Верхний баннер
19:06 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:05, 30 сентября 2013

"В документальном кино нет особых поисков формы, потому что там главное – человек!" - Павел Печенкин

Показом фильма известного кинодокументалиста Виталия Манского «Труба» 6 октября в Перми стартует единственный в России международный фестиваль неигрового кино, который развивает традиции режиссера Роберта Флаэрти, одного из основоположников документального кино.

На международный конкурс «Флаэртианы-2013» режиссеры из разных стран мира прислали около 300 фильмов, из них отборочная комиссия выбрала 15 лучших. Об эстетической платформе и программе фестиваля рассказал президент «Флаэртианы», режиссер, продюсер Павел Печенкин.

 

Использованы фото с сайтов prm.ru и afisha.prm.ru 

 

 

- При выборе фильма-открытия на «Флаэртиану» вряд ли Вы руководствуетесь только тем, что это должно быть очень известное «звездное» кино. Или я не права?

 

- Критериев отбора несколько, в том числе яркие и звездные. В этом году это фактически фильм года на нашем постсоветском пространстве, фильм Виталия Манского «Труба», моего старинного приятеля и друга. В прошлом году показали южнокорейский фильм «Старый друг», который мне очень нравится. Нынче известный фильм Манского. Критериев при выборе может быть много, но на самом деле все достаточно просто. Или выбирай то, что тебе очень нравится и надейся, что это понравится твоим коллегам, друзьям и всем, кто приходит на фестиваль «Флаэртиана», или выбирай фильм - событие года, как «Труба».

 

- А посыл этого фильма как-то согласуется с конкурсной программой и тем, что сегодня снимаю документалисты?

 

- Эстетическая платформа близка, хотя на самом деле в этом фильме нет главного героя. Главный герой – газовая труба, которая проходит через всю Европу и таким образом объединяет людей, которые друг друга не знают. Вот и все, весь сюжет.

 

 

Кадр из фильма "Труба"

 

- Документальные фильмы часто не имеют какой-то сложный закрученный сюжет. Хотя главным героем фильмов, которые показывают на «Флаэртиане», является конкретный человек и его непростая судьба…

 

- Да.  Но в «Трубе» есть обстоятельства, которые людей объединили вокруг технологического магистрального газопровода.

 

"Мы отбираем программу, исходя из эстетической платформы фестиваля: нужен человек, проживающий на экране часть своей жизни, которую режиссер формирует по законам драматургии при монтаже. Она не повторяет ни одну из программ, которые существуют в мире на фестивалях. Это уникальная возможность посмотреть много хороших фильмов подряд"

 

- В рамках фестиваля проходят мастер-классы, встречи, ретроспективы известных режиссеров, показы фильмов членов жюри. Но все равно главная интрига фестиваля – конкурсная программа. Вы, естественно, уже видели эти фильмы. Можете рассказать вкратце хотя бы, о чем сегодня снимают, чем будет интересен 13-й фестиваль?

 

- Все-таки мы отбираем программу, исходя из эстетической платформы фестиваля, это человек, проживающий на экране часть своей жизни, которую режиссер уже формирует по законам драматургии при монтаже. Благодаря этой эстетической платформе их достаточно легко отбирать. На самом деле такой принцип отбора единственный в мире, и фестиваль наш единственный в мире. Многие мои коллеги, которые бывали в Перми уже неоднократно, говорили именно об особенностях этой программы, что она не повторяет ни одну из программ, которые существуют в мире на фестивалях. Она, как правило, всегда качественная. Мы имеем возможность отобрать лучшее с многих фестивалей, которые существуют в мире, и сконцентрировать это в едином месте на карте мира – в Перми на фестивале «Флаэртиана». Это уникальная возможность посмотреть много хороших фильмов подряд.

 

 

Коньюнктура не проходит

 

- Уберегает ли вас эта платформа и строгое следование стилю Флаэрти от конъюнктурных фильмов, которые попадают в струю какой-то политической жизни?

 

- А вот конъюнктурные фильмы не бывают хорошими, как правило. Я не знаю таких фильмов, которые бы одновременно были конъюнктурными и представляли собой некое произведение искусства, не могу припомнить. Поэтому нас уберегает наша эстетическая платформа от рисков политического толка.

 

"От рисков политического толка нас уберегает наша эстетическая платформа"

 

- Вы уже находитесь в том положении, когда вам присылают работы, либо все равно приходится затрачивать какое-то количество времени на поиск нового?

 

- Безусловно, мы ищем, наши отборщики ездят по крупнейшим фестивалям. «Флаэртиана» отбирает свою программу на 10-15 европейских фестивалях. Нынче на нашем фестивале как никогда много других фестивальных деятелей, членом жюри будет директор фестиваля в Неоне, в Швейцарии. На фестиваль приезжает директор шведского фестиваля «Tempo», крупнейшего документального кино, будет мост с открытия фестиваля в Оксфорде, 9 октября он открывается. Будут коллеги из других фестивалей, из Литвы, Эстонии. Надеюсь, будут послы трех держав.

 

Всех приглашаю на вечер памяти Анатолия Балуева, 8 октября. Его фильмы будут представлять его сын и я.

 

Для справки

Анатолий Балуев - режиссер, сценарист документального кино. Академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Родился 5 марта 1946 года в с. Кочёво Пермского края. Анатолий Балуев учился на отделении киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (1969–1973). С 1965 по 1999 г. Анатолий Балуев работал на Свердловской киностудии сначала редактором, а затем режиссером неигровых фильмов. С 1999 года Анатолий Балуев руководитель творческого объединения «Уралтелефильм» Свердловской государственной телерадиокомпании. Анатолий Балуев академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1997), член правления Уральского отделения Союза кинематографистов России (1996). Анатолий Балуев лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2002 г. (за фильм «Быкобой»). Анатолий Балуев жил и работал в Екатеринбурге, скончался 15 мая 2013 г.


Это, безусловно, событие, равного которому не бывает. Он был как Феллини, который родился в маленьком городке в Италии и фактически всю жизнь снимал про жителей этого городка, или тот же самый Фолкнер, который писал про свой город… В общем, много прецедентов в мировой культуре, когда люди, родившись в своем городе, начинают всю жизнь о нем снимать и писать, и это становится достоянием всего мира.

 

- Большую часть фильмов, которые мы видим на «Флаэртиане», как правило, снимают режиссеры с историями бедных и маленьких селений, истории с так называемыми маленькими людьми. И я что-то не припомню большого количества фильмов об известных и благополучных людях …

 

- Вся русская литература о маленьких людях. В этом смысле, чем меньше человек, тем меньше ему есть что скрывать. Известные медийные люди не хотят в документальном кино сниматься. Это касается и политиков, и эстрадных звезд, а то, что становится широко известно, допустим, о тех же самых эстрадных звездах, называется «грязное белье». Это все немножко далеко от элементарных, что называется, законов божьих.

 

- Да и интересны ли они режиссерам?

 

- В свое время Виталий Манский снял фильм про нашу группу «Тату». И что? Грязное белье наружу, больше ничего хорошего.

 

- Еще, помню, про «Дом-2» у него был фильм. Все на поверхности, а копнуть глубже  - пустота…

 

- Вот именно! Все является «грязным бельем», ничего чистого.

 

- Поэтому он перешел к более глобальным, интересным вещам в кино.

 

- Виталий ищет свое кино там, где побольше пиар-эффект, поэтому часто его фильмы о группе «Тату», «Доме-2». Этот фильм про трубу, это мне больше нравится.

 

 

 

Традиции «Флаэртианы» на всю Россию

 

- Сегодня операторы не вынуждены на своих плечах таскать тяжеленные камеры, монтажерам помогают компьютерные программы. Техническое оснащение кинодела с каждым годом улучшается. Но насколько сложно «обмануть» членов жюри, используя это?

 

- На самом деле все встало на свои места. Если раньше тяжелая техника, сложная аппаратура были пропуском в профессиональное кино, то теперь им является только голова. А с режиссерами с хорошей головой как раньше, так и сейчас сложно. Поэтому welcome на наш фестиваль, на просмотр хорошего кино. Недавно был здесь Павел Лунгин, он знает, естественно, «Флаэртиану», спрашивает: «Зачем ты делаешь этот фестиваль?» Я ему рассказал про эстетическую платформу. Он говорит: «То кино, которое вы тут показываете – это высший пилотаж!». Снять человека в его естественной жизни так, чтобы зритель не заметил, что были съемки – это высший пилотаж.

 

 

 

- Насколько сегодня режиссеры способны соблюдать в своих фильмах не только эстетическую, но и моральную грань?

 

- Чувство меры – это как абсолютный слух, или есть, или нет. К нам попадают те фильмы, в которых это невозможно.

 

"Если раньше тяжелая техника и сложная аппаратура были пропуском в профессиональное кино, то теперь им является только голова. Снять человека в его естественной жизни так, чтобы зритель не заметил, что были съемки – это высший пилотаж".

 

- Вам ведь наверняка присылают на конкурс и чернушные фильмы, и работы тех, кто этим чувством меры не обладает?

 

- Море фильмов, безусловно. Но опять же не запретишь человеку брать камеру и снимать, или брать гитару, скрипку, петь в караоке при отсутствии голоса, слуха, всего прочего. Это нормальное проявление человеческой эмоции. Но, естественно, мы берем в программу только профессиональное кино. Где есть вкус, мера,  нормальная камера, разборчивый звук и история, которая рассказана фильмом.

 

- Сегодня и музыкальный, и драматический театры активно работают на обновления. Порой, бесконтрольно отвергая то, что было, пробуя разные формы - в опере танцуют, в драматическом  - поют. Есть ли такие попытки у режиссеров-документалистов, молодых в первую очередь – тоже до основания все разрушить, «что было снято до нас – это все не то»?

 

- Есть такие попытки, но они выглядят как очень наивные пробы пера.

 

- То есть мы это все проходили уже, да?

 

- Естественно. В документальном кино нет таких особых поисков формы, потому что там главное – человек!  А если человек есть на экране, как он, какими ухищрениями, методикой работы с героем режиссер достиг эффекта, это неважно. Кроме этого человека, на экране ничего нет, автора нет, если есть герой. А, как правило, с героем-то как раз бывает проблема, самая главная. Допустим, мы провели в этом году эксперимент, взяли американское документальное кино, которое внешне соответствует формату. Это три истории трех женщин, фильм называется «Sexy baby». Это поиски женского лица в современном мире, три женщины разных возрастов и все снято в манере репортажа американского телевидения. Что из этого получилось, надо посмотреть. Но я надеюсь, тема выбрана 100% так же актуально, как все, что связано вообще с проблемами становления любой личности, тем более женской, разных возрастов. Я думаю, фильм будет пользоваться у зрителей популярностью, а мы посмотрим. Может быть, если публика будет на то реагировать тепло, мы часть из наших фильмов пустим в прокат на территории России. Мы начали запускать такой проект, как прокат фильмов «Флаэртианы» на территорию России. Это достаточно широко известно, мы поставляем свои программы где-то в 10-15 городов.

 

 

 

Где кино?

 

- Что касается организационной и технической части, где будут проходить показы и основные события?

 

- Нынче мы сделали кардинальный и достаточно мной ожидаемый шаг, но раньше это было невозможно. Мы решили отказаться от посторонних площадок, таких, как кинотеатр «Октябрь», фойе гостиницы «Урал» по многим причинам. Мы решили поставить на территории у «Премьера» свой павильон примерно на 120 мест. Это, то количество публики, которое мы всегда собираем на свои фильмы. Это будет удобно всем – и участникам не бегать с площадки на площадку, и зрителям можно просто перейти из одного зала в другой. И по технике мы поставили новый проектор DCP-формата. У нас нынче появились такие условия, чтобы все сконцентрировать на одной площадке - это киноцентр «Премьер». За исключением открытия и закрытия, естественно, тут нам нужен зал побольше, это будет в ТЮЗе. Вход по пригласительным билетам, для зрителей в «Премьере» будут чисто номинальные сцены, 20-50 рублей.

 

- Все творческие встречи будут происходить там же?

 

- Да, на нынешнем фестивале как никогда большое количество событий для профессионального образования. Например, лекция той же самой Агнеты Мугрен с фестиваля «Tempo», о том, как сделать такой фильм, чтобы он оказался на большинстве европейских фестивалей. Будет лекция Кшиштофа Копчинского про европейский продюсинг документального кино. Будет лекция Сергея Ландо, он был членом нашего жюри, один из лучших отечественных операторов, которые работают в документальном кино. Будет встреча с Александром Родионовым, это автор сценария последнего фильма Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», он несколько раз был здесь на «Флаэртиане». Приходите, это будет очень полезно и бесплатно.

 

- Иногда у вас на показах после просмотра обсуждения зрителей с режиссером его работы бывает ярче самой работы. Вы от этой традиции не отказываетесь нынче? Смогут зрители задать свои вопросы автору картины?

 

- Конечно. Несмотря на то, что мы российских режиссеров приглашаем, но не за наш счет, нынче из 16 фильмов российской программы приезжают 12 режиссеров. Это называется культурным туризмом. Из иностранной программы приезжает 7 режиссеров, а всего 14 фильмов. И также будут присутствовать члены жюри, то есть получится полный объем - полномасштабная международная тусовка. Приглашаю всех на фестиваль «Флаэртиана» с 6 по 13 октября в киноцентр «Премьер», открытие и закрытие в ТЮЗе.

 

Для справки

Фестиваль «Флаэртиана», получивший имя американского режиссера, обозначил эстетические принципы, которые Роберт Флаэрти впервые применил в фильме «Нанук с Севера». Это фильмы, в которых «человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии».

Первый фестиваль состоялся в 1995 году и до 2006 года проводился один раз в два года скорее по формуле теоретического симпозиума, чем конкурса.

В 2006 году фестиваль окончательно перешел в статус ежегодного международного фестиваля документального кино с международным жюри, жюри ФИПРЕССИ. Победители определяются в следующих номинациях:

  • Гран-при за лучший фильм фестиваля 
  • Приз за открытие новых тем и новых героев
  • Приз за оригинальное художественное решение
  • Приз ФИПРЕССИ
  • Приз зрительского жюри за лучший фильм программы «Российская «Флаэртиана»

Кроме международного конкурса, проводится «Российская «Флаэртиана», где собраны лучшие фильмы, соответствующие «флаэртианской» эстетике и снятые на территории России. Ее победитель определяется по итогам зрительского голосования.

С 1995 по 2012 год состоялось 12 фестивалей, которые приняли 684 участника и гостя из разных стран и городов России. Было показано 929 фильмов из 47 стран Европы, Азии, Америки, Австралии и 23 городов России, которые посмотрело около 76000 зрителей. Награды фестиваля получили 81 работы из 24 стран. Президент фестиваля — Павел Печенкин.


Обсуждение
1483
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.