  содействия бизнесу в этой сфере. Пока  не понимаю конкретно суть предложения, но опять же готова встречаться, я открыта. Можно придумывать какие-то варианты  упрощения входа в этот бизнес.

Ведущий: Поясняют:  «Нужно знать хотя бы правила для того, чтобы организовать, а они настолько запутаны, что человеку несведущему  понять их очень сложно».  

Л.Г.: Я скажу очень просто. У меня есть специалист, который  называется Ершова Ольга Станиславовна. Вы заходите в приемную департамента образования, узнаете ее телефон, где  она сидит, и она вам все  расскажет, все нюансы, как  от нуля создать частный детский сад.  

Ведущий:  Это потрясающий контакт, и, поверьте моему слову, потрясающий специалист. Кладезь знаний и всевозможных административных правил,  нормативных  актов и прочего.  Давайте зацепим пару вопросов с эфирного ICQ.  «Если просят взятку в детском саду?»  В детском саду?

Л.Г.:  Надо  написать в полицию или в ОБЭП,

Ведущий: Все еще просят взятки в детском саду?

Л.Г.:  Я уже  отказываюсь верить. Но, тем не менее, если такой факт есть, то я всегда призываю: можете ко мне обратиться с жалобой только не анонимно. А можете сразу написать, куда хотите: в прокуратуру, в ОБЭП,  хоть куда,  хоть на кого. 

Ведущий:  Последние два года так шустро реагируют, вот поверьте личному опыту, связанному с одной из гимназий. Моментально реагируют. Вплоть до совершения  революции в отдельно взятом образовательном  учреждении. «Что делать с теми родителями, которые  путевки берут, а детей не водят?

Л.Г.: О, кстати, вот это  вообще проблема, да.  Это общая проблема на самом деле.  Родитель сначала попасть не может, потом возьмет путевку, ее не отдает.

Ведущий:  Я не понимаю, о чем речь просто.

Л.Г.: Получил путевку в департаменте  образования.

Ведущий:  Ребенок заболел.

Л.Г.: И ты не дошел либо до детского сада... ну, я не знаю, передумал, вовремя комиссию не прошел,   там разные какие-то нюансы есть. И почему-то мы забываем, что там еще много желающих.   Так ты тогда сдай путевку. Либо еще тут вариант у нас простой есть.  Родители получили путевку, и в детских сад ходят: хочу  хожу, хочу не хожу. А у нас же очень жесткое ведется финансирование. И если ребенок без уважительной причины  пропускает детский сад, то мы  у детского сада забираем деньги   за не оказанные вот эти дни.

Ведущий:  То есть это подушевое финансирование.

Л.Г.:  Да. Страдает, во-первых, детский сад, его финансирование, страдает тот, кто не может  попасть в детский сад. Мы, конечно, там сделали правило. То есть мы начинаем потом адресно отрабатывать, если ребенок не посещает, по-моему,  около трех месяцев без уважительной причины...   

Ведущий: Как минимум, выяснять, почему.

Л.Г.:  Да, мы начинаем  уже в административном  порядке и администрация садика работать и  искать какие-то другие варианты.  Родители  ведь имеют право  в любой момент отказаться  от садика, перейти на выплаты, а потом обратно от выплат перейти на садик.    При этом необязательно 1 сентября это делать. Это можно  сделать в течение года.  Так я тогда призываю: если вы не хотите  ходить в детский сад, сдайте путевку,  перейдите получать денежные выплаты, передумаете, потом получите путевку.  

Ведущий: Интересный вопрос от Виктории. Она спрашивает: «Могу ли я передать свою путевку, которой мы не сможем пользоваться, другому ребенку моей знакомой?»

Л.Г.:  Нет.

Ведущий:  Почему?

Л.Г.:  Потому что у нас единые правила выдачи путевок.

Ведущий: Очередность?

Л.Г.:  Нет, не очередь, а очередь, как бы, по дате рождения. То есть  если берем двух,- трехлетних детей, так вот первоочередное право  тому, кто родился в январе, а второй на очереди   тот, кто в феврале. А она может передать путевку тому, кто  родился в декабре.  И это несправедливо.  

Ведущий:  Все понятно. У нас есть телефонный звоночек, пожалуй, последний в этом эфире.  Слушаем вас, алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Николай. Людмила Анатольевна, по-моему, математик по образованию.  Вот когда мы строим детский сад небольшой, где-то тысячу квадратов, или на 2 тысячи квадратных метров  школу, почему, откуда берутся?  Почему такая дороговизна? В три раза  выше   строители задирают  цены за эти социальные объекты?  Почему никто на это не смотрит?

Л.Г.:  На самом деле норма 45 квадратных метров  на одного ребенка, к сожалению, не знаю, откуда взята, задается на федеральном уровне, хотя я с ними тоже не согласна. Потому что в городе Перми  найти площадку, особенно в центре  города, где 45 квадратов на одного ребенка, и можно было   бы  посадить  нормальный детский сад, а не на 50 человек,  найти в принципе там невозможно, это большие сложности. А, исходя из того, что требования задаются Роспотребнадзором такие, что... вот у нас и получается безумная дороговизна одного   места.  То есть она составляет порядка...   от 700 до 900 тысяч стоит построить одно место в детском саду.   Безумные требования на федеральном уровне.

Ведущий: Я давно  не заступался за Людмилу Анатольевну Гаджиеву. Пожалуй, ни разу в средствах массовой информации не заступался. 

Л.Г.:  Не дождешься от вас.

Ведущий:  Да.  Я попытаюсь это сделать. Давайте мы спросим  строителей и производителей стройматериалов, почему они задирают цены?  Я думаю, что люди, которые  их производят,  эти стройматериалы, будут очень недовольны, если им, например, снизят зарплату или  у кого-то из владельцев строительного бизнеса снизится прибыль.  Очень будут недовольны. Я думаю, что   не совсем по адресу. Цены, они существуют независимо от департамента образования.  Людмила Анатольевна, финальный вопрос. По версии «Коммерсанта» образование признали
доброкачественным.  Так вот я хочу задать вам вопрос от Романа Сергеевича Попова из сегодняшнего «Утреннего разворота». Людмила Анатольевна,  почему систему образования не критиковали на экспертной группе? 

Л.Г.:  Да потому что мы хорошо работаем.  Вот и все. Потому что мы хорошо  работаем.

Ведущий:  Людмила Анатольевна Гаджиева была в эфире  программы «На нейтральной полосе». Олег Коневских и Маша Зуева вели этот эфир.


Обсуждение
1986
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.