Верхний баннер
12:53 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 21 октября 2013

"Мы 7 лет жили с профицитным бюджетом. Теперь надо привыкать жить с дефицитным" - Игорь Папков. О бюджете, льготе Газпрому, приватизации аэропорта, конфликте властей

Первый вице-спикер Игорь Папков в силу своего статуса редко участвует в дебатах на «пленарке» Заксобрания. Однако, конечно, у него есть своя точка зрения по всем ключевым вопросам октябрьской повестки Заксобрания – проекту бюджета, «газовой льготе», приватизации Большого Савино, а также причинах конфликта депутатов и правительства. Игорь Папков поделился своим мнением с ведущими «Дневного разворота» за три дня до парламентской «пленарки» - в день, когда рабочая группа рекомендовала Заксобранию принять льготу «Газпрому».

 

 

Дефицитный бюджет: лосенок маленький, на всех не хватит

 

- Проект бюджета зашел в Заксобрание с дефицитом в 14,8%, то есть максимально близко к предельно допустимым 15%. Игорь Валентинович, это означает, что мы ходим по краю?

 

- Это означает, что мы соблюдаем нормы бюджетного кодекса. Но, к сожалению, наши проекты, социальные обязательства сегодня исполняются напряженно. Мы не имеем иных доходных источников, кроме кредитования. Это для нас на сегодня является риском. И соответственно, это риски не только наши, если мы говорим  о кредитах, это могут быть риски и следующих поколений.

 

- Правильно ли я понимаю, что дефицит бюджета – это не только явление 2014 года, но и на следующие годы?

 

- Если мы говорим о тех плановых цифрах, то мы видим, что мы начали жить в 2013 году с дефицитным бюджетом, значит, предложенный проект 2014 года и на период на 2015-й, 2016-й, точно так же дефицитный. История с тем, что мы 7 лет жили с профицитным бюджетом, закончилась. Видимо, теперь надо привыкать, что мы будем жить с дефицитным.

 

История с тем, что мы 7 лет жили с профицитным бюджетом, закончилась. Видимо, теперь надо привыкать, что мы будем жить с дефицитным. При профицитном бюджете Пермский край размещал избыток средств в коммерческих банках и получал доход. Ситуация меняется с точностью до наоборот. Мы будем брать кредиты, я надеюсь, не так быстро в коммерческих банках, но уже от нас будут получать доход.  

 

- Есть какая-то разница… Бизнесменам будет понятно, многие из них живут, имея длинные кредитные линии, несколько кредитных линий. Кто-то живет в ипотеке. В чем разница жизни региона, политиков вашего уровня в дефицитном, профицитном…

 

- Давайте мы поговорим про дефицитный и профицитный бюджет. Профицитный подразумевает то, что Пермский край размещал избыток средств в коммерческих банках и получал доход. Теперь ситуация меняется с точностью до наоборот. Мы будем брать кредиты, я надеюсь, не так быстро в коммерческих банках, но уже от нас будут получать доход.

 

 

- Вы знаете, что такое ведение крупного хозяйства, не первый год в управлении регионом. Мы говорим о том, что у нас были излишки средств. Все ругали Олега Чиркунова. Если есть излишки средств, значит, нерационально бюджетируете, можно взять дополнительные социальные расходные обязательства. В то же время мы говорим о том, что бюджет не исполняется. Остаются в конце года какие-то суммы, причём сумасшедшие по некоторым направлениям, которые не были освоены. Тоже вроде как неправильно. К чему мы придем?

 

- Я думаю, что в первую очередь мы будем анализировать то, что наши обязательства должны исполняться. И это не только выплата заработных плат. Мы сегодня работаем в жесткой конкурентной среде. Когда есть разные регионы, разное качество инфраструктурных объектов, нам необходимо, чтобы удерживать свою высокую планку, продолжать вкладываться в инфраструктурные объекты, в дороги, мосты, лечебные учреждения, школы, больницы. Здесь вот как раз и возникает эта тема, что мы не должны останавливаться в развитии. И выполнять дефицитный бюджет требует гораздо более жёстких исполнений обязательств и жесткого освоения средств.

 

- Вот уж люди у нас как в Америке из региона в регион не ездят. Не срываются, не едут. В чем конкуренция? 

 

- Приведу один пример насчет того, едут люди в другой регион или не едут. Это история о том, как мы ввели стипендии на 225 баллов тем, кто получил по ЕГЭ. Мы сегодня видим явный приток из иногородних учебных заведений, из школ, в наши вузы, именно 225-бальников. Люди, узнав о том, что выплачиваются дополнительные стипендии, начали из других регионов приезжать. Точно так же и здесь. Если мы говорим, что у нас достаточно хорошая инфраструктура, люди на это реагируют совершенно одинаково. Доступность сегодня некоторых услуг известна, и люди ездят. Мы говорим, что из нашего региона частично люди уезжают в Москву. Но почему мы не говорим, что, имея сегодня современные коммуникации, люди будут приезжать к нам? Так что, здесь есть о чем задуматься. Притоки так или иначе есть, тем более притоки так называемого креативного класса.

 

- Мы конкурируем как регион с регионом перед федеральным центром за ту или иную субсидию, за тот или иной проект? Высокоскоростная магистраль пройдёт, не пройдет, а постройте-ка вы детские сады, построите. Такая есть конкуренция?

 

- Мы сегодня тоже слышим, что на уровне федерального центра формируется бюджет с дефицитом. А вот здесь уже и включается правило конкуренции. Как в той пословице, лосенок маленький, на всех не хватит. Тот, кто лучше предложит федеральному центру какие-то условия реализации его программ, будет получать по сравнению с другими регионами большие государственные субсидии. Ничего в этом нет.

 

- Мы же почти в пределе. Выход за 15%, помимо того, что это нарушение законодательства, повлияет на эту конкуренцию самым негативным образом, я правильно понимаю?

 

- Все считают одинаково. И никаких выходов за эти 15% никто не будет допускать. Это негативный сценарий, которого никто не будет допускать.

 

- То есть, как в Америке, где там считают дни до банкротства – собрались, с Обамой договорились обе палаты…

 

- Здорово с точки зрения того, что мы волнуемся за государственный долг такого государства, как Соединенные Штаты Америки. Но сегодня давайте мы будем думать о краевом уровне.

 

- Я вас поэтому и спрашиваю. Нам не надо так же волноваться?

 

- Я думаю, что, на сегодняшний день, чтобы мы начали волноваться, мы должны понимать, что суммы взятых кредитов превышают суммы доходов, которые может получить Пермский край в два раза.

 

- То есть, это должны быть кредиты миллиардов на 200?

 

- Да. А мы на сегодняшний день все-таки говорим совершенно о других суммах. Дефицит вы уже озвучивали в цифрах. Напрягаться надо. Волноваться не надо.

 

 

Разногласия с правительством: мы не всегда идем в ногу

 

- Буквально пару слов по программному бюджету. Он верстался в первый раз как программный. В чем разница?

 

- Мы сделали очень хороший и большой шаг к тому, чтобы у нас принятый бюджет назывался бюджетом, ориентированным на результат. Государственные программы состоят из нескольких частей. В том числе есть там раздел, который называется «Показатели», достижения, цели. И эти цели уже оцифрованы. Таким образом, мы сегодня, принимая решение о финансирование той или иной государственной программы,  видим в конце достижение конкретного результата. Здесь у нас наиболее сложная тема, то, что принятые государственные программы должны соответствовать закону Пермского края о программе социально-экономического развития. Вот эту балансировку интересов между принятой программой, общей программой социально-экономического развития Пермского края, и конкретными государственными программами мы должны сделать в этой квартале.

 

- Говоря о программах, вы говорите, что это здорово, мы впервые делаем такой бюджет. Вы вообще положительно относитесь к тому, что у нас бюджет теперь будет по госпрограммам?

 

- Я положительно отношусь.

 

- Но многие депутаты говорят, что на самом деле, это уменьшает количество наших полномочий. Ведь приняв единожды эту программу, мы больше в нее не вмешиваемся как законотворцы, потому что она выстроена по вертикали министерской. Исполнительная власть за нее отвечает.

 

- Я думаю, что депутатскому корпусу, как и исполнительному органу власти, правительству, тоже надо ответить на этот вызов. Но ответить каким образом? Во-первых, должен появиться закон о парламентском контроле. Мы, принимая закон о программе социально-экономического развития, должны контролировать то, как принимаются соответствующие государственные программы. И еще один есть очень немаловажный момент. Сегодня, если мы обсуждаем проект бюджета, который сформирован на основании государственной программы, и его принимаем, внося те или иные изменения в финансирование государственных программ, после принятия бюджета во втором чтении наши уважаемые коллеги в правительстве должны внести изменения в собственные государственные программы. Это тоже предусмотрено 104-м федеральным законом. Таким образом, меняются методы парламентского контроля. Но возможности контролировать и, самое главное, еще раз говорю, ориентировать правительство на достижение конкретных целей у нас есть. И надо этим инструментом пользоваться.

 

- Как первый вице-спикер Заксобрания, как бы вы сегодня охарактеризовали отношения между правительством и депутатами? Со стороны видится, что за последний год они стали очень напряженными.

 

- Я думаю, что не зря с вами начали говорить о том, что слишком многое изменилось. Это бурное течение нашей жизни, особенно, когда приняли вот этот 104-й федеральный закон, тут получается надо правительству перестроиться, надо нам перестроиться. Когда вся перестройка идет на марше в рамках подготовки того же бюджета на 2014 год, ну, коллеги, не всегда получается, что мы идем друг с другом в ногу.

 

 

Когда вся перестройка идет на марше в рамках подготовки того же бюджета на 2014 год, не всегда получается, что мы идем друг с другом в ногу.

 

 

- Нервный срыв, да еще и осень на дворе, вы хотите сказать?

 

- Я хочу сказать, что те объемы новаций, которые сегодня внесены как в работу правительства, так и в работу Законодательного собрания – на моей памяти в таких количествах впервые нам приходится столько нормативных актов…

 

- Смотрите, администрация губернатора, наверное, легче встроится в исполнительную вертикаль, в том числе федеральную, поскольку они оттуда и выходцы. Наверное, вам не так сложно. Вы были руководителем исполнительной власти города Березники. Вам проще, понятна эта логика. А депутатам, самовольным людям, делавшим себя сами, привыкшим к депутатской вольнице, сейчас сложно встраиваться в эту систему, когда они чуть ли не часть исполнительной власти.

 

- Я бы, наверное, по-другому сказал. Все-таки у нас депутатский корпус один из профессиональных, не побоюсь этого слова, в Приволжском округе, может быть, и в Российской Федерации. Сама практика депутатской деятельности позволяет говорить нам, что мы сможем адекватно реагировать на вызовы времени.

 

 

Льгота «Газпрому»: обещать - не значит жениться 

 

- Теперь переходим к еще одному острому вопросу. Газовая льгота. Сегодня была рабочая группа, на которой все-таки было принято решение, что будет рекомендовано Законодательному собранию принять во втором чтении введение этой льготы, поправки в закон о налогообложении.

 

- Я думаю, что несколько слов надо сказать о предыстории. Когда мы только входили в принятие в первом чтении, этого закона о льготе «Газпрому», мы  говорили о том, что будет заключено соглашение с «Газпромом», где будут прописаны взаимные права и обязанности.

 

- Да. И некоторые депутаты сегодня указывали на то, что все-таки соглашения они не увидели. Увидели копию договора о сотрудничестве.

 

- На сегодняшний день мы должны зафиксировать, что соглашение не подписано. Оно находится в «Газпроме». Есть сегодня договоренность губернатора Пермского края с Миллером, руководителем «Газпрома», где на сегодняшний день утверждена или согласована фабула этого договора. Я должен сказать, что эта фабула, которая обсуждалась, в том числе, и на рабочей группе, не несет достаточно жёстких обязательств со стороны «Газпрома». Я приведу, может быть, один пример, как фиксируется вопрос о передаче, приобретении в собственность газопровода отвода Очер - Кудымкар – Купрос.  Пункт звучит так: «Принимает решение о приобретении в собственность в соответствии с порядком, принятым в ОАО «Газпром».

 

Фабула договора, которая обсуждалась и на рабочей группе, не несет достаточно жёстких обязательств со стороны «Газпрома». 

 

- Я просто сразу дополню мысль. Елена Зырянова сегодня об этом же говорила. То есть, она считает, что нужно написать, принимает положительно решение, потому что решение можно принять любое.

 

- Первый момент. А второй момент – принимает решение в каком году?

 

- Да, кстати, сроки тоже не указаны.

 

- С этой точки зрения, я думаю, что депутатскому корпусу нужно будет внимательно ознакомиться с этим проектом договора. Это раз. И после этого уже принимать окончательное решение.

 

- «Газпром» хочет забрать себе в собственность газопроводы и не платить налоги за имущество.

 

- Нет. Если мы говорим о льготе «Газпрома», это касается льготы к тем налогам, которые сегодня уже платит «Газпром», за те газопроводы, которые идут по территории Пермского края.

 

- Его газопроводы по нашей территории.

 

- Совершенно верно.

 

- А он хочет просто оставить это в своей собственности, но налоги не платить?

 

- Это его и есть собственность. Идет разговор о снижении уплаты налогов в бюджет Пермского края. Вот о чем идет разговор.

 

- Вы сейчас сказали, что нет подписи под соглашением. Как по вашим ощущениям, у депутатов скорее возникло понимание или наоборот, возникли вопросы. И сейчас, когда этот вопрос опять поставят в пленарку, мы опять будем с нетерпением поджидать сбегающих оттуда, подлавливать их? Известно уже, Армен Гарслян сегодня об этом говорил, что к пленарке, к четвергу, соглашение подписано не будет. Не успеют.

 

- Понимаете, мне иной раз, когда мы смотрим на такие документы, приходит банальная такая мысль – обещать не значит жениться.

 

- Главное, все трое начали улыбаться после этой фразы (смеются)

 

- Мы для себя именно риски исполнения этого обязательства должны оценить.

 

- В общем, ничего прогнозировать здесь пока не беретесь?

 

- Мы здесь с вами говорим - если оценивать представленный документ, это обещание.

 

- Но обещание пока ничем не подкрепленное, кроме подписи Миллера. Воля и уверенность губернатора, который встречался с депутатами, тоже пока что не уравновешивает подпись под соглашением.

 

- Думаю, если мы работаем с формальной точки зрения, мы ведь принимаем конкретные законы, голосуем, ставим свои подписи. Хотелось бы эту формальную сторону тоже считать важной. Если мы каждый раз исходим из каких-то политических целесообразностей,  наверное, это тоже можно отнести, но это уже относится к политической деятельности, а не к законодательной.

 

- И все-таки, Игорь Валентинович, вы уже решили, как будете голосовать в четверг по этому вопросу?

 

- Я оцениваю обещания.

 

- Все интересно. Давайте мы сейчас за весь орган не будем говорить. Обещать жениться и все остальное. Вы увидели картину. Вам дали разъяснения на те вопросы, которые у вас возникли.

 

- Мне очень нравится, когда меня в прямом эфире пытаются определиться, как я себя буду вести на конкретном Законодательном собрании.

 

- Вопрос-то, решили вы или нет. Или берете паузу и дальше думаете? Время есть.

 

- Есть ведь несколько вариантов развития событий. Первая тема, мы говорим о подписанном соглашении. Сегодня этого пока нет. Надо отнестись к тому проекту, который есть.

 

- Он непонятный.

 

- Поэтому на сегодня есть предложение о внесении дополнительных пунктов, например, в проект постановления. Есть предложение депутатов перенести этот вопрос на ноябрь. То есть, масса вариантов, которые будут обсуждаться на Законодательном собрании.

 

 

Приватизация аэропорта: миллиард за акции

 

- И буквально несколько слов по аэропорту.

 

- Я думаю, что если мы говорим в данной ситуации о том, как нам приватизировать аэропорт, я должен сразу сказать, у меня нет сомнений в том, что завлекать инвестора через приватизацию аэропорта – это правильный шаг. Меня больше в данной ситуации смущает совершенно другая схема. Мы с вами начинали наш разговор о дефиците бюджета. Когда мы анализируем ту схему приватизации, которую нам предлагают принять, получается, что, во-первых, происходит фактически безвозмездная передача акций акционерного общества «Международный аэропорт Пермь» в акционерное общество «Корпорация развития Пермского края». Поступление денежных средств от приватизации акционерного общества «Международный аэропорт Пермь» идет в собственность «Корпорации развития Пермского края», а не в бюджет Пермского края.

 

- И это говорит депутат, который не уходил с предыдущего заседания. Его будут ставить этот вопрос последним в повестку, чтобы не сорвать кворум?

 

- Вообще я бы больше не стал обсуждать кворум и коллег. Но я считаю, что, во-первых, должна быть возмездная передача акций. И вторая тема, очень важная на сегодняшний день – это поступление денег от продажи этих акций в бюджет Пермского края. Давайте задумаемся об этих средствах. Это практически более 1 миллиарда рублей. Если мы говорим о том, что нам надо привлекать дополнительные доходы, чтобы уменьшить сумму тех кредитов, которые мы будем брать на погашение дефицита нашего бюджета, надо задуматься о том, почему у нас средства не попадают в бюджет, исходя из продажи такого значимого актива Пермского края.

 


Обсуждение
1520
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.