Верхний баннер
05:19 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 июля 2013

Что делать с полумаргинальными пустующими участками Перми

Игорь Лазарев: Вчера завершился семинар «Редевеломпент. Гражданское участие. Устойчивое развитие». Это очередной семинар с участием зарубежных экспертов, с участием наших пермских активистов, которые как-то стараются развивать городскую среду, думают, что нам делать с теми же городскими пространствами. У нас в студии руководитель общественной организации «Добрый дом» Елена Плешкова. Елена, много ли у нас заброшенных территорий, которые можно развивать тем или иным способом?

Елена Плешкова: Достаточно много. Город Пермь отличается большой протяженностью, и город не в состоянии обихаживать, обустраивать эти территории. На семинаре приводились цифры, сколько может бюджет города, если рассчитывать это все на удельные квадратные метры, выделять из своего бюджета. Так вот по городу Перми эта цифра 27 рублей. А теперь сравните: по Москве это порядка 300 рублей, по Гамбургу – 600 с лишним рублей. Все вы видите, наверно, ситуации с долинами рек. Наши долины рек – это полумаргинальные территории, использующиеся как свалки. Да, сейчас проводится большая работа, в том числе, краевой администрацией, городской администрацией для того, чтобы постепенно эту ситуацию изменить. Но без участия жителей города администрация города с этим просто не справится. Особенность проведения семинара в Перми - участие общественных инициативных групп, которые занимались долинами рек. Это долины рек малая Мотовилиха, Гарцовский ручей - микрорайон Гарцы, это долина ручья Уинка на Садовом, долина реки Данилиха. Три проекта были посвящены именно этому. В итоге выяснилось, что по разным совершенно причинам, по разным своим идеям инициативные группы начали именно с этого по одной простой причине: что у людей в городе Перми очень мало обустроенных , качественных пространств для отдыха, для рекреации.

Игорь Лазарев: Даже если ежегодно, или, может быть, ежемесячно чистить те же самые долины рек, они, может быть, станут чище, но обихоженней они все равно не становятся. Сейчас это действительно производит впечатление полумаргинальных пустующих пространств. То есть просто что-то вроде пустырей с дикорастущими кустарниками. 

Елена Плешкова: Но ведь работа инициативных групп заключается не только в очистке этой территории. Это только первый шаг для того, чтобы начать реализовывать этот проект. По большому счету все инициативные группы приходят к тому, что там нужен полноценный проект создания там рекреационной зоны со всеми удобствами: лавочками для отдыха, с дорожками, удобными для прогулок, с тихими зонами, с зонами активного отдыха. Было интересно наблюдать, как начинающая группа ручья Уинка провела подготовительную работу. Они сделали у себя уже экологическую тропу. Люди, когда приходят к ним туда, они с удивлением обнаруживают, что это не очередной лог со страшным спуском, это вполне цивильная, очень интересная зона. Они там проводят определение птиц и слушают соловьев. Они там ставят веб-камеры для того, чтоб наблюдать за птицами. Там есть целый ряд объектов. Приходя туда, человек может не просто там погулять в тенистой долине, где нежарко, где есть красивые растения. Это в центре индустриального очень насыщенного района. Там есть все признаки того, что здесь просто интересно прийти с детьми и показать им, рассказать им, то есть, есть чего показывать. Это вообще место, куда можно приходить много раз.  Это совершенно другая территория стала. Туда уже люди просятся на экскурсии. То, что касается Гарцов. Раньше это были огромные пространства, которые никак не использовались, и туда сваливали мусор. Но в Гарцах есть 9 родников. Это великолепный ресурс ландшафтный. Это открытые достаточно места. И когда студенты Академии живописи и зодчества сделали проект развития этой территории, когда мы показали, как это может выглядеть, у жителей микрорайона начало меняться отношение к этим местам. Они начали с большей охотой участвовать и в субботниках по уборке. Они съездили под Кунгур, привели оттуда камни для того, чтоб сделать какие-то элементы ландшафтного дизайна. Когда люди живут, они зачастую этот ресурс просто не замечают. И мы можем им показать это. Таким образом люди сами начинают в этот процесс включаться и сами превращать эту территорию в удобное для себя место проживания.

Игорь Лазарев: Допустим, есть у нас такие места, микрорайончики, где есть небольшие речки, и жители могут сами по своей инициативе что-то делать. Но есть же у нас большие территории, большие лога, возле которых люди не живут. С ними как поступать?

Елена Плешкова: Какие лога вы имеете в виду?

Евгения Романова: Лог на Крохалевке есть.

Игорь Лазарев: Та же самая Егошиха, например.

Елена Плешкова: Ну как не живут? Они живут в прилегающих микрорайонах. У нас в центре города, по большому счету, пойти погулять с коляской, с ребенком просто негде. Территория егошихинского кладбища используется как парк. Люди приходят туда гулять, потому что тенистое зеленое пространство. Там поют птицы, там тихо. То есть там полное ощущение, что ты находишься в парке. Поэтому люди инстинктивно пытаются эти места найти, где они могут переключиться на другое состояние. А для городского жителя это особенно важно.

Игорь Лазарев: Какие-то идеи по развитию этих территорий были заложены еще в мастер-плане, потом они перешли в Генплан. Но все, по-моему, видят, что у нас нынче происходит с Генпланом: пересматривается сам документ, меняются приоритеты в градостроительной политике. В этой связи нет ли опасения, что вопрос просто зависает в воздухе?

Елена Плешкова: То, что люди вообще занимаются этим, то, что люди участвуют в этой работе, это самый верный показатель того, что это были верные позиции, верные принципы, заложенные в Генплан и особо акцентированы в мастер-плане. С одной стороны, консультанты, эксперты, проектировщики говорили об этом, понимая эту ситуацию, как специалисты, а с другой стороны, люди, которые живут на этих территориях, в этих местах – это местные инициативы. Совершенно самым естественным образом этот ресурс территории они начинают использовать. И как раз это подтверждение тому, что местные жители должны участвовать в любых работах, связанных с проектированием, с какими-то изменениями среды городской. Мы об этом как раз говорили на семинаре. Потому что проблемы, которые существуют, когда жители… простые жители, не специалисты, они не могут зачастую участвовать даже в публичных слушаниях, потому что там говорят для них на птичьем языке. То есть те какие-то поправки, которые куда-то вносятся, это все не визуализировано, это как-то все так обсуждается. Обычный человек не будет этим заниматься. Сейчас на этом семинаре, кроме того, что мы огромный объем информации получили ?????? (неразборчиво) в Санкт-Петербурге, в Германии, нас порадовали тем, что специалисты из такой группы «Next Hamburg», они привезли и показали нам этот ресурс. Это открытая интернет-площадка «Next Hamburg». Сейчас там сделан отдельный для нас специально, для Перми ресурс «NextPerm», где на этой интернет-площадке люди могут обозначать свои идеи. Они могут быть визуализированы эти идеи. И тогда легче договариваться, легче иметь представление о том, в чем же заключается идея по преобразованию этого пространства.

Игорь Лазарев: Как они визуализированы? То есть подает человек, условно, заявку, говорит – я хочу посмотреть, что было бы, если бы в долине такой-то появились 10 беседок, и расположились вот так. И ему специалисты изображают это как-то?

Елена Плешкова: Это только один из инструментов. Это можно сделать в варианте изображения. Это можно сделать, нарисовав руками. Это можно сделать, договорившись встретиться с такими же людьми, которые хотят этих изменений, прийти, с ними это дело обсудить. Но специалисты – архитекторы, дизайнеры они помогают этой визуализации. Потому что по картине гораздо легче договориться.

Игорь Лазарев: Ну, конечно. Если говорим о городских пространствах, конечно, надо что-то иметь перед глазами. А в Гамбурге не получается так, что это просто замыливается в каком-то смысле? Потому что поступает уйма всяких разнообразных, вплоть до безумных, предложений. В итоге эксперты не успевают готовить на них картинки те же самые.

Елена Плешкова: Там нет такого, что это идет прямо, как бы, канал только к экспертам, они там чего-то отбирают. Там как раз те предложения, которые люди выдвигают, они находят сторонников или не находят сторонников. И тогда видно – эта инициатива жизнеспособна или нет.

Игорь Лазарев: То есть какое-то голосование на сайте?

Елена Плешкова: Это видно по тому, насколько активна эта группа, насколько это предложение имеет поддержку. Кроме того, что это развитие проекта онлайн, есть развитие этого проекта офлайн, когда люди приходят прямо в эту организацию, их консультируют специалисты по градостроительной какой-то ситуации, они объясняют им возможности или невозможности преобразования этой территории. То есть с людьми работают, их образовывают, их просвещают. И специалисты организации «Next Hamburg» говорили о том, что за 4 года этой работы они заметили, как вырос уровень жителей, которые обращаются к ним с предложениями. То есть это та работа, которая нам жизненно необходима. У нас в Перми есть такой ресурс, который мог бы послужить развитию нашего гражданского участия. Этот ресурс так и называется «Моя территория». Еще год назад Пермь занимала лидирующие позиции в России по тому, что у нас вот эта открытая интернет-площадка, она уже тогда существовала, она уже работала, и ее можно было использовать. Существует такая открытая интернет-площадка «Моя территория». Там присутствует карта города, на которой каждый человек, обратившись сюда, может поставить какую-то точку, обозначив либо предмет, который его беспокоит, какую-то проблему существующую, либо точку, которая его интересовала бы с точки зрения каких-то преобразований.

Сейчас мы говорим о том, что через этот ресурс он может найти единомышленников. И он может найти возможность познакомиться с опытом аналогичным каких-то других групп, которые решают подобные проблемы. Ресурс «Моя территория» тестировался городской администрацией в течение года. Но он тогда действовал как канал, как бы, жалоб и реагирования на них. В нашем проекте, который мы реализовали в прошлом году, «Общество против мусора», мы еще его привлекли для того, чтобы нанести на эту карту пункты сбора вторсырья и ловушки для пластика, которые сейчас стоят в городе, для того, чтоб люди могли сориентироваться, куда им удобнее можно было бы пластиковые бутылки унести или сдать какое-то вторсырье. И сейчас речь идет о том, что проект «Моя территория» может быть использован для консолидации людей, которые являются гражданскими активистами. И он может использоваться для диалога между этими людьми и органами власти.

Игорь Лазарев: Разве обычных каналов, которых уже миллион, что называется, наработано, начиная от официальных, заканчивая всеми возможными круглыми столами, которые тоже регулярно проводятся, их недостаточно?

Елена Плешкова: Недостаточно. Потому что нас много, представителей администрации не так много, и они естественным образом стараются отбирать тех людей, которые к ним регулярно обращаются. Для этого используются различные механизмы, когда публичные слушания имеют очень формальный характер или проводятся так, что никто об этом...

Игорь Лазарев: Профанация.

Елена Плешкова: Да, это профанация. Тут важный момент, что добрая воля чиновников, которые могут использовать этот ресурс, чтобы им было интересно – что же хотят граждане, чего же на самом деле хотят люди, интересы которых они обязаны защищать…

Игорь Лазарев: Обязаны-то, обязаны, но чиновникам какой интерес получать еще один канал обратной связи, что называется? Он со своими-то не успевают работать.

Елена Плешкова: Именно поэтому на вчерашнем совещании у госпожи Абузяровой, это наше краевое правительство, разговор об этом состоялся. И Татьяна Ивановна Марголина обратила внимание представителей административных органов власти на то, что это как раз тот ресурс, который они здесь не увидели – это возможность обратной связи, диалога . Тем самым перевод активности не в агрессивность и ненависть…

Игорь Лазарев: Мусор не убрали опять.

Елена Плешкова: Да-да-да, и не в такой – вы должны это убрать, а именно в гражданскую активность, которая может конструктивно проявляться. Через возможность взаимодействия, через возможность познакомиться с этим опытом, через какие-то другие варианты участия.

Евгения Романова: Технически как к этому ресурсу могут подключиться пермяки? Может быть конкретный сайт?

Елена Плешкова: www.streetjournal.org.

Евгения Романова: И дальше что? Я на него попадаю, и?

Елена Плешкова: И вы можете дальше уже определяться, что вы хотите.

Евгения Романова: Выбрать страну, город.

Елена Плешкова: Да, выбираете. Это ресурс сейчас работает уже и на территории Украины. Украина заинтересовалась этим опытом как раз в сфере приложения этого ресурса для развития возможностей каналов взаимодействия между органами власти и гражданским обществом.

Евгения Романова: Смотрим, что тут есть. Огромная лужа на Богдана Хмельницкого, постоянно яма и потоп.

Игорь Лазарев: Женя зачитывает, что туда пишут люди.

Елена Плешкова: Это как раз первый этап, когда жители сначала это начинали воспринимать, как возможность обозначить проблему. Потому что не все пойдут писать письма, на это требуется время, на это требуется куда-то доехать и это письмо куда-то отправить, и ждать бесконечное количество времени ответа.

Игорь Лазарев: С одной стороны, это, как минимум, удобнее.

Елена Плешкова: Для граждан, да.

Игорь Лазарев: Но своими ногами принесенное и поданное своими руками заявление, жалоба – это уже официальный документ, с которым чиновники обязаны вести официальную работу, и ответить в определенный срок. Здесь то же самое разве?

Елена Плешкова: Они точно также обязаны ответить на ваше обращение, когда оно приходит к ним по электронной почте.

Игорь Лазарев: То есть координаторы сайта занимаются тем, что собирают жалобы и отправляют их по электронке чиновникам?

Елена Плешкова: Там механизм встроен в ресурс, когда по определенным вполне каналам за те сферы деятельности, за которые определенные подразделения администрации отвечают, эта информация уходит к ним. И чиновники обязаны ответить. Этот ресурс в определенном смысле спасал наших чиновников от варианта троллинговой атаки множества обращений на них, то, что происходит в соседних регионах. Потому что когда тех чиновников заваливают просто массой жалоб, то у нас есть определенная система, и она представлена здесь визуально. Когда ваше обращение туда попадает, у него есть свой статус. И он обозначается разным цветом. Сначала один цвет, когда проблема принята к решению, она обозначается другим цветом, когда она решена, она закрыта. Таким образом человек видит, что происходит с этой проблемой, в какой стадии решения она находится. У него есть хотя бы представление о том, что он куда-то обратился, и там какая-то реакция есть. Когда он уносит это письмо, и оно уходит, и неизвестно, что с этим происходит, накапливается состояние, когда человек уже, что называется, кипит, и потом это выражается в различных, может быть, не очень цивилизованных вариантах обращения с теми же специалистами администрации, которые, может быть, иногда даже и не виноваты в этой ситуации.

Игорь Лазарев: Да, взаимные крики начинаются.

Елена Плешкова: Да. То есть это возможность диалога или, по крайней мере, видение, что на тебя прореагировали, что ты вообще что-то можешь сделать с этой территорией, то есть ты можешь как-то повлиять на ситуацию. Это очень важно для человека.

Игорь Лазарев: Вы говорите это первая стадия. Что за этим должно последовать?

Елена Плешкова: Дальше мы говорили о том, и сейчас в одной из задач развития этого ресурса стоит такая – способствовать созданию новой культуры взаимодействия граждан и органов власти и обеспечить инфраструктуру для поддержки социальных инициатив.

Игорь Лазарев: Конкретизируйте.

Елена Плешкова: Чисто технически. То есть у нас есть проекты Гарцы, Данилиха, но о них знает пока маленькое количество людей, или люди каким-то образом связанные через некоммерческие инициативы. Но опыт на самом деле очень полезный для жителей разных микрорайонов, разных районов города. Зайдя на ресурс «Моя территория», увидев эту информацию, узнав о ней, они могут у себя сделать нечто подобное. Или для них это может быть активатором приложения этой активности. Это как раз возможность обращения к чужому опыту или, по крайней мере, узнать, что ты не один такой странный, что что-то тут хочешь вообще изменить, а таких людей много, и это нормально.

Евгения Романова: Появление в этой истории голландских специалистов, как они попали?

Елена Плешкова: Здесь мы говорим о немецких специалистах в первую очередь. Вообще этот семинар организован русско-немецким обменом. Экологическое бюро немецко-русского обмена - это Санкт-Петербург. И Институт гражданской активности – это Пермь. Здесь присутствовали специалисты из Санкт-Петербурга, из Берлина, из Гамбурга и из Перми. Сам семинар был очень насыщенным. Во-первых, мы познакомились с чужим опытом. Мы посмотрели, что мы не одиноки в наших проблемах. Они просто на другой стадии у нас сейчас находятся. Есть инструменты, которые могут помочь быстрее нам это сделать. И даже у нас есть свои ресурсы, которые мы можем для этого применить. Мало того, даже те инициативные группы, которые находятся в Перми, с удивлением обнаружили, что они не знают друг друга, они там познакомились на семинаре. Но то, что нам давали специалисты из Санкт-Петербурга, а это Центр экспертиз ЭКОМ, это организация, которая принимала самое непосредственное участие в переносе Охта-центра, вот этого «газоскреба» на окраину города Санкт-Петербурга…

Игорь Лазарев: То есть, есть и опыт протестных действий.

Елена Плешкова: У них огромный опыт работы. И переводы этих протестных вещей во вполне конструктивные ситуации, когда человек может повлиять на ситуацию в городе.


Обсуждение
1439
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.