Роман Иванова на сцене, пьеса Горького с запахами, новая "Пилорама", балет о Перми, трансляция концерта филармонии и киномастерская.
?xml:namespace>
Начнем сразу с киноискусства. О том, что в нашем городе довольно долгое время много внимания уделяется документальному кино, не секрет. Но были времена, когда в Перми снималось и игровое кино. Пусть этот багаж игрового кино невелик, тем не менее, он есть. Ряд людей решили, может возродить, а может быть и стать пионерами в создании пермского «Мосфильма». Андрей Вилисов, автор проекта «Киномастерская игрового кино» сегодня гость нашей студии. Добрый день.
Андрей Вилисов: Добрый день.
Итак, для чего сегодня нужна Перми киномастерская, и есть ли перспективы в нашем городе снимать именно игровое кино? А то вы обучите, насколько я понимаю, будущих кинодеятелей, а снимать они уедут в Москву...
А все-таки, давай сначала, это будет школа, в которой будут обучать конкретному мастерству – режиссуре?
Андрей Вилисов: Сценарному мастерству, организации кинопроизводства.
Это будут ученики, которым не дают покоя лавры Тодоровского, или, например, Силкина, чьи сериалы идут сегодня по федеральным каналам? Как много желающих у нас?
Андрей Вилисов: Вот мы буквально на днях создали группу «Вконтакте». За одну ночь записалось 100 с лишним человек. заявок пока еще мало, всего одна пришла, но, в общем-то, это нормально. Задают вопросы, интересуются – интерес у людей есть.
Для тех, кто нас сейчас слушает, либо родителей тех молодых ребят, которые увлечены кино – что для них это? Возможность получить профессию, не выезжая из Перми?
Андрей Вилисов: Будут семинары. На самом деле они, может быть, не получат профессию…
Азы.
Андрей Вилисов: Да, азы. Они смогут снимать те свои фильмы, которые они сейчас и так снимают без нашего руководства и помощи, просто будут подходить более тщательно к сценарию, организации съемок, той же режиссуре, работе с актерами. Это все мы постараемся людям рассказать и показать, самое главное.
А вы не боитесь столкнуться с такой проблемой, тем более если это молодые люди, значит, они амбициозны, они скажут: «Ребята, мы уже снимаем фильмы, зачем нам это обучение? Это мой творческий взгляд, творческий почерк – трясущаяся камера. Этот хаос в организационном деле». Как вы им объясните, что дескать ребята, вам нужно овладеть хотя бы азбукой?
Андрей Вилисов: Надо знать азбуку, а потом уже… Знаешь правила – нарушай их как хочешь, вот и все.
Чем еще вы будете завлекать кроме того, что «мы вас обучим»?
Андрей Вилисов: Возможностью поработать в профессиональной команде. Я планирую, что будет приглашенный оператор. Андрей Силкин будет помогать по режиссуре, профессиональная команда будет помогать этим людям снимать кино.
Обучать будут практики, люди, которые снимают профессиональное кино, работают в кино, пишут сценарии для кино. Про сценарий расскажи. Я же делаю вид, что ничего не знаю…
Андрей Вилисов: Курировать будет Любовь Мульменко. Еще хороший плюс, что все преподаватели – это бывшие пермяки. Я, в частности, здесь и живу. И Андрей Силкин, и Люба Мульменко - пермяки, сейчас достаточно успешно работают в Москве, именно на кинопроизводстве. Они с хорошим практическим опытом.
Как правило, подобные курсы, семинары, где либо повышают квалификацию, либо получают азы, начиная от парикмахеров и заканчивая какими-то творческими семинарами – это все дорогое удовольствие. Многие, особенно начинающие художники, не имеют возможности оплатить или поехать в заведение, которое мы знаем под названием ВГИК. Как у вас будет проходить обучение?
Андрей Вилисов: Обучение будет проходить бесплатно. Ребята должны будут просто прислать заявку, из этих заявок…
Достаточно одного желания или что-то еще?
Андрей Вилисов: Достаточно одного желания и одной заявки. То есть все равно человек должен что-то уже поснимать до этого, пускай это будет клип, пускай это будут небольшие зарисовки. Но к нам он должен прийти все равно с какой-тор идеей. Не мы ему дадим идею, он должен прийти с идеей и эту идею у нас развить. И, может быть, именно эту идею мы и будем снимать.
И может быть, понять, что кино – это не его…
Андрей Вилисов: Вполне возможно. Таких примеров просто масса.
…или он не ошибся со своим выбором. А может создание, я понимаю, что это первая ласточка, как-то подтолкнуть наши власти, людей, которые близки к власти, кинопродюсеров, деятелей культуры к тому, чтобы появились подвижки в создании своей киностудии? И настолько ли она нужна нам, киностудия игрового кино в Перми?
Андрей Вилисов: Я считаю, что если мы игровое кино будем делать сами, не только приезжие группы будут у нас работать, тогда и есть какое-то развитие. В игровом кино появятся специалисты, больше специалистов, потому что документальное кино – это все-таки достаточно компактные группы. Там нет необходимости 50, 100 человек нанимать. А игровое кино требует огромного количества специалистов в разных специальностях.
Еще раз, что должно послужить итогом?
Андрей Вилисов: Два короткометражных игровых фильма, которые мы снимем по сценариям, которые напишутся по этим заявкам.
То есть вы выберете…
Андрей Вилисов: Да, сначала нам люди пришлют заявки, в рамках семинаров напишут сценарии, Люба их скорректирует, и потом мы втроем выберем два сценария, по которым реально снять фильм в Перми, чтобы это было интересно.
Если это игровое кино, если будут обучать профессиональный сценарист, режиссер, продюсер кино, то играть в этом фильме кто будут?
Андрей Вилисов: Будут играть и профессионалы. Вместе с ребятами мы потом составим сметы и будем понимать, нам потом какого оператора нанять на этот проект либо нам пригласить какую-нибудь местную звезду и пригласить за гонорар.
Это уже к будущему пришла мысль – а нет желания, если все удачно сложится с этой мастерской, чего я и желаю, к примеру, и мастерскую актеров создать? Потому что те актеры, которые работают в наших театрах, имеющие и звания, и хороший опыт, как правило, когда их приглашают работать в кино, даже в какой-то рекламный проект, режиссеры сталкиваются с тем, что у актеров просто нет знаний о работе в кадре, о каких-то особенностях кино?
Андрей Вилисов: По актерам на самом деле у нас картина получше в Перми. Очень много курсов для молодежи, и ребята как раз учатся с камерой. Они не только как в институте культуры, когда театрального актера учат, а здесь они работают изначально с камерой. Снимают какие-то сценки, сюжеты. Я думаю, мы и оттуда можем актеров пригласить, и из театров. Думаю, что все с удовольствием согласятся.
В общем, вы решили влюбить всех в кино.
Андрей Вилисов: Они все уже влюблены, просто…
Когда начнет работу Киномастерская игрового кино?
Андрей Вилисов: У нас сейчас этап подготовительный. Мы отбираем заявки. Первые семинары начнутся в начале июня, потом на месяц мы расстанемся. Ребята будут писать сценарии, дорабатывать, консультироваться по Интернету с Любой, она в Москве живет.
Это сценарист.
Андрей Вилисов: Да. А в начале июля мы соберемся на вторую сессию, где доработаются эти сценарии уже в реальном времени вместе с преподавателями. И сразу же мы выберем два сценария и начнем подготовку к съемкам. Съемки, я думаю, будут в сентябре.
В общем, если вы не решили, кем вы хотите быть и вам не дают покоя лавры Михалкова, Германа-младшего, Германа-старшего, попробуйте свои силы в Перми как сценарист, режиссер, продюсер – самое такое хлебное место в киноискусстве.
Андрей Вилисов: Да, наверное.
Спасибо, желаю удачи. Андрей Виллисов, автор проекта «Киномастерская игрового кино» был гостем нашей студии, мы продолжаем нашу программу.
Время для музыкального анонса. 25 мая в большом зале Пермской филармонии в рамках абонемента «Великолепная четверка» состоится юбилейный концерт квартета русских народных инструментов «Каравай», которым руководит на протяжении 25 лет заслуженный артист Российской Федерации Олег Згогурин. О программе этого концерта, как живется и чем живется юбиляру и его четырем прекрасным музыкантам, мы поговорили в рамках программы «Биография» 14 апреля с Олегом Валерьевичем Згогуриным. Предлагаю вашему вниманию фрагмент нашей беседы.
ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ «БИОГРАФИЯ»
Насколько состав часто менялся?
Как-то вы в одном из интервью сказали, что «Каравай» стал насущным хлебом в прямом смысле…
Олег Згогурин: Безусловно. Кстати, это было не только хлебом, а и кусок хлеба это не так плохо. Я в свое время этот аргумент привел, когда утверждали название «Каравай», потому что я имел, как бы, неосторожность тогда на серьезном таком сообществе, как тарификационная комиссия, там сидели представители обкома партии, райкома партии, комсомола, профсоюзов, и когда утверждали название «Каравай», тогда было все серьезно – художественный совет, тарификационная комиссия. Я сказал, что «Каравай» - это же звучит ярко, а реклама какая. При слове «реклама» я увидел лица людей, которые сидели в этой комиссии. И сказали, еще аргумент один был – ну «Каравай» это же так просто, ну что, ну кусок хлеба. На что я как-то так тоже резко среагировал, то, что вызвало тоже неоднозначную реакцию, я говорю «Кусок хлеба это не так плохо». С того времени мы как-то с «Караваем» по жизни идем.
Для нас ведь домры и балалайки, с одной стороны, это родные инструменты. А с другой стороны, в общем, это средство выражения, мы в этом плане счастливые люди, мы всегда играли то, что нравится нам. А поскольку это нравится, то хочется сделать как-то так, чтоб это еще и ярко прозвучало. Мы всегда соразмеряли это с тем – вот пробивает нас? Если пробивает, значит, давайте вынесем на публику. Причем, какие-то парадоксальные вещи… Для нас вообще не существует каких-то жанров, стилей. Может, в силу того, что мы родились и выросли в Перми. Это не консерваторский город, и мы можем себе позволить очень-очень многое. В свое время, приезжая с концертами в Свердловск, там уважаемый профессор Евгений Блинов, балалаечник наш известный, народный артист, он всегда мне говорил (они принимали нас за своих, как уральцев), он говорил: «Олег, ты на грани, имей в виду, вот «У самовара я и моя Маша», которую вы исполнили в концерте, это на острие. Чуть вправо, четь влево – всё». Я говорю: «Евгений Григорьевич, а мы на острие, или чуть вправо, чуть влево?» Он говорит: «Пока на острие». Я говорю: «Ну будем держаться на острие»
Давайте плавно перейдем к скорому концерту, посвященному юбилею.
25 мая в КДЦ я, надеюсь, получится, с одной стороны, душевный, забавный, веселый, озорной день рождения «Каравая», потому что там будет много друзей наших, с которыми мы опять сделаем что-то такое, чего, может быть, и друзья, не ожидают, а уж публика точно не ожидает. Поэтому сейчас мы мучаемся, репертуар взяли абсолютно тоже для нас какие-то не характерные вещи.
Откройте секреты - что?
Олег Згогурин: Нет, секретов открывать не буду, потому что люди ж тогда будут ждать это. Я даже убеждаю филармонию не печатать программки на этот концерт, чтобы люди не знали, что будет вот после этого. Потому что программка – это вот название, уже к этому названию есть отношение, к этому произведению есть отношение. Это как нормальный день рождения, когда приходят гости, и чем их удивят хозяева, это должно быть, действительно, сюрпризом. Я очень надеюсь, что это будет не скучное мероприятие, после которого люди уйдут и скажут – все-таки мы не зря потратили время.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА
Напомню, что концерт квартета «Каравай» состоится 25 мая в Большом зале филармонии, начало в 18 часов. Приглашаем поклонников и любителей прекрасно провести вечер, а концерты этого квартета, как правило, и не только юбилейные, датские, проходят при полном зале, с аншлагами. Поэтому уже сейчас поспешите приобретать билеты на концерт квартета «Каравай».
Я, с вашего позволения, перейду к новостям театральной жизни нашего города. В театре «Балет Евгения Панфилова» началась постановка балета «Пермские истории». Хореограф-постановщик, небезызвестный и в России, и в нашем городе в том числе – Морихиро Ивата. Балет посвящается 290-летнему юбилею Перми и будет состоять из 7 частей. Каждая часть имеет свое название, связанное с историей, культурой и жизнью нашего города: «В пермском зверином стиле», «Кама – бог любви», «Молебка», «Белогорье» и другие. По сути, это даже не пермские, а прикамские истории получаются, истории нашего края. В балете будет звучать музыка пермских композиторов, что, безусловно, приятно – Игоря Машукова, Никиты Широкова, а также принимает участие как композитор в создании музыкального материала и Валентина Барыкина из Екатеринбурга. Художник – Галина Сирина. По мнению авторов проекта, возможно, благодаря этому балету пермяки откроют в привычном и знакомом окружении что-то новое для себя, такое, что изменит их восприятие родного города. Премьера балета состоится 17 июня в Театре-Театре.
Продолжая анонсы театральных событиях обратимся к грядущей премьере Театра-Театра «Географ глобус пропил». Не знаю, получится ли нам договориться с пресс-службой театра, чтобы кто-то из авторов этого спектакля все-таки побывал в нашей студии.... А я пока расскажу то, что мне удалось узнать. Премьера спектакля состоится 16, 17, 18 мая. Автор инсценировки – Ксения Гашева, небезызвестный пермский драматург. А в основе, конечно, знаменитый роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Роман был создан уже порядка 18 лет тому назад, но, тем не менее, Алексей Иванов за это время окончательно укоренился в статусе одного из крупнейших российских писателей. А вот режиссеры и театра, и кино принялись рефлексировать о недавнем прошлом страны на примере судьбы учителя географии Виктора Служкина. Если в фильме Александра Велединского роль Служкина исполняет Константин Хабенский, пока мы могли только видеть трейлеры в Интернете, фильма мы еще не видели, все-таки это кино и долгий процесс монтажа идет. Нр часть истории отдана непосредственно сплаву, когда, работая учителем, Виктор отправляется со своими учениками на сплав, и там происходят, на мой взгляд, самые главные события этого романа.
Конечно, в театре трудно отразить и сплав и реку. Сегодня не то время, когда мы будем голубыми полотнищами по сцене ... Тут уже любопытно, что придумает московский режиссер Елена Невежина, которая была специально приглашена в театр для этой постановки, ученица Петра Фоменко. Пока же, по нашим данным, во втором действии будет предложен некий увлекательный квест, где школьники отправятся в увлекательный речной поход, пройдут по знаковым местам пермской земли и не только осознают красоту, величие нашей природы, но отчасти и повзрослеют. Все это нас ждет 16, 17, 18 мая. В главной роли в Театре-Театре Сергей Детков.
Сергей Федотов (в записи): Раньше мы были специалистами по Гоголю, как вы знаете, а сейчас Горький нас захватил, заколдовал, обворожил, и мы думаем, что эксперименты 4D также смогут заворожить нашего зрителя. Мы совершили революцию в театральном деле. Мы придумали, что в спектакле будет использоваться такой эффект, который еще никогда не использовался в театральном деле. Что такое 4D? Это натуральные запахи. Мы репетировали «На дне» и вдруг поняли, что там должно быть все натуральное, все настоящее. И мы там начали репетировать настоящие пельмени, курить папиросы, пить настоящую водку, есть лук с чесноком.
Приходите в театр «У моста». Лук с чесноком, пельменями, вкупе с актерской игрой – пожалуйста! Вот что сообщает пресс-служба театра «У моста»: «Зрителя ждет встреча с "бывшими людьми" - обитателями темных подвалов, заброшенных домов и мусорных свалок. Жизнь «за чертой» - отдельный мир, скрытый от посторонних глаз». Чтобы не сыграть, а именно прожить этот мир на сцене, актеры и режиссер театра, как нам говорят, провели немало времени в ночлежках Перми. «Полное "погружение" помогло им воссоздать в спектакле подлинную атмосферу мест, где обитают отчаяние, безумие и нищета». Участники спектакля из сцены «на дне», играющие роли обитателей ночлежки, несколько дней не будут мыться». В общем, тут, господа мои, это видимо все заслуживает отдельного внимания . Пожалуйста, если вам любопытно это или недостаточно впечатлений, которые можно так или иначе встретить около центрального рынка или Перми-II, добро пожаловать, сходите - посмотрите. Хотя, конечно, главной ценностью в театре должны быть актерская игра и режиссура. Надеюсь, что в этом спектакле кроме запахов бомжей и это присутствует.
На этой неделе мы все празднуем 9 мая, большое количество событий состоится. О том, как пойдет парад, где он будет идти, вы можете найти информацию на нашем сайте echoperm.ru, интервью с Вячеславом Торчинским. Я же хочу сказать, что 9 мая в «Сцене-Молот» будет показан спектакль «Фронтовичка» о поколении, прошедшем Великую Отечественную Войну. В Театре юного зрителя также к этой дате будет приурочен показ замечательного спектакля в постановке Татьяны Жарковой «Не покидай меня!»
Великая музыка смогла выразить то, что объединяло людей в то далекое трудное время – веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также громкоговорителям городской сети. Чтобы как можно больше людей услышало великую музыку Шостаковича, 9 мая в 17 часов Пермская филармония, как и в тот далекий день 1942 года, организует прямую трансляцию концерта из Большого зала на плазменный экран, размещенный на площади возле Органного зала. Мы приглашаем всех желающих.
Напомню, что концерт состоится 9 мая. Думаю, для тех, кто эти праздники решит провести не только на даче, но и в городе, вы найдете много чего интересного.
Наконец, вступает в свою силу подготовка к летним фестивалям, в том числе и фестиваль «Белые ночи». Все мы уже с вами видели, на эспланаде начинается установка, по крайней мере, ограждения. Будем надеяться, все сложится успешно, и 1 июня, в День защиты детей, откроются «Белые ночи», и нас ждет фейерверк больших и интересных событий. Будем следить за этими мероприятиями, конечно, о них рассказывать.
А мне хочется еще сказать о том, что 26, 27, 28 июля состоится 9-й международный гражданский фестиваль «Пилорама-2013». Тема нынешнего гражданского форума звучит так - «Нестоличная Россия». Думаю, сегодня в рамках курса децентрализации нашей страны тема будет более чем актуальна. Этому будут посвящены и творческие, и художественные, и дискуссионные события. А девизом нынешнего форума стал слоган «Объединяясь в открытом диалоге». Я лишь от себя хочу добавить, что продолжается прием заявок на участие в «Пилораме». Безусловно, участвовать в нем смогут все, и приехать смогут все в мемориальный центр «Пермь-36», что в деревне Кучино Чусовского района. Но все смогут и принять участие в качестве организатора дискуссии, выступления артистов, показать спектакль, либо вы или ваша организация готовы подготовить какую-то выставку, интересную экспозицию, концертные номера – на сайте pilorama.perm36.ru есть информация о приеме заявок. Там выложены все номера, явки-пароли, форма заявки. Форум всегда являлся открытым. Конечно, окончательное решение принимает общественный совет форума, какой спектакль вписывается в программу и тему форума, какой нет. Тем не менее, выступить со своей инициативой может любой из нас и из вас, господа. Хотя, конечно, снова хочется сделать акцент на том, что центральной частью гражданского форума является дискуссионная часть. Впрочем, художественная часть тоже обещает быть интересной. Пока я не буду раскрывать всех карт, более подробно обещаю рассказывать в программе «Событийный ряд». На этом позвольте откланяться, для вас программу подготовили звукорежиссер Мария Зуева и обозреватель культуры Нина Соловей.