Верхний баннер
23:33 | ПЯТНИЦА | 26 ФЕВРАЛЯ 2021

$ 74.44 € 90.37

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 21 марта 2013

Прием детей в первый класс

Тема эфира – особенности приема детей в первый класс, поступление в школу. Почему так рано? На самом деле горячий сезон – это март, многие школы провели День открытых дверей. Многие родители знают, что март – это время приема и подачи заявлений в школы. У многих воскресных школ уже подводят итоги и проводят тесты. В принципе такое начало учебного года, можно сказать, что учебная пора. Согласитесь ли со мной, Валентина Николаевна? Такая жаркая пора, родители нервничают всегда в апреле-марте. Как поступить в школу, в которую хочется? Этот вопрос волнует многих родителей.

 

Валентина Матвеева: Здравствуйте. Пора действительно началась горячая. Мы принимаем в первый класс в этом году, ожидаем, что у нас будет где-то 11200, чуть больше первоклассников. Особенностью приема в первые классы в этом учебном году является то, что на федеральном уровне произошли изменения, вышел приказ Минобрнауки, который регламентирует порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения. В нем очень четко проговариваются сейчас сроки приема заявлений и конкретизированы документы, которые необходимо родителю предъявить при поступлении его ребенка в первый класс. Сроки определены следующие – с 10 марта по 31 июля для лиц, проживающих на закрепленной территории, и с 1 августа по 5 сентября на свободные места для лиц, не проживающих на закрепленной территории.

 

Почему так строго сделали эти даты? Какие проблемы были до этого?

 

Валентина Матвеева: Наверное, для того, чтобы принять всех, кто живет на закрепленной территории. Дать больше времени родителям подумать, принять решение, хотят ли они учиться в этом или другом образовательном учреждении. Месяц на свободные места, наверное, именно поэтому.

 

Давайте тогда про закрепленные территории подробнее. Что это такое? вообще распределение по школьным районам в принципе всегда существовало негласно. Те, кто находится рядом с определенной школой, зщнали, что эта школа относится к их дому. Видимо, много вопросов было у родителей. Еще раз закрепили это документально. Что такое закрепленные территории?

 

Валентина Матвеева: На самом деле с 2010 года на уровне муниципального органа мы должны по закону «Об образовании», изменениям, нормативно-правовой акт администрации города выпустить о закреплении территории. На самом деле вы правы, что давно существовало закрепление, но только на уровне департамента образования. У нас был приказ начальника департамента, мы эти территории закрепляли. На уровень муниципалитета мы вышли в 2010 году. По какому принципу мы закрепляем территории? Это очень серьезная работа. Мы отрабатываем с каждым районным отделом образования. Кроме того, отрабатываем и с другими функциональными органами. Например, в прошлом году мы поняли, что у нас база жилого фонда просто неполная. Мы делали запрос в департамент градостроительства, получили полную жилую базу. Именно еще с этим связано, что очень много появилось новых адресов. Еще раз о принципах. Во-первых, это расположение транспортных магистралей, минимальное должно быть количество дорог с целью, конечно, обезопасить наших детей при движении к школе. Потом, конечно, учитывается плотность застройки в данном микрорайоне. Мы понимаем, что есть микрорайоны, в которых строятся дома, появляются новые дома. Это сказывается на микрорайоне. Конечно, перезакрепление происходит. и смотрим на проектную мощность и фактическую наполняемость общеобразовательного учреждения. Эти факторы, принципы мы положили в основу закрепления территории.

 

А может так случиться, что, например, центральные районы, популярные школы, лицей, гимназия в основном находятся в центральных районах, домов там тоже огромное количество, многие даже стремятся, чтобы родился ребенок, переехали поближе к школе, зарегистрировались на всякий случай, чтобы попасть в школу по месту жительства. Может так случиться, что там не будет свободных мест? Это как-то может регулировать департамент образования? Или это все зависит от школы? Всего два свободных места, например.

 

Валентина Матвеева: На самом деле мы постарались прикрепить большие микрорайоны к общеобразовательным школам и оставить свободные места в пропорции примерно 40-50% статусных образовательных учреждений, чтобы дать родителю право выбора, выбрать образовательное учреждение. Именно поэтому эта ситуация статусных школ – у нас будут свободные места, это будет для родителей определенным стимулом для поступления в эти образовательные учреждения.

 

А как будет принимать школа на эти свободные места, это распоряжаться руководителям школ.

 

Валентина Матвеева: В этом 107-м приказе министерства образования четко указано, что на места по микрорайону дети принимаются только по заявлению родителей и предоставлению документов, которые необходимы для приема, подтверждающих, что ребенок живет именно на этой территории. А вот на свободные места правила приема определяет само образовательное учреждение.

 

По поводу документов – а вдруг, например, родитель прописан в одном месте, ребенок проживает в другом, прописаны одни в одном месте, проживают в другом? Или родитель прописан в одном, другой в другом районе? Как тут будут решать?

 

Валентина Матвеева: Еще раз проговорю про те документы, которые необходимо предъявить. Во-первых, при подаче заявления родитель предъявляет непосредственно оригинал паспорта, свидетельства о рождении ребенка и документа, который называется свидетельством о регистрации ребенка по месту проживания либо свидетельство о регистрации ребенка по месту пребывания.

 

А где их берут?

 

Валентина Матвеева: Этот документ выдает УФМС во всех своих территориальных правлениях.

 

Что касается школьных районов, тут все-таки сколько их по городу, где могут родители посмотреть, как прикреплен их дом? Может быть, какой-то сайт прорекламируете?

 

Валентина Матвеева: На самом деле мы очень много об этом говорили на родительских собраниях, выезжали во все районы, проходили родительские собрания городские для родительских комитетов дошкольных образовательных учреждений. На Дне открытых дверей мы это проговаривали. Повторю, что постановление администрации о закреплении территорий можно найти на сайте администрации города Перми, на сайте департамента образования http://permedu.ru/, можно найти на сайте любого образовательного учреждения. У нас на всех сайтах это постановление есть. Еще маленький нюанс, о свободных местах вы задавали вопрос. В 107-м приказе очень четко проговаривалось – если школа приняла всех по микрорайону, то прием на свободные места она может вести раньше, чем 1 августа, может начать прием в более ранние сроки. Об этом мы тоже говорим. Если вы поступаете на свободные места в какое-то образовательное учреждение, нужно смотреть за сайтом. Именно на сайте будет та информация, которая поможет вам вовремя прийти в образовательное учреждение на свободные места.

 

С новым приказом учтено ли, что-то говорится о том, как будут учитываться данные тестирования воскресных школ или не будут? Или это как раз те дети, которые планируются на свободные места?

 

Валентина Матвеева: Это именно те дети, которые будут планироваться на свободные места. Еще раз повторяю, что по микрорайону берут всех детей без вступительных испытаний.

 

Татьяна Юрьевна, сейчас очень популярна учеба в воскресных школах. Наверное, каждый родитель перед тем, как отдать ребенка в первый класс, идет в воскресную школу. У вас как у педагога-психолога уточняю – нужно это вообще, это важно?

 

Татьяна Рочева: Это очень индивидуально. Каждый родитель сам для себя определяет, что для ребенка важно. Есть категория детей, которым это очень интересно. Есть программы воскресных школ, которые построены с учетом возрастных особенностей. Детям нравится в этих воскресных школах. Они ощущают себя уже близко к школьнику. Они уходят от дошкольного возраста, и ощущение школы у них приближается. Отсюда возрастает немножко мотивационный компонент, хочется идти в школу.

 

Будут ли себя считать родители и дети, которые не ходили в «воскреску», какими-то ущербными? «Все ходят, мы не поддались общей моде и панике и не пойдем»?

 

Татьяна Рочева: Нет.

 

Решение абсолютно индивидуально.

 

Татьяна Рочева: Если родитель решил, что ходить в «воскреску» совсем не обязательно, они могут не ходить и точно так же поступают в школы, так же обучаются, ничем не хуже, чем все остальные дети, которые посещали «воскреску».

 

Спрашивают по ICQ: «Немного не уловил. Если ребенок ходил в «воскреску» в одну школу по месту жительства, а после перенарезки районов выяснил, что прикреплен к другой школе, что делать?»

 

Валентина Матвеева: Ребенок пойдет на свободные места в этом образовательном учреждении. Надо понять, какие правила на свободные места пропишет образовательное учреждение.

 

Уточните заранее.

 

Валентина Матвеева: Если оно пропишет, что первоочередным правом пользуются те, кто закончил воскресную школу, думаю, что проблем здесь не будет.

 

Там же обычно проводят тестирование, определяют балл. Если ниже него, то увы, вы не попадете.

 

Валентина Матвеева: Еще раз повторяю, что правила приема на свободные места определяет образовательное учреждение.

 

Могут сказать «мы хотим больше умных симпатичных мальчиков, у нас много девочек». Что угодно, на самом деле.

 

Валентина Матвеева: Все, наверное, в рамках разумного должно быть.

 

Выяснили, что список прикрепленных к образовательным учреждениям территорий, где каждый родитель может найти свой адрес и посмотреть, можно найти на сайте департамента образования. Где взять заявление, которое нужно подавать в школу? Как оно пишется, в свободной форме? Может быть, даже озвучить, кому, куда?

 

Валентина Матвеева: Нет, в каждом образовательном учреждении форма заявления присутствует. У нас она единая, приходишь в школу и это заявление, форма как таковая – там все есть, оно уже готово. Прийти, заполнить свои данные, и все, ничего не надо.

 

Могут ли родители сразу в несколько школ писать подобные заявления? Вообще не ограничено?

 

Валентина Матвеева: На самом деле сейчас у них примут заявление только в школу по микрорайону. Если они планируют на свободные места в какое-то другое образовательное учреждение, нужно смотреть, когда открывается прием, прийти и написать заявление туда. Это может быть раньше 1 августа, еще раз обращаю внимание родителей именно на это.

 

По поводу подстраховки. Заявления относят сразу в несколько школ. Многие школы набирают пятые классы, там прикреплены какие-то дома, как там вообще?

 

Валентина Матвеева: Нет, тем школам, которые набирают с пятого, седьмого, десятого класса, микрорайоны не прикреплены. Это у нас буквально несколько школ – ПКШ, лицей №2, 145-я школа, которая с пятого класса осуществляет набор, 146-я, физико-математическая, которая с седьмого осуществляет набор. У этих школ нет микрорайонов, у остальных всех есть.

 

Что делать родителям, если один ребенок уже учится в статусной школе, есть второй ребенок, которому вот-вот поступать? Было ли негласно по школам, что в принципе если в одной семье двое детей, не сильная разница в возрасте, берут в одну и ту же школу? Удобнее водить, друг друга водят дети.

 

Валентина Матвеева: Я думаю, мы понимаем, что на самом деле это разумно. Любой руководитель образовательного учреждения, наверное, учтет это при приеме заявлений данного родителя в образовательное учреждение. Но таких документов нет, к сожалению, это не закреплено.

 

Что касается новых стандартов образования, давайте перейдем к ним. Что меняется в этом году и настолько ли они новые? Перед эфиром вы сказали, что они не очень новые, с 2011-го, но многие родители с ними не знакомы. Стандарты второго поколения.

 

Валентина Матвеева: Да, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 2011 года, с 1 сентября мы зашли, они реализуются практически во всех образовательных учреждениях Перми. В чем особенность стандартов второго поколения? Если сравнить с предыдущими стандартами, то старый стандарт все-таки содержал подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения. Этот стандарт носит немножечко рамочный характер. Он очень четко выдвигает требования к трем вещам. Первое – основная образовательная программа учреждения. Это комплексный документ, в котором отражена и учебная составляющая, и внеурочная деятельность образовательного учреждения по направлениям. Сегодня каждый ученик, который учится в первом и втором классе по стандартам, кроме учебных часов получает и до 10 часов внеурочной деятельности, это за бюджетные деньги.

 

Что такое внеурочная деятельность?

 

Валентина Матвеева: Это деятельность по нескольким направлениям. Например, формирование здорового образа жизни.

 

Творческие кружки какие-то?

 

Валентина Матвеева: Спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное направление. По этим направлениям школа организует услуги. Это могут быть кружки, секции, через разные формы это может проходить. Вариантов организации несколько.

 

Для родителей это платно?

 

Валентина Матвеева: Нет, это бесплатно.

 

Как-то можно проконтролировать, как идет работа в неурочное время, как выполняют эти стандарты? Какие есть примеры по Перми?

 

Валентина Матвеева: Мы на самом деле проверяем, выходим с проверками в образовательное учреждение и смотрим. По-разному – ряд образовательных учреждений выбрали модель взаимодействия с учреждением дополнительного образования. Преподаватели учреждения допобразования ведут те или иные кружки. Есть образовательные учреждения, у них очень интересный опыт, они через воспитательную систему своими педагогами работают.

 

Я сижу и сокрушаюсь, что ребенок мой уже в третьем классе, немножко не увидела этих внеурочных занятий. Повезет тем, кто пойдет с 1 сентября, потому что обещают и кружки, и творческие…

 

Валентина Матвеева: Не только обещают, мы уже делаем в первом и втором классе.

 

Татьяна Рочева: Я работаю в центре и веду прием. У меня родители, когда приходят на первичный прием, предлагаешь занятия, они часто говорят, особенно первоклассников, что «нам это время не подходит». Естественно, спрашиваю: «Почему?» Они говорят, что у них в школе вот это и это занятие, причем это школа общеобразовательная, это не специализированные школы. Тогда я сразу же сделала вывод, что школы на сегодняшний момент действительно внедряют эти стандарты. Родители видят результат, потому что дети заняты. Для меня это был очень яркий пример, что немножечко поменялась образовательная программа.

 

А с точки зрения педагога-психолога важно, чтобы ребенок не только тратил время на учебу? Он должен немножко разгружать мозг?

 

Татьяна Рочева: Смена деятельности, конечно.

 

Что касается физкультуры, это вообще без вопросов, я это понимаю. А что касается других творческих занятий, смотришь и думаешь «бедный ребенок», он из одной школы ИЗО в другую, искусств, играет и пляшет. Надо ли это все восьмилетнему ребенку?

 

Татьяна Рочева: Если подходить с точки зрения возрастных особенностей, наверное, это надо. Мы знаем стихотворение – мне в кружок по фото, мне еще и петь охота. Это возрастные особенности, когда ребенок может взять несколько кружков, а потом реализовать себя. У него доминанта – правое полушарие, это творчество, воображение.

 

Это до определенного периода, 14-15 лет?

 

Татьяна Рочева: Чуть раньше, 12-13.

 

Надо успеть попасть в это время.

 

Валентина Матвеева: Пусть развиваются.

 

Что касается обычных предметов – математика, русский язык, чтение. Все остается как есть? Добавляются ли по новым стандартам новые предметы?

 

Валентина Матвеева: Да, основы религиозной этики, ОРКСЭ. Добавляется в четвертом классе, но там тоже выбор делают родители из 6 курсов, которые предлагают на выбор, один предмет. В принципе в учебном плане особых изменений нет.

 

Что касается каких-то требований, прописаны ли они в образовательной программе, мы выяснили. Кто должен покупать учебники, насколько хватает или не хватает кадров в школе, как это проверяется? Оборудование в классах? Когда я ходила и выбирала школу, в своем районе много было школ, сходила в одну, другую, третью, я обращала внимание, насколько светлая школа, насколько просторная, знаю, что очень много учеников всегда в первых классах. В туалеты зашла. Не знаю, то, что школа не обеспечена туалетной бумагой - должна была или не должна?

 

Валентина Матвеева: В стандартах на самом деле есть минимальные требования, минимальный перечень требований к оборудованию, которое должно быть, и он очень приличный. На самом деле должны быть электронные ресурсы, должны быть полностью обеспечены учебниками все учащиеся. У нас на самом деле поставки, очень хорошие учебники идут, министерство образования практически полностью обеспечило учебниками с 1 по 3 класс всех детей, которые учатся в начальной школе. Кроме этого, у нас в прошлом году 411 первых классов зашло. 450 учителей в первые классы зашли, все они были обучены, прошли курсы подготовки по новым стандартам. Из них 314 человек прошли курсы по ИКТ-компетентности. Практически все классы, в которых дети занимаются, оборудованы компьютером. Экран, проектор, документ камеры, интерактивная доска – это очень серьезные вложения, которые в материально-технической базе каждого образовательного учреждения…

 

Какие-то родители слушают, соотносят со школами, вспоминают: «Так, у нас нет проектора». Что они должны сделать? Куда-то пожаловаться, обратиться в департамент? Может быть были выделены деньги, потом они, не знаю, потерялись? Есть какие-то жалобы на эту тему? В прошлые годы была куча эфиров, «горячие линии», жалоб было много, что собирают деньги на учебники?

 

Валентина Матвеева: Да, по учебникам было много жалоб. Мы сразу проговариваем, что образовательное учреждение обязано обеспечить учебниками всех учащихся. Единственный вопрос по одноразовым тетрадям, приложениям, которые к учебно-методическому комплексу выпускаются. Понятно, что если ребенок использует как рабочую тетрадь, она действительно одноразовая, индивидуальная. Вот на это могут потратить родители. Но учебники – это обязанность образовательного учреждения.

 

Мы также заявили тему подготовки к школе, психологическая подготовка. Сейчас весна, уже пора адаптировать ребенка?

 

Татьяна Рочева: Адаптировать ребенка к школе…

 

…нужно было раньше.

 

Татьяна Рочева: Да нет, мне кажется, адаптация пойдет в тот период, когда закончит ребенок детский сад, когда пройдет лето, когда наступит этот момент, когда надо будет идти в школу. Наверное, этот период будет самым важным, потому как ребенок за летний период забудет то, что было в детском саду, был режим дня, нужно снова прийти в школу и вступить в новый режим дня. На мой взгляд, чтобы адаптация у ребенка прошла благополучно, необходимо ребенка хотя бы за две недели ввести в режим дня, который будет у него в образовательном учреждении. Это значит вставать чуть раньше, немножечко пописать, порисовать, полепить, передохнуть, поиграть, снова выполнить какие-либо задания и снова играть. Вот тогда ребенок адаптируется легко к образовательному учреждению. Не случайно, когда они приходят в первый класс, им очень тяжело вставать с утра.

 

Особенно в восемь утра, помним по своим, что называется. Валентина Николаевна, как вы думаете, важно не только школу выбирать, но и первого учителя? Родитель должен познакомиться, посмотреть?

 

Валентина Матвеева: Однозначно да. Для этого на самом деле мы 2 марта проводили Дни открытых дверей, приглашали всех родителей. В программах были и встречи в педагогами, которые будут работать на ступени первых классов, встречи с психологами, логопедами, специалистами. Наверное, на этих встречах были даже открытые уроки, каждый искал и, надеюсь, нашел того учителя, к которому хотел бы, чтобы пошел его ребенок.

 

А ваше мнение по поводу того, что каждый первоклассник должен уметь считать и писать? Все время вспоминаем наших бабушек и дедушек, которые говорили: «Мы вас отправляли с 6-7 лет, вы ничего не читали!» Время изменилось?

 

Татьяна Рочева: На самом деле это не самый важный компонент. На мой взгляд, я разделяю позицию многих педагогов, готовность ребенка к школе – это когда он хочет туда идти, когда у него есть мотивация. Если у ребенка есть мотивация, ему там интересно, он научится читать, писать, рисовать, всему тому, что будет давать школа.

 

Валентина Матвеева: Что на самом деле рады увидеть каждого ученика, каждого первоклассника, мы хотим еще раз сказать, что у нас для всех первоклассников в образовательных учреждениях хватит мест. Мы ждем их в наши образовательные учреждения и очень благодарны нашим родителям, которые с пониманием относятся к новым правилам приема. Очень много нам звонят, мы всегда рады ответить на вопросы, услышать их. Все пожелания, которые хотели бы донести до департамента образования, мы всегда рады выслушать. Если есть какие-то пожелания в этом направлении, пожалуйста, пускай родители обращаются. Мы ждем их в районных отделах образования, у себя в департаменте образования. Я надеюсь, что приемная кампания у нас пройдет очень хорошо, все первоклассники у нас сядут за школьные парты.


Обсуждение
2106
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.