Верхний баннер
02:50 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 02 декабря 2013

"Человеку, который просто пришел развлечься, здесь ничего не светит", - Лев Закс о спектаклях "Волшебной кулисы"

25 ноября в Прикамье были подведены итоги 12 Краевого фестиваля-конкурса профессиональных театров «Волшебная кулиса» Члены жюри, в состав которого вошли ведущие российские критики, определили лучших артистов, режиссеров и постановки за последние два театральных сезона. 

 

Также в рамках «Волшебной кулисы» в Доме актера состоялась конференция, на которой члены жюри обсуждали театральную картину Пермского края и высказывали свои мнения по поводу некоторых спектаклей. Обозреватель культуры «Эха» Нина Соловей записала выступление члена жюри драматического цикла Льва Закса. Представляем некоторые его фрагменты.

 

Для справки. Лев Абрамович Закс (Екатеринбург) - ректор Уральского Гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, автор более 60 научных трудов в области философии культуры и искусства, культурологии, эстетики, искусствознания, театральной критики. 

 

 

 

 - Руководствуясь социально-духовным критерием, я для себя выделил спектакли, которые на меня действительно подействовали именно в этом плане, несмотря на некоторые проблемы с формой или исполнением. Я бы назвал два спектакля, чтобы показать некую их противоположность, говоря именно о социально-духовном смысле.

 

 

«Тринадцатая звезда» Чайковского театра

 

Во-первых, «Тринадцатая звезда» Чайковского театра. Это было вообще неожиданно для меня, потому что я вообще не знал этого театра. Это ведь подростковый спектакль по известному литературному источнику, но вдруг я обнаруживаю кричащую актуальность театрального текста.

 

 

Создана художественная реальность, которая превращает историю про зверей в суперсовременную социальную историю тоталитарного загона, в котором люди (потому что, конечно, это не кролики) на собственной шкуре, ценой собственной жизни постигают, что такое быть свободным и сохранять собственное достоинство. Две важнейшие ценности этот спектакль утверждает, по-моему, очень сильно и правильно. И антураж, и сценография, и актерская пластика, и те отношения, которые там выстраиваются... Исполнитель главной роли, положительный герой... Хотя там и представитель злых начал очень убедительный.

 

Для меня как гражданина России конца 2013 года идея свободы – одна из самых главных. Этот спектакль утверждает эту, очень дефицитную в нашем обществе идею. Многое из того, что мы не имеем или имеем, оно лишнее. То, что мешает нашему движению - люди до сих пор не осознали, не пережили потребности в свободе.

 

Этот спектакль в детях формирует эту потребность, показывает, что нормальное существование – это существование свободного человека. Достоинство возможно, только если ты свободен. Чечевичная похлебка – это хорошо, но этого недостаточно.

 

 

 

«Отрочество» Пермского ТЮЗа

 

И второй спектакль, конечно, очень спорный. Мы с коллегами уже обсуждали, они будут не согласны в этой оценке, а для меня этот пример очень важен – это «Отрочество» Владимира Гурфинкеля в Пермском ТЮЗе.

 

 

Внешняя оболочка спектакля мне показалась весьма привлекательной – изысканная, эстетическая, очень тонко прочерченная, выстроенная черно-белая форма. Достаточно условна в этом смысле ее современность, но главное, что эта форма несет вещи, которых нам тоже сегодня дьявольски не хватает. Какие? Обобщенно скажу – это культура отношений между людьми.

 

Понимаете парадокс, у этих помещиков, вырастивших Льва Николаевича Толстого, была высочайшая культура человеческих отношений. Может быть, она не всегда распространялась на угнетенные классы, это другой вопрос, но в контексте этого попадает становление личности в обстановке естественного для маленького мальчика драматизма. При этом возникает самое главное. Мы видим, как может мир, когда он пронизан человеческими ценностями, правильно влиять. Я сейчас говорю о его родителях и той аристократической по-настоящему культуре, которой нам не хватает в школе, на улице, в трамвае.

 

Между нами говоря, мы дикари. Мы агрессивны, нетерпимы, грубы, иногда просто жлобы. В данном  случае спектакль работает, и я слышал восприятие детей. Он работает на это, и это важнее некоторых режиссерских ошибок – пережим в детскости главного героя, повторение одних и тех же приемов, когда немолодой артист играет маленького мальчика, который демонстрирует нам приметы ребячества, часто искусственные, с пережимом, перебором... Я неравнодушный к музыке человек, не могу принять, почему вдруг в очень иронической по духу, по настрою пьесе, вдруг звучат цитаты из Шестой симфонии Чайковского! Эта музыка никак не может звучать в этом контексте, конечно, это вкусовой ляп.

 

 

 

"У нас всё хорошо" Театра-Театра

 

Наконец стоит отметить спектакль по пьесе Дороты Масловской «У нас все хорошо». Конечно, пьеса очень трудна для восприятия, но хорошо, что она есть. Спектакль по этой пьесе в Театре-Театре – это очень современный модернистский спектакль.

 

 

Чтобы понять, о чем речь, надо его посмотреть, я уверен, не один раз. Но пласт и способ сознания, который там передан – это очень важно. Речь идет о противоречиях современного человека, его раздвоении, растроении. Он не знает, на каком он свете, ищет ценности и теряет их, он обретает их и  них разочаровывается, не знает, где верх, а где низ, где мужское, а где женское, где родина, а где чужбина, где история, а где настоящее. Если вспомнить, что это поляки говорят, а это трагичнейшая нация, то вообще все становится очень важно. Мне кажется, Театр-Театр очень хорошо все делает, хотя это не облегчает восприятие. Человеку, который просто пришел развлечься, здесь ничего не светит. Это спектакль для тех, кто думает, соразмышляет, переживание рождается только после интеллектуального резонанса.

 

 

 

"Географ глобус пропил" Театра-Театра

 

Бывают в культуре смысловые обманки, каждое поколение имеет истинное и ложное увлечения. На мой взгляд, такой смысловой обманкой является сегодня роман Иванова «Географ глобус пропил. Это - беллетристика. Почему-то в ней всем почудились какие-то смысловые глубины.

 

 

А может быть, и не почудились, может быть, как раз как беллетристика она и ставятся. В Театре-Театре, мне кажется, она идет как беллетристическая вещь. Мне как зрителю этого уже недостаточно, поэтому я это называю обманом. Временами это интересно смотрится, но временами - нет.

 

Тот спектакль, который мы видели, временами даже был скучен, потому что провисал темпоритм, не всегда общающиеся между собой актеры знали, чего они хотят. Я думаю, это пройдет быстро.

 

Хотя фильм «Географ глобус пропил», на мой взгляд, менее интересен, чем спектакль Невежиной, потому что Невежина поступила очень мудро и не стала давить на отсутствующий, на самом деле, трагизм. Там нет никакого «лишнего человека», это все иллюзии. Это кризис определенного возраста, потому что «лишний человек», меняясь сексуальными партнерами, не решает своих проблем, мы это знаем из истории культуры и литературы. Невежина поставила спектакль, где самое интересное – становление детей, которые в схватке с реальными жизненными трудностями немножко начинают для себя что-то понимать.

 

 

 

"Вагончик мой дальний" Березниковского театра драмы

 

И закончу я тремя названиями, которые для меня стали лучшими. Они принадлежат к разным типам художественного сознания, это тоже интересно, потому что говорит о многообразии. Первое – это работа, которую я характеризую как спектакль социального реализма, «Вагончик мой дальний» Березниковского театра драмы.

 

 

Очень сильная работа, прежде всего, реализмом передачи реальности. При этом у нас перед глазами живой театр, на наших глазах артисты выходят из образа и возвращаются в него, скрываются в тени рядов и вдруг снова превращаются в образы, которые они несут. Это все антураж, хотя быть в театре и понимать, что ты в театре – это очень важно.

 

Но самое главное – другое, конечно. Нам показывают трагедию нашей истории, из которой все мы вышли, вот этот кошмар. Другое дело, что там есть другие, может быть, пока не достигнутые уровни осмысления. Но мне достаточно и этого. Здесь для меня очень важна эта правда разрушаемой жизни, что, к сожалению, многие забыли или не знают. Это надо открывать и рассказывать. Общество, для которого человек – предмет для наступания на него... А многие идеализируют прошлое со Сталиным, без Сталина, неважно, очень быстро забыта эта реальность.

 

Великолепно играет хор, коллектив, отличные сольные работы, выделяющие и пронзительно раскрывающие эту личностную персональную историю человека, а таких ведь миллионы.

 

 

 

Мюзикл «Алые паруса» в Театре-Театре

 

Мюзикл «Алые паруса» в Театре-Театре. Для меня это - романтизм, обуржуазенный, но все-таки интересный. Заметьте, не столь элегически даже, как у Грина, потому что сегодня уже другой Грей, он устал, разочарован.

 

 

Мне очень интересно было видеть, как абсолютно современными, коммерческими средствами решаются совершенно некоммерческие задачи поиска, открывания для людей подлинных ценностей, о которых сегодня вслух даже неловко говорить – вера в мечту, любовь, идеал и прочее. Решено это на очень высоком уровне. Меня это взяло с первой минуты.

 

И даже неловко говорить, что хорошо поют, это уже фирменная черта Театра-Театра, но в данном случае поют по делу. Это не просто номера, они живут через пение. Я назову не только блистательную Анну Сырчикову, но и актера Дюженкова, который играет ее отца и великолепно делает свое дело.

 

 

"Пленные духом" Новой драмы

 

И третья работа – высокий постмодернизм. Наверное, наибольшее наслаждение я получил на нем. Это спектакль «Пленные духи» в Камерном театре «Новая драма» Марины Оленевой. То, что я увидел, это - маленький шедевр, где вообще все не просто на месте, а на очень высоком уровне, сделано с блеском и удивительной адекватностью на то, о чем идет речь.

 

 

Конечно, это любовная пародия на то, что нам вообще дорого и свято – Александр Александрович Блок, Борис Николаевич Бугаев. Менделеев вообще великий человек, я родился с его именем на устах, потому что вырос в семье химиков. Но как это все сделано, как это вкусно, остроумно, тонко, толково!

 

Мы по-разному относимся к слову «постмодернизм». Некоторые сразу становятся на четвереньки и начинают гавкать. Другие, наоборот, пускают слюни и прочее. На самом деле постмодернизм очень разный. Есть высокий толковый постмодернизм, который, может быть, восходит к Мандельштаму. А есть усталый, разочарованный и так далее. В данном случае мы имеем дело с очень здоровым, молодым, светлым, мажорным, солнечным постмодернизмом, начиная с текста братьев Пресняковых, с которыми я давно знаком, когда-то они были моими студентами, и кончая великолепными исполнителями. Смотришь, и - редкий случай! - не хочешь, чтобы заканчивался спектакль, начинаешь любить и хотеть это все. Вот торжество художественной реальности и таланта, который эту реальность создал.

 

 

Все фото предоставлены театрами


Обсуждение
1992
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.