Верхний баннер
01:13 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:50, 02 октября 2012

Гражданский контроль в Пермском крае

Д.ПОСТАНОГОВ: 15-07 на часах, в студии Данил Постаногов, напротив меня Роман Попов.

Р.ПОПОВ: Всем здравствуйте, Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом, это «Дневной разворот».

Д.ПОСТАНОГОВ: Поговорим о такой вещи, как общественный контроль, что это такое, зачем нам это. Со вчерашнего дня стартовал прием заявок на участие в общественном контроле в спецгруппе при Общественной палате Пермского края, которая будет заниматься у нас в ближайшее время общественным контролем жизни в поликлиниках, интернатах, местах, куда доступ простым смертным не совсем свободен. Сейчас мы будем звонить Елене Юрьевне Першаковой, она заместитель председателя комиссии по гражданскому контролю при Общественной палате Пермского края.

Р.ПОПОВ: Елена Юрьевна, добрый день.

Е.ПЕРШАКОВА: Добрый день.

Р.ПОПОВ: Давайте в двух словах определение, что такое гражданский контроль, общественный контроль?

Е.ПЕРШАКОВА: Это непосредственное наблюдение гражданами общественного объединения за соблюдением прав и свобод человека в той или иной степени.

Д.ПОСТАНОГОВ: Я так понимаю, не везде, а именно в специальных учреждениях.

Е.ПЕРШАКОВА: Если брать региональный закон о гражданском общественном контроле, то речь там идет как в общем о проведении общественного контроля, так есть и специальная глава, в которой предусматривается общественный контроль в некоторых так называемых полузакрытых учреждениях, куда простой человек с улицы зайти не может. А этот закон позволяет этим людям, кто будет в этой группе, заходить без особого разрешения, только по факту того, что эти люди являются членами этой региональной группы.

Д.ПОСТАНОГОВ: У нас эта группа действовала уже до этого года или это будет в первый раз?

Е.ПЕРШАКОВА: Это в первый раз, поскольку закон был принят в январе 2011 года, он только, так скажем, набирает обороты по своему действию. Сейчас просто объявлена первая такая процедура.

Р.ПОПОВ: А можно буквально в двух словах зарисовку? Как действует эта группа по общественному гражданскому контролю, допустим, в ситуации с домом-интернатом? Что делает эта группа?

Е.ПЕРШАКОВА: В первую очередь, чтобы выехать, группа составляет ежегодный план для посещения конкретных учреждений, если говорить о плановых проверках. Она приезжает в дом-интернат, смотрит, как люди проживают, питаются, какие у них отношения с администрацией, разговаривают с жителями, администрацией по выходу из учреждения пишут заключение и отправляют в соответствующие ведомства, в том числе вышестоящие для данного учреждения. Если находятся какие-либо грубые нарушения, в этом случае уже направляются не просто заключения, а уже могут быть включены несколько другие механизмы. Это отправление заявления в прокуратуру, Уполномоченному по правам человека. Вторая процедура – это внеплановые проверки, когда региональная группа получает жалобу от жителей, и проверяется непосредственно полученная информация по нарушению их прав.

Д.ПОСТАНОГОВ: А как вы вообще планируете, кто должен войти в эту группу? Насколько я понимаю, не простой человек с улицы?

Е.ПЕРШАКОВА: По закону это должен быть человек, который выдвигается общественным объединением, является уже зарегистрированным, в уставе и направлениях деятельности которого есть защита прав граждан. Каждая такая организация может выдвинуть пять человек, и предоставляется биографическая справка о человеке, каким образом он имел отношение к проведению общественного гражданского контроля или в принципе к защите прав граждан. При этом человек не должен иметь никаких судимостей. Понятно, что проверить это комиссия не сможет, но, тем не менее, эту информацию она будет учитывать. Думаю, что не появится таких людей, которые это будут скрывать. Плюс еще от организации должна быть информация – это устав и само заявление от человека, что он согласен стать членом региональной группы.

Д.ПОСТАНОГОВ: Много ли у нас навскидку таких организаций? Пермский правозащитный центр, Пермская гражданская палата,  которые у нас на слуху – они выдвинут, это опять будут все те же, нам знакомые люди? Или у нас на самом деле есть гораздо больше организаций, которые могут поучаствовать в этом?

Е.ПЕРШАКОВА: Можно сказать, что у нас очень мало людей, которые занимаются профессиональным гражданским контролем. Безусловно, это Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр. Но как-раз таки этот закон принимался для того, чтобы привлечь в сферу наблюдения за правами человека в том числе в полузакрытых учреждениях новых людей. Их нужно заинтересовать, мотивировать, что в этих полузакрытых учреждениях нужно наблюдать. Поэтому все-таки теплятся надежды, что будут привлечены новые люди, и их будет много.

Д.ПОСТАНОГОВ: А откуда возьмутся новые люди, если там не очень жесткие, но все-таки если в уставе организации должна быть прописана защита прав и свобод человека? У нас на радиостанции, например, нет такого в уставе точно, хотя кто-то из журналистов, может быть, и пожелал бы поучаствовать в этой группе.

Е.ПЕРШАКОВА: В принципе это может быть человек выдвинут даже с вашей радиостанции, если он будет от какой-то общественной организации, у которой это есть в уставе. Человек может не быть членом этой организации или сотрудником, но он может быть выдвинут от этой организации. А то, что касается новых людей, гражданским контролем не нужно обладать некими специальными знаниями. Специальными знаниями нужно обладать для разработки инструментария по гражданскому контролю, чем обладают Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр. Все остальное, если есть инструментарий, методика проведения гражданского контроля, любой человек может в этом поучаствовать.

Р.ПОПОВ: Хорошо, вы сказали, нет инструментария, нужно разрабатывать. Ладно, идет группа гражданского контроля, они наблюдают за какой-то неприятностью, они находят эту неприятность, описывают ее, и что происходит дальше? Где у них палки, автоматы, удостоверения, где у них полномочия? Что они сделают после того, как увидят какое-то нарушение?

Е.ПЕРШАКОВА: Полномочия достаточно широкие, но и они уже известны. Это обращение, во-первых, в вышестоящую инстанцию, как и все граждане сначала обращаются в конкретный орган, если не согласны, затем обжалуют это. Обращение в прокуратуру, и также обращение к Уполномоченному по правам человека. Ценность имеют не сами полномочия, а возможность беспрепятственного захода в учреждения, в которые ограничен доступ правилами внутреннего распорядка.

Р.ПОПОВ: Но у нас же хватает людей, как мне кажется, у которых есть возможность такого захода. Возможность такого захода у нас имеет Уполномоченный по правам человека, депутаты, если мне не изменяет память. У нас же есть категории людей, которые уполномочены проводить этот гражданский контроль, их немало.

Е.ПЕРШАКОВА: Знаете, я не помню ни одного депутата, у которого был бы план-график, что он ходит в определенные учреждения. Да, я слышала про одноразовые, так скажем, посещения, но так, чтобы это было спланировано и постоянно – я боюсь, что просто таких не знаю. если я ошибаюсь, можно мне назвать этих людей. То, что касается, что зайти в такие учреждения сейчас можно, я могу сказать по опыту 2003 года, когда был проведен эксперимент по гражданскому контролю. Он, кстати, уже был тогда, в 2003 году. Тогда как раз и выяснилось, что не любой человек может туда зайти, более того, у нас в школы нельзя пройти без определенного согласования. В учреждения здравоохранения, если вы не пациент, а будете просто там что-то исследовать, боюсь, что вас просто оттуда попросят. Уже были такие случаи и прецеденты, мне, по крайней мере, они известны.

Р.ПОПОВ: Хорошо, отвлечемся от этого. Я готов признать, что предъявлять претензии к самому факту необходимости существования гражданского контроля было бы глупо. Но, тем не менее, а есть у вас какие-то объекты, приоритетные в списке, что вы в ближайшее время готовы делать это?

Е.ПЕРШАКОВА: Приоритетных нет, это те, которые имеются в законе. Это учреждения государственные, муниципальные здравоохранения, социального обслуживания.

Р.ПОПОВ: Это понятно, но вы же не в любую больницу пойдете.

Е.ПЕРШАКОВА: Я понимаю, но в данный момент мы не располагаем полным перечнем всех государственных и муниципальных учреждений, которые нужно было бы посетить. Мы сейчас на той неделе отправили запрос как раз для этих учреждений. Когда будет этот список, и будет понятно, можно будет смотреть, что это за учреждения, где какие проблемы, сделать какую-то аналитику, тогда можно говорить, куда будет наше приоритетное направление, какие учреждения.

Д.ПОСТАНОГОВ: Скажите еще, Пермский край у нас большой, возьмем учреждения медицины где-нибудь в глубинке, в районах, где происходит основная жесть. Насколько, как вы рассчитываете, хватит сил у группы по гражданскому контролю добраться до каждой где-нибудь в Кудымкарском районе какой-нибудь местной поликлиники? Кто дает вообще эти ресурсы?

Е.ПЕРШАКОВА: Сейчас как раз прорабатывается вопрос финансирования этой региональной группы для выезда в Пермский край. Это, безусловно, будет, поскольку она будет работать на территории всего Пермского края. Что касается сил, все зависит от людей, как они будут подавать заявления, в законе не ограничивается максимальное число этой региональной группы, все зависит от того, насколько будут привлечены заинтересованные люди. Комиссия сейчас и занимается продвижением того, чтобы люди туда входили.

Р.ПОПОВ: А хотя бы предварительно понятно, кто будет оплачивать музыку, организацию деятельности гражданского контроля, помимо ваших каких-то личных пожертвований?

Е.ПЕРШАКОВА: Закон предусматривает включение всяких транспортных расходов членов региональной группы из бюджета Пермского края.

Р.ПОПОВ: Получается, что государство будет платить деньги за то, что кто-то будет проверять деятельность органов этого самого государства?

Е.ПЕРШАКОВА: Да, принимать в участие в этом таким образом. Не государство, а субъект Российской Федерации в лице Пермского края. Бюджет все-таки краевой, а не государственные федеральные деньги.

Р.ПОПОВ: Хорошо, вы понимаете, что в таком случае у меня появляется абсолютно закономерный вопрос. Так как в России по давней традиции танцует девочку тот, кто за нее платит, я вправе предположить, что и гражданский контроль будет весьма поверхностным, иначе вам просто зарежут финансирование. Нет?

Е.ПЕРШАКОВА: Я не думаю, что это таким образом будет. По крайней мере, моя позиция – я думаю, что этого не будет, ничем другим я просто мотивировать не могу. Все зависит все-таки от людей.

Р.ПОПОВ: Когда вы говорите, что этого не произойдет, вы надеетесь на что? Вам пообещали, что в вашу деятельность не будут вмешиваться?

Е.ПЕРШАКОВА: Я ориентируюсь на свой личный опыт по наблюдению за правами человека в этих учреждениях.

Р.ПОПОВ: И что вам подсказывает ваш личный опыт? Что никто не вмешивается в вашу деятельность?

Е.ПЕРШАКОВА: Пока что не было.

Р.ПОПОВ: А что-то серьезное вам уже удалось вскрыть, найти?

Е.ПЕРШАКОВА: Это был опыт 2003 года. В то время, насколько я помню, контроль в полузакрытых учреждениях, детских домах и домах престарелых, привел к отставке высокопоставленных чиновников из региональных ведомств, управляющих по социальной защите.

Д.ПОСТАНОГОВ: То есть вы видите некую поддержку от краевых властей, чтобы действительно искать и находить эти нарывы. Есть понимание того, что это не нужно скрывать.

Р.ПОПОВ: И вполне понятно, вы полагаете, что добровольцев в этой организации гражданского контроля у вас будет достаточно.

Е.ПЕРШАКОВА: Да, я на это надеюсь.

Р.ПОПОВ: Давайте быстренько постараемся описать, доброволец гражданского контроля – это… Нарисуйте мне портрет добровольца, гражданского контролера. Сколько ему лет, чем он занимается, какое у него образование, сколько времени он будет уделять гражданскому контролю в своей жизни?

Е.ПЕРШАКОВА: Это человек старше 18 лет, несудимый, образование тут совершенно не важно, важно то, какой у него опыт в защите прав граждан, неважно, в какой сфере, главное, чтобы такой опыт был. Про несудимость я уже отмечала, это безоговорочно.

Р.ПОПОВ: Скажите, а как он должен подтвердить свой опыт в делах по защите прав граждан?

Е.ПЕРШАКОВА: Это просто подается от организации. Организация, которая подает, выдвигает кандидатуру, предоставляет некую информацию, биографическую справку, и опыт в сфере защиты прав человека, даже не в гражданском контроле.

Р.ПОПОВ: Если позволите, Елена Юрьевна, я сейчас запущу небольшое голосование. Просто интересно, как наши слушатели отнесутся к инициативе гражданского контроля. Я обращаюсь к совершеннолетним несудимым людям. Возможно, у вас в жизни был опыт защиты прав граждан. Скажите, вы готовы заниматься гражданским контролем в какое-то свое личное свободное время? Ездить в больницы, интернаты, может быть, в учреждения отбывания наказания? Елена Юрьевна, как вы думаете, какой у нас будет приблизительный процент к окончанию нашего голосования?

Е.ПЕРШАКОВА: Поскольку, я надеюсь, что будет много, пусть будет 50 на 50.

Р.ПОПОВ: Скажите, пожалуйста, много ли у вас желающих уже сейчас, проявляющих активность?

Е.ПЕРШАКОВА: Пока что нет, потому что только вчера был объявлен набор. Насколько мне известно, пока что еще не поступало.

Д.ПОСТАНОГОВ: И если все-таки благодаря нашему эфиру или какой-то другой информации подходящий кандидат захочет, куда ему идти, куда обращаться, что делать? Если он физическое лицо, попросить какую-то общественную организацию, и что дальше?

Е.ПЕРШАКОВА: Он может обратиться, во-первых, лично в город Пермь, на улицу Советская, 64, это помещения Общественной палаты Пермского края. Кроме того, он может обратиться по факсу 237-53-90, 237-60-45, а также может обратиться по электронной почте с приложением сканированных документов на адрес Общественной палаты Пермского края oopk@permkrai.ru.

Р.ПОПОВ: 62% нашей аудитории сказали, что они готовы поддержать гражданский контроль. 38% сказали, что не готовы это сделать. Спасибо большое, Елена Першакова была с нами на связи.

Д.ПОСТАНОГОВ: Всего доброго.


Обсуждение
1421
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.