Льготы в здравоохранении
Ведущий: Добрый день. У микрофона Юлия Хлобыст. За звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. В эфире наша «Радиоприемная», проводимая совместно с пермским региональным отделением Фонда социального страхования. Сегодня в нашей «Радиоприемной» мы решили взять две достаточно емкие темы. Не знаю, насколько у нас получится осветить все, но поскольку «Радиоприемная» не прекращает свою работу, то, что получится осветить, то получится. И я представляю гостей нашей студии, представителей регионального Фонда социального страхования, которые будут отвечать на ваши вопросы. Это заместитель управляющего Пермским региональным отделением Фонда Наталия Котельникова. Добрый день, Наталия Леонидовна.
Наталия Котельникова: Здравствуйте.
Ведущий: И начальник отдела санаторно-курортного лечения Юлия Прохур. Добрый день, Юлия Александровна.
Юлия Прохур: Добрый день.
Ведущий: Я хочу обратиться к нашим слушателям. Несмотря на то, что у нас будут две темы – это тема обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и обеспечение санаторно-курортными путевками определенного круга лиц, неких льготных категорий, каких, мы выясним дальше, я думаю, что, если нас слушают люди молодые и здоровые, я думаю, что все равно не стоит переключаться с нашей волны. Ну, просто потому, что среди возможно близкого вашего окружения есть люди, которым эта информация будет необходима, будет нужна. И вы вот здесь как никто другой, может, поможете донести до нее. Давайте начнем с темы, которая касается людей с ограниченными возможностями и, соответственно, обеспечения их средствами технической реабилитации. Наталия Леонидовна, давайте очертим или дадим понятие, что такое средства технической реабилитации, что к ним относится, и кто имеет право на получение таких средств.
Н.К.: Юля, я вас немножко поправлю: технические средства реабилитации. Отделение Фонда по поручению правительства Российской Федерации с 2005-го года как раз и занимается тем, что закупает необходимые технические средства реабилитации льготной категории граждан: инвалидам по общему заболеванию. На сегодняшний день у нас более менее сложилась ситуация стабильная. И мы можем говорить о том, что ассигнования из федерального бюджета, которые к нам поступают на этот вид деятельности, поступают достаточно равномерно, и мы можем говорить о том, что к концу текущего года те, кто обратился к нам по 30 ноября, будут обеспечены необходимыми средствами реабилитации.
Ведущий: Это вот такой срок существует ежегодно – 30 ноября? До 30 ноября подаешь заявку, возможно, обеспечивают тебя вот таким техническим средством на следующий год.
Н.К.: Не совсем так. Дело в том, что те, кто к нам обращается в декабре, мы просто физически не можем охватить их теми закупками и государственными контрактами, которые ?????? (неразборчиво) ранее.
Ведущий: То есть времени не хватает уже до конца года.
Н.К.: Конечно же, да, потому что сама процедура закупки, она на сегодняшний день предусмотрена законодательством и длится около месяца. То есть мы определенный размещаем заказ, проводится электронный аукцион, по итогам которого определяется победитель, кто хочет нам поставлять и может те или иные средства реабилитации, заключается государственный контракт, и все это в определенные сроки, которые установлены законом. И поэтому, если мы сейчас начнем проводить процедуры закупки, октябрь месяц, это значит, что в конце октября – в начале ноября мы заключим необходимые контракты, и будем обеспечивать тех, кто подал заявки ранее. Люди, которые обращаются к нам в декабре месяце, то, конечно же, сразу в первом квартале следующего года, заранее проведя процедуру закупки в декабре, мы будем работать именно с ними. Поэтому и ориентируем: по ноябрь это наша задача на сегодняшний день.
Ведущий: Собрать заявки, по сути дела.
Н.К.: Собрать заявки, да, и не только собрать, но и максимально все...
Ведущий: Удовлетворить.
Н.К.: ...удовлетворить, конечно же, да.
Ведущий: Что касается самих технических средств реабилитации. Что это такое, что входит в их перечень?
Н.К.: Существует перечень, утвержденный опять же на уровне правительства Российской Федерации. В нем такие средства, я их перечислю не полностью, но, тем не менее, сориентирую. Это протезы, то есть именно этими изделиями мы обеспечиваем бесплатно за счет средств федерального бюджета тех, кто в них нуждается, протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты, кресла-коляски, подгузники, пеленки, специальные устройства для тех граждан, которые плохо видят, плохо слышат и другие. Всего по перечню достаточно много таких средств. Надо отметить, что еще один документ, очень важный, который должен принести нам заявитель, это программа реабилитации, индивидуальная программа реабилитации инвалида, потому что в системе Фонда социального страхования нет специалистов со специальным образованием, которые определяют, кому, что положено. И вот в этом случае, прежде всего, гражданин обращается через местную поликлинику в органы МСЭ, это медико-социально-экспертные комиссии, и уже специалисты этих комиссий определяют, кто, в чем нуждается, составляя программу реабилитации. Это вот тот документ, который мы в своей части должны исполнить. Поэтому, если к нам обращается гражданин с программой реабилитации, у него в программе могут быть прописаны несколько средств реабилитации. Всеми ими мы должны обеспечить.
Ведущий: Вы сейчас озвучили, по сути дела, механизм. То есть человек с ограниченными возможностями не просто идет напрямую в Фонд социального страхования и говорит «мне необходимо то-то», и пишет заявление, он идет сначала в свою поликлинику, в учреждение здравоохранения, которое направляет его...
Н.К.: Да, он проходит определенных врачей, сдает необходимые анализы, составляется посыльный лист в органы МСЭ – медико-социальную экспертизу, и уже там как раз специалисты, врачи-реабилитологи, оформляя эту программу, определяют, в чем он нуждается. Раз уж мы заговорили об обращении, то вот на сегодняшний день можно озвучить следующие цифры. К нам в этом году обратилось 23 с половиной тысячи человек. И, учитывая, что в программе реабилитации может быть несколько средств реабилитации, в этих заявках у нас содержится 50 тысяч заявок.
Ведущий: Наименований.
Н.К.: Наименований, да, которыми нам нужно обеспечить граждан. Цифра достаточно большая, потому что, если говорить о начале этой деятельности, к нам намного меньше обращалось граждан, и мы вот с помощью, в том числе, и таких передач, пытаемся привлечь внимание в том плане, что есть такое право по законодательству, и оно должно быть реализовано. Мы все идем к тому, чтобы люди с ограниченными возможностями как можно комфортней чувствовали себя в нашем обществе.
Ведущий: Я бы хотела понять, как все-таки составляются списки технических средств реабилитации для людей, которым необходимы эти технические средства. То есть они оставляются на основании порядка? Либо уже из каких-то других органов к вам поступает? Ну, например, инвалиды же тоже находятся на учете в учреждениях здравоохранения, еще где-то, еще как-то.
Н.К.: Получается, что перечень видов средств, он определен, вот именно эти средства в перечне закупаются бесплатно для граждан. Гражданин обращается в Фонд социального страхования. Его заявка принимается и заносится в базу данных. То есть информацию имеем только мы о количестве обратившихся и тех средств, которые необходимо закупить. Безусловно, органы МСЭ тоже обладают этой информацией. И как раз мы сейчас ей и обмениваемся. И имеем очень интересную информацию. У нас есть количество людей, которые обратились в МСЭ, и которым составлена программа реабилитации, и количество тех, кто пришел к нам. Так вот, как ни странно, практически в два раза эта цифра меньше, то есть до нас все нуждающиеся не доходят. И здесь два варианта, на мой взгляд. Либо вписанные в программу реабилитации средства не так уж и нужны тем, кто по закону имеет право на получение бесплатное, либо есть какое-то препятствие для того, чтобы своевременно к нам гражданин дошел. Хотя заявки принимаются не только в городе Перми по определенному адресу: улица Седова, 22, но и на территории районов края у нас есть уполномоченные, которые только принимают документы и передают к нам в региональное отделение, не рассматривая их, потому что таких полномочий на территории края нет, вернее, в районах области. Поэтому, подводя итог, на вопрос: гражданин сначала обращается в органы МСЭ, получает эту программу реабилитации, затем обращается в Фонд социального страхования. И мы формируем эту базу заявок, по которой и работаем.
Ведущий: Что касается территории края, тоже очень важный вопрос, потому что, понятно, что у нас все учреждения, все основные базы расположены в Перми. Но, тем не менее, вот вы сейчас сказали, что в территориях тоже есть какие-то некие отделения, где можно подать заявку, потому что, тем более, человеку с ограниченными возможностями доехать до Перми, и тут еще непонятно, часы приема, где и как, в общем, определенные сложности.
Н.К.: Вы знаете, Фонд социального страхования выполняет очень много задач и функций. И понятно, что у нас на территории районов края представители присутствуют. У них есть свои обязательства по сбору отчетности ????? (неразборчиво) и так далее, это другие направления. И поэтому, пользуясь вот этой системой разветвленности, так скажем, и присутствия представителей в каждом районе края, мы и предлагаем на сегодняшний день гражданам обращаться в эти представительства и оставлять документы. То есть заявление, программу реабилитации, которые перенаправляются к нам в региональное отделение уже, и мы работаем с этой заявкой.
Ведущий: То есть ездить совсем не нужно?
Н.К.: Конечно. Это по желанию гражданина: либо он хочет лично прийти на прием и сдать документы, пожалуйста, поскольку существует еще и много вопросов у гражданина: когда я получу эти средства реабилитации, какие и так далее, либо к нам по почте отправить соответствующее заявление, либо третий вариант, который мы сейчас проговариваем, представит документы нашему представителю.
Ведущий: Где можно ознакомиться с перечнем тех территориальных отделений, чтобы понимать, где есть такая возможность, где?
Н.К.: Во-первых, у отделения Фонда социального страхования есть свой сайт, на котором эта информация присутствует, а на сайт можно выйти, набрав наше название – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования. И сейчас я в эфире скажу телефон, по которому можно уточнить, например, если я проживаю в Чернушке, куда, по какому адресу мне можно подойти и сдать соответствующие документы. Телефон: 241-28-60.
Ведущий: То есть, независимо от того, в какой территории края вы живете, вы можете позвонить по этому телефону и спросить, есть ли у меня в Чернушке, в Березниках, в Ныробе и так далее, есть ли такое отделение.
Н.К.: Более того, я сейчас назвала телефон горячей линии. По этому телефону можно задавать любые вопросы, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации.
Ведущий: Говорим мы сегодня в основном пока о технических средствах реабилитации. Вот вы сказали, что не все люди с ограниченными возможностями, прошедшие медико-социальную экспертизу, доходят с этими документами до вас, и предположили, что, вероятно, либо не так нужно вот это оборудование реабилитационное, либо, как предполагаю я, может быть, людей не устраивает качество. Вот теперь хотелось бы поговорить о качестве того, что вы предлагаете вашим клиентам.
Н.К.: Если мы будем говорить о качестве, допустим, еще несколько лет назад, когда мы начали заниматься этим направлением деятельности, то, конечно же, цель была обеспечить всех нуждающихся теми или иными средствами реабилитации, то есть закупить необходимое количество и раздать. Конечно же, мы учились, составляя те же технические задания конкурсных процедур. На сегодняшний день могу сказать следующее, что вопрос качества – это первоочередная наша задача. Мы уже о количестве не говорим. Это наша обязанность. Так вот, что сделано в этом направлении на сегодняшний день. Повторюсь, что все средства закупаются на конкурсной основе, определяется поставщик-победитель этих процедур, с ним заключается государственный контракт. По условиям контракта должны быть поставлены изделия определенного качества, количества, с определенными техническими функциональными характеристиками. И вот нововведение текущего года: поставщик поставляет товар на территорию края. И до того, как он будет передан нуждающемуся гражданину, отмечу, что по месту жительства должен быть он доставлен, совместно с общественной организацией инвалидов, представителем этой организации, мы принимаем товар. То есть выезжаем на склад поставщика и сопоставляем тот товар, который мы хотели закупить, его характеристики, с тем, который пришел. Если по какому-то основанию, неважно, одно, два, три, он не соответствует заявленным требованиям, такой товар мы не принимаем, составляем соответствующий акт. И получается, что ставится барьер некачественному товару, некачественным изделиям. И уже гражданам такой товар поставщик не повезет. А раньше было немножко по-другому. Мы могли реагировать только на жалобы, поступающие к нам в отделение, на качество того товара, который получили. Действительно, эти жалобы рассматривались. Также были у нас судебные процессы с недобросовестными поставщиками. Но, тем не менее, согласитесь, что либо на этапе поставки товара в регион этот барьер ставится некачественной продукции, либо мы уже реагируем по факту случившегося, что это произошло. И я думаю, что нам хорошую, большую помощь оказывает в этом плане общественная организация инвалидов.
Ведущий: Безусловно, контроль, вот как вы говорите, с вашей стороны на выходе того продукта, который пришел, это правильно. Но тогда вопрос. Не берусь за все технические средства реабилитации говорить просто потому, что не знаю. Ну, например, вот видела и слышала отзывы людей о тех же слуховых аппаратах. На их примере можно сказать, что люди, которые пользовались отечественными слуховыми аппаратами, отечественного производителя, конечно, у них нареканий к ним было больше, чем, например, к препаратам зарубежных производителей. По каким критериям происходит система отбора этих средств технической реабилитации? Может быть, у вас есть какие-то границы. Понятно, что деньги, которые поступают к вам бюджетные, они не безразмерны, поэтому, скорее всего, есть какие-то барьеры, какие-то потолки на закупку тех или иных изделий. Какие это барьеры?
Н.К.: В начале этого пути, в начале этой деятельности, конечно же, мы пытались сами разобраться, получали необходимые консультации у тех, кто производил эти изделия. Чуть позже Фонд социального страхования разработал рекомендации по составлению технических заданий к контрактам, то есть прописал нам примерные вот эти границы и характеристики качества товара. На сегодняшний день, если брать пример, который вы озвучили, слуховые аппараты, мы тесно контактируем с Центром сурдологии Пермского края, и учитывая, что, как правило, этот центр является соисполнителем по контрактам, то есть работает с гражданами, подбирает им необходимые слуховые аппараты, нам с периодичностью раз в полгода главный сурдолог края дает необходимые параметры и востребованность теми или иными изделиями. Например, понятно, что на сегодняшний день мы имеем возможность обеспечивать цифровыми слуховыми аппаратами, то есть это более высокое качество и так далее. И дополнительную информацию для формирования заданий технических мы получаем, в том числе, от узкого специалиста, который работает, во-первых, с теми, кто обращается, подбирая необходимые слуховые аппараты, и ориентируется вообще и на рынке, в том числе, по новинкам, и по потребности тех, кто в них нуждается.
Ведущий: Наверно, это касается не только слуховых аппаратов. Это уж я в качестве примера привела. То есть вот такая система работы, я подозреваю, что у вас по всем видам изделий происходит.
Н.К.: Примерно так, да. Например, если говорить о тростях, которые мы также закупаем и в большом количестве, то здесь не трудно на этом рынке сориентироваться и нам самим. То есть, какая трость будет наиболее востребована, то есть несколько типов, размеров, она уже по высоте того, кто пользуется, меняет свою длину, и так далее, с устройством противоскольжения. Где-то мы сами ориентируемся. Но где необходимы специальные познания, конечно же, мы обращаемся к этим специалистам.
Ведущий: Поскольку вы работаете и с российскими, и с зарубежными производителями, хотелось бы понимать, вообще, качество российских технических средств реабилитации, оно выросло за последнее время?
Н.К.: Я думаю, да. Более того, законодательство предусматривает и определенные преимущества к тем поставщикам, которые предлагают товар российского происхождения. Даже в законодательстве эта норма присутствует, тем самым привлекаются такие поставщики на наш аукцион. Но надо сказать, что все-таки, наверно, как и в других областях и сферах, пока, мы даже если речь будем вести о тех же креслах-колясках, кресла-коляски «ОТТО-БОКК» германской фирмы, они более качественные. Поэтому мы стремимся. И, пожалуйста, участвовать могут у нас, как вы правильно заметили, изготовители и производители, поставщики как российские, так и зарубежные.
Ведущий: Наталия Леонидовна, скажите, можно ли получить компенсацию за вот эти технические средства реабилитации? То есть можно ли взять деньгами, грубо говоря?
Н.К.: Вы знаете, некоторые государственные услуги или льготы, действительно, можно выбирать либо в натуральном виде, либо в качестве денежной компенсации. Что касается рассматриваемого вопроса, ситуация следующая. Мы обеспечиваем граждан техническими средствами реабилитации двумя способами. Первый – это в рамках заключаемых государственных контрактов, когда после заключения этого контракта мы выдаем направление на получение того или иного средства реабилитации. Второй же способ – да, через компенсацию. Но здесь нужно обратить внимание наших слушателей на то, что компенсация выплачивается в размере стоимости средства, закупленного по контракту. Приведу пример. Купить можно ту же кресло-коляску или слуховой аппарат за 20 тысяч рублей. Но, закупая это средство по электронному аукциону, у нас стоимость его, допустим, 15 тысяч рублей. Выплатим мы 15 тысяч рублей. А вот эта разница свыше уже относится на расходы самого получателя. Раньше было чуть по-другому. До февраля 11-го года мы полностью стопроцентно компенсировали затраты.
Ведущий: Я думаю, что с темой технических средств реабилитации мы на сегодня закончим.
Н.К.: Еще раз озвучу, во-первых, сайт регионального отделения. Вы можете нас найти по нашему названию. Телефон горячей линии: по техническим средствам реабилитации – 241-28-60, а телефон горячей линии по будущей нашей теме сан.-кур.лечение – 290-28-13.
Ведущий: У нас остается немного времени, но, тем не менее, мы с Юлией Александровной Прохур хотя бы начнем эту тему, чтобы уже к следующей программе, которая через две недели пойдет у нас в эфире, очередная «Радиоприемная», уже, может быть, и слушатели наши были более готовы, и готовили свои вопросы. Юлия Александровна, давайте очертим сначала круг льготников, которые имеют право на санаторно-курортное лечение.
Ю.П.: Путевки за счет средств федерального бюджета мы выделяем гражданам, получателям набора социальных услуг. Это 10 категорий граждан. Основную долю составляют, прежде всего, инвалиды по общему заболеванию, дети-инвалиды, лица, пострадавшие от радиационных воздействий, ветераны боевых действий, инвалиды войны, и оставшиеся категории. Но я хочу сразу здесь сказать, что ситуация с финансированием в данном направлении иная, чем в обеспечении техническими средствами реабилитации. И в этой ситуации мы не имеем финансовой возможности, исходя из объема выделенных средств, выполнить свои обязательства пред всеми обратившимися категориями граждан.
Ведущий: Перед всеми и сразу, наверно, да?
Ю.П.: Ситуация здесь, действительно, серьезная. На сегодня мы путевки выделяем тем, кто обратился еще в 4-м квартале 2010-го года.
Ведущий: То есть такова очередь?
Ю.П.: Да. Имеет место очередность.
Ведущий: Есть ли какие-то приоритеты в этой очереди? Вот вы сказали, что право на получение путевок таких имеют 10 категорий каких-то. Часть из них вы перечислили. Среди этих категорий, они все равноправны между собой?
Ю.П.: Действующее законодательство ни для одной из категорий преимущественного права в обеспечении путевкой в рамках набора социальных услуг не имеет. При этом, хочу обратить внимание, что инвалидам 1 группы, детям-инвалидам выделяется вторая путевка для сопровождающего лица. То есть количество путевок еще больше требуется, чем число поступивших заявлений от граждан.
Ведущий: То есть очередь объясняется тем, что недостаточно пока финансирование выделяется из федерального бюджета, и, соответственно, у нас скапливается такое количество очередников. Что касается монетизации этой льготы. Мы, конечно, уже имеем печальный опыт, когда у нас многие льготы монетизируются, и, собственно говоря, люди отчасти не довольны тем, что была льгота, ее перевели в какие-то денежки, и, получается, что этого мало, и того нет. Что касается санаторно-курортного лечения. Можно ли получить опять же, как уже Наталия Леонидовна отвечала на этот вопрос, можно ли перевести эту льготу в денежный эквивалент? И если да, то сколько это будет средств?
Ю.П.: За неполучение путевки гражданину не выплачивается компенсация, если он, допустим, самостоятельно поехал на курорт. Но у гражданина льготной категории изначально есть право выбора: получать социальную услугу в натуральной форме либо в денежном выражении. И до 1 октября текущего года ежегодно он имеет право сделать свой выбор в пользу получения набора социальных услуг, часть из которых включает санаторно-курортное лечение в натуральной форме либо в денежном выражении. Стоимость этой услуги 94 рубля 83 копейки в месяц. В связи с этим и складывается очередность на получение санаторно-курортного лечения, что финансирование этой социальной услуги значительно ниже, чем стоимость путевки.
Ведущий: А что касается вот когда человек, допустим, имеет право, получил льготную путевку, но при этом приходит и говорит: «Слушайте, можно я не поеду в санаторий, дайте лучше деньгами». Вот сколько в этом случае он получит компенсацию?
Ю.П.: Региональное отделение Фонда, территориальные органы Фонда денежную компенсацию не выплачивают.
Ведущий: То есть однозначно никакой денежной компенсации по санаторно-курортному лечению, его быть не может.
Ю.П.: Нет. Здесь законодательство иное, отличное от обеспечения техническими средствами реабилитации.
Н.К.: Могу подключиться и сказать, что Юлия Александровна озвучила ту сумму, сколько стоит услуга в месяц, если ее получать в денежном выражении. Если мы говорим о том, что гражданин пришел до 1 октября в пенсионный фонд, и обозначает свое желание отказаться от услуги, то тогда он получит за часть набора в виде санаторно-курортного лечения чуть более тысячи рублей. То есть компенсация за год составит чуть более тысячи рублей. Либо он обращается к нам, не отказываясь от набора соц.услуг, и в том числе, в этой части, и в ожидании очереди, о которой мы сегодня уже говорили, может получить путевку, стоимость которой 18-20 тысяч рублей. И вот по нехитрым подсчетам мы можем сделать вывод, что все-таки выгоднее не отказываться.
Ведущий: Да, делайте сами выводы, что же все-таки лучше: поехать поправить свое здоровье за счет государства, либо получить чуть более тысячи, которая разойдется моментально, можно сказать. Я благодарю наших гостей за участие. Скажу только, что в следующей нашей программе мы будем говорить как раз о санаторно-курортном лечении. Мы более подробно разберем эту тему. И, может быть, еще какую-то тему к ней же подключим. Так что следите за нашими программами, за нашим сайтом. До встречи через две недели. Спасибо всем. До свидания.