Верхний баннер
21:02 | ЧЕТВЕРГ | 25 ФЕВРАЛЯ 2021

$ 73.47 € 89.5

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 25 ноября 2013

"Это не только музыкальные концерты. Это история о пермяках и для пермяков" - Людмила Корж о фестивале "Музыка старинных особняков"

В Перми проходит ежегодный фестиваль «Музыка старинных особняков». Он включает в себя концерты, выставки и творческие акции, посвященные памятникам архитектуры и истории музыки.

 

Все концерты следуют традициям музыкальных салонов, которые были очень популярны в конце 19-го – начале 20-го веков в Перми.

 

 

 

Инвентаризация музыкой

 

- Предлагаю начать с первого концерта фестиваля «Музыка старинных особняков». Как родилась сама идея и что стоит во главе – музыка или памятники архитектуры?

 

- Первый фестиваль прошел в 2008 году, в этом году он уже шестой. Можно сказать, это стало городской культурной традицией. Другое дело, что фестиваль развивается и изменяется.

 

Он появился у нас неслучайно. В старинных городах с богатой историей, таких как Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, этот фестиваль уже давно прописался. Первые четыре фестиваля – это были концерты в особняках, которые могли принять слушателей. Инструменты везде были разные, где-то их не было вообще. И так произошла инвентаризация старинных зданий.

 

- Действительно, не в каждое помещение можно пустить людей и провести концерт…

 

- По разным причинам бывает. Некоторые хотели бы принять у себя публику, а нет возможности. Или инструменты не готовы, не готова площадка, а некоторые старинные особняки вообще закрыты. Или отреставрированы, но не принимали широкую публику.

 

В Перми к этому фестивалю очень хорошее отношение со стороны нынешних хозяев особняков, в отличие от того же Санкт-Петербурга. Там теперь закрыто почти все. А у нас наоборот, двери особняков открываются все чаще и шире.

 

- Или там находится какой-то магазин или банк….

 

- Конечно, а такое - сплошь и рядом. Но в Перми к этому фестивалю очень хорошее отношение со стороны нынешних хозяев особняков, в отличие от того же Санкт-Петербурга. Там теперь закрыто почти все. А у нас наоборот, двери особняков открываются все чаще и шире и принимают гостей.

 

Конечно, сейчас фестиваль несколько другой, чем он был раньше. Это не только музыка и концерты, это история о пермяках и для пермяков. Этот фестиваль именно для горожан, для того, чтобы проходя по улицам, они представляли, что было за этими стенами, кто там жил, об этих людях, которые внесли очень большой вклад и в пермскую культуру, и в российскую. Поэтому на предыдущем фестивале 2012 года у нас было 12 концертов.

 

Также у нас появилась еще одна тема фестиваля: «Выдающиеся имена в пермской культуре». Озвучу несколько фамилий, которым посвящены концерты – Иван Петрович Ларионов, Александр Бонавентурович Турчевич, Павел Николаевич Серебренников, Елизавета Ивановна Любимова, Александр Анатольевич Луканин, Иван Иванович Свиязев, Зинаида Васильевна Кашпер. Скажите, не очень знакомые нашим пермякам имена?

 

- Конечно, знакомые и известные. Меценаты, деятели культуры…

 

- Причем есть российского масштаба, а есть люди, которые своей инициативой помогли Перми войти в серебряный век и создать целый пласт той культуры, которую мы сейчас и не очень хорошо знаем.

 

 

 

Свои имена 

 

- Что касается имен, можно немножко просветить наших слушателей. Как вы думаете, кого забыли и не вспоминают?

 

- Мне бы хотелось сказать об Иване Петровиче Ларионове. Авторство «Калинки» уже установлено, он автор этой знаменитой песни, визитной карточки России. Но оказалось, что у него еще много музыкально-исторических очерков, у него написана опера. И благодаря гранту у меня сейчас есть уже не только программы из его произведений, есть уже клавир и запись всех концертов, которые мы провели, есть книга, изданная в Перми и написанная Ларионовым. Прошли презентации книги, она должна быть очень интересна для всех любителей музыки.

 

Павел Николаевич Серебренников. Почему интересно рассказать о нем? Павел Николаевич Серебренников сам не имел особняка. Но он так много сделал для развития медицины, культуры в городе, благодаря ему появилось здание православной гимназии, ему и этого показалось мало. Он решил сделать концертный зал в этой же гимназии, и народные чтения, музыкально-литературные вечера, которые там проходили, не могли вместить всех желающих. Он это сделал на средства пожертвований пермяков, ему доверяли эти средства.

 

 

 

 

- Он знал, куда их правильно вложить.

 

- И знал, и требовал от министерства, был замечательным менеджером того времени. Поэтому зал носит имя Павла Николаевича Серебренникова. А сам зал и всё здание иностранной гимназии построено Александром Бонавентуровичем Турчевичем, замечательным архитектором. Это личность, которая имеет громадное значение для Перми. Все здания, построенные им, сохранившиеся до нашего времени – это самые красивые здания города. В пермском научном центре УрО РАН, бывшем доме Грибушина есть музыкальная гостиная. Александр Бонавентурович строил этот дом, и эта гостиная с самого начала была задумана как музыкально-театральная. Теперь в бывшем доме Грибушина сохраняются традиции, которые были заложены еще и самим Грибушиным, и Александром Бонавентуровичем Турчевичем.

 

 

- Одно из самых красивых зданий в Перми…

 

- Не только, у него есть одна особенность. Когда его взяли на рестраврацию, а это была инициатива пермского научного центра, то решили, что реставрация должна быть один к одному. Это - единственный особняк Турчевича, в котором сохранена и лепнина, и анфилада залов, и замечательный паркет. Облик дома, наверное, очень близок к образцу, который мы утратили, очень близко, все приближено к тому, как существовало более 100 лет назад. Я уже 20 лет в этом особняке в музыкальной гостиной провожу музыкальные вечера, мы решили, что имя Турчевича должно быть известно пермякам. Провели цикл из 10 вечеров с разной программой, посвященной 150-летию со дня рождения Турчевича.

 

Думаю, через несколько лет можно проводить еще один юбилей. В Доме Мешкова в рамках фестиваля «Музыка старинных особняков» были проведены исследования истории клавишного производства в Перми. Было установлено, что есть рояль, который когда-то был сделан и принадлежал семье Юмановых. Этот рояль получил две медали, золотую и серебряную, на нижегородской ярмарке. Он в неплохом состоянии, исследования помогли краеведческому музею приобрести инструмент как экспонат. А сейчас он реставрируется, скоро это будет концертный инструмент.

 

 

 

 

Встречи в стиле классики и джаза

 

- Хочется подробно остановиться на программе концертов фестиваля «Музыка старинных особняков». В прошлую субботу состоялась первая встреча…

 

- Собрались все любители хореографии и музыки в учебном театре Пермского государственного хореографического колледжа. Этот концерт был посвящен 30-летию учебного театра. На сцене, в зале, ведущие – это все новое поколение, и танцовщики, и музыканты, которые стали лауреатами различных конкурсов. И концерт был посвящен именно 30-летию учебного театра.

 

У нас в рамках этого вечера прошли экскурсии по трем залам музея учебного театра. Для ребят это было необыкновенно интересно. Это громадная коллекция, собранная хореографическим колледжем, это часть учебного процесса. Наш концерт дал возможность пройти с экскурсией по этим трем залам учебного театра и получить представление об истории пермской школы балета. Такой жанр как экскурсия-концерт мы начали практиковать года три назад вместе с замечательным экскурсоводом и краеведом города Миланой Фёдоровой.

 

Надеюсь, благодаря фестивалю «Музыка старинных особняков» мы будем говорить о деятелях культуры города, причем разного масштаба. Культурологические исследования, краеведческие, музыка - они все должны быть связаны, чтобы это обогащало представления пермяков о городе, в котором они живут.

 

Также на стыке краеведения, культурологии и музыки получились очень интересные концерты, посвященные Александру Бонавентуровичу Турчевичу. Мы снова приходим в бывший дом Грибушина на вечер, посвященный 105-летию создания пермского отделения императорского русского музыкального общества. Оно было первым на Урале, и инициатором его создания был чайно-сахарный король Михаил Грибушин и тот же Александр Бонавентурович Турчевич. Именно они в музыкальной гостиной пермского научного центра создавали театральные композиции, музыкальные вечера, драматические спектакли. Поэтому у нас 28 ноября пройдет интересный вечер, можно сказать, театрализованный концерт в первом отделении, и пермская премьера оперы Олега Хромушина «Хирургия» по рассказу Чехова. В первом отделении тоже будет звучать чеховская проза.

 

5 декабря первый раз мы проведем музыкальный вечер в кафе. Это будет «Leroy-кафе» в кинотеатре «Кристалл IMAX». Мы вспомним о Генрихе Романовиче Терпиловском, который является создателем российского джаза. Не знаю, является ли его деятельность в Перми точкой отсчета пермского джаза, культурологических исследований, к сожалению, нет. Истории пермского джаза нет вообще, может быть, мы об этом заведем разговор 5 декабря... Вечер называется «Пойдем в кино, или с днем рождения, маэстро». Мы покажем два телефильма, один  - «Джаз-лихорадка», посвящен биографии Генриха Терпиловского, второй – единственный концерт симфоджаза в Перми, в ДК Солдатова. Это было 10 лет назад, совершенно блестящий концерт, к счастью, его сняли. Продолжения этому делу нет, может быть, будет, но на это должна быть воля как музыкантов, так и руководителей культуры города.

 

- А будет ли на этом вечере звучать живой джаз?

 

- Конечно. Во-первых, будут исполнены композиции самого Генриха Романовича. Затем прозвучит джазовая музыка в исполнении пермских музыкантов. Я надеюсь, что это будет и Виталий Коваленко, который позиционирует себя как солист, джазовый пианист, и будет инструментальный джаз.

 

Завершится фестиваль 12 декабря в Доме Смышляева - это большой читальный зал библиотеки имени Пушкина. На этом вечере, мне кажется, интересным будет знакомство с гостем из Санкт-Петербурга, сотрудником Эрмитажа, Виктором Михайловичем Дзевановским, который собрал интереснейшую коллекцию нот. Почему в Доме Смышляева? Потому что именно там 100 лет назад филармоническое общество, которое было создано вслед за пермским отделением императорского русского музыкального общества, собрало удивительно большую коллекцию нот. Эта коллекция затем стала основой уникальной библиотеки, которая сейчас находится в здании краевой библиотеки имени Горького. А в то время, 100 лет назад, это была третья в России нотная библиотека. Первая была создана в Москве, вторая в Харькове, потом в Перми.

 

 

 

Я хочу обратить внимание на вопрос - насколько интересен с точки зрения инициатив в культуре и музыке был наш город на рубеже веков? Серебряный век – это богатейшее время, которое еще надо исследовать. Надеюсь, благодаря фестивалю «Музыка старинных особняков» мы будем говорить о деятелях культуры города, причем разного масштаба, много сделавших и в рамках нашего города, и для России. Культурологические исследования, краеведческие, музыка, они все должны быть связаны, чтобы это было интересно для пермяков и обогащало их представления о городе, в котором они живут.

 

 


Обсуждение
1713
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.